Останкино дворец графа шереметева официальный сайт: Усадьба Останкино | Главная

Усадьба Останкино – Шереметьевская усадьба Останкино: адрес, цены, фото, билеты, экскурсии, часы работы, как доехать – Отзыв о посещении усадьбы в Останкино

После посещения Мемориального Музея Космонавтики мы, как и планировалось, отправились к Останкино, в Шереметьевскую усадьбу, куда не смогли попасть неделю назад (см. Усадьба Шереметьева в Останкино и Монумент Покорителям Космоса). На этот раз мы не пошли до останкинской башни, а шли вдоль ВВЦ к останкинскому парку, вдоль пруда и к усадьбе.

Немного общей информации о работе Останкино, думаю, лишней не будет. Шереметьевская усадьба Останкино находится по адресу: 1-я Останкинская ул., 5, добраться туда можно от метро ВДНХ на трамваях №11, 17 до конечной остановки, на монорельсовой дороге, либо пешком минут 15 ходьбы. Телефон – (495) 686-0288, 683-46-45. Останкино работает с 15 мая по 30 сентября. Часы работы: с 11:00 до 19:00, рабочие дни среда-воскресенье. Если идёт дождь и при высокой влажности воздуха (выше 80%) музей закрывают, поэтому перед выходом посмотрите прогноз погоды :-). Экскурсии по Останкино проводятся с 12:00 до 16:30. С 17:00 до 19:00 самостоятельный осмотр. Организованные группы до 20 человек принимаются по предварительным заявкам. Бесплатное посещение группами учащихся по спец. билетам (что это такое непонятно, просят уточнять по телефону).

Мы пришли к 15:00, купили билеты, плюс билет на фотосъёмку. Хотя билетом это назвать можно с большой натяжкой. Кассирша выдала нам стандартную липучку (на таких обычно пишут цены товаров, а потом на эти же товары и ляпают), с надписью «фотосъёмка», сказав, что её нужно прилепить на фотоаппарат.

Осмотр Останкино начинается с главного входа (не там, где вход в парк, а левее). При входе на территорию усадьбы мы хотели сдать наш рюкзак на сохранение охране, но по какой-то причине старикан, дежуривший на входе, не дал нам этого сделать. То ли мы его не поняли, то ли он нас, но из-за этого в здание усадьбы я зашёл с рюкзаком на плечах, чем сразу же вызвал недовольство смотрителей. Одна бабка (как я заметил, по большей части там работают пенсионеры) начала ворчать, почему при входе пропускают с рюкзаками, сумками и т. п. На что я ей ответил, что хотел его сдать (для меня это было бы даже лучше, мне тоже не нравится таскаться  с ним) но сделать мне этого не дали.

Забыл упомянуть одну деталь. При входе в Останкино нужно надеть старые пыльные  войлочные тапочки, дабы не испортить старинный паркет. По этой же причине, думаю, и музей работает во время дождя, осенью и зимой.

Первый зал. Первый зал Останкино особого впечатления не произвёл. Залом его можно назвать с большой натяжкой. Небольшая комната, на стенах гобелены, портрет, вдоль стен старинная мебель со времен самого графа Шереметьева (интересно только какого из них). Здесь представлена коллекция бисерных вышивок Р.М. Парсеговой, которую  музею удалось приобрести в 2008 г. Различные кошельки, табакерки, веер, украшенные бисером. Некоторые предметы уникальны и не имеют аналогов в музейных и частных собраниях. Подробнее о коллекции можно почитать в самом музее.

За первым залом идёт галерея. Вдоль галереи стоят колонны, за ними вдоль стен красивая старинная мебель, на стенах висят картины, на потолке люстры. Галерея ведёт к Итальянскому павильону – самому нарядному павильону в усадьбе Останкино. «Плоскости его стен, членящиеся пилястрами, почти целиком заполнены зеркалами и резными золочёными панно, а богато украшенные золоченым орнаментом двери оформлены крупными лепными порталами…».

От павильона есть коридор к кабинету самого графа Шереметьева. Но туда людей не пускают, а издалека видны только стулья, стол, большая люстра над ним и окна почти до пола. Кабинет мне очень понравился, мне бы такой. Эх, мечты!

Далее по коридору напротив идём к другой галерее. Здесь также повсюду старинная мебель, лепнина, красивый расписной потолок. На прошлой неделе мы старались разглядеть всё это через окно, а теперь видим, так сказать воочию. Эта галерея оказалась последним залом, где нужно было обязательно ходить в тапочках. Осмотрев её мы их сняли и поднялись в театр.

Если честно театр на меня особого впечатления не произвёл, наверное не хватало экскурсовода, который бы всё это красиво подал. Всё-таки я не особо большой ценитель старины. Обычная театральная площадка, только всё старинное: те же колонны, расписной потолок, понравилась большая люстра, висевшая над зрительным залом. В зрительном зале стоят обычные современные стулья, на которых я с удовольствием присел после долгого пути до усадьбы Останкино и по самому музею. В центре сцены непонятно для чего стоял стол, вдоль стен – различные театральные принадлежности, например штуковина, имитировавшая гром. Это был большой ящик, в котором лежали камни. Ящик наклонялся, камни перекатывались, и это было, наверное, похоже на гром.

И, наконец, остался последний, так называемый Египетский зал.  Египетским его называют, наверное, из-за лепнины и рисунков, выполненных в египетском стиле. Осмотр зала оказался очень коротким. Мы его, вообще-то, даже видели во время первого посещения Шереметьевской усадьбы Останкино. Погулять по залу не удастся – не пускают. Поэтому даже сфотографировать зал полностью не получилось. Войти можно только метра на 2 вглубь, дальше огорожено.

Итого на осмотр Шереметьевской усадьбы у нас ушло не более 30 минут. Подводя итог можно сказать, что усадьба стоит тех денег, что вы платите за её посещение. Но лучше всего приходить до 14:00 и заказывать экскурсию, так будет намного интересней. Специально ехать только для того, чтобы посмотреть Останкино, наверное, не стоит, только если вы живёте недалеко, т.к. время на осмотр уходит минут 25-30, а на дорогу обычно час-полтора. Лучше всего после экскурсии пойти на ВВЦ или в Музей Космонавтики. Или если вы с ребёнком, то к пруду на аттракционы. Либо побывать там до усадьбы.

Московский дом: усадьба Останкино – Москвич Mag

Московский дом

,

2 мин. на чтение

Московский дом: усадьба Останкино

Евгения Гершкович

1-я Останкинская, 5, стр. 1
1792–1798 гг.
Архитекторы: Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Франческо Кампорези, Иван Старов, Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин

«Осташково на суходоле» — именно под таким названием будущее Останкино упоминается в письменных источниках середины XVI века. По одной из версий, Иван Грозный подарил его Анне Колтовской, своей четвертой жене, лишь несколько месяцев побывшей царицей. Об усадьбе Останкино рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

В 1743 году Останкино в приданое получает княжна Варвара Черкасская, выходя замуж за графа Петра Шереметева.

1912

Особое внимание на этой усадьбе сосредоточил их единственный сын Николай Шереметев, человек несметно богатый и прекрасно образованный. Граф много путешествовал и прослушал курс лекций в Лейденском университете. Приступая к строительству летней увеселительной резиденции — дворца в Останкино, он задумал совершить «величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело».

К проекту была причастна целая команда зодчих: с итальянской стороны — Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Франческо Кампорези, с русской — Иван Старов и крепостные архитекторы Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин.

Дворец, выдержанный в стиле классицизма, посвятили Аполлону и, естественно, окрасили в аполлонов цвет утренней зари с белыми деталями: скульптурными рельефами — многочисленными фигурами танцующих вакханок, сочными плодовыми и цветочными гирляндами, символизирующими «приятности и пользы». Балясины на фасаде первоначально были золочеными, поскольку золото — символ света — непременный аполлонов атрибут.

Главная идея XVIII века — «развлекая поучать» — сполна воплотилась в великолепном детище графа Шереметева, ставшем гигантской декорацией-«обманкой», созданной на потеху именитых гостей.

Первый розыгрыш — сама архитектура. Полностью деревянный, возведенный по распространенной в Европе, но неведомой до того в России каркасной системе дворец был оштукатурен под кирпич. Детали внутреннего убранства, выглядевшие бронзовыми и мраморными, на деле оказывались лишь деревянной имитацией, искуснейшей подделкой.

Всюду гостей подстерегали всяческие «кунштюки». Интерьеры сменялись один за другим, как картины в спектакле, роскошь соседствовала с бутафорией, реальное пространство продолжалось в иллюзорном, создаваемом многочисленными зеркалами.

Во дворце главным мотивом был «просвещенный досуг» — посещение театра. В отличие от большинства представителей российского дворянства того времени склонность к модной тогда забаве превратилась у Николая Петровича из развлечения в дело жизни.

Театр находился в центральной части дворца, фланкированный боковыми павильонами, Итальянским и Египетским.

30 апреля 1797 года давали оперу Гретри «Браки самнитян», где главную партию исполняла примадонна крепостной труппы, семнадцатилетняя Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова.

Воспитывалась Прасковья, дочь кузнеца, в графском доме, училась сценическому и музыкальному искусству. В 1798 году Ковалева получит вольную, а в 1800-м станет графиней.

Венчание с Николаем Петровичем Шереметевым почти без свидетелей пройдет в скромной церкви Симеона Столпника, что в начале нынешнего Нового Арбата.

Построить маршрут до усадьбы Останкино и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Вадим Разумов, pastvu.com

discovermoscowRusspassдворянские усадьбыМосковскийДомусадьба Останкино

Подписаться:

Театр дерева и света графа Шереметева

Театр Дерева и Света графа Шереметева
Оживает уникальный театральный дворец Останкино на севере Москвы.

Мишель А. Берди


Жил-был русский граф по имени Николай Петрович Шереметев, имевший страсть к театральному искусству, необыкновенно тонкий вкус и достаточно денег, чтобы предаваться и тому, и другому. Он воспитал и содержал уникальную труппу крепостных артистов и певцов, выступавших в родовом доме на Никольской улице в Москве и их имении Кусково. Когда умер его отец и он стал наследником семейного состояния, Шереметев решил перестроить одну из их владений, усадьбу Останкино, в великолепный Театральный дворец. Он представлял пышное царство, где гости будут и зрителями, и актерами, а все парки поместья, пруд и дворец станут сценой для грандиозных вечеров развлечений. Дворец будет спроектирован вокруг театра, своего рода сцены внутри сцены, которая будет оснащена новейшими механическими чудесами. И где его любимая актриса, Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь крепостного кузнеца, а потом (к великосветскому ужасу, надо полагать) его жена и графиня, будет иметь подобающую ее таланту сцену.

Театральный дворец, построенный с 1793 по 1797 годы и просуществовавший всего четыре года, предназначался для летних утех. Все здание сделано из дерева, что превратило содержание в кошмар для преданных сотрудников музея (а также делает его единственным местом в Москве, где курение даже на территории строго запрещено).

Это было и есть чудо роскоши и театральности. Это также один из очень немногих русских дворцов, дошедших до наших дней в целости, с оригинальными полами, настенными покрытиями, мебелью, картинами и огромным собранием редких и красивых предметов быта.

Где: 1-я Останкинская ул., д. 5 Метро ВДНХ, далее трамваи 11 или 17. На машине из центра: Шереметевская ул. север, по эстакаде до ул. Королева. Поверните налево (по стрелке) и затем поверните на первом повороте направо. Музей находится в двух кварталах слева.

Когда и сколько: Музей открыт с 18 мая по 30 сентября с 10:00 до 18:00 со среды по воскресенье. С 10:00 до 15:00 вы можете организовать экскурсию; с 15:30 до 18:00 вы можете совершить экскурсию по музею самостоятельно (экскурсии проходят до 13:00 по воскресеньям). Музей закрыт во время дождя или при особо высокой влажности (в целях сохранения строения и коллекции).

Для россиян входная плата (без экскурсии) 30 рублей, для детей 20; для иностранцев – 40 руб. Экскурсия стоит 60 рублей для россиян (30 для детей) и 80 рублей для иностранцев. Также могут быть организованы групповые туры до 20 человек. Расписание концертов проверяйте в газетах. Идеальным днем ​​была бы экскурсия по дворцу, прогулка по великолепным садам, а затем концерт.

Языковой фактор: Экскурсии и предконцертные представления на русском языке; иногда можно договориться с переводчиком, но если вы хотите тур на иностранном языке, лучше взять с собой переводчика. Однако все номера имеют англоязычные описания на стендах.

Детский фактор: Поскольку все в музее настоящее, вам придется следить за маленькими детьми, чтобы убедиться, что они не подходят слишком близко к оригинальным скульптурам 18-го века. Детям постарше, которые интересуются театром или роскошным образом жизни прошлых времен, это должно понравиться.

Многие элементы декора являются декорациями: не мраморные колонны, а деревянные опоры сцены, искусно покрытые мраморной пылью и раскрашенные так, что их невозможно отличить от настоящего камня. В отреставрированном итальянском павильоне (большая часть музея либо находится в ремонте, либо ожидает его) гости графов собирались перед вечерней оперой или концертом. Маленькие уголки с кушетками и скульптурами позволяли им выйти из толпы для сплетен, интриг или романтики. Вот если бы они могли оторвать взгляд от потолков: украшенных панелями из французской ткани с блестящими узорами павлиньего синего, желтого и красного цветов, или от пола, украшенного вставками из редких пород дерева.

Итальянский павильон открывается в такой же утопающий в зелени зал, тоже с уголками для тихих бесед, ведущий в театр. Театр — единственный сохранившийся в России дворцовый театр XVIII века и один из десятка в Европе. Он имеет глубокую (22 метра) и широкую (17 метров) сцену, которая открывается в круглую зону отдыха, окруженную балконом. Гаечки и изобретательность будут на небесах. Огромные колонны можно было поднимать и перемещать по сцене, чтобы менять сцены; деревянные машины издавали звуки ветра, грома и дождя (последние, бросая сушеный горох вниз по побегу, обшитому изогнутыми металлическими лезвиями). Деревянная конструкция и дизайн создавали исключительную акустику. Если вам посчастливилось раздобыть билеты на один из концертов Шереметевского сезона, проходящих в театре, обязательно посидите на месте; молния открытия кошелька звучит как низколетящий самолет. Но если посидеть в тишине, то слышно каждый удар лютни и нежнейший шепот певца. Это волшебный опыт.

Хотя стулья теперь поднимаются над сценой, изначально место для сидения было примерно на полтора метра ниже сцены. Для выступлений в нем были установлены сиденья, похожие на трибуны, покрытые толстыми подушками. После того, как гости перебрались в соседний зал, трибуны были убраны, а пол уложен на уровне сцены. За 40 минут театр превратился в бальный зал.

Экскурсия завершается небольшой, но увлекательной экспозицией одной из музейных коллекций предметов быта и осветительных приборов. Даже если вы никогда раньше не задумывались об освещении, вы будете очарованы: подсвечники, поставленные на фоне зеркал, чтобы освещать сцену, воздушные люстры, похожие на каскад дождевых капель, канделябры-свечи, огромная люстра в театре, поднимаясь к потолку, канделябры фейерверка, увешанные кварцем и аметистом, заставляли настольный свет ослеплять и танцевать.

Для графа Шереметева иллюминация была частью театрального представления его вечеров. Гости описывали, как они вошли на подъездную дорожку, освещенную маленькими огнями, до дворца, где каждое окно было освещено и отражалось в пруду. Огромные золотые торшеры были перемещены, чтобы создать уголки мягкого света. Столы танцевали со светом, который отражался в зеркалах, придавая им бесконечные размеры. После театрального представления, ужина и танцев в саду за дворцом был запущен фейерверк.

Сегодня, увы, возле этого редкого и хрупкого дворца нельзя зажигать свечи и фейерверки. Но с толикой воображения


Посетите Knights of the Vine, Россия!

История Останкино от Главного архивного управления / Новости / Сайт города Москвы

Социальная сфера

Останкинский дворец-музей. Фото Михаила Трахмана, 1950 г. Главное архивное управление

За свою долгую историю усадьба сменила много владельцев, от писца Василия Щелкалова до князей Черкасских, но по-настоящему свое обрела она при графах Шереметевых. Императрица Елизавета Петровна посетила усадьбу по дороге на коронацию в Москву.

Деревня Осташкино (позже Останкино) впервые упоминается в XVI веке. В 1584 году ее владельцем стал писец Василий Щелкалов. Князья Черкасские переняли село в XVII веке и владели им до 1743 года, когда граф Шереметев женился на дочери князя Черкасского и единственной наследнице. Географ Харитон Чеботарев писал об усадьбе: «Останково находится примерно в 3 км от города и принадлежит графу Петру Шереметеву; там чудесный дом удовольствий и парк с прудами».

Парк был спроектирован архитекторами Алексеем Мироновым и Павлом Аргуновым и заложен в 1793 году ландшафтным дизайнером Кристофом Майнерсом в популярном тогда стиле английского сада. Писатель и краевед Иван Кондратьев писал, что «Останкинский сад и парк, расположенные к северу от особняка, были заложены его прежним владельцем, князем Черкасским, задолго до того, как был построен сам особняк».

В конце 18 века в усадьбе был разбит особый сад. Отделенный от остального парка густой стеной из подстриженной растительности, сад был открыт только для останкинского хозяина.

В «Полном путеводителе по дачным предместьям Москвы» (1894 г.) сказано: «В чудесном парке графа Шереметева липовые аллеи, сибирские кедры и много цветов. Есть большой пруд для купания. Рядом с дворцом стоит красивая каменная церковь, построенная в очень интересном дизайне».

Летом в усадьбе несколько раз устраивались танцевальные вечера и самодеятельность, рядом находился кумысный курорт.

Парк культуры и отдыха имени Дзержинского открылся в Останкино через 15 лет после революции, в 1932 году. Советские специалисты отмечали уникальное сочетание растений в парке: «Останкино имеет неповторимый ландшафт благодаря удачному сочетанию леса с насажденной растительностью, лугов и многочисленных водоемов. В пестрой растительности преобладают дубы и сосны. Другие разновидности деревьев включают березу, тополь, липу и ель. Ольха растет у водоемов и в других влажных местах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *