Особенности готики в архитектуре: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Особенности Готики в различных странах Европы • Архитектура, дизайн, жилище

Расцвет средневековых городов совпал с утверждением нового художественного стиля — готического. Когда во Франции появился новый стиль, то строения казались итальянцам грубыми и безвкусными.

Свое название готический стиль получил от германского племени готов, хотя они к нему не город XV в. имели никакого отношения. Словом «готический» они хотели подчеркнуть варварский характер архитектуры, оно имело отрицательный смысл в противоположность цивилизованному романскому, и в переводе означало дикое, варварское, презрительное.

Готика в различных странах Европы имела свои особенности. Северная готика господствовала в Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Северо-Западной Германии, южная — в Южной Германии, Швейцарии, Австрии. Массивность была заменена легкостью и свободой, все пропорции устремлены вверх.

Устремленность вверх подчеркивалась стрельчатой аркой, остроконечными верхушками окон и фронтонов на фасаде, шатровыми крышами. Основные черты готического стиля: вертикальность, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Стиль преодолел громоздкость камня благодаря новой конструкции сводов.

Эпохой был создан ребристый свод — прочный и легкий. В нем мы видим четкое разделение усилий на ребра и распалубку. Система несущих ребер образовала каркас, который заполнялся кладкой.

Несмотря на то, что свод стал намного больше, но нагрузка от него уменьшалась за счет ребер. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов сделало возможным строительство более тонких стен. Стена перестала быть несущим элементом, она заполнялась несущими пилонами.

Система пилонов уменьшала массу сооружения и создавала ощущение легкости. Пилоны снаружи служили для погашения боковых распорок. Внешняя система опор — колонны и аркбутаны (висячие арки), внутренний пилон воспринимал внутренние вертикальные нагрузки. Каркасная конструкция освободила стену от функции несущего элемента и открыла возможность для украшения ее витражами и декором.

В готическую эпоху стали использовать разнообразные детали крепления — гвозди, анкеры, скобяные изделия. Металл стал применяться в декоративных целях: появились решетки, шпили, флюгеры. Из свинца стали делать переплеты витражей, накладные украшения. Началось изготовление листового стекла крупных размеров. Но основными материалами оставались кирпич, камень и дерево.

Рост населения средневековых городов приводил к тому, что разбогатевшему ремесленнику-бюргеру или купцу приходилось вытягивать строение в высоту из-за недостатка места. Происходило это так. Сначала в городах дома строили одноэтажные, но под сильно заостренной двускатной крышей. Пространство под балками крыши позволяло сделать еще один этаж — второй.

В дальнейшем крышу снимали, пристраивали еще этаж, и получали два этажа и третий под крышей. С фасада крыши было не видно: ее заслонял фронтон, причем зубчатые выступы и башенки должны были напоминать средневековый замок.

Чтобы увеличить размеры своих домов, горожане каждый следующий этаж делали выступающим над нижним. Выступы противоположных домов по одной и той же улице сходились так близко, что вероятность возникновения пожаров и распространения болезней была огромной. В домах было темно и грязно.

Готическая архитектура. Поздняя готика

Пламенеющая готика — особый период, когда архитекторы дошли до высшего уровня мастерства в деталях и декоре. В этой части узнаем о нем больше.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

К 14 веку сформировался классический вариант готического стиля, готика стала уверенной. Когда доходишь до высшего уровня мастерства, расти некуда — остается только уйти в отрыв и удивлять всех вычурностью и сложностью.

🔥 Пламенеющая готика называется так из-за особого декора, похожего на всполохи огня. К этому времени колоссальные соборы построены везде, где нужно (да и денег после чумы и войны почти нет). Поэтому остается строить небольшие церкви и капеллы, крылечки и надгробия. Но эти небольшие строения украшались так, как соборам и не снилось.

➰ Декор больше не подчеркивает конструкцию. Он существует сам по себе — иногда очень мастерский и тонкий, а иногда насыщенный и даже немного безумный.

🇫🇷 Французская поздняя готика более сдержанная и рациональная, чем в других странах, потому что опирается на изначальный готический стиль — но все равно очень сложная, тонкая и детальная.

1,2. Нотр дам де Нуайон, Франция, 15 век
3. Церковь Сен-Маклу, Руан, Франция, 16 век
4. Собор Святой Цецилии, Альби, Франция, крыльцо 15 века

Телеграм-канал

Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Самые интересные примеры поздней готики мы найдем в Англии и на юге — в Испании и Португалии (вот где ничем себя не ограничивали!).

🇬🇧 Поздняя готика в Англии славится своими веерными сводами с множеством нервюр, которые расходятся лучами — но не для того, чтобы поддержать конструкцию, а для красоты.

⚔️ В Испании и Португалии готика запоздала. Здесь долго было не до нее из-за войн с арабами — только к 15 веку удалось освободить захваченные территории, и готику стали осваивать экстерном. Готика здесь самая странная, потому что развивалась далеко от Франции с ее каноничными образцами. Арабское искусство с его орнаментальностью тоже наложило свой отпечаток.

🇵🇹 Мануэлино — название стиля в Португалии, по имени короля Мануэля I Счастливого. При нем страна достигла наивысшего расцвета. Вычурная готика демонстрировала мощь государства.

1. Капелла Генриха VII, Лондон, Великобритания, 16 век
2. Глочестерский собор, Великобритания, 15 век
3. Монастырь иеронимитов, Белен, Португалия, 16 век
4,5. Монастырь Баталья, Португалия, 16 век
6. Севильский собор, Испания, 16 век
7. Окно королевского монастыря в Томаре, Португалия, 15 век

Главные силы и технологии во времена готики отдавали соборам. Но обычным зданиям тоже доставалось — получалось очень интересно.

⚜️ Акцент на декоре. Светской готике не нужны 30-метровые потолки. Обычно у зданий стандартные конструкции, стены, крыша, но с готическими деталями — стрельчатыми окнами, башенками, декором.

🏡 Самые частые типы — ратуши, жилые дома, городские дворцы и замки. Они не такие впечатляющие, как гигантские соборы, но их тоже очень интересно рассматривать.

1. Лёвенская ратуша, Бельгия, 15 век
2. Дворец Жака Кёра, Бурж, 15 век
3. Замок Корвинов, Хунедоара, Румыния, 15 век

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Развитие и характеристики готической архитектуры возрождения

Рэйчел Браун | Опубликовано

Купить сейчас

Архитектура неоготического возрождения возникла в середине 18 века в Англии и распространилась по всему миру. Архитектура готического возрождения, также известная как неоготика, была основана на стилях средневековья и ренессанса.

Неоготический стиль утратил популярность в начале 1890-х годов с подъемом движений искусств и ремесел и раннего модернизма.

Вдохновение для архитектурного возрождения готики Возрождение готики Синт-Петрус-ан-Паулюскерк – Остенде, Бельгия

Интерес к стилю готического возрождения возник в результате религиозного и социального давления в Англии в середине 18 века. Преобладал страх перед новой техникой и нонконформистскими религиозными движениями. Эти страхи помогли разработать стиль готического возрождения, который был одой прошлому.

Ранним вдохновением для готического возрождения был интерес к романтическим идеалам Средневековья и Ренессанса. Эти идеалы относились к рыцарству и преданности долгу.

Ключевые архитектурные особенности готического возрождения включают оконный узор, витражи, стрельчатые окна, отделочные детали, декоративные изделия из дерева, формы капота, религиозные образы и проекции башен.


Развитие готической архитектуры

Популярными примерами готической архитектуры являются замки и соборы середины и конца 1700-х годов. Эти элементы стали более определенными после публикации в 1817 году статьи Томаса Рикмана под названием «9».0028 Попытка выделить стили английской архитектуры .

К 1881 году статья все еще публиковалась, переиздавалась и читалась. Она способствовала популяризации архитектурного стиля неоготики в коммерческих и жилых зданиях.

К 1820 году архитекторы включили готические элементы в большие здания и поместья для богатых.

Одним из первых идеалистов готического стиля был Гораций Уолпол. Он превратил свой коттедж в особняк под названием Strawberry Hill — один из первых примеров архитектуры неоготики.

Другими яркими примерами неоготической архитектуры в Англии были здания парламента и кампусы Оксфордского и Кембриджского университетов. Стиль также называли готической викторианской архитектурой, одним из популярных архитектурных типов викторианской эпохи.


Архитектура готического возрождения в Соединенных Штатах

Первым жилым домом в стиле готического возрождения в Соединенных Штатах был дом, спроектированный в 1832 году Александром Джексоном Дэвисом. Звали его Глен Эллен. Дэвис был выдающимся архитектором и публиковал книги, пропагандирующие стиль готического возрождения. Его идеи и проекты получили популярность в Соединенных Штатах для церквей и домов.

Многие из первых образцов готической архитектуры эпохи Возрождения в США использовали камень. Архитекторы сделали ставку на камень, потому что он перекликается с видом средневековых европейских замков.

Позже, когда неоготический стиль стал более популярным, строители начали использовать такие материалы, как кирпич и дерево.

Все больше людей перенимали дизайн своих домов в стиле готического возрождения, но многие из этих примеров деревенские и простые в исполнении. Специалисты называют новый жанр Carpenter Gothic или Rural Gothic, популярный с 1840-х — 1860-х годов, просуществовавший на Западе до 1890 с.

Архитекторы продолжали использовать готические проекты Карпентера для церковных зданий до 1940-х годов

Даже после того, как идеи неоготической архитектуры вышли из моды, этот стиль оставался популярным в школах, колледжах и университетах по всей территории Соединенных Штатов. Этот стиль был попыткой создать образ эпохи и истории. Он также известен как «студенческая готика» и широко используется в таких университетах, как Брин-Мор, Принстон и Чикагский университет.


Архитектурные элементы в стиле готического возрождения

Архитектура в стиле готического возрождения выглядит по-разному в зависимости от типа здания.

Для величественных зданий, таких как замки и соборы, характерно наличие всех элементов высокой готики. Эти постройки отличаются от деревянных построек, таких как загородные церкви и дома с измененным неоготическим видом.

Архитектурные элементы для сооружений в стиле возрождения высокой готики
  • Кирпичная или каменная конструкция
  • Использование узоров в кирпичной кладке и/или разноцветных камнях
  • Акцент четких вертикальных линий для привлечения взгляда вверх
  • Высокая линия крыши со сводчатыми потолками
  • Использование башен
  • Резьба по камню с изображением птиц и цветов
  • Сгруппированные дымоходы
  • Использование стрельчатых арочных окон и дверей
  • Использование готических мотивов, таких как арки, четырехлистник и трилистник
  • Освинцованные, ромбовидные и витражные окна
  • Изящный узор на окнах и потолках
  • Насыщенный цвет и средневековые мотивы во внутренних помещениях

Архитектурные элементы для готических конструкций
  • Высокая линия крыши с фронтонами
  • 7/1 арочные двери и стрельчатые окна
  • Навесные доски из пиломатериалов на карнизах с декоративными завитками
  • Резные или точеные стойки крыльца
  • Дощатый и реечный сайдинг

В чем разница между готикой и готической архитектурой?

Архитекторы основывали архитектуру готического возрождения на более ранней готической форме, которая процветала в 12-16 веках. Между ними много общего, но поскольку типы зданий разные, проявления стилей различны.

Соборы и замки являются основными образцами готической архитектуры. В них есть летающие контрфорсы для распределения веса и позволяют парить сводчатые потолки, ребристые своды, стрельчатые арочные окна, сложные оконные и потолочные узоры и витражи.

Некоторые постройки эпохи Возрождения готики, построенные в величественном стиле, во многом похожи. Тем не менее, большинство домов в стиле готического возрождения в Соединенных Штатах имеют формы готики Карпентера или сельской готики, которые скорее перекликаются, чем копируют более ранний готический архитектурный стиль.

Французская готическая архитектура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

 

 

Сен-Дени, из Собора Нотр-Дам де Пари: Сен-Дени принял мученическую смерть в связи с преследованием христиан децианами вскоре после 250 г. н.э.

Дагоберт I заново основал церковь как аббатство Сен-Дени, бенедиктинский монастырь. Дагоберт также заказал новый храм для размещения останков святого; он был создан его главным советником Элигием, ювелиром по образованию.

 

 

Могила Дагоберта I: Могила Дагоберта была улучшена в 13 веке в базилике Сен-Дени.

Аббат Сугерий

Аббат Сугерий (около 1081-1151 гг.), аббат Сен-Дени с 1122 г., друг и доверенное лицо французских королей, получил аббатство в качестве сплющенного в возрасте 10 лет и начал работать около 1135 г. восстановить и расширить его. Сугерий был покровителем перестройки Сен-Дени, но не архитектором, как это часто предполагалось в XIX в.го и начала 20 века. На самом деле, похоже, что в изменениях XII века участвовали два разных архитектора или мастера-каменщика. Оба остаются анонимными, но их работы можно различить стилистически. Первый, который отвечал за первоначальную работу на западном конце, отдавал предпочтение традиционным романским капителям и лепным профилям с богатыми и индивидуальными деталями.

Его преемник, завершивший западный фасад и верхние этажи притвора, прежде чем приступить к строительству нового хора, продемонстрировал более сдержанный подход к декоративным эффектам, полагаясь на простой набор мотивов, который, возможно, оказался более подходящим для более легкой готики. стиль, который он помог создать.

Западная пристройка Сугерия была завершена в 1140 году, а три новые часовни в притворе были освящены 9 июня -го года. По завершении западного фасада аббат Сугерий приступил к реконструкции восточного конца. Он хотел хор (алтарь), который был бы залит светом. Для достижения своих целей каменщики Сугерия использовали новые элементы, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, часовни, расходящиеся лучами, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и вставка больших окон фонаря. Это был первый раз, когда все эти функции были объединены. Новое сооружение было завершено и освящено 11 июня.

0146-й  1144 года в присутствии короля.

 

 

Церковь аббатства Сен-Дени: Это западный фасад базилики Сен-Дени, демонстрирующий отличительные черты романской архитектуры.

Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Благодаря правлению Анжуйской династии этот стиль был представлен в Англии и распространился по Франции, Нидерландам, Германии, Испании, северной Италии и Сицилии.

Темный романский неф с его толстыми стенами и небольшими оконными проемами был перестроен с использованием новейших технологий в том, что сейчас известно как готика. Этот новый стиль, который отличался от более ранних работ Сугерия так же сильно, как они отличались от своих романских предшественников, сводил площадь стены к абсолютному минимуму. Сплошную каменную кладку заменили обширными оконными проемами, заполненными блестящими витражами и прерываемыми лишь самой тонкой ажурной решеткой — не только в фонаре, но и, возможно, впервые на обычно темном уровне трифория. Верхние фасады двух значительно увеличенных трансептов были заполнены двумя эффектными окнами-розетками. Как и в случае с более ранней перестройкой Сугерия, личность архитектора или мастера-каменщика неизвестна.

Аббатство часто называют «королевским некрополем Франции», так как это место, где веками хоронили французских королей и их семьи. Здесь покоятся останки всех монархов Франции с 10 века до 1789 года, кроме трех. Изображения многих королей и королев находятся на их могилах, но во время Французской революции эти гробницы были вскрыты, а тела перенесены в братские могилы.

Людовик IX правил во время так называемого «золотого века Сен-Луи», когда королевство Франция находилось на пике своего могущества в Европе, и в политическом, и в экономическом плане внес много новшеств в готическое искусство и архитектуру, примером чего является его комиссия Ла-Сен-Шапель, образец готической архитектуры Rayonnant. Король Франции считался primus inter pares среди королей и правителей континента. Он командовал самой большой армией и правил самым большим и богатым королевством Европы, которое в то время было европейским центром искусства и интеллектуальной мысли (Сорбонна). Престиж и уважение к королю Людовику IX объяснялись скорее его доброжелательным характером, чем его военным превосходством. Для своих современников он был квинтэссенцией христианского князя и воплощал в себе весь христианский мир. Позже король был признан святым католической церковью.

 

 

Бюст Святого Людовика, ок. 1300 г. из церкви Мейнвилля, Эр, Франция: Людовик IX, или Святой Людовик, был почитаемым лидером и сильным покровителем искусств в готический период.

Стиль двора Людовика распространился по всей Европе благодаря покупке предметов искусства у парижских мастеров на экспорт и бракам дочерей короля и родственниц за иностранных мужей. Личная часовня Людовика, Сент-Шапель в Париже, неоднократно копировалась его потомками в других местах.

 

 

Сент-Шапель, потолок нижней часовни: Сент-Шапель Святого Людовика олицетворяет готический стиль Rayonnant, как и личная часовня короля Людовика IX.

Сент-Шапель (Святая капелла) — одно из немногих сохранившихся зданий королевского дворца Капетингов на острове Сите в самом сердце Парижа, Франция. Он был заказан королем Франции Людовиком IX для размещения его коллекции реликвий страсти, в том числе Тернового венца — одной из самых важных реликвий средневекового христианского мира. Началось где-то после 1239 г.и освященная 26 апреля 1248 года, Сент-Шапель считается одним из высших достижений периода готической архитектуры. Несмотря на то, что он был поврежден во время Французской революции и серьезно отреставрирован в 19 90 146 90 147 веке, он сохраняет одну из самых обширных 90 127 коллекций in-situ 90 130 (коллекций, которые до сих пор находятся на своих первоначальных местах) витражей 13 века в мире. . На стекле изображены истории из Ветхого Завета, и основное внимание уделяется изображениям библейских царей, как хороших, так и плохих. Ученые считают, что включение «плохих» королей наряду с хорошими было задумано как урок для королевского зрителя, который должен учиться как на хороших, так и на плохих примерах правления.

Сент-Шапель является ярким примером готического архитектурного стиля, называемого «Rayonnant Gothic», также известного как придворный стиль, и отличается ощущением невесомости и сильным вертикальным акцентом. Лучевые постройки, как правило, меньше, чем соборы высокой готики, которые были до них. Сент-Шапель стоит прямо над нижней часовней, которая служила приходской церковью для всех обитателей дворца, который был резиденцией правительства. Однако сама часовня была частной королевской часовней, и ученые отметили, что структура выглядит почти как металлическая конструкция, как будто сама часовня является реликварием.

  • Увеличение населения городов во Франции, а также усиление французского монарха способствует развитию готического стиля.
  • Наиболее выразительным средством готического стиля является архитектура, в частности, соборы.
  • В то время как готический стиль был разработан в Северной Франции, он распространился по всей Европе, где были приняты различные региональные стили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *