Готическая архитектура Средневековья и ее особенности
Готическое искусство пришло на смену романскому. Само по себе слово «готика» является синонимом слову «варварство». Таким определением обычно называли стиль средневекового искусства, который не являлся интересным для современников того времени и не соответствовал определенным традициям и особенностям стиля античности.
Хронологической границы между предшествовавшим романским и наступившим готическим стилем практически не заметна. Готика отличается наиболее высоким интересом к проявлению чувств и экзальтации.
12 век является расцветом для романского стиля, а также толчком для дальнейшего развития совершенного иного, со своими характеристиками и идеалами, готического стиля. Историки выделяют 3 стадии готики:
1. ранняя;
2. зрелая;
3. поздняя
Развивалась готическая архитектура Средневековья в странах, в которых господствовало христианство. Соборы, построенные в этом стиле, отличались огромными размерами, которые устремлялись ввысь, а внешне строение украшали декоративная каменная резьба и живописно расписанные витражи. Все это вызывало у верующих людей очень сильное эмоциональное волнение.
Готическая стилистика встречалась во всех архитектурных постройках того времени, это были и светские здания, и мосты, и различные укрепления. Обычно от главной городской площади расходилось множество улочек в разных направлениях, вдоль которых очень часто строились небольшие здания, не более трех этажей, которые имели высокие фронтоны.
Вокруг городов строились мощные возвышавшиеся ввысь стены, а замки превращались в огромные крепости.
Большинство городов строилось по одному типу: в центре возводился собор, который был для всех горожан культурным центром. В нем, в зависимости от случая, проходили различные собрания, богослужения и праздники. Постройкой соборов в те времена занималась не только церковь, но и общины профессиональных ремесленников.
Чаще всего храмы и другие наиболее важные постройки строились на средства самих горожан. Обычно несколько поколений занимались финансированием одного собора. Постройки в готическом стиле очень сильно отличались от построек, построенных в романском стиле. Они были более вместительными, высокими и с большим количеством декораций.
Городской пейзаж стал стремительно меняться на фоне живописных соборов. Городские дома также стали возводить остроконечными и стремящимися ввысь. Подобный стиль архитектуры с религиозной точки зрения объяснялся стремлением души к небесам. Массивная каркасная система и реберные стрельчатые своды с крестами, которые выкладывались из камня, были основным отличием готического стиля от романского.
Нервюры или каркасные арки, которые появлялись на пересечении крестовых сводов, в зрелой готической архитектуре были связующим звеном между опорами пролетов центральных и боковых нефов.
Дематериализация формы является самой главной особенностью и отличительной чертой готической архитектуры. При входе в храм, перед взором человека представало множество тонких колонн, которые устремлялись вверх, а на верху они превращались в пучок с еще более тонкими ребрами. Казалось будто они парят в воздухе. Внутренняя отделка собора была очень похожа на кружево из камня.
В готической архитектуры фасады всех зданий обычно украшены фиалами, узорными вимпергами, краббами и стрельчатыми арками. А различные статуи представляют собой различные сюжеты заимствованные из Священного писания, в виде реальных персонажей и образов.
В это же время происходит некоторое усложнение и изменение в процессе синтеза искусств. Это отчетливо проявляется в скульптурах, если в романском стиле они были статичными, то в готическом, они становятся динамическими и, как бы, взаимодействуют друг с другом.
Архитектура зрелой готики продолжает устремление ввысь. Ярким примером построек тех времен служит Реймский собор.
В дальнейшем продолжается развитие сюжета в готическом искусстве и скульптуре. Наиболее распространенным среди сюжетов является «Страшный суд». Все больший интерес проявляется к человеку и его духовной жизни.
Химеры и многие другие фантастические чудовища, как и в романском стиле, очень популярны.
Во времена правления готики в архитектуре были созданы такие известные скульптуры как: статуи собора Шартре, образ самого Христа на соборе в Амьене и многие другие.
В период поздней готики особое распространение получили алтари в виде скульптур, которые украшали собой интерьеры и отличались скульптурами из позолота и дерева, а также темперной живописью. В миниатюрах стало проявляться движение к передаче объема и пространства. Значительно увеличивается количество новых построек, таких как ратуши, городские ворота и цеховые здания.
Добавить комментарий
Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение
В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго отметил, что здания, построенные до изобретения печатного станка, являлись своего рода книгами. Храмовые постройки отражали идеи, мысли и чувства своих современников. Следовательно, сравнение зданий разных культур или эпох может дать представление о различиях не только в предпочитаемых тем или иным народом архитектурных формах, но и в мышлении этих народов.
В данной статье будет рассмотрено явление итальянской готики в архитектуре. Итальянская готика интересна тем, что она заметно отличается от североевропейской.
Проблемой исследования является отражение характера некоторой социальной или политической общности в национальной архитектуре. В результате проведенного исследования предполагается ответить на вопрос, почему национальная архитектура Италии имеет характеристики, отличные от характеристик ортодоксальной североевропейской готики. Предмет исследования — средневековые и возрожденческие готические храмовые постройки на территории Италии.
Цель настоящей работы заключается в выявлении связи между отличительными социальными чертами населения Италии и особенностями итальянской готической архитектуры в Средние века и в эпоху Возрождения. Для этого предлагается решить следующие исследовательские задачи: определить характерные черты классического готического архитектурного стиля; выявить особенности итальянской готической архитектуры; определить социальные причины отличия итальянской готической архитектуры от классического североевропейского готического стиля.
В качестве ключевого метода исследования используется компаративистика: в результате сравнения итальянской и североевропейской готики выявляются характеристики, относящиеся только к итальянской готике; в ходе сравнения традиций и нравов итальянцев и других народов выявляется итальянский национальный характер; затем обнаруживается связь между итальянской национальной исключительностью и особенностями готического стиля в Италии. Данные, используемые в работе, — это архитектурные готические постройки Италии и Северной Европы.
Что такое готика?
Готический стиль возник в XII веке во Франции[1], распространившись затем по Европе и миру. Готика имеет ряд характерных особенностей.
Как было сказано выше, архитектура отражает мысль. Изменение архитектурных тенденций связано с развитием человеческой мысли. К появлению готического стиля привели новые веяния в философии. На рубеже XI-XII веков возникает новый тип религиозной философии — схоластика. Целью схоластики является устранение или сглаживание противоречий между аристотелевской философией и Священным Писанием. Вера в Бога теперь должна была быть подкреплена разумом. На службу этой цели была поставлена и архитектура. Подобно схоластическим философским трактатам того времени, архитектура обязана была отвечать трём требованиям: тотальность, единообразие частей и четкость [1, с.131]. Поэтому в готическом храме, в отличие от предшествующего ему по стилю романского, чувствуется
В рассматриваемое время важное значение приобретает дневной свет. В V веке неизвестный философ, подписавший свое сочинение именем афинского мыслителя и христианского святого Дионисия Ареопагита, написал богословское сочинение, в котором уподобил Божественное влияние дневному свету. Теперь храмовая постройка должна была пропускать максимальный объем дневного света внутрь здания, демонстрируя тем самым присутствие Бога в храме.
Так появились витражи и окна-розы. Окна стали делать настолько большими, насколько это позволяли технические возможности времени. Изобретение нервюр, контрфорсов и аркбутанов позволило увеличить размер оконных проемов. Все эти архитектурные элементы призваны облегчить свод и заменить массивные стены с маленькими окнами на сплошные галереи со стрельчатыми арками.Помимо этого, было решено умножить золотые украшения интерьера храмов. Здесь будет уместно упомянуть еще один эпизод из «Собора Парижской Богоматери»: однажды архидиакон Клод Фролло сказал: «…свет, заливающий мою руку, — золото!». Золото обладает высокими отражательными способностями. Золото, отражая свет, который падает на него из окон, преумножает освещенность интерьера храма. Получается трехсоставная логическая цепочка: божественная энергия — свет — золото. Таким образом, благодаря увеличению количества золотых предметов в храме, увеличивается и божественная энергия. «… насколько же лучше могут говорить мне о божественной причинности такие дивные последствия, как золото и диамант» — говорил в начале 14 века герой книги Умберто Эко «Имя Розы» бенедиктинский монах Аббон.
Готическое здание стремится ввысь к небесам. Две его одинаковые башни расположены над фасадом, над боковыми нефами. Над средокрестием[2] — острый шпиль. Трансепт, как и главный неф, поделен на три части. Здание тяготеет к абсолютной заполненности декоративными элементами — все плоскости стены должны быть заполнены.
Таким образом, классическая североевропейская готическая постройка целостна, имеет две одинаковые башни над боковыми нефами, большие окна с витражами и окна-розы. Несущие функции здесь выполняют аркбутаны, контрфорсы и нервюры, а стены перестают играть важную несущую роль, в результате чего появляется возможность заполнить стены окнами, максимально пропуская свет внутрь здания. Вся постройка имеет вертикальную доминанту, символизирующую стремление здание к небесам. Этому способствуют такие архитектурные элементы как стрельчатая арка и острый шпиль.
Историк искусства П. П. Гнедич называет лучшими памятниками готического стиля Кельнский собор (Германия), Собор Парижской Богоматери (Франция), Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство (Великобритания). Во всех этих зданиях можно увидеть две одинаковые башни фасада, множество контрфорсов по всему периметру здания (за исключением фасада), стрельчатые арки и окна. Кельнский собор и Нотр Дам имеют высокий шпиль. Изобилует объем готических украшений на стенах здания: ставятся статуи в нишах, создаются рельефные узоры на тимпанах[3], масштабно обрамляются порталы. Колонны представляют собой не одну массивную монолитную фигуру, а множество тонких каменных колосков, сплетающихся воедино.
В чем состоит специфика итальянской готики?
Средневековая и возрожденческая итальянская готика имеет ряд архитектурных особенностей. Для того чтобы определить исключительность готической архитектуры Италии, в статье будут рассмотрены готические постройки XIII — XVI веков: Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), собор Вознесения Пресвятой Девы Марии (сиенский Дуомо), дворец дожей (Венеция), Собор Рождества Девы Марии (миланский Дуомо), собор Санта-Кроче (Флоренция).
Прежде всего следует обратить внимание на наличие у итальянских религиозных построек купола — нехарактерного для готики архитектурного элемента.
Например, купола имеют флорентийский Дуомо и Сиенский собор.Вторым фактором, отличающим итальянскую готику, является облицовка зданий разноцветным мрамором. Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи полностью покрыт мрамором зеленого, белого и розового цвета. Белым, черным и розовым мрамором облицован Дуомо в Сиене. Миланский собор и Дворец дожей снаружи беломраморные. У многих итальянских соборов только фасад облицован мрамором: к примеру, Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Мраморная облицовка редко встречается у северных представителей готического зодчества — эти соборы остаются без облицовки, и зритель может видеть бутовый камень, из которого и был построен собор.
Третьей характерной чертой является монументальность и массивность построек. Итальянский учёный, специалист по семиотике и средневековой эстетике Умберто Эко в романе «Имя розы» замечает такую особенность храмов Италии: «… не устремляющиеся головокружительно ввысь к небесам, а накрепко сращенные с почвой, пошедшие в ширину, а не ввысь».
Другой отличительной чертой итальянской готики можно назвать частое наличие у соборов круглого окна, не являющегося окном-розой. Например, такие окна можно увидеть в сиенском Дуомо и флорентийском Санта-Кроче. Стоит отметить, что готика по своей природе стремится к остроугольным формам, избегая форму круга. Поэтому северные мастера архитектурной готики, используя разные способы, «прятали» круглую форму окна. Прежде всего «сокрытие» круглой формы достигалось за счет расчленения окна фигурным переплетом, что делало окно похожим на цветок, в результате чего такое окно и получило название «окно-роза». Окно-роза может встречаться в некоторых романских постройках, но именно в готической архитектуре оно стало постоянным элементом из-за вышеописанной причины — необходимости сгладить ощущение мягкости формы окна.
На службу этой цели были поставлены и другие архитектурные ухищрения. К примеру, в реймсском соборе окно-роза вписано в треугольник стрельчатой арки, а свободные плоскости между кругом и этим треугольником инкрустированы мозаикой, как и само окно-роза. А на южном фасаде трансепта Собора Парижской Богоматери готические узоры между кругом и треугольником представляют собой барельеф на глухом участке стены. Так, круглая форма окон готических соборов, которую итальянские зодчие старались подчеркнуть, у северных мастеров наоборот менее заметна.Фасад итальянских готических соборов может быть украшен фресками. В Санта-Мария-дель-Фьоре и Санта-Кроче фрески расположены сразу над главным входом. В Сиенском Дуомо фрески заполнили фронтоны над тремя нефами. В Миланском Дуомо и в Санта-Мария-Новелла вместо фресок присутствуют сюжетные барельефы. В классической северной готике эти пространства чаще всего заполнялись окнами или готическими орнаментами.
Итальянским готическим сооружениям не достает той «готичности», которая была охарактеризована в первой главе статьи. Контрфорсы встречаются редко (за исключением Миланского собора). Стены итальянских соборов легко допускают незаполненные пространства и глухие стены. К примеру, верх здания Дворца Дожей в Венеции, расположенный над аркадой, не умеет других украшений кроме плоского орнамента и редких окон. Санта-Мария-дель-Фьоре легко поделить на отдельные объемы, что противоречит готическому принципу целостности архитектурной постройки.
Однако при всем вышеописанном несходстве итальянской готики с готикой классической, итальянская готика остается готикой. Об этом говорят и стрельчатые арки, и готические орнаменты, и встречающиеся окна-розы, и обилие украшений на фасаде, и местами появляющаяся система контрфорсов (Миланский собор, южный и северный трансепты Санта-Мария-дель-Фьоре), и витражи.
Причины особенностей итальянской готики
Для описанной выше специфики итальянской готической архитектуры я вижу две основополагающие причины.
Во-первых — смешение стилей, в разной мере присущее всем рассматриваемым итальянским постройкам. Готика смешалась с романским стилем. Итальянцы не смогли полностью отказаться от архитектурного стиля романики, так как он был порождением их собственной культуры [1, с.170]. Романский стиль, созданный как попытка возвращения к былому величию Римской империи, представлял для итальянцев культурную гордость. Поэтому стены итальянских готических построек не утратили романской массивности, и здания все так же выглядят монументальными. Помимо того, строительство соборов нередко растягивалось на несколько веков[5]. Уже после начала строительства план здания и чертежи неоднократно изменялись, подчиняясь веяниям архитектурной моды. Здания, изначально задуманные как готические соборы, к концу своего строительства приобретали возрожденческие черты, становясь более отвечающими современным тенденциям в архитектуре. Этим объясняется наличие в итальянских соборах куполов и ярко выраженных круглых форм. Например, в Санта-Мария-дель-Фьоре можно увидеть и купол, и похожие на византийские конхи полукруглые перекрытия выступающих частей трансепта, и круглые элементы в дизайне фасада.
Во-вторых, изучая архитектуру отдельно взятого народа, необходимо учитывать его менталитет. На формирование менталитета оказывает влияние климат страны. Шарль Монтескье писал в сочинении «О духе законов»: «В климате чрезмерно жарком тело совершенно лишается силы. Тогда расслабление тела переходит и на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, […], там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою». Если довериться этому описанию южных народов (в числе которых и итальянцы), то можно прийти к заключению, что итальянцам более свойственно чувственное познание, чем рациональное. Как было упомянуто в первой главе, одной из целей готической архитектуры было разумное объяснение веры и религии. Итальянцы скорее были склонны верить чувствам, чем доказывать истинность веры. Поэтому элементы готической архитектуры, призванные североевропейскими мастерами демонстрировать доказательства существования божественной энергии, итальянцам оказались без надобности. Северная природа готической архитектуры не соответствовала южному итальянскому духу. Поэтому классическая северная готика не могла здесь развиваться, не претерпевая изменений. Итальянцы должны были «приручить» готику, приспособить ее природу к своему характеру.
Заключение
Северная ортодоксальная готика в архитектуре предполагает ощущение легкости постройки, достигаемой за счет шпилей, пинаклей, фиалов, стрельчатых арок и окон; избегает круглых форм, единственным круглым элементом остается окно-роза, которую северная готика тоже пытается маскировать.
Итальянская готическая архитектура выделяется сохранившимися с романской эпохи массивностью и приземистостью построек; легко допускает наличие круглых форм помимо окна-розы; во многих случаях облицована мрамором; может быть украшена фреской.
Происхождение этих особенностей имеет во многом социальный характер. Если во Франции готика формировалась под влиянием философских идей, то в Италию она пришла как архитектурная мода, потерявшая философское основание, свой фундамент. Поэтому итальянцы, не понимая изначальных концептуальных причин некоторых правил готики, пренебрегали ими, попутно сохраняя особенности близкой им романской архитектуры.
Литература:
- Гнедич Петр Всеобщая история искусств [Книга]. — Москва: Эксмо, 2012.
- Кавтарадзе Сергей Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.
- Рехт Ролан Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
[1] Мнение о том, что родиной готики является Германия, ошибочно. Первым памятником готической архитектуры считается здание аббатства Сен-Дени в Париже, строительство которого датируется началом XII века.
[2] Место пересечения главного нефа и трансепта.
[3] Плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом.
[4] Остроконечный щипец над порталом или оконным проёмом готических зданий.
[5] К примеру, строительство Санта-Мария-дель-Фьоре началось в 1296 году, купол был выстроен в XV веке, облицовка собора относится к 1887 году.
Основные термины (генерируются автоматически): итальянская готика, итальянская готическая архитектура, готическая архитектура, готический стиль, Парижская Богоматерь, северная готика, собор, божественная энергия, Миланский собор, Флоренция.
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ⋆ Архи-Монарх
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Если вы хотите узнать о египетской, римской или византийской архитектуре, перейдите по ссылке.
Готическая архитектура (12 – 15 -й -й век) Готическая архитектура зародилась в основном во Франции, где архитекторы вдохновлялись романской архитектурой и остроконечными арками испанской мавританской архитектуры. Готические здания легко узнать по их аркам, ребристым сводам, контрфорсам, сложным скульптурам (например, горгульям) и витражам. Готическая архитектура изначально была известна как «французский стиль».
Готическая архитектура – это европейский стиль из архитектуры , который ценит высоту и демонстрирует сложную и тонкую эстетику. Хотя его корни французские, подход Gothic можно найти в церквях, соборах и других подобных зданиях в Европе и за ее пределами. Примеры готической архитектуры: Собор Парижской Богоматери в Париже и Собор Святого Патрика в Дублине.
1) Влияния
История
- 12-13 вв.: Священная Римская империя сократилась до территории Германии Осталось только 3 великих королевства: Франция, Англия и Кастилия в Испании
- Процветающие годы с точки зрения сельского хозяйства – теплая погода и изобретение ветряной и водяной мельниц увеличили количество производимой пищи
- Большинство европейцев были католиками
- Церковь при Папе Римском объединила христиан
- Все христианство объединилось против мусульман
- Правители, церковь и горожане потратили средства на строительство более замков, соборов и монастырей
- города соревновались друг с другом в создании лучшей архитектуры.
- Было построено около 4000 новых городов для размещения растущего населения
- Города стали центрами торговли – Париж, Милан, Флоренция, Венеция, Неаполь
- Смесь земель, управляемых дворянами
- Феодальная система – помещики правили тиранией
- В народе было неспокойно
- Города стали многолюдными и грязными – распространились болезни
2) Архитектурный характер
- Термин «готика» используется в упрек этому стилю
- отход от классических линий
- Может быть идентифицирован по общему использованию остроконечной дуги
- Также называется «Средневековая архитектура»
- Структурный – Каркасная каменная конструкция
- Визуальный – Важное значение имело изобразительное искусство, включая роль света в конструкциях.
- Символический – i) Схоластика, ii) Перевод реальных событий в камень и стекло, iii) Соборы служили образом неба
i) Характеристики готической архитектуры
- Готическая архитектура в основном: i) Воздушная и светлая, ii) Акцент на вертикальности, iii) Стрельчатые арки, iv) Ребристые своды4) 9025 контрфорсы, vi) Большие витражи, vii) Орнаменты, вершины и т. д.
ii) Стрельчатая арка
- Готическая архитектура — это не просто орнамент.
- Готический стиль принес новые новаторские методы строительства, которые позволили храмам и другим зданиям достигать большой высоты.
- Одним из важных нововведений стало использование стрельчатых арок.
- В эпоху готики строители обнаружили, что стрельчатые арки придают строениям удивительную прочность и устойчивость.
- Строители перешли от полукруглой цельной арки к стрельчатой арке
- Выглядел светлее и указывал вверх.
iii) Ребристый свод
- Органическая метафора, намекающая на роль ребер в анатомии как опорных тканей скелетной структуры тела.
- Арки, обычно три пары на прямоугольный пролет, идущие по диагонали.
- Поперечные ребра вместе с наружной рамой образуют полную арматуру арок по краям и основным сгибам свода.
- Раньше в романских церквях использовались цилиндрические своды. Готические строители представили драматическую технику ребристых сводов.
- В то время как бочкообразные прыжки переносили вес на непрерывные сплошные стены, ребристые прыжки использовали колонны для поддержки веса
- Ребра также очерчивали своды и придавали конструкции ощущение единства.
iv) Контрфорс
- Чтобы предотвратить обрушение арок наружу, готические архитекторы начали использовать революционную систему «аркада».
- Отдельно стоящие кирпичные или каменные опоры крепились к наружным стенам аркой или полуаркой.
v) Витраж
- Поскольку сами стены больше не были основной опорой, готические здания могли включать в себя большие площади стекла.
- Огромные витражи и множество окон меньшего размера создавали эффект легкости и простора.
vi) Горгульи
- Соборы в стиле высокой готики становились все более сложными.
- За несколько столетий строители добавили башни, шпили и сотни скульптур.
- В дополнение к религиозным фигурам, многие готические соборы богато украшены странными, ухмыляющимися существами.
- Эти горгульи служат не только украшением.
- Изначально скульптуры были водосточными трубами для защиты фундамента от дождя.
- Поскольку большинство людей в Средние века не умели читать, резьба по дереву взяла на себя важную роль иллюстрации уроков из священных писаний
3) Готическая архитектура во Франции
- Французская готическая архитектура – архитектурный стиль, зародившийся во Франции в 1140 году и господствовавший до середины 16 века.
- Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор и Амьенский собор.
- На французском языке «L’architecture Ogivale»
- Primaire (12 век нашей эры). Также называется «ланцетом»
- Отличается остроконечными арками и геометрическими ажурными окнами
- Secondaire (13 век н. э.). Также называется «Rayonnant»
- Характеризуется круглыми окнами с рисунком колес
- Тертиаре (14-16 века нашей эры). Также называется «Яркий»
- Оконный узор в виде пламени или струящийся узор
i)
Характеристики- Использование стрельчатой арки для закрытия прямоугольных отсеков
- Использование аркбутанов, утяжеленных вершинами
- Высокие, тонкие колонны – «тянущиеся как бы к небу»
- Стены, освобожденные от несущей функции
- Изобретение цветных витражей для украшения оконных стен
- Ажурные окна послужили основой для рассказывания библейских историй в картинках
- Соборы как библиотека для неграмотных горожан – Библейские истории рассказывались с помощью витражей и скульптур
a) Амьенский собор
- Самая высокая завершенная французская готическая церковь
- Начато в 1220 году и завершено в 1269 году
- Масштаб поистине гигантский
- Порталы затмевают прихожан
- Окно-розетка затмевается огромным фасадом
- Сводчатые проходы поднимаются на 60 футов изнутри
- Стекло создает ощущение пребывания внутри огромной хрупкой клетки.
- Архитектор – Робер де Люзарш
b) Реймский собор
- Начато в 1211 году после того, как пожар уничтожил предыдущее строение
- На основании устава
- Обеспечивает большее ощущение высоты за счет регулировки пропорций ступицы
- Самый великолепный вид открывается с западного фасада
c) Шартрский собор
d) Нотр-Дам, Париж- Один из старейших французских соборов
- Начато епископом Морисом де Салли
- Фасад имеет последовательные ярусы ниш со статуями: Христос и французские короли
- Окно центрального колеса
- Две западные башни с высокими остроконечными жалюзи
Другие соборы: Собор Бове, Собор Лаона, Собор Суассона
4) Готическая архитектура в Великобритании (Англия)
- Готическая архитектура в Великобритании была четко разделена на периоды или стили.
Норманнский (1066-1154 гг. н.э.)
- Включает возведение большинства крупных романских церквей и замков
Переходный период (1154–1189 гг. н.э.)
- Стрельчатые арки в романских постройках
Ранний английский язык (1189–1307 гг. н.э.)
- Эквивалент высокого готика во Франции
- Также называется стилем «ланцет» или «первый заостренный», из-за длинных узких заостренных окон
Украшенный (1307–1377 гг. н.э.)
- Оконный узор «геометрической» формы, а затем плавный узор и криволинейный рисунок поверхности
- Также называется «Second Pointed», что эквивалентно французскому «яркому» стилю PERPENDICULAR (1377–1485 гг. н.э.)
- Также называется «прямолинейный» или «треугольный»
Тюдоры (с 1495 по 1558 гг. н.э.)
- Увеличение количества деталей эпохи Возрождения
Елизаветинская эпоха (1558-1603 гг. н.э.)
- Идеи эпохи Возрождения обретают силу
а) Соборы
- Могут быть прикреплены к монастырям или коллегиальным учреждениям
- Встречается на территории общежитий, лазаретов, гостевых домов, монастырей, трапезных, других построек
- Комплекс церкви, королевского дворца и могильников
- Самое важное средневековое здание в Великобритании
- самый широкий (32 м) и самый высокий свод в Англии (102 фута)
b)
Другие примеры- Собор Уэллса
- Йоркский собор – крупнейший средневековый собор в Англии и Северной Европе
- Винчестерский собор – самый длинный средневековый собор в Англии
5) Германия, Бельгия и Нидерланды (готическая архитектура)
- В Германии основное влияние оказала Франция, а не немецкий романский стиль
- В Бельгии и Нидерландах он был основан на французской готике, развивая брабантинский стиль
а) Зальные церкви
- Имел другой вид:
- Неф и проход одинаковой высоты
- Одна или две огромные богато украшенные западные башни или апсиды вместо скульптурного дверного проема
- Кирпичная кладка и упрощенный орнамент
- Типовая зальная церковь
6) Испания (готическая архитектура)
- Сильное мавританское влияние: использование подковообразных арок и богатое украшение поверхности сложными геометрическими и плавными узорами
- Церкви имели плоский внешний вид из-за часовни, вставленной между контрфорсами
- Чрезмерный орнамент без учета конструктивного характера
а)
Бургосский собор (1221 – 1457 гг. н.э.)- Неправильный в плане
- Самый красивый и поэтичный из всех испанских соборов Севилья
b)
Собор (1402-1520 гг. н.э.)- Крупнейшая средневековая церковь в Европе
- Вторая по величине церковь в мире, следующая за собором Святого Петра, Рим
c)
Другие соборы- Собор Авила, Собор Сеговии, Собор Барселоны
7) Готика в Италии
- В 1300-х годах Италия представляла собой разрозненное собрание республиканских городов-государств с политическими разногласиями
- Повышение от купеческого сословия до дворянства
- Гвельф (город-государство за Папу, например, Флоренцию)
- Джибеллин (города-государства, поддерживающие императора Священной Римской империи, например, Сиенна)
- Лидирует в Европе в области искусства, обучения и торговли
- Культурное возрождение происходило в Италии раньше, чем в Северной Европе
- Римские традиции оставались сильными
- Это остановило развитие готической архитектуры в Италии
- Вертикальность готики обычно нивелируется горизонтальными карнизами и струнными рядами
- Отсутствие башен и контрфорсов
- Небольшие окна без узора
- Проектирование входных веранд с колоннами на львиных зверях
a) Кафедральный собор Флоренции или Санта-Мария-дель-Фьоре
- Дизайн Арнольфо ди Камбио
- По существу итальянский характер, без вертикальных черт готики
- Необычный план латинского креста с колокольней и баптистерием
b) Сиенский кафедральный собор
- Одно из самых грандиозных сооружений со времен строительства Пизанского собора
- Результат гражданской гордости – все художники Сиены внесли свой вклад в его строительство и украшение
- Крестообразный план
- Полоса из мрамора Zebra на стене и опоре
в) Прочие соборы
- Миланский собор
- Самый большой средневековый собор в Италии
- 3-й по величине собор в Европе
В целом, готическая архитектура была важным событием в истории архитектуры и оказала длительное влияние на проектирование и строительство зданий по всей Европе. Его изысканный стиль, богатое убранство и акцент на высоте и свете остаются определяющими характеристиками готического стиля и продолжают вдохновлять архитекторов и дизайнеров сегодня.
Видео по теме
Готическая архитектура – VALERIE WHITE: AP ART HISTORY
Учебное пособие.
ГРАФИК
| Ключевые идеи
Важная лексика
|
ВОЛШЕБНЫЕ Колокола Шартрского собора, видео мисс Парк, 2014 |
|