Ось в черчении: Чертеж оси. Обозначение оси на чертеже.

Содержание

ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник – Проецирование 2-4

 

Обычный рисунок изображает предмет, как он представляется глазу наблюдателя. Способ перспективного изображения используют при создании архитектурных проектов. Применение рисунка в производстве неудобно, так как он искажает форму и размеры предмета.

Чертёж, выполненный в прямоугольных (ортогональных) проекциях, является основным видом изображения, которым пользуются в технике. Он дает представление о форме и размерах предмета, но часто уступает в наглядности,  когда очень сложно представить деталь или изделие по чертежу, например рис 1а и б.  По ортогональным проекциям предмета довольно трудно представить его форму.

Рис. 1. Чертёж в прямоугольных проекциях

 В этих случаях выполняют дополнительно изображение этого предмета в аксонометрической проекции, которые значительно нагляднее (можно посмотреть здесь и здесь).

Аксонометрические проекции отличаются наглядностью.

Поэтому аксонометрические проекции применяют в тех случаях, когда трудно представить деталь.

Аксонометрический чертеж (аксонометрия) – это изображение, полученное параллельным проецированием фигуры вместе с осями на некоторую плоскость так, чтобы ни одна из осей не совпадала с направлением проецирования.

   
Построение аксонометрических проекций

 В зависимости от наклона изображаемого предмета к плоскости проекций и угла, образуемого проецирующими лучами с плоскостью, получают аксонометрические проекции различного типа.

ГОСТ 2.317-69 (СТ СЭВ 1979-79) устанавливает пять видов аксонометрических проекций. Рассмотрим два наиболее употребительных вида.

Если передняя и задняя грани куба параллельны плоскости V, а проецирование осуществляется параллельными лучами, направленными под острым углом к плоскости, то получается косоугольная фронтальная диметрическая проекция.

Если расположить куб так, чтобы его грани были наклонены к плоскости V под одинаковыми углами, и проецирование производить перпендикулярными к плоскости лучами, то получится изометрическая проекция (сокращенно изометрия).

 

Положение осей

Построение аксонометрических проекций начинают с проведения аксонометрических осей.

Оси фронтальной диметрической проекции располагают, как показано на рис. 2, а: ось Х – горизонтально, ось Z – вертикально, ось Y – под углом 45° к горизонтальной линии. Угол 45° можно построить при помощи чертежного угольника с углами 45, 45 и 90°, как показано на рис. 2, б.

 Положение осей изометрической проекции показано на рис. 2, в. Оси Х  и Y располагают под углом 30° к горизонтальной линии (угол 120° между осями). Построение осей удобно проводить при помощи угольника с углами 30, 60 и 90° (рис. 2, г).

Чтобы построить оси изометрической проекции с помощью циркуля, надо провести ось z, описать из точки О дугу произвольного радиуса; не меняя раствора циркуля, из точки пересечения дуги и оси z сделать засечки на дуге, соединить полученные точки с точкой О.

 

Рис. 2. Способы построения осей аксонометрических проекций

 На рис. 3, а и б показано построение аксонометрических осей на бумаге, разлинованной в клетку. В этом случае, чтобы получить угол 45°, проводят диагонали в квадратных клетках (рис. 3, а). Наклон оси в 30° (рис. 3, б) получается при соотношении длин отрезков 3 : 5   (3 и 5 клеток).

Рис. 3. Построение аксонометрических осей на бумаге в клетку

 При построении фронтальной диметрической проекции по осям Х и Z (и параллельно им) откладывают действительные размеры; по оси У (и параллельно ей) размеры сокращают в 2 раза, отсюда и название “диметрия”, что по-гречески означает “двойное измерение”.

При построении изометрической проекции по осям Х, У, Z (и параллельно им) откладывают действительные размеры предмета, отсюда и название “изометрия”, что по-гречески означает “равные измерения”.

 

Построение фронтальной диметрической и изометрической проекций

 Построим фронтальную диметрическую и изометрическую проекции детали, три вида которой приведены на рис. 4.


 Рис. 4. Комплексный чертеж детали

 Порядок построения проекций показан на рисунке 5:

1. Проводят оси. Строят переднюю грань детали, откладывая действительные величины высоты – вдоль оси Z, длины – вдоль оси Х (рис. 5, а).

2. Из вершин полученной фигуры параллельно оси v проводят ребра, уходящие вдаль. Вдоль них откладывают толщину детали: для фронтальной диметрической проекции – сокращенную в 2 раза; для изометрии – действительную (рис. 5, б).

3. Через полученные точки проводят прямые, параллельные ребрам передней грани (рис. 5, в).

4. Удаляют лишние линии, обводят видимый контур и наносят размеры (рис. 5, г).


 Рис. 5. Способ построения аксонометрических проекций

 Сравните левую и правую колонки на рис. 5. Что общего и в чём различие данных на них построений?

Из сопоставления этих рисунков и приведенного к ним текста можно сделать вывод, что порядок построения фронтальной диметрической и изометрической проекций, в общем одинаков. Разница заключается в расположении осей и длине отрезков, откладываемых вдоль оси у.

 

    Аксонометрические проекции

    • ЕСКД
    • СПДС
    • 3D
    • Чертежи
    • Таблицы
    • ЕСКД
    • Аксонометрические проекции

    Для того чтобы наиболее наглядно передать форму изделий и предметов, ясно и понятно представить схемы взаимодействия различных деталей, по мере надобности применяются аксонометрические проекции.

    Прямоугольная изометрическая проекция

    Проекция этого вида отличается тем, что в ней оси аксонометрии располагаются друг по отношению к другу под углом 120°. При этом искажения изображения по всем аксонометрическим осям имеют один и тот же коэффициент, равный 0,82.

    Чтобы упростить изометрическую проекцию, по осям

    x, y и z, как правило, выполняют без искажений, то есть его коэффициент выбирают равным единице.

     

    Изображение окружностей в прямоугольной изометрии

    Если окружности располагаются в тех плоскостях, которые параллельны плоскостям проекций, то в аксонометрической плоскости они изображаются в виде эллипсов.

    В тех случаях, когда по осям x, y, и z изометрическая проекция выполняется без искажений, длина большой и малой осей эллипсов составляет, соответственно, 1,22 и 0,71 от диаметра отображаемой окружности.

    В тех случаях, когда по осям x, y и z изометрическая проекция выполняется с искажениями, длина большой оси эллипсов равняется диаметру отображаемой окружности, а длина малой оси – 0,58 от нее.

     

    Изображение детали в прямоугольной изометрии

    Чтобы наиболее наглядно передать особенности формы различных изделий и предметов, их изображают в прямоугольной изометрической проекции.

     

    Прямоугольная диметрическая проекция

    Отличительной особенностью прямоугольной диметрической проекции является то, что она имеет различные коэффициенты искажения по разным аксонометрическим осям: для x и z он имеет значение 0,94, а по y, равна значению 0,47.

    В большинстве случаев диметрическая проекция выполняется с коэффициентом искажения по оси аксонометрии y, равным 0,5, и по осям аксонометрии z и x, равным единице.

     

    Изображение окружностей в прямоугольной диметрии

    Те окружности, которые располагаются в плоскостях, являющихся параллельными по отношению к плоскости проекции, при проецировании на аксонометрическую плоскость изображаются в виде эллипсов.

    В тех случаях, когда диметрическая проекция окружности выполняется в неискаженном виде по осям

    z и x, длина большой оси эллипсов составляет 1,06 от диаметра изображаемой окружности, при этом малая ось эллипса под номером 1 ровна 0,95, а эллипсов под номерами 2 и 3 ровна 0,35 диаметра окружности.

    В тех случаях, когда диметрическая проекция окружности выполняется в искаженном виде по осям x и z, длина больших осей всех эллипсов соответствует диаметру окружности, малой оси эллипса под номером 1 равна 0,9, а эллипсов с номерами 2 и 3 равна 0,33 длины диаметров окружности.

     

    Изображение детали в прямоугольной диметрии

    Для того чтобы в печатных изданиях и на некоторых других видах носителей информации представить деталь или изделие наиболее наглядно, ее изображают в прямоугольной диметрии.

     

    Косоугольная фронтальная изометрическая проекция

    Для этой проекции характерно то, что проекции с углом наклона оси у допускается располагать с углом наклона от

    30° до 60°. Фронтальная изометрическая проекция по осям x, y и z искажений не имеет.

     

    Изображения окружности в косоугольной фронтальной изометрии

    Те окружности, которые располагаются в плоскостях, лежащих параллельно фронтальной плоскости проекций, на аксонометрическую плоскость проецируются в виде окружностей. Те окружности, которые располагаются в плоскостях, находящихся параллельно профильной и горизонтальной плоскостям проекций, проецируются в эллипсы. При этом длина их больших осей составляет 1,3 диаметра окружности, а малой оси – 0,54 диаметра окружности.

    Изображение детали в косоугольной фронтальной изометрии

    Изображение деталей в косоугольной фронтальной изометрии, используется для того, чтобы наиболее наглядно передать форму изделий и предметов.

     

    Косоугольная горизонтальная изометрическая проекция

    Отличительной особенностью косоугольной горизонтальной изометрической проекции является то, что здесь допускается применять, что проекции с углом наклона оси у допускается располагать под углом наклона от 45° до 60°, при этом угол 90° между осями x и y должен сохраняться неизменным. В данной проекции искажения отсутствуют по всем осям.

     

    Изображения окружности в косоугольной горизонтальной изометрической проекции

    Те окружности, которые располагаются в плоскостях, находящихся параллельно горизонтальной плоскости проекций, на аксонометрическую плоскость проецируются в окружности. Те окружности, которые располагаются в плоскостях, находящихся параллельно профильной и фронтальной плоскостям проекций, проецируются в эллипсы.

    Наибольшая ось эллипса под номером 1 равна 1,37, а малая ось равна 0,37 от диаметра окружности. Большая ось эллипса номер 3 равна 1,22, а малая ось равна 0,71 от диаметра окружности.

     

    Изображение детали в косоугольной горизонтальной изометрии

    Эта проекция используется для того, чтобы наиболее наглядно передать форму изделий и предметов.

     

    Косоугольная фронтальная диметрическая проекция

    Отличительной чертой этой проекции является то, что аксометрическая ось y может иметь угол наклона от 30° до 60°. При этом коэффициент искажения по осям x и z равняется единице, а по оси y0,5.

     

    Изображения окружности в косоугольной фронтальной диметрии

    Те окружности, которые располагаются в плоскостях, находящихся параллельно фронтальной плоскости проекций, на аксонометрическую плоскость проецируются в окружности. Те окружности, которые располагаются в плоскостях, находящихся параллельно профильной и горизонтальной плоскостям проекций, проецируются в эллипсы. При этом длина их больших осей составляет 1,07 диаметра окружности, а малой оси – 0,33 диаметра окружности.

     

    Изображение детали в косоугольной фронтальной диметрии

    Эта проекция используется для того, чтобы наиболее наглядно передать форму изделий и предметов.

     

    Нанесение размеров

    Размерные линии при изображении аксонометрических проекций должны наноситься параллельно измеряемым отрезкам, а выносные – параллельно аксонометрическим осям.

     

    Штриховка

    Сечения во всех аксонометрических проекциях наносится штриховкой. При этом ее линии должны быть параллельны лежащим в соответствующих координатных плоскостях диагоналям проекций квадратов.

     

     

     

    Написать письмо

    Настройка осей рисования | Справка по SketchUp

    SketchUp

    Красная, синяя и зеленая оси, видимые при первом открытии новой модели SketchUp, являются не только отправными точками, но и направляющими, которые можно использовать на протяжении всего процесса моделирования. Настройка осей рисования SketchUp упрощает рисование 3D-модели. Вот несколько примеров:

    • Использование инструментов, изменяющих геометрию на основе осей рисования: Когда вы выравниваете ребра, которые хотите изменить, с осями, легче изменить геометрию.
    • Создание 3D-модели путем трассировки плана этажа: Выравнивание краев прямоугольного плана этажа по красной и зеленой осям помогает вам трассировать план этажа. Механизм логических выводов SketchUp выделяет ребра, параллельные оси, когда вы рисуете их с помощью инструмента «Линия».
    • Геолокация модели на местности: Если вы рисуете геолоцированную модель, вы, вероятно, захотите выровнять оси чертежа по сторонам света, которые представляют эти оси, что поможет правильно расположить вашу модель на местности. (Если вы не знакомы с этими методами моделирования, узнайте больше о моделировании рельефа и работе с TIN.)
    • Отбрасывание реалистичных теней: Модели с геолокацией позволяют увидеть, как ваша модель выглядит в разное время суток. Выравнивание осей по сторонам света поможет вам передать ощущение реализма в вашей модели.

    В SketchUp вы можете настроить оси рисования так, чтобы они лучше всего подходили для вашей модели, или даже скрыть их!

    Перемещение и вращение

    Совет : Прежде чем настраивать оси чертежа, найдите наилучший вид вашей модели. Часто это угол, по которому вы хотите выровнять оси сверху или сбоку. Вы можете вращаться вокруг или выбрать параметр в подменю «Камера» > «Стандартные виды». (См. Просмотр модели для более подробного ознакомления с параметрами просмотра.)

    Чтобы отрегулировать оси с помощью мыши, выполните следующие действия:

    1. Активируйте инструмент Оси () в одном из следующих мест:
      1. Панель инструментов Строительство
      2. Большой набор инструментов (Windows)
      3. Палитра инструментов (macOS)
      4. Оси в меню Инструменты
      5. Параметр «Поместить», отображаемый в контекстном меню при щелчке правой кнопкой мыши по осям.
    2. Если вы хотите мгновенно разместить свои оси, просто дважды щелкните в нужном месте. Вы также можете дважды щелкнуть в любой точке, указанной в шагах ниже, чтобы разместить оси, как показано в окне моделирования.

      Совет : Когда вы переориентируете оси рисования, следите за синей осью. Если вы не хотите переворачивать модель (и функции переворота и поворота предлагают лучшие способы сделать это), убедитесь, что синяя ось направлена ​​вверх. Он может указывать вниз или в сторону, когда вы наводите курсор мыши в поисках новых точек оси.

    3. Для более точного размещения щелкните один раз, чтобы разместить исходную точку осей. Пунктирная красная ось будет простираться до курсора мыши.

      Совет : после размещения исходной точки или выбора первого направления коснитесь Alt (Microsoft Windows) или Command (macOS), чтобы изменить ориентацию оси, ведущей к курсору мыши.

    4. Щелкните, чтобы разместить вторую ось. Другая пунктирная ось, представляющая третью ось, проходит от курсора мыши.
    5. Щелкните, чтобы разместить третью ось.

      Совет : Установите исходную точку осей в нижнем углу объекта в вашей модели. Затем вы можете установить другие оси, выровненные с краями, и получать подсказки на экране.

    Чтобы выровнять оси по грани, щелкните грань в контексте контекста и выберите «Выровнять оси». Выравнивание осей зависит от того, в каких плоскостях находится эта грань. Вот пример того, как это работает:

    • Если вы выбираете грань в сине-красной или сине-зеленой плоскости, вы поворачиваете оси на 90 градусов (#1). Обратите внимание, как зеленая ось указывает вверх, а синяя ось поворачивается на бок (#2).
    • Если выбрать грань в красно-зеленой плоскости (#3), оси не вращаются, но плоскость основания выравнивается с выбранной плоскостью (#4).

    Это наиболее полезно, когда вы рисуете 3D-модель из 2D-фигуры, нарисованной на нулевой плоскости. Выберите 2D-грань на нулевой плоскости, и оси рисования будут выровнены по нижнему левому углу, прежде чем вы начнете рисовать в 3D.

    Если вам нужна еще большая точность, вы можете использовать осей перемещения.

    MacOS
    1. Щелкните контекстом пустую область на оси и выберите Переместить .
    2. В модальном окне «Переместить оси» введите, насколько далеко вы хотите переместить и повернуть каждую ось в единицах измерения, которые вы указали для своей модели.
    3. Нажмите OK .
    Windows
    1. Щелкните контекстом пустую область на оси и выберите Переместить .
    2. В модальном окне Перемещение контекста эскиза введите, насколько далеко вы хотите переместить и повернуть каждую ось в единицах измерения, которые вы указали для своей модели.
    3. Нажмите OK .

    Сброс осей чертежа

    После перемещения осей отсюда туда и в любое другое место вы можете легко вернуть оси в исходное положение. Просто контекстно щелкните ось и выберите Сброс.

    Скрытие осей чертежа

    Не хотите видеть эти надоедливые оси в своей модели? Скройте их, используя один из следующих способов:

    • Щелкните в контексте открытой области на оси и выберите Скрыть .
    • Выберите «Оси» в меню «Вид», сняв флажок рядом с ним. Выберите «Оси» еще раз, чтобы отобразить оси.

    Выравнивание осей чертежа по сторонам света

    Каждая ось имеет сплошную линию с одной стороны от начала координат и пунктирную линию с другой стороны от начала координат. Сплошная синяя линия ведет вверх от начала координат, а пунктирная синяя линия ведет вниз. Остальные линии соответствуют одному из сторон света (север, юг, восток, запад).

    Строка Направление
    Сплошная зеленая линия Север
    Зеленая пунктирная линия Юг
    Сплошная красная линия Восток
    Красная пунктирная линия Запад
    • Инструмент для осей
    • SketchUp
    • видео
    Была ли эта статья полезна? Обратная связь

    Оси в SketchUp — FineWoodworking

    В SketchUp есть ряд основных концепций, понимание которых значительно упрощает работу в трехмерном пространстве окна чертежа. Одним из них являются оси. Линии глобальной оси — это красные, зеленые и синие линии, которые обычно видны в окне рисования. Точка пересечения этих линий называется началом. Красная линия — это ось X, зеленая — ось Y, а синяя — ось Z. Ось Z является вертикальной. Компоненты получают свои собственные оси. Мы поговорим о них позже. Сплошные линии оси указывают положительное направление, а пунктирные линии оси — отрицательное.

    Ориентация стандартных видов связана с глобальными осями. Например, если вы выберете вид спереди, ось X (красная линия) будет проходить по экрану горизонтально, а ось Z (синяя линия) — вертикально. Ось Y (geen) убежит от вас к фону. Обычно я рисую модели так, чтобы их передняя часть была выровнена с красной осью и сплошной зеленой стороной от нее, поэтому, когда я выбираю этот вид спереди, я фактически смотрю на модель спереди.

    Если вы рисуете модель, в которой важны направления компаса, по умолчанию север — это положительное направление Y, а восток — положительное направление X. Ориентацию глобальной оси можно изменить, как и ориентацию компаса, но обычно мне проще работать с ними как есть.

    Компоненты также имеют оси. Когда компонент создан, оси выравниваются с глобальными осями, а начало координат помещается в угол ограничивающей рамки, ближайший к глобальному началу координат. Оси компонента влияют на способ применения материалов к граням компонента. Они также влияют на размер ограничивающей рамки, которая используется в таких плагинах, как Cutlist и Layout, для определения необходимого количества дерева.

    Для компонентов, предназначенных для использования в других моделях, таких как дверные и выдвижные ручки, полезно помнить, что выравнивание компонента определяется его осями относительно глобальных осей, а исходная точка компонента — это точка вставки. Это точка, за которую вы держитесь при переносе компонента из библиотеки компонентов. При необходимости можно отрегулировать выравнивание осей и исходное положение.

    Мы с Тимом Килленом обычно работаем в одинаковой манере при рисовании. Мы рисуем компоненты на месте, насколько это возможно. Одним из результатов этого является то, что оси компонента автоматически выравниваются с глобальными осями с самого начала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *