Ордерная система в архитектуре: Ордерная система

4. Ордерная система. Архитектурные ордера.

Ордер в архитектуре (от латинского слова « ordo» – порядок, строй) представляет собой определенное сочетание и структуру художественно обработанных несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции

Главными частями ордера являются несущие вертикальные опоры – колонны, и несомые части в виде балок.

Ордерная система четко разделяла все части ордера по их конструктивной функции и художественной обработке.

Характерной чертой ордера является исходная единица измерения – модуль. Все это способствовало приданию зданиям и отдельным их частям точной соразмерности. За модуль обычно принималась величина радиуса колонны у ее основания, а размеры остальных частей здания или сооружения выражались кратным числом этой исходной единицы. Самый модуль обычно разделялся на 30 частей (парт).

В процессе развития сложились три ордера.

Дорический ордер прост, монументально-торжественен и отличается сдержанностью в применении деталей. Наиболее строгий и монументальный.

Ионический ордер грациозно-изящен, празднично-наряден и отличается утонченностью своих расчлененных форм. С более утонченными членениями и нарядными формами.

Коринфский ордер отличается наибольшей утонченностью пропорций и пышностью форм.

Древнеримские зодчие заимствовали греческую систему ордеров, дополнили ее древнеиталийским тосканским ордером и строго канонизировали пропорциональные соотношения.

Основными элементами ордера являются вертикальный – колонна и горизонтальный – антаблемент. Древнеримские архитекторы дополнили ордер третьим элементом – пьедесталом колонны. Колонна увенчана декоративной главой –

капителью и имеет профилированное основание – базу.

Архитектурный полный ордерсостоит из трех частей: пьедестала – нижней части, колонны – средней части и антаблемента – верхней части. Неполный ордер не имеет пьедестала.

Пьедестал также состоит из трех частей: базы, тела пьедестала, или стула, и карниза.

База – это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки, или плиты.

На базе расположено тело пьедестала (стул). Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы.

Колонна покоится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна состоит также их трех частей: базы, стержня (тела) самой колонны и капители. База – нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены другие архитектурные обломы. На базе устанавливают тело колонны, завершающееся капителью.

Антаблемент находится над колонной и состоит из трех основных горизонтальных элементов – собственно несущей каменной балки – архитрава, декоративного пояса над ней – фриза и верхнего, вынесенного за плоскость фасада водоотводящего элемента – карниза (венчающего).

Здания любого типа должны в максимальной степени удовлетворять функциональным, техническим, экономическим и художественным требованиям.

Требование функциональной целесообразности проектного решения подразумевает максимальное соответствие помещений здания протекающим в них функциональным процессам.

Параметры среды – габариты помещений здания в соответствии с их назначением, состояние воздушной среды, световой, звуковой каждого вида здания СНиП.

В соответствии с функциональным назначением здания в нем содержатся помещения, отвечающие его основной функции. Кроме того, здание должно содержать в необходимом объеме помещения для осуществления подсобных функций: столовые, буфеты, группы входных и коммуникационных помещений (вестибюли, лестничные клетки, коридоры), санитарно-технические помещения (душевые, туалеты и пр.) и т. п.

Требование технической целесообразности проектного решения подразумевает выполнение его конструкций в полном соответствии с законами строительной механики, строительной физики и химии. Для этого проектировщику необходимо выявить и точно учесть все внешние воздействия на здание.

Внешние воздействия условно подразделяют на силовые и несиловые.

К силовым относятся: постоянные нагрузки, длительно действующие временные нагрузки, кратковременные нагрузки, особые воздействия.

К несиловым относятся воздействия: переменных температур наружного воздуха, атмосферной и грунтовой влаги на материал конструкций, солнечной радиации, инфильтрации наружного воздуха, химической агрессии, разнообразных шумов.

При проектировании конструкций зданий должно предусматриваться их сопротивление всем перечисленным воздействиям. Это требование обеспечивается прочностью, устойчивостью, и жесткостью несущих конструкций, долговечностью и стабильностью эксплуатационных качеств.

Прочность конструкции – способность воспринимать силовые нагруз­ки и воздействия без разрушения.

Устойчивость – способность конструк­ции сохранять равновесие при силовых нагрузках и воздействиях.

Жесткость – способность конструкций осуществлять свои статические функции с малыми, заранее заданными величинами деформации.

Долговечность – предельный срок сохранения физических качеств кон­струкций здания в процессе эксплуатации. За­висит от ползучести, морозо­стойкости, влагостойкости, коррозиестойкости,.

Стабильность эксплуатационных качеств, к которым относятся тепло-, звуко-, гидроизоляция и воздухонепроницаемость ограждений, – способ­ность конструкций сохранять постоянный уровень изоляционных свойств в течение проектного срока службы здания или конструктивного элемента.

Прочность, устойчивость, эксплуатационные качества конструкций ко­личественно оцениваются при проектировании на основании соответствующих научных теорий и инженерных методов расчета.

Оценка долговечности. По предельному сроку службы здания и сооружения разделяют на 4 степени.

Здания разделяются на пять степеней по огнестойкости в зависимости от предела огнестойкости конструкций и группы возгораемости их материала.

Требование экономической целесообразности относится к функциональной и технической стороне проектного решения зда­ния. При решении функциональных задач – размеров, размещения, количества помещений и их инженерного благоустройства – следует исходить из действительных потребностей и возможностей общества.

Экономическая целесообразность в отношении конструктивной части проекта заключается в назначении при проектировании необходимых запасов прочности и устойчивости конструкций, а также их долговечности и огнестойкости в соответствии с назначением здания и проектным сроком службы.

Выбору экономически целесообразного решения конструкций способст­вует отнесение здания при проектировании к определенному классу в соответствии с его градостроительной ролью. I: крупные общественные здания (театры, музеи), жилые дома высотой более 9 этажей; II: общественные здания массового стро­ительства и дома не выше 5 этажей; III: дома не выше 5 этажей и общест­венные здания малой вместимости, IV: малоэтажные жилые дома и вре­менные общественные здания.

Архитектурно-художественные требования к проектному решению за­ключаются в необходимости соответствия внешнего вида здания его назна­чению и формирования объемов и интерьеров здания по законам красоты.

Ордерная система древней Греции • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

Греческие архитекторы периода архаики рассматривали колонну в первую очередь в качестве конструктивного элемента здания. Но, спустя некоторое время, стремление выразить почитание богам в камне превратило тяжелые и простые в композиционном плане храмовые конструкции в произведения искусства древней Греции, а ордерная система пережила свое новое рождение.

Идейное выражение архитектурного принципа

Древнегреческими зодчими с самого начала руководила идея противодействия сил добра и зла – опоры и тяжести, и, как отмечают теоретики искусства, настолько рациональное и увлекательное воплощение данной идеи в архитектуре привело к тому, что главные типы греческих конструкций стали образцом для произведений эпохи Ренессанса, барокко и классицизма.

Греческим храмам присущ вертикальный ритм, создающий определенную динамику всей композиции. Достижение подобного эффекта происходит за счет специфического строения и упорядоченности колонн.

В ордерной системе древней Греции каждый из трех ордеров имеет схожую систему построения в виде стоечно-балочной конструкции, где колонна является несущей конструкцией, а архитрав несомой. Но, несмотря на единую конструктивную схему, античные мастера наделили каждый отдельный ордер рядом художественных особенностей. Свободная трактовка пропорций, форм и масштабов давала возможность полностью менять и преобразовывать художественный строй возводимого здания.

Дорический ордер

Древнейшим классическим ордером, сложившимся еще в архаический период, является дорический. Храм, выполненный в дорическом стиле, отличается от других особой приземистостью и массивностью, а также скупостью декоративных деталей, за что Витрувий называл его «мужским».

Массивная дорическая колонна создает впечатление мощной опоры, способной преодолеть любое внешнее воздействие. Ее каннелированный ствол придает всей поверхности колонны динамичность, подчеркивая вертикальное движение и устремление вверх. Аналогичной цели служит резкое сужение ствола колонны «подобно стволу дерева» снизу-вверх, которое Виппер уверенно называет стилистическим приемом, поскольку «диагональный силуэт колонны создает впечатление гораздо большего противодействия тяжести, чем это было бы при совершенно прямых, вертикальных очертаниях колонны», а также наличие энтазиса – утолщения, придающего колонне дополнительную активность.

Основу капители составляет выпуклый эхин, лишенный декора, и прямоугольная плита – абака. Если рассмотреть несколько дорических храмов разных веков, то можно увидеть, как сильно пропорционально и в декоративном плане видоизменялась и эволюционировала капитель. Являясь главным звеном опоры, капитель удерживает на себе всю тяжесть антаблемента, состоящего из архитрава, фриза, основанного на чередовании триглифов и метоп и зачастую украшенного рельефными композициями, а также карниза.

Несмотря на сходство пропорций, дорические храмы, в зависимости от расположения колонн, их высоты и количества могли выглядеть коренастыми и неподъемными как Пестумский храм Посейдона или, наоборот, грациозными как храм Гефеста на Агоре. Поэтому даже в случае четко продуманной в древней Греции ордерной системы делать выводы об однообразии дорического ордера было бы неправильно.

Ионический ордер

Спустя некоторое время, мужественный дорический ордер теряет популярность и ордерную систему древней Греции пополняет стройная ионическая колонна, которую в архитектуре античности теоретики называли «женской», подчеркнув таким образом контраст между двумя главными ордерами.

Капитель ионической колонны состоит из двух спиралевидных волют, напоминающих по своей форме женские кудри. Орнаментальные композиции на шее колонны сравнивались с ожерельем, а глубоко врезанные каннелюры ассоциировались со складками на платье. Женственность ионического ордера архитекторы подчеркивали использованием в качестве опор кариатид – женских фигур (Эрехтейон), которые являлись противопоставлением суровым дорическим атлантам (храм Зевса в Агригенте).

Древнегреческие мастера условно разделяли между собой малоазийский и аттический варианты ионического ордера. Малоазийский стиль отличался более сложной прорисовкой базы и отсутствием фриза, который заменяет пояс «сухариков». Аттический является более распространенным вариантом, применение которого можно увидеть в афинском Акрополе. Отличается сильно расширенной книзу базой, трехчастным антаблементом и отсутствием во фризе триглифов и метоп, замененных сплошной полосой, огибающей весь периметр здания. Иногда данную полосу украшали рельефом.

Ионический ордер, превосходящий дорический своей пластичностью и богатством декоративных деталей, имел в своей структуре существенный недостаток – отсутствие всесторонности, из-за чего греческим мастерам пришлось придумать более совершенный ордер.

Коринфский ордер

Как говорилось выше, к новому ордеру архитекторов Древней Греции привело именно несовершенство дорической и ионической колонн. Возникший в классический период коринфский ордер соединил в себе лучшие черты двух главных ордеров, замыкая собой ряд ордерной системы древней Греции.

Витрувию, любившему связывать пропорции ордеров с человеческим телом, изящные коринфские колонны напоминали «юных девушек». Свои суждения римский архитектор подкреплял с помощью легенды, по которой древнегреческий скульптор Каллимах обнаружил на могиле молодой коринфской девушки корзинку, с разросшимися по бокам листьями аканта. Причудливые формы находки так покорили Каллимаха, что тот выполнил для коринфинян несколько колонн, придерживаясь данного образца, и с тех пор стал основателем коринфского стиля.

Коринфская капитель действительно выполнена в виде корзины, украшенной двойным рядом акантовых листьев, из которых вырастают восемь тонких стеблей, свертывающихся на углах в форме волют. Капитель коринфского стиля является всесторонней и при этом богато декорированной так же, как и ее антаблемент, а сама колонна обладает более гибкими и стройными пропорциями, выгодно отличаясь от древнейших ордеров.

Таким образом, ордерная система древней Греции состоит из трех существенно отличающихся по внешнему виду ордеров, которые легли в основу всего классического стиля в архитектуре.

Принципы порядка в архитектуре

Йоктан Ньондви

Йоктан Ньондви

Архитектура|Конструкции|Исследования

Опубликовано 3 мая 2019 г.

+ Подписаться

Введение

Порядок в архитектуре относится к системе правил, определяющих форму и пропорции в проектных работах, например Древние стили классической архитектуры отличались друг от друга своими пропорциями, лепкой и деталями.

Порядок предполагает обязательное функционирование любой организованной системы, оказывающей как физическое, так и психическое воздействие. Он объединяет различные части дизайна в шаблон, который передает сообщение, выполняя цель произведения искусства.

Принципы порядка

Ось

Ось – это линия, соединяющая две точки в пространстве, относительно которой формы и пространство могут располагаться асимметрично или уравновешенно. Это воображаемая линия, обозначающая симметрию объекта, направление, точку вращения и т. д.

Ось используется для выравнивания элементов в дизайне, для организации и планирования пространств. Она задает длину, направление, вызывает движение и способствует просмотру вдоль своего пути

Симметрия

Симметричный объект — это тот, пропорции которого гармоничны в балансе. В геометрии симметричной фигурой называется та, которая при делении пополам осью делится на две области, являющиеся зеркальным отражением другой. Симметричная композиция, т.е. осевая композиция, это художественная композиция, уравновешенная вокруг главной оси.

 

 

Иерархия

Иерархия в архитектуре влечет за собой членение пространств и форм в порядке их важности. Артикуляция осуществляется путем дифференциации размера, формы, цвета или размещения форм и пространств относительно друг друга в организации. Иерархия используется для выделения определенного элемента или части здания, для влияния на порядок, в котором человеческий глаз воспринимает визуальные элементы дизайна, и для создания визуального контраста между формами в восприятии. Геометрия или правильность формы, выбранной для представления иерархии, должны быть совместимы с ее функциональным использованием.

 

Трансформация

Принцип заключается в том, что архитектурная концепция, структура или организация могут быть изменены посредством серии дискретных манипуляций и перестановок в ответ на определенный контекст или заданные условия без потери идентичности или оригинальности концепции . Также трансформация может означать выполнение ряда дискретных манипуляций, чтобы реагировать на конкретные условия и контекст текущей задачи проектирования. Посредством серии конечных перестановок фундаментальная природа или структура концепции или система упорядочения прототипической модели могут быть уточнены, усилены и построены, а не разрушены. Трансформация формы осуществляется путем изменения размера, формы; вращение, растяжение или преобразование в различные формы или формы.

Датум

Линия, плоскость, объем, которые благодаря своей непрерывности и правильности служат для сбора, измерения и организации узора форм и пространств. Datum связывает вместе элементы дизайна, он должен иметь достаточный размер, замкнутость и регулярность, организованные вместе в форме или пространстве. Это может быть линия, дорога с расположенными вдоль нее домами или ровная плоскость.

 

Ритм

Объединяющее движение, характеризующееся шаблонным повторением или изменением формальных элементов или мотивов в той же или модифицированной манере. Ритм отличается от повторения тем, что в первом изменяются формы, и он остается узнаваемым, а во втором форма остается неизменной на всем протяжении, и если она меняется, то становится неузнаваемой.

Узор

Относится к группам элементов или мотивов, которые повторяются предсказуемым образом. Это скелет, который организует части композиции.

Повторение

Относится к многократному использованию формы, цвета или других художественных элементов дизайна в произведении для объединения различных частей в единое целое. Это создает визуальное эхо и усиливает определенный аспект работы. Повторение может быть регулярным или цилиндрическим, создавая интерес, движение, гармонию и единство.

 

греческих архитектурных ордеров – Smarthistory

Беседа с доктором Стивеном Цукером и доктором Бет Харрис


Архитектурный ордер описывает стиль здания. В классической архитектуре каждый ордер легко узнаваем по своим пропорциям и профилям, а также по различным эстетическим деталям. Стиль используемого столбца служит полезным указателем самого стиля, поэтому определение порядка столбца, в свою очередь, определит порядок, используемый в структуре в целом. Классические ордера, обозначаемые терминами дорический, ионический и коринфский, служат не только описанием остатков древних построек, но и показателем архитектурного и эстетического развития самой греческой архитектуры.

Дорический ордер

Дорический ордер

Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов (например, дерева) к постоянным материалам, а именно камень. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов (вертикальных пластин с тремя делениями) и метоп (квадратных пространств для расписного или скульптурного украшения). Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.

Иктинос и Калликрат, Парфенон, 447–432 гг. до н. э., Афины

Дорический орден возник на материковой части Греции в конце седьмого века до н. э. и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала пятого века до н. э., хотя известные здания классического периода, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще используют его. К 575 г. до н. э. порядок может быть правильно идентифицирован, причем одними из самых ранних сохранившихся элементов являются метопные таблички из храма Аполлона в Фермоне. Другие ранние, но фрагментарные примеры включают святилище Геры в Аргосе, обетные капители с острова Эгина, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Дорический ордер находит, пожалуй, наиболее полное выражение в Парфеноне (ок. 447–432 до н. э.) в Афинах, спроектированном Иктиносом и Калликратом.

Ионический орден

Ионическая столица, северное крыльцо Эрехтейона, 421–407 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины (сегодня Турция), где располагался ряд древнегреческих поселений. Завитки (орнаменты в виде завитков) характеризуют ионическую капитель, а основание поддерживает колонну, в отличие от дорического ордера. Ионический орден возник в Ионии в середине шестого века до н. э. и были перенесены в материковую Грецию к пятому веку до н. э. Среди самых ранних примеров ионической капители — вотивная колонна с письменами из Наксоса, датируемая концом седьмого века до н. э.

Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный архитектором Ройкосом
c. 570–560 гг. до н. э., был первым из великих ионических сооружений, хотя вскоре был разрушен землетрясением. Шестой век до н. э. Храм Артемиды в Эфесе, чудо древнего мира, также был ионическим проектом. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона (447–432 г. до н. э.), особенно на ионический фриз, окружающий целлу храма. Ионные колонны также используются в интерьере монументальных ворот Акрополя, известных как Пропилеи (ок. 437–432 до н. э.). Ионический порядок был повышен до внешнего порядка при строительстве Эрехтейона (ок. 421–405 гг. до н. э.) на Афинском Акрополе (изображение ниже).

Северное крыльцо Эрехтейона, 421–407 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины

Ионический ордер отличается изящными пропорциями, придавая ему более стройный и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.

Греческий ордер

Коринфский ордер

Коринфская капитель

Коринфский ордер является одновременно последним и самым сложным из классических архитектурных ордеров. Орден использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и, в свою очередь, породил композитный ордер. Как следует из названия, истоки ордена были связаны в древности с греческим городом-государством Коринфом, где, согласно архитектурному писателю Витрувию, скульптор Каллимах нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину (Vitr. 4.1.9).-10). С точки зрения археологии, самая ранняя известная коринфская столица происходит из храма Аполлона Эпикурия в Бассах и датируется ок. 427 г. до н. э.

Лист аканта

Определяющим элементом коринфского ордера является искусно выполненная резная капитель, в которой растительных элементов даже больше, чем в ионическом ордере. Стилизованные резные листья аканта растут вокруг капители, обычно заканчиваясь чуть ниже счетов. Римляне предпочитали коринфский ордер, возможно, из-за его тонких свойств. Орден используется во многих известных римских архитектурных памятниках, включая Храм Марса Ультора и Пантеон в Риме, а также Maison Carrée в Ниме.

Наследие греческого архитектурного канона

Канонические греческие архитектурные ордера на протяжении тысячелетий оказывали влияние на архитекторов и их воображение. Хотя греческая архитектура сыграла ключевую роль в вдохновении римлян, ее наследие простирается далеко за пределы античности. Когда Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт посетили Грецию в период с 1748 по 1755 год и впоследствии опубликовали в Лондоне Афинские древности и другие памятники Греции (1762), неоклассическая революция шла полным ходом. Завороженная размеренными рисунками и гравюрами Стюарта и Реветта, Европа вдруг потребовала греческих форм. Такие архитекторы, как Роберт Адам, возглавили неоклассическое движение, создав такие здания, как Кедлстон-холл, английский загородный дом в Кедлстоне, Дербишир. Неоклассицизм даже перепрыгнул через Атлантический океан в Северную Америку, еще больше распространив богатое наследие классической архитектуры и сделав греческие архитектурные ордера не только чрезвычайно влиятельными, но и вечными.


Дополнительные ресурсы:

Б. А. Барлетта, Происхождение греческих архитектурных ордеров (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001).

Х. Берве, Г. Грубен и М. Хирмер, 90 133 греческих храмов, театров и святынь 90 134 с (Нью-Йорк: HN Abrams, 1963).

Ф. А. Купер, Храм Аполлона Басситаса 4 vol. (Принтон, штат Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах, 1992–1996 гг.).

Дж. Дж. Коултон, Древнегреческие архитекторы за работой: проблемы структуры и дизайна (Итака, штат Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1982).

WB Dinsmoor, Архитектура Греции: отчет о ее историческом развитии 3-е изд. (Лондон: Бэтсфорд, 1950).

WB Dinsmoor, Пропилеи афинского Акрополя, 1: Предшественники (Принстон, штат Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах, 1980).

P. Gros, Витрув и традиции архитектуры: изготовление и рациональное использование: recueil d’études (Рим: Французская школа Рима, 2006 г.).

Г. Грубен, «Наксос и Делос. Studien zur archaischen Architektur der Kykladen». Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 112 (1997): 261–416.

Мари-Кристин Хеллманн, L’architecture Grecque 3 vol. (Париж: Пикард, 2002–2010 гг.).

А. Хоффманн, Э.-Л. Швандер, В. Хёпфнер и Г. Брандс (редакторы), Bautechnik der Antike: международный коллоквиум в Берлине, выпуск 15–17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *