Ордерная система в архитектуре это: Античная архитектура. Ордерная система

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА • Архитектура – идеи и история

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер.

Об ордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витруния. Он жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных сие тем: дорической и ионической. Названия них ордерных систем произошли от названий двух главнейших греческих племен — дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли снос отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ноняне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам. Созданная ими архитектура гармонировала с их характером и образом мышления.

Позже в архитектуре появился третий ордер — так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры. Рассмотрим подробнее названные ордерные системы, остановимся на их особенностях.

Дорический ордер

Дорический ордер

Колонна и дорическом ордере не имеет опорной части — базы. Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули).

Капитель — конструктивный элемент — служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль — переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета — антаблемента. Капитель дорического ордера состоит из эхина, имеющего форму усеченного конуса, и абаки — квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент.

Он в свою очередь состоит из архитрава — нижней части, фриза средней части и верхней части — карниза. На архитрав опираются поперечные балки. При деревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами (скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объема изображаемого предмета).

В каменных конструкциях деревянные планки заменили каменными плитами с вертикальными вырезами — триглифами, промежутки — метопами — каменными плитами со скульптурой или живописным украшением. Карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всю композицию.

Ионический ордер

Ионический ордер

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.

Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитектор Филокл).

Ионический ордер сложнее дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки — дорожки.

Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой — абакой.

Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю — поддерживающую.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах — сходство со складками одежды.

Коринфский ордер

Коринфский ордер

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

…В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа но улице двигалось траурное похоронное шествие.

После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.

Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину. По крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с МОГИЛОЙ оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.

Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента ионического ордера.

Главные конструктивные элементы дорического и ионического ордеров одинаковы. Основанием служит стереобат — площадка, обработанная широкими уступами (обычно тремя) в виде лестниц. Верхняя площадка стереобата называется стилобат. По всему внешнему периметру храма устанавливали колонны дорического ордера, состоящие из двух частей — ствола (фуста) и капители, или ставили колонны ионического ордера, состоящие из трех частей — базы (нижней, опорной части), фуста и капители. Стволы колонн в обоих ордерах сужаются кверху. Несущая балочная система у этих ордеров одинакова.

Чтобы попять, что отличало дорический ордер от ионического, следует вспомнить о деревянных элементах здания.

В западных районах Греции росли. теса строевых пород. Это позволяло зодчим из стволов большого диаметра обтесывать необходимые бревна для колонн и брусья для перекрытий, что сказывалось на дорическом ордере — колонны ордера массивны и монументальны.

В восточных районах произрастали породы деревьев с относительно тонкими стволами. Чтобы получить нужные диаметры колонн, стволы деревьев соединяли между собой, появлялись легкость и изящество в облике колонн.

Развиваясь в разных направлениях, первые два ордера тем не менее являются частью единой греческой культуры.

Ордерная система – Культура и искусство Уроки культуры

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции.  Термин, был введён теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

В классической ордерной системе, насчитывается пять ордеров — дорический, ионический, коринфский, возникшие в Древней Греции, а тосканский и композитный сформировались позднее, уже в Древнем Риме. Первым, появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом, получили распространение другие – ионический и коринфский ордера, начиная с Древней Греции и до самой Римской империи, где их применение приобрело более повсеместный характер.

 ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР стоит несколько особняком в ряду других канонических ордеров, созданных на основе античных сооружений. По описанию Витрувия, тосканский ордер имел каменные колонны, перекрытые деревянными архитравами (смотрим картинку), что позволяло значительно увеличить интерколумнии (пролёт между рядом стоящими колоннами). При его формирования, были использованы элементы дорического ордера, в несколько упрощенном виде.
Тосканский ордер наиболее простой и обобщённый по своей структуре, именно по этому, с него и начинаем.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР является наиболее распространенным ордером древнегреческой архитектуры. Его название, также встречается у Витрувия

. По сравнению с тосканским, дорический ордер более сложен декоративно.


 

Обратите внимание, что фриз обладает существенными особенностями. Он имеет ряд своеобразных элементов, в виде слегка выступающих прямоугольников. Этот элемент дорического фриза, называется триглифом. Триглифы, располагаются по осям колонн и промежутках между ними.
Фуст дорической колонны, оформлен двадцатью желобками – каннелюрами. В поперечном разрезе, каннелюры образуют вертикальные грани – рёбра каннелюр.
Капитель и база, не существенно отличаются от аналогичных элементов тосканского ордера.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР также сформировался в Греции, в ионийских колониях Малой Азии.
Здесь, фриз часто украшается скульптурным орнаментом или надписями, а архитрав, имеет более сложное троечастное деление. Основные элементы дорической капители, такие как абака и эхин, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней, как бы вытягивается и заворачивается в спирали –

волюты (итал. voluta — завиток, спираль). Спираль волюты, состоит из концентрических витков, подходящих к центру, так называемому глазку в виде маленького, слегка выпуклого кружка. Волюты, расположены только с двух фронтальных сторон колонны, и соединены между собой по боковым сторонам, колоколообразными фигурами, расширяющимися от колонны к завиткам волют.

Фуст колонны оформлен каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны: они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми дорожками. Сами каннелюры, более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность.


 
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР появился в архитектуре античной Греции, позднее других ордеров. В архитектуре использовался крайне редко, и в основном, появлялся в качестве дополнения к основным ордерам, при оформлении интерьеров.

В каноническом коринфском ордере, колонна имеет высоту, равную 20 модулям, т.е она становится ещё более стройной по отношению к остальным.

Структура архитрава такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза- полки с модулями в виде кронштейнов.  В карнизе, кронштейны, располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая её.

Для капители коринфского ордера, характерна скульптурность пластической разработки. Форма и размеры лепестков, самые разнообразные. Под абакой, расположен колокол  — остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители.

Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта. Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки.

Фуст колонны имеет 24 каннелюры, по форме схожие с ионическим ордером.


 

Кстати, изображение стилизованных акантовых листьев, является одним из самых распространённых орнаментальных мотивов как античной архитектуры, так и греческой и римской, в частности. Различают более острый по форме, греческий акант – «акант колючий» и с более округлой формой, характерный для римского зодчества – «акант мягкий».

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР  в целом, является модификацией коринфского и ионического ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера. Композитный ордер, является целиком произведением Римской архитектуры, и относится к позднему периоду её развития (в гречес­кой системе отсутствует).

Витрувий, не упоминает его как отдельный ордер, и только в 16 в. итальянский архитектор Себастьяно Серлио, разрабатывает для него особые правила построения.
В композитном ордере, можно усмотреть, черты художественного упадка, проявляющегося в излишней сложности и нагромождении форм. Особенно, критика уместна по отношению к капители, представляющей собой синтез нижней части коринфской капители (с двумя рядами листьев), к которой добавлены ионические эйхин и волюты.

И все вместе ) Общий вид разновидности ордеров
(слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)


Итак, оценивая ордер с точки зрения его тектоники, выразительности и художественных качеств, нужно признать, что он, является одним из наиболее примечательных достижений мирового зодчества. Ордер был и остаётся, одним из основных элементов в работе над историческими стилями.

Трудно назвать конструктивно-пространственную систему, которая была бы столь эстетически осмыслена и выявлена в такой же мере, как стоечно-балочная конструкция в ордере. Диапазон композиционных возможностей ордера весьма разнообразен. В тех случаях, когда ордер не является чисто конструктивным элементом, он играет роль закономерной архитектурной декорации, обогащающей пластику здания или интерьера, в нашем случае.

Также, ордер, является прекрасным способом членения архитектурной формы, привносящей в любой объем, ясность и пропорциональность. Эти особенности, объясняют его неизменность на протяжении многих столетий.

В помощь: архитектурный словарь

  http://tehlib.com/arhitektura/arhitekturny-e-ponyatiya/arhitekturny-j-slovar/

  

  http://lenastarkova.com/archives/224

 

06.02.2016

Старикова Юлия Архитектура, Искусство МХК, История СПб архитектура, искусство, Искусство МХК, культура, Санкт-Петербург

Принципы порядка в архитектуре

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 18 фев 2021

См. полная история

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Принципы заказа
    • 2.1 Ось
    • 2.2 Симметрия
    • 2.3 Иерархия
    • 2.4 Трансформация
    • 2,5 Датум
    • 2.6 Ритм
    • 2.7 Шаблон
    • 2.8 Повторение
  • 3 Статьи по теме Проектирование зданий Wiki

В архитектуре «порядок» относится к системе правил, которые структурируют форму, структуру, расположение и пропорции дизайна. Порядок является обязательным условием функционирования любой организованной системы.

Ось – это линия, соединяющая две точки в пространстве, вокруг которой формы могут располагаться асимметрично или симметрично, уравновешенно. Это воображаемая линия, которая может обозначать строение, шествие, направление, взгляды, линию вращения и так далее. Ось используется для выравнивания элементов в дизайне, а также для организации и планирования пространств.

[править] Симметрия

Симметричный объект — это тот, который имеет равные пропорции, гармоничен и сбалансирован вокруг определенной линии. В геометрии симметричная фигура — это фигура, которая при разделении пополам осью делится на две области, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Симметричная композиция, то есть осевая композиция, это композиция, сбалансированная вокруг оси.

Иерархия в архитектуре — это соединение пространств и форм в порядке их важности. Артикуляция достигается за счет дифференциации размера, формы, цвета, расположения форм и пространств относительно друг друга. Иерархия используется, чтобы подчеркнуть конкретный элемент, чтобы повлиять на порядок, в котором воспринимается ряд элементов.

Трансформация – это принцип, согласно которому архитектурная концепция, структура или организация могут быть изменены посредством ряда дискретных манипуляций и перестановок в ответ на определенный контекст или заданные условия без потери идентичности концепции.

Трансформация формы достигается изменением размера, формы, вращением, растяжением, трансформацией и так далее.

Датам – это линия, плоскость или объем, которые благодаря своей непрерывности и регулярности служат для сбора, измерения и организации паттерна форм и пространств. Datum связывает воедино элементы дизайна. Это может быть линия, уровень, дорога, плоская плоскость и так далее.

[править] Ритм

Ритм – это объединяющее движение, характеризующееся шаблонным повторением или изменением формальных элементов или мотивов одним и тем же или измененным образом. Ритм отличается от повторения тем, что в первом изменяются формы, но он все еще узнаваем, тогда как в последнем форма остается постоянной.

Узор относится к группам элементов или мотивов, которые повторяются предсказуемым образом. Это структура, которая организует части композиции.

[править] Повторение

Повторение относится к многократному использованию формы, цвета или других элементов дизайна. Это создает визуальное эхо и усиливает определенные аспекты работы. Повторение может создать структуру, движение, гармонию и единство.

  • Архитектура.
  • Архитектурный проект.
  • Классические ордера.
  • Концептуальный дизайн.
  • База боеприпасов.
  • Методология проектирования.
  • Принципы проектирования.
  • Визуальные элементы дизайна.
  • Доля
  • Добавить комментарий
  • Отправьте нам отзыв

6 Принципы упорядочения, используемые в архитектуре

Архитектура обычно считается областью творчества, где форма создается внезапным вдохновением: воспоминанием о чем-то прекрасном, увиденном в прошлом, интерпретацией чего-то, что привлекает внимание в настоящем, или любой другой источник вдохновения.

В то время как архитектурный дизайн — это творческое начинание, которое исходит в основном из воображения его создателя, определенные принципы порядка могут быть использованы для создания более целостного дизайна. Эти 6 принципов упорядочения включают ось, симметрию, иерархию, датум, ритм, повторение и трансформацию.

Исследуя формы и пространства в здании, вы можете быть уверены, что по крайней мере один, если не все эти принципы упорядочивания использовались проектировщиком здания. Эти принципы составляют часть более крупного порядка архитектурной композиции, наблюдаемой в большинстве зданий по всему миру.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы реализовать эти принципы, чтобы поддерживать уровень композиционного порядка, избегая при этом излишней монотонности. Необходим баланс между порядком и разнообразием. Лучшие дизайнеры находят идеальный баланс между ними. Это должно быть и вашей целью.

1. Ось

Ось — одна из самых элементарных форм композиции, используемых в архитектуре. Определяемая двумя точками в пространстве, ось образует линейное условие, вокруг которого могут быть организованы другие формы и пространства.

Чтобы осевая композиция работала, важно, чтобы два элемента на каждом конце были значимыми формами или пространством. Этого можно добиться за счет использования масштаба, высоты или даже цвета.

Ось также можно подчеркнуть ребрами по ее длине. Например, улица, окруженная с каждой стороны плотным узором зданий или других плоскостных элементов. Это также может быть определено линейной композицией на земле, такой как линейный бассейн с водой или живая изгородь.

2. Симметрия

Симметрия исторически была одним из наиболее широко используемых принципов в архитектурном дизайне. Баланс элементов, используемых в симметричной композиции, кажется очень естественным и комфортным для человеческого глаза.

Симметрия существует в изобилии в природе, и лучшим примером этого является человеческое тело. Хотя человеческое тело не идеально симметрично, оно сбалансировано по составу.

Таким же образом можно добиться симметрии в зданиях, даже если элементы не идентичны, а скорее дополняют друг друга. Конечно, точная симметрия также может быть использована в дизайне и часто используется.

Существует два типа симметрии: двусторонняя, когда эквивалентные элементы располагаются по разные стороны от оси. Или радиальный, когда элементы исходят из центральной точки. Примером этого может быть колесо велосипеда со спицами.

3. Иерархия

Иерархия в архитектуре подразумевает наличие определенных элементов здания, будь то форма или пространство, которые важнее других. Это может быть обусловлено дизайнерским решением или просто функциональным.

Чтобы здание имело иерархию, должно быть хотя бы одно пространство или конструктивная форма, которая имеет большее визуальное или функциональное значение. Их может быть больше одного, но все остальные пространства или формы должны быть второстепенными или третичными по важности.

Чтобы пространство или форма считались более значимыми, чем другие, они должны быть другого масштаба (размера), уникальной формы или стратегически расположенными для привлечения особого внимания.

4. Датум

Датум в архитектуре — это организующий элемент, вокруг которого строятся другие элементы. Это может быть линейная база данных, такая как ось, или она может быть круглой или даже аморфной по форме.

Что делает его данным, так это тот факт, что он организует случайный набор форм посредством своей регулярности и непрерывной формы. Визуальная непрерывность необходима для установления данных.

База также должна иметь достаточный размер и правильную форму, чтобы успешно собирать другие части по ее форме. Его конечная цель состоит в том, чтобы собрать, организовать и прояснить неправильную композицию форм.

5. Ритм

Хотя ритм обычно ассоциируется с музыкой в ​​форме импульсов или мелодичных музыкальных ритмов, в дизайне он включает визуальное движение, создаваемое повторяющимися узорами через регулярные или нерегулярные промежутки времени.

Ритм может включать и иногда включает физическое движение. Однако в архитектуре это в первую очередь связано с развитием форм, которые заставляют глаз следовать тщательно продуманному образцу дизайна.

Часто структурные элементы используются для создания ритма. Примером этого может быть колоннада или балки и колонны строительной конструкции. Окна и двери можно расположить таким же образом, чтобы создать ритм

6. Трансформация

Трансформация, пожалуй, является принципом, который наиболее глубоко отражает процесс архитектурного проектирования. Это также может быть самым сложным из шести принципов для тех, кто не обучен дизайну.

Он основан на представлении о том, что формы, часто происходящие из прошлого или вещей, найденных в природе или других источниках, могут быть преобразованы во что-то другое посредством процесса манипулирования формой.

Часто дизайнеры начинают с прототипа или модели, которую затем начинают анализировать и синтезировать. В процессе исследования, часто включающего пробы и ошибки, достигается окончательная форма, которая развилась из исходной формы, но все еще имеет некоторые основные характеристики.

Заключительные заметки

Архитектура как творческое направление постоянно развивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *