Колонна дорического ордера • Архитектура
Утонынение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость (энтазис), максимум которой приходился на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты). Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками — каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати.
В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Каннелюры оживляли игру света и тени на колоннах, подчеркивали вертикальные линии контуров и при строительстве из мрамора выявляли своими гранями полупрозрачность этого материала. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки).
Капитель состояла из округлой подушки — эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты — абака (абаки). Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками — ремешками, количество которых колебалось от одного до пяти. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка — скоция (например, архаические храмы в Посейдонии).
Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел дорический фриз (др.-греч. — триглифон), состоявший из триглифов и метоп.
Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза (точнее, среза) — по его краям. Между триглифами размещались почти квадратные, чуть вытянутые в длину плиты — метопы; они были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались скульптурой (горельефами).
С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (лат. — гутты). Плоскости фриза между триглифами именуются метопами.
Для того чтобы провести анализ тектонической системы ордерной системы Древней Греции, важно познакомиться с ее деталировкой. Нижняя несущая часть ордера — стилобат — представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, которая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн.
Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера — антаблемент. В каждом ордере своя художественная трактовка колонн и антаблемента.
Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов — архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями. Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя— база— опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.
База
Из базы как бы вырастает фуст — ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой.
Фуст — ствол колонны. Подобное утонение называется энтазисом. И наконец, капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капители наиболее ярко и образно отражено художественное различие греческих ордеров.
«Изучение ордеров необходимо для формирования у будущего специалиста правильного архитектурно-строительного мышления. На примере ордера можно проследить органическую связь между формой и структурой здания, научиться выявлять сущность архитектурного произведения во взаимоотношении его трех основных компонентов: функции, конструкции, художественного образа сооружения.
Кроме вышеперечисленного, изучение ордеров позволяет приобрести навыки постижения работы архитектурной формы, взаимосвязи и пропорциональности всех ее частей. Именно в ордерной архитектуре вместе с развитием строительной техники сформировались принципы и закономерности построения архитектурного организма, которые в эпоху Античности и Ренессанса выкристаллизовывались в определенные теоретические положения, получившие большое распространение на Европейском континенте».
Также изучение классических ордеров может помочь будущим специалистам и бакалаврам в понимании развития тектонической системы в стоечно-балочной системе. Изучение ордера помогает нам познакомиться с важнейшей стороной архитектуры — тектоникой — как художественным выражением работы конструкции и материала.
Изучение ордера может привести к пониманию и раскрытию взаимосвязи конкретного ордерного решения с функциональными задачами сооружения, конструкцией и матери ал ом, гр адостроител ьными и природными условиями, эстетическими идеалами эпохи и национальными художественными традициями народа.
Античная архитектура. Капитель: самый известный элемент ордера
Капитель — это самая выразительная часть здания, именно по ней отличают типы ордеров. В этой части узнаем, почему и посмотрим на разные виды капителей.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Мы уже выяснили, что ордер — намного больше, чем типы капителей; это сложная система соотношений частей здания. Но почему тогда на лекциях много разговоров уделяют такой небольшой детали, как капители колонн? Объясняем.
🏛 Колонна есть колонна — это просто ствол. С ней мало что можно сделать: поиграть с пропорциями, сделать шире или уже, по-разному насечь бороздки.
🌸 Капитель, наоборот, самая пластичная и выразительная часть здания. Это точка перехода, стык двух форм, место, где колонна берет на себя тяжесть здания. Архитектору есть где разгуляться — здесь он может играть с тем, как ложатся тени и сочетаются сложные формы.
Капитель — поле для экспериментов, так что за тысячи лет их в европейской архитектуре накопилось очень много (только посмотрите на подборку ниже), но своих названий у них нет.
🏛 В вечности остались только три капители, они и правда получились удачные: дорическая, ионическая и коринфская. Две с половиной из них создали греки, последнюю доделали римляне и придумали свою вариацию — композитный ордер.
Как их запомнить?
Дорический похож на блинчик.
Ионический имеет две завитушки.
Коринфский состоит из листиков аканта.
Композитный совмещает и листики, и завитушки.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Четыре античных ордера: дорический (Парфенон), ионический (Эрехтейон), коринфский (храм Зевса), композитный (арка Тита в Риме)
А вот капители, которые очень любили варьировать в сталинской архитектуре, добавляя фантазийные элементы: снопы сена и ржи, серпы и звезды, изображения животных
Капители настолько разнообразны, что их можно коллекционировать.
❗️ А вам задание — сделайте свою подборку, добавив свои наблюдения — чем именно эти капители зацепили взгляд?
Другая плоскость, в которой интересно рассматривать классические капители — это их качество. Чем выше был статус постройки, тем качественнее резьба. Особенно это заметно на римских примерах.
🏛 Пантеон — важная постройка в центре Рима, поэтому капители нарезаны безупречно, сегодня человечество таких не сделает. То же самое касается арок императора.
🏢 Колизей. Это здание попроще, так что здесь капители не так тонко исполнены, а на листьях нет резьбы.
⛺️ Акведуки. Это утилитарная постройка, так что между арками и опорами слегка намечены горизонтальные полосочки, даже не капители. Вот и весь ордер — очень упрощенный.
1. Колонна Пантеона
2. Колизей
3. Акведук Пон-дю-Гар
Античные архитекторы стремились не только упорядочить здание с помощью ордера, но и создать ощущение массивности, сделать здание еще солиднее. Какими средствами?
✅ Энтазис. Так называют расширение колонн книзу. Одновременно капитель расширяется, потому что берет на себя нагрузку. Именно из-за энтазиса колонна оптически выглядит прямой — если бы утолщения не было, создавалась бы оптическая иллюзия вогнутости.
✅ Каннелюры (борозды) создают игру света, из-за этого колонны выглядят более шершавым.
✅ База колонны состоит из многослойных блинчиков, благодаря которым колонна уверенно встает на землю.
✅ Антаблемент (все, что выше капители) нарезается на слои. Каждый слой — своей толщины, некоторые слои украшены орнаментом. Это делает антаблемент похожим на увесистую раму старой картины в музее.
❗️ Массивность за счет слоев можно встретить даже в наших квартирах: на плинтусах, филенках кухонных шкафов, рамках и нишах дверей — это все «привет» от ордерной системы.
1. каннелюры
2. база колонны
3. антаблемент
Закрепим пройденное: это коринфский ордер?
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Использование ордеров – Институт традиционной архитектуры
Ранее здесь были представлены пять стандартных ордеров и их размеры. Рекомендации, которым необходимо следовать при использовании ордеров, приведены ниже.
2а. Придерживайтесь пяти заказов; не создавайте собственные.
Существует достаточно разнообразия между пятью, так что по крайней мере один удовлетворит ваши потребности. Имейте в виду, что приказы уместны не во всех ситуациях. Вот некоторые настройки, для которых они не подходят : 9.0003
- Коттеджи, хижины и шале: могут использоваться простые, точеные или резные столбы
- Викторианские здания (и другие подобные стили): могут использоваться точеные или резные столбы
- Романские постройки
- Готические здания
Существует ряд вариаций орденов, таких как Ионический Эрехтеум, Башня Ветров, Зооморфный, Кастор и Поллукс и даже Кариатиды.
2б. Триглифы и модильоны располагаются по центру столбцов.
При использовании дорического ордера над каждой колонной должен быть триглиф в центре. Пространство между двумя триглифами называется метопой. Триглифы должны располагаться таким образом, чтобы метопы были близки по форме к квадрату. Метопы могут содержать декоративные элементы или оставаться однотонными.
При использовании коринфского или композитного ордера над каждой колонной должен располагаться модильон в центре. Это твердое правило, и оно должно выполняться независимо от межколоночного взаимодействия. Для получения дополнительной информации о межколоночном размещении см. Руководство 2k ниже.
Dentils также можно размещать по центру колонн. Однако это не требуется, поскольку зубцы не подражают структурному компоненту.
2с. По горизонтали должно быть четное количество столбцов.
Четное количество столбцов обеспечивает наличие проема в центре. Дополнительную информацию см. в Руководстве 4e. По горизонтали должно быть нечетное количество отверстий.
2д. Круглые колонны должны иметь энтазис (сужение), квадратные колонны не должны.
Entasis представляет собой постепенное сужение, которое начинается на одну треть от нижней части стержня и заканчивается наверху стержня. Чтобы узнать, насколько колонны должны сужаться, см. рисунок Майкла Ручелла “Порядки и их размеры”.
Вопрос о том, должны ли квадратные колонны (также называемые опорами) иметь энтазис, остается спорным. Есть много примеров, особенно в Великобритании и США, где они это делают. Однако мастера эпохи Возрождения в Италии не использовали энтазис на своих квадратных колоннах. Entasis на круглых колоннах делает их органичными и живыми. Однако для опор прямые квадратные края кажутся более прочными с точки зрения конструкции, чем квадратные края с энтазисом.
Во всех остальных аспектах квадратные столбцы должны иметь те же размеры, что и их круглые аналоги. Ширина квадратных колонн должна соответствовать диаметру круглых колонн у их основания. Это означает, что нижняя часть капители будет шире на квадратных колоннах, чем на круглых. Однако к вершине капители обе должны быть одинаковой ширины. Очень важно, чтобы диаметр в нижней части круглой колонны совпадал. Если ширина квадратного столбца соответствует диаметру круглого столбца в его верхней части, квадратный столбец будет казаться тонким и слабым. Особенно если поставить рядом с круглой колонной.
Восточный фасад собора Святого Петра внизу имеет как круглые, так и квадратные колонны. Обратите внимание, что квадратные столбцы не имеют энтазиса и имеют ту же ширину, что и диаметр в нижней части круглых столбцов.
Базилика Святого Петра, Ватикан (нажмите, чтобы увеличить). Фото предоставлено Жан-Полем Гранмоном. 2д. Фриз (средняя часть антаблемента) должен совпадать с вершиной вала колонны.
Это должно происходить не только на концах, как показано на рисунке Майкла Ручелла «Ордены и их размеры», но и на лицевой стороне фриза. Антаблемент и фриз, выступающие за колонны, должны , а не .
2ф. Выступающая часть задействованных колонн.
Задействованные колонны — это колонны, прикрепленные к стене. Казалось бы логичным, что и у круглых, и у квадратных колонн половина колонны должна выступать из стены. Тем не менее, это не так. Круглые колонны должны выступать из стены примерно на 3/4. Интересно, что для зацепленных квадратных колонн (также называемых пилястрами) все наоборот; около 1/4 должны выступать из стены.
Ниже изображены зацепленные колонны вокруг барабана купола собора Святого Августина, иллюстрирующие эту концепцию.
Сент-Огюстен, Париж (нажмите, чтобы увеличить).2г. Колонны должны иметь основание, капитель и антаблемент.
Пьедесталы и балюстрады/парапеты не являются обязательными. Ранние греческие дорические колонны не имели основания. Однако это было исправлено в более поздних ионическом и коринфском ордерах и в римско-дорическом варианте.
Единственным исключением из этого правила являются игровые автоматы. Колонны в аркаде могут иметь антаблемент; однако чаще всего это не так. Аркада на Пласа-де-ла-Катедраль в Гаване, Куба, является примером того, чего нет.
Аркада тосканских колонн в Гаване, Куба (нажмите, чтобы увеличить).2ч. Абаки колонн и цоколи должны быть квадратными.
Самая верхняя часть капители колонны называется счетами. Самая нижняя часть основания колонны называется цоколем. И абаки, и постаменты должны быть квадратной формы. Это применимо как для квадратных, так и для круглых колонн.
Для тосканских и дорических ордеров, а также ионических ордеров с параллельными завитками абаки имеют простую квадратную форму. Для ионического, коринфского и композитного ордеров Скамоцци стороны квадрата вогнуты, а их углы обрезаны, создавая волнообразную форму квадрата.
Для всех заказов плинтусы имеют простую квадратную форму. При размещении колонны на оформленном пьедестале края плинтуса должны совпадать с центральной частью пьедестала. Иногда желательно поднять колонну, но недостаточно, чтобы требовался формальный пьедестал. В этих случаях допустимо преодоление колонны на гладком блоке. Блок, на котором стоит колонна, должен быть немного шире цоколя. Это позволяет четко видеть цоколь как отдельный компонент, отдельный от блока.
Колоннада Пале-Рояль в Париже, Франция (нажмите, чтобы увеличить).2и. Правильная последовательность наложенных ордеров.
См. Руководство 6d. Для наложенных столбцов более широкие порядки идут ниже более узких порядков.
2к. Правильная ширина наложенных ордеров.
При наложении колонн важно следить за тем, чтобы фасад не казался тяжелым сверху. Соответственно, общепринятым правилом является: диаметр верхнего порядка должен составлять 7/8 диаметра нижнего порядка. Когда используются круглые колонны и, следовательно, энтазис, это приводит к тому, что диаметр верхнего порядка в нижней части колонны равен диаметру нижнего порядка в горловине колонны.
Однако, когда ордера пропускаются, например, коринфский ордер накладывается непосредственно на тосканский ордер, ориентир 7/8 может привести к тому, что высший ордер окажется выше нижнего ордера. В этих случаях высота верхнего порядка должна быть ограничена высотой нижнего порядка. Это приведет к тому, что диаметр верхнего порядка будет меньше 7/8 диаметра нижнего порядка, что является приемлемым в этих случаях.
2к . Флютинг
Канавки — это вертикальные канавки на некоторых колоннах. За исключением тосканского ордера, флейта необязательна. Тосканские колонны не должны иметь каннелюр. Если дорические колонны имеют каннелюры, их должно быть 20. Если ионические, коринфские или составные колонны имеют каннелюры, их должно быть 24.
Канавки закреплены на валу и никогда не должны упираться в основание или капитель. Обычно флейты простираются от чуть выше основания до чуть ниже капители. Однако иногда энтазис дополняется размещением дополнительной канавки в канавке в нижней трети колонны (так называемая канавка с тросом) или просто началом канавки на одной трети от нижней части вала и окончанием ее чуть ниже капитель. Напомним из руководства 2d выше, что энтазис начинается на одной трети от основания шахты.
На приведенной ниже Мадридской фондовой бирже представлен композитный ордер с кабелем.
Фондовая биржа в Мадриде, Испания (нажмите, чтобы увеличить).2л. Колонны Гигантского Ордена
Гигантские, или колоссальные, ордерные колонны были введены в эпоху Возрождения и занимали два или более этажей.
Как правило, количество столбцов должно быть не менее чем в два раза больше, чем в историях. Например, при размещении на двух этажах используйте как минимум четыре столбца. При охвате трех историй используйте как минимум шесть столбцов. Это условное правило, которое можно обойти. В зависимости от расстояния между колоннами и общей высоты окон может быть приемлемо иметь две колонны, занимающие два этажа, или четыре колонны, занимающие три этажа. Тем не менее, следуя этому правилу, фасад не будет казаться слишком тонким или слабым.
Королевский институт Великобритании — хороший пример гигантского порядка. Здесь четырнадцать колонн охватывают три этажа. Положите руки на обе стороны здания, чтобы были видны только шесть центральных колонн. Фасад с шестью колоннами, охватывающими три этажа, по-прежнему выглядит красиво и величественно. Однако попробуйте покрыть все столбцы, кроме четырех центральных. Теперь фасад начинает выглядеть чересчур вертикальным и вытянутым.
Королевский институт Великобритании в Лондоне, Великобритания (нажмите, чтобы увеличить).2м. Межколонная
Intercolumniation — это термин, обозначающий расстояние между столбцами. Обычно столбцы располагаются равномерно с расстоянием между ними в полтора-четыре раза больше диаметра столбца. Однако есть два распространенных случая, когда столбцы расположены неравномерно.
Ареосистильный межколонный столбик. Это просто связанные столбцы. Все столбцы могут быть соединены или только внешняя пара. В здании суда округа Эссекс, показанном ниже, используются спаренные колонны или межколоночные ареосистили.
Здание суда округа Эссекс, США (нажмите, чтобы увеличить). Междуколонка Eustyle. В этом случае расстояние между центральными столбцами больше, чем между другими столбцами. Это большее пространство может быть довольно тонким в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах. Пространство в три диаметра между центральными колоннами и два с четвертью диаметра между другими колоннами является обычным явлением. Однако при использовании эвстилевой интерколонки с дорическим ордером необходимо учитывать триглифы. Напомним из Руководства 2b выше, что триглифы должны располагаться по центру столбцов. Триглифы также должны располагаться через равные промежутки. Это означает, что единственный способ использовать промежуточную колонну эвстиля с дорическим ордером – это иметь больше триглифов между центральными колоннами, чем между другими колоннами.
Это проиллюстрировано ниже Вильнюсским собором в Литве. Обратите внимание, что между центральными столбцами есть два триглифа, но между остальными столбцами только один триглиф.
Вильнюсский собор, Литва (нажмите, чтобы увеличить).Предыдущая: Ордена и их размеры Следующая: Фронтоны
Архитектурные колонны – заказы на пять колонн
|