Ордера колонн в архитектуре: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Античная архитектура. Капитель: самый известный элемент ордера

Капитель — это самая выразительная часть здания, именно по ней отличают типы ордеров. В этой части узнаем, почему и посмотрим на разные виды капителей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Мы уже выяснили, что ордер — намного больше, чем типы капителей; это сложная система соотношений частей здания. Но почему тогда на лекциях много разговоров уделяют такой небольшой детали, как капители колонн? Объясняем.

🏛 Колонна есть колонна — это просто ствол. С ней мало что можно сделать: поиграть с пропорциями, сделать шире или уже, по-разному насечь бороздки.

🌸 Капитель, наоборот, самая пластичная и выразительная часть здания. Это точка перехода, стык двух форм, место, где колонна берет на себя тяжесть здания. Архитектору есть где разгуляться — здесь он может играть с тем, как ложатся тени и сочетаются сложные формы.

Капитель — поле для экспериментов, так что за тысячи лет их в европейской архитектуре накопилось очень много (только посмотрите на подборку ниже), но своих названий у них нет.

🏛 В вечности остались только три капители, они и правда получились удачные: дорическая, ионическая и коринфская. Две с половиной из них создали греки, последнюю доделали римляне и придумали свою вариацию — композитный ордер.

Как их запомнить?

Дорический похож на блинчик.
Ионический имеет две завитушки.
Коринфский состоит из листиков аканта.
Композитный

совмещает и листики, и завитушки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Четыре античных ордера: дорический (Парфенон), ионический (Эрехтейон), коринфский (храм Зевса), композитный (арка Тита в Риме)

А вот капители, которые очень любили варьировать в сталинской архитектуре, добавляя фантазийные элементы: снопы сена и ржи, серпы и звезды, изображения животных

Капители настолько разнообразны, что их можно коллекционировать. Что мы уже начали делать — вот небольшая часть.

❗️ А вам задание — сделайте свою подборку, добавив свои наблюдения — чем именно эти капители зацепили взгляд?

Другая плоскость, в которой интересно рассматривать классические капители — это их качество. Чем выше был статус постройки, тем качественнее резьба. Особенно это заметно на римских примерах.

🏛 Пантеон — важная постройка в центре Рима, поэтому капители нарезаны безупречно, сегодня человечество таких не сделает. То же самое касается арок императора.

🏢 Колизей. Это здание попроще, так что здесь капители не так тонко исполнены, а на листьях нет резьбы.

⛺️ Акведуки. Это утилитарная постройка, так что между арками и опорами слегка намечены горизонтальные полосочки, даже не капители. Вот и весь ордер — очень упрощенный.

1. Колонна Пантеона
2. Колизей
3. Акведук Пон-дю-Гар


Античные архитекторы стремились не только упорядочить здание с помощью ордера, но и создать ощущение массивности, сделать здание еще солиднее. Какими средствами?

Энтазис. Так называют расширение колонн книзу. Одновременно капитель расширяется, потому что берет на себя нагрузку. Именно из-за энтазиса колонна оптически выглядит прямой — если бы утолщения не было, создавалась бы оптическая иллюзия вогнутости.

Каннелюры (борозды) создают игру света, из-за этого колонны выглядят более шершавым.

База колонны состоит из многослойных блинчиков, благодаря которым колонна уверенно встает на землю.

Антаблемент (все, что выше капители) нарезается на слои. Каждый слой — своей толщины, некоторые слои украшены орнаментом. Это делает антаблемент похожим на увесистую раму старой картины в музее.

❗️ Массивность за счет слоев можно встретить даже в наших квартирах: на плинтусах, филенках кухонных шкафов, рамках и нишах дверей — это все «привет» от ордерной системы.

1. каннелюры
2. база колонны
3. антаблемент

Закрепим пройденное: это коринфский ордер?

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Архитектурный словарь — ТехЛиб СПБ УВТ

Рубрика «Архитектурный словарь»

Канелю́ра, каннелю́ра (фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 — начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, имеющих форму трети круга и разделенный углом; в ионическом ордере — 24 канелюры, имеющие форму полукруга и разделенными полоской в ширину имеющей треть диаметра полукруга. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.

В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.

Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.

  

 Каннелированные колонны храма Дианы в Эворе, Португалия

 Каннелированные колонны Отто Вагнера, Вена, 1898

По материалам Википедии

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Денти́кул (от лат.

denticulus — зубец), или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.

Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и в её более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Дентикулы на фасаде классицистического здания

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

Читать далее…

Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетённую корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

Наиболее ранним из известных памятников коринфского ордера была коринфская колонна храма Аполлона в Бассах

 

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также

вимперг.

Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Щипец // Большая советская энциклопедия.

  
 Вимперг портала церкви в Бад-Херсфельде (ранняя готика) Вимперг портала церкви аббатства в Вандоме (пламенеющая готика)

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Волюта — основной мотив орнаментики бронзового века. Позднее этот архитектурный мотив стал использоваться во всех стилях.

Иногда форму волюты имеют архитектурные детали, связывающие части здания, консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон. Реже волюты завиваются в противоположную сторону (вверх).

 

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Раскрепованный ордер, раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене.

Был широко распространен в Древнем Риме.

Раскрепованный антаблемент. Арка Константина в Риме.

 

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры

Рустованная пилястра здания университета в Катании

 

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Обло́мы (от древне-славянского: лом, ломать,  яма или впадина) — архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.

Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.

Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох.

В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплёты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Читать далее…

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордероКлассическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

Читать далее…

Использование ордеров – Институт традиционной архитектуры

Ранее здесь были представлены пять стандартных ордеров и их размеры. Рекомендации, которым необходимо следовать при использовании ордеров, приведены ниже.

2а. Придерживайтесь пяти заказов; не создавайте собственные.

Существует достаточно разнообразия между пятью, так что по крайней мере один удовлетворит ваши потребности. Имейте в виду, что приказы уместны не во всех ситуациях. Вот некоторые настройки, для которых они не подходят : 9.0003

  • Коттеджи, хижины и шале: могут использоваться простые, точеные или резные столбы
  • Викторианские здания (и другие подобные стили): могут использоваться точеные или резные столбы
  • Романские постройки
  • Готические здания

Существует ряд вариаций орденов, таких как Ионический Эрехтеум, Башня Ветров, Зооморфный, Кастор и Поллукс и даже Кариатиды. Однако, если вы не являетесь опытным традиционным архитектором, уверенным в своих намерениях, лучше придерживаться стандартных заказов.

2б. Триглифы и модильоны располагаются по центру столбцов.

При использовании дорического ордера над каждой колонной должен быть триглиф в центре. Пространство между двумя триглифами называется метопой. Триглифы должны располагаться таким образом, чтобы метопы были близки по форме к квадрату. Метопы могут содержать декоративные элементы или оставаться однотонными.

При использовании коринфского или композитного ордера над каждой колонной должен располагаться модильон в центре. Это твердое правило, и оно должно выполняться независимо от межколоночного взаимодействия. Для получения дополнительной информации о межколоночном размещении см. Руководство 2k ниже.

Dentils также можно размещать по центру колонн. Однако это не требуется, поскольку зубцы не подражают структурному компоненту.

2с. По горизонтали должно быть четное количество столбцов.

Четное количество столбцов обеспечивает наличие проема в центре. Дополнительную информацию см. в Руководстве 4e. По горизонтали должно быть нечетное количество отверстий.

2д. Круглые колонны должны иметь энтазис (сужение), квадратные колонны не должны.

Entasis представляет собой постепенное сужение, которое начинается на одну треть от нижней части стержня и заканчивается наверху стержня. Чтобы узнать, насколько колонны должны сужаться, см. рисунок Майкла Ручелла “Порядки и их размеры”.

Вопрос о том, должны ли квадратные колонны (также называемые опорами) иметь энтазис, остается спорным. Есть много примеров, особенно в Великобритании и США, где они это делают. Однако мастера эпохи Возрождения в Италии не использовали энтазис на своих квадратных колоннах. Entasis на круглых колоннах делает их органичными и живыми. Однако для опор прямые квадратные края кажутся более прочными с точки зрения конструкции, чем квадратные края с энтазисом. Особенно это касается углов зданий.

Во всех остальных аспектах квадратные столбцы должны иметь те же размеры, что и их круглые аналоги. Ширина квадратных колонн должна соответствовать диаметру круглых колонн у их основания. Это означает, что нижняя часть капители будет шире на квадратных колоннах, чем на круглых. Однако к вершине капители обе должны быть одинаковой ширины. Очень важно, чтобы диаметр в нижней части круглой колонны совпадал. Если ширина квадратного столбца соответствует диаметру круглого столбца в его верхней части, квадратный столбец будет казаться тонким и слабым. Особенно если поставить рядом с круглой колонной.

Восточный фасад собора Святого Петра внизу имеет как круглые, так и квадратные колонны. Обратите внимание, что квадратные столбцы не имеют энтазиса и имеют ту же ширину, что и диаметр в нижней части круглых столбцов.

Базилика Святого Петра, Ватикан (нажмите, чтобы увеличить). Фото предоставлено Жан-Полем Гранмоном.

2д. Фриз (средняя часть антаблемента) должен совпадать с вершиной вала колонны.

Это должно происходить не только на концах, как показано на рисунке Майкла Ручелла «Ордены и их размеры», но и на лицевой стороне фриза. Антаблемент и фриз, выступающие за колонны, должны , а не .

2ф. Выступающая часть задействованных колонн.

Задействованные колонны — это колонны, прикрепленные к стене. Казалось бы логичным, что и у круглых, и у квадратных колонн половина колонны должна выступать из стены. Однако, это не так. Круглые колонны должны выступать из стены примерно на 3/4. Интересно, что для зацепленных квадратных колонн (также называемых пилястрами) все наоборот; около 1/4 должны выступать из стены.

Ниже изображены зацепленные колонны вокруг барабана купола собора Святого Августина, иллюстрирующие эту концепцию.

Сент-Огюстен, Париж (нажмите, чтобы увеличить).

2г. Колонны должны иметь основание, капитель и антаблемент.

Пьедесталы и балюстрады/парапеты не являются обязательными. Ранние греческие дорические колонны не имели основания. Однако это было исправлено в более поздних ионическом и коринфском ордерах и в римско-дорическом варианте.

Единственным исключением из этого правила являются игровые автоматы. Колонны в аркаде могут иметь антаблемент; однако чаще всего это не так. Аркада на Пласа-де-ла-Катедраль в Гаване, Куба, является примером того, чего нет.

Аркада тосканских колонн в Гаване, Куба (нажмите, чтобы увеличить).

2ч. Абаки колонн и цоколи должны быть квадратными.

Самая верхняя часть капители колонны называется счетами. Самая нижняя часть основания колонны называется цоколем. И абаки, и постаменты должны быть квадратной формы. Это применимо как для квадратных, так и для круглых колонн.

Для тосканских и дорических ордеров, а также ионических ордеров с параллельными завитками абаки имеют простую квадратную форму. Для ионического, коринфского и композитного ордеров Скамоцци стороны квадрата вогнуты, а их углы обрезаны, создавая волнообразную форму квадрата.

Для всех заказов плинтусы имеют простую квадратную форму. При размещении колонны на оформленном пьедестале края плинтуса должны совпадать с центральной частью пьедестала. Иногда желательно поднять колонну, но недостаточно, чтобы требовался формальный пьедестал. В этих случаях допустимо преодоление колонны на гладком блоке. Блок, на котором стоит колонна, должен быть немного шире цоколя. Это позволяет четко видеть цоколь как отдельный компонент, отдельный от блока.

Колоннада Пале-Рояль в Париже, Франция (нажмите, чтобы увеличить).

2и. Правильная последовательность наложенных ордеров.

См. Руководство 6d. Для наложенных столбцов более широкие порядки идут ниже более узких порядков.

2к. Правильная ширина наложенных ордеров.

При наложении колонн важно следить за тем, чтобы фасад не казался тяжелым сверху. Соответственно, общепринятым правилом является: диаметр верхнего порядка должен составлять 7/8 диаметра нижнего порядка. Когда используются круглые колонны и, следовательно, энтазис, это приводит к тому, что диаметр верхнего порядка в нижней части колонны равен диаметру нижнего порядка в горлышке колонны.

Однако, когда ордера пропускаются, например, коринфский ордер накладывается непосредственно на тосканский ордер, ориентир 7/8 может привести к тому, что высший ордер окажется выше нижнего ордера. В этих случаях высота верхнего порядка должна быть ограничена высотой нижнего порядка. Это приведет к тому, что диаметр верхнего порядка будет меньше 7/8 диаметра нижнего порядка, что является приемлемым в этих случаях.

. Флютинг

Канавки — это вертикальные канавки на некоторых колоннах. За исключением тосканского ордера, флейта необязательна. Тосканские колонны не должны иметь каннелюр. Если дорические колонны имеют каннелюры, их должно быть 20. Если ионические, коринфские или составные колонны имеют каннелюры, их должно быть 24.

Канавки закреплены на валу и никогда не должны упираться в основание или капитель. Обычно флейты простираются от чуть выше основания до чуть ниже капители. Однако иногда энтазис дополняется размещением дополнительной канавки в канавке в нижней трети колонны (так называемая канавка с тросом) или просто началом канавки на одной трети от нижней части вала и окончанием чуть ниже капитель. Напомним из руководства 2d выше, что энтазис начинается на одной трети от основания шахты.

На приведенной ниже Мадридской фондовой бирже представлен композитный ордер с кабелем.

Фондовая биржа в Мадриде, Испания (нажмите, чтобы увеличить).

2л. Колонны Гигантского Ордена

Гигантские, или колоссальные, ордерные колонны были введены в эпоху Возрождения и занимали два или более этажей.

Как правило, количество столбцов должно быть не менее чем в два раза больше, чем в историях. Например, при размещении на двух этажах используйте как минимум четыре столбца. При охвате трех историй используйте как минимум шесть столбцов. Это условное правило, которое можно обойти. В зависимости от расстояния между колоннами и общей высоты окон может быть приемлемо иметь две колонны, занимающие два этажа, или четыре колонны, занимающие три этажа. Тем не менее, следуя этому правилу, фасад не будет казаться слишком тонким или слабым.

Королевский институт Великобритании — хороший пример гигантского порядка. Здесь четырнадцать колонн охватывают три этажа. Положите руки на обе стороны здания, чтобы были видны только шесть центральных колонн. Фасад с шестью колоннами, охватывающими три этажа, по-прежнему выглядит красиво и величественно. Однако попробуйте покрыть все столбцы, кроме четырех центральных. Теперь фасад начинает выглядеть чересчур вертикальным и вытянутым.

Королевский институт Великобритании в Лондоне, Великобритания (нажмите, чтобы увеличить).

2м. Межколонная

Intercolumniation — это термин, обозначающий расстояние между столбцами. Обычно столбцы располагаются равномерно с расстоянием между ними в полтора-четыре раза больше диаметра столбца. Однако есть два распространенных случая, когда столбцы расположены неравномерно.

Ареосистильный межколонный столбик.  Это просто связанные столбцы. Все столбцы могут быть соединены или только внешняя пара. В здании суда округа Эссекс, показанном ниже, используются спаренные колонны или межколоночные ареосистили.

Здание суда округа Эссекс, США (нажмите, чтобы увеличить).

Междуколонка Eustyle. В этом случае расстояние между центральными столбцами больше, чем между другими столбцами. Это большее пространство может быть довольно тонким в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах. Пространство в три диаметра между центральными колоннами и два с четвертью диаметра между другими колоннами является обычным явлением. Однако при использовании эвстилевой интерколонки с дорическим ордером необходимо учитывать триглифы. Напомним из Руководства 2b выше, что триглифы должны располагаться по центру столбцов. Триглифы также должны располагаться через равные промежутки. Это означает, что единственный способ использовать промежуточную колонну эвстиля с дорическим ордером – это иметь больше триглифов между центральными колоннами, чем между другими колоннами.

Это проиллюстрировано ниже Вильнюсским собором в Литве. Обратите внимание, что между центральными столбцами есть два триглифа, но между остальными столбцами только один триглиф.

Вильнюсский собор, Литва (нажмите, чтобы увеличить).

Предыдущая: Ордена и их размеры                                        Следующая: Фронтоны

Составной Орден | История классических ордеров архитектуры Чадсворта Колонна

ГЛАВНАЯ > КОМПОЗИТНЫЙ ЗАКАЗ

 

СОВОКУПНЫЙ ПРИКАЗ                                                                                                                                                             

 

      КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ

ПЛАСТИНЫ – КОМПОЗИТНЫЕ ЗАКАЗАТЬ

•  Триумфальная арка Септимия Севера (римская)
вид

 

•  Термы Диоклетиана (Римские)
просмотр

 

• Арка Тита (римская)
вид

 

•  Мавзолей Санта-Костанца (римский)
вид

 

• Лоджия Капитаниато (римская)
вид

                                            

ЗАКАЗ

АНТАБЛАТУРА

СХЕМА КРЫШКИ

ЗАГЛАВНАЯ

БАЗОВЫЙ

Предоставлено Институтом классической архитектуры и искусства |   Визуализация:  М. Ганнисон Коллинз

ИСТОРИЯ


 

Крыло Леско, Лувр
Париж, Франция



Somerset House
Лондон, Англия
Капители алтаря, церковь Св. Иакова
Гуз-Крик, Южная Каролина

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗАКАЗ

        

          Составной Орден считается полностью римским Орденом. Хотя ордер возник в эпоху Империи, только в период раннего Возрождения он стал отдельным — пятым — классическим архитектурным ордером. Некоторые из первых примеров использования композита были замечены на арке Тита (82 г. н.э.) на форуме в Риме, а затем на арке Септимия Севера (ок. 204 г. н.э.). Композитный ордер был еще одним фаворитом римлян, поэтому композитные колонны регулярно можно увидеть на триумфальных арках.

          Орден сам по себе невероятно похож на коринфский ордер, но основным отличительным фактором составного ордера является капитель колонны, которая считается слиянием ионической и коринфской капителей. Однако среди классических архитекторов, таких как Серлио, Виньола, Палладио и Скамоцци, велись споры относительно лучшего названия для этого заказа. Он был идентифицирован как «Итальянский Орден», «Римский Орден», «Латинский Орден» и, конечно же, «Композитный Орден». Из-за того, что Палладио настаивал на названии «Композит» (итал. Composito) — это термин, который стал обычным названием для ордена в целом — логически понятно, что этот орден представляет собой композицию ионического и Коринфские ордера.

          Значение составного ордена связано с представлением римлян о «завоевании славы» просто потому, что многие триумфальные арки демонстрировали составные колонны; и известно, что сочетание победы римлян и уничтожения покорителя было чрезвычайно формализованным событием (что видно по строительству больших триумфальных арок). Существует действительная связь между использованием нового классического ордера для обозначения независимого ордера, который не точно копировал архитектурные стили покоренных народов. Таким образом, составной орден может быть напрямую связан как с победой римлян, так и с унижением побежденных, и многие авторы эпохи Возрождения связывали этот орден с женской богиней Викторией — крылатой фигурой, держащей венок победителя для коронации императора.

          Составной ордер классифицируется по тонким пропорциям и имеет высоту столбца 10 диаметров. Вал колонны может быть простым или рифленым. Рифленые валы состоят из (24) канавок вокруг колонны и галтелей между ними, при этом канавки закругляются перед встречей с капителью и основанием. Стержень колонны оканчивается вниз ионическим (или аттическим) основанием, состоящим из двух выпуклых торов (верхнего и нижнего кольца), разделенных вогнутой частью, называемой скотией. Составная капитель, хотя и похожа в некоторых аспектах, именно это отличает орден от коринфского. Он имеет стандартную платформу в форме перевернутого колокола, которая отделена от ствола колонны астрагальным молдингом. Платформа в форме колокола разделена на три ряда – два нижних с одинаковыми листьями аканта, окружающими капитель. Два небольших цветочных акцента поднимаются от верхнего ряда листьев аканта на каждой стороне капители, которые покоятся ниже того, что, по сути, является ионической капителью. Третий и самый верхний ряд капители состоит из восьми волют (как это характерно для ионического ордена), которые расположены по диагонали, чтобы поддерживать счеты в каждом примыкающем углу. Квадратные счеты имеют (4) вогнутые стороны, которые изгибаются наружу в точку. Рельеф в виде яйца и дротика, типичный для ионической капители, находится прямо под счетами и является частью верхнего ряда капители. Каждая грань счетов украшена расположенным в центре флероновым орнаментом.

          Коринфский и составной антаблементы являются самыми высокими из всех порядков высотой в 2 диаметра, а последний повторяет те же детали, что и коринфский антаблемент. Он состоит из трех основных частей (снизу вверх): наличника, фриза и карниза. Дизайн архитрава варьировался от простых до экстравагантных украшений. На фризе обычно была сплошная панель со скульптурным орнаментом. Самая верхняя часть антаблемента, карниз, была наиболее отчетливой частью из-за его увеличенных украшений. Он сохранил использование зубцов, но также включал использование украшений в виде скоб, которые располагались под короной и равномерно распределялись по пролетам антаблемента. Карниз демонстрировал обширный репертуар круглых орнаментов или модильонов, которые были очень обогащены узорами из аканта. Циматий был верхним уровнем антаблемента и простирался за фриз.

          В целом составной орден демонстрирует роскошное убранство, отражающее чувство триумфа и величия. Исторически составные колонны использовались для обозначения Победы, и они, по-видимому, представляют собой сочетание Мудрости с Красотой. Таким образом, составные колонны лучше всего использовать для проектов, требующих высшего богатства, престижа и успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *