Ордеры колонн и капителей: дорический, ионический, коринфский.
Ордерная система – тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордера.
Единство конструктивной, функциональной и эстетической сторон сооружения, характерное для античности, нашло свое воплощение в ордерной системе. Первое упоминание слова “ордо”, означавшее систему и порядок и определяющее особенности античной классики, встречается у Витрувия (римский архитектор 1 в. до н.э.) в трактате “Десять книг об архитектуре”. В нем автор описал дорический ордер, ионический и коринфский, используемые зодчими Древней Греции. Кроме описания автор добавил и собственные комментарии, проведя аналогии между дорическим и ионическим ордерами и человеческим телом. Если дорический ордер (картинка ниже), возникший в 6 в. до н.э., Витрувий сравнивал с мощной мужской фигурой, то ионический (5 в. н.э.), по его мнению, имел признаки женского начала благодаря декоративности и изящности.
Элементы дорического ордера в современном административном здании. США.
Упоминал Витрувий и коринфский ордер, появившийся на основе ионического в 4 в. до н.э., указывая на его сходство с фигурой молодой стройной девушки.
Колонны коринфского ордера в современном здании.
Дорический и ионический ордер появились под влиянием местных традиций и культуры, используемых строительных материалов, в разное время и у разных народов, населявших Грецию. Основные структурные элементы едины и для дорического, и для ионического ордеров. Колонны устанавливаются преимущественно на основание – стилобат. Состоят как дорические, так и ионические колонны из ствола, капители. У ионических колонн есть база. На капитель опиралось горизонтальное перекрытие – антаблемент, состоящий из балки-архитрава, фриза, карниза.
Храм “Четырехугольный дом в Ниме”. Робер Юбер. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
В некоторых строениях эпохи расцвета античной классики архитекторы соединяли оба ордера – такой стиль получил название «панэллинский». При этом дорический ордер приобретал некоторую декоративность ионического.
Колонны Пропилеев (437—432 гг. н. э.). Ионические колонны соседствуют с дорическими.
Дорический ордерДорический ордер был популярен на полуострове Пелопоннес, Сицилии и Великой Греции — южной части Апеннинского полуострова. Строгие мощные колонны с аскетической дорической капителью, практически ничем не украшенной, ассоциировались с суровым строем Спарты.
Картина “Развалины дорического храма”. Художник Робер Юбер.
У колонн дорического ордера нет базы, и их устанавливали непосредственно на стилобат. Отношение высоты ствола к его диаметру в основном 6:1 (или 4:1). Сечение ствола неодинаково: в центре есть утолщение (эстанзис), а кверху колонна становится тоньше, чем внизу. Вдоль колонны ствол декорировали каннелюрами – желобками, количество которых делали от 16 до 20.
Капитель дорической колонны из архитектурного полиуретана.
Антаблемент в дорическом ордере имеет архитрав, который не разделен на элементы. Узкая выпуклая полоса отделяет архитрав от фриза, состоящего из выступающих триглифов (декоративные торцы балок перекрытий на архитраве, украшенных каннелюрами) и метоп, которые могли быть гладкими или с рельефным рисунком. Верх архитрава завершался выступающим карнизом. Фронтон по краям и сверху нередко декорировали пальметами или скульптурами на пьедесталах. Внутри фронтон украшали рельефами.
Ионический ордерИонический ордер возник в Малоазийской Греции, на полуострове Аттика, островах Эгейского моря. Ионические колонны изящные и декорированные, подходили для демократического строя Афин, отражая настроения общества и характер государственного строя. В малоазийском варианте в ионических колоннах больше украшений из лепнины полихромной раскраски, что указывает на влияние восточной архитектуры.
Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Архитектор Калликрат.
Ионическая колонна устанавливалась на основание – базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками. Ионическая капитель красиво декорирована волютами. Завитки волют окантовывались ободками, которые сводились вместе в центре и образовывали “глаз”.
Капитель ионической колонны. Материал – архитектурный полиуретан.
Архитрав антаблемента ионического ордера обычно делится на три горизонтальных части, которые выступают друг над другом. Между архитравом и фризом расположена узкая декорированная полоса. Фриз в ионическом ордере может быть гладким или украшенным рельефными изображениями гирлянд из цветов, голов жертвенных животных, сюжетных мифологических композиций. Над фризом нависает карниз антаблемента, отделенный декорированной полосой. Между архитравами и волютами находился импост – тонкая горизонтальная деталь. Другими декоративным элементами ионической капители являлись бусы (перлы), киматий – растительный орнамент из листьев, загнутых книзу острым концом.
Ионические колонны и портик кариатид Эрейхтейона. 421-405 гг. до н.э.
Коринфский ордер был образован из ионического и отличался от него четырехсторонней капителью с богатым декором, включающим ленты, листья аканта, цветы, фрукты. Римляне увеличили количество декора, создав композитный ордер, объединивший элементы других ордеров.
Трактовка ордерной системы в европейской архитектуреИскусство Древней Греции оказало огромное влияние на архитектуру следующих поколений, которые полностью или частично использовали ордерную систему в строительстве вплоть до 21 века. Дорический, ионический и коринфский ордера начали широко использоваться в Италии 15 в. благодаря архитектору Ф. Брунеллески, который обмерил и изучил образцы римских развалин, а затем начал включать классические элементы в собственные сооружения. В эпоху Ренессанса “ордер” получил иное толкование. В. Скамоции (Vincenzo Scamozzi. 1548-1616 гг. – архитектор позднего Ренессанса, ученик Палладио) в трактате “Идея всеобщей архитектуры” указывал на то, что ордер имеет божественное происхождение, так как был использован еще при строительстве первого Иерусалимского храма.
Визуализация Иерусалимского храма (1007 – 588 г. до н.э.).
Итальянский архитектор Филарете считал, что прообразом фронтона служили сложенные “домиком” руки Адама, прикрывавшего от дождя голову, когда его изгнали из рая. Многоярусные колоннады он представлял как образ иерархии общества: низкий ордер (дорический) олицетворял простое сословие, на которое опирается благородное общество (колонны ионического ордера), на верхнем уровне – коринфские колонны, символизирующие знать.
Дворец Бельведер в Луговом парке Петергофа (1853 – 1856 гг.) Главный вход похож на восточный портик афинского Эрехтейона. Архитрав поддерживается кариатидами из гранита, созданные Теребеневым. На втором этаже установлены ионические колонны. архитектор А.Штакеншнейдер, скульптор Теребенев Александр Иванович. 1852-1856 гг.
Классические ордера переживали взлеты и падения, в 21 веке они остаются востребованными в индивидуальном строительстве, сохранив основные каноны и закономерности формообразования. Элементы дорического ордера, ионического, коринфского в современных сооружениях изготавливают не только из традиционных природных материалов, но и из полиуретана, который не уступает ни по своим качествам, ни по эстетическим свойствам.
Элемент ионического ордера – капитель колонны с волютами сделан из полиуретана.
Использование ордерной системы в фасаде здания в сочетании с симметрией конструкции и ритмичностью расположения декора подчеркивает классический стиль строения. Благодаря элементам ордера можно создавать и оригинальные эклектические сооружения.
Автор текста: М. Костин
Полезные ссылки:Индивидуальный заказ
Готовые комплекты декора
Монтаж
Колонны и архитектурные ордеры: к чему такая строгость?
В проектировании здании и сооружений колонны необходимы для передачи веса вышерасположенной конструкции нижерасположенной конструкции. Колонны часто используются для поддержки арок и балок, на которых покоится потолок. В архитектуре поддерживающая функция колонны дополняется функцией декоративной, в результате чего архитектурная колонна имеет определённые пропорции и правила отделки лепниной. Такая колонна может выполнять только декоративную функцию, не поддерживая структурные элементы здания – она может быть увенчана статуей, как триумфальная или ростральная колонна.
Несколько слов об истории колонн
Ещё в III веке до н.э. в Древнем Египте возводились каменные колонны с выгравированными барельефами, изображающими связанный тростник. Позже египтяне придавали колоннам форму многогранных цилиндров.
Пожалуй, самый интересный пример до-греческих колонн – это «Зал ста колонн» размером 70х70 метром в персидском Персеполе (Персеполисе), построенный во время правления царя Дария I. Многие из колонн стоят до сих пор, каждая – более 30 метров высотой (см. фотогалерею к статье).
Классические ордеры
Капители колонн в разных ордерах
(начиная с верхнего левого угла):
тосканский, дорический, ионический,
ионический версии 18-19 века, коринфский, композитный.
Необходимо отметить, то архитектурный ордер – это не только правила, касающиеся внешнего вида колонны: отделки капители и базы. Ордер – это архитектурная композиция, архитектурная система. В каждый ордер входит строго установленный состав и вид архитектурных элементов.
К чему такая строгость?
Придерживаться правил архитектурного ордера – значит гарантировать, что здание будет оформлено фасадным декором со вкусом. Само слово «ордер» означает «порядок, указание». Архитектурные ордера были (и остаются) шаблонами для архитекторов, желающих строить красиво и надолго. Во многих случаях попытки составить собственную композицию вокруг парадного входа в здание – равносильны попыткам изобрести велосипед. Если у изобретающего есть архитектурный вкус – новая композиция всё равно будет напоминать уже имеющийся ордер. Безусловно, это не распространяется на оформление зданий малого размера. К примеру, оформить вход в баню в соответствии с греческим ордером – это уже прямая противоположность хорошему вкусу.
Дорический ордер – самый старый и самый простой из ордеров. Римский историк архитектуры Марк Витрувий Поллион, ссылаясь на греческие тексты (к настоящему моменту утерянные) утверждал, что дорический ордер сформировался ещё во времена деревянного древнегреческого строительства, это определило сужение ствола колонны (ствола дерева) кверху и круглую, сглаженную форму сечения колонны. Позже те же формы стали придавать каменным колоннам, добавив стволу 20 широких канелюр – продольных желобков вдоль ствола колонны. Ранний дорический ордер предельно прост, никаких украшений и орнаментов на капители нет – она представляет собой усечённый конус. Греческий дорический ордер – самый массивный из ордеров, соотношение высоты колонны к толщине – от 4:1 до 6:1. Ствол колонны поднимается из стилобата без базы. Антаблемент дорического ордера также массивен, его высота составляет четверть высоты колонны. Дорический ордер вышел из использования примерно в 100 г. до н.э., и пребывал в архитектурном забвении до середины XVIII века, когда его заново «открыли» и он быстро вошёл в моду. Этот ордер считается «мужским» – он выдерживает большой вес, в многоэтажных постройках (например, римском Колизее) дорический ордер держал нижний этаж.
Тосканский ордер также называется римско-дорическим ордером. По сравнению с дорическим у него появляются база и капитель, представляющие собой наложенные друг на друга диски разного диаметра. Ствол колонны практически всегда гладкий, без канелюр. Конструкция ордера чуть меняя тяжеловесна, чем у дорического. Этот ордер был широко распространён в России с первой четверти XVIII до середины XIX века и является неотъемлемой частью архитектуры русской усадьбы. Именно такие колонны есть в коллекции Регент Декор, более того, они есть на московском складе – это означает, что даже сейчас, в конце строительного сезона, Вы можете оформить ими фасад своего дома и через пару месяцев наслаждаться усадебной зимой – заснеженным садом и портиком с тосканскими колонами.
Ионический ордер менее тяжеловесен и значительно более декоративен, чем дорический и тосканский ордеры. Наиболее характерной деталью этого ордера является капитель со спиралевидными волютами, располагающимися по две пары на каждой капители. Вся конструкция ордера более вытянута, чем в дорическом и тосканском ордерах – соотношение высоты колонны к её толщине составляет 7:1.
Дорический ордер – современное исполнение
(административное здание, США)
Коринфский ордер получил своё название от греческого города-государства Коринф. Витрувий, однако, связывает возникновение этого ордера с афинским скульптором Каллимахом, украсившим капитель листьями аканта. В любом случае, самый старый из дошедших до нас образцов коринфского ордера относится примерно к 500 г. до н.э. Этот ордер считается «женским», он более вытянутый (соотношение высоты колонны к её толщине составляет 10:1), выдерживает меньший вес, и в многоэтажных постройках расположен наверху.
Композитный, или сложный ордер представляет собой синтез ионического и коринфского ордеров. Это больше всего заметно по капители – тут и волюты, и листья аканта. До Ренессанса этот ордер не выделялся в отдельный; его рассматривали как позднюю, романскую форму коринфского ордера. Арка Тита в Римском форуме, построенная около 82 г. н.э., представляет собой самый старый образец композитного ордера (см. фотогалерею к статье).
Колонны – архитектурный элемент, определяющий торжественность здания и его монументальность. При планировании большого дома в усадебном стиле или стиле классицизма без колонн сложно составить достойную архитектурную композицию. При выборе ордера и его конкретных элементов обратитесь к профессиональным консультантам – это избавит Вас от несуразности готового фасада.
Дата публикации: 13.10.2010
© Регент Декор
Архитектурный ордер. Виды архитектурных ордеров
Под архитектурным ордером понимается разновидность композиции, подразумевающая использование определенных деталей, и проходящая обязательную стилевую обработку. Основное требование – соблюдение расположения деталей и установленных пропорций.
История появления
Слово «ордер» пришло из латинского языка, и переводиться как порядок, строй. Впервые употребил этот термин теоретик архитектуры Витрувий. Он известен как автор трактата «10 томов о римской архитектуре».
Архитектурный ордер представляет собой систему, которая состоит из горизонтальных и вертикальных деталей. Единство стилей (при этом используются колонны) можно заметить в культуре Древнего Египта. Однако именно древние греки создали строгую систему, обозначающуюся понятием «ордер».
Всего выделяют 5 стандартных ордеров. Впервые их описал архитектор Д. Виньола. Он выделял следующие виды ордеров:
• коринфский
• дорический
• тосканский
• ионический
• композитный
Древние греки очень редко использовали коринфский ордер, но он пользовался популярностью у жителей Древнего Рима.
Ордер может быть двух типов: раскрепованный и гигантский.
Раскрепованный – колоннами перед фасадом не несется вся его нагрузка.
Гигантский – колонны располагаются через этаж.
Дорический архитектурный ордер приобрел популярность в 7 веке до нашей эры. У распространенной в то время дорической колонны не было базы, а ствол был сужен кверху и покрыт небольшими желобками, чтобы подчеркнуть вертикальное направление.
Ионический ордер появился в 6 веке. Отличительная черта ионических колонн – стройность пропорций и легкость. В качестве опоры для таких колонн использовалась профилированная база. Архитрав был разделен на три уступа.
Дата появления коринфского ордера – 5 век до нашей эры. Его отличительная черта – изысканные пропорции. Он похож на корзину, которая увита цветами вьющихся растений и листьями. Этот ордер часто использовался римским архитектором Витрувием.
Структура
Архитектурный ордер включает в себя основные элементы:
1. Стереобат – основание, располагающееся в одном из верхних рядов фундамента. Такое основание немного приподнято над землей.
2. Стилобат – поверхность небольших ступеней, на которых расположены колонны.
3. Антаблемент – предстаставляет собой завершающую часть. Она подразделяется на карниз (верхнюю часть), фриз (среднюю часть) и архитрав (главную балку).
Колонны венчаются капителью, состоящей из круглой подушечки (она называется эхин), квадратной плиты (иное название-абака) и декоративных завитков (т.е волют).
Рекомендуем посмотреть:
Местом возникновения дорического считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. |
2. Дорический, ионический и коринфский ордер. |
3. Тосканский (римский-дорический) и дорический (греческий) ордера. |
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами (вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны), заканчивалась капителью (венчающая часть колонны или пилястры). В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки (плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму). Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско–дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат (верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада). |
4. Отличия дорического и тосканского ордера. |
5. Дорический ордер. |
6. Примеры дорического ордера. |
5. Конный двор в усадьбе Кузьминки. Конный двор с его замечательным павильоном в усадьбе Голицыных, шедевр московского ампира, создал архитектор Доменико Жилярди. Музыкальный павильон был построен в 1820 году для выступлений домашнего крепостного оркестра роговой музыки и является признанным шедевром архитектуры стиля ампир. Монументальный фасад павильона с аркой-нишей украшен дорическим портиком со скульптурной группой Аполлона с музами. |
6. Коллонада главного дома усадьбы Остафьево. Здание строилось с 1800 по 1806 годы; отделочные работы продолжались еще несколько лет. Два двухэтажных флигеля, поставленные в одну линию с домом, соединены с ним колоннадами римско-дорического (тосканского) ордера. Открытые галереи позволяли достичь той гармонии архитектуры и природы, которая была неотъемлемой частью мировоззрения эпохи Просвещения, последователем которой был один из соавторов проекта дома Андрей Иванович Вяземский. |
7. Церковь в усадьбе Ахтырка. Ахтырская церковь – единственное здание, уцелевшее от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам А.С.Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. |
8. Мавзолей С.П. Румянцева в усадьбе Троицкое-Кайнарджи. Построен С.П. Румянцевом для перезахоронения его отца, генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Кубическое здание увенчанное низкой ротондой, с четырьмя четырехколонными дорическими портиками. |
9. Главные въездные ворота парадного двора усадьбы Гребнево в виде Триумфальной арки выстроены при Голицыных в 1811-1823 гг. Колонны римско-дорического (тосканского) ордера. |
12. Грот в усадьбе Кусково. Грот в Кускове был построен в 1756 – 1761 годах по проекту талантливого крепостного архитектора Ф.Аргунова, фасады декорированы резчиком М.Зиминым, внутренняя отделка выполнена “гротичных дел” мастером И.Фохтом. Живописна и динамична архитектура Грота. Трехчастное барочное здание стоит на фигурном стилобате с плавно изгибающимися ступенями, как бы стекающими в небольшой прудик, который является центром малого архитектурного ансамбля. Коллонны тосканского ордера. |
13. Усадьба Дубровка в Калужской области. |
14. Въездные ворота в усадьбе Андреевское Воронцовых-Дашковых. |
15. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Косино. Колонный портик тосканского ордера. |
20. Архитрав медленно разрушается. |
25. Колонны тосканского ордера в главном доме усадьбы Воскресенки. Сам портик интересен тем, что капители колонн повернуты в сторону. |
26. Колонны в усадьбе Воскресенки с каннелюрами, характерными для дорического ордера, но поставленными на базу. |
28. Портик без ордерных признаков в усадьбе Мещерское. Декоративное убранство весьма разнообразно: разорванные фронтоны различной формы; ширинки, карнизы, оконные обрамления из тёсаного кирпича; пучки колонн и пилястры. |
Архитектурный ордер – это… Что такое Архитектурный ордер?
У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер. Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII векАрхитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.
Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
История
Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям[1].
Структура
Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части
- карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
- фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
- архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
См. также
Примечания
- ↑ Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka. — Praha: Česká technika – nakladatelství ČVUT, 2006. — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0
Литература
- Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.
Ссылки
Архитектурные ордера » Лазерное сканирование и архитектурные обмеры в Санкт-Петербурге | НПП “Фотограмметрия”
В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.
Эта конструктивная схема, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности ее построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.
Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером.
Широкое распространение ордер получил в архитектуре Итальянского Возрождения. Этому способствовал найденный в 1427г. гуманистом Поджо Браччиолини трактат римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н.э. В нем была изложена теория архитектурного ордера.
В своем трактате Витрувий приводит правила построения ордеров, и для определения размеров частей ордера пользуется условной единицей измерения -модулем, равным нижнему диаметру колоны.
На основе обмеров архитектурных памятников античности и сведений, взятых у Витрувия, ряд итальянских архитекторов (Палладио, Виньола, Скамоцци) создали свои правила построения ордеров. Правило – по-гречески «канон», поэтому эти ордера называют каноническими.
Основные части канонического ордера
Основными частями канонического ордера являются: колонна, антаблемент и пьедестал.
Существуют понятия: полный ордер и неполный ордер. Первый ордер содержит все три части, а второй – не имеет пьедестала.
Колонна состоит из трех основных частей: фуст (ствола, стержня), капители и базы.
Фуст представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Утонение(энтазис) идет по слабой выпуклой кривой.
Капитель – верхняя часть колонны, завершает фуст, образуя переход от вертикальной опоры к поддерживаемой ею горизонтальной балке (рис. 2). Верхняя часть капители — абак или абака представляет собой большей частью квадратную плиту, которая непосредственно воспринимает тяжесть балки и вышележащих частей.
База — нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.
Антаблемент — верхняя, поддерживаемая часть архитектурного ордера, состоящая из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.
Архитрав – балка, являющаяся основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.
Фриз — среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.
Карниз — верхняя часть антаблемента. Карниз имеет три основные части: поддерживающую, свешивающуюся (или слезниковый камень) и венчающую. На нижней поверхности слезника делается выемка, называющаяся «съемцами», для отвода дождевой воды. Нижняя поверхность свешивающейся части называется соффитом или плафоном.
Пьедестал также имеет трехчастное членение: стул пьедестала, карниз и доколь (или база пьедестала).
Классификация ордеров
Канонические архитектурные ордера Виньолы и Палладио имеют 5 разновидностей.
1. Тосканский ордер – наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.
2. Дорический ордер представляет большой интерес по строгости и закономерности своего строения. Поддерживающая часть карниза может иметь зубчики или модулъоны. Особенностью Дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами – триглифами, чередующимися с метопами. Все триглифы, не исключая и угловых, помещались по осям колонн. По всей окружности колонны этого ордера расположены вертикальные, криволинейные в горизонтальном сечении, углубления – каннелюры.
3. Ионический ордер обладает легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны. Они называются дорожками. Наиболее характерной частью Ионического ордера является капитель с ее валютообразными завитками. Капитель этого ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада. Завитки волют образуют по бокам капители два валика – балюстры. В Ионическом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков или дентикул.
4. Коринфский ордер наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям. Стержень колонны обработан каннелюрами. Капитель имеет скульптурный характер и представлена двумя рядами стилизованных листьев аканта /травянистого растения/. В общем, структура карниза такая же, как и в Ионическом ордере, но с включением нового элемента – модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой. На плафоне слезника в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.
5. Сложный ордер, является сочетанием Ионического и Коринфского ордеров, поэтому его называют еще Составным или Композитным ордером. Капитель представляет сочетание Ионического и Коринфского ордеров. Остальные детали скомпонованы по образцу коринфских и также богато орнаментированы.
Композиция ордера
Композиция ордера построена на четырех основных принципах:
1. Трехчастность, в которой выражены законченность композиции ордера, имеющего начало, середину и завершение: ступенчатое основание, колонну, антаблемент.
2. Четкое деление на несомые и несущие части. Тектоническая выразительность отдельных элементов ордера и ордерной системы в целом основана на образном использовании этого противопоставления.
3. Нарастание сложности композиции снизу вверх. Простейшая часть ордера – ступенчатое основание, самая сложная антаблемент, среднее положение между ними занимает колонна. В композиции антаблемента дорического ордера как бы одновременно соединяются принципы построения его двух нижних частей: сплошная протяженность основания отражена в горизонтали архитрава, метрический ряд колоннады – в триглифах с вертикальными врезами.
4. Положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Колонна играет наиболее важную конструктивную роль, являясь основной несущей частью ордера. В антаблементе фриз – основной элемент, так как изображает собой перекрытие всего сооружения. Эхин капители дорического ордера – переходное звено от вертикальных к горизонтальным элементам, по профилю близок к архитраву, а по форме – к круглой части ствола колонны.
Канонические ордера, созданные архитекторами – теоретиками и практиками прошлого, отражали многовековой опыт строительства. Тем не менее, они являются до некоторой степени абстрактными схемами.
При решении конкретных задач следует понять истинное значение канонической системы ордеров и осмыслить границы ее использования. Опираясь на эту систему, ордерные композиции всегда строились с учетом конкретных пропорций и форм в зависимости от назначения здания, его масштаба, конструкций, окружения. Ярким примером этому служат произведения выдающихся русских архитекторов конца XVIII – начала XIX в.
Так, например, для создания монументального характера улиц, площадей, правительственных зданий и дворцов применялся укрупненный архитектурный ордер. В небольших усадебных, жилых и парковых постройках архитектурные ордера имели измененные пропорции, а формы ордера упрощались.
Источник:
книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.
Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.
распечатать
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Как правильно использовать архитектурный ордер?
Друзья, я большой поклонник классической архитектуры, поэтому решил сделать небольшую заметку для любителей античных колонн, карнизов и портиков.
Сразу скажу, что я не читал множество книг и трудов древних мастеров архитектуры, а только пару книг советских архитекторов, ссылающихся на труды архитектора эпохи Возрождения Виньолы, который в свою очередь ссылается на труды древних римлян, которые ссылаются на греков… и почерпнул из них основные правила и нормы получения по настоящему красивой классики.
Для начала первая вступительная картинка, на ней показаны все разновидности ордеров и наименование основных частей. Без этих базовых названий и терминов сложно будет обойтись.
К слову: (извиняюсь за тавтологию) слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.
Так вот. Ниже приведены 7 основных правил (или несоблюдения их – самых распространенных ошибок) для тех, кто решил использовать архитектурный ордер в своем проекте (иллюстрации представлены в виде простых геометрических форм, кубов и цилиндров, иначе – масс).
1. Правило несвешиваемости
Правило это состоит в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Другими словами, антаблемент (если точнее – архитрав) не должен выступать за пределы проекции несущего ствола колонны, либо “недоупираться” на него. Так же и стул пьедестала не должен быть шире или уже базы колонны. Карнизные выступы и капители не несут никакой нагрузки и не являются конструктивными элементами, в то время как расширения элементов книзу (базы) неприкосновенны. Они подразумевают собой прочность и устойчивость.
2. Соотношение частей ордера (пьедестала, колонны и антаблемента)
Это основное правило. Решил сделать его вторым пунктом, просто потому что правило несвешиваемости не соблюдается чаще всего и “лучше” всех портит вид.
Соотношение главных частей ордеров такое: антаблемент составляет 1/4 высоты колонны, пьедестал 1/3. Нижний диаметр (здесь имеется в виду при учете утонения колонны, о нем написано ниже) тосканской колонны равен 1/7 высоты колонны, диаметр дорической колонны – 1/8, ионической – 1/9 и коринфской и композитной – 1/10.
Соотношения же частей антаблемента (архитрава, фриза и карниза) для каждого ордера различаются. В редких случаях допустимо увеличивать высоту антаблемента за счет увеличения фриза, и уменьшать высоту пьедестала, но никак не наоборот. Кстати, триглифы и модульоны, зубчики, кронштейны – все эти элементы подразумевают собой балки перекрытия, которые опираются на архитрав – несущую балку на колоннах.
Карниз в свою очередь делится на поддерживающую (карнизную плиту), свешивающуюся и венчающую части. Карнизная плита имеет при себе маленькую выемку – слезник (от слова “слеза”), назначение которого преградить путь стекающей дождевой воде.
Напоминаю, эти соотношения даны Виньолой. А есть еще Палладио, Скамоцци и другие маэстро архитектуры, у которых эти соотношения отличаются, так что… фантазируйте и одновременно придерживайтесь норм)
3. Утонение (энтазис) колонн и пилястр
Любые колонны должны быть с утонением, т.е. с дугообразным уменьшением диаметра кверху, подобно деревьям, либо опорным столбам, прогнувшимся от нагрузки. Оно начинается с 1/3 высоты колонны и составляет обычно 1/6 диаметра. Пилястры могут и не утоняться, есть примеры как с утонением, так и без.
Необычный принцип построения: берём воображаемую тонкую гибкую металлическую линейку, приставляем нижний конец к низу ствола, верхний соответственно к верху, дополнительно имея точку опоры на 1/3 высоты, и легким нажимом смещаем верхний конец вовнутрь колонны, тем самым получаем плавную “припухлую” кривую (на иллюстрации в фиолетовом цвете).
4. Величина уклона крыши фронтона
Стандартный “греческий” уклон – 15 градусов, “римский” – 22,5. Эти числа определены с помощью графического приема. Впрочем, я считаю допустимым уклон от 12 до 30 градусов, но больше – это уже чересчур.
Сопряжение фронтона портика с основной крышей делается так, чтобы при фронтоне венчающая часть карниза отделялась и тоже шла под углом, по подобию водосточного желоба кровли.
5. Правило профилирования
Основной смысл правила профилирования заключается в том, чтобы не повторять рядом частей, совершенно схожих по форме и размерам. Другими словами, главные элементы чередуются с второстепенными или широкие с узкими, и в то же время прямолинейные элементы чередуются с криволинейными. Станет более понятно, если взглянуть, к примеру на сопряжение колонны и пьедестала коринфского ордера.
Существует множество элементов профилей: выпуклые, вогнутые, криволинейные, прямолинейные, гуськи, каблучки, валики… я и сам не помню всех этих наименований, но иметь в виду это нужно. Это правило пригодится тому, кто решил придумать свой тип карниза или базы с множеством профилей.
6. Правила ордерной суперпозиции и соосности колонн и проемов
При расположении ордеров друг над другом применяется правило ордерной суперпозиции, следующим образом сформулированное Андреа Палладио:
“Ордера располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройки. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным… При желании можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем… чтобы более массивный непременно находился внизу”.
А правило соосности говорит о том, что колонны верхних этажей должны быть только под колоннами нижних, строго по одной оси. Таким же образом должны располагаться и проемы, т.е. окна, балконы и др. Всем известный пример – Колизей (посередине).
7. Общие правила, рекомендации и советы
* Любой архитектурный фасад должен состоять из четного числа колонн, т.е. 2, 4, 6 и т.д. Конечно есть редкие исключения, например Палладио пренебрег этим в Палаццо Порто-Бреганце (там всего 3 колонны), или к примеру некоторые храмы древней Греции имели нечетное кол-во колонн (спасибо tor323 :). В общем, будьте аккуратны, просмотрите еще раз вдохновляющую вас архитектуру и делайте свой выбор)
* Каждая колонна должна нести смысловую нагрузку. Колонна, не несущая никакой нагрузки – лишняя, так же, как и антаблемент без колонны полная чепуха.
* Какой ордер использовать? Зависит от назначения проектируемого здания.
К примеру, в мелких постройках, таких как баня, забор или беседка в саду можно использовать тосканский ордер (простота).
Дорический (сила, мужество), например, в зданиях правительственных, суда или еще чего-нибудь в этом духе (если как бы не планируются всяческие украшения фасада и требуется подчеркнуть строгость).
Ионический (изящность, нежность, грациозность) в музеях, театрах. Планирую применить его вместе с кариатидами (как атлант, только девушка)) в фасаде торгового здания с бутиками женской одежды, почему бы и нет.
Коринфский ордер (величие, торжественность, богатство) самый популярный, потому что он использован во всех известнейших соборах и храмах.
Композитный (роскошь, статус), как я понял, использовался для элитных жилых домов.
* Каждый ордер можно представить в виде простейших геометрических форм – масс (как на иллюстрации ко второму правилу). После облегченного построения фасада в массах можно смело перейти к деталям. Исходными данными для построения могут быть высота этажа, шаг несущих колонн, расположение проемов.
* Колонны можно исполнить по-разному: отдельно стоящие, полуколонны (выпирают из плоскости стены на половину), трёхчетвертные (выпирают из плоскости стены на 3/4 диаметра), отдельно стоящие с пилястрами (пилястра это полоса прямоугольного сечения, выпирающая из плоскости стены обычно на 1/5 – 1/6 ее ширины. Ордерная колоннада, т.е. отдельно стоящие колонны с антаблементом (как в Казанском соборе в Петербурге) как правило, бывает без пьедестала. Можно также применить ордерную аркаду, или аркаду поставить на колонны. Красиво также смотрятся на фасаде раскрепованные ордера. Есть еще вариант использования колоссальных (на 2-3 этажа) ордеров и мелких, стоящих рядом, служащих для обрамления окон, балконов, лоджий. Выступы в виде балконов поддерживаются кронштейнами.
~ отступление от правил
“Наконец, можно вносить свои собственные отступления и изменения, основываясь на своем индивидуальном художественном чутье, но делать что-либо несознательно, необоснованно, наобум, как случайно вышло, конечно, никогда не следует.”
P.S. Кидаю ссылки на модели ордеров. Можно с привязками создать боксы и цилиндры для получения масс.
Тосканский https://3ddd.ru/3dmodels/show/tuscan_order_vignola
Дорический https://3ddd.ru/3dmodels/show/doric_order_vignola_3
Ионический https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_vignola_1
Ионический (храм Эрехтейона) https://3ddd.ru/3dmodels/show/ionic_order_erechtheion
Коринфский https://3ddd.ru/3dmodels/show/corinthian_order_vignola_3
Композитный (по Палладио) https://3ddd.ru/3dmodels/show/composite_order_palladio
А книжки про архитектуру старых времен в формате PDF можно скачать тут https://yadi.sk/d/GxHJ-WRwwgE2EA
Всем спасибо за внимание, надеюсь информация будет полезной и найдет выражение в ваших архитектурных творениях 🙂
Заказать | архитектура | Britannica
Порядок , также называемый порядком архитектуры , любой из нескольких стилей классической или неоклассической архитектуры, которые определяются конкретным типом колонны и антаблемента, которые они используют в качестве основной единицы. Колонна состоит из вала вместе с основанием и капителью. Колонна поддерживает часть антаблемента, который составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания и сам состоит из (снизу вверх) архитрава, фриза и карниза.Форма капителя – самая отличительная черта того или иного ордена. Существует пять основных орденов: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный.
Есть много отдельных элементов, которые составляют полную колонну и антаблемент. Внизу колонки – стилобат; это сплошная плоская мостовая, на которую опирается ряд колонн. Из стилобата поднимается цоколь, квадратный или круглый блок, который является самой нижней частью основания. Поверх цоколя, образующие остальную часть основания, находятся один или несколько круглых молдингов с различными профилями; они могут включать тор (выпуклый профиль с полукруглым профилем), скотию (с вогнутым профилем) и одно или несколько галтелей или узких полос.
Пять заказов
Encyclopædia Britannica, Inc.Вал, который опирается на основание, представляет собой длинный узкий вертикальный цилиндр, который в некоторых случаях шарнирно соединен с канавками (вертикальными канавками). Вал также может немного сужаться внутрь, так что внизу он шире, чем вверху.
Поверх вала находится капитель, который служит для концентрации веса антаблемента на валу, а также служит эстетическим переходом между этими двумя элементами.В своей простейшей форме (дорическая) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей; горловина, которая является продолжением вала, но визуально отделена от него одной или несколькими узкими канавками; эхинус, круглый блок, который выступает наружу в своей самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты; и сами счеты, квадратный блок, который непосредственно поддерживает антаблемент наверху и передает свой вес остальной части колонны внизу.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчасАнтаблемент состоит из трех горизонтальных секций, которые визуально отделены друг от друга лепниной и лентами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.
Единицей измерения колонн является диаметр вала у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (меньших) диаметров в высоту.
Древнегреческая архитектура сформировала два различных ордена, дорический и ионический, вместе с третьей (коринфской) капителью, которые с изменениями были приняты римлянами в I веке до нашей эры и с тех пор используются в западной архитектуре.
Дорический орден характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех орденов, имеющей высоту (включая капитель) только на четыре-восемь меньших диаметров. Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующим формам дорического ордера часто давали обычное основание в виде плинтуса и тора. Стержень дорического ордера имеет 20 мелких канавок. Капитель, как указывалось ранее, состоит из простой шейки; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты.Фризная часть дорического антаблемента является своеобразной. Он состоит из выступающих триглифов (элементов, каждая из которых состоит из трех вертикальных полос, разделенных канавками), которые чередуются с отступающими квадратными панелями, называемыми метопами, которые могут быть либо простыми, либо вырезанными со скульптурными рельефами. Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
Дорический орденГравированная пластина с изображением дорического ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71).
Encyclopædia Britannica, Inc.Ионический орден отличается от дорического наличием большего количества канавок на древке и свитками, или спиралями, которые свисают над передней и задней частями эхинуса в столице. Сам эхинус вырезан в виде яиц и дротиков. Высота всего ионического ордера – колонны, основания, капителя и антаблемента – составляет девять меньших диаметров. В основании колонны расположены два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией. Вал высотой на восемь меньших диаметров имеет 24 канавки.На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (лент). На фризе отсутствуют дорический триглиф и метоп, и, следовательно, эта область может содержать непрерывную полосу резного орнамента, например фигурные группы.
Ионический орденГравированная пластина с изображением Ионического ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71).
Encyclopædia Britannica, Inc.Коринфский орден – самый элегантный из пяти орденов. Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два ступенчатых ряда стилизованных листьев аканта и четыре свитка.Вал имеет 24 канавки с острыми краями, высота колонны – 10 диаметров.
Коринфский орденГравировка с изображением коринфского ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71).
Encyclopædia Britannica, Inc.Тосканский орден представляет собой римскую адаптацию дорического ордена. У Тосканы есть древко без канавок и простая капитель из эхинуса и абака. Он похож по пропорциям и профилю на римский дорический, но гораздо проще. Высота колонны семь диаметров.Этот заказ – самый солидный на вид из всех заказов.
Тосканский орденГравированный принт с изображением тосканского ордена из первого издания Британской энциклопедии (1768–71).
Encyclopædia Britannica, Inc.Составной орден, который не считался отдельным орденом до эпохи Возрождения, является поздним римским развитием коринфского ордена. Он называется композитным, потому что его капитель состоит из ионных волют и коринфского орнамента из листьев аканта.Высота колонны 10 диаметров.
Составной заказГравированный принт, изображающий Составной заказ, из первого издания Британской энциклопедии (1768–71).
Encyclopædia Britannica, Inc.Дорический и ионический ордены возникли почти одновременно на противоположных берегах Эгейского моря; дорический на материковой части Греции и ионический в греческих городах Малой Азии. (Завитки ионической столицы были адаптированы из рисунков финикийской и египетской капителей.) Дорический орден можно считать более ранним из двух только в его развитой форме. Оба ордена возникли в храмах, построенных из дерева. Самый ранний хорошо сохранившийся образец дорической архитектуры – храм Геры в Олимпии, построенный вскоре после 600 г. до н. Э. С этих пор эволюцию каменной дорической колонны можно проследить в архитектурных остатках в Греции, Сицилии и на юге Италии, где дорическая колонна должна была оставаться главным орденом монументальных построек в течение следующих восьми веков.
Греки, так же как и римляне, считали коринфский только альтернативным капиталом, который должен был заменить ионический. Первое известное использование коринфской капители на внешней стороне здания – это хорагический памятник Лисикрата (Афины, 335/334 г. до н. Э.). Коринфский монастырь был возведен в ранг ордена римским писателем и архитектором Витрувием I в. До н. Э.
Римляне приняли дорический, ионический и коринфский ордена и изменили их, чтобы создать тосканский орден, который является упрощенной формой дорического ордена, и составной орден, который представляет собой комбинацию ионического и коринфского орденов.Другим римским нововведением был наложенный порядок; когда колонны украшали несколько последовательных этажей здания, они обычно были разного порядка, в восходящей последовательности от самых тяжелых до самых тонких. Таким образом, колонны дорического ордера были закреплены на первом этаже здания, ионические колонны – на среднем этаже, а коринфские или композитные – на верхнем этаже. Чтобы избежать сложностей, связанных с отдельными заказами для каждого этажа, архитекторы эпохи Возрождения изобрели колоссальный ордер, который состоит из колонн, увеличивающих высоту двух или более этажей здания.
Витрувий был единственным древнегреческим или римским писателем, писавшим архитектуру, чьи работы пережили средневековье. Когда в начале 15 века его справочник для римских архитекторов De Architectura, был заново открыт, Витрувия сразу же провозгласили авторитетом в области классической архитектуры. Основываясь на его трудах, итальянские архитекторы эпохи Возрождения и барокко разработали эстетический канон, который установил правила наложения классических орденов. Архитекторы также установили правила пропорций орденов и их частей до мельчайших деталей.Были указаны точные пропорциональные размеры каждого элемента заказа, так что, учитывая диаметр колонны или любое другое измерение, весь заказ и все его отдельные элементы могли быть восстановлены с помощью обычных вычислений. Таким образом, правила были доведены до экстравагантных размеров, о которых греки даже не мечтали и которые редко соблюдались римлянами.
Последующие художественные периоды стали свидетелями возрождения археологически «правильного» использования орденов, хотя многие архитекторы продолжали использовать различные ордера с максимальной свободой.В модернистской архитектуре 20-го века заказы перестали использоваться в качестве излишнего украшения, их структурные функции были переданы колоннам и опорам из стали или железобетона.
Порядки колонн в классической архитектуре
Пять порядков колонн в классической архитектуре
В классической архитектуре существует пять порядков колонн: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный. В этом порядке они варьируются от простых до сложных.
Тосканский
Тосканский орден получил свое название из-за того, что он зародился в Тоскане, Италия, и является самым простым из орденов, находящимся в одном шаге от системы столба и чечевицы Стоунхенджа.Это подтверждается словами известного архитектора Андреа Палладио: «Тосканский порядок, в соответствии с тем, что о нем пишет Витрувий и чем он является на самом деле, является самым простым и простым из всех архитектурных орденов, потому что он сохраняет больше древняя простота первых архитекторов, которые еще не изобрели тех орнаментов, которые делают другие ордена такими приятными и заслуживающими внимания ». [1]
Дорический
Дорический орден был основан дорийцами и очень похож на простая тосканская колонна с добавлением мелких деталей, таких как канавки, спускающиеся по валу.
Ионный
Ионический орден использует флейты из дорического ордена с добавлением улиток, которые закручиваются по спирали по обе стороны от столицы, как наутилус. Палладио отмечает, что храм Дианы в Эфесе был построен по этому приказу.
Коринфский
Коринфский орден, происходящий из Коринфа, и Составной орден являются наиболее экстравагантными из всех остальных. Согласно легенде, листья аканта, оставленные под корзиной на могиле молодой девушки, начали расти вокруг и поглощать корзину.Появление этого явления послужило вдохновением для коринфской столицы. Палладио называет этот орден «более языческим, богатым и красивым, чем любой из тех, о которых я еще говорил». [2]
Составной
Последний из орденов, Составной орден, представляет собой комбинацию ионического и коринфского орденов. ; и хотя он столь же великолепен, этот порядок меньше встречается в классической архитектуре по сравнению с коринфской.
Порядок контрольного столбца | Справочный центр AppSheet
Порядок столбцов, отображаемых в представлении формы, идентичен порядку в структуре столбцов базовой таблицы.Однако в представлениях отображения (например, в представлении «Таблица» или «Подробности») порядок столбцов может отличаться. В этих представлениях AppSheet делает все возможное, чтобы автоматически упорядочивать столбцы по их важности. Если вы используете табличные представления, представления сгруппированного списка или табличные представления, вы можете вручную управлять порядком столбцов.
После описания того, как AppSheet автоматически упорядочивает столбцы, мы опишем, как вы можете вручную изменить этот выбор.
Как AppSheet автоматически упорядочивает столбцы
AppSheet автоматически упорядочивает столбцы, используя следующие правила:
Правило 1.Мы всегда показываем ключ, потому что ключ по определению однозначно идентифицирует каждую строку. Без ключа непонятно, какая запись данных отображается. Если ключ скрыт (установив флажок «Скрытый» в редакторе), мы не показываем ключ, а вместо этого показываем данные слева направо. Вы можете узнать больше о том, как выбрать подходящий ключ здесь.
Правило 2. Затем мы добавляем любые поля, которые требуют «значков для действий» (например: номер телефона, адрес электронной почты и т. Д.). AppSheet предполагает, что эти элементы – это то, что вам нужно, чтобы выполнить «быстрое нажатие».
Правило 3. Затем мы переходим слева направо в порядке столбцов электронной таблицы – если некоторые столбцы более важны для вас, переместите их влево в таблице.
Правило 4. Во многих таблицах есть крайний правый столбец, который вычисляется по формуле, например: стоимость товаров. Если мы узнаем этот шаблон, мы обязательно включим этот столбец.
Давайте посмотрим, как это работает в реальном приложении, созданном с помощью AppSheet: оценщик затрат, созданный вымышленной автомастерской для расчета итоговой общей прибыли от работ, выполненных за одну неделю.
Во-первых, давайте взглянем на исходную электронную таблицу – там четыре столбца: «Сервис», «Итого», «Стоимость» и «Тип».
После создания приложения из электронной таблицы с помощью надстройки Google Sheets AppSheet или прямо с AppSheet.com вы можете просматривать его в реальном времени в эмуляторе приложения.
Обратите внимание, что крайний левый столбец «Сервис» отображается первым в приложении. Поскольку столбец Служба является первым столбцом в таблицах и , элементы в столбце не повторяются дважды, AppSheet выбрал Службу в качестве ключа для приложения – так что это то, что отображается первым.
Если вы нажмете на любую запись в приложении, вы сможете увидеть остальные столбцы и данные.
Порядок столбцов вручную
Вы можете управлять порядком столбцов с помощью вкладки «Пользовательский интерфейс редактора»> «Представления».
Щелкните значок редактирования рядом с представлением, в столбцах которого вы хотите изменить порядок.
В разделе «Порядок столбцов» укажите порядок, в котором должны отображаться столбцы.
Давайте посмотрим, как это работает в приложении «Калькулятор прибыли».
Первоначально столбцы были упорядочены в соответствии с таблицей, сначала «Сервис», а затем «Итого». Но предположим, что вы хотели бы сначала увидеть «Тип» и «Стоимость».
Для этого на вкладке «Редактор»> «Пользовательский интерфейс»> «Представления» сначала щелкните значок редактирования рядом с представлением, которое нужно отредактировать. Затем в поле ColumnOrder нажмите кнопку «+» для каждого столбца, который вы хотите видеть в главном представлении.
Теперь основное табличное представление приложения упорядочено так, как вы планировали:
В табличном представлении, если вы щелкните одну из строк, она развернется, чтобы отобразить всю строку в подробном представлении (ранее Просмотр слайд-шоу).В настоящий момент это подробное представление не поддерживает порядок столбцов, указанный для табличного представления. Вы можете настроить это отдельно, создав подробное представление для таблицы, пометив его положение как ‘Ref’ (чтобы указать, что оно фактически не отображается с помощью кнопки просмотра, а отображается только при ссылке), а также определите порядок столбцов. .
css – упорядочить столбцы через Bootstrap4
2021 – Бутстрап 5
Адаптивные классы упорядочения теперь: порядок-первый
, последний порядок
и порядок-0
– порядок-5
Демо
2018 – бутстрап 4
Адаптивные классы упорядочения теперь порядок-первый
, последний порядок
и порядок-0
– порядок-12
Bootstrap 4.1+
Поскольку Bootstrap 4 является flexbox, порядок столбцов можно легко изменить. Столбцы можно заказать с order-1
до order-12
, соответственно, например, order-md-12 order-2
(последний на md
, второй на xs
) относительно родительского . ряд
.
1
3
2
Демо: изменение заказа с помощью заказа - *
классы
Desktop (большие экраны):
Mobile (маленькие экраны):
Также можно изменить порядок столбцов с помощью утилит направления flexbox…
2
1-й на мобильном
Демо: Bootstrap 4.1 Изменить порядок с Flexbox Direction
Демонстрации более старых версий
демо – альфа 6
демо – бета (3)
См. Другие демонстрационные версии Bootstrap 4.1+
Связанные
Порядок столбцов в Bootstrap 4 с push / pull и col-md-12
Bootstrap 4 изменяет порядок столбцов
A-C-B A-B-C
html – Как изменить порядок столбцов Bootstrap 3 в макете для мобильных устройств?
Ответы здесь работают только для 2 ячеек, но как только в этих столбцах будет больше, это может немного усложнить задачу.Я думаю, что нашел обобщенное решение для любого количества ячеек в нескольких столбцах.
Получите вертикальную последовательность тегов на мобильном устройстве, чтобы они располагались в любом порядке, необходимом для дизайна на планшете / компьютере. В этом конкретном примере один тег должен войти в поток раньше, чем обычно, а другой – позже, чем обычно.
Мобильный
[1 заголовок]
[2 изображения]
[3 шт.]
[4 подписи]
[5 desc]
Таблетка +
[2 изображения] [1 заголовок]
[] [3 шт.]
[] [5 desc]
[4 подписи] []
[] []
Таким образом, заголовок должен перетасовываться прямо на планшете +, и технически, так же как и в описании – он находится над тегом заголовка, который предшествует ему на мобильном устройстве.Через мгновение вы увидите, что у 4-й подписи тоже проблемы.
Предположим, что каждая ячейка может различаться по высоте и должна быть на одном уровне со следующей ячейкой сверху вниз (исключая такие слабые приемы, как таблица).
Как и в случае со всеми проблемами Bootstrap Grid, шаг 1 состоит в том, чтобы понять, что HTML-код должен располагаться на странице в мобильном порядке 1 2 3 4 5. Затем определите, как заставить планшет / рабочий стол переупорядочить себя таким образом – в идеале без Javascript.
Чтобы расположить 1 заголовок
и 3 шт.Это применяет CSS
float: right
, что означает, что они находят первое открытое пространство, которое они поместят справа. Вы можете представить себе, что обработчик CSS браузера работает в следующем порядке: 1 помещается в правый верхний угол. 2 следующий и обычный ( float: left
), поэтому он идет в верхний левый угол. Затем 3, то есть с плавающей точкой: вправо
, так что она перескакивает под 1.
Но этого решения было недостаточно для 4 caption
; потому что правые 2 ячейки такие короткие 2 изображение
слева имеет тенденцию быть длиннее, чем оба из них вместе взятые.Bootstrap Grid - это прославленный хак с плавающей запятой, означающий, что 4 caption
равно float: left
. С 2 изображение
занимает так много места слева, 4 caption
пытается поместиться в следующем доступном пространстве - часто в правом столбце, а не в левом, где мы хотели.]
[] []
http: // jsfiddle.net / b9chris / 52VtD / 16633/
HTML:
Заголовок продукта
Изображение продукта
Кол-во, в корзину
Взломать
Описание продукта
CSS:
#hack {height: 50px; }
@media (min-width: @ screen-sm) {
#desc {margin-top: -50px; }
}
Итак, обобщенное решение здесь – добавить теги взлома, которые могут исчезнуть на мобильном телефоне.На планшете + теги взлома позволяют отображаемым тегам появляться раньше или позже в потоке, а затем подтягиваться вверх или вниз, чтобы скрыть эти теги взлома.
Примечание: Я использовал фиксированную высоту для простого примера в связанном jsfiddle, но фактическое содержимое сайта, над которым я работал, различается по высоте во всех 5 тегах. Он отображается правильно с относительно большим разбросом высоты тегов, особенно image и desc.
Примечание 2: В зависимости от вашего макета у вас может быть достаточно постоянный порядок столбцов на планшете + (или с более высоким разрешением), чтобы вы могли избежать использования хак-тегов, используя вместо этого margin-bottom
, например:
Примечание 3: Здесь используется Bootstrap 3.Bootstrap 4 использует другой набор сеток и не будет работать с этими примерами.
http://jsfiddle.net/b9chris/52VtD/16632/
столбцов · Bootstrap v5.0
Внимание! Обязательно прочтите страницу «Сетка» перед тем, как погрузиться в то, как изменять и настраивать столбцы сетки.Как они работают
Столбцы построены на архитектуре flexbox сетки. Flexbox означает, что у нас есть возможности для изменения отдельных столбцов и модификации групп столбцов на уровне строк.Вы выбираете, как столбцы увеличиваются, сжимаются или иным образом изменяются.
При построении макетов сетки все содержимое размещается в столбцах. Иерархия сетки Bootstrap идет от контейнера к строке, столбцу и содержимому. В редких случаях вы можете комбинировать содержимое и столбец, но имейте в виду, что это может иметь непредвиденные последствия.
Bootstrap включает предопределенные классы для создания быстрых и отзывчивых макетов. Имея шесть точек останова и дюжину столбцов на каждом уровне сетки, у нас есть десятки классов, уже созданных для вас, чтобы создавать желаемые макеты.При желании это можно отключить через Sass.
Выравнивание
Используйте утилиты выравнивания flexbox для вертикального и горизонтального выравнивания столбцов.
Вертикальное выравнивание
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Один из трех столбцов
Горизонтальное выравнивание
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Один из двух столбцов
Обертывание колонн
Если в одной строке помещается более 12 столбцов, каждая группа дополнительных столбцов будет как одно целое переноситься на новую строку.
.col-9
.col-4
Поскольку 9 + 4 = 13> 12, этот div шириной 4 столбца переносится на новую строку как один непрерывный блок.
.col-6
Последующие столбцы продолжаются до новой строки.
.col-9
.col-4
Поскольку 9 + 4 = 13 & gt; 12, этот div шириной в 4 столбца переносится на новую строку как один непрерывный блок.
.col-6
Последующие столбцы продолжаются до новой строки.
Разрывы столбцов
Разделение столбцов на новую строку в flexbox требует небольшого взлома: добавьте элемент с шириной : 100%
везде, где вы хотите перенести столбцы на новую строку. Обычно это достигается с помощью нескольких значений .row
, но не каждый метод реализации может это учитывать.
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
.col-6 .col-sm-3
Вы также можете применить этот перерыв в определенных точках останова с помощью наших утилит для адаптивного отображения.
.col-6.col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
.col-6 .col-sm-4
Повторный заказ
Классы заказа
Используйте .order-
классы для управления визуальным порядком вашего контента. Эти классы являются адаптивными, поэтому вы можете установить порядок
по точке останова (например, .order-1.order-md-2
). Включает поддержку от 1
до 5
на всех шести уровнях сети.
Сначала в DOM, порядок не применяется
Второй в DOM, с большим порядком
Третий в DOM, порядка 1
Сначала в DOM, порядок не применяется
Второй в DOM, с большим порядком
Третий в DOM, порядка 1
Есть еще и отзывчивые .Классы order-first
и .order-last
, которые изменяют порядок элемента
, применяя order: -1
и order: 6
, соответственно. Эти классы также можно при необходимости смешивать с пронумерованными классами .order- *
.
Сначала в DOM, заказывается последним
Второй в DOM, неупорядоченный
Третий в DOM, заказывается первым
Сначала в DOM, заказывается последним
Второй в DOM, неупорядоченный
Третий в DOM, заказывается первым
Колонны компенсационные
Вы можете смещать столбцы сетки двумя способами: наш отзывчивый .смещение -
классов сети и наши маржинальные коммунальные услуги. Классы сетки имеют размер, соответствующий столбцам, в то время как поля более полезны для быстрых макетов, где ширина смещения является переменной.
Классы смещения
Переместите столбцы вправо, используя классы .offset-md- *
. Эти классы увеличивают левое поле столбца на *
столбцов. Например, .offset-md-4
перемещает .col-md-4
по четырем столбцам.
.col-md-4
.col-md-4 .offset-md-4
.col-md-3 .offset-md-3
.col-md-3 .offset-md-3
.col-md-4
.col-md-4 .offset-md-4
.col-md-3 .offset-md-3
.col-md-3 .offset-md-3
.col-md-6 .offset-md-3
В дополнение к очистке столбца в ответных точках останова вам может потребоваться сбросить смещения.Посмотрите это в действии на примере сетки.
.col-sm-5 .col-md-6
.col-sm-5 .offset-sm-2 .col-md-6 .offset-md-0
.col-sm-6 .col-md-5 .col-lg-6
.col-sm-6 .col-md-5 .offset-md-2 .col-lg-6 .offset-lg-0
.col-sm-5 .col-md-6
.col-sm-5 .offset-sm-2 .col-md-6 .offset-md-0
.col-sm-6.col-md-5 .col-lg-6
.col-sm-6 .col-md-5 .offset-md-2 .col-lg-6 .offset-lg-0
Наценка за коммунальные услуги
С переходом на flexbox в v4 вы можете использовать утилиты полей, такие как .me-auto
, чтобы отодвинуть одноуровневые столбцы друг от друга.
.col-md-4
.col-md-4 .ms-auto
.col-md-3 .ms-md-auto
.col-md-3 .ms-md-auto
.col-auto .me-auto
.col-auto
.col-md-4
.col-md-4 .ms-auto
.col-md-3 .ms-md-auto
.col-md-3 .ms-md-auto
.col-auto .me-auto
.col-auto
Автономные классы колонн
Модель .col- *
классы также могут использоваться вне .row
, чтобы задать элементу определенную ширину. Когда классы столбцов используются как непрямые дочерние элементы строки, отступы опускаются.
.col-3: ширина 25%
.col-sm-9: ширина на 75% выше точки останова sm
.col-3: ширина 25%
.col-sm-9: ширина на 75% выше точки останова sm
Классы могут использоваться вместе с утилитами для создания гибких плавающих изображений.Обязательно оберните содержимое в оболочку .clearfix
, чтобы очистить float, если текст короче.
Абзац текста-заполнителя. Мы используем его здесь, чтобы показать использование класса clearfix. Мы добавляем здесь довольно много бессмысленных фраз, чтобы продемонстрировать, как столбцы здесь взаимодействуют с плавающим изображением.
Как видите, абзацы изящно обтекают плавающее изображение. А теперь представьте, как это будет выглядеть с фактическим содержанием здесь, а не просто с этим скучным текстом-заполнителем, который продолжается и продолжается, но на самом деле не передает никакой осязаемой информации.Он просто занимает место, и его не стоит читать.
И все же вы здесь, все еще настойчиво читаете этот текст-заполнитель, надеясь получить еще какие-то идеи или какое-то скрытое пасхальное яйцо с контентом. Возможно, шутка. К сожалению, здесь ничего этого нет.
Абзац текста-заполнителя. Мы используем его здесь, чтобы показать использование класса clearfix. Мы добавляем здесь довольно много бессмысленных фраз, чтобы продемонстрировать, как столбцы здесь взаимодействуют с плавающим изображением.
Как видите, абзацы изящно обтекают плавающее изображение. А теперь представьте, как это будет выглядеть с фактическим содержанием здесь, а не просто с этим скучным текстом-заполнителем, который продолжается и продолжается, но на самом деле не передает никакой осязаемой информации. Он просто занимает место, и его не стоит читать.
И все же вы здесь, все еще настойчиво читаете этот текст-заполнитель, надеясь получить еще какие-то идеи или какое-то скрытое пасхальное яйцо с контентом.Возможно, шутка. К сожалению, здесь ничего этого нет.
По заказу в архитектуре: Рикверт, Джозеф: 9780262681018: Amazon.com: Книги
Глубоко эрудированный, четко прописанный и широкомасштабный анализ системы колонн и балок, известный как «архитектурные порядки», прослеживающий могущественные и постоянная аналогия между колоннами и / или зданиями и человеческим телом.Йозеф Рикверт – один из крупнейших историков архитектуры этого века, чье полное гуманистическое понимание архитектуры и ее исторического значения не имеет себе равных. «Танцующая колонна» определенно будет его самой противоречивой и сложной работой на сегодняшний день. Десять лет подготовки, это глубоко эрудированный, четко прописанный и широкомасштабный анализ системы колонн и балок, известный как «архитектурные порядки», прослеживающий сильную и стойкую аналогию между колоннами и / или зданиями и человеком. тело.
Метафора “тело-колонна” стара, как архитектурная мысль, она наполняет творчество Витрувия, Альберти и многих более поздних авторов; но «Танцующая колонна» – это первая всеобъемлющая трактовка, в которой дано полное представление об этой огромной теме.Он представляет собой новый критический анализ того, как были впервые сформулированы классические порядки, которые доминировали в западной архитектуре почти три тысячелетия. Рикверт начинает с обзора их последствий для ведущих архитекторов двадцатого века, а затем прослеживает связанные с ними идеи в описаниях священной древности и в научных доктринах юмора и характера.
Метафора тела и колонны прослеживается в археологических материалах из Египта, Малой Азии и Леванта, а также из Греции, опираясь на недавние отчеты историков греческой религии и общества, а также на последние открытия археологов.Возможно, наиболее важным является то, что Рикверт пересматривает его значение для формирования любого теоретического взгляда на архитектуру.