Архитектурные ордера
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Архитектурные ордера
Методические указания и программа-задание к курсовому проекту
для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура»
Хабаровск
Издательство ТОГУ
2009
УДК 72.014(076/5)
Архитектурные ордера: методические указания и программа-задание к курсовому проекту для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура» / составитель: Н.Н. Панчук.- Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009
Методические указания разработаны на кафедре «Архитектура и урбанистика».
Включают общие сведения по методике и основам проектирования.
Печатается в соответствии с решениями кафедры «Архитектура и урбанистика» и методического совета института архитектуры и строительства.
©Тихоокеанский государственный
университет,2009
Оглавление
Общие сведения………………………………………………..…………………. 6
Понятие и структура ордера …………………………………………………. 6
Классификация ордеров ………………………………………………………… 7
Понятие архитектурного облома……………………………………………… 12
Пропорции ордеров…………………………………………………………… 14
Тосканский ордер……………………………………………………………… 15
Дорический ордер…………………………………………………………….. 17
Ионический ордер…………………………………………………………….. 19
Коринфский ордер …………………………………………………………… 23
Композитный ордер……………………………………………………………. 25
Программа-задания………………………………………………………….. 26
Библиографический список ………………………………………………….. 27 Приложение. Примеры студенческих работ, графические рисунки………… 28
Общие сведения
Среди курсовых проектов, выполняемых на младших курсах, проект «Архитектурные ордера» занимает особое место в учебном процессе и образовании будущих архитекторов. Это первый проект по изучению стоечно-балочной системы, что способствует пониманию композиционных сторон классических памятников архитектуры. Здесь студенты впервые знакомятся с основами архитектурной графики, обучаются основам методики проектирования архитектурных объектов. Методические указания дают общие представления о предмете проектирования, о понятии архитектурного ордера и его пропорциях. Методические указания включают два приложения, в них…
Цель и задачи проекта: изучение архитектурных ордеров как стоечно-балочной тектонической системы, знакомство с основными частями и элементами ордера, пропорциями и формами ордера, освоение и совершенствование навыков архитектурной графики и композиции.
Понятие и структура ордера
В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.
Эта конструктивная система, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности её построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.
Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером. Элементы ордера, часто воспринимающиеся человеком как декоративные, на самом деле несут серьезную конструктивную и функциональную нагрузку, при этом они выражаются в эстетичной форме, веками вырабатываемой античными архитекторами.
Величие римских ансамблей должно было отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано было формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях – совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили такого широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.
Ордер до сих пор не потерял своей выразительности и привлекательности для архитекторов. Архитекторы используют ордер не только как конструктивную систему, но и как декоративный элемент, часто в значительной степени стилизуя его.
Архитектурный ордер – вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре». Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный – в Древнем Риме.
Order
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора
В период 2008 – 2009 гг. компанией были проведены ремонтно-реставрационные работы фасада и интерьеров Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости и примыкающей к ней галереи с реставрацией больших керамический ваз.
Реставрация и воссоздание Художественные работы Позолота Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Главное здание Московской государственной Консерватории им. П.И. Чайковского
В 2011 году компания “ОРДЕР” реализовала уникальный по сложности исполнения и тесным временным рамкам проект комплексной реставрации Большого зала Московской консерватории. Были проведены работы по реставрации лицевых фасадов, исторических интерьеров, золочение лестничных ограждений и элементов потолочного лепного декора.
Реставрация и воссоздание Художественные работы Позолота Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Торговые ряды на Красной площади
Торговые ряды на Красной площади представляют собой комплекс зданий в центре Москвы. В 2012 году компания “ОРДЕР” выполнила колоссальный объём работ по реставрации лицевых фасадов архитектурного памятника, сохранив неповторимый самобытный облик здания, оформленного в русском стиле с большим количеством мелких деталей и элементов декора.
Реставрация и воссоздание Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Арсенал Московского Кремля
Арсенал Московского Кремля – памятник архитектуры ХVlll-ХlX вв. В 2010 году силами нашей компании была проведена реставрация фасадов здания с воссозданием элементов лепного декора.
Реставрация и воссоздание Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Санкт-Петербург
Церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга. Во время реставрации храма нашими мастерами были проведены работы по восстановлению утраченных элементов декоративной отделки и полностью воссозданы утраченные орнаментальные и монументальные живописи интерьеров собора.
Реставрация и воссоздание Художественные работы Позолота Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Официальная гостиница музея «Эрмитаж», Санкт-Петербург
Официальная гостиница музея “Эрмитаж” – это эксклюзивный отель, который располагается в центре Санкт-Петербурга, в здание особняка 30-х годов ХlХ века. В отеле царит подлинная атмосфера музея «Эрмитаж», подчёркнутая роскошным лепным декором с элементами позолоты и венецианской штукатуркой, выполненных специалистами компании “ОРДЕР” в 2012-2013 годах.
Реставрация и воссоздание Художественные работы Позолота Лепной декор
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР»
Ресторан Tse Fung, Санкт-Петербург
В период с сентября по декабрь 2012 года специалистами нашей компании был выполнен комплекс работ по воплощению в интерьере ресторана Tse Fung концепции китайской классики 30-х годов XX века в европейском исполнении.
Позолота Лепной декор
Наши заказчики:
МИД РФ Министерство юстиции РФ ООО «СтройКомплект» Российская академия художеств Комитет по строительству СПб Министерство культуры РФ Гостиница «Эрмитаж»НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Архитектурный декор
- Архитектурный
декор - Реставрация
и воссоздание - Архитектурное
проектирование - Художественные
работы
Галерея «Пространство» – это демонстрационный зал классических и современных решений интерьерного декора, открытый Реставрационно-строительной компанией «ОРДЕР». Основа экспозиции – одна из самых больших в Санкт-Петербурге коллекций образцов гипсового лепного декора, гипсовых копий скульптур и рельефов, интерьерных элементов, выполненных в натуральном камне, кованых изделий, витражей и мозаики.
Посетить сайт
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР
Одним из основных направлений деятельности Реставрационно-строительной компании «ОРДЕР» является производство лепного декора из гипса, который широко используется для оформления интерьеров и фасадов. Он сохраняет свою актуальность, не смотря на время и изменения модных тенденций. Цель мастеров компании –добиться максимальной выразительности и четкости рельефа. Ручная работа привносит в изделие то, что не может ни одно автоматизированное производство – индивидуальность.
ИНТЕРЬЕРНЫЙ ДЕКОРГипсовая лепнина в интерьере один из самых изящных способов украшения помещения, известный еще со времен Древнего Египта.
Фасадный декорОбязательный атрибут зданий, придающий строению индивидуальный стиль, архитектурный изыск и обаяние
РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССОЗДАНИЕ
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР» проводит реставрацию на основании полной или расширенной лицензии Министерства культуры, в соответствии с методиками реставрации. Компания использует лучшие технологии и сотрудничает с высококвалифицированными профессионалами.
Все проекты
Проектирование
Реставрационно-строительная компания «ОРДЕР», в рамках архитектурного бюро «Пространство» занимается реставрационным и архитектурным проектированием, создаёт дизайн интерьеров. Мы гарантируем вам высокое качество проектных работ, учитывая твердые сроки разработки проектной документации.
Реставрационное проектированиеВажная составляющая в рамках реставрационных работ, которое основывается на внимательном изучении истории здания
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВОбязательный этап внутреннего оформления помещения, во время которого определяется его стиль, планировка и зонирование.
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕПервый шаг на этапе строительства, подразумевающий разработку и создание проекта будущего здания.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Каждый из видов художественных работ подчеркнет особенность Вашего интерьера, придаст ему уникальность и создаст желаемую атмосферу. Вы можете выбрать один из вариантов перечисленных работ, или заказать в комплексе сразу несколько видов работ.
Все проекты
Новый исполнительный указпредписывает классическую архитектуру для федеральных зданий : NPR
Новый исполнительный указ предписывает классическую архитектуру для федеральных зданий Президент Трамп расстроил архитектурный мир в феврале, когда он предложил исполнительный указ, предписывающий традиционную классическую архитектуру для новых федеральных зданий. Теперь этот порядок стал реальностью.
Архитектура
Слышали обо всем
«Уродливое, несоответствующее»: новый исполнительный указ нацелен на современную архитектуру
Здание ФБР в центре Вашингтона, округ Колумбия. Сенатор от штата Юта Майк Ли описывает его как «заброшенный набор из Голодных игр ». ЭРИК БАРАДАТ/AFP через Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок ЭРИК БАРАДАТ/AFP через Getty ImagesЗдание ФБР в центре Вашингтона, округ Колумбия — сенатор от штата Юта Майк Ли описывает его как «заброшенную декорацию из Голодных игр ».
ЭРИК БАРАДАТ/AFP через Getty ImagesОбновлено в 12:30 по восточному времени
Еще в феврале президент Трамп потряс архитектурный мир призывом к традиционным проектам для новых федеральных зданий. Он предложил указ под названием «Сделаем федеральные здания снова красивыми», в котором использовался подход к архитектуре, основанный на новом и старом, назвав современные федеральные здания, построенные за последние пять десятилетий, «непримечательными, “скучный” и “просто уродливый”.
Предлагаемый порядок теперь стал реальностью. Переименованный в «Содействие красивой федеральной гражданской архитектуре», он начинается с восхваления «красивой общественной архитектуры», а затем переходит к литании неодобрения, направленной на модернистские федеральные здания.
Это правда, что модернизм изобилует в Вашингтоне. Стоя на углу улицы возле Национальной аллеи, можно увидеть мешанину архитектурных стилей. Давайте поговорим о трех из них: вдалеке сверкающие белые колонны купола Капитолия США, классическая архитектура, которой отдает предпочтение президентский указ. Ближе видна возвышающаяся стальная сетка, которая является частью Мемориала Эйзенхауэра, современного проекта Фрэнка Гери, который находится в стадии строительства. Прямо за сеткой находится бежевое, квадратное, тяжелое бетонное здание Департамента образования, бруталистское здание — стиль, который многие люди любят ненавидеть.
Здание суда США в Солт-Лейк-Сити. Рикардо630/Викисклад скрыть заголовок
переключить заголовок Рикардо630/ВикискладЗдание суда США в Солт-Лейк-Сити.
Рикардо630/ВикискладМэрион Смит из Национального общества гражданского искусства — одна из них. Он смотрит на всю эту перспективу с отвращением. «С того места, где я стою, я вижу модернистские постройки, и единственный намек на классическое здание, которое я вижу, — это вершина купола США», — говорит он. «Это не то, что имели в виду наши основатели. Это новая господствующая ортодоксальность модернистского, бруталистского, постмодернистского дизайна». (Брутализм был популярным движением среди архитекторов, начиная с 1950-х годов, но в основном он потерял популярность.) Общество провело шестилетнюю кампанию против мемориала Гери Эйзенхауэру, которая вынудила архитектора внести некоторые изменения в его первоначальный проект.
И эта организация была движущей силой указа президента. Президент NCAS Джастин Шубоу опубликовал сегодня заявление, в котором похвалил окончательный приказ. «С середины 20-го века модернистские мандарины, контролирующие государственную архитектуру, навязывают нам уродливые проекты», — писал он. «Президент Трамп твердо отстаивал традиции и красоту общественной архитектуры, а также искренние желания американского народа».
Сенатор от штата Юта Майк Ли тоже не фанат модернизма. В феврале он написал статью в «Федералисте», назвав предлагаемый приказ «второй лучшей новостью из Вашингтона на этой неделе» и раскритиковав такие здания, как здание суда США в Солт-Лейк-Сити. «Это похоже на гигантский болотный охладитель или гигантский кубик льда, покрытый таким материалом, который вы могли видеть на своих брекетах, когда учились в средней школе. Это просто некрасиво», — говорит он мне.
Федеральное здание и здание суда в Таскалузе, штат Алабама. Тимоти Херсли скрыть заголовок
переключить заголовок Тимоти ХерслиФедеральное здание и здание суда в Таскалусе, штат Алабама.
Тимоти ХерслиОн добавляет: «Иногда я спрашиваю себя и спрашиваю других, стоит ли удивляться тому, что доверие американцев к правительству рухнуло, а само правительство стало безнадежно недееспособным за десятилетия, прошедшие с тех пор, как Вашингтон отказался от классических принципов дизайна в пользу элитных модернистских причуд. и уродливые здания, которые они неизбежно производят?»
Другие думают иначе. «Мы абсолютно против этого приказа, — говорит Роберт Айви. Он глава Американского института архитекторов, и он говорит, что заказ не учитывает сегодняшние офисные здания, которые должны быть эффективными и оборудованными как для технологий, так и для безопасности. «В 21 веке мы сильно отличаемся от людей, которые популяризировали архитектуру греческого возрождения в 19 веке.век, каким бы прекрасным он ни был, — говорит он. — Попытка принудительно подогнать новые системы под старые формы сама по себе трудна, неэффективна и не является тем, чем мы являемся сегодня».
Исполнительный указ предписывает классическую архитектуру только для федеральных зданий в Вашингтоне, округ Колумбия. Это не будет включать в себя Смитсоновские музеи города, и неясно, повлияет ли это на мемориалы. Приказ определяет «классический» как включающий неоклассический, грузинский, греческий возрождение, готический и другие традиционные стили, и в основном уничтожает федеральные здания, построенные в 19 веке.50-е годы — прилагая все усилия, чтобы определить и осудить как брутализм, так и деконструктивизм. Он также учреждает Президентский совет по улучшению федеральной гражданской архитектуры и поручает ему следить за тем, чтобы предлагаемые федеральные здания были «красивыми и отражали достоинство, предприимчивость, энергию и стабильность американской системы самоуправления». Часть обязанностей совета будет также включать подготовку отчета, рекомендующего обновления политики, направленные на выполнение этой миссии.
Приказ действительно выделяет одно недавнее здание, заслуживающее похвалы: федеральное здание и здание суда в Таскалузе, штат Алабама, спроектированные архитектурным бюро HBRA Architects в Чикаго и завершенные в 2011 году.
«Мы очень гордимся этим», — говорит архитектор HBRA Арик Лашер. Он говорит, что здание Таскалуса частично смоделировано по образцу греческих храмов, с колоннами и классическими орнаментальными мотивами. Но его фирма использовала этот стиль, потому что это то, к чему призывали это конкретное здание, место и сообщество. Он говорит, что для правительства было бы «нелепо» диктовать какой-либо стиль архитектуры: «Художественный потенциал архитектуры и художественная продуктивность американского народа не обязательно возникают по указу».
Вновь созданный федеральный совет будет работать до 30 сентября 2021 года, и ожидается, что к тому времени он представит свой отчет, но неясно, как — и будет ли — будущая администрация действовать в соответствии с этими рекомендациями.
Тед Роббинс отредактировал эту историю для радио, а Петра Майер адаптировала ее для Интернета.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Архитектурные колонны – заказы на пять колонн
|