Архитектурные ордера
Категория: Лепка
Архитектурные ордера
В глубокой древности человеческая культура развивалась чаще всего по берегам больших рек и морей. Позже высокого развития она достигла на Балканском полуострове, в Малой Азии, а также в Древней Греции. Греки вложили в архитектуру своих зданий и отдельных их частей ясную, вполне определенную идею.
Римляне — прямые наследники греков — оставили много произведений, указывающих на небывало высокое развитие у них архитектуры.
После упадка великой римской культуры наступило время, когда пробудился интерес общества к художественной деятельности античных народов. Это время принято называть эпохой Возрождения (по-французски — Ренессанс).
В эту эпоху архитектура интересовала многих выдающихся мастеров. Особой известностью пользовались постройки и сочинения по архитектуре Джакомо Бароцци да Виньолы, Витрувия, Палла-дио, Серлио и Скамоцци. Уместно отметить, что сочинения Виньолы получили большее распространение, чем сочинения других теоретиков.
В России архитектурное образование приняло систематический характер после Петра I. В основу архитектуры были положены трактаты Витрувия и теоретиков эпохи Возрождения, в которых глубоко изучены ордера.
Ордер — один из видов архитектурной композиции, главнейшими элементами которой являются колонны с соответствующими частями. Различают ордера тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Архитектурный ордер состоит из трех частей: главная часть ордера — колонна, вторая часть, расположенная над колонной, — антаблемент. Третья часть, находящаяся под колонной, — пьедестал. Ордера подразделяются на полные и неполные. Полный ордер состоит из всех трех названных выше частей, а неполный не имеет пьедестала.
Каждый модуль ордера пропорционален диаметру колонны, который взят за основу определения размеров других элементов. Единицей измерения в архитектурных ордерах является «модуль», который равен половине диаметра колонны, т. е. радиусу. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 частей — «парт», модуль ионического, коринфского и сложного ордеров — на 18 парт.
Полный орден состоит из 19 частей, из которых 4 части приходятся на пьедестал, 12 частей — на колонну и 3 части — на антаблемент (рис. 1, а). Неполный ордер состоит из пяти частей, из которых 4 части приходятся на колонну и 1 часть — на антаблемент (рис. 1, б).
Рис. 1. Ордера а — полный; б — неполный
Пьедестал является частью, которую можно исключить из ордера. Остальные части ордера являются обязательными.
Пьедестал также состоит из трех частей: базы, тела пьедестала, или стула, и карниза. База — это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки или плиты, на которой расположены в зависимости от ордера архитектурные обломы: полочки, валики, гуськи и т. д. На базе расположено тело пьедестала (стул). Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы.
Колонна покоится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна также состоит их трех частей: базы, стержня (тела) самой колонны и капители. База — нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены архитектурные обломы. На базе устанавливается тело колонны, завершающееся капителью.
Стержень колонны до определенного места имеет цилиндрическую форму, затем принимает коническую. Этот переход называется утонением. Обычно цилиндрическая часть находится в нижней части колонны, чаще всего до V3 ее высоты, а оставшаяся часть переходит в коническую с небольшим утонением кверху. Утонение происходит не по прямой, а по плавной кривой, называемой энтазисом. Бывают колонны с утонением не только кверху, но и книзу, т. е. имеют двойное утонение или, как говорят рабочие, бочкообразную форму.
Антаблемент является верхней частью ордера; он покоится на капители колонны и состоит из архитрава, фриза и карниза.
Стержни всех колонн круглые. Тело колонны у тосканского ордера гладкое, у остальных ордеров — с каннелюрами (желобками, или просто ложками). Бывают колонны эллиптической и квадратной формы. Чаще всего ордера (колонны) находятся на некотором расстоянии от стен здания, но бывает, что примыкают к стенам всем ордером или какой-то его частью (половиной, тремя четвертями). Бывают колонны, на которых вместо прямолинейных каннелюр устраивают криволинейные — винтообразные. Бывают колонны рустованные и т. д.
В одном случае ордер, за исключением капители, отделывают штукатуры, в другом — лепщики, собирая, например, колонну из отдельных элементов и облицовывая ими тело колонны.
Древнегреческий архитектурный ордер – презентация онлайн
Похожие презентации:
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
Индия в XVIII веке (8 класс)
История бренда BMW
1. Древнегреческий ордер
2.

переводится как строй или порядок. Ордер – это тип
архитектурной
определенные
определенной
Появился
в
вертикальных
композиции,
элементы
использующий
и
подчиняющийся
архитектурно-стилевой
Древней
Греции,
(колонны,
горизонтальных элементов.
обработке.
состоит
пилястры)
из
и
3. Особенности древнегреческой архитектуры
• Главнойзадачей
древнегреческой
архитектуры
было
строительство храмов.
• Первоначально храмы строились из дерева, потом греки
стали использовать для их возведения камень.
• Самые ранние греческие храмы похожи на продолговатые
дома. Считается, что они произошли от мегаронов.
• Разные типы греческих храмов различались количеством
колонн.
• За единицу измерения элементов ордера принят модуль,
равный половине диаметра колонны.
4. Три древнегреческих ордера
• Дорический ордер – самый ранний, появился вVI веке до н.

• Ионический ордер – возник в середине VI века
до н. э. в Ионии. Распространился по территории
Древней Греции в V веке до н. э.
• Коринфский ордер – был изобретён скульптором
Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во
2-й половине V века до н. э
5. Элементы ордера
БазаСтереобат
Стилобат
Ствол
Барабаны
Капитель
Волюта
Архитрав
Фриз
Карниз
6. Стереобат – в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. Стилобат – верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреч
Стереобат – в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады.Стилобат – верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата)
древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада
• База – основание, нижняя часть колонны,
пилястры. Обязательная часть колонн всех
ордеров, кроме дорийского.
Ствол – основная
часть, «тело» колонны.
Барабаны – монолиты цилиндрической формы, из
которых составляются стержни колонн.

Каннелюра – вертикальный
желобок на стволе пилястры
или колонны
Капитель – венчающая
часть колонны или
пилястры.
Волюта – от латинского
voluta, буквально завиток, спираль),
архитектурный мотив в
форме спиралевидного
завитка с кружком
(“глазком”) в центр
Антаблемент – балочное
перекрытие пролёта или
завершение стены.
Архитрав – нижняя часть,
непосредственно
опирающаяся на капители
колонны
Фриз
декоративная
композиция
в
виде
горизонтальной
полосы
или ленты, увенчивающей
или обрамляющей ту или
иную часть архитектурного
сооружения.
Карниз – выступающий элемент внутренней и внешней
отделки зданий, помещений
11. Дорический ордер
• Встречается в первых сооружениях ДревнейГреции и дорийских колониях.
• Лаконичный, мужественный,
монументальный – во времена античности
считался «мужским» ордером.
• Классическая дорическая колонна была без
базы – колонна устанавливалась
непосредственно на стилобат – с очень
сильным утончением, украшена каннелюрами,
заканчивалась капителью.

• Высота дорической колонны – 14-16 модулей
(нижних радиусов колонны)
14. Ионический ордер
• От более раннего дорического ордераотличается большей лёгкостью пропорций и
декором всех его частей.
• Отличительной чертой ионического ордера
является способ оформления капители,
которая выполняется в виде двух
противоположно расположенных волют.
• Ионический ордер во времена античности
считался «женским» ордером, за счет своей
утончённости, изысканности и дополнениями
разнообразными украшениями.
17. Коринфский ордер
• Представляет вариант ионическогоордера, более насыщенный декором.
• Характерной особенностью этого ордера
является колоколообразная капитель,
покрытая стилизованными листьями.
• Ордер называют «девичьим», в
противоположность дорическому и
ионическому — мужскому и женскому.
English Русский Правила
Орденов архитектурных | Оксфордский классический словарь
Показ Сводная информация
- https://doi.
org/10.1093/acrefore/9780199388135.013.4587
- Опубликовано в Интернете: 07 марта 2016
субъекты
- GREEK GREEK GREEKEL MATHATER 911111119
- GREEKEL GREEKEL GREEK. ордера архитектуры — дорический, ионический и коринфский. Окончательная форма дорического языка устанавливается к началу 6 в. до н.э. Более ранние каменные храмы (Аполлон Коринф, возможно, Посейдон Истмия), по-видимому, имели простые карнизы без следов детализированного дорического антаблемента. Однако развитые антаблементы, по-видимому, представляют собой перевод в камень форм, возникших в деревянном строительстве, хотя и не обязательно архитектурном. Ionic развивался в то же время, но потребовалось больше времени, чтобы достичь окончательной формы; существуют важные местные вариации, по крайней мере, до раннего эллинистического периода.
Происхождение этих систем неизвестно. Деревянные колонны, подобные дорическим (но без признаков антаблемента), использовались в архитектуре Эгейского позднего бронзового века, но они не могли дожить до ранней эволюции дорического стиля в 7 веке до н.
э. до н.э. Структурное происхождение элементов антаблемента (например, гутты, которые представляют собой деревянные колышки, скрепляющие различные элементы вместе) определено, но не может быть распространено на все части. Триглиф и метопный фриз могут быть адаптацией декоративных узоров, встречающихся в столярном деле и декоративно-прикладном искусстве, хотя утверждается их структурное происхождение.
Ионический ордер вдохновлен ближневосточной архитектурой, еще более точно скопированной в варианте эолийской (современное описательное название) формы северо-западного Эгейского моря. Оба имеют спиральные капители. Aeolic имеет две отдельные спирали, исходящие из центрального треугольника, Ionic соединяет волюты через счеты. В антаблементе архитрав обычно увенчан рядом зубцов. Attic Ionic заменяет его сплошным резным фризом (который может перекликаться с желобами, похожими на парапеты крупных восточногреческих зданий). В эллинистический период аттическая основа является стандартной, а антаблемент включает как сплошные, так и зубчатые фризы.
Коринфянин развивается в 4 в. до н.э., используя более богато украшенные капители, украшенные листьями аканта, под завитками, исходящими от центра ко всем четырем углам (см. каллимах (4)). Другой вариант, Composite, сочетает листья аканта с ионической системой с четырьмя завитками. Самый ранний образец коринфского письма (ныне утерянный) находился в храме Аполлона в Бассах. Коринфские колонны использовались внутри храмов и других зданий в Эпидавре и Дельфах в 4 веке до н.э. до н.э. В качестве внешней системы она приобрела популярность в эллинистический период, кульминацией которого стал Олимпией, подаренный Афинам Антиохом (4) IV. Хотя сохранившиеся образцы редки, его более богато украшенная форма, вероятно, обрела популярность на эллинизированном востоке и в Египте.
Все три ордера переняты римскими архитекторами: дорический в примитивной, вариативной форме, восходящей к архаическим временам, ионический и коринфский в стандартизированных эллинистических моделях.
Библиография
П.
П. Бетанкур, Эолический стиль в архитектуре , (1977).
W. Kirchhoff, Die Entwicklung des Ionischen Voluten Kapitells in 6. und 5. Jhd. (1988).
Б. Везенберг, Kapitelle und Basen (1971).
Дж. Дж. Коултон, Ежегодник Британской школы в Афинах 1974
и 1979.
B.A.
Архитектура эпохи Возрождения: как определить римские ордера | Архитектура
Классические «ордера» описывают своего рода архитектурную грамматику, впервые разработанную в греческой архитектуре, затем адаптированную и расширенную римлянами. По существу, ордера определяют форму, пропорции и украшение основных архитектурных элементов: вертикальной, поддерживающей колонны (с ее основанием, валом и капителью) и горизонтального, поддерживаемого антаблемента (разделенного на три регистра, снизу вверх: архитрав , фриз и карниз).
Удовлетворительно симметричным образом ордена были заново открыты и кодифицированы в обратном порядке, с повторным открытием римских орденов в эпоху Возрождения, только для того, чтобы в 18 веке их избегали пуристы, копавшие глубже и раскапывавшие то, что считали быть более чистыми греческими орденами.
Римские ордера , определенные теоретиками Высокого Возрождения от Леона Баттисты Альберти до Себастьяно Серлио, включали пересмотренные греческие ордера (дорический, ионический и коринфский), а также их собственные дополнения (тосканский и составной). Они основывали свои определения на трудах римского архитектора Витрувия и на непосредственных наблюдениях за зданиями, которые последний описал в своем основополагающем трактате I века до н.э. De Architectura (Десять книг об архитектуре). Каждое последующее поколение подходило к приказам свежим взглядом и определяло их заново. Наибольшее влияние оказал итальянский архитектор, теоретик и археолог 16-го века Андреа Палладио, поскольку его I Quattro Libri dell’Architettura (Четыре книги об архитектуре, 1570 г.) были опубликованы и переведены по всей Европе. Иниго Джонс сыграл важную роль в распространении и реализации своих идей в Великобритании.
Тосканский орден – это примитивная форма, которая, как предполагается, старше даже греческих орденов, но в римских источниках он не упоминается – на него ссылаются только в писаниях эпохи Возрождения.
Это самый простой из всех орденов, с простой гладкой колонкой и простой капителью. Ордер дорический характеризуется приземистыми колоннами с круглыми капителями и фризом, украшенным чередующимися триглифами (тремя вертикальными полосами, разделенными бороздками) и простыми или скульптурными метопами (прямоугольными блоками). Наряду с тосканским, это самый простой из орденов и часто ассоциируется с силой – Обеликс стаи. Ионический ордер более элегантен и величественен — вспомните Венеру Ботичелли — с часто неканнелированными колоннами, завитыми капителями, фризами, иногда украшенными искусно вылепленными барельефами и зубцами — рядом небольших блоков — под карнизами. Орден Corinthian также очень женственный по своей природе, характеризующийся, прежде всего, его богато украшенными капителями, которые украшены двумя рядами скульптурных листьев аканта с небольшими завитками (спиральными завитками) в углах. Орден