Кронштадтский Морской Никольский Ставропигиальный собор
ХХ век
Морской собор святителя Николая Чудотворца (Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — построенный последним, самый крупный из морских соборов Российской империи, главный военно-морской храм России сегодня.
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался еще с 1830-х годов, тем не менее, только ходатайство вице-адмирала Н.И. Казнакова получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора
В сентябре 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершенный протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова.
8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
Освящение собора состоялось 10(23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи
.
Собор относился к приходу кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. 4 октября 1929 года собор был закрыт и разорен. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. Во время Великой Отечественной войны храм подвергался обстрелам. В разные годы в храме размещались кинотеатр, клуб, концертный зал. Стараниями военных моряков и музейных работников удалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению.
Морской Никольский собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные – с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В результате внутренней перестройки собор оказался поделенным по вертикали на две части массивными перекрытиями. В купольной части был нарушен тепловой режим, отсутствовало отопление. В результате неправильной эксплуатации собор оказался в аварийном состоянии, и только оперативное начало восстановительных работ спасло здание от неминуемого разрушения.
ХХI век
В 2002 году приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возрождение Морского собора в Кронштадте. В тот же год главный купол храма вновь был увенчан крестом.
19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет в соборе состоялась Божественная литургия.
Первую Патриаршую литургию в восстанавливаемом Никольском Морском соборе в Кронштадте 20 ноября 2010 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день, по окончании Литургии, состоялась закладка памятной капсулы в крест на купол собора, после чего Святейший Патриарх освятил крест.
19 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения Морского собора, а с 29 апреля в соборе начались регулярные богослужения. Реставрационные работы велись до весны 2013 года.
Великое освящение собора 28 мая 2013 года совершили Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл.
30 апреля 2014 года по согласованию с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Святейший Патриарх Кирилл назначил архимандрита Алексия (Ганьжина) настоятелем Ставропигиального Никольского Морского собора города Кронштадта.
Морской Никольский Собор в Кронштадте — керамические барельефы русского модерна
При рассматривании собора на фотографиях ты обращаешь внимание лишь на общую архитектуру и, если ты занимаешься керамикой, то конечно, небольшие майоликовые фризы и вставки на фасаде Собора в основном и привлекают твое внимание. Ты воспринимаешь орнаменты на фасаде, как каменную резьбу, что бесспорно впечатляет мастерством, но область не наша.
Каково же было наше изумление, когда мы, увидев собор воочию и потрогав рельефы руками, поняли, что вся эта великолепная фасадная ажурность — это тоже керамика: терракотовые барельефы мастерской Гельдвейн-Ваулин. Особенно изумляет работа тем, что на орнаментах не видно стыковочных швов, а кроме того, рельеф часто имеет выраженные «замки», которые не позволили бы вытащить глину из форм, если керамика формовалась в гипсе. Коллеги предположили, что барельефы при изготовлении формовались отдельно от основы и приклеивались на шликер в сыром виде. А может быть, формы были многокусковые. В общем, это еще одна небольшая технолого-историческая загадка.
Вот так описывается фасадный декор собора в строительном буклете от 1913 года: «Собор облицован розовато-желтым кирпичом и украшен гранитными полированными наличниками и колоннами, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами (над северным входом — образ Божией Матери, над южным — Святители Митрофания, над западным — иконы Святых в честь и память посвящены приделы: Св. Апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца и Св.Иоанна Рыльского) майоликовыми фризами с изображениями Архангелов с символами Евангелистов; крыши медные с золочеными крестами и орнаментами на куполах; входные двери облицованы отливной орнаментированной бронзой, а главный западный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя картинами из жизни Святителя Николая Чудотворца, четырьмя символами Евангелистов и орнаментами».
История проектирования и строительства собора описана много раз, поэтому мы не будем сейчас повторяться, а расскажем лишь о его художественных особенностях, которые и определяют столь ошеломляющее впечатление, производимое этим замечательным архитектурным произведением.
Собор выполнен в неовизантийском стиле и является великолепным образцом высочайшего мастерства. Над декором собора трудились лучшие художники своего времени, оставившие значимый след в истории российского и мирового искусства. В работах принимали участие архитектор и художник В. А. Косяков, скульптор Н. В. Попов, мозаичист В. А. Фролов, керамист П. К. Ваулин, живописцы К. С. Петров-Водкин, М. М. Васильев, Ф. Р. Райлян, А. В. Троицкий и другие.
Интересным фактом является то, что собор, определяюще спроектированный в неовизантийском стиле, в переработке Василия Антоновича Косякова (1862-1921), приобрел черты русского модерна: это хорошо считывается в архитектурном решении и декоре фасадов Морского собора. Огромные окна, украшенные витражами, круглые «иллюминаторы» на южном и северном фасадах; характерные для строений модерна полихромные фасадные детали: майолика и мозаика; точеные холодноватые терракотовые орнаменты, своей ажурной резьбой опоясывающие кирпичную облицовку собора. Эстетика модерна ощущается и в «морском» декорировании белоснежных куполов собора, покрытых алюминием – позолоченных фризах из якорей, оплетенных канатами.
Практически творческий подход архитектора Василия Антоновича Косякова к проработке византийского наследия, смелость и деликатность сочетания элементов византийской и романской архитектуры с декоративными вкраплениями модерна, позволил автору построить настоящий шедевр в духе русского национального романтизма.
Спроектирован Морской собор по образу и подобию собора Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле — практически он является его уменьшенной и переработанной копией — слегка изменены пропорции собора: Святая София более приземистая, а Морской собор, как бы, устремлен ввысь. Но остальные архитектурные принципы сохранены полностью и, в итоге в Северной Столице появилась христианская святыня-воспоминание о наших византийских духовных корнях.
Рисунок мозаичного пола – один из компонентов почти прямого заимствования пола Святой Софии, с небольшим дополнением. Рисунок символизирует «бесконечность», но внутри этого знака добавлены волны, как иллюстрация морской тематики собора, построенного в память о русских моряках, погибших за Отечество.
Еще одно заимствование у Святой Софии – двери со знаками, означающими символ Христа.
Никольский Морской собор в Кронштадте — это третий по величине православный храм в России, после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. За время своей жизни он повидал много всякого — был и концертным залом и музеем. И лишь сто лет спустя после строительства опять открылся как храм Божий. В 2002 году было принято решение о его реставрации, и к 2013 году она была полностью завершена.
Реставрация была весьма масштабная, в ней приняли участие более двухсот художников-реставраторов и бесчисленное множество мастеров-строителей. Реставрацией керамической облицовки фасадов в 2012 году занималась мастерская «Паллада Афина».
Ну, а мы под впечатлением от дивных терракотовых барельефов храма решили создать коллекцию изразцов с ажурными элементами главного входа Морского Никольского собора в Кронштадте.
Благодарим за информацию А.В. Гамлицкого, старшего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва).
Никольский Морской собор, г. Кронштадт (Санкт-Петербург)
Морской собор (Свято-Николаевский Морской собор) — главный военно-морской храм России, принадлежащий Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и расположенный в Кронштадте Санкт-Петербург.
Полное наименование собора: Морской собор Святителя Николая Чудотворца (Никольский Ставропольский Свято-Николаевский Морской собор).
Действует Морской собор, в нем проходят службы, крещения и венчания. В зале собора открыта небольшая выставка. С экскурсией можно пройти на второй ярус собора и посетить колокольню.
Собор расположен на главной площади Кронштадта – Якорной площади.
Морской собор был последним построенным и самым большим из военно-морских соборов Российской империи.
Собор возведен по указу императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в боях или от ран.
Освящение собора состоялось в Высочайшем Присутствии в 1913 во имя покровителя моряков Николая Чудотворца.
Собор построен по проекту архитектора В.А. Косякова в неовизантийском стиле. Копией собора послужила Константинопольская церковь Святой Софии (Стамбул).
В 1918 году собор был национализирован. 1 июня 1929 года Президиум Ленгорисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания в пользование для культурных целей. После того, как собор был разрушен. В годы Великой Отечественной войны храм подвергся обстрелу. В разные годы в храме располагались кинотеатр, клуб и концертный зал.
Возрождение и масштабные ремонтно-реставрационные работы собора начались в 2002 году. В этом же году главный купол храма вновь был увенчан крестом.
Сегодня собор представляет собой уникальный храм-памятник истории Российского флота, а также городской и морской доминанты Кронштадта. Собор является главной доминантой Кронштадта и его главный купол диаметром около 27 метров хорошо виден издалека.
Центральный купол собора расположен на низком барабане со множеством окон. Отличают собор также две колокольни на главном фасаде и большое арочное окно над главным порталом (входом).
Широкие ступени ведут к главному порталу собора.
Центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двух сцен из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментом.
Над боковыми порталами главного входа расположены иконы святых, которым посвящены приделы храма: слева – святых апостолов Петра и Павла, справа – святителя Иоанна Рильского.
Боковые фасады собора отличаются большими круглыми окнами.
Внутри Морской собор трехпролетный, отделан цветным мрамором.
Главный престол посвящен святителю Николаю Чудотворцу (престольный праздник 19 декабря), освящен 10 июня 1913 года; часовня святых Петра и Павла (12 июля), освященная 14 сентября 1909 г.; второй придел – во имя святителя Иоанна Рильского (1 ноября), освящен 19 июня20.
Алтарная часть приподнята на 4 метра. Иконостас скульптора Н.А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых, выполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Мраморный балдахин возвышался над главным троном. Иконостас был разрушен в 1929 году и позже воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.
В соборе находятся иконы, мощи святых и памятные мраморные доски, на которых высечены имена павших чинов русских моряков и морских священнослужителей.
Купольное пространство окружено двухъярусными галереями.
В соборе есть небольшая экспозиция из коллекций Военно-морского музея и Государственного музея истории религии.
Макет Кронштадтского Морского собора
Надгробие для плащаницы с надписью: «Благородный Иосиф снял Пречистое Твое Тело с креста, чистой плащаницей и благовониями обложил, покрыл в новом гробу».
Модель эскадренного броненосца “Бородино”, экипаж которого отличился героизмом в Цусимском сражении 14 мая 1905 года
Макет большой дизель-электрической подводной лодки.
К собору примыкает сквер с местами для отдыха, памятник адмиралу Федору Ушакову и памятный камень.
Проводятся экскурсии по Морскому собору. За отдельную плату можно посетить второй ярус собора и колокольню, откуда открывается панорамный вид на Кронштадт.
Вход в собор свободный (бесплатный).
Адрес военно -морского собора : Санкт -Петербург, Кронштадт, якорь -квадрат 1.
Координаты морского собора : 59 ° 59’30,0 “n 29 ° 46’39.0” E (59,99167, 29,777500) .
Сайт Морского собора : кронштадтсобор.
Посетить Кронштадт можно с одной из экскурсий из центра Санкт-Петербурга
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города, в Кронштадте и более удаленные от них, могут быть смотреть и бронировать здесь
Морской Никольский собор описание и фото – Россия – Санкт-Петербург: Кронштадт. Фото и описаниеОдной из главных достопримечательностей Кронштадта является огромный Николаевский собор, видный издалека с моря. это 9Собор 0162 — памятник всем погибшим морякам : это одновременно действующий храм и филиал Военно-морского музея. История Никольского собораВ традициях русского флота Издавна принято строить «морских» собора : храмы-маяки или просто храмы, которые в основном охранял русский флот – при гаванях, верфях и военно-морские казармы. Их традиционно строили во имя Вятатора Николая Мирликийского , который считался покровителем моряков. Это связано с несколькими легендами о святом, который при жизни много путешествовал по морю. Когда-то по его молитве воскрес моряк, упавший с мачты и разбившийся, однажды он остановил бурю – поэтому ему обыкновенно молятся все, кому предстоит морское путешествие. Кронштадт, большой город, в котором служили тысячи моряков, давно нуждался в таком храме. Место для строительства выбрали на площади, куда раньше сбрасывали старые якоря и прочий хлам, она так и называлась – Анкор. Официально закладка собора состоялась в 1903 годах в присутствии царской семьи и во время торжественного салюта, а вокруг будущего храма был разбит парк, в котором царская семья посадила несколько дубов. Храм был освящен в 1913.
Собор построен по проекту В. Косякова . Он архитектор и инженер, спроектировавший множество церквей в византийском стиле, но без использования внутренних колонн, характерных для традиционных крестово-купольных сооружений. Никольский собор был задуман как еще одна российская версия Софийского собора в Константинополе, но основной темой его оформления была морская . Например, его далеко видимый с моря купол был украшен изображениями якорей: это и христианский символ спасения, и самый обычный морской якорь. Купол был высотой пятьдесят шесть метров. изображения рыб широко использовались в росписи и декоре – здесь снова христианская символика (а рыба считается одним из символов Иисуса Христа) сочеталась с морем. Есть также медузы, корабли и водоросли на мраморном полу. Собор создан как мемориал , по всему периметру был украшен мраморными белыми и черными досками. На белых были написаны имена погибших флотских священников, а на черных – перечислены погибшие морские офицеры и умершие нижние чины. Окна храма были украшены витражами – это были самые большие витражи в России начала ХХ века. Площадь каждого из витражей составляла более пятидесяти метров. Их изготавливало Северное стекольное промышленное общество братьев Франков — лидер стекольного производства в дореволюционной России. Здание построено по последнему слову техники. В нем была своя автономная система отопления, электричество и даже был свой пылесос для уборки. Храм некоторое время оставался действующим после революции, но в 1929 году был закрыт . Зимой 1930 года после антирелигиозного митинга с собора сняли кресты и сбросили колокола. Большая часть убранства была демонтирована, фрески и мозаики закрашены, а сам храм превращен в кинотеатр. Максим Горький . Во время войны здесь находился артиллерийский наблюдательный пункт . Во время бомбежки в здание попало несколько снарядов. Под куполом надпись: «2 марта 1943 года в 12 часов 20 минут собор принял второе боевое крещение. Вреда нет». Сейчас в храме можно увидеть след на полу след от неразорвавшегося немецкого снаряда – сохранился как памятный знак. После войны здание было восстановлено, а с 1956 здесь построен театр со сценой прямо в алтаре . Пространство храма было перегорожено, купол и образовавшийся второй этаж находились в запустении. Возрождение храма С начала XXI века началась передача храма Церкви. Сейчас этот храм еще “морской” – он считается главным храмом ВМФ России и его интерьер украшен Андреевскими флагами, Андреевский флаг также используется как алтарная завеса. Среди святынь храма – частицы мощей святителя Николая Мирликийского, покровителя моряков, святителя флотоводца Федора Ушакова, святителя Сергия Радонежского, святителя Иннокентия Иркутского и других. Храм-музей
В 1974 году в здании размещался филиал Военно-морского музея . Сам музей восходит ко временам Петра I, с его «модели-камеры», то есть собрания моделей и чертежей различных кораблей. В советское время, помимо крейсера «Аврора», музею принадлежало здание Биржи, Чесменская церковь и др. В Никольском соборе в это время располагалась экспозиция, рассказывающая об истории Кронштадтской крепости. Но Морской Свято-Николаевский собор до сих пор сохраняет статус филиала музея . Слева можно увидеть экспозицию, посвященную истории храма и священнослужителям, заботившимся о русском флоте. При участии музея здесь проводятся и светские мероприятия – например, в трапезной проходят концерты, патриотические лекции для детей и многое другое. Проводятся экскурсии по храму (можно подняться под сам купол) и по самой Якорной площади. В парке перед собором находится Артиллерийский музей . В нем представлено вооружение как начала, так и середины 20 века: бронированные огневые точки, палубные и башенные артустановки, артиллерийские стволы конца 19 века, борт крейсера «Киров». Морская и береговая артиллерия Кронштадтской крепости, способная вести огонь по самым удаленным объектам, сыграла огромную роль в обороне и освобождении Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. И, наконец, недалеко от Никольского собора находится еще один филиал этого музея – мемориальный зал Александра Степановича Попова , изобретателя радио. Выдающийся ученый долгие годы работал и преподавал в Кронштадте, в Техническом училище Морского ведомства. В Кронштадте была создана первая радиомастерская в России. В мемориальном зале можно увидеть выставку приборов, созданных самим А. Павловым и его учениками – корабельная радиостанция, рентгеновский аппарат, электрофоретическая машина и др. А здание, в котором расположен зал, – итальянское Дворец. Он был построен при Петре I и почти сразу же был передан флоту: сначала здесь находились военно-морские учреждения, а затем туда был переведен Морской кадетский корпус. Здесь учились такие известные мореплаватели, как И. Крузенштерн, М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен, декабристы братья Бестужевы, В. |