Московский модерн: 5 характерных признаков стиля в архитектуре столицы
Архитектура
В теплые осенние дни предлагаем вам прогуляться по Москве и посмотреть на самые неочевидные архитектурные памятники модерна, а также вспомнить их историю.
Софья Шатохина и Натали Герц
Невероятно сложно писать про московский модерн не только потому, что невозможно объять необъятное (монография Нащокиной включает в себя более ста архитекторов, работавших в Москве в этом стиле), но и потому, что само направление крайне разнообразно, и одной из его визитных карточек стало смешение акцентов. Мы выбрали 5 характерных признаков модерна и проиллюстрировали их московскими примерами: так, вооружившись полученными знаниями, на прогулках по столице вы сможете вычленять этот архитектурный стиль.
1.
Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов)Особняк Динга, архитектор А.М. Калмыков
Здание было построено в 1902 году для первого российского “макаронного магната” — Иоганна-Леонарда Динга, владельца фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий. Считается, что прообразом особняка в Сокольниках стал неизвестный дом в Германии, который понравился Дингу — вот почему постройка так отличается от других проектов Калмыкова. Сейчас здание особняка является жилым домом.
Доходный дом А.П. Лебедева, архитектор С.М. Гончаров
Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (потомок той самой семьи Гончаровых, его прадедушка был отцом Натальи Пушкиной) является ярким представителем московского модерна. Среди его проектов: дома В. К. Кеслера, В. И. Донского, Г. Г. Солодовникова, усадьба Я. Ипатова-Малютина и здание Зоотехнического института. Но особенно сильно среди них выделяется доходный дом Лебедева — своими ассиметричными башнями, окнами и витринами на первом этаже.
2. Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов
Конторский дом Сытина, архитектор А.Э. Эрихсон
Предприниматель Иван Сытин приобрел здание в начале XX века: он разместил там торговые ряды и издательство газеты “Русское слово”, а сам жил на верхних этажах. В 1979 году постройку отрезали от фундамента и на рельсах передвинули на 30 сантиметров в сторону Настасьинского переулка — власти посчитали, что дом портит вид нового здания газеты “Известия”. В настоящий момент здание занимают офисы разных компаний.
Доходный дом П.А. Скопника, архитектор Г.А. Гельрих
Лестница в особняке Рябушинского в виде волны известна многим: здесь же “звездой” стал фасад, который благодаря эркерам и карнизу также обладает пластикой волны.
3. Увеличенные окна и их необычная, в том числе фасетная, расстекловка
Здание торгового дома “Мюр и Мерилиз”, архитектор Р. И. Клейн
Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Москве самый крупный российский магазин XX века — “Мюр и Мерилиз”. Первое здание универмага по проекту архитектора Романа Клейна сгорело, и в 1900 он построил новое — хорошо знакомый нам неоготический “модный замок”. В 1922 году универмаг приобрел привычное для нас имя — ЦУМ.
Алла Вербер: 10 вещей, которые вдохновляют
Ресторан “Альпийская роза”, архитектор П.П. Висневский
Ресторан “Альпийская роза” — герой множества русских произведений: там разворачивались события Булгаковской “Дьяволиады” и гостил герой романа Бориса Акунина “Смерть Ахиллеса”. До ресторана здание занимали модные магазины, лавки посуды и хрусталя и даже типография. Сейчас там располагается концертный зал, но над входом все еще красуется вензель “Альпийской розы”.
Доходный дом И.П. Исакова, архитектор Л.Н. Кекушев
Этот проект известного архитектора Льва Кекушева — образцовый пример дома в стиле модерн: трехчастная композиция, лепной декор, массивный извилистый карниз и необычные окна. На каждом этаже — свой неповторимый рисунок оконных переплетов. Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, в нем располагаются жилые квартиры.
Скоропечатня А.А. Левенсона, архитектор Ф.О. Шехтель
“Скоропечатня А.А. Левенсона” — это первая типография в России, спроектированная в стиле модерн. Именно там печатали первые сборники стихотворений Марины Цветаевой на личные деньги поэтессы. Типографии присвоен статус Памятника архитектуры федерального значения. На данный момент сооружением владеет банк ВТБ, а внутри размещены офисы.
4. Активное декорирование фасадов, в том числе плиткой
Торговый дом Московского купеческого общества, архитектор Ф.О. Шехтель
Архитектор Ф.О. Шехтель проектировал здание в стиле “рационального модерна” с предпосылками к конструктивизму. В XIII веке на месте бывшего Торгового дома стоял Ярославский Спасский монастырь — именно там нашли “Слово о полку Игореве”. Когда Московское купеческое общество построило там новое сооружение, в нем разместились известные компании — до сих пор Торговый дом служит офисным центром с магазинами и ресторанами.
Особняк К. А. Гутхейля, архитектор В.А. Валькот
Сама идея этого особняка была инновационной для той эпохи — его строили “под ключ”, как архитектурный объект. Поэтому внешний вид здания зависел от вкусов архитектора, а не заказчика — в данном случае, Валькот выбрал новый в то время “модерн”, а рокайльный орнамент и стеклянный козырек над входом подглядел у построек в стиле ар-нуво. С 1958 года здание занимает посольство Марокко.
5. Растительные, цветочные или животные мотивы в оформлении фасада
Почтовый ящик–летучая мышь в собственном доме архитектора С.У. Соловьева. Дом получился идеальным воплощением стиля модерн, хотя сам архитектор не возводил построек в этом стиле, и вообще не проектировал особняков. Некоторые фанаты Булгакова считают особняк прототипом дома Маргариты из “Мастера и Маргариты”.
Характерный приём Льва Кекушева — львы на Никольских торговых рядах.
На фасаде доходного дома Бочаровых Лев Кекушев также использовал животные мотивы — вход в здание украшают скульптуры сов.
Чертополох на угловых башнях упоминавшейся выше “Скоропечатни А.А. Левенсона” по проекту Ф.О. Шехтеля — очень популярный орнамент во Франции на момент вовезедния типографии.
На доходном доме О.О. Вильнера также можно разглядеть разнообразнейший лепной декор. Здание возводилось под руководством архитектора Н.И. Жерихова, который в 1902—1915 годах спроектировал 46 доходных домов в Москве. За 100 лет внешний вид постройки сильно менялся, но благодаря реставрации в 2010-х годах ей вернули исторический облик.
Доходный дом Н.Г. Тарховой, архитектор Г.И. Макаев
Дом с маками, он же дом с кошками, он же дом с кактусами — один из лучших образцов модерна в Москве. Здание было возведено по заказу жены губернского секретаря Н. Г. Тархова, но через несколько лет архитектор Г.И. Макаев сам начал жить в доме по собственному проекту. В советские годы сооружение отдали под коммунальные квартиры, и до сих пор оно служит как жилой дом.
Мы обошли вниманием и навесные козырьки (посмотрите упомянутый выше особняк Гутхейля), и утопленные или смещенные вбок входные группы (например, особняк Кекушева на Остоженке), и многофункциональность элементов здания (например, балкон над входом — особняк Листа работы Кекушева или особняк Якунчиковой работы Валькота), и проницаемые ограды (особняки Носова и Рябушинских) и многое другое. Дело за вами — гуляйте по Москве.
Фото: Натали Герц
ТегиАрхитектураМосква
Стиль модерн в архитектуре, орнаменты декора
Модерн в архитектуре характеризовался яркой выразительностью и декоративностью.
Модерн в архитектуре. Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904 г.
Стиль модерн в архитектуре появился на волне художественного протеста против устоявшихся канонов и традиций зодчества, а также подражательной манере эклектики. Во многом модерн обязан своим появлением развитию технологий в области материалов и строительства. Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Мода на модерн существовала недолго: если 1886 г. считается началом развития стиля, то уже после начала Первой мировой войны в 1914 г. стиль пришел в упадок. Модерн в архитектуре очень разнообразен и вариативен, в его многочисленных направлениях можно найти всевозможные формы, мотивы и цветовые сочетания. Традиционно стиль модерн в архитектуре считают приверженцем растительных мотивов, не использующим углы и прямые линии. Однако, наряду с таким видом модерна существовал и прямолинейный, геометрический модерн, не терпевший никаких украшений и криволинейности. Основная особенность, объединяющая все направления этого стиля – необычность, неповторимость, несхожесть с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на использование некоторых элементов из архитектуры прошлого. Модерн в архитектуре наследовал традиции зодчества Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Африки. Однако мастера стиля не копировали образцы прошлого, а лишь заимствовали из них художественные мотивы, подвергая их свободной интерпретации. Нередко архитектура модерна строится по принципу “изнутри – наружу”, то есть сначала планируются внутренние помещения, и, исходя из внутренней планировки, формируется пространственное решение дома, что в дальнейшем отражается на его внешнем виде. Такой подход в архитектуре модерна привел к появлению асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции. Другой вариант модерна в архитектуре – определенная идея, которая находит свое отражение в декоре фасадов и внутренних помещений и превращает здания в фантазийные сооружения.
Каса Батло. Дом, в котором воплощена национальная идея каталонцев – победа над драконом. Архитектор Гауди, Барселона.
В период властвования стиля модерн в архитектуре организовывались творческие мастерские, объединения, где над конкретным заданием совместно работали архитекторы, скульпторы, декораторы, художники-прикладники, резчики по камню и дереву, литейщики. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением “геометрического модерна”) для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Орнамент наносился на стены в виде росписи, объединялся в мозаичные панно, вырезался на дереве или воплощался в металле. Орнамент в стиле модерн содержал изображения павлиньего хвоста, длинные лебединые шеи, волны. Популярна была непрерывная линия, названная “удар бича”, которая стала отличительным признаком орнамента в стиле модерн. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. 1861 – 1947 гг. бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).
Дворец «Цифра Палота» (Ornamental Palace). архитектор Маркуш Гейза (Géza Márkus), 1902 г. , г. Кечкемет. Болгария. Закругленные контуры фасада декорированы орнаментом в стиле модерн – психоделическим узором, основанным на фольклорном рисунке.
Несмотря на свою яркость и неординарность, стиль модерн в архитектуре не смог приобрести “государственный статус” и получил развитие преимущественно в строительстве домов для богатых заказчиков: городских особняков, магазинов, многоквартирных доходных домов, которые хотели поразить воображение и произвести впечатление людей неординарных. Фантазия архитектора в таком случае не была ограничена материальными средствами и жесткими правилами, поэтому здание формировалось свободно, на основе пожеланий заказчика. Декор и форма фасадов принимали необычные формы, образуя совместно с внутренним убранством единый комплекс.
Каждая страна дала собственное название новому стилю. В Бельгии, как и во Франции, его называли “ар-нуво”. В Англии – “либерти”, в России новый стиль получил название “модерн”, в Германии – “югендстиль”, в Австрии – “сецессион”. Венский сецессион – практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. В произведениях сторонника этого направления – А. Лооса нет декора, так как архитектор считал орнамент “лепетом живописи”. Произведения А. Лооса (Adolf Loos) – дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг.), сельский дом Кунера в Пайербахе. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann; 1870—1956гг.) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г.) – вестник приближающегося функционального стиля.
Дом Мюллера в Праге – представитель геометрического модерна в архитектуре. Идея заключалась в планировке внутреннего пространства на основе кубов, составляющих объем дома. Архитектор А. Лоос. 1928-1930 гг.
Отто Вагнер (Wagner, Otto. 1841–1918 гг.) представил иной модерн в архитектуре Вены в расписном здании Майолике-хауз (Majolika_house) (1898), Здании почты в Вене (1910).
Бельгийский архитектор Виктор Орта стоял у истоков европейского модерна в архитектуре. Поверхность фасада особняка Армана Сольве (1895—1900 гг.), построенного В. Ортом, напоминает морскую волну — это впечатление возникает благодаря пластичной линии фасада, ограждениям балконов, образующим единую композицию.
Особняк Сольве. архитектор В. Орт. 1895—1900 гг. Брюссель, Бельгия.
Модерн в архитектуре Брюсселя – отель Тассель демонстрирует новые архитектурные формы. Архитектор В. Орта.
Другой брюссельский архитектор, творивший в стиле модерн, – Арман ван Васберхе (Armand van Waesberghe. 1879-1949 гг.) С 1896 по 1902 гг. он возвел в Брюсселе девять домов. В своих произведениях мастер объединил модерн и готические мотивы.
Дом в стиле ар-нуво на площади Гутенберг, 8 (Square Gutenberg, 8). архитектор А.ван Васберхе (Armand van Waesberghe). 1898 г. Брюссель.
В Чехии в стиле модерн строил Ян Котера (Kotera. 1871-1923 гг.).
Общественный дом в Простеёве. Архитектор Я. Котер. 1905 – 1907 гг.
Эктор Гимар создавал модерн в архитектуре Франции: павильоны станций парижского метро, дом Мецзара в Париже. В Испании творил Антонио Гауди, который сочетал талант инженера, конструктора, архитектора и декоратора, в результате чего его произведения приобретали неповторимый вид, который делал здание похожим на фантастическую скульптуру. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия.
Фантастический собор Саграда Фамилия (Святое семейство) продолжает достраиваться и сейчас. Архитектор Гауди, Барселона.
В русской архитектуре модерн нашел свое воплощение в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1882 г) – плод совместной работы художников В. Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г.) по проекту С.Малютина и Н.Жукова. Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903 г.), памятник модерна – Дом “Зингер” (ныне “Дом Книги”) в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. архитектор П. Сюзор). Еще один образец русского модерна – магазин Елисеева (1902-1903 гг. архитектор Г. Барановский). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу “Астория” в 1913-1914 гг. Среди сооружений модерна в архитектуре Москвы: особняк Рябушинской, особняк Дерожинской архитектора Ф. Шихтеля, особняк Миндовского, дом архитектора Л. Кекушева, дом Сокол архитектора Машкова.
Гостиница Метрополь в Москве. Архитектор В. Валькот. 1903 г.
В США получила известность чикагская школа модерна Луиса Салливена (Louis Henry Sullivan; 1856 -1924 гг.), сторонника сочетания органической и рациональной архитектуры.
Здание Thrift Building. Архитектор Луис Салливен.
Период стиля модерн в архитектуре по-разному оценивался критиками. Кто-то вообще не склонен рассматривать его как самостоятельный стиль, другие видели в нем признак упадка, а третьи видели в модерне определенный этап, важный для дальнейшего развития архитектуры. Этот стиль продемонстрировал, что возможны новые подходы к украшению зданий, предложив специфический модерн-декор, который выступал в гармонии с пластичными фасадами и архитектурными элементами.
Бывший доходный дом К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте (д.13). Архитектор Шауб В.В. 1903 г.
Изобретательность стиля доказала, что невозможное – возможно, а то, что казалось сказкой и фантастикой, мастер способен воплотить в жизнь. Модерн-декор, необычные конструкции и фасады и сейчас вызывают интерес у людей творческих, обладающих широкими взглядами, умеющих воплотить свои желания в жизнь и не боящихся нового и непривычного.
Барельефы на фасаде доходного дома К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Ныне для изготовления декора используют не только традиционные материалы, но и искусственные, например, полиуретан. Характеристики этого материала позволяют создавать оригинальные изделия, а также делать точные копии с фасадных элементов известных исторических сооружений.
Барельеф из полиуретана, созданый на основе декора фасада бывшего доходного дома К.Х.Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Дом с элементами модерна и пластичным декором из полиуретана.
Автор текста: М. Костин
Полезные ссылки:Индивидуальный заказ
Готовые комплекты декора
Монтаж
Современное движение 1925 – 1950
Современное движение в архитектуре представляет собой резкий сдвиг в проектировании зданий, уход от традиционных форм и методов строительства прошлого к новой эре дизайна. Стили современного движения, ар-деко, модерна и интернационала зародились в Европе и распространились в Соединенных Штатах в 1920-х годах. Европейские архитекторы Элиэль Сааринен, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ в начале 20-го века сделали акцент на радикально новых проектах, отказавшись от прежних строительных прецедентов и исследуя в своей работе новые материалы и технологии. Стиль ар-деко и последующий стиль модерн получили распространение в 19 веке.25 Выставка декоративного искусства в Париже. Охватывая гладкий внешний вид с острыми краями и отличительными декоративными деталями, стиль ар-деко представил новый экзотический вид зданий. Гладкая поверхность стен стиля ар-деко была перенесена в более обтекаемый, менее орнаментированный стиль ар-модерн.
Влияние стилей ар-деко и ар-модерн вскоре уступило место развитию интернационального стиля, который особенно сильно повлиял на городской пейзаж. Международный стиль с его совершенно неорнаментированным видом прямоугольных форм, перемежающихся полосами окон, провозгласил новый «современный» взгляд на стиль и цель архитектуры. Вдохновленные кубизмом современного искусства в Европе, квадратные формы зданий в международном стиле также воплощали новую социальную теорию архитектуры. Благодаря смелым новым формам и формам, использующим новые строительные технологии того времени, интернациональный стиль изображался как новый тип архитектуры, предназначенный исключительно для удовлетворения потребностей простых людей в эпоху машин. В период между двумя мировыми войнами европейские архитекторы приняли эту концепцию и спроектировали не только коммерческие здания, но и дома в этой смелой новой форме.
В то же время в США американские архитекторы продолжали проектировать дома в более традиционном стиле, экспериментируя с новыми формами небоскребов и коммерческих зданий. Когда Европа погрузилась в хаос незадолго до Второй мировой войны, многие выдающиеся архитекторы эмигрировали в США, привезя с собой свои новые архитектурные концепции. В 1932 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла первая выставка современной архитектуры в Америке, которая выдвинула эти новые идеи в архитектуре на первый план. В том же году влиятельная книга под названием Международный стиль был опубликован архитекторами Генри-Расселом Хичкоком и Филипом Джонсоном.
Американские архитекторы-новаторы, такие как Луи Салливан и Фрэнк Ллойд Райт, также двигались к новой теории архитектуры. Основа для значительных изменений была заложена в развитии стилей салливанского, коммерческого, бунгало и прерий на рубеже 20-го века. Европейское влияние пало на очень благодатную почву в Америке, так как идеи стилей ар-деко, модерн и интернационал слились с развивающимися американскими архитектурными течениями. В то время как архитектурное наследие Фрэнка Ллойда Райта включает в себя множество стилей, одна из его самых известных работ, «Фоллингуотер», расположенная в городке Стюарт, графство Фейет, воплощает в себе элементы международного стиля с его горизонтальными акцентами, геометрическими формами, органичным внешним видом и полосами. окна. Архитектура Современного движения резко отличалась по концепции и дизайну, постоянно проверяя пределы формы, материалов и функций.
- Стиль ар-деко
- Современный стиль
- Международный стиль
Международный стиль, здание PSFS, Филадельфия
13 зданий современной архитектуры, которые вы должны посетить, прежде чем умереть | Architectural Digest
Перейти к основному содержанию
Фото: Alamy
Архитектура
От культовой часовни Ле Корбюзье во Франции до терминала TWA Ээро Сааринена, похожего на птицу, — эти сооружения стоят поездки, чтобы воздать должное архитектуре
Элизабет Фаззар
У многих слово модернизм вызывает в воображении фантастические и футуристические жилища середины века, расположенные на вершинах Голливудских холмов или в пустынях Палм-Спрингс в Калифорнии.
История современной архитектуры уходит своими корнями в волнение и возможности, открывшиеся промышленной революцией в Европе в конце 19 века, и продолжила свое развитие в начале 1970-х годов по всему миру. Попутно его принципы назывались и перечислялись многими, в том числе французским архитектором Ле Корбюзье в его пяти точках международного стиля 1923 года: пилотов
(столбов), открытые планы этажей, неограниченные фасады, горизонтальные окна и плоские крыши с садами. . Все это способствовало региональному развитию современной архитектуры до великой красоты. Это долгосрочное и широкомасштабное видение дизайна, основанного на технологиях, помогло продвинуть архитектуру и распространить ее демократические идеи по всему миру. Паломничество, чтобы увидеть некоторые из его лучших работ, кажется единственно подходящей данью уважения.Фото: Andia/Getty Images
Вилла E.1027, Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция (проект Эйлин Грей, 1929 г.)Ирландский архитектор и дизайнер Эйлин Грей работала в том же кругу, что и Ле Корбюзье . Его манифест 1920-х годов « Five Points of New Architecture, » оказал большое влияние на дизайн первого крупного архитектурного проекта Грей, виллы E.1027, ее собственного дома для отдыха на берегу моря на юге Франции. Формально, piloti , дом открытой планировки, соответствует раннему модернизму. Однако — в отличие от ценностей «машины для жизни», предложенных Ле Корбюзье — дизайн Грея был посвящен комфорту и уединению его обитателей, а также идее, что украшение улучшает, а не умаляет идеальные условия жизни. Инновационный дом недавно подвергся реставрации стоимостью пять миллионов евро, в результате чего его промышленные детали, умные встроенные конструкции и блестящее исследование комфортной жизни внутри и снаружи отражают его первоначальную славу.
Фото: Getty Images / Кэрол Хайсмит Дом Pacific Palisades и студия дизайнерского дуэта мужа и жены Чарльза и Рэя Имз — дальновидный пример эстетической (и структурной силы) честной архитектуры, в которой материалы, из которых сделан дом, выставлены на всеобщее обозрение. Двухэтажные здания открытой планировки были построены из легкого стального каркаса, красочно окрашенных панелей, бетона и металлического настила в сочетании с контрастными природными материалами, такими как сайдинг из твердого дерева и паркетный пол. Спрятанный в их ландшафте склона, дизайн уважает как естественную красоту места, так и создает прогрессивную рабочую среду, интерьеры которой отражают экспериментальные модернистские идеи Имзов – плавный план, небольшое разделение между общественными и частными пространствами и двойное пространство. -высота гостиной, чтобы наполнить пространство светом и воздухом и предоставить достаточно места для игр, мебельных экспериментов и максималистских сокровищ из путешествий.
Фото: Исторический музей Чикаго/Getty Images
Дом Эдит Фарнсворт, Плано, Иллинойс (дизайн Людвига Миса ван дер Роэ, 1951 г.) Немецко-американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ для доктора Эдит Фарнсворт настолько принципиален, насколько может быть дом. Прямоугольный, с плоской крышей и похожий на павильон дом имеет только один сплошной внутренний объем — ванную комнату — и фокусирует свой дизайн на буквальном раскрытии красоты материалов из двутавровой балки, римского травертина и листового стекла, которые его создают. Хотя его конструкция совершенно не подходит для его климата (жаркое лето приводит к тому, что крыльцо кишит жуками, а холодные зимы вызывают скопление конденсата на оконных стенах), а клиент Миса ненавидел его так сильно, что последовали судебные иски, это сооружение представляет собой невероятный пример чистота современной формы в рамках архитектурного канона.Фото: Getty Images/Barry Winiker
Здание Сигрэм, Нью-Йорк (спроектировано Людвигом Мис ван дер Роэ, 1958 г.) траектория навсегда. Здание Seagram Building на Парк-авеню в центре Манхэттена представляет собой монолит корпоративной штаб-квартиры, который выражает мощь и прочность стальной двутавровой балки (все в черном цвете) и представлял собой редкую общественную площадь с фонтаном, с которой его можно было оценить. Наряду со своим более легким аналогом — Lever House от SOM — через дорогу здание Seagram Building установило стандарт для башен из стекла и стали в Нью-Йорке и то, что они могли передать через архитектуру.
Фото: Getty Images
Законодательное собрание, Чандигарх, Индия (дизайн Ле Корбюзье, 1963 г.)Штат Пенджаб, а также три его основных правительственных здания. Законодательное собрание 1963 года с квадратным основанием является самым скульптурным из трио: большой изогнутый водосточный желоб и лоджия с навесом для дождевых дождей у его остроконечного входа, два трех- и четырехэтажных крыла brise – soleil офисные блоки, круглая градирня, возвышающаяся над потолком зала Генеральной Ассамблеи, и пирамидальный зал совета, возвышающийся на piloti в его центральном дворе. Этот дизайн жестов был отходом от Ле Корбюзье и иллюстрирует постоянство его экспериментального духа даже в последние годы его практики.
Фото: Getty Images/Adrian Wojcik
Habitat 67, Монреаль (дизайн Моше Сафди, 19 лет)67)Возникшая как реакция на усилия по послевоенной реконструкции, бруталистская архитектура часто характеризуется массовым визуальным повторением и каменной кладкой или бетонно-кирпичной конструкцией, которая, подобно лекорбюзийскому модернизму, представляет материалы такими, какие они есть на самом деле. Монреальский жилой комплекс Habitat 67 начинался как дипломный проект архитектурной школы студента Университета Макгилла Моше Сафди, который позже представил его (и был выбран) для представления Канады на выставке Expo 67. сад и модульная кухня, проект представляет собой исследование того, как эта технология проектирования может создать все необходимое в загородном доме в плотной городской среде, что является более экологически выгодным и, в идеале, доступным.
Фото: Getty Images
Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас (дизайн Луиса Кана, 1972 г.)Для эстонско-американского архитектора Луиса Кана хорошая архитектура — это та, которая способствует установлению отношений между человеком и природой. Хотя Художественный музей Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас, является довольно нетипичным зданием в его творчестве из-за отсутствия центрального элемента, эта философия представлена наиболее ясно. Созданный из серии повторяющихся цилиндрических сводчатых бетонных конструкций — две из них в виде лоджий со стороны парка — с центральным входом, архитектурный центр решает проблему наполнения музея, в котором хранятся чувственные произведения искусства, естественным светом, и это достигается с помощью инновационной крыши. Мансардные окна отражают солнечный свет обратно на софиты и рассеивают его в выставочных залах.
Самый популярный
Фото: Iain Masterton/Alamy
Здание Баухауза, Дессау, Германия (проект Вальтера Гропиуса, 1925–1926) тем не менее (массовое производство) прогрессивная школа Баухаус была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре, Германия, в 1919 году как место для действительно междисциплинарного образования. Менее десяти лет спустя, когда политическое давление Первой мировой войны вынудило институт переехать в северный Дессау, Гропиус спроектировал новый 1926 здание как физический пример принципов Баухауза в духе его видения будущего архитектуры: технологии вперед и с формой, «определяемой ее природой». Трехчастное здание содержало мастерские, студии, которые могли быть жилыми помещениями, и Технический колледж Дессау в трех отдельных, но взаимосвязанных объемах, в которых использовалась правильная геометрия для создания высокофункциональных и наполненных светом пространств. Когда в 1933 году нацисты вынудили закрыть школу «дегенеративного искусства», они невольно распространили ее идеи дальше: очаги модернистского дизайна и образования возникли в Соединенных Штатах, России и других странах, куда бежали его еврейские и нееврейские практикующие.Фото: Taina Sohlman/Alamy
Санаторий Паймио, Паймио, Финляндия (проект Айно и Алвара Аалто, 1929–1932 гг.) было сотрудничество с Айно, его женой, для противотуберкулезного санатория на юго-западе Финляндии. Согласно предписаниям врачей в то время, свет и воздух были предпочтительным средством для лечения болезни, и Аалто спроектировали здание с расчетом на исцеление, направив комнаты и террасы к южному свету. Несмотря на то, что снаружи двухобъемная клиника имеет четкие линии и простую геометрию, ее внутреннее убранство гораздо сложнее. Взаимосвязанный план комнат и циркуляция были признаком того, что дизайнеры только осваивали новый стиль.Фото: Nick Higham/Alamy
Fallingwater, Mill Run, Pennsylvania (дизайн Фрэнка Ллойда Райта, 1935–1939 гг.) органически вдохновленного творчеством плодовитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Расположенный на вершине скалы и нависающий над водопадом в любимом клиентом месте для купания в ручье Медвежий Бег, Fallingwater состоит из ярусов железобетонных террас, контрастирующих вертикальных колонн и пирсов из камня, добытого в местных карьерах. Саундтреком к этому дому является вездесущий звук движущейся воды под ним. Несмотря на то, что в доме сохранены некоторые горизонтальные элементы предыдущих проектов Райта в стиле прерий, этот дом действительно выводит на улицу. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, два других его самых выразительных здания.
Самый популярный
Фото: Алами
Коллин Нотр-Дам-дю-О, Роншан, Франция (дизайн Ле Корбюзье, 1955) Савойя в Пуасси, живой пример манифеста Five Points of Architecture 1923 года, эта причудливая часовня на севере Франции является одним из его самых ярких проектов. Построенный на месте существующего римско-католического паломничества, его монументально изогнутые стены увенчаны крышей из ракушек с небольшим фонарем, позволяющим свету проникать внутрь, а его дизайн представляет собой сдвиг в работе архитектора от чистых машин для жизни (например, Savoye) к скульптурным задачам в дизайне для конкретного места.Фото: Патти МакКонвилл/Алами Открывшийся в 1962 году, его форма, напоминающая птицу, структурные инновации и красно-черный салон в комплекте с утопленным салоном и первой в мире круглой каруселью для багажа оставляют неизгладимое впечатление. Благодаря тонкой бетонной крыше, поддерживаемой четырьмя Y-образными опорами с световыми люками между ними, выразительный дизайн олицетворял волнение нового способа передвижения. Тогда и сейчас (в 2019 г., терминал был отреставрирован и переосмыслен как общественный вестибюль нового отеля в аэропорту) пассажиры могли насладиться напитком или едой перед полетом, прогуляться по изогнутому интерьеру двойной высоты и его впечатляющему пешеходному мосту с длинными пролетами или понаблюдать за разветвлением Солари. Откидной дисплей отметит расписание прибытия и отправления.
Фото: Alamy
Здание Национального конгресса, Бразилиа, Бразилия (проект Оскара Нимейера, 1960 г.)Дом бразильского модерниста Оскара Нимейера60 Здание Национального конгресса в новой столице страны Бразилиа было спроектировано как национальный символ: футуристический, прогрессивный, но отчетливо региональный. В этом скульптурном комплексе, состоящем из сдвоенной башни, белых тарелок и куполов на низком горизонтальном здании, находятся Сенат, Палата депутатов, офисы секретариата и залы комитетов.