Модерн архитектура: Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Содержание

Модерн – Архитектура и Архитекторы

Отель Тассель. Виктор Орта.

Стиль модерн обязан своему появлению решительному рывку развития общества конца 19 – начала 20 веков, в особенности его материальной составляющей- промышленному производству, революционным изменениям науки и техники. Казалось, что искусство, измученное бесконечными эклектическими изысканиями, нашло выход в новом языке, найденном изначально в мастерстве графики и рисунка. Этот выдающийся стиль характеризовался яркой декоративностью, широким использованием  растительных мотивов, и подчеркнутым слиянием природных и рукотворных форм. Особенная роль модерна заключается в отказе от повторений и переосмыслении ранее отработанных стилей,  в новаторском прорыве к новым горизонтам выразительности. Отчетлива и технология этого прорыва – от рисунка, иллюстрации, плаката к материальным линиям и объемам архитектуры, с характерным текучим очертанием и ритмом, эта трансплантация стала осуществима благодаря использованию новых материалов – стекла, стали, железобетона.

Отель Тассель. Лестница.

 Обратно принципу  проектирования, устоявшемуся в XVIII – XIX веках, от внешнего облика здания к его внутреннему устройству, модерн, в первую очередь, ставит задачу организации здания изнутри,  поисков наиболее оптимальной планировки здания, которая определяет его объемно-пространственное решение и формирует  внешний  объем.  Этот подход  привел к увеличению количества асимметричных и  свободных форм зданий, насыщенных  функционально-необходимыми элементами – башнями, эркерами, лоджиями и балконами.

Отель Тассель. Интерьер.

  Пионером модерна считается бельгийский архитектор Виктор Орта. Отель Тассель (1893) – первое в мире сооружение модерна, собственный дом (ныне музей) иллюстрируют успешный опыт применения графических находок для создания новых материальных форм на новом языке. Блуменверф – собственный дом (1986) архитектора Анри Ван де Вельде – еще один основополагающий пилотный проект стиля модерн.

В.Орта. Отель Тассель в Брюсселе – первое сооружение стиля модерн. Впервые в архитектуре появляется новое выражение новых приемов крупного остекления, использование находок графики модерна – в построении фасада, в деталях и отделке.Блуменверф – собственный дом А.Ван де Вельде в Брюсселе. Растительное происхождение формообразования модерна – гарантия удачного соответствия природе.Блуменверф. План.

 Крупный вклад в летопись модерна внесла империя Габсбургов. Венский модерн представлен творчеством Отто Вагнера – Здание почты в Вене (1910), Майолика-хауз (1898). Скромный в декоре и более рационалистический, чем во Франции и Бельгии, венский модерн, также именуемый Сецессион, представлен выстроенным в Брюсселе Дворцом Стокле (1911 г.) по проекту австрийца Йозефа Хоффмана. Выразительны работы славян Яна Котеры и Йозефа Плечника, привнесших в венский модерн оттенок народности.

Майолика-хауз.Фрагмент фасада.Вилла Отто Вагнера.Вилла Отто Вагнера. Эскиз входа.Дворец Стокле в Брюсселе . Арх. Й.Хофманн. Модерн, сделавший шаг вперед, к модернизму, более современному пониманию архитектуры. Видны канонические элементы модерна в остеклении верхнео этажа, входной группы.

Первой крупной фигурой модерна (Ар-Нуво) во Франции был архитектор Эктор Гимар, по проекту которого сооружены наземные павильоны многих станций парижского метро. Его же авторства дом Мецзара в Париже производит более спокойное впечатление из-за специфики градостроительной ситуации.

Э.Гимар. Наземный вестибюль парижского метро. Это небольшое сооружение – почти графика. Хрестоматийный образец Ар-нуво.Э.Гимар. Отель Мецзара в Париже. Спокойный и уравновешенный модерн, тактично соседствующий с основной массой парижской застройки.

 Более ста лет огромным почитанием окружено творчество и личность испанского зодчего Антонио Гауди, сочетавшего высочайший талант, профессионализм и самоотверженность в своем в буквальном смысле слова непрерывном многолетнем труде. Модерн Гауди имеет абсолютное авторское, неповторимое, беспрецедентное звучание, уводящие его постройки из области не только стиля модерн, а вообще из архитектуры в скульптуру.

Выражение возможностей нового для тех лет железобетона в сочетании с тщательной проработкой формы и декора лежит в основе всех его работ. Невероятно эффектные, живописные и одновременно конструктивные постройки Гауди в Барселоне широко известны – Дом Батло (1906), Дом Мила (1910), Парк Гуэль (1914) и, разумеется, собор Саграда Фамилия.

Парк ГуэльДом Батло. Гауди.

Уникальный вклад в модерн внес британец Ч.Макинтош, в основном преуспевший в интерьерах и мебели. На всех современных дизайнерских форумах можно найти перепевы его знаменитого стула.

 Выдающиеся сооружения модерна есть в Германии (модерн там именуется «югендстиль), странах Скандинавии.

Церковь в Абрамцеве.

Не менее значительны, чем в Европе, плоды модерна в русской архитектуре. Первенец этого стиля – церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1882) увенчал усилия художников (!) В Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. Опыты создания модерна европейского образца, как в гостинице «Метрополь» архитектора В. Валькота (1903) сочетались в России с созданием модерна национального, имевшего черты традиционного русского зодчества, приведшего к особенному неорусскому стилю, с признаками которого выстроен дом Перцова в Москве (1907) по проекту С.Малютина и Н.Жукова.

Дом ПерцоваДом ПерцоваДом Зингера в Петербурге.Фрагмент фасада гостиницы “Метрополь” в Москве.

Наиболее значителен вклад в архитектуру модерна Ф.Шехтеля. его знаменитый особняк Рябушинского в Москве безупречен в стилевом отношении, включая принцип развития архитектуры от интерьера к экстерьеру. Показательна архитектура особняка Кшесинской в Петербурге (1906), арх. А.Гоген, здания ЦУМа в Мосве (1908) арх. Р.Клейна.

Особняк Кшесинской.Особняк Рябушинского.Особняк Рябушинского. Парадная лестница.Особняк Рябушинского. Фасад.Особняк Рябушинского. Фрагмент плана полов.

Яркие, выразительные сооружения модерна, в комплексе с объектами мебели и декора, остаются не только памятниками высочайшего графическо-скульптурного мастерства изобретательных архитекторов, но и одним из первых шагов к освоению новых технологий и материалов – стали, бетона и стекла. Кроткий век модерна был непревзойденно ярок.

15.01.2012

Кожин Игорь

При создании статьи использовались следующие источники информации

Посмотреть другие стили.

Московский модерн: 5 характерных признаков стиля в архитектуре столицы

Архитектура

В теплые осенние дни предлагаем вам прогуляться по Москве и посмотреть на самые неочевидные архитектурные памятники модерна, а также вспомнить их историю.

Невероятно сложно писать про московский модерн не только потому, что невозможно объять необъятное (монография Нащокиной включает в себя более ста архитекторов, работавших в Москве в этом стиле), но и потому, что само направление крайне разнообразно, и одной из его визитных карточек стало смешение акцентов. Мы выбрали 5 характерных признаков модерна и проиллюстрировали их московскими примерами: так, вооружившись полученными знаниями, на прогулках по столице вы сможете вычленять этот архитектурный стиль.

1. Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов)

Особняк Динга, архитектор А.М. Калмыков

Здание было построено в 1902 году для первого российского “макаронного магната” — Иоганна-Леонарда Динга, владельца фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий. Считается, что прообразом особняка в Сокольниках стал неизвестный дом в Германии, который понравился Дингу — вот почему постройка так отличается от других проектов Калмыкова. Сейчас здание особняка является жилым домом.

Доходный дом А.П. Лебедева, архитектор С.М. Гончаров

Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (потомок той самой семьи Гончаровых, его прадедушка был отцом Натальи Пушкиной) является ярким представителем московского модерна. Среди его проектов: дома В. К. Кеслера, В. И. Донского, Г. Г. Солодовникова, усадьба Я. Ипатова-Малютина и здание Зоотехнического института. Но особенно сильно среди них выделяется доходный дом Лебедева — своими ассиметричными башнями, окнами и витринами на первом этаже.

2. Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов

Конторский дом Сытина, архитектор А.Э. Эрихсон

Предприниматель Иван Сытин приобрел здание в начале XX века: он разместил там торговые ряды и издательство газеты “Русское слово”, а сам жил на верхних этажах. В 1979 году постройку отрезали от фундамента и на рельсах передвинули на 30 сантиметров в сторону Настасьинского переулка — власти посчитали, что дом портит вид нового здания газеты “Известия”. В настоящий момент здание занимают офисы разных компаний.

Доходный дом П.А. Скопника, архитектор Г.А. Гельрих

Лестница в особняке Рябушинского в виде волны известна многим: здесь же “звездой” стал фасад, который благодаря эркерам и карнизу также обладает пластикой волны.

3. Увеличенные окна и их необычная, в том числе фасетная, расстекловка

Здание торгового дома “Мюр и Мерилиз”, архитектор Р.И. Клейн

Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Москве самый крупный российский магазин XX века — “Мюр и Мерилиз”. Первое здание универмага по проекту архитектора Романа Клейна сгорело, и в 1900 он построил новое — хорошо знакомый нам неоготический “модный замок”. В 1922 году универмаг приобрел привычное для нас имя — ЦУМ.

Алла Вербер: 10 вещей, которые вдохновляют

Ресторан “Альпийская роза”, архитектор П.П. Висневский

Ресторан “Альпийская роза” — герой множества русских произведений: там разворачивались события Булгаковской “Дьяволиады” и гостил герой романа Бориса Акунина “Смерть Ахиллеса”. До ресторана здание занимали модные магазины, лавки посуды и хрусталя и даже типография. Сейчас там располагается концертный зал, но над входом все еще красуется вензель “Альпийской розы”.

Доходный дом И.П. Исакова, архитектор Л.Н. Кекушев

Этот проект известного архитектора Льва Кекушева — образцовый пример дома в стиле модерн: трехчастная композиция, лепной декор, массивный извилистый карниз и необычные окна. На каждом этаже — свой неповторимый рисунок оконных переплетов. Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, в нем располагаются жилые квартиры.

Скоропечатня А.А. Левенсона, архитектор Ф.О. Шехтель

“Скоропечатня А.А. Левенсона” — это первая типография в России, спроектированная в стиле модерн. Именно там печатали первые сборники стихотворений Марины Цветаевой на личные деньги поэтессы. Типографии присвоен статус Памятника архитектуры федерального значения. На данный момент сооружением владеет банк ВТБ, а внутри размещены офисы.

4. Активное декорирование фасадов, в том числе плиткой

Торговый дом Московского купеческого общества, архитектор Ф. О. Шехтель

Архитектор Ф.О. Шехтель проектировал здание в стиле “рационального модерна” с предпосылками к конструктивизму. В XIII веке на месте бывшего Торгового дома стоял Ярославский Спасский монастырь — именно там нашли “Слово о полку Игореве”. Когда Московское купеческое общество построило там новое сооружение, в нем разместились известные компании — до сих пор Торговый дом служит офисным центром с магазинами и ресторанами.

Особняк К. А. Гутхейля, архитектор В.А. Валькот

Сама идея этого особняка была инновационной для той эпохи — его строили “под ключ”, как архитектурный объект. Поэтому внешний вид здания зависел от вкусов архитектора, а не заказчика — в данном случае, Валькот выбрал новый в то время “модерн”, а рокайльный орнамент и стеклянный козырек над входом подглядел у построек в стиле ар-нуво. С 1958 года здание занимает посольство Марокко.

5. Растительные, цветочные или животные мотивы в оформлении фасада

Почтовый ящик–летучая мышь в собственном доме архитектора С. У. Соловьева. Дом получился идеальным воплощением стиля модерн, хотя сам архитектор не возводил построек в этом стиле, и вообще не проектировал особняков. Некоторые фанаты Булгакова считают особняк прототипом дома Маргариты из “Мастера и Маргариты”.

Характерный приём Льва Кекушева — львы на Никольских торговых рядах.

На фасаде доходного дома Бочаровых Лев Кекушев также использовал животные мотивы — вход в здание украшают скульптуры сов.

Чертополох на угловых башнях упоминавшейся выше “Скоропечатни А.А. Левенсона” по проекту Ф.О. Шехтеля — очень популярный орнамент во Франции на момент вовезедния типографии.

На доходном доме О.О. Вильнера также можно разглядеть разнообразнейший лепной декор. Здание возводилось под руководством архитектора Н.И. Жерихова, который в 1902—1915 годах спроектировал 46 доходных домов в Москве. За 100 лет внешний вид постройки сильно менялся, но благодаря реставрации в 2010-х годах ей вернули исторический облик.

Доходный дом Н.Г. Тарховой, архитектор Г.И. Макаев

Дом с маками, он же дом с кошками, он же дом с кактусами — один из лучших образцов модерна в Москве. Здание было возведено по заказу жены губернского секретаря Н. Г. Тархова, но через несколько лет архитектор Г.И. Макаев сам начал жить в доме по собственному проекту. В советские годы сооружение отдали под коммунальные квартиры, и до сих пор оно служит как жилой дом.

Мы обошли вниманием и навесные козырьки (посмотрите упомянутый выше особняк Гутхейля), и утопленные или смещенные вбок входные группы (например, особняк Кекушева на Остоженке), и многофункциональность элементов здания (например, балкон над входом — особняк Листа работы Кекушева или особняк Якунчиковой работы Валькота), и проницаемые ограды (особняки Носова и Рябушинских) и многое другое. Дело за вами — гуляйте по Москве.

Фото: Натали Герц

ТегиАрхитектураМосква

750+ изображений современной архитектуры | Скачать бесплатные изображения на Unsplash

750+ фотографий современной архитектуры | Скачать Free Images на Unsplash
  • ФотоФотографии 10k
  • Стопка фотографийКоллекции 10k
  • Группа людейПользователи 0

здание

архитектура

офис минималистское здание

11

1

современное здание

окно

Unsplash logo

Unsplash+

В сотрудничестве с Майком Хиндлом

Unsplash+

Разблокировать

небоскребыфасадвзгляд вверх

R АРХИТЕКТУРА

архитектурное жильеАвстралия

–––– –––– –––– ––––– ––––––– – –– ––– – – –– ––– –– –––– – –.

R Architecture

House ImageShomeState

Marten Bjork

Texture Founalssdenmarkcopenhagen

Victor

HD Pattern Walpaperswitzerlandbasel

VICTOR

Amstermofferskice.0011 Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Андреем Петрищевым 0011

Hd серый фоткиHd черный фоткиHq фон картинки

R АРХИТЕКТУРА

melbourne vicmodern LivingProperty Developer

Нкулулеко Йонас0011

Victor

Нидерланды rotterdamurban

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Gonz DDL

Unsplash+

Разблокировать

buildinggrayskyscraper 9ARCHITY RKYSCRARE

11 11

интерьерв помещениицифровое изображение

Peter Ivey-Hansen

Hq фон фотографииHD картинкиHd обои города

Paul Menz

stuttgartdeutschlandбетон

Rubén García

Hd белые обоиcaixaforum barcelonabarcelona

Joel Filipe

Hd синие обои madridHd современные обои

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Gonz DDL 011

берлинминимальныйминимализм

небоскребыфасадглядя вверх Hd рисунок обоишвейцариябазель

большой городбольшой городской жизни

провинция Тегеран иран 9Компьютерные фоны 010 –––– –––– –––– – –––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

архитектуражильеавстралия

текстурные фоныденмарккопенгаген

амстердамофисное зданиетреугольник

Hd серый картинкиHd черный картинкиHq фон картинки

нидерландыrotterdamurban

интерьерв помещениицифровое изображение

Современная архитектура

660 фото · Куратор Oris Pondo

Современная архитектура

227 фото · Куратор Кирк Торнтон

Современная архитектура

208 фото · Куратор Khris B

небоскребыфасадвзгляд вверх бетон

берлинминимализмминимализм

архитектуражильеавстралия

амстердамофисное зданиетреугольник

Тегеранская провинцияИран

Hd абстрактные обоиБрисбен СитиФоны компьютера

зданиесерыйнебоскреб

Hd белые обои caixaforum barcelonabarcelona

экстерьерфонарный столбфонарный столб

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

House imageshomeestate

Texture backgroundsdenmarkcopenhagen

big citybig city life

melbourne vic0011

Современная архитектура

227 фото · Куратор Кирк Торнтон

Современная архитектура

208 фото · Куратор Крис Б 0011

Просмотр премиальных изображений на Istock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

Современная архитектура Нью-Хейвена — New Haven Preservation Trust

  • Школа Конте

    Skidmore, Owings & Merrill (1961)

  • Ньюхолл Гарденс

    9021-

    Granbery, Cash & Associates

  • Центральный пожарный штаб

    Эрл П. Карлин, Питер Миллард (1961)

  • Здание общественных служб

    Orr, deCossey, Winder and Associates (1965)

  • Crawford Manor

    Пол Рудольф (1965)

  • Первая пресвитерианская церковь

    Джон Дж. Динкелу, Джеймс П. Оуэнс (1966)

    75009 15009 3
  • enborg House

    Маргарет Панненборг (1971)

  • Колледжи Морса и Эзры Стайлза

    Ээро Сааринен (1958-1962)

  • Гараж на Темпл-Стрит

    9 0003 9 Рудольф (1961)

    Lyman Center Auditorium

    Polak & Sullivan (1968)

  • Church Street South

    Charles Moore (1969)

  • 907203

    0 House

    Валери Боторевич (1972)

  • Пожарная часть на улице Гоффе

    Вентури и Раух (1974)

  • Библиотека Бейнеке

    Гордон Баншафт (1961-1963)

  • 0

    2 Helene Grant School

    John M. Johansen, Caproni Associates (1964)

  • Trade Union Plaza

    Victor Christ-Janer and Davis, Cochran and Miller (1968) 205011

  • 4 4

    Армстронг Резина Ко.

    Марсель Брейер и Роберт Ф. Гатье (1968)

  • Дом искусства и архитектуры

    Пол Рудольф (1961-1963)

    Здание
  • 0 Наука 9 Kline0173

    Филип Джонсон и Ричард Фостер (1963-1965)

  • Средняя школа Ли

    Кевин Рош, Джон Динкелу и партнеры (1964)

  • 9175 Школа 73

    Перкинс и Уилл; Гранбери, Кэш и доц. (1965, 1968)

  • Приходской дом Объединенной церкви

    Педерсен и Тилни (1961)

  • Дэвид С. Ингаллс1 Хоккейная площадка Партнеры (1957-1958)

  • Школа Хопкинса Fieldhouse

    Дуглас Орр (1938)

  • Общественный фонд

    9090 C 8.1110 (Vincent) 0004
  • Здание Рыцарей Колумба

    Кевин Roche John Dinkeloo and Associates (1967–1969)

  • Delgado Residence

    Gualtier & Johnson (1959)

  • Cohen & Powell, Inc.0173

    Чарльз Х. Абрамовиц (1964)

  • Конгрегационалистская церковь Диксуэлла

    Джон М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *