Что значит метопа – Значения слов
- Подбор слов
- Значения слов
- метопа
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
метопа в словаре кроссвордиста
метопа
- Архитектурная деталь
- В архитектуре — элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами
- В архитектуре – элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами
- В архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже
- Составная часть дорического ордера: прямоугольная плита, часто украшенная скульптурой
- Промежуток между триглифами во фризе дорич. ордера, заполнненый плитой, обычно украш. рельефн. изображен
- составн. часть дорич. ордера: 4-х угольн. блоки с украшен
Википедия
Метопа
Мето́па — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами . Метопы нередко украшались рельефами , реже — живописью .
До развития каменной архитектуры метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.
Словарь по архитектуре – Yes, I did — LiveJournal
Портик (лат. porticus) — выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. Портики были широко распространены в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие портики. Особое значение портики получил также и в европейской архитектуре нового времени (преимущественно в классицизме 18, 1-й трети XIX вв.). В зодчестве XIX—XX вв. роль колонн в портиках часто выполняют столбы
Розе́тка — круглый декоративный и архитектурный элемент, по форме представляющий собой стилизованную ботаническую розетку. Розетка часто использовалась в античной архитектуре. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее розетка была воспринята романским стилем и Ренессансом и распространилась в Средней Азии и даже в Индии.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами — геометрическими, спиральными и в виде листьев.
Пилон</b> (от греч. πυλών, буквально — ворота, вход):
- Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
- Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.
- Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма)
Энтазис (греч. entasis – напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Мето́па (греч. μετωπον — чело, в ед. ч., букв., пространство между глазами) — прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера.
Метопы иногда украшались рельефами, реже — живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.
Триглиф (греч. tríglyphos, от tri-, в сложных словах — три и glуphō — режу), в архитектуре прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками. Чередуясь с метопами, Триглиф образуют фриз в дорическом ордере; обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглиф в камне изображают орнаментированные торцы балок перекрытия в деревянной архитектуре.
Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Внутреннее поле фронтона называется Тимпан. Тимпаны часто украшаются рельефами, скульптурами или изображениями гербов.
Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувий, автора трактата «Десять книг по архитектуре».
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.
Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Разделяют греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).
Возник в VI веке до н. э. на землях дорийцев. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером
Дорические колонны каннелированы, причем, в отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 20. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях база устанавливается непосредственно на стилобат.
Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп (так называемый триглифно-метопный фриз). Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.
Акротерион (др. -греч. τό ἀκρωτήριον — верх, фронтон) — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.
В Древней Греции акротерионы обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм Афины на острове Эгина, храм Немезиды в Аттике). В эпоху Возрождения акротерионы стали более разнообразными и находят всевозможное применение как угольные украшения.
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени – в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий, в отличие от лопатки, базу и капитель. В плане чаще всего прямоугольный, однако в литературе пилястрами часто называются выступы как полукруглой формы (полуколонны), так и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, являясь как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).
Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Лопа́тка (ли́зена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий, в отличие от пилястры, базы и капители.
Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены)
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине V века до н. э. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колокообразоной капителью, покрытой стилизованными листями аканта.
Целла, (лат. cella). Первоначально маленькая (позднее и большая) комната для съестных припасов в римских жилых домах; также внутренняя часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище.
дорический и ионический ордер – Художественное приключение человечества
Структура древнегреческого храма следовала различным типам или стилям, называемым ордерами* , потому что они повторялись в каждой детали с некоторым каноническим порядком. Одним из них является дорический порядок , предпочитаемый материковыми греками, другим был ионический порядок , предпочитаемый греками Азии. Позже появился третий стиль, Corinthian 9.0004 ордена , который отличался от ионического только формой капителя колонны. Все основные национальные здания Греции были построены в первых двух порядках: храмы Олимпии, Дельф, Афин, Коринфа, Сицилии и Южной Италии были дорическими, в то время как великие греческие святилища Азии, такие как храмы Эфеса, Сард, Самоса, Милет и Галикарнас были ионийцами.
Основная структура дорического ордена, выделенная в храме Геры II или храме Посейдона в Пестуме.Давайте сначала опишем Дорический ордер* . В таком порядке здание стоит на основании, называемом стилобат* , на которое можно подняться через ступенчатую площадку ( крепидома* ), которая иногда дополнялась пандусом из-за количества и размера ступеней, остальные ступени крепидомы называются стереобата* . Над стилобатом находились колонны портика, эти колонны не имели ни оснований, ни цоколей* и их ребристых 9Валы 0003* имели 16 или 20 вертикальных канавок, прорезанных на острой кромке. Эти канавки на валу заканчивались в верхней части колонны серией пазов, образующих так называемую горловину* , на которую опирается капитель. Форма дорической капители была очень характерна: простая выпуклая лепнина, называемая эхинус* , похожая на подушку. Форма эхина со временем менялась: сначала приплюснутая, потом изящно приподнятая. Колонна также была толще и ниже в самых старых храмах и со временем стала более тонкой и с большим количеством канавок.
Колонны поддерживали горизонтальную полосу, называемую антаблемент* , образованную первой горизонтальной перемычкой без отделки, которая проходила над колоннами и образовывала гладкую область, называемую архитравом* . Поверху архитрава шла полоса, называемая фриз* , разделенная на квадраты, украшенные через промежутки вертикальными бороздками, называемыми триглифами* . Остальные площади были раскрашены или украшены скульптурами и назывались 9.0003 метопы* . Эта чередующаяся структура триглифов и метоп на фризе — одна из характеристик дорического ордера. Над фризом был карниз* , который защищал нижние части здания от дождя.
Многие акротерии греческих храмов представляли собой сфинкса* . Сфинкс Наксоса (ок. 550 г. до н.э.) стоял на 10-метровой колонне в святилище Дельф (Дельфийский музей).Храм был перекрыт деревянными балками, которые, в свою очередь, были покрыты изразцами, эти изразцы изначально были сделаны из глины, но позже были вырезаны из мрамора. В двух главных фасадах храма двускатная крыша обрамляла треугольную зону, называемую фронтон* обычно украшенный скульптурами. Наклон фронтонов со временем менялся, и три его угла были украшены несколькими кусками резного мрамора или керамики, называемыми акротерион* . Первоначально акротерии представляли собой простые геометрические фигуры, но позже представляли собой женские фигурки, грифонов или маленьких крылатых побед.
Первоначально дорические храмы должны были быть построены из кирпича (стены) и дерева (верхние части). Свет проникал внутрь храмов исключительно через дверь, поэтому в греческом храме было полутемное целла (или внутренняя палата храма) полна подношений по обету, а на заднем плане стояла статуя божества. Преданные редко имели доступ к святилищам. Церемонии, жертвоприношения и обряды общественного поклонения проводились снаружи, кроме алтаря, расположенного перед дверью.
Храм всегда был полихромным, как снаружи, так и внутри. Первоначально кирпичные стены были покрыты тонким слоем штукатурки, но с V века до н.э. их строили в основном из мрамора. Шейка капителей была окрашена в красный цвет. Архитрав почти всегда был бесцветным, триглифы всегда были синими, а их канавки окрашены в черный цвет, фон метоп также окрашивался комбинацией из пальметты* и лады, а также некоторые части карниза. Акротерий также был ярко окрашен, а фон фронтона окрашен в черный или красный цвет, чтобы подчеркнуть его скульптурное украшение. Внутри целлы , полихромное украшение было расположено в основном на фризе и потолке, чтобы скрыть деревянные балки.
Основная структура Ионического Ордена, выделенная в Храме Афины Ники на Афинском Акрополе.Второй архитектурный стиль, излюбленный азиатскими греками, называется Ионный порядок* . В этом порядке храм также стоял на постаменте или стилобате. Колонна больше не опиралась непосредственно на землю, а имела основание или постамент, образованный серией круглых молдингов. Основания ионической колонны были разнообразными. Иногда, как в Эфесском храме, ниже основания находился квадратный пьедестал, на котором покоилась вся колонна. Вал был цилиндрическим, а его канавки сходились вверху в безеле, а не острыми насечками, как в дорическом ордере. Эти канавки заканчивались наверху, образуя сферическую выпуклую область. Потом была столица. У этого была полоса ( астрагал* ), украшенный лепными украшениями в форме яйца и дротика* , и с каждой стороны у него было два спирально закрученных лепных украшения, называемых волютами* . Волюты были наиболее характерной частью ионической капители, как и эхины для дорического ордена. Эта капитель с волютами имеет восточное происхождение: ее в изобилии можно увидеть на многих ассирийских рельефах, ее можно найти на Кипре и в Финикии. Первоначально эти ионические капители имели простые завитки с несколькими витками спирали, как они появились в капителях восточного стиля.
Структура ионической капители, мраморная колонна из храма Артемиды в Сардисе (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).Ионический антаблемент в широком смысле похож на дорический антаблемент, хотя и отличается в нескольких аспектах. Во-первых, архитрав не гладкий, а разделен на три полосы простыми входящими молдингами. Фриз не имел геометрической сетки, разделенной на метопы и триглифы, а представлял собой зону, в которой свободно развивался скульптурный декор. Карниз не был таким выступающим, как в дорическом ордере, и характеризовался некоторыми яйцевидными формами и зубцами. Карниз был построен из камня и заканчивался лепниной со скульптурными пальметтами.
Сравнение дорического и ионического ордеров греческой архитектуры.Четкое разделение этих дорических и ионийских ордеров не может быть сделано в соответствии с подробными географическими зонами. Хотя изначально они были ограничены регионом своего происхождения, после греко-персидских войн ионический ордер был принят материковыми греками, а дорические храмы были обнаружены также в Азии. Иногда разные ордера объединялись в единое здание. В Пропилеях, монументальных воротах Афинского Акрополя, колонны внешних стен дорические, а внутренние колонны ионические. Парфенон, хотя и выполнен в дорическом стиле, имеет ионический фриз над колоннадой. Два ордена также были объединены в храме Аполлона в Фигалии.
________________________________
Акротерион: Архитектурный орнамент, размещенный на плоском основании, называемом акротер и установленный на вершине фронтона здания в классическом стиле. Его также можно разместить на внешних углах фронтона.
Наличник: Перемычка или балка, опирающаяся на капители колонн. Это архитектурный элемент классической архитектуры.
Астрагал: Формовочный профиль, состоящий из полукруглой поверхности, окруженной двумя плоскими плоскостями. Астрагал иногда называют миниатюрным тором. Это может быть архитектурный элемент, используемый наверху или в основании колонны, но также используемый в качестве обрамляющего устройства на мебели и деревянных изделиях.
Классические ордера: (также известные как архитектурные ордера). Происходя из древнегреческой и древнеримской цивилизаций, классические ордера – это стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, характерными профилями и деталями и легко узнаваем по типу используемой колонны. Три ордена архитектуры — дорический, ионический и коринфский — возникли в Греции. К ним римляне добавили на практике, если не по названию, тосканский, который они сделали проще, чем дорический, и композитный, который был более орнаментальным, чем коринфский.
Crepidoma: В классической греческой архитектуре обозначает платформу, на которой возводится весь храм или здание. Крепидома обычно имеет три уровня, образуя ступенчатую платформу. Уровни обычно постепенно уменьшаются в размере, образуя серию ступеней вдоль всех или некоторых сторон здания.
Дорический ордер: Один из трех ордеров древнегреческой, а затем римской архитектуры. Дорический стиль легче всего узнать по простым круглым капителям наверху колонн. Это был самый ранний и по своей сути самый простой из орденов, хотя и со сложными деталями антаблемента выше. Дорический фриз включал в себя две особенности, изначально уникальные для ордена: триглиф и guttae, или небольшие водоотталкивающие конусообразные выступы, использованные в архитраве, и те, и другие представляли собой элементы, напоминающие балки и удерживающие штифты деревянных конструкций, предшествовавших каменным дорическим храмам. .
Эхин: Одна из частей столбца с капитала . Эхин представляет собой круглый блок, который выпирает наружу в самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты , он опирается на шейку колонны .
Яйцо-и-дротик: Декоративное устройство, часто вырезаемое из дерева, камня или гипса в форме четверти круглой оволо (выпуклой формы), состоящее из объекта в форме яйца, чередующегося с элементом в форме стрелы, якоря или дротика. . Обогащение оволо ионической капители с помощью яйца и дротика встречается в древнегреческой архитектуре Эрехтейона в Афинах и использовалось также римлянами. Этот мотив также широко использовался в неоклассической архитектуре.
Ионический ордер: Один из трех классических ордеров классической архитектуры. Из трех канонических орденов ионический орден имеет самые узкие колонны. Для ионической капители характерно использование завитков. Ионические колонны обычно стоят на основании, отделяющем ствол колонны от стилобата или платформы; шапка обычно украшена астрагалом из яйца и дротика.
Метоп: В классической архитектуре прямоугольный архитектурный элемент, заполняющий пространство между двумя0003 триглифы на дорическом фризе . Метопы часто имели расписные или скульптурные украшения.
Шейка: Короткий, простой, вогнутый участок между капителью и стержнем классической дорической или тосканской колонны.
Пальметта: Мотив декоративно-прикладного искусства, который в своем наиболее характерном выражении напоминает веерообразные листья пальмы, отсюда и его название. Оно зародилось в древнем Египте с последующим развитием через искусство большей части Евразии. Он встречается в большинстве художественных средств, но особенно как архитектурный орнамент, вырезанный или раскрашенный, а также нарисованный на керамике. Очень часто это компонент оформления фриза или бордюра.
Сфинкс: Мифическое существо с головой человека и телом льва. В греческой традиции его изображали с головой человека, львиными бедрами, а иногда и с крыльями птицы. Он мифологизировался как предательский и безжалостный. Те, кто не мог ответить на его загадку, были съедены и убиты им. В отличие от греческого сфинкса, который был женщиной, египетский сфинкс обычно изображался мужчиной. Кроме того, египетский сфинкс считался доброжелательным, но обладающим свирепой силой. Изображения сфинксов обычно ассоциируются с архитектурными сооружениями, такими как королевские гробницы или религиозные храмы.
Стереобат: Относится к оставшимся ступеням платформы или крепидомы под стилобатом , на котором покоилась вся конструкция классического храма.
Стилобат: В классической греческой архитектуре стилобат — это верхняя ступень крепидомы , платформы, на которой размещены колоннады колонн храма. Пол храма.
Триглифы: Таблички с вертикальными каналами дорического фриза, перемежающиеся с метопы .
Антаблемент: Полная структура молдингов и полос, расположенных горизонтально над колоннами и опирающихся на капители в классической архитектуре.
Фронтон: Архитектурный элемент, типичный для классической архитектуры, состоящий из фронтона (или обычно треугольной части стены между краями пересекающихся скатов крыши), расположенный над горизонтальной конструкцией антаблемента и обычно поддерживаемый на 9 0003 столбца .
Цоколь: Основание (или платформа), на котором стоит колонна, пьедестал, статуя, памятник или сооружение. Цоколь обычно опирается непосредственно на землю или стилобат .
Вал: Средняя часть колонны, между основанием и капителью. В классической архитектуре вал колонны иногда сочленяется вертикальными полыми канавками, известными как каннелюры.
Завиток: Спиралевидный орнамент в виде завитка, составляющий основу ионического ордера, найденный в капители ионической колонны. Ионическая капитель обычно имеет четыре завитка.
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Греческие архитектурные ордера | Обзор истории искусства Западная традиция Часть 1
Архитектурный ордер описывает стиль здания. В классической архитектуре каждый ордер легко идентифицируется по пропорциям и профилям, а также по различным эстетическим деталям. Стиль используемого столбца служит полезным указателем самого стиля, поэтому определение порядка столбца, в свою очередь, определит порядок, используемый в структуре в целом. Классические ордера, описанные ярлыками дорического, ионического и коринфского, служат не просто описанием остатков древних зданий, но и показателем архитектурного и эстетического развития самой греческой архитектуры.
Дорический ордер
Дорический ордер
Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов, таких как дерево, к постоянные материалы, а именно камень. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов — вертикальных пластин с тремя делениями — и метоп — квадратных пространств для росписи или скульптурного украшения. Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.
Иктинос и Калликрат, Парфенон, 447–432 гг. до н. э., Афины
Дорический ордер возник на материковой части Греции в конце седьмого века до н. э. и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала пятого века. до н.э., хотя известные здания, построенные позже в классический период, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще использовали его. К 575 г. до н. э. орден может быть правильно идентифицирован, причем одними из самых ранних сохранившихся элементов являются метопные таблички из храма Аполлона в Термоне. Другие ранние, но фрагментарные примеры включают святилище Геры в Аргосе, обетные капители с острова Эгина, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Дорический ордер, возможно, находит свое наиболее полное выражение в Парфеноне, ок. 447-432 гг. до н.э., в Афинах, спроектированный Иктиносом и Калликратом.
Ионический ордер
Ионическая столица, северное крыльцо Эрехтейона, 421-407 гг. предполагает, что ионический ордер возник в Ионии, прибрежном районе центральной Анатолии (сегодня Турция), где располагалось несколько древнегреческих поселений. Завитки, орнаменты в виде завитков характеризуют ионическую капитель, а основание поддерживает колонну, в отличие от дорического ордера. Ионический ордер возник в Ионии в середине шестого века до нашей эры и был перенесен в материковую Грецию к пятому веку до нашей эры. Среди самых ранних примеров ионической капители – вотивная колонна с надписью из Наксоса, датируемая концом седьмого века до нашей эры.
Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный архитектором Ройкосом
c. 570-560 гг. до н.э., было первым из великих ионических зданий, хотя вскоре было разрушено землетрясением. Храм Артемиды в Эфесе шестого века до н. э., чудо древнего мира, также был построен по ионическому проекту. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона 447–432 гг. до н. э., в частности, на ионический фриз, окружающий целлу храма. Ионные колонны также используются в интерьере монументальных ворот Акрополя, известных как Пропилеи, ок. 437-432 гг. до н.э. Ионический порядок был повышен до внешнего порядка при строительстве Эрехтейона, ок. 421-405 гг. до н.э., на Афинском Акрополе, изображение ниже.
Северное крыльцо Эрехтейона, 421-407 гг. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины
Ионический ордер отличается изящными пропорциями, которые создают более стройный и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.
Греческий ордер
Коринфский ордер
Коринфская капитель
Коринфский ордер является одновременно последним и самым сложным ордером классической архитектуры. Этот ордер использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и породил, в свою очередь, композитный ордер. Как следует из названия, истоки ордена были связаны в древности с греческим городом-государством Коринфом, где, согласно архитектурному писателю Витрувию, скульптор Каллимах нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину (Vitr. 4.1. 9-10). С точки зрения археологии, самая ранняя известная коринфская столица происходит из храма Аполлона Эпикурия в Бассах и датируется ок. 427 г. до н.э.
Лист аканта
Определяющим элементом коринфского ордера является искусная резная капитель, в которой растительных элементов даже больше, чем в ионическом ордере. Стилизованные резные листья аканта растут вокруг капители, обычно заканчиваясь чуть ниже счетов. Римляне предпочитали коринфский ордер, возможно, из-за его тонких свойств. Орден используется во многих известных римских архитектурных памятниках, включая Храм Марса Ультора, Пантеон в Риме и Maison Carrée в Ниме.
Наследие греческого архитектурного канона
На протяжении тысячелетий канонические греческие архитектурные ордера оказывали влияние на архитекторов и их воображение. Хотя греческая архитектура сыграла ключевую роль в вдохновении римлян, ее наследие простирается далеко за пределы античности. Когда Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт посетили Грецию в период с 1748 по 1755 год и впоследствии опубликовали «Афинские древности и другие памятники Греции», 900:30 1762, в Лондоне происходила неоклассическая революция.
Захваченная размеренными рисунками и гравюрами Стюарта и Реветта, Европа вдруг потребовала греческих форм. Такие архитекторы, как Роберт Адам, возглавили неоклассическое движение, создав такие здания, как Кедлстон-холл, английский загородный дом в Кедлстоне, Дербишир.