Ломоносов китайский дворец официальный сайт: Китайский дворец / Государственный музей-заповедник “Петергоф”

Китайский дворец / Государственный музей-заповедник “Петергоф”

Дата постройки: конец 1750-х – 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса “Собственной дачи” императрицы Екатерины II. Определение “собственный” в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно “Монплезиру”, именовался “Голландским домиком”. Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название “Китайский дворец”, возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и “заморских” древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. “Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века”, – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

Ораниенбаум

Город Ломоносов в прошлом именовался Ораниенбаум. Впрочем, это название до сих пор активно используется и сохранилось за железнодорожной станцией и музеем-заповедником. Уютный пригород расположен на южном побережье Финского залива, в 40 километрах от Петербурга.

Чаще всего туристы посещают Ораниенбаум из-за роскошного дворцово-паркового ансамбля. Парадная резиденция Александра Меньшикова была построена как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.

Когда возводился?

Прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив.

Планы Меншикова были грандиозными: он лелеял мысль о том, чтобы его будущая резиденция конкурировала бы по роскоши убранства и богатству внутренней отделки с петровской резиденцией — Петергофом.

Что интересно?

Ораниенбаум — единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века.

Что посмотреть в Ломоносове?

Большой дворец

Еще его называют Меньшиковским, потому что именно он был построен в качестве загородной резиденции князя. Современники говорили, что этот дворец намного превосходит по роскоши Петергоф. Он имеет несколько вытянутую форму: от центрального здания с княжеской короной на фасаде тянутся два крыла, которые завершают павильоны. Отсюда в нижний сад ведет высокая лестница

Китайский дворец

Также удивляет своим богатым внутренним убранством. На стенах покоев размещены живописные панно, картины, вышивки и рисунки. Названия комнат говорят сами за себя: Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Китайский кабинет.

Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком — синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальная Горка является одним из самых красивых сооружений Ораниенбаума. Это памятник переходного периода — от изящного кокетливого рококо к раннему классицизму.

На высоте около 10 сажен (около 20 метров) находилась спусковая площадка, от которой шли 4 ската, один из них был прямой и три волнообразные, подъем на которых выполнялся за счет инерции. Катание выполнялось на специальных колясках, украшенных позолотой и выполненных в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей.

Катание проходило до 1801 года, но поскольку денег на содержание постройки выделялось недостаточно, сооружение постепенно разрушалось, а в середине XIX века и вовсе было разобрано.

Из всего огромного комплекса до наших дней сохранился лишь павильон. Его оформление восхищает своим изяществом и утонченностью.

Верхний парк

Значительную часть музея-заповедника Ораниенбаум занимает Верхний парк, который часто называют Северной Швейцарией. Территория делится рекой Каростой на две части: Петровский парк и «Собственную дачу».
Последний ансамбль состоит из павильонов «Катальная горка» и «Каменное зало», а также Китайского дворца.

В первом месте находился Потешный флот. Нижний пруд был своего рода увеселительным морем, по которому плавали гребные и парусные суда.

Официальный сайт

oranienbaum. org

Как добраться?

До Ораниенбаума можно добраться от Балтийского вокзала на электричке, которая отправляется несколько раз за день. Кроме того, от станции метро «Автово» отходят в этом же направлении маршрутные такси № 300, 424А и автобусы № 200. Время в пути занимает около часа. Найти подробную информацию можно в нашей статье Как добраться до Ораниенбаума?

Китайский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

1762-1768, архитектор А. Ринальди

Китайский дворец , расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, входит в состав «Частная дача», грандиозный дворцово-парковый ансамбль императрицы Екатерины II. Определение «частный» , в придворной терминологии, подразумевало, что то или иное здание, павильон или сад предназначались исключительно для имперских членов, и сюда могли быть приглашены только избранные люди. Так было и с Китайским дворцом и его окрестностями — личной резиденцией Екатерины II.

Построенный между 1762 и 1768 годами по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец имел всего один этаж и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдером был надстроен второй этаж, галерея сделана из стекла и расширена под вновь устроенным балконом, соединяющим два уступа с южной стороны. С востока и запада пристроены небольшие помещения – предбанники.

Давно дворец, похожий на «Монплезир» , назывался «Голландский дом» . Лишь в 1774 г. в Камер-Фурьевском журнале появилось название «Китайский дворец» , возникшее из-за немногочисленности интерьеров дворца, оформленных в духе китайской эстетики или с использованием оригинальных произведения китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, интерьеры дворца оформлены изысканно и удивительно шикарно. В средней части расположена анфилада парадных комнат: Кабинет с блестками, Матерчатая спальня, Зал муз, Голубая и Розовая гостиные, Большой и Малый Китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большая анфилада дополняется малыми анфиладами: в западной расположены жилые кварталы Екатерины II, а в восточной – покои великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся каркасов дверных проемов, филен или створок, каждый интерьер полностью самостоятелен.

Главной достопримечательностью Китайского дворца является кабинет с блестками, сохранивший аутентичную отделку 1760-х годов. Стены комнаты украшены двенадцатью панелями с блестками. Это полотна, расшитые блестками (бусинами молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На сверкающем фоне расположены сложные композиции, изображающие сказочных птиц, растения и порхающих бабочек. Панно заключены в рамки с позолоченной резьбой, имитирующей стволы деревьев, обвитые листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для внутренней отделки дворца приобретены первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Наиболее значительную часть художественной коллекции составляют плафоны, расписанные специально для Китайского дворца. Ни в одном другом сохранившемся русском дворце не было такой коллекции плафонов. Большинство из них были выполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и ваяния. Два крупных итальянских художника: Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью обширных интерьеров, таких как Зал Муз, Большой Китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и другие.

Паркет дворца общей площадью 722 квадратных метра уникален своей художественной ценностью. В его состав входят местных и “заморских” пород деревьев – красное и черное дерево, амарант, самшит, персидский орех, клен, береза ​​и дуб. В некоторых условиях встречается до пятнадцати различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, сложности набора узоров и мастерству исполнения паркет Китайского дворца не имеет себе равных в мире.

Китайский дворец воплощает в себе влияние моды и эстетические предпочтения XVIII века. Внутреннее убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками и мастерами исключительного мастерства и не имеет аналогов. Искусствовед Игорь Грабарь так отзывался о Китайском дворце: «Настоящее чудо из чудес восемнадцатого века».  

История Ораниенбаума | Пригороды и королевские резиденции

Ораниенбаум (Апельсиновое дерево) не так популярен среди туристов, как другие подобные дворцы, но, тем не менее, это прекрасное место для пикника или прогулки по тихим садам и сосновым лесам. Усадьба в Ораниенбауме, до сих пор широко известная под своим послевоенным названием Ломоносов, является старейшим из императорских дворцов Санкт-Петербурга. Князь Александр Меншиков, один из лучших друзей Петра Великого, начал строительство усадьбы и ее Большого дворца. Дворец является одним из самых роскошных образцов петровской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

В 1743 году, через несколько лет после смерти Меншикова, императрица Елизавета Петровна подарила имение своему племяннику, будущему Петру III, который сделал Ораниенбаум своей официальной летней резиденцией. Антонио Ринальди, архитектор итальянского происхождения, который также спроектировал Большой дворец в Гатчине и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, в 1758 году получил от Петра заказ на строительство скромного каменного дворца рядом с крепостью, который сохранился до наших дней.

После низложения Петра III Екатерина II сделала его одним из мест своего отдыха и поручила Ринальди построить в Верхнем парке небольшой Китайский дворец в стиле барокко снаружи и рококо внутри. К сожалению, Екатерина мало времени проводила в Ораниенбауме и со временем даже возненавидела его во время замужества с Петром, а к концу XVIII века поместье было превращено в Морское кадетское училище. Ораниенбаум снова стал императорской резиденцией при Александре I, сохраняя этот статус вплоть до русской революции 19 г.17. После прихода к власти большевиков Ораниенбаум сразу же был превращен в музей и открыт для посещения.

Хотя Ораниенбаум так и не был захвачен немцами, во время войны он подвергался бомбардировкам. Хотя Большой Меншиковский дворец сохранился нетронутым, его реставрация не стояла на повестке дня так остро, как более известные усадьбы в Петергофе и Царском Селе. Сегодня этот изящный небольшой парк почти полностью отреставрирован, что дает уникальное представление о жизни российской императорской семьи практически с момента основания самого Санкт-Петербурга. Дворцовый ансамбль входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Веб-сайт

peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum

Связанные объекты

Большой Меншиковский дворец

г. Ломоносов, Дворцовый пр. 1

избранное

/st-petersburg-ru/grand-menshikov-palace_9380v

Меншиков поручил архитекторам Джованни Мария Фонтана и Готфриду Шеделю построить свою резиденцию с 1710 по 1727 год. Центральная часть дворца соединена двумя галереями с двумя куполами Японского и Церковного павильонов. С видом на море, с двумя

подробнее

Избранное

Парк Ораниенбаум

г. Ломоносов, Дворцовый пр. 46

избранное

/st-petersburg-ru/oranienbaum-park_154211v

Этот парк – идеальное место для долгих прогулок в прекрасный солнечный день, потому что он не так популярен среди местных жителей или туристов. Некоторые части парковой зоны все еще могут произвести хорошее впечатление о тщательно спланированном озеленении, проведенном во времена правления Cat 9.0003

подробнее

Избранное

Дворец Петра III

Ломоносов, Верхний парк 2А

избранное

/st-petersburg-en/palace-of-peter-iii_154208v

Построенный между 1758 и 1762 годами Антонио Ринальди, небольшой дворец Петра III, вместе с близлежащими Почетными воротами, все, что осталось от Петерштадта, образцовой крепости, которую Петр III построил для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *