АРХИТЕКТУРНЫЙ СЛОВАРЬ | ПЕШКОМ ПО МОСКВЕ
Акант, также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.
Антаблемент (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абсида (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
Аркбутан («подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.
Архивольт («обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Видами архивольта также могут служить лепной архитрав и криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Архитрав или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется один из видов изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.
Аттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается скульптурами, рельефами или надписями.
База — основание, нижняя часть колонны, пилястры.
Балдахин (через итал. baldacchino, от лат. baldacinus — багдадский) — навес, шатер на четырех столбах. Под влиянием Востока в западноевропейском искусстве так же стали называть каменные навесы над статуями, кафедрами или алтарями.
Балкон (франц. balcon, итал. balcone, от лат. balcus — балка) — площадка с ограждением, выступающая от стены здания.
Балюстра (франц. balustre, от лат. balteus — пояс, перевязь) — боковая часть капители ионического ордера в форме горизонтально расположенного цилиндра, “свитка”, перетянутого посередине пояском и декорированного листьями аканта.
Балюстрада — ограждение балконов, лестниц, крыш, пандусов, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем.
Балясины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др. Элемент балюстрады.
Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.
Бегунец — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Ряд кирпичей ставится наклонно в виде зигзагообразной линии.
Бельведер (итал. belvedere, франц. bellevue — “красивый вид”, от лат. bellus — великолепный и videre — смотреть, осматривать) — постройка, расположенная на возвышении: дворец, беседка на холме, с которого открывается красивый вид. В ином значении — башня, надстройка, ротонда на кровле здания либо здание с галереей, лоджией наверху.
Бельэтаж (от франц. bel — красивый и e’tage — ярус, уровень) — второй снизу после цокольного этаж здания. Обычно более высокий, чем первый, в нем располагаются парадные анфилады комнат, отсюда название.
Брандмауэр (нем. Brandmauer, от brand — пожар и mauer — стена) — глухая противопожарная стена здания, выполняемая из несгораемых материалов и предназначенная для воспрепятствования распространению огня на здания или соседние части здания.
Венецианское окно — двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном. Другое название — бифорий. В XV — XVI вв. такой тип оконного проема часто использовали в архитектуре Венеции, отсюда и название.
Восьмерик — в русской архитектуре восьмигранное в плане сооружение или его часть. В деревянной архитектуре, а затем в каменном зодчестве сложился характерный тип здания: восьмерик на четверике. Нижняя часть представляет собой кубический объем (в деревянной архитектуре — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб “со скошенными углами”). Выше может быть расположен еще один или два восьмерика, увенчанных шатром или куполом.
Волюта (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.
Герма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом.
Гребень — вертикальное украшение расположенное вдоль конька кровли, делалось из резной доски, вставленной в паз на охлупне или закрепленной в прорезях сорок; на металлических кровлях выполнялась из листового железа или меди.
Гребешок — фигурные завитки, украшавшие верх стены и оконные наличники в архитектуре нарышкинского барокко.
Гризайль — (фр. grisaille от gris — серый) — вид декоративной живописи, выполненной оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого, часто применялся в росписях интерьера (стены, потолки и др. ) в стиле классицизма.
Дентикулы (от лат. denticulus — зубец), или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и играющих роль декора. Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и в её более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.
Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью.
Епанча — обрамление низа луковичных глав, пояс из резных, обычно пикообразных тесин, похожих на лемех.
Журавец — каркасная основа луковичных глав, состоящая из вертикальных, сбитых гвоздями или соединенных шпонками досок, наружные очертания которых определяют контуры криволинейной главки. Количество журавцов всегда чётное, так как нечётное количество при изготовлении главки нарушает её симметрию.
Закомара (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.
Зубец (мерлон) — выступ в верхней части крепостной стены, служащий для прикрытия защитников крепости от обстрела.
Ионики (также овы) — в архитектуре орнамент из яйцеобразных форм, обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры.
Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.
Изразцы — архитектурные керамические изделия в виде плит из обожженной глины которые сзади имеют выступ коробчатой формы — румпу, для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, с лицевой поверхности покрытые глазурью (майоликовые) или неглазурованные (терракотовые).
Канелюра, каннелюра (от фр. cannelure, ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть пилястры или колонны. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.
Карниз (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
Картуш в архитектуре и декоративном искусстве — мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись
Кессон (фр. caisson — ящик, от итал. casseta — кассета) — углубление прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.
Князевая слега – бревно, соединяющее вершины бревенчатых фронтонов (залобников).
Кокошник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.
Колонна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию.
Контрфорс — выступающая часть конструкций для погашения горизонтальных напряжений.
Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Кронштейн в архитектуре — поддерживающий элемент выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями).
Курдонёр (фр. cour d’honneur, нем. Ehrenhof — двор чести, почетный двор) — парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства оградой с воротами.
Лопатка (лизена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).
Лоджия — закрытый с трех сторон балкон.
Люкарна — оконный проем в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху; помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Мансарда — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей; иными словами, это этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью наклонной, ломаной или криволинейной крыши.
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик.
Меандр – греческий орнамент, который представляет собой бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые, иногда скошенные, углы.
Медальон (франц. medaillon, от итальянского medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др.
Модильон, модульон, модильона (ит. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модильон играет только декоративную роль.
Мутул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
Наличник (от лик, лицо) — обрамление оконного или дверного проема.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) — главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды с перекрытием . Неф обычно делится вдоль на три части двумя рядами колонн на главный и два меньших боковых нефа.
Нервюра — ребро, которое выступает из каркасного крестового готического свода.
Обелиск (греч. obeliskos, от obelos — вертел, клин, клинок) — монумент в виде сужающегося кверху каменного столба.
Охлупень (др.-рус. охлупь, от хлупь — хвост птицы) — в деревянной архитектуре славян бревно, которое укладывали вдоль гребня кровли и которым прижимали сверху конёк. Другое название — шелом. В упрощенной конструкции кровли охлупень, или шелом, отсутствует и его конструктивную функцию выполняет конёк.
Пальметта (фр. palmette) — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.
Пилястра (также пилястр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий, в отличие от лопатки, базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Пинакль — в романской и готической архитектуре декоративная копьевидная башенка, часто увеличиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрофорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.
Поребрик — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу). Использовался древнерусскими архитекторами, в частности, был популярен в Великом Новгороде и Пскове.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Прясло — в русской оборонительной архитектуре участок крепостной стены между двумя башнями. В храмовой архитектуре прясла — вертикальные части фасада, разделённые лопатками или пилястрами.
Ризалит (итал. risalita — выступ) — часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту.
“Роза” (нем. Rose) — в средневековой архитектуре Западной Европы романского и готического периодов — большое круглое окно в центре западного фасада храма. Узор каменных переплетов и цветные стекла витражей придают окну сходство с каменным цветком.
Розетка (франц. rosette — маленькая роза) — декоративный мотив в виде геометризованного изображения цветка.
Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — тип круглого в плане здания. Ротонды обычно перекрывают куполом. Круглое здание без несущих стен, состоящее только из колоннады и перекрытия, называют моноптером. Полуциркульная пристройка — полуротонда.
Руст, Рустовка (лат. rusticus — простой, грубый, сельский) — прием обработки фасада здания в виде больших грубо отесанных квадров в “сельском стиле”. В архитектуре часто руст имитируется кирпичом и штукатуркой. Рустовкой подчеркивают углы и нижний, цокольный этаж, что придает постройке тектоничность. “Дощатым”, или французским (ленточным), рустом называют обработку фасада глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Обработка выступающих камней в форме правильных четырехгранных пирамид называется алмазным или бриллиантовым рустом, по-итальянски — диаманти (итал. diamanti — алмазный, бриллиантовый).
Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере.
Сорока — деревянный брусок с утолщением в верхней части, связывающий охлупень и князевую слегу. При помощи сорок зажимали кровельный тёс на верху кровли.
Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата. В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий. В наши дни стилобаты популярны в использовании при строительстве высотных зданий, так называемых «свечей».
Тосканский ордер (по названию центральной области Италии — Тосканы; см. ордер) — италийский (древнеримский) вариант греческого дорического ордера. Капитель тосканского ордера аналогична дорической, а база состоит только из плинта и торуса.
Термальное (диоклетианово) окно — мотив палладианской архитектуры. Большое полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. В XVII — XVIII вв. их считали происходящими из архитектуры древнеримских терм Диоклетиана, отсюда название. В архитектуре русского классицизма, где их называли итальянскими.
Терраса (франц. terrasse, от лат. terracea — земляной вал) — горизонтальная площадка, уступ на склоне холма. Галерея, примыкающая к основному зданию, иногда на аркадах, с балюстрадой.
Тимпан (греч. tympanon — бубен, кожа, натянутая на обруч) — внутреннее поле фронтона, плоскость, ограниченная с трех сторон гейсонами (карнизами). Тимпаном также называют полуциркульное поле лучкового фронтона, люнета.
Тяга (др.-рус. тяго, ср.-греч. teino), узкий горизонтальный выступ на стене здания, пояс, в отличие от карниза, имеет исключительно тектоническое значение.
Урбанизм (от лат. urbanus — городской) — градостроительство, приверженность идеям мегаполиса (“большого города”).
Урна (лат. urna — емкость) — у древних этрусков — сосуд для хранения праха умерших. Позднее, в архитектуре — декоративный элемент в форме вазы с крышкой и двумя ручками.
Усадьба (от садить, устраивать) — в русской архитектуре комплекс зданий, в который входит жилой дом, хозяйственные постройки, “огород” (сад) и иногда церковь.
Фасад (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Фиал — декоративное завершение бельведера, фронтона, контрофорса, шипца или шпиля.
Филёнка (от нем. Füllung— начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Флюгер — декоративная пластинка, сплошная или прорезная с прямолинейными или фигурными краями, укрепленная на шпиле или коньке крыши и вращающаяся на вертикальной оси по направлению ветра.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Цоколь (итал. zoccolo — башмак на деревянной подошве), нижняя, обычно несколько выступающая часть здания, лежащая непосредственно на фундаменте. Кроме того — подножие колонны, статуи. Цоколь обрабатывается рустом, профилями, что подчеркивает его тектоническое значение. Нижний этаж здания, отделанный рустом, также называют цокольным.
Циркумференция — низкий корпус с дугообразным планом, примыкающий к главному дому усадебного или дворцового комплекса.
Четверик — в русской архитектуре квадратный в плане сруб или каменная кладка.
Шатер — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.
Ширинка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение.
Шпиль — узкое вертикальное завершение с граненым либо круглым сечением, постепенно уменьшающимся от основания, увенчанное флагом, скульптурным или резным изображением.
Щипец — верхняя часть главным образом торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двухскатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания.
Эдикула — в римской античности — маленький храм, молельня в виде ниши, предназначенной для установки культовой статуи.
Эклектика, также эклектизм (греч. «избранный, отборный»; от греч. «выбирать, отбирать, избирать»;) — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.
Эркер (нем. Erker — выступ) — закрытый балкон, многогранный или полукруглый выступ с окнами на стене здания.
Ярус (др.-сканд. jardhus — подземный ход, подвал, убежище) — уровень, элемент вертикальной архитектурной композиции (в отличие от этажа горизонтальной композиции). Ярусы уменьшаются кверху и представляют собой так называемую ярусную (ступенчатую) композицию.
краткий | Путешествие по Брянску
Алтарь – в православной церкви восточная часть внутреннего помещения отделенная от остальной части храма алтарной преградой – иконостасом.
Ампир – архитектурный стиль первой трети Х!Х века. Характеризуется строгой монументальностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.
Ансамбль – согласованность и единство в расположении группы зданий, в характере их архитектуры, в связи с архитектурным или природным окружением.
Антаблемент – см. ордера архитектурные.
Античный – относящийся к древнегреческому или древнеримскому общественному строю, искусству, литературе и архитектуре.
Антресоль – полуэтаж, расположенный в пределах основного этажа.
Анфилада – ряд помещений, дворов, смежных архитектурно-организованных пространств, соединенных проемами дверей, расположенных на одной оси.
Апсида – полукруглый или граненый выступ в восточной части храма (помещение алтаря).
Арка – криволинейное перекрытие пролета, проема.
Аттик – вытянутая по горизонтали невысокая стенка над венчающим карнизом.
Балюстрада – ажурное ограждение балконов, лестниц, крыш в виде перил на балясинах – невысоких фигурных столбиках.
Барабан – венчающая часть здания, несущая купол или граненый сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму; световой барабан имеет оконные проемы.
Барельеф – низкий, неглубокий рельеф.
Барокко – стиль в европейском искусстве с конца XVI века по середину XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское – стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века -характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское – с начала XVII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля – слава Русского государства, гордость за деяния русского народа – определили его прогрессивный характер: проявился в создании крупных градостроительных ансамблей и зданий. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.
Бельведер – вышка, надстройка (обычно круглой формы) над зданием или отдельная постройка на возвышенном месте для осмотра красивых видов.
Веранда – пристройка к дому, с крышей на колоннах или столбах.
Возрождение – ренессанс – период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV-XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства.
Восьмерик – восьмигранный, обычно световой барабан, расположенный поверх «четверика» – «куба» нижней части церкви, башни в русской архитектуре.
Готический стиль – художественный стиль, господствовавший в искусстве стран Западной Европы в ХП—XIV веках, стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.
Гульбище – галерея, площадка, охватывающая здание с нескольких сторон.
Декор – элементы украшения зданий: росписи, скульптура, мозаика, резьба, литье – изобразительные мотивы и орнамент.
Дивконник – ниша в южной часто алтаря для хранения одежды священника.
Жертвенник – примыкающее с севера косновному алтарному объему помещение, в котором совершается начало литургии.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания, обычно соответствующее форме внутреннего свода.
Замок– камень клинчатой формы, замыкающий вершину арки.
Зубчики – непрерывный ряд небольших параллелепипедов, украшающих карниз здания.
Иконостас – алтарная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная несколькими рядами икон.
Интерьер – внутреннее пространство здания или сооружения.
Капитель – головная часть колонны, пилястры или столба.
Карниз – выступающее профилированное венчание стены или части здания, предназначенное для защиты стены здания от дождя.
Киматий – профилированный поясок, к основным типам относятся вогнутый и плоский – дорический, более нарядный ионический (яйцевидной), богатоорнаментированный лесбийский (в форме сердечек).
Классицизм – господствовавший в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древней Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения – мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.
Кокошник – декоративное завершение стен, сводов, барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с заостренным верхом.
Колонна – архитектурно-обработанный, круглый в сечении столб. Классическая колонна обычно имеет внизу базу и завершается капителью, ее ствол кверху утончается, придавая колонне упругую, напряженную форму, подчеркивая ее несущую роль. Колонна трехчетвертная – колонна, соединенная со стеной и выступающая из нее на три четверти своего диаметра.
Композиция – художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса.
/йшатшЗ–профилированный поясок. К основным типам относятся вогнутый и плоский дорический, более нарядный ионический (яйцевидный), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек).
Креповка, раскреповка – небольшой выступ стены, карниза для выделения участка стены по отношению ко всей стене.
Кронштейн – подпора, выпущенная из стены для поддержании выступающей части (карниза, балкона, скульптуры).
Купол – свод, форма которого образована вращением дуги окружности, эллипса или иной вокруг вертикальной оси. Купол сферический – полушар.
Лобовая доска – украшенная полоса, продолжающая карниз боковых фасадов на главном, отделяющая рубленную из бревен стену от
дощатого фронтона.
Люкарна – световой проем в наклонном или сводчатом перекрытии, имеющий вертикальную лицевую плоскость.
Мезонин – жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.
Модульон – кронштейн в форме завитка с листком, поддерживающий выносную плиту карниза.
Навершие – верхушка какого-либо сооружения – арки, балюстрады, колонны, забора, столба, ворот и др. Для изготовления наверший в основе используются геометрические фигуры, растительные и животные мотивы.
Наличник– обрамление оконного проема или ниши.
Опасение (опасань) – закрытая галерея вокруг деревянного храма (юго-западные районы России, Украина).
Ордера архитектурные – определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение – база, а верхнюю – капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие – антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю – архитрав (каменную балку), среднюю – фриз (архитектурно-обработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю – карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей, тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-54 гг.
Орнамент – ритмически построенный узор на основе геометрических, растительных или живописных мотивов.
Очелье – верхняя украшенная часть наличника окна.
Падуга – криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону.
Пандус – полого наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Паперть – или притвор, вход в храм в виде закрытого помещения или открытой галереи, площадки.
Парапет – невысокая стенка – ограждение крыш, лестниц, террас, набережных.
Парус – конструктивный элемент при переходе от четырехгранного объема к цилиндрическому. Имеет вид сферического треугольника, обращенного острием вниз.
Пилястр, пилястра – плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в виде архитектурного ордера.
План – условное изображение в масштабе здания или местности – вид сверху.
Подзор – декоративный резной карниз вдоль свесов крыши, наличников и т. п.
Подклет – нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.
Подташек – это навес над скамьей – защита от солнца и дождя: небольшая крыша. Главным элементом декора подташека были кронштейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов домов подташеки, а они были раньше почти у каждого дома, придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов.
Полица – в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.
Поребрик – орнаментальная кирпичная кладка с расположением кирпичей под углом к наружной поверхности стены.
Портик – галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.
Придел – дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию храма.
Прируб – бревенчатая постройка (пристройка), прирубленная к уже существующему зданию.
Притвор – см. паперть.
Причелина – причельная доска, закрывающая наклонные ребра крыши на торцевом фасаде.
Пропорции – пропорциональность – определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым – важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.
Прясло – участок стены между пилястрами или башнями.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
Сандрик– небольшой карниз над окном или дверью, иногда опирается на два кронштейна.
Свод – перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность.
Софит – обращенная вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку.
Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) бревен.
Трапезная – в русской архитектуре обширная невысокая пристройка к западной части церкви.
Триглифы – элементы дорического фриза, имеющие вид квадрата или прямоугольника с короткими вертикальными желобками.
Филенка – часть поля стены, пилястры, двери, обведенная рамкой, гладкая или декоративная.
Фронтон – верхнее завершение стены здания в виде треугольника или сегмента, замкнутое со всех сторон карнизом. Завершение обрамлений проемов дверей и окон.
Хоры – верхняя открытая галерея внутри зала, храма.
Цоколь – подножие здания, нижняя, слегка выступающая часть стены.
Четверик – см. восьмерик.
Чинш – оброк деньгами или продуктами, платившийся с земли или дома.
Шатер – покрытие в виде высокой граненой пирамиды.
Шея – глухой цилиндрический или граненый барабан, не имеющий световых проемов, служит основанием для завершающей церковь главы.
Ширинка – прямоугольная или многоугольная впадина в стене, окаймленная декоративной рамкой.
Щипец – верх фасадной стены здания в форме угла или более сложного очертания, ограниченного двумя скатами крыши.
Что такое фиксация? |Типы креплений|Типы креплений – преимущества, недостатки
от Civil Lead
Содержание
Что такое крепление в строительстве?Крепление — это метод строительства, используемый для стабилизации конструкции здания против боковых сил. Повышает способность строительных конструкций выдерживать боковые нагрузки от ветра и землетрясений.
Раскосы необходимы в сейсмостойких зданиях , чтобы они стояли. В рамной конструкции балки и колонны несут вертикальные нагрузки, а связи — горизонтальные.
Для чего нужна распорка?Основной целью крепления является обеспечение устойчивости конструкции и предотвращение обрушения конструкции из-за землетрясения или ветра или воздействия движущейся нагрузки, такой как кран.
Обеспечивает безопасность здания. Основная функция раскосов заключается в передаче горизонтальных усилий от рамы к фундамент здания.
Типы системы связей- Горизонтальные связи
- Вертикальные связи
Система горизонтальных связей включает раскосы на каждом этаже в горизонтальной плоскости предлагает траектории нагрузки для передачи боковых сил к вертикальным плоскостям связей.
Обязательно на каждом уровне этажа . Тем не менее, система пола может обеспечить достаточную устойчивость, но крыши могут потребовать крепления.
Эта система связей предназначена для передачи боковых нагрузок от колонн по периметру конструкции на вертикальные плоскости связей.
Давление сил ветра на облицовку конструкции создает горизонтальные силы на колоннах на краю.
Горизонтальные связи имеют два основных типа, которые регулярно практикуются для многоэтажных стальных конструкций:
- Диафрагмы и
- Дискретные треугольные связи.
Диафрагмы
Существуют различные системы перекрытий, и некоторые из них обеспечивают отличные горизонтальные диафрагмы, такие как композитные полы. Для сравнения, сборные железобетонные плиты требуют точных мер, чтобы удовлетворительно служить своей цели.
Например, стальные конструкции и сборная железобетонная плита должны соединяться правильно, чтобы избежать относительных перемещений.
Дискретная треугольная связь
Применяется, если невозможно использовать системы перекрытий в качестве горизонтальной системы связей. Он состоит из треугольных стальных распорок, расположенных в каждом ортогональном направлении.
Горизонтальные распорки располагаются между опорами, которые обычно представляют собой вертикальные распорки. Что касается крепления на уровне крыши, используется ветровая балка, чтобы противостоять горизонтальным силам на вершине колонн.
Система вертикальных связейСистема вертикальных связей используется в вертикальной плоскости посередине линий колонн, что обеспечивает траекторию нагрузки для перемещения боковых нагрузок на уровень земли.
Эта система обеспечивает поперечную устойчивость за счет передачи горизонтальных нагрузок на фундамент и препятствует общему раскачиванию конструкции. Вертикальные связи располагаются между линиями двух колонн.
В каркасных зданиях для сопротивления кручению вокруг вертикальной оси и для крепления в обоих направлениях в плане требуется минимум три вертикальных плоскости крепления.
Типы крепленияВ зависимости от формы крепления можно классифицировать следующим образом.
- Singal Diagonals
- Крестообразная или X-образная связь
- K-связка
- V-образная связь
- Шевронная связь
- Эксцентриковая связь
В этом креплении триангуляция или ферма создаются путем размещения диагональных структурных компонентов в прямоугольных областях структурного каркаса для стабилизации конструкции. Он должен быть достаточно устойчивым к растяжению, а также к сжатию, если используется одинарная связь.
Планируется выдерживать как сжатие, так и растяжение. Расположение диагональных связей показано на изображении ниже.
Одинарная диагональная распоркаКомпоненты крепления обычно располагаются под углом около 45°, потому что они представляют собой более эффективную систему, чем другие. Они обеспечивают компактное и прочное соединение между элементом жесткости и стыком балки-колонны.
Если угол наклона элемента жесткости меньше 45° от вертикали, может увеличиться чувствительность конструкции к раскачиванию. Напротив, более широкая конфигурация элементов жесткости обеспечивает более значительную устойчивость конструкции.
Крестовина или Х-образная распоркаКрестообразные или Х-образные распорки используют два диагональных компонента, пересекающихся друг с другом, и должны выдерживать только растяжение. В зависимости от направления нагрузки одиночный раскос действует для быстрого противодействия боковым силам. В результате стальные тросы также могут быть предусмотрены для поперечных связей.
Поперечная распоркаПоперечная распорка на внешнем фасаде здания может нарушить положение и функцию проемов (дверных и оконных), что приведет к более значительному изгибу пола лучей .
Брекеты легкие и противостоят только силам растяжения, которые не будут сопротивляться силам сжатия. Таким образом, натяжные элементы обеспечивают необходимую поперечную устойчивость, а балки перекрытия функционируют как часть системы связей.
K РаспоркиЭти распорки крепятся к колоннам на средней высоте. Рама с этими раскосами более гибкая и имеет отверстия на внешней поверхности, что приводит к меньшему изгибу балки пола .
K РаскосыОбычно в сейсмических районах использование k раскосов не допускается, потому что в случае прогиба на сжатие существует вероятность разрушения колонны.
V-образная распоркаЭта распорка состоит из двух диагональных компонентов, идущих вниз от двух верхних углов горизонтальной части и соединяющихся в центре на нижнем горизонтальном компоненте, образуя V-образную форму.
V-образная связь и перевернутая V-образная связьПеревернутая V-образная связь, также называемая шевронная распорка состоит из двух компонентов, которые встречаются в центре верхнего горизонтального элемента.
Эксцентриковая связьЭта связь обычно применяется в сейсмических регионах и сравнима с V-образной связью. Тем не менее, компоненты раскоса не встречаются в средней точке, между ними имеется зазор в верхнем соединении.
Эксцентриковый раскосКомпоненты раскоса соединяются в отдельных точках на горизонтальных балках. «Соединение» между элементами жесткости помогает поглощать энергию, поступающую от сейсмической активности, посредством пластической деформации. Для крепления рамы также могут быть использованы эксцентриковые одинарные диагонали.
Распорка для каркаса многоэтажного зданияМногоэтажные здания, подверженные воздействию горизонтальных сил, таких как ветер или землетрясение, имеют проблемное и крайне неопределенное поведение конструкции. Существует три общепризнанных соединения между балкой и колонной:
- Простое или гибкое,
- Полужесткое и
- Жесткое соединение
эта цель.
Если соединения достаточно жесткие, так что угол между ними не меняется, конструкция в целом сможет противостоять боковым силам. Как правило, наиболее распространенным способом укрепления зданий низкой и средней высоты является использование
- Внешних связей
- Стены сдвига
- Момент сопротивления соединения между балками и колоннами.
При использовании поперечных раскосов жесткость соединений не требуется. Однако такое крепление возможно только в том случае, если в панели нет отверстий типа оконных и дверных.
На изображении ниже показаны различные варианты крепления и положения проема, обозначенные пунктирными линиями.
Диагональная распорка, показанная на рисунке, может допускать большие проемы, но эффективна только в том случае, если направление горизонтальной нагрузки не меняется.
Предположим, что направление горизонтальной нагрузки изменяется из-за изменения направления ветра. Можно использовать раскосы, показанные на рисунке.
Такая распорка образует ряд вертикальных ферм, но не является предпочтительной, поскольку ограничивает проем.
Распорка K, показанная на рисунке, может оказаться выгодной, если необходимо разместить только небольшие отверстия.
Распорка, показанная на рисунке, допускает большие отверстия. Тем не менее, большие отверстия могут быть обеспечены с помощью коленной распорки, показанной на изображении.
Эти раскосы вызывают недопустимое вмешательство, поэтому для создания фермы Виренделя необходимо использовать устойчивые к моменту соединения (жесткие соединения).
Изгиб, снабженный какой-либо формой крепления, называется коленом с раскосами.
Преимущества Распорки- Распорки помогают при модернизации и усилении существующей конструкции.
- Система раскосов существенно влияет на ограничение относительного поперечного смещения пола к полу.
- Система распорок помогает значительно уменьшить смещение между этажами.
- Распорка помогает лучше противостоять ветру и сейсмической силе.
- Гибкость конструкции позволяет достичь требуемой прочности и жесткости.
- Значительным преимуществом использования раскосов является снижение бокового смещения. В этом случае концентрическая (X) связь работает лучше, чем эксцентрическая (V).
- Прост в установке, занимает меньше места и экономичен.
- Высотные перепады в сейсмическом районе.
- Имеет ограниченную длину пролета 40 футов при усилении.
- Требуются квалифицированные рабочие для строительства каркасной конструкции.
Также читайте
Разница между конструкцией подшипника нагрузки и структурой в кадре
Что такое колонка? Типы колонн, армирование, процедура проектирования
Балка с уклоном – Фундамент из профиля с уклоном, процесс строительства, преимущества и недостатки
Разница между предварительным натяжением и последующим натяжением 90 061
9 Различные типы крепления, используемые в строительстве (жилом и коммерческом)
- Флипборд
Задумывались ли вы когда-нибудь:
как здания выдерживают и противостоят силам времени и погоды? Что ж, у нас есть для вас ответ, и он бодрит!В конструкции есть много скрытых частей, которые придают ей прочность и целостность, и без них она рухнет. Система связей является второстепенной, но важной частью любой конструкции, от зданий до мостов. Системы крепления включают в себя деревянные или стальные компоненты, которые помогают равномерно распределять нагрузки и повышают безопасность конструкции.
Для мостов система связей служит для стабилизации главных балок во время строительства, способствует распределению эффектов нагрузки и обеспечивает фиксацию сжатых поясов или поясов, где в противном случае они могли бы свободно изгибаться в поперечном направлении.
В то время как традиционный каркас в домах может выдержать вес крыши и верхних этажей, он не способен противостоять боковым нагрузкам, вызванным ветром, землетрясениями или другими силами. Требования к креплению установлены Международным жилищным кодексом и включены в большинство законов о строительных нормах. Это необходимая часть строительства любой конструкции, и существует много разных типов.
Существует два основных типа конструкций, требующих крепления: мосты и здания. Между этими двумя типами различаются. В каждой из этих двух категорий могут использоваться спроектированные или предписываемые распорки, в зависимости от строительных норм и правил. Инженерные связи – это система, разработанная инженером-строителем на основе потребностей конкретного проекта.
Предписывающее крепление — это система, выбранная на основе опыта строителя или застройщика, она менее сложна и более гибка, чем спроектированные системы. Как правило, инженерная система требуется в районах с высоким уровнем сейсмической активности или для конструкций, которые будут подвергаться воздействию ветра со скоростью более 110 миль в час.
Кроме того, можно использовать временные или постоянные связи: при временных связях используются металлические опоры, тросы, деревянные рамы или предварительно спроектированные компоненты связей, чтобы сохранить устойчивость конструкции во время строительства. Эти элементы удаляются после установки постоянной распорки.
Основная цель временной системы крепления — обеспечить безопасность рабочих и населения во время строительства. Постоянные распорки могут быть установлены в любой момент во время строительства и предназначены для обеспечения безопасности жильцов и населения в течение всего срока службы здания.
Связано с: Довоенные здания и современное строительство в Нью-Йорке | Типы строительных гвоздей | Типы зданий и классификации конструкций | Типы бетономешалок | Что такое конструкция из досок и обрешетки?
Здания: Жилые
В конструкции большинства жилых зданий используется дерево, поэтому также используются деревянные раскосы. В некоторых более крупных и более промышленных или корпоративных зданиях используется сталь, и в этом случае распорки также должны быть из стали. Даже для вашего дома жизненно важно проконсультироваться с инженерами, чтобы убедиться, что вы выбираете правильный тип крепления и соответствуете строительным нормам / конструктивным требованиям.
При проектировании систем крепления высота здания может влиять на его устойчивость. Здания в восемь этажей или меньше можно считать устойчивыми с хорошо спроектированными стальными конструкциями. Более высокие здания требуют бетонных или стальных каркасов для обеспечения устойчивости.
Все чаще приходится решать архитектурные проблемы и визуальные эффекты, и ведущие архитекторы участвуют в разработке эстетически привлекательных систем крепления.
1. Горизонтальная распорка
Горизонтальное, то есть движение из стороны в сторону, идет в тандеме с вертикальным креплением. Связи на каждом этаже (в горизонтальных плоскостях) обеспечивают траектории нагрузки для передачи горизонтальных усилий на плоскости вертикальных связей. Горизонтальные распорки необходимы на каждом уровне пола, однако сама система пола может обеспечить достаточное сопротивление. Крыши могут потребовать крепления.
2. Вертикальная распорка
Вертикальная, то есть идущая сверху вниз, представляет собой другую половину системы распорок с горизонтальными распорками. Связи между линиями колонн (в вертикальных плоскостях) обеспечивают пути передачи нагрузки для передачи горизонтальных усилий на уровень земли. Каркасным зданиям требуется как минимум три плоскости вертикальных связей, чтобы скрепить оба направления в плане и противостоять скручиванию по вертикальной оси.
3. Жесткая пенопластовая распорка
Теперь для многих жилых зданий все, что нужно, это жесткая пенопластовая распорка; один из самых популярных способов крепления наружных стен. Используя эту систему, стойки каркаса покрыты листами пенопластовой изоляции толщиной не менее 1 дюйма и шириной 4 фута. Жесткий пенопласт не только укрепляет конструкцию, но и одновременно изолирует здание!
Особенно для зданий в северной части мира это настоящее преимущество. Это также может помочь заблокировать передачу звука через стены! Распорки из пенопласта можно использовать только в одно- или двухэтажных зданиях, и это довольно трудоемко.
4. Структурная обшивка
В структурной обшивке вместо балок в качестве опоры используются листы. Они полагаются на листы OSB или фанеры для обеспечения боковой поддержки каркасной системы. Эти листы дерева прибиваются к обычным элементам каркаса и покрываются гидроизоляционными материалами, а также наружным сайдингом или отделкой.
Доски относительно прочные и гибкие для крепления, что идеально. Их можно устанавливать в любом направлении, а размеры обычно не регламентируются. Для дополнительной прочности и изоляции можно использовать панели из конструкционного древесноволокнистого картона.
5. Обшивка гипсокартоном
Плиты гипсокартона раньше назывались гипсокартоном, поэтому этот метод также часто называют гипсокартоном. Это популярный метод крепления домов изнутри. Вместо традиционного гипсокартона толщиной 3/8 дюйма используется более толстый лист толщиной 1/2 дюйма для обеспечения структурной поддержки и поперечной прочности.
Основное отличие заключается в том, что вместо крепления на внешней стороне здания гипсокартон устанавливается на внутренней стороне каркаса. Затем эти листы обрабатываются и окрашиваются, чтобы обеспечить нормальный внешний вид стены. Эта система устраняет необходимость во внешней обшивке и может помочь снизить стоимость проекта.
Здания: Коммерческие
В большинстве коммерческих зданий больших размеров используются металл и бетон, и в зависимости от высоты здания используется один из следующих методов крепления. Возможно, вы слышали о феномене раскачивания некоторых небоскребов на ветру. В дополнение к вертикальной силе тяжести небоскребам также приходится иметь дело с горизонтальной силой ветра.
Большинство небоскребов могут легко двигаться на несколько футов в любом направлении, как качающееся дерево, не нарушая своей структурной целостности. Чтобы эти здания не сильно раскачивались, инженерам приходится прокладывать особо прочные ядра в центре здания.
В Эмпайр Стейт Билдинг, Крайслер Билдинг и других небоскребах той эпохи пространство вокруг центральных лифтовых шахт укреплено прочной стальной фермой, скрепленной диагональными балками. В большинстве современных зданий в центр здания встроено одно или несколько бетонных сердечников. В некоторых зданиях уже используются усовершенствованные ветрозащитные заслонки.
Центр Citicorp в Нью-Йорке, например, использует настроенный массовый демпфер . В этой сложной системе масляно-гидравлические системы толкают 400-тонный бетонный груз вперед и назад по одному из верхних этажей, перемещая вес всего здания из стороны в сторону.
Итак, на данный момент, с высотами, которых мы достигли в строительстве, есть более продвинутые технологии, чем просто системы крепления, чтобы обеспечить их безопасность и комфорт для людей внутри. Тем не менее, крепление остается основным принципом строительства. Вот основные типы связей, используемых со стальными балками:
1. Одинарные диагонали
Фермы, или треугольники, образуются путем вставки диагональных конструктивных элементов в прямоугольные области конструктивного каркаса, помогая стабилизировать раму. Если используется одиночный бандаж, он должен быть достаточно устойчивым к растяжению и сжатию. Это один из самых простых методов фиксации, но он может быть столь же сильным, если все сделано правильно.
2. Поперечные раскосы
Когда два диагональных элемента пересекают друг друга, это называется поперечными раскосами или Х-образными раскосами. Эти скобы должны быть устойчивыми к натяжению, при этом каждая скоба сопротивляется горизонтальным силам. Для такого крепления можно использовать стальные тросы. Необходимо следить за тем, чтобы внешние поперечные связи не противоречили размещению и назначению окон.
Поперечные распорки также могут в некоторых случаях изгибать балки перекрытий. Однако на внешней стороне здания это также может мешать расположению и функционированию оконного проема.
Некоторые небоскребы, спроектированные инженером Фазлуром Ханом, такие как Центр Джона Хэнкока 1969 года, имеют характерный X-образный внешний вид, обеспечивающий как более высокую производительность высоких конструкций, так и возможность открыть внутреннюю планировку этажа (и полезную площадь пола), если желает архитектор.
3. К-образные связи
Как правило, К-образные связи соединяются с колоннами на средней высоте и, таким образом, более гибки для работы вокруг окон и обычно приводят к уменьшению изгиба балок перекрытий. Тем не менее, К-образные распорки потенциально могут привести к разрушению колонны в случае изгиба сжимающей распорки и, таким образом, могут не поощряться в сейсмоопасных регионах.
4. V-образные раскосы
В стиле V-образных раскосов два диагональных элемента образуют V-образную рамку, простирающуюся вниз от двух верхних углов горизонтального элемента и соединяются в центре нижнего горизонтального элемента. Когда буква V перевернута, также известная как шевронная распорка, два элемента в форме буквы V встречаются в центре верхнего горизонтального элемента.
Обе системы могут значительно снизить способность к продольному изгибу расчалки на сжатие, так что она будет меньше, чем предел текучести расчалки на растяжение. Это может означать, что, когда раскосы достигают своей несущей способности, нагрузка вместо этого должна сопротивляться изгибу горизонтального элемента.
Мы часто не задумываемся о том, как строятся и поддерживаются здания в повседневной жизни. Однако это действительно основа нашего общества и того, как мы живем. Иметь прочные здания, способные выдержать испытание стихией и временем, жизненно важно.
За кулисами возводится много людей, от инженеров до архитекторов и строителей. Для простых хижин на протяжении всей истории было бы достаточно больших деревянных балок, сложенных друг на друга, или камней, чтобы создать структуру, в которой можно было жить. Наши стандарты со временем повысились, и мы также изобрели системы, которые делают наши здания намного более экономичными с изоляция.
На данный момент здание Бурдж-Халифа в Дубае является самым высоким в мире, его общая высота составляет 829 метров. При строительстве Бурдж-Халифа было использовано 330 000 м 3 (431 600 кубических ярдов) бетона и 55 000 тонн (61 000 коротких тонн; 54 000 длинных тонн) стальной арматуры, а строительство заняло 22 миллиона человеко-часов.