Крепость петра и павла: режим работы 2023 и стоимость билетов, как добраться

Содержание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: описание, история, архитектурный стиль

Один из символов Санкт-Петербурга –Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго,самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Он сразу задумывался не только как культовое сооружение, но и наблюдательный пункт, память славным победам русского воинства,усыпальница императоров и членов их семьи.

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

При императрице Елизавете удалось только возвратить иконостас на прежнее место и восстановить кровлю. Сложную конструкцию «с переломами» упростили до обычной двускатной.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

На курантах добавили минутную стрелку, корильон убрали, а бой курантов настроили на две мелодии: «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Петропавловский Собор в XX веке

После революции 1917 года за исполнение «царских» мелодий куранты обстреливали восставшие, а в 1919 году культовое здание закрыли. Часть сокровищ оказалась разграбленной. С введением музейного статуса оставшиеся ценности передали в Эрмитаж.

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола, 1944 г.

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

  1. При закладке собора в крепость будто бы прилетел орел и остался жить. Якобы сам император с руки кормил гордую птицу, считая ее доброй приметой успешных начинаний.
  2. Императрицу Екатерину II и ее убитого супруга Петра III их наследник Павел захоронил одновременно. Для этого провели вскрытие могилы его отца, траурную церемонию по переносу гроба и посмертное сокоронование. Из единой даты 18 декабря 1796 года на обоих надгробиях кажется, что пара будто бы правила долго и счастливо и умерла в один день.
  3. Много сплетен было о вскрытии захоронений императоров в советское время. В действительности в 1939 году извлекли прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля, супруги младшего сына Александра II и передали на историческую родину по просьбе царственных родственников. Прах императоров не беспокоили. Это подтверждено исследованиями мраморных плит у надгробий.
  4. После установки рубиновых звезд на башни московского Кремля, возникла аналогичная идея и в отношении Петропавловского собора. Планам помешала война.

петропавловский собор в Санкт‑ПетербургеСанкт‑Петербург

Петропавловская крепость – Путь Петра Великого

Комплекс памятников Петропавловской крепости включает:

  1. Собор апп. Петра и Павла (Петропавловский)
  2. Петровские ворота
  3. Комендантское кладбище
  4. Кронверк Петропавловской крепости
  5. Ботный дом
  6. Памятник Петру I

Историческое ядро северной столицы – Петропавловская крепость.

Её первоначальное название – крепость Санкт-Петербург – дало название городу, а день закладки фортеции в 1703 г. – 16 (27) мая – празднуется как день рождения города.

Первоначальные планы крепости, занимающей всю территорию Заячьего острова, были составлены саксонским и французским инженерами В.А.Кирштейном и Ж..-Г.Гереном. Укрепление строилось с учетом новейших достижений европейской фортификации, по способу начертания бастионных фронтов, разработанному в XVII в. выдающимся французским военным инженером С. де Вобаном. Первым был заложен Государев бастион. Земляные валы крепости высотой до 7 м насыпались на ряжевых срубах, заполненных камнями. К сентябрю были завершены куртины, в октябре 1703 года на стенах установлено 300 пушек. В 1705 г. приступили к возведению земляных валов кронверка – предкрепостного сооружения, которое состояло из бастиона и двух полубастионов, образующих фигуру короны (отсюда название). С севера территорию кронверка окаймляет Кронверкский канал.

Его реконструкция в 1725 г. проходила под наблюдением инженера Абрама Петровича Ганнибала – прадеда А.С.Пушкина. В настоящее время остатки Кронверка находятся на территории Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Перестройка деревоземляных укреплений в кирпичной кладке была начата 30 мая (по ст. стилю) 1706 года, в день рождения Петра I. Бастионы назывались именами сподвижников Названия бастионов были первоначально даны по именам петровских сподвижников –: А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, Н.М.Зотова, Ю.Ю.Трубецкого, К.А.Нарышкина.С 1706 г. строительными работами руководил Доменико Трезини. По его проекту в крепости сооружены Петровские ворота (1708, перестраивались в 1716–1717). В чертах лица апостола Петра многофигурного рельефа «Низвержение Симона волхва» (скульптор К.Оснер), размещенного в тимпане аттика ворот, угадывается портретное сходство с Петром. Над аркой в 1720 г. помещена массивная фигура государственного двуглавого орла (мастер Ф.

П.Вассу).

Первая деревянная церковь апп. Петра и Павла была заложена территории крепости 29 июня (по ст. стилю) 1703 г., на именины Петра. 30 мая (по ст. стилю) 1712 г., в день рождения царя, по проекту Д.Трезини было начато строительство каменного храма, затянувшееся более чем на 20 лет. Композиционное решение и декоративное оформление здание навеяны образцами северо-германской и итальянской архитектуры. У входа в трехнефную базилику высится колокольня, увенчанная остроконечным шпилем с крестом и фигурой летящего ангела. В 1720 г. на колокольне установили выписанные из Голландии часы с 35 колоколами «игрального механизма». В 1722-1727 гг. московские мастера под руководством И.П. Зарудного вырезали из дерева и золотили барочный иконостас, установленный в 1729 г. 29 июня (10 июля) 1733 г. архиепископ Феофан (Прокопович) освятил собор.

Еще недостроенный собор использовался для погребения детей Петра: Екатерины (†1708), Натальи (†1715), Маргариты (†1715), Павла (†1717). Под колокольней похоронена принцесса Шарлотта-Христина-София (†1715), жена царевича Алексея Петровича, рядом нашло упокоение тело самого царевича, скончавшегося в 1718 г. В 1723 г. также под колокольней была похоронена царевна Мария Алексеевна, единокровная сестра Петра I. В 1725 г. внутри собора была сооружена деревянная усыпальница, в котором сохранялся до окончательного погребения в мае 1731 г. гроб с телом первого российского императора. Императрица Екатерина I скончалась 6 (17) мая 1727 г. и через десять дней прощания с ее телом гроб был доставлен в Петропавловский собор, где находился рядом с гробом императора до погребения 29 мая (9 июня) 1731 г.

Императрица Анна Иоанновна похоронена в соборе 23 декабря 1740 г. (3 января 1741 г.), а императрица Елизавета Петровна погребена в рядом со своими родителями 3 (14) февраля 1762 г., на сороковой день после кончины. В 1865–1867 г. все старые надгробия в соборе были заменены новыми однотипными беломраморными саркофагами по проекту архитектора А. А.Пуаро. В 1998 г. в Екатерининском приделе собора произошло захоронение праха последнего императора Николая II и членов его семьи. С перезахоронением в 2006 г. императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, в соборе оказались похоронены все российские монархи, правившие с 1741 по 1917 г.

В 1896–1908 гг. к собору была пристроена Великокняжеская усыпальница (арх. Д.И.Гримм, А.И.Томишко, Н.Л.Бенуа).

Начало погребениям на Комендантском кладбище, расположенном у восточного фасада Петропавловского собора, было положено в 1720 г. похоронами сподвижника Петра Романа Вилимовича Брюса, проходившими в присутствии Петра I. Из тридцати двух комендантов Петропавловской крепости там похоронены девятнадцать, из них в петровское время – полковник М.О. Чемезов (†1723) и бригадир Я.Х.Бахмиотов (†1725). Сохранилась чугунная надгробная плита Р.В.Брюса, на могилах Чемезова и Бахмиотова установлены новые мраморные плиты. Последнее захоронение на Комендантском кладбище относится к 1914 г. , когда на нем упокоился прах генерал-адъютанта В.Н.Данилова, ставшего комендантом крепости в 1913 г.

Завершение перестройки крепости в камне происходило в 1731–1740 гг. по проектам и под руководством фельдмаршала Б.Х. Миниха. Высота ее кирпичных эскарпов достигала 11,5 м, толщина стен (с внутренними помещениями) — 20–21 м. Облицовка бастионов и куртин со стороны Невы гранитом происходила в 1779–1786 годах. Остальные стены сохраняют открытую кирпичную кладку, гладко затёртую и окрашиваемую в розовый цвет.

С начала XVIII в. крепость превратилась в политическую тюрьму. Там же с 1718 г. находилась Тайная канцелярия. Узники крепости, первым из которых был царевич Алексей Петрович, содержались в казематах Трубецкого бастиона и других помещениях крепости.

В северной части Соборной площади крепости находится Ботный домик (1762–1765, арх. А.Ф.Вист) – небольшой каменный оштукатуренный павильон с двумя портиками и высокой фигурной кровлей. Он предназначен для хранения ботика Петра Великого, «Дедушки русского флота», который помещался там с 1765 по 1928 г. (в настоящее время экспонируется в Центральном военно-морском музее Петербурга.

Бронзовая скульптура Петра I работы современного скульптура М.М. Шемякина, установлена поблизости от Петропавловского собора в июне 1991 г. Скульптура является современной интерпретацией знаменитой «Восковой персоны», выполненной в 1925 г. скульптором Б.К. Растрелли на основе прижизненной и посмертной восковых масок, снятых с лица Петра. Шемякинский Петр принципиально неоднозначен – его фигура имеет подчеркнуто гротесковый характер, с нарушением естественных пропорций тела и конечностей.

С первых лет существования Петропавловской крепости она была центром различных городских празднеств и торжеств. Первый артиллерийский салют с ее стен был дан 14 (25) мая 1704 г. Пушечная пальба с крепости отмечала дни «викторий», рождения, именин и бракосочетаний членов императорской фамилии. С крепостью связано и проведение традиционного петербургского праздника — вскрытия Невы ото льда, впервые упоминаемого в 1719 г.

С 1920-х гг. ряд объектов крепости был открыт как музей; с 1954 — это основная часть Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Ленинграда). Петропавловский собор периодически используется для богослужений.

 

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, Россия

В отличие от Эрмитажа или Мариинского театра, Петропавловская крепость не в меньшей степени является достопримечательностью Санкт-Петербурга.

Первое сооружение, построенное в Санкт-Петербурге и, таким образом, на родине города, так и не выполнило своей оборонительной функции. Вместо этого у него была богатая, чрезвычайно разнообразная, а иногда и зловещая история военной базы, дома правительственных ведомств, могилы российской императорской семьи, места новаторских научных экспериментов и неприступной тюрьмы, в которой содержались некоторые из российских заключенных. наиболее известные политические заключенные.

Сегодня Петропавловская крепость большей частью находится под эгидой Санкт-Петербургского исторического музея, где работает ряд постоянных и временных выставок, посвященных различным аспектам прошлого комплекса. В то время как центральная достопримечательность для посетителей, несомненно, Ss. Петропавловский собор, одно из самых ярких зданий Санкт-Петербурга, в стенах крепости есть чем заняться детям и взрослым хотя бы на целый день. Петропавловская крепость также является центром ряда петербургских городских традиций, среди которых ежедневная стрельба из пушек с Нарышкина бастиона в полдень и «моржи», которые используют пляж перед крепостью, чтобы позагорать и зимой купаться в прорубях. Летом пляж является популярным местом для пикников, а также используется для проведения различных мероприятий, фестивалей и концертов, в том числе авторитетного ежегодного фестиваля Petrojazz.

  • Вид с воздуха на Заячий остров и Петропавловскую крепость.

  • Посетители на пристани Петропавловской крепости

  • Раннее весеннее солнце в Петропавловской крепости

  • Еще один способ осмотреть Петропавловскую крепость

  • Зрители на концерте карильона напротив собора

  • Великолепный интерьер Петропавловского собора

900 40
Адрес: Заячий остров
Метро: Горьковская, Спортивная
Режим работы: 9003 7 Территория крепости открыта с 6:00 до 22:00. Все выставки открыты ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. Вторник, с 10:00 до 17:00. Последний вход в 16:00.
Телефон: +7 (812) 230-6431
Сайт: http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/peterpaul_fortress/
Приемная: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница: 350.00 руб. Другие экспонаты не доступны для инвалидных колясок (лестницы, бордюры, булыжные тротуары)

Выставки и музеи в Петропавловской крепости

Петропавловская крепость является центральным объектом Государственного музея истории Санкт-Петербурга, в котором в нескольких частях крепости проходят выставки, посвященные различным аспектам истории комплекса и жизни города в целом. .

Подробнее  

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, Россия

Какова история Петропавловской крепости?

  • Романов Россия: Петр Великий основал крепость, чтобы защитить свою будущую столицу от нападения шведов. В нем располагались 6 грозных бастионов, военная база, политическая тюрьма, собор и российская казна
  • Революция: Гарнизон крепости поддержал революцию и сдался большевикам. Там содержались царские чиновники, члены семьи Романовых и Временное правительство
  • Советская Россия и не только: В течение следующих нескольких десятилетий крепость была превращена в музей и использовалась как исследовательский центр. После распада СССР в соборе
  • перезахоронили последнюю царскую семью.

Романов Россия

Фото Великокняжеской усыпальницы, ок. 1915 г., фото неизвестного автора

Петр I задумал крепость для защиты своей будущей столицы от нападения шведов. Он выбрал Заячий остров из-за его расположения, удачно расположенного в самой широкой части Невы.

Знаете ли вы? Название «Заячий» происходит от русского слова «заяц». Ищите маленькую статуэтку кролика во рву крепости — если вы бросите деньги на ее платформу, вам повезет!

Крепость поистине неприступная, со стенами высотой 12 м и толщиной 20 м и шестью бастионами, названными в честь Петра и его верных помощников. Несмотря на все это, Петропавловская крепость никогда не подвергалась прямому нападению.

Знаете ли вы? Несмотря на то, что крепость ни разу не подверглась нападению противника, она находится под угрозой катастрофических наводнений, обрушившихся на низменные болота. Под аркой Невских ворот отмечены самые высокие уровни воды с 1700-х годов до наших дней.

Первая церковь Санкт-Петербурга была построена внутри крепости всего через месяц после основания города и перестроена Доминико Трезини в Петропавловский собор в великолепном стиле барокко. Собор служил усыпальницей династии Романовых, и здесь были захоронены останки всех российских императоров, кроме двух.

Знаете ли вы? Петропавловский собор и по сей день остается самым высоким православным храмом в мире. Его высота 122,5 м, увенчанный позолоченным шпилем, он виден со всего города и является неотъемлемой частью горизонта Санкт-Петербурга.

В царские времена в Петропавловской крепости находилась главная политическая тюрьма Российской империи — грозный Трубецкий бастион. Среди заключенных были родной сын Петра Великого царевич Алексей, великий писатель Федор Достоевский и брат Ленина Александр Ульянов.


Революция

Несмотря на то, что крепость являлась символом имперской власти, гарнизон крепости поддержал большевиков и помог им при штурме Зимнего дворца. Во время Красного террора и Гражданской войны в крепостных стенах были заточены и расстреляны члены императорской семьи, Временного правительства и многие другие.


Советская Россия и не только

При Советах Петропавловской крепости больше не было. В 1924 году Трубецкой бастион и собор были превращены в музеи, а через 30 лет крепость была передана Музею истории Ленинграда. В 1998 году тела царя Николая II и его семьи были окончательно перезахоронены в Петропавловском соборе вместе с другими могилами Романовых. Однако с 2000 года службы в соборе продолжаются.

Знаете ли вы? В крепости располагалась первая советская научно-исследовательская лаборатория, занимавшаяся разработкой ракетных двигателей, ставших прототипами для советской космической программы. Кратеры на Луне названы в честь сотрудников лаборатории ракетных исследований!


Что можно увидеть сегодня в Петропавловской крепости?

  • Трубецкий бастион: Исследуйте камеры главной политтюрьмы царской России, среди заключенных есть Троцкий, Достоевский и брат Ленина 
  • Петропавловский собор: Первый храм Санкт-Петербурга и самый высокий православный храм в мире. Посетите императорские гробницы и поднимитесь на колокольню, чтобы полюбоваться великолепным видом
  • Невская панорама: Прогулка по куртине крепости открывает великолепный вид на главные достопримечательности Санкт-Петербурга и возможность увидеть Полуденную пушку
  • Музей космонавтики и ракетной техники: Находится в первой советской научно-исследовательской лаборатории, смотрите космическое оборудование и советские кадры из космоса, а также узнавайте о разработке советских ракет
  • Праздники: Примите участие в одном из праздников, проводимых в крепости, таких как Масленица, Масленица и День города 27 мая

Трубецкий бастион

Посетители могут осмотреть Трубецкий бастион, воссозданный точно таким, каким он был в царские времена. Помимо осмотра тюрьмы и камер, вы сможете просмотреть фотографии и архивные материалы заключенных, томившихся в этом сыром и темном месте.


Собор Петра и Павла

Фото Людмилы Кот из Pixabay

Посетив собор, вы познакомитесь с теми, кто творил историю России. Императорские могилы от Петра Великого до Александра III находятся в главном храме, а останки Николая II и его семьи покоятся в примыкающей Екатерининской часовне. Также есть небольшая выставка, подробно рассказывающая об истории семьи Романовых. Великолепный интерьер демонстрирует былую имперскую роскошь; центральным элементом, несомненно, является позолоченный иконостас. На колокольню можно подняться с экскурсией, чтобы полюбоваться непревзойденным видом на город.


Невская панорама

Фото mobinovyc с сайта Pixabay

Посетители могут прогуляться по куртинам крепости. С этой смотровой площадки открывается прекрасный вид на Неву, Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и Исаакиевский собор.

Знаете ли вы? Из Невской панорамы можно наблюдать стрельбу Полуденной пушки, продолжающуюся с 1730-х гг. Это позволяло людям синхронизировать свои часы и отмечало начало и конец рабочего дня. 902:07 Летом по субботам церемония смены караула сопровождает Полуденную пушку.


Музей космонавтики и ракетной техники

Фото Владимира Макеева, фотобанк Лори

Расположенный в бывшей лаборатории ракетных исследований, всем, кто интересуется советско-американской космической гонкой, стоит посетить. Посетители могут увидеть ракетные двигатели, оборудование космических кораблей и советские кадры из космоса, а также узнать об испытаниях и пусках советских ракет.

Экскурсии в Петропавловскую крепость

Откройте для себя Петропавловскую крепость на одной из наших экскурсий. Мы тщательно разрабатываем наши экскурсии и тщательно подбираем наших гидов, чтобы ваш визит был увлекательным и беззаботным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *