Красивый кирпич: Красивый кирпич – Магазин строительных материалов Склад Кирпича

Содержание

Строительный и облицовочный кирпич | Строительные материалы и технологии

Несмотря на свое древнее происхождение, кирпич широко применяется в наши дни, успешно конкурируя с другими стеновыми материалами. У кирпича длинный список достоинств: по экологичности он занимает второе место после древесины; кирпичные стены имеют большую тепловую инерцию; кирпич не горюч, не подвержен гниению.

Происхождение

Кирпич по технологии изготовления и используемым в его производстве материалам подразделяется на керамический и силикатный, а по назначению — на строительный и облицовочный (фасадный).

  • © Wienerberger AG

  • © POROTON

  • © Wienerberger AG

  • © Wienerberger AG

  • © «Фирма «Кирилл»

  • © «Фирма «Кирилл»

Керамический кирпич делают из глины и обжигают в течение 8–15 часов при температуре 900–1150°С с последующим медленным охлаждением (для предотвращения растрескивания).

Особыми свойствами среди обжиговых керамических материалов выделяется клинкерный кирпич. Способ его изготовления повторяет технологические стадии производства обычного кирпича, но обжиг протекает при более высокой температуре, что гарантирует его прочность, долговечность, стойкость к истиранию, а также химическому воздействию. Этот «букет» достоинств позволяет использовать клинкер не только для оформления фасадов, но и для мощения тротуаров, дорожек и площадок.

Силикатный кирпич изготавливают сухим прессованием смеси песка и извести с последующим воздействием паром при температуре 170–200°С и давлении 8–12 ат. Добавляя в смесь щелочестойкие пигменты, получают цветной кирпич насыщенного тона — от светло-желтого до глубокого черного. Благодаря улучшению эстетических свойств он подходит не только для строительства, но и для облицовки. Максимальная температура для сооружений из силикатного кирпича — 550°C.

Облицовочный кирпич изготавливают по технологии производства искусственного камня, воздействуя высоким давлением на водную смесь песка или измельченного известняка-ракушечника с цементом и красителем. На специальной установке для формования смесь подвергают сжатию под давлением 600–900 ат, после чего изделие выдерживают 3–7 суток на складе для его естественного высыхания.

Существует и другой способ производства облицовочного искусственного камня-кирпича, при котором обходятся без прессования раствора. Смесь заливают в специальные формы, утрамбовывают в течение некоторого времени на вибрирующей платформе, после чего она выстаивается в теплом месте до полного застывания. Пластичные формы из полиуретановой резины или силикона легко отделяются от изделий с любым рельефом.

Цементно-песчаный облицовочный материал — самый экономичный из всех видов продукции из кирпича. В основном он выпускается в виде легкого тонкостенного кирпича, для которого не требуется возводить специальный фундамент. Цементно-песчаный кирпич применяется для облицовки не только наружных, но и внутренних стен дома.

Структура и назначение

В домостроении используют пустотелый и полнотелый кирпич. Первый бывает двух видов: с «макроскопическими» пустотами и поризованный (теплоизоляционный), называемый также «теплой керамикой». Строительный кирпич, служащий для возведения прочных капитальных стен и перегородок, проявляет себя также как универсальный материал, препятствующий оттоку тепла из дома и поглощающий звук.

Полнотелый кирпич применяют в нагруженных конструкциях зданий: несущих стенах, цокольных этажах, опорных колоннах. Прочность у него высока, а вес достаточно ощутим (более 4 кг). Поэтому для конструкций, где нет больших нагрузок, целесообразнее использовать кирпич с пустотами, который весит почти вдвое меньше.

Декоративный облицовочный кирпич почти всегда пустотелый. Он улучшает теплоизоляционные характеристики здания, не сильно увеличивая нагрузку на фундамент. Лицевой кирпич подходит как для строительства новых, так и для реставрации или облагораживания внешнего вида уже существующих зданий.

Чтобы соответствовать ГОСТу по энергосбережению, толщина стены из обычного кирпича должна составлять 0,8–1,5 м, а это неприемлемо ни с инженерной, ни с экономической точки зрения. Теплоизоляционный кирпич те же характеристики обеспечивает при гораздо меньшей толщине. Один из его вариантов — пустотелый кирпич. Он легче и лучше сберегает тепло за счет воздуха, находящегося в пустотах, которые могут достигать 45% объема самого изделия.

Наиболее высокие теплоизоляционные показатели — у крупноформатного поризованного кирпича, являющегося одновременно и пустотелым, и поризованным. При изготовлении в него добавляют специальные компоненты, которые при обжиге выгорают, оставляя поры, распределенные по всей массе, что уменьшает ее теплопроводность. А за счет воздушных пустот он приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства.

Значительное уменьшение плотности при сохранении прочности позволяет увеличить размеры блока до такой степени, что одна из его сторон становится равной толщине будущей стены (обычно это 51 см). Крупноформатность блоков и пазовые соединения в вертикальных швах (без применения раствора) увеличивают скорость ведения кладки в 2–2,5 раза и сокращают расход раствора. За таким кирпичом из-за габаритов и внешнего вида закрепилось название «камень строительный поризованный».

Параметры

Основные технические характеристики кирпича — габариты, степень пустотности, плотность, прочность, морозостойкость, теплопроводность и водопоглощение.

У обычного, рядового кирпича плотность до 1900 кг/м³, у пустотелого — до 1500 кг/м³. У поризованного за счет микропор она еще меньше. Чем ниже этот параметр, тем, как правило, лучше теплоизоляционные свойства.

Керамический кирпич, размеры которого соотносят с нормальным форматом (НФ) стандартного кирпича (250х120х65 мм), выпускают одинарным (1НФ), полуторным (1,4НФ), двойным (2,1НФ) и нестандартным. Поризованные керамические камни могут иметь формат от 2,1НФ (250х120х140 мм) до 14,5НФ (510х253х219 мм).

Важная характеристика кирпича — морозостойкость. Это способность материала, насыщенного водой, выдерживать многократное попеременное замораживание (при –20°С) и оттаивание (при комнатной температуре) без значительных повреждений и ухудшений свойств.

По ГОСТ 530-2012 лицевой кирпич должен иметь морозостойкость не менее F50 (50 циклов), и чем выше данный показатель, тем спокойнее обителям кирпичного дома. Для российских условий морозостойкость кирпича выбирается в пределах 50–75 циклов замораживания-размораживания.

Другая важная характеристика кирпича — прочность, т.е. способность материала противостоять разрушению под воздействием внешних сил. По прочности при сжатии и кручении кирпич подразделяется на марки, которые устанавливаются по значениям предельной нагрузки на 1 см2 и обозначаются как буква «М» с цифрой. Кирпичи М75 и М100 годятся для стен 3-этажного дома, М125 — для кладки стен многоэтажных зданий, М150 и прочнее — для укладки в землю (фундамент, цоколь), а из кирпичей М200 и М300 можно строить фундаменты для высоток.

Теплопроводность — свойство материала передавать тепло при наличии разности температур снаружи и внутри конструкции. Чем ниже теплопроводность, тем больше тепла сохраняется в доме. Эта характеристика зависит от природы и строения материала, пористости, влажности, а также от температуры, при которой происходит передача тепла.

Водопоглощение кирпича характеризуется количеством влаги, которое он способен впитать. У клинкерного кирпича данный параметр составляет 6–8% его массы, у облицовочного — до 14%, а у кирпича, изготовленного по безобжиговой технологии с применением гашеной извести, — более 14%. Поэтому прессованный кирпич не рекомендуется применять в помещениях с повышенной влажностью, а также для строительства фундаментов и цоколей.

Кирпич — это красиво

Кирпич — строительный материал, который нет необходимости скрывать от взоров или приукрашивать. В XIX веке был введен в обиход термин «рациональный стиль», узаконивший эстетику неоштукатуренных кирпичных стен архитектурных сооружений. С тех пор этот стиль активно развивался и сейчас продолжает вбирать в себя достижения современных технологий, помогающих умножать разнообразие цветов, фактур и композиционных решений.

Стена, «разлинованная» кладочными швами, лишена монотонности и воспринимается более живой формой. При этом характер кладки задает ритм всей стеновой плоскости.

Размеры строительного кирпича соотносятся друг с другом по модульному принципу: ширина («тычок») дважды укладывается в длине («ложке») с учетом шва, заполненного связующим раствором. Кладка ведется по определенной системе, называемой перевязкой. Вертикальные швы в соседних рядах устраивают со смещением, чтобы они не совпадали. Проложенный ряд может быть тычковым, ложковым или смешанным. При ложковой перевязке кирпичи перекрывают друг друга на половину своей длины.

Перевязка может быть однорядной или многорядной. В первом случае ложковые и тычковые ряды в кладке сменяют друг друга. В многорядной перевязке несколько ложковых рядов перевязаны одним тычковым. Форма и углубленность поверхности шва формируют на стене меняющийся в течение дня теневой рисунок, влияющий на визуальное восприятие дома. Однако швы не следует делать углубленными там, где есть опасность повышенного увлажнения.

Еще одним важным композиционным средством рационального стиля выступает цвет кирпича: бежевый, теплый терракотовый, холодный серо-синий и т.д. — всех вариантов и не перечесть. К тому же стена может быть и неоднотонной: производятся сорта кирпича со специально предусмотренным в каждой партии разбросом оттенков внутри цветовой группы. Появляется еще одна степень свободы в создании индивидуального облика дома.

В ассортименте стенового кирпича обязательно присутствуют так называемые фасонные детали, которые, хоть и являются модульными элементами кладки, отличаются разнообразием форм и размеров. Они позволяют выполнять закругления углов, выразительно завершать карнизы или оградные столбы, оформлять стыки плоскостей, выкладывать арки и декоративные элементы. А если понадобятся художественные детали для применения «по месту», то их несложно изготовить скульптурным способом — ведь кирпич легко поддается обработке.

Важную роль в эстетическом восприятии дома играет фактура кирпича. Она может быть гладкой, шероховатой, рельефной, как у грубо обработанного камня, или искусствено состаренной. Выразительность кирпичной стены или ограды повышают также с помощью вставок-фрагментов из иных материалов — металлических литых или кованых орнаментов, естественного или искусственного камня, бетонных деталей и т.п. Такие вкрапления, напоминающие панно, вносят дополнительные элементы художественности в пространство архитектуры.

Комментарии специалистов

  • Александр Мишин

Александр Мишин, менеджер по развитию продукта компании Wienerberger Kirpich:
Цвет и фактуру лицевого кирпича выбирают в соответствии с собственными вкусами и предпочтениями. Данные параметры являются исключительно эстетическими и на эксплуатационные характеристики не влияют.

Основные технические параметры кирпича, на которые следует обращать внимание при его выборе, — это водопоглощение, марка прочности и морозостойкость.

Водопоглощение — способность кирпича впитывать влагу. Оно определяется как процентное отношение массы водонасыщенного кирпича к его массе в сухом состоянии. В зависимости от изделия водопоглощение может достигать 20%.

Следует отметить, что данный показатель нужен прежде всего для подбора прочного и долговечного кладочного раствора. Большинство производителей указывают информацию о водопоглощении на этикетке раствора. Марка прочности характеризует величину максимальной нагрузки, которую способен выдержать кирпич. Если она указана как М200, то кирпич выдерживает давление 200 кг/см2. Как показывает практика, для возведения ненесущих и самонесущих стен вполне достаточно марки прочности М125. Под морозостойкостью понимается способность кирпича сохранять свои эксплуатационные характеристики в процессе замораживания и оттаивания. Именно этот параметр определяет долговечность кирпича. Если показатель морозостойкости F50, то кирпич способен выдержать как минимум 50 циклов замораживания-оттаивания в состоянии полного влагонасыщения. Однако следует понимать, что в реальных условиях эксплуатации подобное состояние просто невозможно.

  • Дмитрий Самылин

Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «Фирма «Кирилл»:
Теплая керамика, предлагаемая нашей фирмой, — это изготовленные по специальной технологии крупноформатные блоки с множеством пустот и огромным количеством микропор в самом материале. Именно за счет пористости такой кирпич становится отличным теплоизолятором, и его можно использовать даже в регионах с холодным климатом. При этом в летнее время строения из поризованного кирпича сохраняют внутри комфортную прохладу. Важно также и то, что благодаря своей структуре теплая керамика «дышит» и на ее поверхности, всегда остающейся сухой, не создаются условия для появления грибка или плесени.

Поризованный кирпич отличается высокой прочностью. Блоки выдерживают нагрузку в составе самонесущей стены (правда, относительно невысоких зданий — до пяти этажей) и служат не одно десятилетие. Благодаря небольшому весу они удобны при строительстве. Стены из теплой керамики возводятся быстрее, чем из обычного кирпича (особенно при наличии вертикального пазогребневого стыка, не требующего раствора).

  • Александр Астрецов

Александр Астрецов, начальник управления продаж кирпича «Группы компаний TEREX»:
Облицовочный кирпич пластического формования, производимый компанией TEREX на одном из своих заводов, широко применяется в малоэтажном и высотном строительстве. Он выпускается светло-соломенного и коричневого цвета, а также в оттенках корицы и старой бронзы, с разнообразной фактурной поверхностью, в том числе и обсыпанной песком.

В основном мы производим облицовочный кирпич марки прочности М150 и выше, морозостойкостью более F50 и с водопоглощением около 8%.

В 2010 году нашей компанией введен в строй первый в России завод по выпуску клинкерного кирпича, который предназначен для облицовки зданий и обустройства красивых и долговечных тротуаров. В Европе этот материал, выдерживающий большие статические и динамические нагрузки, активно используется в течение столетий, а в России ему еще предстоит завоевать популярность среди заказчиков и строителей. Высокая прочность клинкерного кирпича (более М400), достигаемая за счет особой технологии высокотемпературного обжига (свыше 1100°С), позволяет производителю устанавливать гарантийный срок эксплуатации 100 лет. Для кладки клинкерного кирпича, отличающегося низким водопоглощением, применяют специальные кладочные растворы, такие как V.O.R., от нашего стратегического партнера — немецкого концерна QUICK-MIX.

Одним из достижений современных энергосберегающих технологий, применяемых в кирпичном домостроении, являются крупноформатные поризованные блоки («теплая керамика»). В этой ассортиментной группе нами освоен выпуск инновационного блока ISOTEREX c полостями, заполненными минеральным утеплителем. Его использование избавляет от необходимости дополнительного утепления стен.

  • Анастасия Федотова

Анастасия Федотова, старший специалист отдела продаж компании «ТД Керамика и Клинкер»:
В России применение клинкерного кирпича в строительстве растет из года в год. Эта тенденция связана с ростом доли элитной недвижимости. Наша компания уже более десяти лет занимается поставками на российский рынок высококачественного немецкого клинкера Feldhaus Klinker. У нас в ассортименте облицовочный и тротуарный кирпич и облицовочная плитка «под кирпич» различных форматов и более чем сотни цветов. Большой выбор оттенков позволяет даже самому взыскательному заказчику подобрать именно то сочетание, которое сделает его дом не только красивым, но и уникальным.

Причина неослабевающего роста популярности клинкерного кирпича прежде всего в характеристиках самого материала. Немецкий клинкер ценят во всем мире за высокую прочность и износостойкость (например, у облицовочного кирпича Feldhaus Klinker марка прочности М1000), долговечность, крайне низкое водопоглощение (всего 3–6%), что очень важно в нашем климате, и абсолютную морозоустойчивость, которая у облицовочного кирпича и брусчатки Feldhaus Klinker составляет 250 циклов.

Популярность данного продукта объясняется также потрясающим внешним видом домов, облицованных клинкерным кирпичом. Этот материал применяется при реконструкции старых зданий и строительстве новых объектов. Он используется для создания как традиционных архитектурных форм, так и современных сооружений наравне со стеклом, бетоном и металлоконструкциями. Вполне обоснованно комплекс эстетических и механических характеристик клинкера дает нам право называть его элитным материалом».

Текст: Владимир Бреус

15 самых красивых кирпичных строений • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство, История

Величайшие минареты, замки, храмы, площади и целые города, построенные людьми из кирпичей

Автор Анна Броновицкая

Минарет Мальвия в Самарре


Ирак, 849–852 годы Минарет Мальвия в СамарреJ.  Merena / Wikimedia Commons

Самарра находится на берегу реки Тигр, в той местности, где возникла древнейшая на Земле цивилизация. По местным меркам минарет — сравни­тельно молодое сооружение: зиккурат в Уре, например, датируется XXI веком до н. э. Но месопотамские памятники строились из необожженного кирпича: в те времена между Тигром и Евфратом не хватало не только камня, но и де­рева, которое можно было бы пустить на топливо. Поэтому сооружения легендарных Ура и Ниневии археологи нашли в виде оплывших груд глины. Другие подобные постройки были основательно разрушены. Например, Вави­лон времен Семирамиды, где уже отчасти использовался обожженный и даже глазурованный кирпич, подвергался разрушениям и в древности, и потом, в XIX веке, а в своем сегодняшнем виде достопримечательность была отстроена уже в 1990-х годах при Саддаме Хусейне.

Минарет выглядит как архетипическая Вавилонская башня, но это уже исламское сооружение, часть комплекса Большой мечети. Построены они по приказу халифа аль-Мутаваккиля, внука Гаруна аль-Рашида, героя «1001 ночи». Халиф, слывший поклонником прекрасного — женщин, роз, а также архитектуры, — старался сделать Самарру, ставшую на полвека столи­цей Аббасидов, прекраснее Багдада. О великолепии дворца халифа теперь можно только догадываться, и даже от мечети, вмещавшей 80 тысяч моля­щихся, остались только наружные стены. Остальное в 1278 году разрушили войска монгольского хана Хулагу. Минарет же оставался целым до 2005 года, когда на его верхушке взорвалась бомба. 

Башня высотой 52 метра устроена по тому же принципу, что древние зикку­раты: она состоит из сплошной кирпичной кладки, и только наверху есть небольшое цилиндрическое помещение. В основании башни — квадратный подиум со стороной 33 метра, а дальше конус обвивает открытая спиральная лестница, из-за чего минарет и называется Мальвия — «Спиральный». По ши­ро­ким (в два метра) ступеням наверх поднимались муэдзины  Муэдзин — чтец, специальным образом произносящий азан — призыв к главному богослужебному акту мусульман — намазу. , но главное назначение минарета — славить Аллаха необычайной для своего времени высотой.

Замок Мариенбург в Мальборке


Польша, основан в XIII веке

1 / 5

Замок Мариенбург в МальборкеWikimedia Commons

2 / 5

Замок Мариенбург в МальборкеWikimedia Commons

3 / 5

Замок Мариенбург в МальборкеWikimedia Commons

4 / 5

Замок Мариенбург в МальборкеWikimedia Commons

5 / 5

Замок Мариенбург в МальборкеWikimedia Commons

Когда замок на фотографии похож на картинку в книжке со сказками, это обычно значит одно: его основательно отреставрировали в XIX веке. Это верно и в случае с Мариенбургом. Позже ему сильно досталось во Вторую мировую, так что пришлось заново отстраивать, и тут очень кстати пришлась докумен­тация, оставленная первыми реставраторами. Тем не менее замок включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и совершенно справедливо: это самый грандиозный образец кирпичной готики в мире.  

Активно использовать обожженный кирпич начали римляне, придумав надежный связующий раствор. После падения Римской империи технология была в основном утрачена на территории Западной Европы, но кирпич продолжали использовать в Византии, откуда его переняли арабы. В Балтий­ский регион его принесли из Святой земли крестоносцы Тевтонского ордена. Рыцари, уже вытесненные к тому времени из Иерусалима и остановленные Александром Невским на пути в русские земли, во второй половине XIII века сосредоточились на христианизации прусских и литовских язычников, а заодно на захвате земель польских христиан. Тогда и был построен на реке Ногат замок, названный в честь Девы Марии, покровительницы Тевтонского ордена.

Первоначально Мариенбург предназначался всего-навсего для главы регио­нального подразделения ордена — комтура, но и на первом этапе он строился с большим размахом: в хозяйственных ведомостях за 1278–1280 годы значится 4 480 000 единиц кирпича и черепицы. В 1309 году в замок переехал из Вене­ции высший руководитель ордена — великий магистр Зигфрид фон Фейхтван­ген. Естественно, за сменой статуса последовало заметное расширение, в резуль­тате которого крепостные стены охватили площадь 210 тысяч квадратных метров. 

Мариенбург состоит из трех частей: Верхнего, Среднего и Нижнего замка. В Нижнем под защитой крепостных стен жил обслуживающий персонал и крестьяне; в Среднем в XIV веке размещался богато украшенный дворец великих магистров; самое заметное здание Верхнего замка — костел Девы Марии. С воды все это складывается во внушительную композицию из прямо­угольных и круглых объемов, остроконечных шатров и щипцов. 

Стены не выглядят особо высокими, но построены по всем правилам форти­фикационной науки и окружены водой со всех сторон. Осадившие замок в 1410 году польско-литовские войска не смогли его взять, но вскоре после осады ордену пришлось отдать его за долги богемским наемникам, а те уже продали его в 1457 году польскому королю Казимиру IV. Тевтонская столица переместилась в Кенигсберг, а Мариенбург превратился в резиденцию поль­ских королей. Перестраивать его не стали: дворец великих магистров с анфи­ладой просторных и высоких залов под нервюрными сводами не уступал великолепием королевскому дворцу в Кракове. 

Пьяцца-дель-Кампо в Сиене


Италия, 1279–1349 годы

1 / 4

Пьяцца-дель-Кампо в Сиене© Getty Images

2 / 4

Пьяцца-дель-Кампо в СиенеWikimedia Commons

3 / 4

Пьяцца-дель-Кампо в Сиене. Палаццо Публико и башня Торре-дель-МанджаWikimedia Commons

4 / 4

Пьяцца-дель-Кампо в СиенеWikimedia Commons

Кирпич для Сиены — основа идентичности города. Мягкий оттенок, полу­чающийся при обжиге местной глины, дал название краске: «сиена жже­ная». В XIII–XIV веках, когда Сиенская республика переживала расцвет, производство строительной керамики находилось под строгим контролем. Были установлены единые размеры кирпича (примерно 30 на 15 на 7,5 см) и изготовлен мраморный эталон, с которым каждый желающий мог свериться в зале городского совета.

Стандартный кирпич не только обеспечивал высокое качество строительства, но и символизировал высокий уровень благосостояния всех граждан респуб­лики. Ансамбль главной площади Пьяцца-дель-Кампо, выстроенный на месте разросшихся древних поселений, стал красноречивым тому свидетельством. 

Площадь имеет форму раковины или неглубокого амфитеатра, спускающегося к мягко изогнутому фасаду палаццо Публико, где заседало городское прави­тель­ство — Совет девяти. Сходящиеся к площади улицы разделяют ее прост­ранство на десять секторов равного размера, и это членение подчеркнуто мощением: девять, по числу членов совета, полос травертина разделяют плоскости уложенного елочкой кирпича.

Обрамляющие площадь дворцы знатнейших семейств имеют равную высоту и не спорят друг с другом пышностью убранства. Выделяется только палаццо Публико, нижний ярус которого выстроен из камня, и дозорная башня Торре-дель-Манджа, у которой, наоборот, кирпичная стена с каменным заверше­нием. 

Пространство площади, свободное и одновременно защищенное, как бы приглашает проводить на ней больше времени. Увы, завершение ансамбля совпало с началом упадка республики: за год до замощения площади, в 1348 году, чума унесла жизни двух третей из 50-тысячного населения Сиены, после чего город навсегда уступил первенство в Тоскане своему сопернику — Флоренции.

Собор Сен-Сесиль в Альби


Франция, 1282–1492 годы

1 / 5

Собор Сен-Сесиль в АльбиWikimedia Commons

2 / 5

Собор Сен-Сесиль в АльбиWikimedia Commons

3 / 5

Собор Сен-Сесиль в АльбиWikimedia Commons

4 / 5

Собор Сен-Сесиль в АльбиWikimedia Commons

5 / 5

Собор Сен-Сесиль в Альбиpixabay.com

Структура готического храма — каркасная система стрельчатых арок, пере­дающих распор свода на контрфорсы с помощью аркбутанов — рассчитана на свойства камня, способного выдержать значительное давление. Кирпич же под действием сжатия крошится, поэтому кирпичная готика, используя принцип распределения распора по отдельным точкам, нуждается в более массивных контрфорсах и вынуждена обходиться без воздушных аркбута­нов, и поэтому не может освободить в стенах место для больших витражей. Эти «недостатки» переработались в особый образный язык, и один из самых успешных примеров его использования можно увидеть в соборе Сен-Сесиль.

Город Альби на юге Франции, в Окситании, был в раннем Средневековье одним из центров еретической христианской секты — катаров  Отличительными чертами вероучений средневековых катаров были дуализм, отри­цание Священного Предания и церковной иерархии. (или альбигойцев). Против альбигойцев был направлен Первый крестовый поход в христианских землях (1209–1229), после которого Окситания была аннексирована Францией.

Собор, символ победы над местной ересью, начали строить по поручению главы альбийской инквизиции епископа Бернара де Кастане (время епископ­ства — с 1277 по 1307 год). Здание строилось в новом французском стиле — готическом, но с использованием местного материала — кирпича. Главная идея готики — претворение тяжелой материи в визуально легкие конструкции с помощью духа — наилучшим образом иллюстрировала пункт, в котором католическая церковь расходилась с катарами: для тех материальный мир однозначно связывался со злом.

Необходимые для кирпичной кладки широкие контрфорсы сделаны в Альби полукруглыми, из-за чего собор стал восприниматься как нерушимая крепость веры — метафора, важная в эпоху религиозных войн. Впрочем, это не только метафора: собор вполне приспособлен для нужд обороны, а его крипта  Крипта — сводчатые сооружения, располо­женные под алтарной или хоральной частями храма в западноевропейской средневековой архитектуре, или «нижняя» церковь. 12-мет­ровой глубины могла служить укрытием для церковных ценностей. Внутри же здание церкви, обращенное к прихожанам, просторно, светло и нарядно. Зальное пространство не имеет столбов и перекрыто высоким, 30-мет­ровым сводом.

Строительство вчерне закончилось в 1383 году, на полвека позже, чем был сожжен на костре последний катар  Последнего известного нам катарского проповедника Лангедока, Гийома Белибаста, сожгли на костре между сентябрем 1321 года и ноябрем 1322 года., а в 1492-м была достроена мощная 78-мет­ровая колокольня, окончательно утвердившая торжество католичества, которому уже очень скоро придется отвечать на вызов Реформации.

Мечеть Селимие в Эдирне


Турция, 1569–1575 годы
Архитектор — Синан

1 / 2

Мечеть Селимие в ЭдирнеWikimedia Commons

2 / 2

Мечеть Селимие в ЭдирнеWikimedia Commons

Мечеть в Эдирне — вершина эволюции типа купольного здания, восходящего к римскому Пантеону. Постройка большого купола всегда сложная инженерная задача, ведь его свод давит не только вниз, но и в стороны, грозя обрушить стены. В константинопольском храме Святой Софии (532–537) грандиозное подкупольное пространство (центральный купол диаметром 31 метр поднят на высоту 51 метр с помощью системы полукуполов), но распор сводов удержи­вают колоссальные массивы кирпичной кладки, так что снаружи собор выглядит бесформенной глыбой.

Захватившие в 1453 году Константинополь турки были потрясены величием Святой Софии. Она стала образцом для новых османских мечетей, но архитек­торы старались дать купольному внутреннему пространству достойную внеш­нюю оболочку. Больше всех в этом преуспел зодчий Синан, испробовавший несколько комбинаций куполов, полукуполов и арок, чтобы добиться нужного эффекта. Построив мечеть Селимие в Эдирне, он достиг своей цели. Полусфе­риче­ский купол диаметром 31,25 метра опирается на восемь столбов, встроен­ных в стены квадратного основного объема. Тяжесть распределяется через стрельчатые арки в восьмигранном барабане, а распор передается небольшими полукуполами на наружные стены окружающей центральный куб галереи. Углы восьмигранника поддерживают ступенчатые контрфорсы, заканчиваю­щиеся невысокими башенками (достижения готики Синану были известны), а завершают стройную композицию четыре высоких минарета по углам квадрата.

Один мощный купол, определяющий силуэт мечети вместо обычной «горки» небольших куполов, выражает идею единства, важную для утверждения могущества султана Селима II, заказчика Синана. С ритуальной точки зрения у Селимие есть большое преимущество перед традиционными мечетями: михраб (ниша, указывающая направление на Мекку и, соответственно, служащая фокусом молитв) виден из любой точки внутреннего пространства.

Город Шибам


Йемен, XVI–XIX века Город Шибам в ЙеменеDan via Flickr / CC BY-SA 2.0

Кирпичи, из которых построены дома йеменского Шибама, сделаны из смеси глины с соломой и высушены на солнце, а не обожжены на огне, для которого требуется слишком много дефицитного в этих краях дерева. Дожди в Южном Йемене — редкость, так что постройки из сырцового кирпича если и немного подмокнут, то быстро высыхают и стоят веками.

Главная опасность для них — разлив реки Вади-Хадрамаут, откуда жители берут воду для сельского хозяйства. После крупного наводнения 1532–1533 годов город пришлось отстраивать заново. Тогда и возникла уникальная планировка, из-за которой Шибам называют «Манхэттеном пустыни»: прямоугольная сетка улиц, застроенных башнями, высоко поднимающимися над плоской речной равниной. С помощью системы дамб и каналов удалось защитить от паводков небольшое возвышение, на котором образовалась сверхплотная среда из примыкающих друг к другу башен высотой пять-семь этажей. Помимо воды, обитателям грозила не менее сильная опасность — нападения соперничающих племен. Поэтому город обнесен укрепленной стеной с узкими воротами, а на первых этажах жилых домов нет окон и очень мало дверей, зато между дружественными домами устроены переходы в верхних уровнях. Высота дома определяет престиж рода, так что для семей сыновей часто надстраивали этаж над жильем родителей. Общее население города колебалось от 5 до 13 тысяч человек.

Большинство сохранившихся домов относится к концу XIX — началу XX века, когда торговля с Азией принесла жителям Шибама новые доходы. Однако тогда еще точно соблюдалась традиционная строительная технология, и поздние дома не отличаются от самых старых. Выстроенная из кирпича-сырца башня покрывается слоем штукатурки из пережженного известняка, а поверх еще обмазывается слоем глины. Благодаря часто поновляемой обмазке дома не выглядят ветхими, а город в целом смотрится как единая глиняная скульптура. 

Церковь Покрова в Филях в Москве


1690–1694 годы Церковь Покрова в Филях в Москве Ludvig14 / Wikimedia Commons

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — эталонный образец «московского барокко», стиля рубежа XVI–XVII веков, отличающегося эффектными объемными композициями и сочетанием красных кирпичных форм с белокаменным декором. Этот стиль называют также «нарышкинским» по имени важного заказчика, Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Имение Фили было пожаловано дяде племянником в вотчинное владение в 1689 году. Боярин Нарышкин построил там церковь в благодарность за свое спасение во время поднятого царевной Софьей стрелецкого бунта и в память о погибших братьях. Церковь, таким образом, получила свойственный мемориальным храмам центрический план, а также башенную композицию: друг на друга поставлены зимняя (отапливаемая) и летняя церкви, а над ними — колокольня.

Эта церковь воспроизводит тип идеального храма итальянского Ренессанса с четырехлепестковыми ярусами храма. В свое время его привез в Москву Алоизио Ламберти да Монтиньяна, построивший в 1514–1517 годах собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (этому монастырю также покровительствовали Нарышкины).

Но поскольку в 1690 году времена Ренессанса уже прошли, композиция усложнилась: четырехлистник поделен на два яруса по высоте, над ним поднялся кубический объем летней церкви, а еще выше — три последовательно уменьшающихся восьмигранных яруса колокольни. Самый нижний уровень, подклет, в котором находится нижняя церковь, опоясан галереей, с которой на три стороны расходятся открытые крыльца, каждое из которых завершается полукруглым выступом, вторящим рисунку основного объема. На выступаю­щих полукружиях (экседрах) на стройных барабанах установлены граненые луковичные купола, вместе с центральным образующие традиционное русское пятиглавие. Еще больше силуэт усложняют завершающие ярусы парапеты, в формах которых, как и в «разорванных» фронтонах над окнами, узнаются отблески европейского барокко, пришедшего в Россию через Польшу. 

Новая Голландия в Санкт-Петербурге


1770–80-е годы
Архитекторы — Савва Чевакинский, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот

1 / 4

Новая Голландия в Санкт-Петербурге© ТАСС

2 / 4

Новая Голландия в Санкт-Петербурге© ТАСС

3 / 4

Новая Голландия в Санкт-Петербурге© ТАСС

4 / 4

Новая Голландия в Санкт-Петербурге© ТАСС

Торжественный ансамбль Новой Голландии — это всего-навсего склад для хранения корабельного леса. Вскоре после устройства Адмиралтейской верфи (1704) на левом берегу Невы образовались склады, в 1717 году параллельно руслу реки был прорыт Адмиралтейский канал (сейчас большая его часть засыпана), а между Невой и Мойкой — Крюков канал. В 1732 году остров, образованный каналами и рекой Мойкой, передали Воинской морской комис­сии, которая сосредоточила там лесные склады. К началу 1760-х пришла пора заменить первоначальные деревянные сараи на каменные. Созданная в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы требовала, чтобы облик сооружения был достоин столицы, а Адмирал­тей­ство — чтобы строения были функциональны.

Главный архитектор Адмиралтейств-коллегии Савва Чевакинский, только что закончивший барочный Никольский морской собор, придумал систему вертикального хранения бревен в так называемых конусах — нишах, имеющих в поперечном разрезе форму усеченных треугольников. По утвержденному в 1765 году проекту предлагалось построить по периметру острова кирпичные галереи с 63 такими конусами разной высоты, рассчитанными на разной длины бревна, — это отразилось в ступенчатом построении корпусов. Внутренний двор с каналом и гаванью предназначался для разгрузки и загрузки барж, а также обтесывания деревьев.

Оформление фасадов Чевакинскому не доверили, а поручили модному иностранному архитектору Жан-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту. Француз владел новым классическим стилем и вместо нарисованной Чевакинским барочной лепнины окружил высокие арочные окна рустом, а ключевые места — угол на слиянии Крюкова канала с Мойкой и арку над отходящим от Мойки внутренним каналом — оформил гранитными колоннами тоскан­ского ордера и выдвинутым вперед антаблементом. 

Склады начали работать в 1773 году, но проект так и остался незавершенным. Не была построена часть корпусов, не получила архитектурного оформления арка с Крюкова канала, и, что немаловажно, стены не были покрыты штука­туркой. Со временем эта недоделка стала восприниматься как самостоятельное эстетическое качество, немаловажное для романтического облика Новой Голландии. 

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне


Соединенное Королевство, 1866–1868 годы
Архитектор — Джордж Гилберт Скотт, инженер — Уильям Генри Барлоу

1 / 5

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне© Hulton Archive / Getty Images

2 / 5

Вокзал Сент-Панкрас в ЛондонеWikimedia Commons

3 / 5

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне© View Pictures / Getty Images

4 / 5

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне© Bloomberg / Getty Images

5 / 5

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне© Cate Gillon / Getty Images

Великая французская революция и Наполеоновские войны подтолкнули многие страны севера Европы к мысли о том, что готика им роднее клас­сицизма. В викторианской Англии «готическое возрождение» пропаганди­ровали влиятельнейший теоретик искусства Джон Рёскин и автор нового здания парламента Огастес Пьюджин. Оба утверждали, что готические формы, во-первых, христианского происхождения и морально превосходят «языче­ские» классические, а во-вторых, ажурные стрельчатые арки могут легко быть приспособлены для любых современных типов зданий. 

Вокзал Сент-Панкрас предельно убедительно демонстрирует второй тезис, соединяя самую передовую инженерию, новые функции и эффектную готическую декорацию. Крупнейший на момент постройки металлический свод дебаркадера, перекрывающий пролет 74 метра, отгорожен от Юстон-роуд четырехэтажным зданием гостиницы с башней высотой 82 метра. 

Грандиозные для XIX века масштабы отзываются на стремительную урба­низацию — за первую половину столетия население Лондона выросло больше чем вдвое, достигнув 2 300 000 человек, а за вторую утроилось. Рост населения повлек за собой беспрецедентное увеличение объема строительства, и именно поэтому привычный для английской архитектуры камень пришлось заменить на кирпич.  

Джордж Скотт, один из самых плодовитых архитекторов викторианской готики, и не думал маскировать «неблагородный» материал: наоборот, он выбрал максимально яркий оттенок, чтобы еще больше выделить свое здание из окружения. За отсутствием прецедентов в отечественной архитектуре, он обратился к северогерманской кирпичной готике и типологии ратуши, предполагающей несколько ярусов стрельчатых окон над галереей и башню над порталом. Он с легкостью дополняет красный кирпич не только серым и светло-песочным камнем, но и новыми материалами — чугуном (из него сделаны балконы и «парящая» парадная лестница) и бетоном, использованным для противопожарных полов.

Модернистская критика XX века очень осуждала такое несоответствие между средневековой формой и современным наполнением. Сент-Панкрас чуть было не снесли, но в 1967 году Обществу защитников викторианской архитектуры удалось поставить его на охрану. С тех пор вокзал стал принимать скоростные поезда из Франции, отель был полностью модернизирован, а нарядный кирпич­ный фасад тщательно отреставрирован.

Конторское здание Чилихаус в Гамбурге


Германия, 1922–1924 годы
Архитектор — Фриц Хёгер

1 / 4

Конторское здание Чилихаус в ГамбургеWikimedia Commons

2 / 4

Конторское здание Чилихаус в ГамбургеWikimedia Commons

3 / 4

Конторское здание Чилихаус в ГамбургеWikimedia Commons

4 / 4

Конторское здание Чилихаус в ГамбургеWikimedia Commons

Кирпичная архитектура пришла в Гамбург еще в XII веке. Большой товаро­оборот одного из важнейших городов Ганзейского торгового союза требовал крупных — и желательно пожаропрочных — складов. После образования в 1871 году единого германского государства, лишившего Гамбург таможенной автономии, городу удалось сохранить себе зону свободного порта. В конце XIX — начале XX века на берегу Эльбы был выстроен грандиозный складской комплекс, определивший лицо нового Гамбурга. Суровую функциональность многоэтажных складов смягчали черты традиционной северогерманской архитектуры, такие как ступенчатые фронтоны и круглые лестничные башни.  

Чилихаус — одно из первых крупных зданий, построенных в Германии после Первой мировой войны. Заказчик, Генри Сломан, разбогател на ввозе из Чили селитры, используемой в производстве пороха. В 1921 году, на пике гипер­инфля­ции, он смог приобрести в зоне свободного порта участок площадью 6000 кв. м и за три года выстроил на нем 11-этажный дом.

Такая уникальная ситуация позволила появиться крупнейшему сооружению кирпичного экспрессионизма. Это направление в архитектуре 1920-х годов не опиралось на машинную эстетику, как интернациональный модернизм, а заостряло выразительность, присущую утилитарным кирпичным постройкам.

Ключевое слово тут — «заостряло». Чилихаус острый и в буквальном смысле: Хёгер максимально использовал особенность конфигурации участка, придав острому углу здания сходство с носом корабля. Но еще он поменял восприя­тие материала: для облицовки наружных стен архитектор выбрал клинкерный кирпич, изготовленный из огнеупорной глины (шамота), прессованный и обожженный при высокой температуре вместе с торфом, — темный и плот­ный. Такая техника сама по себе дает вариативность оттенков, позволяю­щую избежать монотонности, но в Чилихаусе еще использована фигурная кладка — мерно-ритмичная на основном протяжении стен и весьма прихотливая в уровне галерей и обрамлении порталов, что никак не дает отвлечься от материальности и скульптурности здания. 

Дом Мельникова в Москве 


1927–1929 годы
Архитектор — Константин Мельников

1 / 5

Дом с мастерской архитектора Мельникова© РИА «Новости»

2 / 5

Дом с мастерской архитектора МельниковаWikimedia Commons

3 / 5

Дом с мастерской архитектора Мельникова© РИА «Новости»

4 / 5

Строительство дома Мельникова Wikimedia Commons

5 / 5

Строительство дома Мельникова Wikimedia Commons

Из всех архитекторов русского авангарда Мельников — самый большой оригинал. Для каждого проекта он придумывал новый прием, не всегда реализуемый (как, например, бассейн под раздвижным полом фабрики «Буревестник»), и ругал «тугое младенчество техники»  Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 2. М., 1975.. Большинство своих коллег он не жаловал, зато очень ценил инженера Владимира Шухова, вместе с которым построил два крупных гаража в Москве: Бахметьевский и на Новоря­занской улице. Шухов изобрел несколько видов сетчатых конструкций из ме­талла. Возможно, они и подсказали Мельникову конструктивное решение дома, который он построил для себя в Кривоарбатском переулке. Мало того, что межэтажные перекрытия держатся на решетке из поставленных на ребро досок, — сетчатую структуру имеют и кирпичные стены.

Построить собственный дом в центре советской столицы Мельникову разре­шили под предлогом проведения общественно-полезного эксперимента: его семья должна была на себе проверить, как жить в доме, составленном из двух врезанных друг в друга цилиндров, и можно ли в будущем строить такие многоквартирные многоцилиндровые дома для пролетариата. Эксперимент ему позволили потому, что он в этот момент был абсолютной звездой и вел строительство сразу пяти рабочих клубов необычайной архитектуры. Но при всех мельниковских гонорарах бюджет на строительство дома был очень скромным, и, чтобы извлечь из него максимум, требовалась особая изобре­тательность. Экономии материалов служила, для начала, сама придуманная форма: цилиндр охватывает максимальный объем при минимальной поверх­ности стен. Но еще большую экономию давала конструкция стен: кирпичи укладывались со сдвигом таким образом, что в поверхности осталось 124 шестигранных проема, причем равномерно распределенная нагрузка обеспечила достаточную прочность. Половина проемов была затем превра­щена в окна, другая — заполнена строительным мусором и заштукатурена.

В то время как мельниковские современники-конструктивисты страдали от невозможности строить дома с плоскими крышами и ленточными окнами, потому что в стране не хватало металла для железобетона, и заменяли горизонтальные ленточные окна вертикальными, Мельников по максимуму использовал возможности обыкновенного кирпича. 

Церковь Христа-труженика в Атлантиде


Уругвай, 1952–1960 годы
Архитектор — Эладио Диесте

1 / 3

Церковь Христа-труженика в АтлантидеNicolas Barriola / Wikimedia Commons

2 / 3

Церковь Христа-труженика в АтлантидеNicolas Barriola / Wikimedia Commons

3 / 3

Церковь Христа-труженика в АтлантидеNicolas Barriola / Wikimedia Commons

Атлантида — центр сельского прихода в 45 км к востоку от Монтевидео. В 1952 году местный предприниматель Альберто Гвидиче решил построить для своих соседей новую церковь. Располагая небольшим бюджетом, он решил, что церкви для крестьян архитектор не нужен, достаточно инженера. Однако при­глашенный Гвидиче молодой инженер Эладио Диесте только и ждал возмож­ности проявить себя как художник. Поклявшись заказчику, что эксперименты с формой не помешают вписаться в бюджет, он придумал принципиально новый тип кирпичной оболочки. Стены, прямые на уровне земли и волнистые наверху, гасят распор волнистого свода, работая вместе с тонкими стальными тягами, скрытыми в углублениях крыши и закреп­лен­ными в железобетонных балках, положенных на верх стен. Толщина стен и свода — всего два кирпича: к счастью, мягкий климат не требует серьезной теплоизоляции. 

Диесте выбрал кирпич немного уже и длиннее стандартного, подчеркивая горизонтали, ведущие глаз по поверхности «волн». При всей сложности формы строительство вели неквалифицированные рабочие. Легкие деревянные леса удерживали лекала верхней границы «волн», от лекал к прямой линии низа стены были натянуты веревки, и дело рабочих было аккуратно укладывать ряды кирпичей и раствора, следуя этим направляющим. Конструкция работает таким образом, что ее прочность не страдает от встроенных среди кирпичной кладки небольших окон.

Торцевые стены свободны от нагрузки, так что форма для них могла быть выбрана любая. Задний фасад очень лаконичен; обращает на себя внимание только ниша за алтарем: ее стена наклонена внутрь, чтобы на алтарь, сделан­ный из едва обработанного валуна, падал естественный свет. Главный фасад скульптурен: над ним вздымается вышедшая за пределы внутреннего прост­ранства волна перекрытия, далее следует похожая на плетеную корзину стена, многочисленные отверстия в которой заполнены плитами оникса, пропускаю­щими внутрь рассеянный свет. В нижней же части стены изгибаются, приглашая прихожан войти.

Диесте, профессиональное становление которого пришлось на годы интел­лектуального и культурного расцвета Уругвая, всю жизнь работал с кирпичом, самым характерным для архитектуры этой страны материалом, и изобрел для него столь же новаторские и художественно выразительные конструкции, как в те же годы Пьер Луиджи Нерви и Феликс Кандела создавали из железо­бетона  Пьер Луиджи Нерви (1891–1979) — итальянский инженер и архитектор, изобрел армоцементные конструкции.
Феликс Кандела Оутериньо (1910–1997) — испанский, мексиканский и американский архитектор.. 

Индийский институт управления в Ахмадабаде


Индия, 1962–1974 годы
Архитектор — Луис Кан

1 / 3

Индийский институт управления в Ахмадабаде© Alamy / Diomedia

2 / 3

Индийский институт управления в Ахмадабаде© Alamy / Diomedia

3 / 3

Индийский институт управления в Ахмадабаде© Alamy / Diomedia

Самый известный факт из жизни великого американского архитектора Луиса Кана — что он разговаривал с кирпичами. По крайней мере, он советовал своим студентам искать вдохновения таким образом:

«Ты говоришь кирпичу: „Чего ты хочешь, кирпич?“ И кирпич тебе отвечает: „Я хочу арку“. И ты говоришь кирпичу: „Послушай, я тоже хочу арку, но это дорого, и я могу использовать бетонную балку“. А потом ты говоришь: „Что ты об этом думаешь, кирпич?“ Кирпич отвечает: „Я хочу арку“».

В комплексе Индийского института управления множество арок, а также полностью круглых отверстий в кирпичных стенах. Проектируя бизнес-школу нового типа, Кан использовал приемы традиционной индийской архитек­туры — такие, как устройство открытых галерей, предохраняющих от пере­гревания стены расположенных за ними помещений, но при этом и внедрял непривычные для индийцев практики строительства: обычно кирпичные здания в Индии покрывались штукатуркой, скрадывающей погрешности кладки. Кирпич был выбран основным строительным материалом, потому что его изготовление и кладка давали работу большому количеству человек. Но быстро выяснилось, что низкоквали­фициро­ванные рабочие не могут обеспечить качества, которого от них требовал архитектор. Кан же придавал большое значение правде материала, не терпел штукатурки и, кроме того, хотел, чтобы кирпичные стены напоминали о своей физической связи с индийской почвой. Поэтому он проводил много времени на стройплощадке, обучая рабочих правильно выкладывать арки и тщательно исполнять другие детали открытых кирпичных стен. «Они сначала не понимали, что не всякая кривая между двумя точками — арка. Их первые попытки мне хотелось оставить в качестве игровой площадки для детей», — рассказывал Кан впоследствии  Цит. по: Louis Kahn in Ahmedabad and Dhaka. Перевод Анны Броновицкой..

Кан умер на этой работе: его сердце не выдержало нагрузки при очередном сложном перелете из Индии в США, — но он оставил в Ахмадабаде множество хорошо обученных рабочих, а также набравшихся опыта под его руководством архитекторов. Главный помощник Кана в работе над Индийским институтом управления, Балкришна Доши, впоследствии сделал блестящую карьеру и в 2018 году был удостоен главной архитектурной премии в мире, Притцкеровской. 

Исторический музей в Нинбо


Китай, 2003–2008 годы
Архитектор — Ван ШуИсторический музей в Нинбо© Alamy / Diomedia

Кирпич обычно и буквально — плоть от плоти места. По крайней мере, так было до наступления глобализации, сделавшей привычной доставку чего угодно на любые расстояния. Кирпич, из которого выстроен Исторический музей в Нинбо, вобрал в себя еще и время. Ван Шу использовал материалы из разрушенных при модернизации города исторических строений, а те, в свою очередь, вобрали в себя более ранние фрагменты. Местность на восточном побережье Китая, где расположен Нинбо, подвержена разрушительным тайфунам, и жители уже в давние времена приспособились вторично использовать стройматериалы, складывая из разнородных обломков новые стены. Эта техника называется «ва пан», и она передавалась из поколения в поколение столетиями, если не тысячелетиями, но с приходом индустриаль­ных методов строительства стала забываться. Ван Шу решил, что сохранение этой традиции важно в практическом, историческом и культурном отноше­нии и лучшего повода для этого, чем строительство Исторического музея, быть не может.

Концепция Ван Шу победила на конкурсе в 2003 году, но реализовать ее ока­залось не так-то просто: оказалось, что большинство местных мастеров уже не помнят, как класть «лоскутные стены», и, чтобы восстановить навыки, пришлось разыскивать умельцев, показывая жителям города фотографии кладки ва пан.

Построенный музей выглядит как рукотворная гора со срезами геологических отложений. Кирпичи разных размеров и оттенков перемежаются вкрапле­ниями черепицы и камня: ва пан пускает в дело все. Музей истории сам стал историческим экспонатом. Специалисты различают в его кладке, например, кирпичи династии Мин, то есть сделанные более 400 лет назад — они серые, длиной около 20 сантиметров; самому же старому из идентифицированных в стенах музея кирпичей 1500 лет, он был изготовлен в эпоху Тан. Для полно­стью перестроенного уже в наступившем тысячелетии города эта связь с древностью особенно ценна.

Базельский художественный музей


Швейцария, 2009–2016 годы
Christ & Gantenbein

1 / 2

Новое здание художественного музея в БазелеJean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

2 / 2

Новое и старое здания художественного музея в Базеле© Getty Images

Проектируя в историческом центре Базеля новое здание художественного музея, бюро Christ & Gantenbein задалось целью создать единый ансамбль с существующим неоклассическим зданием 1930-х годов постройки. Не имити­руя стиль старого здания музея, новое согласовано с ним по высоте, по размеру окон и по форме: выступающему углу одного отвечает заглубленный угол второго, образуя в промежутке общее открытое пространство. Здание 1930-х годов облицовано серым камнем разных оттенков, и для фасада нового архитекторы подобрали сходный по тону кирпич: длинный и узкий, всего четыре сантиметра в высоту, он уложен чередующимися выступающими и заглубленными рядами, что подчеркивает материальность стены. Широкие полосы кирпича слегка отличающихся оттенков — внизу темнее, наверху светлее — придают фасаду подобие традиционных членений: цоколь, основная стена, фриз, аттик. При этом в трехметровой высоты фриз вмонтированы в зазорах между кирпичами подсвечивающие их светодиоды. Подсветка используется для проекции на фасад названий текущих выставок. Этот неожиданный прием напоминает о современности здания, которое иначе можно было бы принять за древнее сооружение, лишившееся своей облицовки и декора.

Объем здания выполнен из бетона, но кирпичный фасад — не облицовка, а «честная» самонесущая стена. Предъявляя новую работу на Венецианской биеннале 2016 года, швейцарские архитекторы объясняли, что они так понимают важнейший для современной архитектуры принцип сбережения ресурсов: самым экологичным будет здание, которое простоит века — и потому, что хорошо построено из прочных материалов, и потому, что деликатно вписывается в существующую ситуацию, так что ни у кого не возникнет желания его побыстрее снести.

Braer — немецкая династия кирпичных инженеров. Ее представители начали строить в России еще в XVII веке. Сегодня Braer — это огромное производство облицовочного кирпича всевозможных оттенков, от бордового до терракотового, и их сочетание в особой «БРАЕР-кладке». Как в Европе в старые времена.

Источники

Теги

Архитектура

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Закон дня

О выражении «бьет челом раб»

Анекдот дня

О Гене и Чебурашке

Буква дня

Буки

Архив

Литература, Антропология

Александр Ливергант: «Какая-то муха меня укусила, и за последние 11 лет я написал 10 книг»

О правой и левой комнатах, переводах и поездке по Европе на «жигулях» в 1989 году

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Гиперпрессованный кирпич – кирпич нового поколения

       Кирпич считается древнейшим рукотворным строительным материалом, ставшим достойной альтернативой труднообрабатываемому камню. Современный рынок строительных ресурсов предлагает кирпич керамический, силикатный и гиперпрессованный, и, если первые два вида искусственного камня известны с давних пор, то последний рассматривается как продукт нового поколения.

       Глиняный кирпич, несмотря на ряд неоспоримых положительных характеристик, не является совершенством. Качество керамических изделий диктуется свойствами сырья и технологией получения продукции, поэтому марочная прочность и морозостойкость штучных заготовок имеют ограниченный диапазон значений с верхними пределами, соответствующими М-250 и F-50. Прочность обжиговых изделий определяет стоимость материала, поскольку для ее повышения, требуется увеличение расхода энергоресурсов. По этой причине использование продукции высокой марочной прочности далеко не всегда оправдано с экономической точки зрения.

       Показатель морозостойкости образцов марки F-50 говорит о способности камня выдерживать 50 циклов попеременного промерзания и оттаивания без разрушения структуры. Очевидно, что для климатических условий центрального региона РФ, и, тем более, северных широт, этого недостаточно для возведения долговечных сооружений, поэтому стены приходится дополнительно защищать от промерзания, что повышает стоимость строительства.

       Структура керамического и силикатного кирпича достаточно рыхлая, чтобы противостоять косохлесту – дождевым потокам, направляемым ветром. В результате стены зданий нередко промокают насквозь, и влага просачивается в помещения. Наконец, невозможно не упомянуть об ограниченности цветовой гаммы, характерной для керамики, что обусловлено оттенками глины, лежащей в основе материала. Чтобы разнообразить полихромию изделий, современные производители используют красящие пигменты, однако, в глиняных образцах эти добавки способны лишь сделать более насыщенными природные охристые оттенки.

       Что касается силикатной продукции, то, несмотря на вариативность окраски, данный вид кирпича по прочности и морозостойкости значительно уступает обжиговым образцам, поэтому не составляет достойной конкуренции керамическим изделиям.

       Гиперпрессованный кирпич, лишенный недостатков керамических и силикатных изделий, составляет им достойную альтернативу. Сырьем для получения этого материала служит портландцемент (8-15%), минеральный наполнитель (известняк-ракушечник, доломит, мрамор, отсев щебня и т.д. в количестве 85-92%) и железоокисные красящие пигменты (2-7%). Технология полусухого гиперпрессования подразумевает формовку заготовок из увлажненной смеси под прессом с нагрузкой более 20 МПа.

Кирпич со сколом лицевой поверхности

       Мощное давление позволяет добиться максимального уплотнения структуры продукта, что обусловлено сильнейшим трением частиц, которые не просто слипаются, а связываются друг с другом на молекулярном уровне. Данный процесс носит название когезии, или, “холодной сварки”. Полусухое гиперпрессование обеспечивает получение твердого высокопрочного материала, по свойствам, максимально приближенного к натуральному камню. Таким образом, гиперпрессованный кирпич, обладая высочайшей плотностью, отличается от прочих вариантов искусственных штучных заготовок исключительной прочностью и влагостойкостью.

       “Дозревание” гиперпрессованной продукции происходит в естественных условиях производственных помещений, либо (что более обосновано для ускорения процесса), в пропарочных камерах при температуре 40-70 градусов. Через 3-5 дней после сушки, материал готов к употреблению, набрав 50-70% расчетной прочности. Окончательную прочность кирпич добирает в конструкциях, спустя 30 дней после кладки.

Преимущества гиперпрессованного кирпича

       Одно из преимуществ гиперпрессованных изделий – исключительная декоративность, обусловленная вариативностью и равномерностью окраски в массе и возможностью рустирования. Скол лицевых граней позволяет получать имитацию “рваной” фактуры природного камня, что невероятно притягательно выглядит в облицовке. К слову сказать, кирпич, полученный полусухим гиперпрессованием, в основном используется, как материал для фасадной отделки строений. Помимо привлекательных эстетических характеристик, изделия отличаются идеальной геометрией и безупречной точностью проектных размеров, допускающих погрешности не более 0,5 мм. Для примера, в силикатном кирпиче допустимыми считаются отклонения до 2 мм в обе стороны.

       Невозможно не оценить и всестороннюю декоративность заготовок. В керамическом кирпиче, ввиду особенностей оборудования, максимальное количество лицевых сторон ограничивается тремя поверхностями. Гиперпрессованный кирпич может иметь четыре лицевые стороны, что позволяет избежать проблем при кладке конструкций, предусматривающих всестороннее декорирование.

       Минимальная марка прочности продукции – М-200, дает возможность сооружать высокопрочные конструкции (несущие стены, заборы и ограждения), а также, облицовывать наземную часть фундамента. Крепость кладки почти в два раза превышает аналогичные показатели керамики и силиката. Сцепление кирпича с кладочным раствором образует монолитную структуру стены, что позволяет строить сооружения в сейсмически неблагополучных районах, а также, устанавливать ответственные конструкции с усиленными опорными стенами.

Разновидности кирпича полусухого гиперпрессования

       Важно отметить, что гиперпрессованный кирпич отличается крайне низким водопоглощением (до 5%), что не только обусловливает невосприимчивость к воздействиям влаги, но и наделяет кладку гидрофобными свойствами. Грязь со стен легко смывается водой из шланга без использования моющих средств. Густая консистенция кладочного раствора ускоряет процесс и улучшает качество кладки.

       Как уже упоминалось выше, важным параметром кирпича, определяющим долговечность конструкции, выступает морозостойкость. Так вот, в гиперпрессованных изделиях этот показатель соответствует 200 циклам, что недостижимо ни для какого другого вида искусственного камня, за исключением клинкера.

       Таким образом, к преимуществам рассматриваемого материала, следует отнести следующие качества:

  • Превосходную прочность
  • Устойчивость к воздействию агрессивных сред и негативных климатических явлений
  • Безупречность геометрических параметров
  • Долговечность
  • Экологическую безопасность
  • Эстетическую привлекательность и пригодность к обработке на строительном объекте
  • Возможность выполнения кладочных работ, независимо от времени года и погодных условий

 

Классификация гиперпрессованного кирпича

       Гиперпрессованная продукция классифицируется по форме, назначению и типу конструкции. По форме различают классические изделия в виде прямоугольного параллелепипеда, а также образцы с закругленными и остроконечными углами и фасонные фигуры. Прямоугольные модели поставляются в двух вариантах размеров – одинарном (250х12х65) и узком (американка: 250х60х65). По назначению кирпич выпускается в рядовом и облицовочном исполнении, а по конструкции, различают полнотелые и полые (дырчатые) образцы с технологическими отверстиями.

       Напомним, что пары противолежащих граней любого кирпичного бруска, имеют свои названия. Плоскости, самые крупные по площади именуются постельными, поверхности средних размеров – ложковыми, а торцевые части – тычковыми. У гиперпрессованного кирпича декоративными сторонами могут быть одна или несколько граней. При этом рубленая фактура под “дикий камень” создается не более, чем на двух плоскостях. Фигурные представители, в зависимости от декоративной функции, тоже разделяются формой профиля, размерами, наклоном и конфигурацией срезки углов.

Недостатки гиперпрессованной продукции

       Гиперпрессованному кирпичу, обладающему качествами, аналогичными натуральному камню, присущи не только достоинства, но и недостатки последнего. Как и природный прототип, искусственный продукт отличается массивностью и высокой теплоемкостью, что накладывает некоторые ограничения на использование материала в строительной практике. Тяжесть кладки повышает нагрузку на фундамент, а, следовательно, ужесточает требования к конструкции заглубленной части основы, что, наряду с необходимостью утепления стен, повышает стоимость строительных работ.

 

Область применения

       Рядовые образцы гиперпрессованного кирпича, с учетом не малой цены, экономически оправданы для возведения сооружений с особыми требованиями к прочности. Такие виды изделий используют, преимущественно, для возведения зданий в сейсмически опасных зонах или в местах с высоким риском техногенных аварий.

       В гражданском строительстве наиболее востребован гиперпрессованный облицовочный кирпич, нашедший широкое применение в фасадной отделке стеновых ограждений и цоколей, а также, в создании малых архитектурных форм и объектов ландшафтного дизайна.

Кирпич гиперпрессованный

       Наше производство предлагает купить гиперпрессованный кирпич недорого, реализуя продукцию “из первых рук”, без посредников.

9 идей кирпичного патио для красивого заднего двора | Bob Vila

Постройте патио своей мечты по кирпичикам.

1/11

Привередливые домовладельцы выбирают настоящий кирпич для мощения своих патио из-за его прочной красоты и прочности. Это также удобно для кошелька и своими руками: вы можете установить кирпичный внутренний дворик по цене от 10 до 15 долларов за квадратный фут, используя один из двух простых способов. При методе сухой укладки вы будете класть прессованные кирпичи, известные как брусчатка, прямо на основание из песка или щебня. Более сложный метод укладки на раствор включает в себя вдавливание кирпичной брусчатки в основание из раствора поверх бетонной плиты с щебнем под ней.

Помимо строительных соображений постройки патио из кирпича, включая расположение, размер и форму, интересной частью является выбор дизайна: рисунок и цвет кирпичной кладки патио, а также то, какие окружающие конструкции и материалы будут лучше всего дополнять их. Это. Затем, как только вы получите ожидаемые результаты, вы захотите, чтобы ваш кирпичный внутренний дворик выглядел наилучшим образом. Впереди все советы, необходимые для проектирования и поддержания идеального кирпичного патио на заднем дворе.

istockphoto.com

1. Сохраняйте простоту с помощью кирпичной кладки.

2/11

Эта модель, созданная для элегантности, неподвластной времени, и простой установки, состоит из рядов горизонтально ориентированных кирпичей, уложенных друг на друга и бок о бок в сетке. Поскольку швы каждого кирпича совпадают с швами кирпича сверху и снизу без смещения, установка обычно включает простые измерения и отсутствие необходимости разрезания отдельных кирпичей перед укладкой. Если вам нравится минималистский мотив, а ваш внутренний дворик невелик, увеличьте его внешний вид с помощью вертикального прямого ряда. В этом узоре кирпичи уложены вертикально, а не горизонтально, а эффект длинных полос делает небольшой внутренний дворик довольно впечатляющим.

istockphoto.com

2. Сочетайте обычную с рисунком бегущей связки.

3/11

Универсальные и визуально разнообразные узоры из офсетной кирпичной кладки хорошо смотрятся в классических или современных кирпичных патио. Для традиционной привлекательности выберите 50-процентное смещение, состоящее из рядов кирпичей, уложенных горизонтально, так, чтобы каждый стык кирпичей совпадал с центром кирпича над и под ним. Чтобы модернизировать рисунок, выберите более эффектный узор со смещением на одну треть, при котором каждый кирпичный шов смещается на 33 процента длины кирпича под ним, чтобы вызвать диагональные линии поперек внутреннего дворика. В обеих конструкциях частичные кирпичи помогают заполнить места, куда не помещаются целые кирпичи, а это означает, что вам придется разрезать кирпичи перед укладкой, предпочтительно с помощью угловой шлифовальной машины (ручной шлифовальный инструмент), прикрепленной к алмазному диску.

istockphoto.com

Реклама

3.

Вызовите движение елочкой.

4/11

Мотив тысячелетней давности, этот узор состоит из кирпичей, уложенных в повторяющемся L-образном расположении так, что конец одного вертикального кирпича встречается со стороной горизонтального кирпича под прямым углом. Получившийся в результате дизайн, напоминающий скелет рыбы, придает поверхности бодрящее ощущение движения. Взаимосвязанное расположение кирпичей также делает его одним из самых прочных и ударопрочных конструкций патио, способных выдерживать даже большой вес газонного оборудования с меньшим риском коробления кирпичей под ним.

4. Сделайте оборот.

5/11

Описанные выше шаблоны могут быть установлены в квадратном, прямоугольном, круглом патио или патио произвольной формы. Но если у вас круглый внутренний дворик, подумайте о витиеватом узоре, чтобы подчеркнуть контуры и привлечь внимание к фокусу в центре внутреннего дворика, например к обеденному столу или месту для костра. Круговой узор состоит из концентрических колец вертикально или горизонтально ориентированных кирпичей, уложенных рядом. Промежутки внутри колец обычно заполняются отдельными кусочками кирпича, поэтому шаблон требует большего измерения и резки, чем любой из приведенных выше шаблонов.

istockphoto.com

5. Придайте садовым грядкам преимущество.

6/11

Если у вас есть тенистое дерево, вкопанная в землю клумба или приподнятая грядка с сезонными овощами по периметру вашего внутреннего дворика, установите вокруг него кирпичную окантовку для примыкания к внутреннему дворику и для акцентирования внимания на растениях. Кирпичная окантовка не только привлекательна, но и приносит пользу растениям, удерживая ноги от вытаптывания грядок и предотвращая проблемное уплотнение почвы. Кромка также поможет защитить ваши грядки от вредителей, потому что нежелательным захватчикам, таким как улитки и слизни, будет труднее взбираться по кирпичу и садиться на грядки, чтобы питаться листвой.

istockphoto.com

Реклама

6. Сделайте плавный переход с помощью кирпичной наружной облицовки.

7/11

Для смелого колониального стиля и более плавного перехода от дома к патио сочетайте кирпичный внутренний дворик с облицовкой из кирпича снаружи. Кирпич, в конце концов, является естественным выбором для внешней отделки дома; он не гниет, не деформируется и не привлекает термитов, как древесина и некоторые изделия из дерева. Если повторный сайдинг не входит в ваш бюджет, возможно, кирпичная окантовка дверного проема или кирпичные наружные колонны могут придать сплоченный вид по более доступной цене.

istockphoto.com

7. Подберите соответствующие цвета кирпича.

8/11

При выборе цвета кирпича для патио стремитесь к гармонии с другими элементами экстерьера. Например, если ваш дом имеет наружную облицовку из ржаво-красного кирпича, выберите светло-красный, бледно-розовый или бордовый кирпич для внутреннего дворика, чтобы получить монохромную, но подавляющую палитру. Если вы предпочитаете разноцветный экстерьер, выберите светлые или темные нейтральные тона, включая серый, коричневый, бежевый, песочный или темно-коричневый, для дополнительного контраста между патио и домом. Или внести цветовое разнообразие во внутренний дворик, чередуя кирпичи взаимодополняющих тонов. Например, вы можете чередовать красные и розовые кирпичи в прямом внутреннем дворике или использовать темно-коричневые полные кирпичи и желтовато-коричневые кирпичи в завитом мотиве.

istockphoto.com

8. Смешивайте и сочетайте с дополнительными материалами.

9/11

Универсальность кирпича не знает границ. В дополнение к тому, что кирпичный внутренний дворик прекрасно сочетается с другими внешними элементами кирпича, он выглядит как дома рядом с деревом, камнем и металлом. Кирпичный внутренний дворик добавляет привлекательности домам прошлых лет с деревянной беседкой или лепниной снаружи. Вы также можете соединить его с кованым забором или стальной садовой мебелью для индустриальной эстетики.

istockphoto.com

Реклама

9. Следите за уходом за патио.

11.10.

Кирпич может быть простым в уходе материалом, но вы все равно должны следовать этим советам, чтобы содержать террасу в идеальном состоянии:

• Сметайте рыхлый мусор, скапливающийся на террасе, угловой щеткой с длинным скошенным срезом. щетинки, которые могут проникнуть в кирпичные швы.

• Каждые два года арендуйте мойку высокого давления (можно приобрести в The Home Depot примерно за 30 долларов США за полдня), чтобы удалить грязь и пятна и восстановить первоначальную яркость кирпича. Как правило, для очистки кирпича достаточно давления в 3000 фунтов на квадратный дюйм. Избегайте использования пескоструйной насадки на мойке высокого давления; это может ухудшить поверхность кирпича.

• После промывки кирпича под давлением нанесите прозрачный герметик для кирпича (например, KILZ Interior/Exterior Masonry Sealer, доступный на Amazon), чтобы предотвратить попадание грязи, масла и пятен, подавить рост сорняков и плесени и повысить Стойкость к УФ-излучению, чтобы кирпич не выгорал на солнце.

• Если отдельные кирпичи смещаются, трескаются или иным образом повреждаются с течением времени, определите и устраните основную проблему, если таковая имеется, которая может быть связана с неровным кирпичным фундаментом, некачественными кирпичами или неподходящими материалами для кирпичного фундамента (например, использование декоративного щебня, не предназначенного для использования в качестве материала фундамента). Затем замените кирпичи в пострадавшем районе патио.

istockphoto.com

Построй из кирпича

11/11

Кирпич прекрасен и мгновенно украсит ваш внутренний дворик.

bobbila.com

Не пропустите!

Если у вас есть деньги, чтобы нанять разнорабочего для каждой домашней беды, вперед. Но если вы хотите сохранить свои деньги и проявить некоторую самодостаточность, проверьте эти умные продукты, которые решают миллион и одну маленькую проблему по дому. Иди сейчас!

Смелых, красивых кирпичей от Парагвая до Польши – в картинках | Искусство и дизайн

От Аргентины до Ирана, через единственный в Италии завод по производству виски и пристройку Switch House Тейт Модерн, архитекторы используют один из самых древних строительных материалов поразительно новыми способами. В новой книге Филипа Джодидио собраны лучшие образцы современной кирпичной кладки со всего мира

Основное изображение: Кирпичный дом Диего Аррайгады, Росарио, Аргентина
  • Офисное здание Termeh, Хамадан, Иран

    Волнистая крыша этого многоцелевого здания построена с использованием традиционных методов кирпичной кладки и предназначена для прогулок, сидения и игр. Расположенный в одном из старейших городов мира, вызов для иранских архитекторов Фаршада Мехдизаде и Ахмада Батаи должен был создать что-то современное и функциональное, которое казалось бы частью с соседними структурами. Купите ее в книжном магазине Guardian за 42,49 фунтов стерлингов.

  • Дом Диего Аррайгады, Росарио, Аргентина

    В доме Аррайгады открытые бетонные потолки и полы сочетаются с красивым перфорированным фасадом с решетчатым рисунком

  • Театр Аудиториум, Ллинарс-дель-Вальес, Барселона, Испания

    Здание Альваро Сизы представляет собой смесь минималистичных кирпичных фасадов по большей части внешней периферии. Широкое применение получил керамический клинкерный кирпич 9.0005
  • В 2009 году по заказу Лондонской школы экономики ирландские архитекторы O’Donnell + Tuomey создали необычный граненый фасад для этого «жилого склада»

  • The Brick House, Вада, Индия

    Это здание, спроектированное архитектурной компанией iStudio Architecture из Мумбаи, представляет собой современное и энергоэффективное здание, выполненное из местного кирпича кустарного производства.
  • Винокурня Puni, Глоренца, Италия

    В здании Вернера Чолля находится единственный в Италии завод по производству виски. Кирпич используется во всем здании в дизайне, который напоминает сельскохозяйственную архитектуру региона

  • Тема: Дом художников и культурный центр, Синтиан, Сенегал

    Местные материалы и строительные технологии были использованы для художественного пространства сообщества Тошико Мори недалеко от границы с Малией: сырцовый кирпич и каменные блоки, бамбук и солома, переработанные осколки плитки и кирпич с промежутками с москитной сеткой

  • Достопримечательность Нью-Берген, Нидерланды

    Башня Монаднока в Роттердаме, облицованная зеленым и красным кирпичом, была задумана как городской центр небольшого южного городка Ньив-Берген в Лимбурге. Небольшие отверстия в фасаде позволяют свету проникать днем ​​и выходить наружу ночью

  • 10-этажный зиккурат Herzog and De Meuron высотой 64,5 метра увеличил пространство галереи Тейт Модерн на 60% и использовал ту же базовую палитру кирпичей и кирпичной кладки, что и исходная конструкция электростанции

  • Государственный архив Северного Рейна-Вестфалии, Дуйсберг, Германия

    Расположенная в гавани на берегу Рейна в Дуйсберге, к северу от Дюссельдорфа, эта башня в форме дома, спроектированная Ортнером и Ортнером, была пристроена к существующему складу из коричневого кирпича 1930-х годов. Самый большой архив Германии высотой 76 метров имеет 148 км полок за глухим фасадом из красного кирпича

  • Бочето, Аскунсьон, Парагвай

    Местная практика Estudio Elgue объединила существующие стены и материалы из старого снесенного здания в это новое рабочее пространство. Естественная вентиляция, создаваемая полым кирпичом в стенах, делает здание очень энергоэффективным

  • Центр конгрессов и культуры CKK Jordanki, Торунь, Польша

    Испанский архитектор Фернандо Менис сделал свой проект нового культурного центра в средневековом сердце польского города Торунь максимально низким и похожим на скалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *