Колонны в архитектуре: Колонна (архитектура) | это… Что такое Колонна (архитектура)?

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-4

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А – Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д – З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И – Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О – С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т – Я
И — Изразцы

Изразцы — керамические изделия в виде плит из обожженной глины, которые сзади имеют коробчатый выступ (румпу) для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными. С лицевой поверхности изразцы покрывают глазурью (стекловидным покровом) или оставляют неглазурованными (терракотовыми). Изразцы, покрытые глазурью зеленого цвета, называют муравлеными, а изразцы с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками, — майоликой.

К — Колонна

Колонна — цилиндрический столб, поставленный вертикально. В каркасных зданиях колонны несут нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них элементов.

Ствол колонны (фуст) покоится на базе (основании, от basis — нога), нижнюю часть которой (плинт) обычно исполняют в виде квадратной плиты.

Венчает колонну капитель (от caputus — голова), которая соединяется со стволом с помощью валика (астрагала). Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, переходя с помощью

эхина к квадратной плите (абаке).

Капители архитектурных ордеров легко узнаются. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин. У ионической капители на эхине вылеплены два спиральных завитка с кружком («глазком») в центре (волюты). Коринфскую капитель украшают завитками листьев аканта. Кстати, иногда форму волюты придают архитектурным деталям, консолям карнизов, обрамлениям порталов, дверей, окон. Изредка волюты разворачивают вверх.

Ствол колонны обрабатывают вертикальными желобками (каннелюрами). Причем каннелюры допустимы на колонне любого ордера, кроме тосканского. В дорическом ордере возможно не более 20 каннелюр на колонну, а в ионическом — 24 каннелюры. Иногда колонна имеет небольшое расширение в нижней части (

энтазис), чтобы скрыть иллюзию вогнутости ее ствола. А кубышчатая колонна расширяется в центральной части.

Но не всегда колонны имеют форму столба. Кариатида (скульптура стоящей женской фигуры, названная в честь жриц храма Артемиды в Кариях) — это тоже колонна. Есть и мужской вариант колонны — Атланты. По легенде, Атлантам Зевс приказал держать на плечах небесный свод в наказание за участие в борьбе против Богов.

А ряд колонн, объединенных антаблементом или общим перекрытием, с одинаковым пролетом между рядом стоящими колоннами (интерколумний) называют колоннадой. Колоннады используют в виде портиков и галерей, а также для разделения помещений. Иногда колоннада становится самостоятельным сооружением.

Л — Лопатка

Лопатка — фальшивая колонна в виде выступа из стены. В отличие от пилястры она не имеет базу и капитель. Лопатка и пилястра могут быть конструктивным утолщением или просто декоративным элементом, членящим стену.

В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

М — Мезонин

Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, нередко с балконом. В России мезонин стал популярен в XIX веке как один из способов увеличить жилую площадь. Тогда налог платили за каждый этаж, а мезонин полноценным этажом не был, поэтому позволял сэкономить на налогах.

Н — Ниша

Ниша — углубление в стене здания для установки статуй на постаменте (архитектурном основании), ваз, размещения встроенных шкафов. Полукруглую глубокую нишу называли экседрой, а нишу, обрамленную колоннами или пилястрами и увенчанную фронтоном, — эдикулой.

Страница 4 из 6«‹123456›»

Базы и капители для колонн для украшения фасада дома по каталогу

Важным конструктивным элементом в архитектуре является колонна. Архитектурная колонна выполняет две функции:

  •  играет роль опоры для крыши, балконов, арок и навесов;
  •  эстетическая роль заключается в том, чтобы связать основание здания с кровлей, балконом и придать величественности дому.

Все архитекторы любят оформлять дома различными элементами  архитектурными украшениями и одним из выигрышных вариантов являются декоративные колонны, которые работают по прямому назначению и исполняют роль дополнительных опор, при этом очень эффектно смотрятся в экстерьере.

КЛ-1

Классические базы и капители КЛ-1 являются отличным декоративным решением оформления существующих колонн. Гармонично подойдут для круглых колонн диаметром 300-500 мм, а высотой 2500-3500 мм.

КЛ-2

Недорогим и простым решением оформления колонн будут базы и капители КЛ-2. Возможно изготовление, как на прямоугольные колонны и пилястры, так и на круглые колонны.

КЛ-3

Капители и базы колонн КЛ-3 отлично подойдут для колонн шириной и диаметром 250-350 мм. Данные элементы создают мягкий переход к свесам кровли и балконным перекрытиям.

КЛ-4

Оформление колонн декоративными элементами КЛ-4 отличное решение для комплексного оформления фасада дома. Возможно изготовление прямоугольных и радиальных элементов.

КЛ-5

Декоративные базы и капители колонн КЛ-5 могут быть использованы не только на колоннах. Но и при оформлении пилястр, как угловых, так и прямых.

КЛ-6

Декоративные элементы из пенополистирола КЛ-6 имеют оптимальные размеры для оформления колонн диаметром 300-450 мм. Для более долгого срока службы базы колонны — плит под базу заливается по месту из бетона.

КЛ-7

Оформление колонн капителями и базами КЛ-7 визуально объединяет ствол колонны с основанием здания и выносом кровли или балконных плит.

КЛ-8

Популярное и недорогое классическое оформление колонн и пилястр базами и капителями КЛ-8. Подойдет для оформления небольших колонн диаметром 200-300 мм.

Оформление колонн

Современная архитектура помогает воссоздать классическую среду, в качестве деталей оформления фасадов используют капители и базы колонн. Элементы из полимербетона имеют большое преимущество перед другими, стоят они даже дешевле гипса, но по внешнему виду ни чем не отличаются от более дорогостоящих материалов.

В среднем высота капители равна радиусу колонны, т.е. колонна диаметром 300 мм. будет иметь капитель высотой  примерно от 150 до 200 мм.

Мы можем выполнить данные элементы на колонны, как квадратного, так и радиального сечения. Выбрать карнизы можно на нашем сайте, которые представлены в разделе каталог, а так же выполнить индивидуальный профиль по чертежам дизайнера или архитектора.

Технические характеристики капителей колонн

Компания ООО «ПК Традиция» предлагает капители и базы колонн из двух материалов:

«Пенопрофиль»— декор из пенополистирола с сертифицированным защитным слоем на основе мраморного песка мелкой фракции и акрилового вяжущего толщиной 3 мм.

  • Погонажные изделия стандартной длины 2 м.
  • Возможно изготовление баз и капителей на радиальные колонны и пилястры.
  • Декоративные элементы готовы под покраску.

«Архио»— изделия в виде скорлупы толщиной от 8 до 10 мм. из молотого доломита и мрамора на связующем из полиэфирной смолы.

  • Данные элементы возможно изготовить на круглые и на прямоугольные колонны и пилястры.
  • Монтаж осуществляется при помощи алюминиевых или оцинкованных уголков или через лицевую поверхность на анкера.
  • Стыки заполняются герметиком в цвет декора.

Смотреть полный каталог

Learn — History of Columns

Древность

Древность

Пожалуй, в самом известном памятнике эпохи неолита, Стоунхендже, использовались ранние колонны. Дольмен — это название, иногда применяемое к двум или более вертикальным камням, поддерживающим горизонтальную плиту. Кромлех относится к использованию трех или более вертикальных камней, покрытых необтесанным плоским камнем. Эти методы строительства часто встречались на различных культовых сооружениях эпохи неолита по всей Европе.

Египет

Египет

В древнеегипетской архитектуре еще в 2600 г. до н. э. архитектор Имхотеп использовал каменные колонны, поверхность которых была вырезана так, чтобы отражать органическую форму связанных тростников, таких как папирус, лотос и пальма. В более поздней египетской архитектуре также были распространены граненые цилиндры. Считается, что их форма произошла от архаичных храмов, построенных из тростника. Вырезанные из камня колонны были богато украшены резными и раскрашенными иероглифами, текстами, ритуальными изображениями и природными мотивами. Известно, что египетские колонны присутствуют в Большом гипостильном зале Карнака (около 1224 г. до н.э.), где 134 колонны выстроены в шестнадцать рядов, а высота некоторых колонн достигает 24 метров.

Одним из наиболее важных типов являются колонны в форме папируса. Происхождение этих колонн восходит к 5-й династии. Они состоят из стеблей лотоса (папируса), стянутых вместе в пучок, украшенный лентами: капитель, вместо того чтобы раскрыться в форме колокольчика, раздувается, а затем снова сужается, как цветок в бутоне. Основание, которое сужается, принимая форму полусферы, как стебель лотоса, имеет постоянно повторяющееся украшение из прилистников.

Персы

Персы

Одними из самых сложных колонн в древнем мире были колонны персов, особенно массивные каменные колонны, воздвигнутые в Персеполе. Они включили в свои столицы структуры с двойным быком. Зал Ста Колонн в Персеполе размером 70 × 70 метров был построен ахеменидским царем Дарием I (524–486 до н. э.). Многие из древних персидских колонн стоят, некоторые из них имеют высоту более 30 метров. Высокие колонны с капителями в виде бычьей головы использовались для портиков и для поддержки крыш гипостильного зала, частично вдохновленные древнеегипетским прецедентом. Поскольку колонны несли деревянные балки, а не камень, они могли быть выше, тоньше и шире, чем египетские.

Греческий и римский

Греческий и римский

 Минойцы использовали целые стволы деревьев, обычно перевернутые вверх дном, чтобы предотвратить повторный рост, стояли на основании, установленном в стилобате (основание пола) и увенчанном простой круглой капитал. Затем они были расписаны, как в самом известном минойском дворце Кносса. Минойцы использовали колонны для создания больших пространств открытой планировки, световых колодцев и в качестве фокуса для религиозных ритуалов.

Эти традиции были продолжены более поздней микенской цивилизацией, особенно в мегароне или зале в центре их дворцов. О важности колонн и их связи с дворцами и, следовательно, об авторитете свидетельствует их использование в геральдических мотивах, таких как знаменитые львиные ворота Микен, где два льва стоят с каждой стороны колонны. Будучи сделанными из дерева, эти ранние колонны не сохранились, но сохранились их каменные основания, и благодаря им мы можем видеть их использование и расположение в этих дворцовых зданиях.

Египтяне, персы и представители других цивилизаций в основном использовали колонны для поддержки крыши внутри здания, предпочитая украшать наружные стены рельефами или картинами. Однако древние греки, а затем и римляне любили использовать их и снаружи, а широкое использование колонн внутри и снаружи зданий является одной из наиболее характерных черт классической архитектуры в таких зданиях, как Парфенон. Греки разработали классические ордера архитектуры, которые легче всего отличить по форме колонны и ее различных элементов. Римляне расширили их дорический, ионический и коринфский ордера, включив в них тосканский и композитный ордера.

Средневековье

Средневековье

Колонны или, по крайней мере, большие структурные внешние колонны стали гораздо менее значимыми в архитектуре Средних веков. От классических форм отказались как в византийской, так и в романской архитектуре в пользу более гибких форм, с капителями, часто использующими различные виды украшения листвы, а на Западе – сцены с фигурами, вырезанными на рельефе.

В романский период строители продолжали повторно использовать и имитировать древнеримские колонны везде, где это было возможно; в новом акцент делался на элегантность и красоту, о чем свидетельствуют витые колонны. Часто их украшали мозаикой.

Ренессанс

Ренессанс

Архитектура эпохи Возрождения стремилась возродить классический словарь и стили, а осознанное использование и изменение классических ордеров оставалось основополагающим для обучения архитекторов в архитектуре барокко, рококо и неоклассицизма.

Столбцы

Классические ордена, опубликованные во французской энциклопедии 18 века. По часовой стрелке сверху слева: тосканский, дорический, современный ионический, композитный, коринфский и ионический.

Колонна изначально была разработана для поддержки несущих нагрузок в строительстве. Древние персы и египтяне, среди прочих, использовали внутренние столбы или колонны для поддержки крыш своих зданий, что известно как конструкция «стоек и перемычек». Фактически, египтяне смоделировали свои колонны по образцу связок палок, которые использовались для поддержки покрытых тростником крыш народных жилищ вдоль Нила. Впечатляющие храмы фараонов, далекие от хижин простого народа, были вырезаны так, чтобы напоминать эти связки палочек, а также местные бутоны и цветы лотоса и папируса.

Древние греки пошли еще дальше, используя колонны в качестве внешних элементов. Они и не подозревали, что создадут архитектурный прецедент на тысячелетия вперед. Даже римляне, которые отказались от стоечно-ригельного строительства, внедрив новаторские инженерные методы с использованием бетона, арок и сводов, использовали внешние колонны в качестве преобладающего декоративного элемента.

В этот период были разработаны классические ордера архитектуры, наиболее полно описанные римским инженером Витрувием в его трактате об архитектуре, озаглавленном соответствующим образом «Об архитектуре». Витрувий объясняет ордера такими, какими мы их знаем сегодня: дорический, ионический, коринфский, составной и тосканский.

Части колонны

Прежде чем мы перейдем к каждому заказу, важно понять компоненты колонны. Колонны состоят из трех основных частей: самый нижний элемент является основанием, на которое опирается остальная часть колонны; средняя часть колонны — вал; а самый верхний элемент – это капитель, которая опирается на вал.

Дорический орден

Возникший в континентальной Греции еще в 8 веке до н. э. Дорический орден характеризуется крепким внешним видом, простой капителью и отсутствием основы. Колонна стоит прямо на земле или фундаменте, а ее стержень, обычно рифленый, шире внизу и слегка сужается кверху. Столица круглая, состоит из круглой горловины с квадратными счетами, соединяющими ее с большим антаблементом. Из-за его визуальной тяжести и силы Витрувий ассоциировал дорический ордер с мужскими добродетелями.

Ионический Орден

Более сложный, чем предшествовавший ему дорический, Ионический Орден впервые появился в Ионии в середине 6 века до н.э. Для ордена характерны закрученные завитки, украшающие каждый угол капители. Рифленый стержень тоньше, чем у дорического ордера, поэтому требуется основание, которое имеет простую форму. Из-за его тонкой формы и завитков, напоминающих локоны, Витрувий приписывал ионическому ордену женственность, особенно матроны или замужней женщины.

Коринфский орден

Самый богато украшенный из орденов, коринфский орден возник последним в Греции, впервые появившись в Афинах в 4 веке до н.э. Он состоит из тонких рифленых колонн, установленных на простом основании. Столица богато украшена стилизованными листьями и завитками аканта. Витрувий также проводил параллели между коринфским орденом и женственностью; однако, в отличие от более сдержанного и утонченного Ионического ордена, богато украшенный коринфянин вместо этого ассоциировался с юной девушкой с изящными аксессуарами.

Составной Орден

Как следует из названия, Составной Орден представляет собой комбинацию более ранних архитектурных ордеров. Он появился в Риме в I веке н.э. и характеризуется капителью, в которой ионические завитки смешаны с коринфскими листьями аканта. Помимо капители, составная колонна следует правилам коринфского ордена.

Тосканский орден

Изобретенный архитекторами и архитектурными теоретиками итальянского Возрождения, тосканский орден рассматривается как возвращение к простоте. По сути, детали его капители и вала демонстрируют урезанную версию дорического ордена с простой капителью и гладкими колоннами без каннелюр. Он отличается от дорического своими пропорциями, вместо этого отражая стройную форму ионического.

Эволюция колонны

Классические колонны потеряли популярность по мере того, как стали популярными более сложные и структурно-гибкие формы готического и византийского стилей. Однако они вновь появились в эпоху Возрождения и с тех пор остаются общей стилистической чертой в архитектуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *