Колонна дорическая: Колонна дорического ордера • Архитектура

Колонна дорического ордера • Архитектура

Утонынение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость (энтазис), максимум которой приходился на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты). Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками — каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати.

В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Каннелюры оживляли игру света и тени на колоннах, подчеркивали вертикальные линии контуров и при строительстве из мрамора выявляли своими гранями полупрозрачность этого материала. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки).

Капитель состояла из округлой подушки — эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты — абака (абаки). Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками — ремешками, количество которых колебалось от одного до пяти. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка — скоция (например, архаические храмы в Посейдонии).

Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел дорический фриз (др.-греч. — триглифон), состоявший из триглифов и метоп.

Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза (точнее, среза) — по его краям. Между триглифами размещались почти квадратные, чуть вытянутые в длину плиты — метопы; они были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались скульптурой (горельефами).

С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (лат. — гутты). Плоскости фриза между триглифами именуются метопами.

Для того чтобы провести анализ тектонической системы ордерной системы Древней Греции, важно познакомиться с ее деталировкой. Нижняя несущая часть ордера — стилобат — представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, которая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн.

Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера — антаблемент. В каждом ордере своя художественная трактовка колонн и антаблемента.

Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов — архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями. Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя— база— опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.

База

Из базы как бы вырастает фуст — ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой.

Фуст — ствол колонны. Подобное утонение называется энтазисом. И наконец, капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капители наиболее ярко и образно отражено художественное различие греческих ордеров.

«Изучение ордеров необходимо для формирования у будущего специалиста правильного архитектурно-строительного мышления. На примере ордера можно проследить органическую связь между формой и структурой здания, научиться выявлять сущность архитектурного произведения во взаимоотношении его трех основных компонентов: функции, конструкции, художественного образа сооружения.

Кроме вышеперечисленного, изучение ордеров позволяет приобрести навыки постижения работы архитектурной формы, взаимосвязи и пропорциональности всех ее частей. Именно в ордерной архитектуре вместе с развитием строительной техники сформировались принципы и закономерности построения архитектурного организма, которые в эпоху Античности и Ренессанса выкристаллизовывались в определенные теоретические положения, получившие большое распространение на Европейском континенте».

Также изучение классических ордеров может помочь будущим специалистам и бакалаврам в понимании развития тектонической системы в стоечно-балочной системе. Изучение ордера помогает нам познакомиться с важнейшей стороной архитектуры — тектоникой — как художественным выражением работы конструкции и материала.

Изучение ордера может привести к пониманию и раскрытию взаимосвязи конкретного ордерного решения с функциональными задачами сооружения, конструкцией и матери ал ом, гр адостроител ьными и природными условиями, эстетическими идеалами эпохи и национальными художественными традициями народа.

Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Глядя на античные здания, многие задаются вопросом, почему одни строения украшены тяжёлыми громоздкими колоннами, а другие – лёгкими и элегантными. Все дело в стиле ордера – порядка построения.

Более тяжелые колонны – самые старые, построенные в дорическом стиле, а элегантные – новые – дорические и коринфские. Есть смешанные модификации, поэтому, чтобы различить эти стили, нужно оценить здание сверху донизу.

Как устроена колонна

Первыми в античном мире начали украшать свои здания колоннами греки. Но есть мнение, что они позаимствовали принципы архитектуры у древних культовых строений. После греков колонны стали устанавливать и римляне. Эти архитектурные элементы строились по определенному принципу. Храмы и форумы, украшаемые ими, считались символом порядка, подчеркиваемого таким образом.

Все колонны имеют схожую конструкцию. Внизу находится широкое основание – база, на которую установлена длинная часть – фуст, украшенный канавками – канелюрами. У более ранних дорических колонн базы нет и фуст поставлен на основу – стилобат здания.

База не монолитна. На ней можно увидеть валы-торусы и вогнутую выкружку между ними. У ионических колонн выкружка часто ассиметричная – ее верхние и нижние стороны имеют разный диаметр.

Сверху фуст переходит в широкую часть колонны – капитель, как правило, богато украшенную, особенно у более поздних ионических и коринфских орденов. На капитель устанавливается антаблемент – горизонтальная балочная конструкция, состоящая из нескольких элементов:

  • Архитрава, уложенного непосредственно на капитель.
  • Фриза – украшенного элемента, располагавшегося на архитраве.
  • Карниза – самой верхней выступающей части, тоже, как правило, красиво украшенной.

Между колоннадой и крышей устанавливались фронтоны с изображением эллинских богов, мифических чудовищ и батальных сцен. Сверху на скаты крыш ставили акротерии в виде статуй или целых скульптурных композиций.

Мужские и женские колонны

Древний архитектор Витрувий разделил колонны по полу. Дорический ордер он считал мужским, а ионический и коринфский – женским. Это видно даже по пропорциям – у мужского варианта длина в 6-7 раз превышает толщину основания, а у женского в 8-9, то есть эти архитектурные элементы более стройные.

Дорические колонны выглядят проще и грубей, а орнамент на них менее изящный. Даже вертикальных канавок – канелюров – меньше. На дорических колоннах их 12, на ионических – 24 и даже 48.

Верхняя часть колонны – капитель – продолжает контраст мужчины и женщины. У ионического ордера сверху находятся завитки – волюты, напоминающие вьющиеся локоны женской прически. Эти завитушки более декоративны по сравнению с дорической формой, сравниваемой древнегреческим архитектором с мужской стрижкой. Верхняя часть ионической колонны нередко дополнительно украшена ожерельем с изображением цветов, листьев, лент и завитков. Это усиливает впечатление женственности. На мужской колонне такой красоты нет. Она более простая и строгая.

Коринфские колонны с капителью, напоминающей корзину из веток и листьев, тоже имеют женское начало. Автором такого оформления стал древнегреческий мастер Каллимах. Прогуливаясь по кладбищу, он увидел на могиле ивовую корзинку, сквозь которую проросло растение акант, выпустившее листья между прутьями. Поражённый новизной образа, мастер решил применить увиденное в работе. Так появились коринфские колонны, украшенные лепными украшениями, напоминающими корзину с листьями.

Дорический фриз состоит из чередующихся триглифов и метопов. Триглифами называются таблички с тремя вертикальными бороздками, а пространство между двумя триглифами – метопом: он украшается рисунком или оставляется пустым. Ионический фриз может быть украшен любым орнаментом.

Фото: источник

Вот почему древним архитекторам ионический орден казался женским – в нем было много мелких элементов и украшений, а сама конструкция казалась стройной, похожей на юную деву. Дорическая колонна украшалась скромнее, была широкой и «коренастой», более мужской.

 Не все так просто

Теперь можно окончательно выяснить, какое здание перед нами – дорическое или ионическое. Но не все так просто. Например, Парфенон. Его дорические колонны украшает фриз, на котором изображено все – конные парады, жрицы, божества. Там нет триглифов и метопов, поэтому здание считается построенным в смешанном стиле.

Выточить из камня красивую базу было очень сложно, ведь у древних мастеров не было такого инструмента, как сейчас. Поэтому основания более поздних колонн часто были простыми. Есть коринфские или ионические колонны без базы. Древние архитекторы, видимо, тоже любили покреативить, обращаясь к ранним архитектурным образцам.

Нынешние скульпторы тоже устанавливают в современные здания статуи в античном стиле, потому что есть классические ценности, не подвластные времени. Примерно так же поступали древние архитекторы, вдохновлявшиеся более ранними произведениями своих коллег.

Бывают очень ажурные базы, украшенные гроздьями винограда и другими декоративными элементами, внешний вид которых не подчиняется архитектурным правилам. Но в любом случае это – ионические варианты. У дорических колонн такого основания нет.

Ордена колонн со времён Витрувия почти не поменялись

Удивительно, что за тысячелетия колонны не претерпели каких-либо серьезных изменений. Они стали разнообразнее и перестали зависеть от канонов. Внешнее оформление стало богаче и разнообразнее. В распоряжении современного мастера силиконовые формы, современные электрические инструменты, свет и другие достижения цивилизации, о которых Витрувий даже мечтать не мог.

Но до сих пор у колонн есть основание – база, средняя часть – фуст – и капитель. Законы физики не подвластны времени, а именно такая конструкция дает наибольшую устойчивость. Поэтому современные скульпторы соблюдают порядок, созданный древними мастерами.

источник обложки

Дорическая колонна – Архитектура покрытия и дизайн

Капитолий Соединенных Штатов в Вашингтоне, округ Колумбия, является одним из самых узнаваемых зданий в стране и служит символом Конгресса и законодательной власти Соединенных Штатов. Палата представителей и Сенат встречаются, обсуждают и обсуждают национальное законодательство в здании Капитолия. Президент Джордж Вашингтон выбрал и наградил … Читать далее

В древнегреческой религии греческие храмы представляли собой конструкции, предназначенные для размещения статуй божеств в греческих святилищах. Из-за того, что жертвоприношения и ритуалы божеств происходили вне храмов, интерьеры храмов использовались не как места собраний, а как самостоятельные святилища. Это была обычная практика … Читать далее

Первый определенный набор архитектурных норм был введен в древнегреческой архитектуре, которая оказала влияние на римскую архитектуру и, как следствие, на архитектуру по сей день. Дорический, ионический и коринфский архитектурные ордера возникли в Древней Греции в начале того, что сейчас известно как классический период. В … Читать далее

Экспрессионизм — это форма искусства, в которой художник стремится уловить субъективные чувства и реакции, которые объекты и события вызывают у зрителя, а не объективную реальность. Художник достигает этой цели за счет использования искажений, преувеличений, примитивизма и фантазии, а также ярких, резких, жестоких или … Читать далее

На протяжении веков тайская архитектура служила символом страны и веры ее народа в важность сообщества и религии, и архитектурное наследие страны отражает оба этих аспекта. Архитектурные традиции многих соседних с Таиландом стран повлияли на народные и религиозные здания Таиланда, которые развивались … Узнать больше

Если есть что-то грандиозное, что история дала современному миру, так это великие умы, которые вдохновили несколько (и в основном) великолепных архитектурных движений. Архитектурные движения, несомненно, оставили свой след в каждом уголке мира. Стоя во всем своем величии, они неизменно приносят очарование и … Читать далее

Люди иногда думают, что потолки простые и обычные. Их часто упускают из виду, а иногда им не уделяется внимание, как и любым другим аспектам дома. Однако, если говорить о завораживающих и потрясающих потолках, то в мире их предостаточно. И эти архитектурные шедевры, несомненно, могли бы завладеть большинством народных … Читать

Будь то испанский миссионерский стиль, викторианский стиль, романское возрождение или современный стиль, Техас является домом для разнообразных архитектурных стилей, которые прошли через разные эпохи. Разнообразие зданий — одна из вещей, которыми гордятся техасцы, поскольку они также говорят об самобытной культуре и наследии штата. В этой статье перечислены… Подробнее

Нельзя отрицать тот факт, что празднование Рождества не ограничивается каким-либо местом, потому что люди, принадлежащие к любому городу, городу или деревне, любят повсюду видеть праздничные украшения. Людям нравится украшать каждую часть своего дома, включая гостиные, ванные комнаты, спальни, дворы и сады и т. д., чтобы они выглядели уникальными… Читать далее

Когда мы говорим о колоннах, многие люди предполагают, что они присутствуют только для того, чтобы поддерживать и нести нагрузку всей конструкции. Хотя это может быть правдой, их основная цель — придать дополнительную элегантность и привлекательный внешний вид. Важно понимать, что … Читать дальше

Дорические колонны – Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *