Колокольня в шуе: С высокой колокольни: что стоит посмотреть и купить в Шуе

тайны высокой колокольни – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?

Давайте разбираться…

История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова

Фото Николая Винокурова/Фотобанк Лори

Это не отдельное здание, это целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафед­рального собора,
выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832).

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

Фото Игоря Сивцова

В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря.

Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!

Соборная колокольня

106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.

Строительство в 1810 году велось под началом Гауденцио Маричелли. Он планировал выстроить колокольню высотой около 64 метров, но просчитался: конструкция обрушилась…

Стройку передали архитектору Евграфу Петрову, ученику знаменитого Казакова. Он составил новый проект четырехъярусной колокольни, уменьшив высоту каждого яруса, но увеличив общую высоту. Строительство завершилось через 22 года, в 1832 году.

Колокола

В 1888 году под Харьковом произошла железнодорожная катастрофа, в которой чуть не погибла семья императора Александра III и сам государь. В честь чудесного спасения для шуйской колокольни отлили колокол в 20 тонн — седьмой по весу в России.

При перевозке колокола через реку Тезу лед проломился, и колокол затонул. Но сразу нашлись добровольцы, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола и извлекли его на берег. В мае 1891 года при огромном стечении народа колокол вручную на тросах подняли на третий ярус шуйской колокольни.

В советские годы почти все колокола были уничтожены. Сохранились лишь два. Сегодня они вновь участвуют в трезвоне на звоннице шуйской колокольни.

Шпиль

Двести лет само здание колокольни стоит крепко. А вот шпиль всё же пришлось поменять. Деревянный шпиль 45,5 м не выдерживал напора ветра, кренился и ломался. В 1868 году инженер Журавский перестроил шпиль, взяв за основу стальной каркас Эйфелевой башни.

«Шуйское дело»

В 1922 году вышел декрет «Об изъятии церковных ценностей». Формально он был направлен на помощь голодающим Поволжья. Но на самом деле советская власть намеревалась использовать изъятие для провокаций и начала гонений на Церковь.

Прихожане Воскресенского Шуйского собора несколько дней не пускали комиссию по изъятию в церковь. 15 марта по защитникам стали стрелять. Многих ранили, некоторых убили. Собор был разграблен.

По итогу 19 человек были арестованы, трое, в том числе и настоятель собора протоиерей Павел Светозаров, — расстреляны.

А «Шуйское дело» использовали как прецедент для начала масштабных репрессий духовенства по всей стране, арестов и грабежей.

В 2000 году семеро пострадавших во время шуйских событий 1922 года были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. А рядом с колокольней в Шуе в 2007 году установили памятник.

Икона Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери

В 1654–1655 гг. всю центральную Россию охватило моровое поветрие. По просьбе шуйцев иконописец Герасим Иконников написал список со Смоленского образа Богородицы. Когда в Шуе появилась эта икона, болезнь, унесшая к тому времени половину населения города, отступила. Еще дважды по молитвам к этой иконе Шуя избавлялась от эпидемий чумы (1772) и холеры (1831). В 30-е годы ХХ века икона исчезла, и где она сейчас — неизвестно. В соборе находится чтимый список этого образа.

Дорога

Фото Владимира Смирнова/ТАСС

Для жителей Ивановской, Московской, Ярославской, Нижегородской областей поездка в Шую — отличный вариант семейной поездки на выходные. Добираться до города удобнее по железной дороге.

От Москвы до Шуи по железной дороге — 304 км. В пути вам придется провести примерно 3 часа. Поезда «Ласточка» до Шуи отправляются с Курского и Восточного вокзалов.

От станции Шуя нужно дойти до автобусной остановки «Площадь Революции». Оттуда ходит много автобусов до остановки «Центральный рынок». Дальше полкилометра пешком до собора.

Шуя — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги. Не так давно в Шуе отремонтировали здание вокзала, построенное еще в 1896 году в псевдорусском стиле. Восстановили даже башенку с часами.

Водонапорная башня рядом с вокзалом — тоже исторический памятник. Это старейшая башня на Северной железной дороге. Она и по конструкции отличается от более поздних башен: во времена, когда башня была установлена, еще не были изобретены гидроколонны для заправки паровозов. Башни ставили вплотную к путям и паровозам воду заливали просто через настенный кран.

Шуя: со своей колокольни – ИА REGNUM

Иваново, 27 ноября 2015, 00:48 — REGNUM Есть в России такие города: не большие, но и не маленькие, с интересной историей, но никогда не бывавшие в центре по-настоящему великих событий, с развитой промышленностью, но без больших пробок и других неудобств мегаполисов.

Такова Шуя — город, расположенный в трех десятках километров от областного центра — Иванова. Город со своим характером и собственным взглядом на дела и людей прошлого и настоящего.

Воскресенский собор и река Теза

Владимир Бочкарев

Отбитые буквы

Впервые Шуя была упомянута в документах в 1539 году. Но город, конечно, существовал намного раньше, добавляют краеведы. Просто прямых свидетельств нет, только косвенные. Подтверждением тому служат остатки кремля. Кусочек крепостного рва сохранился в виде пруда, в котором отражается самое красивое здание города — музей Константина Бальмонта. Здесь, за древними стенами и рвами и начинался когда-то город на берегу реки Тезы. Кремль сгорел в Смуту. Сейчас место основания города украшает старинная Покровская церковь и здание бывшей городской больницы. О его назначении говорит надпись на фасаде: «Шуйская 2-я городская больница сооружена в 1841 году». Хорошая традиция, ведь даже спустя полтора века после постройки налицо благой замысел создателя.

Если присмотреться, увидишь, что часть букв отличается…

«Больницу построил купец Киселев, меценат, много жертвовавший для города. И надпись звучала так: «Шуйская киселевская больница сооружена въ 1841 году». В советское время отбили «ер», а из «киселевской» сделали «2-ю городскую», сохранив часть букв в конце слова», — говорит старший научный сотрудник литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта Екатерина Ставровская.

Когда-то больницу венчал еще и крест. В здании была устроена церковь. Причем рядом с больничным храмом располагались палаты для тяжелобольных. Во время службы двери открывали. Люди не могли прийти в церковь, но церковь сама приходила к тем, кто, может, нуждался уже в последних словах любви и утешения.

Самая высокая колокольня

Центр Шуи вытянулся вдоль небольшой реки Тезы. Когда-то она была судоходной, что и определило занятия многих шуян: торговля. Торговые ряды и ныне формируют центральную часть города. Над пешеходной улицей постоянно кружат или сидят на крышах и карнизах стаи голубей. Невольно думается: на шумных рынках Шуи эти птицы привыкли кормиться еще несколько веков назад. И привычку не утратили, ведь по субботам одна из центральных площадей до сих пор превращается в оживленный базар. Где все еще можно встретить архаичную телегу местного торговца, рядом с неплохими автомобилями.

Разбогатевшие на торговле шуйские купцы вкладывали капиталы, как и их соседи из Иваново-Вознесенска, в текстильное производство. Город быстро развивался, а заработанные деньги тратились нередко на благоукрашение родной Шуи. При императрице Екатерине Второй город получил интересный регулярный план — от кремля вдоль Тезы по одной линии раскинулись площади, соединенные улицами. На этих площадях возвышались величественные храмы, призванные лучше всяких слов говорить об успехах и набожности жителей. Одним из красивейших был Воскресенский собор. В начале 19 столетия шуяне решили превзойти самих себя и заказали проект новой соборной колокольни швейцарскому архитектору Гауденцио Маричелли.

Гауденцио расстарался, но когда здание выросло до третьего яруса, колокольня рухнула. Что стало причиной, ошибка архитектора или строителей, уже вряд ли узнаешь. Новое строительство возглавил русский архитектор, а работала артель, состоявшая преимущественно из шуйских крестьян. Будто бы восходящее к небу здание до сих пор остается самой высокой в Европе отдельно стоящей православной колокольней. Его высота — 106 метров! Дело, конечно, не только в высоте, но и в изящном силуэте циклопической постройки, прекрасно вписанной в городское пространство, ее невероятной для небольшого уездного города дороговизне. Горожане не остановились и на этом. Владелец одной из фабрик заказал для колокольни 20-тонный благовестник. Его установка в 1891 году стала подлинным символом единения и веры. При огромном стечении народа сотни жителей Шуи взялись за веревки и все вместе на лебедке подняли колокол.

От Шуи до Крыма

А уже вскоре город ткачей стал одним из очагов Первой российской революции. В Шуе ее делал Михаил Фрунзе. Одним из эпизодов стал захват шуйской типографии для печати революционных листовок.

«Захват захватом, но печать листовок после этого социал-демократы оплатили, — рассказывает директор Шуйского историко-художественного и мемориального музея имени Фрунзе, кандидат исторических наук Владимир Возилов. — Несколько позже Фрунзе все же был арестован. Но полиции пришлось его отпустить. Тысячи рабочих пришли к зданию полицейской управы и чуть не взяли ее штурмом».

Тогда Фрунзе пришлось покинуть Шую, вновь появился здесь он уже в 1917 году. Парадоксально, но в Шуе большевики взяли власть не в результате революции. Они пришли к ней с помощью прямых демократических выборов.

«Коалиция большевиков и левых эсеров победила на выборах и в городскую думу, и в земскую управу. Они выиграли выборы, как сейчас «Единая Россия», с огромным отрывом от местных либералов. В принципе, им революция вообще была не нужна. Михаил Фрунзе стал председателем Уездной управы», — поясняет Владимир Возилов.

Музей имени Фрунзе не просто действует в Шуе, он еще и один из самых современных и интересных. Дело в том, что Фрунзе первым возглавил Иваново-Вознесенскую губернию, территория которой раньше входила в состав Владимирской. Революционер и военачальник стал советским брендом всего Ивановского края. В постсоветское время вокруг музея шли дискуссии, но его удалось отстоять.

«Крым — наш» — это ведь тоже Фрунзе, — улыбается Возилов. — Не должно быть ангажированного подхода. Давайте вспомним, что после взятия Крыма Михаил Васильевич отказался расстреливать белых офицеров, за что фактически был удален от большой политики, отправлен на Украину, где возглавил вооруженные силы Украины и Крыма. Он же подписал договор между Турцией и Украиной, положив конец притязаниям Турции на Крым и став военным советником Ататюрка».

«Шуйское дело»

Совсем рядом с музеем Фрунзе, на площади перед той самой колокольней, стоит памятник погибшим за веру. Двое священников падают под пулями палачей, а маленькая девочка тянется руками к кресту на пробитой груди.

Это отголосок знаменитого «Шуйского дела». В 1922 году комиссия по изъятию церковных ценностей попыталась войти в главный храм города — Воскресенский собор. Путь им преградили сотни верующих. На помощь комиссии пришла милиция и красноармейцы. Раздались выстрелы, несколько человек были убиты. А затем арестованы и приговорены к расстрелу те, кого новая власть посчитала организаторами «бунта». С этого момента в России начался виток жестоких репрессий против духовенства.

Был сброшен с колокольни и 20-тонный благовестник, который еще недавно поднимали всем миром. Отлит он был так хорошо, что падение не причинило колоколу никакого вреда. На земле его добивали кувалдами. Пропала и главная святыня края — чудотворная Шуйская икона, когда-то избавившая город от чумы. Если в Воскресенском соборе ограничились разграблением, сбросом колоколов и закрытием, то другой храм — Спаский — был взорван.

«Руководил взрывными работами тот же человек, который потом взрывал храм Христа-Спасителя в Москве.

Такая своеобразная репетиция. При взрыве церковь устояла. И тихо рухнула только вечером того же дня, когда люди, пришедшие посмотреть на разрушение, уже разошлись», — говорит Екатерина Ставровская.

Сейчас на месте разрушенной церкви установлен крест, а рядом возвышается памятник Ленину. Задуманная еще планом Екатерины Второй ось из храмов на площадях разорвалась. В центре города, в целом сохранившего свой исторический облик, словно зияет какая-то дыра.

Несостоявшийся памятник

А вот самая поразительная шуйская история в городе никак не увековечена. Хотя мысль о том, что сделать это надо, возникала, и не раз. В Шуйском уезде в 18 веке проживал крестьянин Федор Васильев. Он поставил непревзойденный доныне рекорд многодетности. У него было… 87 детей. Восемьдесят семь! Это невозможно, скажете вы. Секрет в том, что у Васильева ни разу не рождалось по одному ребенку. Только двойни, тройни и четверни. Федор женился в восемнадцать. Его первая супруга, имя которой (вот ведь историческая несправедливость!) неизвестно, родила 69 детей.

Когда она умерла, Федор женился вторично, будучи уже человеком немолодым. И стал отцом еще 18 сыновей и дочерей. Лишь некоторые из них не пережили младенчество, что для тех времен редкость. Имя Федора Васильева занесено в Книгу Рекордов Гиннеса. В самой же Шуе памятника, который рассказывал бы об этой уникальной истории, пока не вышло. Шуяне шутят, что в качестве символа скульпторам приходит на ум… В общем, сами догадайтесь, что. И ставить на улице древнего русского города это, конечно, не стоит. Хотя от туристов, наверно, отбоя бы не было.

Мыльная история

Сегодня на старых купеческих лавках Шуи красуются новые вывески, а разномастные домики с наличниками так и стоят, как сто или двести лет назад. Их деревянные ворота пока еще успешно конкурируют с профнастилом, заставляя жадно ловить глазами и фотокамерой детали, пережившие не одну эпоху. А, может, в Шуе смотрят на все иначе, чем в других городах? Со своей, все-таки самой высокой колокольни?

На въезде в город со стороны Иванова гостей встречает герб, причем не современный, а исторический. Дело в том, что на шуйском гербе изображен кусок мыла цвета золота. В старину Шуя славилась не только ткачеством, но и мыловарением. До революции прозаичный предмет уравновешивала губернская часть герба: владимирский лев. В советское время символ был забыт. В 1990-х вернули герб екатерининской эпохи, но затем главным герольдмейстером России был разработан вариант безо льва. Ведь к Владимиру Шуя уже не имела никакого отношения. Шуяне потребовали царя зверей вернуть. И тогда герольдмейстер сказал: успокойтесь, львы есть везде, а вот мыло — только у вас. Жители Шуи не только успокоились, но и возродили заброшенное в советское время мыловарение. Музей мыла открыли, «мыльный» фестиваль проводят. Но на въезде в город все равно оставили старый герб, с гордым владимирским львом.

Глядишь, и 20-тонный колокол вновь отольют.

Справка ИА REGNUM : Шуя — районный центр Ивановской области. Город известен с 1539 года. 58 800 жителей.

Барабанная башня и колокольня

Барабанная и Колокольная башни расположены в северной части центральной оси Внутреннего города Пекина, к северу от улицы Дианьмэнь.

Барабанная башня была построена в 1272 году во время правления Хубилай-хана, в то время она стояла в самом сердце юаньской столицы Даду. В то время она была известна как Башня упорядоченного управления (Циженглоу). В 1420 году при минском императоре Юнлэ здание было реконструировано к востоку от первоначального места, а в 1800 году при цинском императоре Цзяцине была проведена масштабная реконструкция. В 1924 октября название здания было изменено на «Башня осознания позора» (Минчилоу), и были выставлены на обозрение объекты, связанные со вторжением союзных войск восьми держав в Пекин, а затем с резней 30 мая 1925 года. В настоящее время верхний этаж здания служит Домом народной культуры Восточного городского округа.

Первый уровень Барабанной башни представляет собой сплошную квадратную террасу высотой четыре метра, длиной 55,6 метра и шириной 30 метров. Передняя и задняя часть террасы пронизаны тремя арочными проемами, а две стороны – по одному проему. Широкая, приземистая многостворчатая деревянная конструкция, построенная на террасе, впечатляет своей красной стеной и желтой застекленной крышей. В древние времена Барабанная башня была центром хронометража для всего города и была оборудована бронзовыми клепсидрами (водяными часами) и барабанами, которые били, чтобы отмечать часы.

Четыре бронзовые клепсидры, которые когда-то служили в Барабанной башне, считаются датируемыми династией Сун. Между этими четырьмя устройствами был установлен большой бронзовый гонг, который через ряд механических устройств был связан с водяными часами и бил каждую четверть часа. Когда была введена система определения времени с помощью спирали благовоний, которые горели часами, клепсидры вышли из употребления.

В древности на верхнем этаже здания располагалось 24 барабана, из которых сохранился только один. Его голова сделана из цельной бычьей шкуры и имеет диаметр 1,5 метра. Рельеф меча на боку барабана — память о вторжении союзных войск восьми держав в Пекин в 1900.

Во времена династии Цин часы отмечались ночью, начиная с 19:00, процедура, которую в народе называли «установкой часов». В этот час барабаны били 13 раз. После того, как часы были «настроены» таким образом, каждый последующий двухчасовой интервал отмечался одним ударом барабана. Гражданские и военные чиновники ориентировали свою жизнь на эти сигналы времени. При пробивании третьей стражи (1 час ночи) чиновники, присутствовавшие на утреннем суде, поднялись с постелей и в четвертую (3 часа ночи) собрались у Меридианных ворот (Вумэнь). С пробой пятой стражи (5:00) они вошли в Императорский дворец и преклонили колени на Море каменных плит (Хаймэнь) перед Залом Высшей Гармонии (Тайхэдянь), ожидая указаний от императора.

Рядом с Барабанной башней находится Колокольня, 33-метровое сооружение с серыми стенами и зеленой застекленной крышей. Каждая сторона основания здания пронизана арочным проемом, а каждая сторона Колокольного павильона, стоящего на платформе, также имеет арочные ворота. Колокольня впервые вошла в обиход во время правления императора Мин Юнлэ, который был преобразован из главного зала бывшего Храма Вечного Мира (Ваньнинси), построенного во времена династии Юань. Новая колокольня была уничтожена пожаром после недолгого существования, и только в 1747 году император Цяньлун предпринял реконструкцию привлекательного прочного каменного сооружения. Это здание было настолько прочным, что пострадало только от Таншаньского землетрясения 19 г.76 была утрата единственной каменной головы животного, украшавшей крышу.

Первоначально на колокольне стоял огромный железный колокол. Но поскольку его звон был недостаточно громким, его заменили массивным литым бронзовым колоколом толщиной более 10 дюймов, который сегодня находится в идеальном состоянии. Железный колокол был перенесен в заднюю часть Барабанной башни, где он оставался более 500 лет. Еще в 1924 году можно было услышать, как бронзовый колокол отбивает 7 часов вечера. звонить с расстояния более 20 километров.

Согласно легенде, чиновник по имени Дэн больше года безуспешно пытался отлить колокол. Накануне последнего кастинга его дочь, опасаясь, что дальнейшие задержки и потеря рабочего времени навлекут на отца вину, решила пожертвовать своей жизнью, чтобы подвигнуть богов на совершенный кастинг, и бросилась в расплавленная бронза. Ее охваченный паникой отец смог вытащить из огня только одну вышитую туфельку. Отливка прошла успешно, и император, движимый духом жертвенности молодой девушки, назвал ее «Богиней золотой печи» и построил в ее честь храм возле литейного завода. Обычным людям она запомнилась как «Богиня, бросающая колокол».

После того, как колокол был установлен, звон курантов стал отчетливо и звучно слышен по всему городу. Но в ненастные вечера колокольчик издавал унылый стонущий звук, похожий на слово «се», что в переводе с китайского означает «обувь». Вспоминая старинную легенду, матери утешали своих детей словами: «Идите спать! Колокольня звонит. Богиня, звонившая в колокол, хочет вернуть свою вышитую туфельку».

Адрес: Гулоу Сидацзе, район Дунчэн;

Входной билет: 6 юаней;


Транспорт:
Автобус № 5 или 60 и Троллейбус № 107.  

 

(China.org.cn)

Бронзовый колокол в башне Гулоу

При династии Мин существовало важное правило: ворота Пекина должны были открываться и закрываться точно в определенные часы. Поскольку часов не было, население информировали о текущем времени с помощью колоколов. Эти колокола должны были быть слышны по всему городу, а из-за размера Пекина диапазон звучания простых обычных колоколов был слишком ограничен. По этой причине император династии Мин приказал изготовить для Пекина новый большой бронзовый колокол.

Этот новый колокол должен был заменить железный колокол на вершине колокольни, той самой колокольни, которую до сих пор можно увидеть в Гулоу Дацзе (район между станцией метро Гулоу Дацзе и озером Хоухай), возведенной прямо в середина пекинской оси север-юг. Первоначальный железный колокол был недостаточно мощным; его звук не мог достичь некоторых отдаленных районов Пекина.

Император поручил человеку по имени Дэн спроектировать и отлить колокол из бронзы высотой в два этажа, диаметром 10 футов и весом в несколько тонн.

Колокол был изготовлен в месте, которое в наши дни до сих пор называется Чжу Чжун Чанг, «Литейный завод колоколов», небольшой хутун к западу от Гулоу Дацзе.

С технологиями, доступными в то время, создание Колокола было непростой задачей. Плавящаяся бронза имеет тенденцию очень быстро остывать; поэтому колокол должен был быть реализован в несколько крошечных скрупулезных шагов, которые в целом представляли собой очень медленный и неуверенный процесс.

После нескольких дней напряженной работы бригаде мастеров Дэна удалось закончить только основание колокола, а времени оставалось очень мало. Дэн был полон отчаяния, и ему не хватало идей, чтобы выполнить свою задачу.

В те времена среди литейщиков колоколов бытовала легенда, что если бросить молодую девушку в плавящуюся бронзу, то она просто перестанет остывать. Однако Дэн совершенно не мог смириться с простой мыслью, что молодой человек должен быть принесён в жертву.

Однажды вечером, когда он был в отчаянии и говорил об этом с женой, мимо их комнаты прошла его маленькая дочь Хехуа и услышала разговор.

На следующее утро, когда Дэна не было в литейном цехе, туда вошла Хехуа в красном платье, красном пальто и красных туфлях. Рабочие увидели ее и поздоровались. Хехуа подошел к большой печи, в которой радостно танцевала плавящаяся бронза и мучительно вереск. Пока рабочие говорили, не глядя на нее, она воспользовалась случаем и вскочила на эшафот. Она кричала: «Мама, папа, мы встретимся в следующей жизни! “ и бросилась внутрь жидкой бронзы. Все были в ужасе и пытались спасти ее, но единственное, за что мог ухватиться рабочий, была единственная красная туфля.

Дэн прибыл в мастерскую и узнал, что только что произошло, застряв от боли, безнадежной, он решил, что его дочь не умерла бы напрасно. Он попросил рабочих немедленно отлить колокол. Они послушались и сумели завершить великолепный бронзовый колокол, который требовался для города Пекин.

До недавнего времени его красивый и чистый звук, яркое «дон-дон-дон» можно было услышать по всему Пекину, но, иногда, при плохой погоде, люди могли слышать «се-се-се» (обувь, обувь, обувь на китайском ), как будто Хе Хуа звонила, чтобы вернуть ее красную туфлю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *