Китайский дворец в ораниенбауме: Государственный музей-заповедник “Петергоф”

Несколько фактов и восторженных отзывов о Китайском дворце в Ораниенбауме

Искусство

Мы пригласили на экскурсию в Китайский дворец лауреатов премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» — 2022. Рассказываем о том, что увидели и почувствовали гости, посетив подлинный памятник рококо, сохранившийся благодаря счастливой судьбе и работе реставраторов, которая проходит при поддержке ПАО «Газпром».

5 фактов о Китайском дворце

Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный образец стиля рококо в России такого масштаба и сохранности.

«Китайский дворец — единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено. Такая грациозная, изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться…» — писал Александр Бенуа больше ста назад. Сегодняшние гости могут подтвердить слова историка искусства.

Дворец пощадили время и войны, и его интерьеры дошли до наших дней практически нетронутыми, такими, какими их задумал Ринальди, построивший двести пятьдесят лет назад «маленький домик» императрицы. Екатерина II сама принимала живое участие в процессе проектирования и декорирования. Сначала постройку называли «голландским домиком» (и строили соответственно), но со временем увлечение китайщиной привело к тому, что интерьер приобрел характер шинуазри, наполнился предметами восточного искусства, а дворец стали называть Китайским.

Позднейшие владельцы были образованны, бережны, рачительны и обладали хорошим вкусом, потому изменения, внесенные ими в интерьеры, не стали кардинальными. Прогулка по залам дворца сегодня оставляет чувство, будто ты оказался в доме, где жили и живут поколения одной семьи.

Реставрация, которая проходит уже 14 лет при поддержке ПАО «Газпром», — самая масштабная, комплексная и научная из всех, когда-либо проведенных во дворце.

Главным разрушителем здания с самого его заложения была вода. Задуманный как летний павильон для увеселений, Китайский дворец был построен буквально на земле, рядом с прудом, и активно впитывал влагу, а она разрушала драгоценный декор. Предыдущие реставраторы боролись больше с последствиями, а не с причиной. Современные работы начались с обследования здания, выявления и решения самой проблемы. Таким образом, был определен и налажен оптимальный для объекта температурно-влажностный режим. Только после этого специалисты занялись интерьером.

Научные исследования, открытия, споры — обсуждался не только каждый зал, но и каждый элемент, фрагмент, деталь. Как быть с поздними подновлениями и следами предыдущих реставраций, как поступать с утратами декора — что восстанавливать по аналогам и используя старинные технологии, а что не воссоздавать и законсервировать, обозначив места утрат?

Все эти 14 лет реставрация идет шаг за шагом. Зал за залом открываются бесценные интерьеры, которым возвращается былой блеск. Иногда в прямом смысле слова. Так было со Стеклярусным кабинетом.

Стеклярусный кабинет

Жемчужина дворца и самый известный из его интерьеров — Стеклярусный кабинет.

Он сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Помещение задумывалось как главный аудиенц-зал Екатерины II в Ораниенбауме. Его стены декорированы вышитыми панно с изображением фантастических птиц, растений, бабочек, заключенными в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев. Вышивка выполнена синелью (разноцветным ворсистым шелком, который придает картинам объем) и стеклярусом (трубочками молочного стекла разного размера с дырочкой немногим толще волоса). Стеклярус был изготовлен специально на фабрике Ломоносова в деревне Усть-Рудица. Над картинами трудились русские золотошвейки под руководством французской актрисы и вышивальщицы, известной под псевдонимом Мари де Шель. После завершения работ Екатерина щедро вознаградила ее и отправила на родину ­— императрица не хотела, чтобы подобные роскошные интерьеры появились в других домах русской знати. Так Стеклярусный кабинет остался единственным в России.

Ни одно из помещений Китайского дворца не похоже на другое. Лепка, живопись, скульптура, наборные паркеты, резьба, позолота, прикладное искусство — каждый зал совершенен и самостоятелен в своих деталях.

Большой зал

Андрей Ефимовский

Голубая гостиная

Екатерина Филиппова, Валерия Калегина, Кирилл Рябов

Кабинет Павла Петровича

722 квадратных метра составляет площадь наборных паркетов Китайского дворца. Если бы они были единственным украшением, уже этого было бы достаточно, чтобы памятник вошел в историю.

А ведь сначала Ринальди положил во дворце пол из искусственного мрамора (стюка), который и был выполнен итальянскими мастерами. Но иностранная затея не выдержала испытание влажностью — полы начали гнить, и уже в 70-х годах XVIII столетия их заменили на паркет по рисункам Ринальди. Набор гармонирует с убранством комнат. Его изготовлением занималась интернациональная команда столярных дел мастеров, среди которых были и отечественные умельцы: Кузьмин, Зиновьев, Горшков, Коновалов, Крашенинников, Демидов, Колпаков и другие.

Уникальные паркеты набраны из отечественных и заморских пород, среди которых амарант, самшит, персидский орех, клен, красное и черное дерево, береза, дуб. В отдельных наборах использовано до 15 различных видов древесины. Палитра использовалась естественная, а подкрашивание за редким исключением практически не встречается, разве что клен обрабатывали медным купоросом для придания ему нежно-зеленоватого оттенка. Для создания сложной картины мастера использовали маркетри, интарсии, резьбу, выжигание, подкуривание, когда часть древесины держали в горячем песке, и другие сложные приемы.

Реставрацию паркетов в Китайском дворце производили за эти два века неоднократно. Нынешняя — одна из самых масштабных. Кстати, мастеров ждали неожиданные открытия. Например, вскрыв полы, они нашли послание от своих коллег, за полвека до этого оставивших записку со своими именами.

Михаил Стацюк

Анна Зарубина, начальник PR-отдела ГМЗ “Петергоф”

Исключительную ценность представляют живописные плафоны, которые украшают все залы. Аналогичным собранием не располагает ни один из дошедших до нас российских дворцов.

Плафоны выполнены в основном художниками Венецианской академии художеств специально для Китайского дворца. Мифологические и пасторальные сцены — любоваться этой живописью можно бесконечно. Сюжеты перекликаются с убранством комнат и их назначением. Например, в Кабинете Павла Петровича — живописный плафон «Геометрия»: изображенные на полотне аллегорическая женская фигура с глобусом и циркулем в руках и амуры, рисующие геометрические фигуры, напоминают о том, что комната предназначалась для учебных занятий юного наследника.

В Зале муз Торелли изобразил «Торжество Венеры»: богиня и грации окружены мифологическими божествами. Сцена эта развернута на фоне голубого неба с облаками, освещенными розоватым светом. Вот как их когда-то описывал Фальконе: «Есть там три грации, коих колорит, густота краски, рисунок не уступают лучшим произведениям великих мастеров. Есть амур, коего прелестная головка примерно красива, нежна, тонка, миловидна. Небеса имеют такой легкий и удачный оттенок чего-то неопределенного, что их можно сравнить лишь с настоящим небом».

Утраченное (в частности «Отдых Марса» кисти выдающегося живописца венецианской школы Дж. Б. Тьеполо) заменили плафоном Стефано Торелли «День, прогоняющий ночь» из Мраморного дворца.

Большой Китайский кабинет, недавно открывшийся после реставрации, украшает символичный сюжет «Союз Европы и Азии». Ранее полотно покидало свое историческое место всего один раз — во время Великой Отечественной войны.

Плафон настолько большого размера, что современным реставраторам пришлось продумать особую технику его демонтажа. Снимать картину было необходимо, чтобы проверить состояние внутренней стороны полотна и элементов крепления.

По сторонам от плафона — изображения китайских правителей, богдыхана и богдыханши, выполненные в технике росписи по гипсовой основе.

Большой китайский кабинет

Михаил Стацюк

Большой китайский кабинет, тринадцатый отреставрированный интерьер (всего залов семнадцать), был представлен публике этой весной.

Это один из самых эффектных интерьеров дворца и один из самых сложных для реставрации. Декоративное убранство выполнено в стиле шинуазри. «Китайщина» — это своего рода осмысление русскими и европейскими мастерами далекой экзотической восточной культуры. На стенах наборные деревянные панно, которые иллюстрируют галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы в виде мозаик из разных пород дерева с инкрустацией пластинами моржовой кости. По оценкам специалистов, панно выполняли отечественные мастера-паркетчики, а техника была для того времени еще новой и малознакомой.

Открытие ждало реставраторов позолоты: оказалось, что золото XVIII века сохранилось под позолотой следующего столетия почти полностью. Удалось снять почти все позднейшие наслоения и открыть подлинник. Кое-где сохранилось золото XIX века — его легко отличить по цвету.

Екатерина II использовала помещение для игр, большой любительницей которых была. В камер-фурьерском можно найти такого рода записи: «…забавлялись в карты в Китайском угловом угле на 6-ти столах». В карточных играх принимали участие европейские посланники, наследник Павел Петрович с супругой, князья Голицын, Вяземский, граф Орлов и другие придворные.

Теперь в комнате установлен «аглицкий бильярт» — раритет, самый ранний бильярд на территории России. Он был куплен Петром Федоровичем, который и пристрастил к игре Екатерину. После смерти императора она перевезла стол из Большого Меншиковского дворца и установила в Большом китайском кабинете, который тот покидал лишь ненадолго во время реставрации XIX века. Это предмет удивительной сохранности, даже лузы подлинные.

Сегодня в кабинете на своем месте висит зеркало XVIII века, в которое смотрелась сама Екатерина Алексеевна. Обстановку — лаковую мебель — еще предстоит восстановить. Процесс это трудный и долгий, но с зеркалом и бильярдом зал уже обрел великолепный вид.

Китайский дворец поражает воображение своим декором. И это не преувеличение. Своими впечатлениями поделились гости нашей экскурсии.

Что говорили лауреаты премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» – 2022 после посещения Китайского дворца

Валерия Калегина

Владимир Кузнецов

Василий Баканов

Валерия Калегина, актриса театра FULCRO

«Впечатления от поездки в Ораниенбаум абсолютно потрясающие — она стала глотком свежего воздуха и в прямом, и в переносном смысле.

Нам провела экскурсию Татьяна Сергеевна Сясина — невероятный профессионал. Редко можно увидеть, как человек с такой любовью и нежностью рассказывает о буквально каждой нити, каждом цвете (мой фаворит — цвет бедра испуганной нимфы) в интерьерах Китайского дворца. Кажется, она знает абсолютно все, но при этом делится своим знанием так просто, без лишнего пафоса, это подкупает на 100%. Отвлечься на что-то в процессе экскурсии вообще не представляется возможным. Я бы посоветовала попасть в Китайский дворец каждому и, как это сделала я, восхититься переливами стекляруса (панно во всю стену, каждый элемент выполнен вручную), вдохнуть запах древесины, ощутить прохладу кабинета Павла Петровича, увидеть предметы интерьера, помнящие саму императрицу Екатерину, и навсегда влюбиться в расписанные в стиле рококо плафоны в каждой из комнат.

Мне как актрисе очень радостно, что все больше усилий сейчас прикладывается к тому, чтобы культура во всем ее многообразии могла жить и развиваться. Бесспорно, для этого нужна материальная помощь, в случае с Китайским дворцом невозможно переоценить участие Газпрома, который поддерживает процесс реставрации все эти годы.

Каждое помещение дворца уникально, это настоящая шкатулка с драгоценностями, но главная драгоценность — любовь и забота, которую вкладывают все сотрудники и причастные к восстановлению и сохранению в то, чтобы эту красоту увидело как можно больше людей. Когда, как не сейчас, искать спасения в прекрасном?»

Виктория Портфолио

Малый китайский кабинет

Татьяна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»

Яна Золотова

Василий Баканов

Большой китайский кабинет

Виктория Портфолио, блогер:

«Дворец просто невероятный! Историческое убранство, отреставрированное русскими мастерами, не имеет аналогов.

В каждом зале видно, что реставраторы вложили сюда не только мастерство, но и саму душу. Все выполнено просто идеально — не отличишь исторические элементы и воссозданные. Неудивительно: историки, архитекторы, искусствоведы работали в архивах, восстанавливали детали по сохранившимся фрагментам. Дворец сегодня именно такой, каким он был в XVIII и XIX веках.

Например, текстиль выполнен по старинным технологиям на ручных ткацких станках и выглядит абсолютно аутентично.

А Стеклярусный кабинет с его панно, расшитыми стеклярусом и шелком, меня просто поразил! Представляете, что отверстия в стеклярусе настолько маленькие, что не было раньше таких иголок, которые в него могли бы пройти, и приходилось обмакивать нить в воск, чтобы она сделалась твердой. Для консервации и реставрации панно была проведена колоссальная работа. Все выглядит роскошно, сияет, а когда на вышивку падает свет, она переливается.

Большой и Малый китайские кабинеты, Штофная опочивальня, Зал муз — каждое помещение впечатляет. Приятно видеть, что такие памятники архитектуры восстанавливают сегодня».

Кирилл Рябов, Виктория Сафонова

Дмитрий Попов

Кирилл Рябов, писатель:

«Неожиданно и очень приятно было получить приглашение и провести день в компании прекрасных людей. Китайский дворец, конечно, восхитил. Реставрационные работы уникальные. Не знал, что это занимает так много времени, что это такой долгий, кропотливый труд. Оказывается, только подготовка к реставрации иногда занимает годы. Я далек от этого мира — немножко ощущение, будто в космос слетал. Не знал, что реставрационные работы, покупка уникальных экспонатов проходит при поддержке Газпрома. Это вызывает уважение.

Сотрудникам музея, конечно, отдельная благодарность и восхищение. В конце мы зашли в кабинет Павла Петровича. Он, с одной стороны, довольно скромный, маленький, но при этом очень красивый. Срезы мрамора, по сути, представляют из себя настоящие картины о красоте природы, природой же и созданные. Это невероятно! Там все невероятно».

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Автор:

mkaminarskaya,

18 июля, 2022

Китайский дворец в Ораниенбауме. Это просто рококо какое-то!

Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный сохранившийся в России памятник эпохи рококо с подлинными интерьерами XVIII века. Ещё раз: единственный и подлинный. Этого вполне достаточно, чтобы захотеть отправиться в путешествие.

Где это? Город Ораниенбаум и расположенный в нём одноимённый дворцово-парковый ансамбль находится в 40 километрах от Петербурга. Он, признаться, уступает в известности другим резиденциям, расположенным по той же Старо-Петергофской дороге — прежде всего Стрельне и Петергофу (кто ж не слышал о фонтанирующем Самсоне). И проигрывает им же из-за своей чуть большей удалённости от Петербурга, хотя от Петергофа до Ораниенбаума езды на автомобиле всего 15 минут. Зато Ораниенбаум единственный среди вообще всех дворцово-парковых пригородов Петербурга практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.

Как запомнить название? В переводе с немецкого «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Оно же и изображено на гербе города. Одна из легенд связывает происхождение названия с эпизодом Северной войны, когда здесь, на территории будущих владений сподвижника Петра I Александра Меншикова, в 1710 году была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе.

Кто ещё здесь жил? С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III. Великий князь плохо ладил с супругой, великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II, поэтому Верхний парк был формально разделён на две части: одна для строительных затей Петра Фёдоровича, вторая — для Собственной дачи Екатерины Алексеевны. Немаловажно знать: в придворной терминологии определение «собственный» означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. То есть Китайский дворец и его окружение — это личная резиденция Екатерины II. Поэтому здесь нет парадного размаха Петергофа или Царского Села — это место для своих.

А что же Китайский дворец? К проектированию дворца привлекли итальянца Антонио Ринальди (1709-1794) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. Строительство велось с 1762 по 1768 годы. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом; он похож на изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Внешне сдержанный и даже скромный (первоначально одноэтажный) дворец поражает роскошью внутреннего убранства, начиная с плафонов и кончая наборными паркетными полами, мотивы которых повторяются на плафонах или наоборот. Сами названия парадных покоев — Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты — говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Здесь нет повторяющихся обрамлений дверных проёмов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Несколько интерьеров в духе эстетики Китая — дань моде того времени — дали название всему дворцу. Однако главная знаменитость дворца — это Стеклярусный кабинет, сумевший сохранить подлинную отделку 1760-х годов. Случай уникальный.

Как выглядит Стеклярусный кабинет? Стены комнаты отделаны 12 декоративными панно. В их основе холст, сплошь закрытый нитями, с нанизанными на них перламутровыми стеклярусными бусинами. Поверх стекляруса выполнена вышивка синелью — ворсистым крученым шелком теплых пастельных оттенков. Синель имеет не очень яркую, но богатую цветовую гамму: нежно-розовый, бледно-малиновый, вишневый, золотисто-желтый, зелёный, синий, оранжевый. На искрящемся фоне разворачиваются изысканные и сложные композиции с птицами, цветами, бабочками. Отделка кабинета не только красива, но и имеет содержание. Некоторые птичьи истории узнаваемы благодаря известным сюжетам басен и притч. Например, басня о петушиной Троянской войне. Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

И ещё два слова о достоинствах Китайского дворца в целом. Самую значимую часть его живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. А паркеты, общей площадью более 700 кв. метров, по богатству и разнообразию древесных пород (в некоторых наборах до 15 пород),

по сложности рисунка набора и мастерству исполнения, пожалуй, не имеют себе равных в мире.

Когда ехать в Китайский дворец? Музей открыт для посещения с конца мая по конец сентября. Дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности — музейщики заботятся о сохранности интерьеров. Поэтому узнавайте о режиме работы музея непосредственно перед поездкой.

Что ещё посмотреть в Ораниенбауме? Парк. Большой (площадью более 160 га),

самобытный, красивый. Работает круглогодично, можно кататься на велосипеде. Большой Меншиковский дворец — по размаху превосходит Большой петергофский дворец. Ещё два творения Антони Ринальди:  павильон Катальной горки (удивительно воздушное сооружение) и дворец Петра III (миниатюрный дворец по утонченности пропорций и изысканности декора одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века). Музей «Картинный дом» — открылся после реставрации в 2015 году. В павильоне «Китайская кухня» бывают интересные выставки, а в «Каменном зало» — стоящие концерты.

Читайте также:
Почему в Петергофе лучшие фонтаны в мире?
«Александрийская карусель» — игра в Средневековье рядом с Петергофом

Программа реставрации Китайского дворца, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

Зои Аллен
Консерватор каркасов и мебели

Рисунок 1. Внешний вид Китайского дворца. Фото Н. Кармазина (щелкните изображение для увеличения)

Китайский дворец расположен в Ораниенбауме, историческом комплексе парков и дворцов на южном берегу Финского залива, в сорока километрах от Санкт-Петербурга, недалеко от Петергофа (рис. 1).

Дворец поистине уникален тем, что большая часть ослепительного внутреннего убранства, мебели и экспонатов оригинальна и восходит к периоду строительства Дворца. Ораниенбаум пережил бурную историю и, в отличие от многих отдаленных дворцов, остался невредимым во время нацистской осады Санкт-Петербурга. В начале осады были эвакуированы коллекции ораниенбаумских дворцов. Примечательно, что он был открыт ненадолго во время войны в знак надежды и ободрения для людей. Другие русские дворцы жили не так хорошо, и многие из них были почти полностью разрушены. Поэтому в послевоенный период средства были выделены в другом месте, и Китайский дворец пережил период запустения.

Морозная зима, жаркое лето, влажная весна и осень вызывают большие колебания температуры и влажности. Эти экстремальные погодные условия и время сказались на ткани и интерьере здания. Основные проблемы – протекающая крыша, поднимающаяся сырость и плохой дренаж.

В ответ на ущерб Всемирный фонд памятников (WMF) 1  в Великобритании обратился с призывом оказать помощь в спасении дворца. Были собраны средства, и сейчас реализуется программа восстановления Китайского дворца. Произведен аварийный ремонт кровли, улучшен водоотвод и установлена ​​система экологического мониторинга для снятия показаний как внутри, так и снаружи здания. В настоящее время начались работы по замене кровли, ремонту и укреплению фундамента здания и прилегающих террас.

Еще одним этапом программы восстановления Китайского дворца является устранение повреждений внутренней отделки. WMF в Британии предложил мне присоединиться к команде консерваторов для помощи в этой части программы.

В мае 2005 года я посетил Санкт-Петербург с двухнедельным визитом вместе с Уиллом Блэком (директор российских проектов, WMF), Юргеном Хубером (старший консерватор мебели, коллекция Уоллеса) и Карлом Стейси (независимый реставратор). Наша основная задача заключалась в том, чтобы помочь запустить программу работ по сохранению, пожалуй, одного из самых великолепных залов — Салона из стеклянных бус (рис. 2).

Рисунок 2. Салон бисера. Фотография Фрица фон дер Шуленбурга (щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Парково-дворцовый ансамбль датируется началом восемнадцатого века. Среди бывших жителей был князь Меншиков, основатель имения Ораниенбаум, а позже царь Петр III. У обоих там были построены дворцы. В 1762 году в Ораниенбауме произошел один из самых драматических эпизодов русской истории — захват власти Екатериной Великой. Во время пребывания в имении царь Петр III был арестован и свергнут в результате судебного переворота, возглавленного его женой. После низложения он был заключен в тюрьму и вскоре убит Алексеем Орловым, сообщником Екатерины и братом ее любовника Григория Орлова.

После захвата власти императрица Екатерина II впервые получила титул царицы. Она хотела, чтобы на территории Ораниенбаумского парка была построена частная усадьба (дача). Для нее в поместье были построены два увеселительных павильона: Китайский дворец и павильон «Скользящая гора», которые включали в себя наклонную конструкцию длиной 532 м, предназначенную для спуска в специальных повозках с колесами. Они были построены как часть попытки очаровать и ослепить Европу, а также как место для развлечения друзей и любовников Екатерины в летние белые ночи, когда дневной свет преобладает в течение двадцати четырех часов.

Китайский дворец считается уникальным образцом искусства рококо в России и одним из самых изысканных памятников стиля рококо в Европе. Он был построен между 1762 и 1768 годами Антонио Ринальди с помощью некоторых великих мастеров и художников того времени, включая Джованни Тьеполо, Джузеппе и Серафино Бароцци. Дворец состоит из 17 комнат. Богатство и разнообразие их декора поражают воображение. Мифологические картины, расписной шелк, скальола и изящная лепнина украшают потолки и стены, а полы с замысловатым узором, разработанные Ринальди, были выполнены с использованием различных сортов редкой местной и зарубежной древесины. Китайский дворец получил такое название в конце восемнадцатого века из-за стиля оформления четырех его комнат. Шинуазри, будучи тенденцией в движении рококо, был в то время в архитектурной моде в Англии и очень восхищался Екатериной.

Стены Салона бисера покрыты 12 панно, изображающими причудливые сцены с птицами, цветами и экзотическими пейзажами. Эти сцены, окруженные розовыми завитками, листьями и другими мотивами рококо, искусно вышиты и расположены на фоне мерцающих белых стеклянных бусин. Обширная палитра цветов, используемых в вышивке, сохраняет большую часть своей первоначальной яркости. Серафино Бароцци спроектировал панели, которые были сшиты русскими швеями из стекляруса местного производства.

Панели окружены богатой резьбой и позолотой (рис. 3). Они состоят из колонн с стегаными пальмами (примерно 300 см x 16 см), украшенных гирляндами из экзотических цветов, и горизонтальными орнаментированными секциями, которые отражают детали рококо, вышитые розовым цветом на основных панелях.

Рисунок 3. Визуальный осмотр оригинальной позолоченной схемы 18 века. Фотография Зои Аллен (щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Резные рамы позолочены маслом и водой. Комбинация двух техник заставляет каркас сиять и блестеть: участки с масляной позолотой дают жемчужное сияние в отличие от сверкающего блеска позолоченных водой бликов. Удивительно, но изначально в комнате был стеклянный пол, украшенный цветочными узорами с разными секциями цветного стекла. Позже он был заменен нынешним полом, который повторяет оригинальный дизайн стекла с использованием различных пород дерева. Можно только вообразить мерцающий эффект стеклянного пола, украшенных бисером панелей и мерцающего полированного золота при свете свечей.

Общее состояние резного и позолоченного архитектурного каркаса очень хорошее. Наибольшие повреждения произошли, когда рамки и вышитые панно были быстро разобраны, складированы и впоследствии вновь установлены во время и после войны. Физические повреждения привели к небольшим потерям резной детали и позолоченной поверхности. Однако текстильные панели чрезвычайно хрупкие. Из-за ослабленных волокон они провисают и не могут удерживать собственный вес. Они срочно нуждаются во внимании.

Предварительный шаг в консервации интерьера комнаты начался в прошлом году, когда Юргена Хубера пригласили провести обследование состояния позолоченных деревянных элементов, предложить методы обработки и связаться со специалистами по консервации для этого визита. Осмотр позолоченных деревянных элементов выявил участки подъема и активного отслаивания позолоченной поверхности. Прежде чем приступать к любым другим работам, необходимо провести консолидацию этих участков.

Дальнейшие шаги по обработке помещения будут включать обследование состояния и предложения по обработке вышитых и украшенных бисером панелей (должна выполняться реставратором текстиля) и, в конечном итоге, демонтаж рам и панелей для консервационной обработки. Работая в тесном сотрудничестве с реставраторами из обеих дисциплин, мы разработаем новые методы перевешивания как рам, так и панелей.

Цель нашего визита заключалась в том, чтобы инициировать профессиональное сотрудничество и установить отношения, чтобы запустить программу работ. Было важно поддерживать тесные связи с персоналом Дворца и российскими экспертами для обмена знаниями и идеями. Главный хранитель Дворца Владимир Клементьев много лет изучал оригинальные афиши для работы мастеров и художников Дворца. Его исследования привели к прекрасному пониманию того, как первоначально появился Дворец и какие части были позже добавлены или отремонтированы. Его знания бесценны для любой консервации или восстановления оригинальных схем

В ходе визита мы провели дополнительные исследования комнаты с русскими реставраторами позолоты, из КГОП 2  (Русский эквивалент английского Наследия) и Китайского дворца. Нам удалось подтвердить, что большая часть позолоты на резных архитектурных рамах — это оригинальная схема восемнадцатого века. Довольно редко можно встретить оригинальную позолоту на внутреннем архитектурном убранстве, которое часто многократно перезолотывают. Методы и материалы, предложенные для укрепления позолоченных деревянных рам, также обсуждались и согласовывались с этими реставраторами позолоты.

Мы также обсудили вопросы охраны окружающей среды и уборки с персоналом Дворца. У них есть собственный климатолог, и проблемы ухудшения состояния, вызванные неблагоприятными условиями окружающей среды, хорошо изучены и контролируются в меру своих возможностей при ограниченных ресурсах и оборудовании. Персонал очень усердно работает, чтобы обеспечить хороший уход за дворцом, и у них очень хороший режим уборки. Вместе мы смогли определить, какое оборудование потребуется персоналу, чтобы помочь с существующей программой ухода, и какое оборудование необходимо для начала консервационных работ в интерьере, например, освещение, легкие строительные леса и т. д.

Для дальнейшего развития отношений WMF в Великобритании любезно организовал посещение других учреждений. Помимо посещения недавно отреставрированных дворцов и садов Петергофа и Царского Села, мы побывали в Студиях реставрации мебели и позолоты в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Недавно отреставрированные дворцы демонстрируют богатство необыкновенного мастерства и искусства сохранения в России. Возможно, это связано с традицией передачи навыков через ученичество или от отца к сыну, которая все еще жива сегодня. Посещая студии консервации, мы встретили две команды отца и сына, работающие там.

Наша поездка помогла выявить практические аспекты, которые необходимо решить, чтобы начать реализацию предлагаемой программы работ по консервации Салона стеклянных бус. За две недели стало очевидно, что бюрократические требования могут быть достаточно сложными.

Логистические проблемы были решены, например, когда можно было начать первый этап консолидации. Это должно быть в теплые месяцы, чтобы внутренняя температура была достаточно высокой для работы материалов. Кроме того, необходимо будет рассмотреть последствия консервационных работ, проводимых одновременно с предоставлением доступа общественности.

В настоящее время имеются средства для обработки помещения, и после проведения первоначальных исследований работы должны начаться в ближайшее время. Россия — поистине волшебное место, и мне очень понравилось проводить там время. Было очень приятно и очень ценно встретиться там с персоналом Китайского дворца и другими профессиональными реставраторами.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить WMF в Британии и Юргена Хубера за приглашение участвовать в качестве консультанта в таком интересном проекте, наших хозяев, в частности, Владимира Клементьева, Елену Харькову и Татьяну Королеву за теплый прием и экскурсию по Усадьба Оранинбаум, Иван Гарманов в свое время показал нам Эрмитаж. Я благодарен Эми Андерсон за прочтение этого текста и внесение полезных дополнений и исправлений.

Ссылки

1. Всемирный фонд памятников (www.wmf.org.uk) был основан как благотворительная организация в 1965 году в Нью-Йорке и является ведущей частной некоммерческой организацией, работающей с местными сообществами и партнерами. На данный момент WMF помог предотвратить потерю более 400 важных сайтов в 80 странах. Офис в Великобритании возглавляет программу реставрации Китайского дворца (тел.: 020 7730 5344).
2. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории
и культуры Санкт-Петербурга (В переводе: Комитет государственного контроля, использования и охраны
памятников истории и культуры Санкт-Петербурга).

Ораниенбаум — Путеводитель по России

Царская резиденция Ораниенбаум расположена в Ломоносове, в 40 км от Санкт-Петербурга , на южном берегу Финского залива. До 1948 года город Ломоносов фактически назывался Ораниенбаум.  Резиденция является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Ораниенбаума началась в начале 18 века, когда ближайший сподвижник Петра I Александр Меншиков построил напротив Кронштадта резиденцию с парком и дворцом. Ораниенбаум должен был стать частью величественного пейзажа для тех, кто прибывает в российскую столицу по морю. Главная резиденция одного из первых дворян государства должна была стать символом победы России в Северной войне.

Немецкое слово Ораниенбаум означает «апельсиновое дерево». Легенда гласит, что во время Северной войны на территории будущей усадьбы Меншикова была найдена небольшая оранжерея с апельсиновыми деревьями, и на каждом дереве была этикетка «Ораниенбаум». Петру I очень понравилась находка, и он пожелал дать усадьбе это имя. Апельсиновое дерево стало символом резиденции и города.

Резиденцией владели Петр II, Екатерина II, Александр I и другие. После революции 1917 года усадьба использовалась под учебные и военные учреждения и госпитали. Во время Великой Отечественной войны усадьба находилась в фашистском окружении, но благодаря мужеству советских воинов дворцы и павильоны со всеми коллекциями сохранились.

Ораниенбаумский парк, занимающий территорию в 162 га, является ценнейшим образцом паркового искусства XVIII-XIX веков.

Часы работы:  Парк открыт с 9:00 до 20:00.

Вход: Бесплатно

Адрес: Дворцовый пр-т, 46, г. Ломоносов, Санкт-Петербург.

Как добраться до Ораниенбаума из Санкт-Петербурга:

от метро Автово маршрутка Т-300, Т-424А
от метро Проспект Ветеранов маршрутка автобус Т-343
 от м. Балтийская маршрутка Т-404
 с Балтийского вокзала поездом до железнодорожного вокзала Ораниенбаума

Сайт Ораниенбаума:   http://peterhofmuseum.ru

Большой Меншиковский дворец-музей

Большой Меншиковский дворец – старейшее здание Ораниенбаума, построенное в 1711-1727 годах на берегу Финского залива.

Двухэтажный дворец, украшенный княжеской короной, расположен между одноэтажными круглыми галереями, заканчивающимися двумя павильонами. Раньше гости добирались до дворца на корабле по каналу, проложенному в 1719 году..


Фото Мария Анашина

Легенда гласит, что именно в Большом Меншиковском дворце Петр III расписался в пользу жены всего 186 дней царствования. Екатерина стала новой императрицей России и новой владелицей Ораниенбаума.

Большой Меншиковский дворец  открыт с 10:30 до 18:00. Вход во дворец до 17:00.

Касса работает с 10:30 до 17:00.

Добавить миссию в Большой Меншиковский дворец:  цена билета 400 руб.

Павильон Катальная горка

Павильон Катальной горки – самое впечатляющее из всех сооружений Ораниенбаума. Он возвышается на уступе у берега, как маяк, и виден издалека. Павильон — это единственная часть, оставшаяся от огромного развлекательного сооружения, летних русских гор под названием Катальная горка. Каждый интерьер павильона уникален. Китайский кабинет, в котором хранится исключительная коллекция фарфора, имеет наибольшую ценность.

Коллекция создана специально для этого интерьера на Майсенской мануфактуре в 1772-1774 гг. Екатерина II устраивала в этом здании приемы и обеды.

В настоящее время павильон закрыт на реконструкцию.

Дворец Петра III

В 18 веке существовала традиция строить на дачах «игрушечные» крепости, которые использовались для развлечения дворянских детей. Петрштадт для тресса был построен в Ораниенбауме для великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Дворец Петра III и Почетные ворота — единственные строения, оставшиеся от крепости.

Дворец не предназначался для церемоний и приемов, это было уединенное место для отдыха после военных учений. Хозяин создал свой уютный и прекрасный мир музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие особой отделки. Шесть комнат на втором этаже полностью удовлетворяют всем придворным требованиям. Это видно не в роскоши, а в изысканности материалов, использованных для отделки. Дворец Петра III не пострадал во время Великой Отечественной войны и сохранился в первозданном виде. У посетителей есть уникальная возможность пройтись по залам, хранящим воспоминания о необычном русском императоре, спускающемся по потайной винтовой лестнице из императорских покоев в Петерштадтскую крепость. В музее хранятся некоторые личные вещи Петра III: треуголка, шарф и парадный мундир полковника Голштинского пехотного полка.

В настоящее время дворец закрыт на реконструкцию.

Китайский дворец

Китайский дворец, расположенный в Верхнем парке, является частью Частной дачи Екатерины II. «Частная» означает, что резиденция предназначалась для личного пользования членов королевской семьи, и сюда приглашались только избранные лица.

Самая знаменитая комната Китайского дворца — Кабинет с блестками, сохранивший аутентичную отделку 1760-х годов. Стенки кабинета украшены

с двенадцатью блестками – полотна с блестками (бусинами молочного стекла) и разноцветной ворсистой шелковой вышивкой.

Плафоны, созданные специально для Китайского дворца, являются наиболее значимой частью художественной коллекции, не имеющей аналогов в России. Большинство плафонов расписано лучшими мастерами Академии живописи и скульптуры в Венеции. Гордостью дворца является уникальный паркет площадью 722 квадратных метра, не имеющий себе равных в мире по богатству и разнообразию пород дерева, сложности узоров и мастерству исполнения.

Часы работы: Дворец открыт ежедневно с 10:00 до 18:00.

Касса работает с 10:30 до 17:00.

Входная плата: Стоимость билета 500 руб.

Павильон Каменный зал

Небольшой дворец, известный как Каменный зал, предназначался для концертов, маскарадов и балов во время пребывания великого князя Петра Феодоровича, будущего императора Петра III, и его супруги – великой княгини Екатерины Алексеевны.

Место перед павильоном украсили иллюминацией к празднику. Столы тоже были. Аллея стала центром спектаклей.

Павильон претерпел несколько реконструкций в 19-20 веках.

В настоящее время в Каменном зале проходят концерты как камерной, так и оперной музыки, которые здесь звучат великолепно. Также в зале работает интерактивный кинотеатр, регулярно проводятся праздники и выставки, в том числе экспозиция скульптур из исторической коллекции Ораниенбаума.

Часы работы:  павильон открыт с 10:30 до 18:00.

Входная плата:  250 руб.

Павильон Китайская кухня

Китайский кухонный павильон построен на восточном берегу пруда у Китайского дворца в начале 1850-х гг. Павильон получил свое название из-за своей крыши, похожей на китайскую пагоду. Здание использовалось для приготовления блюд, которые затем доставлялись в Китайский дворец.

Павильон претерпел несколько реконструкций. В советское время печи были уничтожены, а дом

использовался как жилой дом коммуналки. Дымоход в центре зала — единственное напоминание о первоначальном назначении павильона. В настоящее время нижний зал свободен от всех перегородок и используется для временных экспозиций Ораниенбаума.

Время работы: Павильон работает с 10:30 до 18:00.

Входная плата: 250 руб.

Дом-музей Картин

Картинный дом, построенный в 1750-х годах, когда-то вмещал придворный театр, художественную коллекцию, библиотеку и Кунсткамеру великого князя Петра Федоровича и являлся прекрасным образцом универсального частного собрания XVIII века.

В настоящее время для посетителей открыты 5 залов: Двухместный светлый зал (комната с двумя рядами окон, одно над другим),

Картинный зал, Кабинет-библиотека и два зала Кунсткамеры.

В Двойном свете и Картинной комнате представлено более 80 картин западноевропейских художников XVI-XVIII вв. из собрания музея.

 

В Кунсткамере хранится коллекция предметов декоративно-прикладного искусства Китая конца XVII – XVIII вв., в том числе предметы из частной коллекции Петра Федоровича. Особое место в экспозиции занимают уникальные предметы мебели для хранения минералов, коллекции фарфора и драгоценностей, созданные по заказу Петра Федоровича.

В настоящее время в реконструированном Оперном зале проходит мультимедийный спектакль, посвященный истории русского барочного театра. Спектакль содержит партии опер Франческо Арахи, эскизы декораций Джузеппе Валериани и эскизы костюмов Луи-Рене Боке.

Часы работы: Музей открыт с 10:30 до 18:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *