Китайский дворец ломоносов: Режим работы и цены / Китайский дворец / Государственный музей-заповедник “Петергоф”

Стеклярусный кабинет в Китайском дворце • Julie-pr

Одним из пунктов, что хочу увидеть в Петербурге, был Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме. Однажды я его уже видела — в марте 2011 года в Эрмитаже, когда его выставляли после реставрации. Но с тех пор прошло уже 10 лет, всё забылось. К тому же хотелось увидеть Стеклярусный кабинет в оригинальных интерьерах. На этой неделе я наконец доехала до Китайского дворца в Ломоносове и рассмотрела всё в подробностях.

Китайский дворец

Китайский дворец, расположенный в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум, являлся личной резиденцией Екатерины II. Одноэтажный дворец в стиле рококо был возведён в 1762 — 1768 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, а в середине XIX века дворец приобрёл современные черты: был достроен второй этаж, застеклена галерея, пристроены небольшие помещения и т.п. На протяжении долгого времени дворец называли «Голландским домиком», в 1774 году в журнале появилось название «Китайский дворец», т. к. интерьеры дворца были декорированы в стиле «шинуазри» (chinoiserie) с использованием подлинных произведений китайского искусства. Китайский дворец с самого начала не предназначался для жилья. Екатерина называла его «своей драгоценной шкатулкой».

Китайский дворец знаменит, в первую очередь, Стеклярусным кабинетом, который сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены Стеклярусного кабинета украшают двенадцать панно (10 больших полотнищ и 2 десюдепорта — декоративные композиции, расположенные над дверями), вышитых шёлковыми нитями и стеклярусом по заказу Екатерины II в 1762 — 1764 годах. На панно тропические бабочки, экзотические птицы и растения вышиты синелью — ворсистыми шёлковыми нитками, а весь фон заполнен стеклярусом — стеклянными трубочками, разновидностью бисера. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым в окрестностях Ораниенбаума — в Усть-Рудице. Панно обрамлены в массивные золочёные рамы с резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Пол и нижняя часть панелей в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветной смальты охристого, синего и лазоревого цветов, изготовленной также на мозаичной фабрике в Усть-Рудице. Входившие в зал как как будто попадали на озеро, где вышитые панно — его берега.

Экран для камина

Кроме двенадцати больших полотен было вышито небольшое для оформления каминного экрана.

Экран для камина

Долгое время считалось, что панно были созданы во Франции по эскизам Жана Пельмана — знаменитого орнаменталиста того времени. Но это заблуждение было развеяно архивными документами. Оказалось, что знаменитые панно были вышиты в Санкт-Петербурге девятью русскими золотошвеями под руководством Мари де Шель — бывшей актрисы французской труппы, которая ещё при Елизавете организовала свою мастерскую (Де Шель — сценическое имя, её настоящая фамилия — Фош). Панно вышивались на протяжении двух лет (с июля 1762 года по апрель 1764 года) по рисункам художника венецианской школы Серафино Бароцци. Известны даже имена вышивальщиц: Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова.

Панно, вышитое Мари де Шель

Одно из двенадцати панно вышло из-под руки Мари де Шель — на панно есть вышитая подпись «CheLe FFt».

Подпись: «CheLe FFt»

Для вышивки панно использовано более двух миллионов стеклянных трубочек жемчужного цвета с розовым, желтоватым, светло-зелёным оттенками. Общая площадь вышивки составляет 41 м².

Панно вышивались следующим образом: сначала на небелёном холсте рисовали углём рисунок, по нему выкладывались одноцветные стеклярусные нити, которые затем пришивались к основе. Длина стекляруса — от 2-3 до 15 миллиметров). Стеклярус пришит к основе с подхватом одной нити холста, трубочки располагаются параллельно друг другу таким образом, что каждая последующая немного выступает над предыдущей. На фоне стекляруса, который который подчеркивает и усиливает впечатление от самой вышивки, синелью выполнены сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Синель (от франц. chenille) — ворсистый шёлк, крученая нить из шёлка и других нитей —позволила передать объём не только оперения птиц, но и всего орнамента. Как противопоставление холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких пастельных тонах, среди которых преобладает золотисто-бежевый.

С 1831 году Ораниенбаум вместе с Китайским дворцом перешёл во владение великого князя Михаила Павловича. Его жена Елена Павловна затеяла реставрацию Стеклярусного кабинета. В первую очередь разбираются пришедшие в негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. В ходе работ мастер Гютон создал деревянный паркет, полностью повторяющий рисунок прежнего пола из смальты.

Паркет в Стеклярусном кабинете

«Отреставрированными» оказываются и вышитые панели: вышивку синелью по всей поверхности покрасили бордовой и синей красками (видимо, не получалось очистить холсты от появившихся загрязнений, да и потускневшим шёлковым нитям решили придать яркости). После такой «реставрации» исчез объём рисунка, а малиновый цвет начинает доминировать в интерьере. С 1862 года у зала появилось второе название — «Малиновый кабинет». А с 1897 году кабинет упоминается как «Бисерная комната».

До реставрации XXI века (фото: deti.peterhofmuseum.ru)

После революции удалось избежать разграбления Китайского дворца: 30 августа 1918 года дворец был национализирован и всё его имущество взято на учёт. 1 июля 1922 года здесь открылся музей, а также началась работа по изучению реставрации коллекций дворца.

После начала Великой отечественной войны 23 июля 1941 года из Китайского дворца началась эвакуация экспонатов, конечно же, в первую очередь стеклярусных панно. Вышивки завернули в ткань и накатали на одиннадцать валов, которые поместили в два ящика (панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал). Вышитые стеклярусные панно увезли в Ленинград в Исаакиевский собор, в подвале которого они пережили всю войну. 9 июня 1943 года музейные работники Балаева, Тихомирова и Максимова вытащили валы с панно, чтобы их осмотреть. Был составлен акт, в котором отмечено удовлетворительное состояние вышивок и отсутствие признаков сырости. А вот резным рамам от панно, которые также хранились в подвале Исаакиевского собора, повезло меньше: они были сильно поражены плесенью.

Во время войны дворец не был разрушен или разграблен, т.к. немцы не смогли войти в Ораниенбаум, но реставрация всё же требовалась. Через разбитые окна и поврежденную крышу во дворец попадали снег и дождь; сырость сказались на сохранности самого здания и внутренней отделки. После войны решили провести консервационно-реставрационные работы без предварительных исследований: отреставрировали паркет, а также подклеили поломанную резьбу на рамах, но без восстановления утрат. В 1946 году стеклярусные вышивки вернули в Китайский дворец, только вот их не закрепили в рамах, а прибили гвоздями к стене… А потом Стеклярусный кабинет ждал реставрации более 60 лет.

Реставрация (фото: deti.peterhofmuseum.ru)

В сентябре 2009 году, благодаря финансовой поддержке спонсоров, стеклярусные панно передали на реставрацию в Государственный Эрмитаж. Осмотр показал, что вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени. Нити стеклярусных низок ослабли и провисли, много где оборвались. По всему периметру панелей многочисленные разрывы холста и дыры от гвоздей, пятна ржавчины; стеклярус по краям осыпался, частично утрачен. Вышивка синелью покрыта плотным слоем краски, которая образовала жёсткую, потрескавшуюся корку, искажая цветовую гамму работы. Нити вышивки протёрты, бархатистый ворс синели утрачен, кое-где даже виднелся холст.

Реставрация (фото: hermitagemuseum.org)

Были проведены биологические и химико-технологические исследования: состав связующего и пигментов, состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно. Сначала размягчили и удалили краску с бархатной поверхности вышивки, а также проклейки с оборотной стороны панно.

До и после реставрации (фото: hermitagemuseum.org)

Благодаря уникальной и трудоемкой реставрации, включавшей в себя очистку и укрепление нитей, а также снятие краски XIX века, вышивкам вернули первоначальный цвет.

Реставрация (фото: hermitagemuseum.org)

Каждое панно дублировали на новый холст и укрепили вышивку. При реставрации панно были накручены на валы, ведь складывать и перегибать такие изделия нельзя ни в коем случае — можно повредить ткань и стеклярус. Затем приступили к восстановлению вышивки. Оригинальные нити «синель», которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шёлка, а нити-основы различны: шёлк, лён и даже тонкая медная проволока. Т.к. ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки были использован подобранный в цвет шёлк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.

Реставрация (фото: deti.peterhofmuseum.ru)

На повреждённых краях панно укрепили осыпающиеся трубочки стекляруса согласно рисунку вышивки. Также надо было дополнить новым утраченный стеклярус (около 1%). Сейчас такой стеклярус, как был раньше, не производят. Подходящий по цвету стеклярус нашли в Чехии. Было куплено 3 кг стеклянных трубочек — с запасом, но использовался он не весь. Края всех панно восстановили. Если присмотритесь, на фотографии виден современный стеклярус.

Реставрационные работы были выполнены в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа М. В. Денисовой (заведующей лабораторией), художниками-реставраторами Г. Г. Федоровой, Л. Н. Логиновой, Т. В. Груниной-Шкварок, М. Н. Тихоновой, А. А. Шапран.

Зимой 2010 года завершилась реставрация золочёного резного багета. В 2011 году завершился монтаж вышитых полотен в рамы. Также в Стеклярусный кабинет вернули три смальтовых стола XVIII века, специально задуманных Антонио Ринальди для кабинета (из такой же смальты был первоначально сделан пол).

Столик, декорированный смальтойСтолик, декорированный смальтойСтолик, декорированный смальтойСтолик, декорированный смальтой

Сейчас знаменитый Стеклярусный кабинет во всей красе может увидеть каждый, приехав в Ломоносов — оно того стоит! Обычно все едут в Петергоф, а Ломоносов игнорируют — и зря! Можно и по парку погулять, и в музей зайти.

Китайский дворец в Ораниенбауме
Адрес: Санкт-Петербург, Ломоносов, Верхний парк
Как добраться до Ломоносова? На электричке с Балтийского вокзала до станции «Ораниенбаум-1» (как сделала я) или на маршрутке от станции метро «Автово»
График работы до 26 сентября 2021: со вторника по воскресенье — с 10:30 до 18:00, понедельник — выходной
Вход в Верхний парк — 100 руб, в Китайский дворец — 300 руб (актуальные цены на сентябрь 2021 года)

Столик, декорированный смальтой

***

Бонус для тех, кто дочитал до конца. В 2017 году в Эрмитаже проходила выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация», где были представлены интересные экспонаты из текстильной коллекции Эрмитажа. Это мероприятие я посетила дважды, но так о нём и не рассказала. Вспомнила, что на выставке был представлен каминный экран, вышитый стеклярусом в похожей технике, что и панно для Стеклярусного кабинета. Вставка для каминного экрана была вышита в Петербурге в 1750 — 1760-е годы, а рама для него была сделана примерно в 1882 — 1884 годах. Стеклярус по форме и размерам характерен для продукции фабрики в Усть-Рудице, где производились стеклянные трубочки для Стеклярусного кабинета.

Экран каминный с вышитой стеклярусом вставкой. Санкт-Петербург; вышивка — 1750 — 1760-е гг; рама — 1882 — 1884 гг.Экран каминный с вышитой стеклярусом вставкой. Санкт-Петербург, 1750 — 1760-е гг.Экран каминный с вышитой стеклярусом вставкой. Санкт-Петербург, 1750 — 1760-е гг.

Китайский дворец с павильоном Китайской кухни и прудом, Ораниенбаум (Ломоносов, Санкт-Петербург)

Китайский дворец – один из дворцов-павильонов, так называемых малых дворцов, расположенных в парке дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в Ломоносове (Санкт-Петербург).

Рядом с дворцом находится пруд, павильон «Китайская кухня» и здание «Ледник».

Расположен комплекс Китайского дворца в глубине Верхнего парка Ораниенбаума.

Ансамбль со всех сторон окружен зеленью и является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II в Ораниенбауме. Понятие «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, куда приглашались лишь избранные лица. Так же обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружающим ансамблем – личной резиденцией Екатерины II.

Китайский дворец с рядомрасположенными павильоном Китайской кухни, Ледником, цветниками, прудом, перголой и скульптурами, является одной из двух самых живописных зон парка Ораниенбаум. Вторая – это Нижний сад Большого Меншиковского дворца.

Китайский дворец

Первоначально одноэтажный дворец был возведен в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди. В 1852-1853 годах по проекту архитекторов Л.Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера дворец был надстроен вторым этажом и расширен, вследствие чего приобрёл новые черты.

Долгие годы дворец именовался «Голландским домиком» и лишь в 1774 году появилось название «Китайский дворец».

Название дворца «Китайский» связано с отделкой некоторых внутренних помещений, созданных в манере подражания модному тогда китайскому стилю, а также с использованием подлинных произведений китайского искусства. Во дворце ярко проявил себя и стиль рококо.

Китайский дворец имеет форму буквы «П», а его фасады вобрали различные архитектурные решения. Здание имеет резалиты, пилястры, фронтон, аттик барочного типа и застеклённую галерею в первом этаже, обращенном на пруд. Выделяются и окна-двери с полуциркульными завершениями с сандриками с рельефным орнаментом – раковиной и гирляндами.

Рядом с дворцом находятся цветники и скульптуры: собаки, амур с луком, амур и психея, апполино, венера медицейская. Скульптуры являются копиями с античных оригиналов.

Внутренняя отделка Китайского дворца выполнена изысканно и нарядно. Здесь представлены различные, от комнаты к комнате, интерьеры с мебелью, предметами и художественными вставками.

Убранство дворца было выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами и не имеет аналогий.

В средней части дворца находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты.

Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной части находятся жилые покои Екатерины II, а в восточной – комнаты великого князя Павла.

Самую значимую часть живописной коллекции Китайского дворца составляют плафоны, написанные специально для этого дворца и большинство из которых были выполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два известных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и прочие.

Паркеты дворца по своему художественному значению (богатству и разнообразию древесных пород и по сложности рисунка) также уникальны. Они были набраны из отечественных и заморских древесных пород: красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы и дуба.

Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно, заключенными в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда. На искрящемся фоне представлены композиции с изображением фантастических птиц, растений и порхающих бабочек.

Сегодня Китайский дворец – это музей, который может посетить любой желающий.

Павильон Китайская кухня и Ледник

Павильон «Китайская кухня» находится вблизи Китайского дворца, на восточном берегу пруда у дворца.

Павильон был построен в 1760-1770 годах архитектором А. Ринальди. Тогда павильон назывался «Фрейлинский». В 1852-1853 годах архитектор Л.Л. Бонштедт, в связи с реконструкцией Китайского дворца, перестроил павильон, после чего здание получило название «Китайская кухня».

В этом здании готовили блюда, которые доставлялись в Китайский дворец.

За время истории здание перестраивалось и использовалось под различные нужды.

Это двухэтажное здание выкрашено в нежно-розовый цвет и имеет крышу, напоминающую китайскую пагоду.

Когда-то посередине зала первого этажа располагался дымоход, а вокруг него были различные печи, сервизная и буфетная для посуды, скатертная, кондитерская, сервировочная, а также ванная и место для мытья посуды. На втором этаже здания жили служащие – повар и буфетчики.

В настоящее время нижний зал павильона используется для временных выставок.

Недалеко от павильона «Китайская кухня» и пруда расположено здание под название Ледник, построенное из кирпича в 1854 году архитектором Л.Л. Бонштедтом.

Ледник состоял из двух отделений: нижнего – льдохранилища, и верхнего, которое предназначалось для краткосрочного хранения скоропортящихся продуктов.

Пруд у Китайского дворца

С южной стороны Китайского дворца находится пруд, украшенный скульптурами.

Вокруг пруда проложена дорожка; есть спуски к воде.

Особое внимание среди деревьев возле пруда привлекает дуб Черешчатый 1856 года высадки.

Возле дуба можно видеть мраморную скульптурную композицию «Нимфа в раковине»; неизвестный мастер, Италия 1850-е годы.

Из скульптур пруда у Китайского дворца

Аполлон Бельведерский, неизвестный мастер, Италия 18 век, мрамор; копия с античного оригинала середины 4 века до н.э. работы Леохара.

Диана с ланью, неизвестный мастер, Италия 18 век, мрамор; копия с античного оригинала середины 4 века до н.э. работы Леохара.

Иона, неизвестный мастер, Италия 18 век, мрамор; копия с оригинала 1519-1520 годов работы Л. Лотти (Лоренцетто).

Тритон, Й фон Копф, Рим (Италия), мрамор, 1861 год.

Три Грации, неизвестный мастер, Франция начало 19 века, бронза; копия с оригинала 1563 года работы Ж. Пилона, выполненного для надгробия короля Генриха II.

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», изображающая борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Копия античной скульптуры эпохи эллинизма, работы греческих ваятелей родосской школы.

Важное место возле пруда занимает пергола – беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом.

Беседка была построена в 70-х годах 19 века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.

Пергола состоит из 54 пилонов, а к воде ведёт небольшая каменная лестница.

В и возле перголы примечательны

Скульптура Илионей, Россия (Санкт-Петербург) 2012 год, бронза; копия с оригинала 1850-х годов, выполненного с античного оригинала 4 века до н.э. школой Праксителя.

Меркурий, Россия начало 19 века, бронза; неизвестный мастер, копия с оригинала 1580 года, работы Д. да Болонья (Джамболонья).

Садовая скамья, неизвестный мастер, Россия (Санкт-Петербург) 19 век, мрамор.

Практическая информация

Китайский дворец с прилегающим ансамблем находятся на территории парка Ораниенбаум в Ломоносове Санкт-Петербурга.

В зимний период вход в парк – свободный (бесплатный).

В летний период вход в парк – платный.

Посещение музеев парка, в том числе и Китайского дворца, оплачиваются отдельно (дополнительно). По дворцу также проводят экскурсии.

Режим работы парка и дворца, а также условия посещения и стоимость билетов, рекомендуем уточнять на официальном сайте: oranienbaum.

Посетить дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» можно с одной из экскурсий

Обо всех способах, как добраться в Ломоносов, а также в Петергоф и Стрельну из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →

Все средства размещения в Санкт-Петербурге (отели, квартиры, гостевые дома и пр.), в том числе в Ломоносове, в центре Санкт-Петербурга и более удаленно от таковых, можно посмотреть и забронировать здесь

Полезное для поездок / путешествий

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург — Guide For You Tours

Китайский дворец в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Адрес: Санкт-Петербург, Ломоносов, Дворцовый пр. , д. 46

90 010 Описание

дворец в Ораниенбауме назван так из-за внутреннего убранства залов – стены дворца украшают роскошные китайские орнаменты. Когда-то здесь отмечали триумф русской армии в боях с турками, а теперь проводят экскурсии и рассказывают об императорах и царицах.

Ринальди построил загородную резиденцию для Екатерины II в 1760-1768 гг. До этого времени Китайский дом/Китайский Дом уже был в Ораниенбауме, только он был деревянным и располагался недалеко от крепости Петерштадт на берегу реки Караста. Здание построено в стиле рококо, которому (в отличие от более пышного и помпезного барокко) свойственны утонченность, утонченность и тонкий вкус. Китайский дворец/Китайский Дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечения Екатерины II и ее приближенных.

Западная часть дворца полностью принадлежала царице, восточная – ее сыну Павлу Петровичу, которому к концу строительства исполнилось 14 лет.

Всего в Китайском дворце 17 залов ; в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. При этом каждая комната была оформлена своеобразно и отличалась от всех остальных. В качестве украшений использовались позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная Люкс/Парадная Анфилада (главная ось здания) включает Зал Муз/Зал Муз, Голубую гостиную/Голубая Гостиная и Оранжерейный кабинет/Стеклянный кабинет, Большой зал/Большой зал и Сиреневую гостиную/Сиреневая Гостиная, Малый и Большой Китайский кабинет.

Именно в этом дворце императрица и ее окружение праздновали итоги русско-турецкой войны, хотя за 34 года своего правления Екатерина II провела на собственной даче всего 2 месяца.

Такое пренебрежение, конечно, незаслуженно. Роскошь дворца вызывает головокружение: обилие декоративной росписи, украшающей стены, полы из ценных пород дерева, позолоченная лепнина, мрамор, барельефы, настенные росписи не могли не потрясти воображение. Добавить ко всему перечисленному пруд, к которому вела живописная лестница, скульптуры на древнегреческие темы и знаменитую комнату Оранжереи – и вот получился настоящий рай. Для украшения залов в восточном стиле было доставлено множество предметов искусства из Китая и Японии. Во дворце хранятся предметы искусства 18 века – коллекции картин и фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная и золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунков и цветов. Первоначально пол в комнатах был мраморным, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди которых красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, к которой была пристроена Большая Антикамера, служившая вестибюлем. Экскурсия по Китайскому дворцу начинается с этой комнаты, своеобразного коридора. Здесь установлен монитор и пока собирается группа, можно посмотреть фильм об истории дворца, Чугунные торшеры 19 векавека в Париже устанавливались у дверей, ведущих в соседний Зал Муз, а раньше они стояли на крыльце при входе в Антикамеру.

Зал Муз/Зал Муз

За Антикамерой следует Зал Муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшают картины итальянского живописца Стефано Торелли, изображающие Аполлона с амурами и девятью музами, олицетворяющими искусство. На потолке можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклянный шкаф/Стеклярусный шкаф

Декор Стеклянного шкафа самый оригинальный. Зал украшен двенадцатью панно, расшитыми стеклярусом (длинные трубчатые бусины). На основе стеклохолста выполнена вышивка флисовыми нитками с изображением экзотических растений и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждая панель отделена от соседней резной позолоченной рамой. Аналогов Стеклянному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная/Голубая Гостиная

Изначально стены этой комнаты были отделаны голубым шелком, поэтому гостиная и называется синей. Позже ветхий материал убрали, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная/Розовая Гостиная

Потолок Розовой Гостиной с изображением Дианы расписан венецианским художником Гаспаро Диззиани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадные и камерные портреты Екатерины II. По легенде, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная/Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и картины. Теперь вы можете видеть только камин и бледно-голубые стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал/Большой зал

Большой зал – главное помещение Китайского дворца, его также называли Приемным и Овальным залом (помещение имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения 8,5 метров, в его отделке использован искусственный мрамор различных цветов и роспись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер несколько классическим.

Передняя/Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем; гости входили в него через центральный вход. Их восхищение вызывало все вокруг — паркет, напоминающий ковер, стены, расписанные Стефано Торелли, и живописный потолок «Аполлон и искусство» (приписывается Серафино Бароцци и Стефано Торелли)

В середине XIX в. дворец перешел во владение великой княгини Екатерины Михайловны, став подарком к свадьбе с герцогом Георгом Мекленбург-Стрелицким. По ее заказу архитектор Людвиг Бонштедт внес небольшие изменения — надстроил второй мансардный этаж с южной стороны дворца и создал застекленный вестибюль-галерею.

В 1922 году дворец был превращен в музей, а в годы войны Китайский дворец частично пострадал в результате блокады, артобстрелов и бомбежек, хотя боевых действий на территории Ораниенбаума не велось. В послевоенные годы в Ломоносове велись реставрационные работы, и к 1949 году посетители получили возможность осмотреть дворец целиком.

В настоящее время внутри дворца ведутся реставрационные работы – из семнадцати залов восстановлено семь из них.

Подробнее



Китайский дворец Описание и фотографии – Россия – Санкт -Петербург: Ломоносов (Ораниенбаум)

Статьи »

Китайский дворец описание и фото – Россия – Санкт-Петербург: Ломоносов (Ораниенбаум). Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Китайский дворец расположен в глубине Верхнего парка Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля и со всех сторон окружен зеленью. Дворец входит в состав комплекса «Собственная дача» императрицы Екатерины II. Он был построен в 1762-1768 годах. по проекту итальянского архитектора А. Ринальди.

Первоначально Китайский дворец состоял из одного этажа. Лишь в середине 19 в. он получил новый вид. По проекту А.И. Штакеншнейдера и Л.Л. Бонштедта, к торцам здания с запада и востока были пристроены антикамеры, появился балкон, под который была подведена застекленная галерея, соединявшая два выступа с южной стороны здание.

Архитектурное решение здания отличается сдержанностью и строгостью, но, несмотря на это, его внутреннее убранство отличается изысканностью и праздничностью убранства. Значительную часть живописной коллекции дворца составляют плафоны, расписанные специально для этого помещения. Тринадцать плафонов были выполнены ведущими венецианскими мастерами Академии живописи и ваяния (Д. Маджотто, Дж. Дициани, Д. Гуарана, Ф. Куньо и Д. Б. Питтони), которые группировались вокруг великого живописца-декоратора того времени Д.Б. Тьеполо. С. Торелли и С. Бароцци создали еще четыре плафона. Эти мастера работали непосредственно в Китайском дворце, ими оформлено большинство его интерьеров.

Особым изяществом отличается Зал Муз, который также называют Картинной галереей из-за обилия живописного убранства. Его стены украшены темперными росписями С. Торелли, на которых девять муз изображены в обрамлении изящной и легкой лепки на фоне облаков. Также в технике темпера выполнены живописные композиции потолка, который венчает плафон «Триумф Венеры».

Кабинет стеклянный также отличается оригинальностью отделки, почти полностью сохранившей убранство 1760-х годов. Стены этой комнаты разделены золочеными резными рамами на несколько отдельных панно. Их всего двенадцать: десять расположены на стенах офиса и два десудепорта. Представляют собой полотна, на которых вышивка выполнена стеклярусом (из трубочек молочного стекла), а также ворсистым разноцветным шелком (шениль – от французского «шениль»). Замысловатые композиции с фантастическими птицами посреди фантастического пейзажа видны на сверкающем фоне, который обрамлен легким и подвижным растительным орнаментом. Работа над этим панно длилась около двух лет: с 1762 по 1764 год. Оно было вышито девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель, актрисы французской театральной труппы. Чертежи для изготовления стекляруса выполнил работавший в Петербурге в 1762 году «мастер свободной росписи» Серафино Бароцци. Ломоносов.

Восточные мотивы наиболее ярко воплощены в интерьере Большого китайского кабинета: стены украшены инкрустацией деревянными панелями, выполненными в технике маркетри, представляющей собой мозаику из пластин разных пород дерева. Панно инкрустировано накладками из моржовой кости.

На панно изображены галантные сцены из китайской жизни на фоне красочного пейзажа. Композиции созданы группой русских мастеров под руководством Г. Сталмеера, вероятно, по рисункам С. Бароцци, поскольку именно он расписал плафон для этого зала, названного «Союзом Европы и Азии», именно он также покрасил потолочные панели.

Доминирующее место в декоре портретной живописи занимает портретная живопись. Он представлен двадцатью двумя портретами работы П. Ротари, которые А. Ринальди гармонично вписал в интерьер.

Особого внимания заслуживают редкие паркетные полы Китайского дворца. Изначально при строительстве дворца по проекту Ринальди пол был сделан из искусственного мрамора (лепнина). Работой руководил итальянский «мастер-гипс» Альберто Джани. В период с 1771 по 1782 гг. велись работы по замене полов наборным паркетом, который также был изготовлен по чертежам Ринальди «мастерами-плотниками» И. Петерсеном, И. Шульцем, Я. Ланги и Витте. вместе с русскими столярами Зиновьевым, И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *