Китайский дворец ломоносов: Китайский дворец «Ораниенбаум»

Китайский дворец в Ораниенбауме



поделиться:

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. В XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Поэтому дворец и назван Китайским. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Китайский дворец открыт для посещения только летом, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.


Режим работы Китайского дворца 2022

Закрыт в зимний период (с 17 октября по 21 апреля).

Для посещения музеев Санкт-Петербурга не нужно предъявлять QR-код о вакцинации.

Ношение масок не обязательно.


Чтобы посещение дворца было познавательным рекомендуем посещение Китайского дворца Ораниенбаума с экскурсией. Опытный гид покажет объекты, на которые самостоятельно можно не обратить внимание, расскажет интересные факты из истории. Также Вам не придется передвигаться на общественном транспорте и самостоятельно покупать билеты. Автобусы отправляются из центра Санкт-Петербурга.

Экскурсия на автобусе в Китайский и Меншиковский дворцы Ораниенбаума →


Описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762–1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером — итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус.

Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.


+59 фото

132210

автор: Дмитрий Казаков

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным, и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Однако убранство дворца удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали обеды. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную (Штукатурные покои), Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном — покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская — комната для дежурства придворной дамы).


+59 фото

Паркет в Зале муз

автор: Дмитрий Казаков

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века — живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.


+59 фото

Столик

автор: Дмитрий Казаков

Обратите внимание на паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них — красное, чёрное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.


Залы Китайского дворца

С 2009 года проходит реставрация залов Китайского дворца. По состоянию на 1 июня 2021 работы завершены в 12-и из 17 помещений. Остаются недоступными для посетителей Большой китайский кабинет и 4 зала половины Екатерины II.


+59 фото

Панно в Голубой гостиной

автор: Дмитрий Казаков

Первыми после реставрации в 2011 году открылись Передняя (Прихожая, или Большая Антикамера), Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет.


Передняя (Большая Антикамера)

Экскурсия в Китайский дворец начинается с Антикамеры, своеобразной прихожей, которая была первой комнатой при входе во дворец. Здесь установлен монитор, и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца.

В Передней сохранилась отделка XVIII века, это лепной декор потолка, а также роспись потолочного плафона «Аполлон и изящные искусства» кисти Якопо Гуарана.

Стены этой квадратной комнаты обшиты холстами с росписью маслом, созданной неизвестным художником XIX века взамен утраченным росписям Стефано Торелли. Украшают Переднюю и четыре резных золочёных столика, выполненные в технике китайского искусства («шинуазри») работы петербургских мастеров. Вероятно, этот комплект выполнен по проекту Антонио Ринальди.


Зал муз


+59 фото

Зал муз

автор: Дмитрий Казаков

Зал муз открывает парадную анфиладу Китайского дворца. Он расположен симметрично Большому китайскому кабинету. Убранство Зала муз посвящено содружеству искусств. Из-за вытянутой, овальной формы этот зал часто называют живописной галереей. Зал муз украшен лепкой, живописью и позолотой.


+59 фото

Зал муз

автор: Дмитрий Казаков

Роспись стен с изображением Аполлона, амуров и девяти муз, олицетворяющих искусство, выполнил С. Торелли. На плафоне, созданном этим же мастером, можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и её спутниц граций. В этом нарядном, полном света и воздуха зале проходили балы и приемы. Светлые тона паркета также соответствуют розовато-голубоватому колориту Зала муз.


Стеклярусный кабинет


+59 фото

Стеклярусный кабинет

автор: Дмитрий Казаков

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.


+59 фото

Стеклярусный кабинет

автор: Дмитрий Казаков

Автор сюжетов — Серафино Бароцци, а создали уникальные полотна девять вышивальщиц-золотошвей под руководством француженки, мастерицы своего дела, Мари де Шель. Все сюжеты выполнены в китайском стиле, причем рисунки полотен не повторяются.


+59 фото

Тропические птицы на объёмном шёлке в Стеклярусном кабинете

автор: Дмитрий Казаков

В Стеклярусный кабинет возвратился признанный шедевр эпохи рококо — мозаичный консольный стол, созданный на Петергофской гранильной фабрике в 1767–1769 годах.


Голубая гостиная


+59 фото

Голубая гостиная

автор: Дмитрий Казаков

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шёлком, поэтому Гостиная и названа Голубой.

Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862–1868 годах. К первоначальной отделке относятся плафон «Время, похищающее Истину», лепка на потолке, панно над дверью и паркетный пол.


+59 фото

Плафон «Время, похищающее Истину» в Голубой гостиной

автор: Дмитрий Казаков

В 2014 году завершена реставрация Розовой гостиной и Гардеробной.


Розовая гостиная

Первоначально Розовая гостиная называлась Детской. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы. Комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. Стены гостиной расписал маслом Серафино Бароцци, изобразив древнеримский город Геркуланум.

Плафон с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением комнаты также служат два живописных панно с изображением амуров. В XIX веке стены закрыли розовыми холстами и гостиная стала называться Розовой.


Гардеробная

Гардеробная связывает центральный вход с половиной Павла. Первоначально эта комната использовалась по назначению, а позже служила библиотекой и буфетной.

Центральную часть потолка украшает плафон «Суд Париса» (автор С. Бароцци). Над дверью в Переднюю расположено панно «Венера и Марс», над дверью в Розовую гостиную — «Геркулес и Омфала». Оба десюдепорта выполнены неизвестным художником XVIII века.

В 2018 году в дни празднования 250-летия Китайского дворца для посетителей открылись три зала на половине Павла — Штофная опочивальня, Будуар и кабинет Павла.


Штофная опочивальня

Штофная опочивальня была предназначена для Павла, сына Екатерины II. Опочивальню назвали Штофной из-за ткани штоф, которой были обиты ее стены. (Штоф — это тяжелая шёлковая ткань с тканым рисунком). В настоящее время стены обиты тканью светло-зелёного цвета, воспроизводящей штоф XVIII века.

Комната разделена на две части, меньшая из которых — альков (углубление, ниша в комнате). В центре алькова находится портрет Павла, наследника престола. Сохранилась отделка XVIII века — лепнина на потолке и плафон «Урания, обучающая юношу» кисти Д. Маджотто. На нём изображена муза астрономии, парящая в облаках.

Вернулись в опочивальню и отреставрированные соломенные панно, изображающие сцены охоты и пасторальные пейзажи. Эти редкие произведения прикладного искусства созданы путем вышивки синелью (разноцветным ворсистым шелком) по золотой рисовой соломке.


Будуар

Будуар называли Живописным кабинетом, поскольку стены этой комнаты были покрыты холстами с живописью. Позже их заменили на панно из Камерюнгферской Екатерины II. Эти аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», созданные итальянским живописцем Якопо Гуарана, и сейчас украшают будуар. Он же автор и плафона «Психея и Флора».

По мнению искусствоведов, тёмные тона деревянных панелей панно, перенесенных из покоев Екатерины II, не соответствуют светлому убранству потолка будуара и искажают первоначальный замысел Ринальди.


Кабинет Павла

Кабинет Павла — это совсем небольшая комната, расположенная рядом со Штофной опочивальней. Первоначально кабинет Павла соединялся и с будуаром. Во второй половине XIX века дверь в будуар заложили кирпичом, и комната стала использоваться как ванная.

Стены кабинета Павла обшиты живописными холстами, росписи которых созданы С. Бароцци.


Большой зал

Большой зал — это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады.

Большой зал служил для приема гостей, и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.


Штукатурный покой (Сиреневая гостиная)

Штукатурный покой раньше назывался Сиреневой гостиной из-за цвета ее стен. В отличие от Большого зала, где отделка решена в строгом торжественном стиле, здесь оформление типичное для стиля рококо. Золоченая лепнина на стенах и потолке и дала название залу — «Штукатурный покой».

Комната кажется выше за счет того, что центральная часть потолочного перекрытия имеет форму эллипса, заглублена и образует купол. Живописные полотна на любовную тему созданы итальянским художником Джамбеттино Чиньяролли.


Малый китайский кабинет

Главные интерьеры дворца — это Малый и Большой китайские кабинеты, которые и дали ему название. Оформление этих залов считается одним из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока.

В отличие от других помещений, где преобладают овальные линии и мягкие тона отделки (голубой, розовый или сиреневый), здесь мы видим прямые линии архитектуры и звучные сочные краски — красный, зеленый и черный в сочетании с позолотой.

Малый китайский кабинет дает нам представление о том, какими видели европейцы жизнь и культуру Китая. Здесь представлены подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, они интересны по форме и выполнены из необычных материалов.


История Китайского дворца в Ораниенбауме

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте, который не должен был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.


+59 фото

Плафон «Фортуна, изгоняющая зависть» в Стеклярусном кабинете

автор: Дмитрий Казаков

Однако дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нём располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора, и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой облик — здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нём поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец — это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения — его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.


Смотрите также

Фотографии

Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме

Путешествия

За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум. На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

Фото
Игорь Сычев

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Фото
Игорь Сычев

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Голубая гостиная. В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

Фото
Игорь Сычев

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Фрагмент Стеклярусного кабинета.

Фото
Игорь Сычев

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

«Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме»

Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Передняя. Реставрация живописного плафона.

Фото
Игорь Сычев

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».

Фото
Игорь Сычев

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

Фото
Игорь Сычев

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

Фото
Игорь Сычев

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, затем — Розовая гостиная и Гардеробная. К 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. А к июлю 2020 благодаря финансовой помощи «Газпрома» реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

Фото
Игорь Сычев

Галина Сычева


Теги

  • классический
  • архив ELLE DECORATION

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

В этом очаровательном здании в южном углу парка Ораниенбаума нет ничего особенно китайского. Построенный Антонио Ринальди между 1762 и 1768 годами, это был первый крупный строительный проект, заказанный Екатериной Великой, которая планировала, что здание будет служить ее частной дачей. На самом деле императрица провела там всего 48 дней за 34 года своего царствования. Тем не менее, здание, в котором в настоящее время проводится полномасштабная реконструкция, считается одним из лучших образцов рококо в России, с великолепной роскошью интерьеров, выполненных в стиле конца 18 9Стили 0003-го -го века, в том числе шинуазри, тенденция, привезенная в Санкт-Петербург из Англии, а не с Востока.

Снаружи дворец представляет собой относительно простое здание, одноэтажное, за исключением небольшого центрального павильона, окрашенного в нежное сочетание охры и желтого цвета. Семнадцать комнат внутри, украшенные Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени, украшены розовой, синей и зеленой скальолой, расписными шелками и сложной лепниной. Паркетные полы Rinaldi удивительно богато украшены несколькими породами редкой российской и импортной древесины. Среди изюминок интерьеров Китайского дворца — Салон стеклянных бус, стены которого увешаны 12 панелями с яркими гобеленами, изображающими экзотических птиц и представителей фауны. Тонкие белые стеклянные бусины, образующие фон гобеленов, придают всей комнате прозрачный мерцающий вид, который был разработан, чтобы быть особенно эффектным в сияющих сумерках белых ночей. Полное влияние шинуазри проявляется в безвкусном Большом китайском салоне, стены которого покрыты маркетри панелями из дерева и моржовой кости с изображением восточных пейзажей, а по углам висят большие китайские фонари. В комнате также есть бильярдный стол английского производства с великолепной резьбой по дереву.

Интерьеры Китайского дворца особенно ценятся, потому что они сохранились практически в первозданном виде со времен правления Екатерины. В то время как большинство интерьеров петербургских императорских дворцов пришлось полностью реконструировать после бессмысленного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, убранство Китайского дворца было успешно эвакуировано и вновь установлено в начале пятидесятых годов. Однако они хронически нуждаются в реставрации, и этот процесс, наконец, идет полным ходом, в котором участвуют несколько крупных российских и международных природоохранных агентств. Пока дата завершения работ не определена.

Режим работы: С 1 мая по 9 октября: ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Закрыто: С 1 мая по 9 октября: понедельник. 10 октября по 30 апреля: ежедневно
Вход: Взрослый: RUB 400,00 Дети: RUB 200,00
Фото и видео: не разрешен
Доступность. Доступно для инвалидов.

Chinese Palace, Oranienbaum ,Saint-Petersburg — Guide For You Tours

Chinese Palace in Oranienbaum, St Petersburg

Address:  St. Petersburg, Lomonosov, Dvortsovy pr., 46

Description

Дворец в Ораниенбауме назван так из-за внутреннего убранства залов – роскошные китайские орнаменты украшают стены дворца. Когда-то здесь отмечали триумф русской армии в боях с турками, а теперь проводят экскурсии и рассказывают об императорах и царицах.

Ринальди построил загородную резиденцию для Екатерины II в 1760-1768 гг. До этого времени Китайский дом/Китайский Дом уже был в Ораниенбауме, только он был деревянным и располагался недалеко от крепости Петерштадт на берегу реки Караста. Здание построено в стиле рококо, которому (в отличие от более пышного и помпезного барокко) свойственны утонченность, утонченность и тонкий вкус. Китайский дворец/Китайский Дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечения Екатерины II и ее приближенных.

Западная часть дворца полностью принадлежала царице, восточная – ее сыну Павлу Петровичу, которому к концу строительства исполнилось 14 лет.

Всего в Китайском дворце 17 залов ; в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. При этом каждая комната была оформлена своеобразно и отличалась от всех остальных. В качестве украшений использовались позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная Люкс/Парадная Анфилада (главная ось здания) включает Зал Муз/Зал Муз, Голубую гостиную/Голубую гостиную и Оранжерейный кабинет/Стеклянный кабинет, Большой зал/Большой зал и Сиреневую гостиную/Сиреневую гостиную, Малый и Большой Китайский кабинет.

Именно в этом дворце императрица и ее окружение праздновали итоги русско-турецкой войны, хотя за 34 года своего царствования Екатерина II провела на собственной даче всего 2 месяца.

Такое пренебрежение, конечно, незаслуженно. Роскошь дворца вызывает головокружение: обилие декоративной росписи, украшающей стены, полы из ценных пород дерева, позолоченная лепнина, мрамор, барельефы, настенные росписи не могли не потрясти воображение. Добавить ко всему перечисленному пруд, к которому вела живописная лестница, скульптуры на древнегреческие темы и знаменитую комнату Оранжереи – и получился настоящий рай. Для украшения залов в восточном стиле было доставлено множество предметов искусства из Китая и Японии. Во дворце хранятся предметы искусства 18 века – коллекции картин и фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная и золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунков и расцветок. Первоначально пол в комнатах был мраморным, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди которых красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 г. вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая вестибюлем. Экскурсия по Китайскому дворцу начинается с этой комнаты, своеобразного коридора. Здесь установлен монитор и пока собирается группа, можно посмотреть фильм об истории дворца, Чугунные торшеры 19 векавека в Париже устанавливались у дверей, ведущих в соседний Зал Муз, а раньше они стояли на крыльце при входе в Антикамеру.

Зал Муз/Зал Муз

За Антикамерой следует Зал Муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшают картины итальянского живописца Стефано Торелли, изображающие Аполлона с амурами и девятью музами, олицетворяющими искусство. На потолке можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклянный шкаф/Стеклярусный шкаф

Декор Стеклянного шкафа самый оригинальный. Зал украшен двенадцатью панно, расшитыми стеклярусом (длинные трубчатые бусины). На основе стеклохолста выполнена вышивка флисовыми нитками с изображением экзотических растений и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждая панель отделена от соседней резной позолоченной рамой. Аналогов Стеклянному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная/Голубая Гостиная

Изначально стены этой комнаты были отделаны синим шелком, поэтому гостиная и называется синей. Позже ветхий материал убрали, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная/Розовая Гостиная

Потолок Розовой Гостиной с изображением Дианы расписан венецианским художником Гаспаро Диззиани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадные и камерные портреты Екатерины II. По легенде, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная/Гардеробная

В прежние времена Гардеробная была украшена изящной мебелью и картинами. Теперь вы можете видеть только камин и бледно-голубые стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал/Большой зал

Большой зал – главное помещение Китайского дворца, его также называли Приемным и Овальным залом (помещение имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения 8,5 метров, в его отделке использован искусственный мрамор различных цветов и роспись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер несколько классическим.

Передняя/Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем; гости входили в него через центральный вход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *