История и влияние готической архитектуры — HiSoUR История культуры
Готическая архитектура — это архитектурный стиль, который процветал в Европе в эпоху высоких и поздних средневековья. Он развивался от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув в 12 веке во Франции и просуществовав в XVI веке, готическая архитектура была известна в этот период как Opus Francigenum («Французская работа») с термином «Готика», впервые появившимся во время поздней части эпохи Возрождения. Его характеристики включают заостренную арку, ребристый свод (который развился из совместного свода романской архитектуры) и летающей опорой. Готическая архитектура наиболее известна как архитектура многих великих соборов, аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих замков, дворцов, ратуши, гильдий, университетов и, в меньшей степени, частных домов, таких как общежития и комнаты.
Именно в великих церквях и соборах, а также в ряде гражданских зданий наиболее ярко выражен готический стиль, его характеристики дают возможность обратиться к эмоциям, будь то от веры или от гражданской гордости. С этого периода сохранилось большое количество церковных зданий, из которых даже самые маленькие из них часто являются архитектурными отличиями, а многие из более крупных церквей считаются бесценными произведениями искусства и перечислены в ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. По этой причине изучение готической архитектуры часто во многом является изучением соборов и церквей.
Серия готических возрождений началась в Англии середины 18-го века, распространенной в Европе 19-го века и продолжавшейся, главным образом, для церковных и университетских структур, в XX веке.
терминология
В отличие от прошлых и будущих стилей искусства, таких как стиль Каролинга, как отметил французский историк искусства Луи Гродецкий в своей работе «Готическая архитектура», отсутствие готики в определенной исторической или географической связи приводит к слабой концепции того, что действительно является готическим. Это еще больше усугубляется тем фактом, что технические, орнаментальные и формальные черты готики не совсем уникальны для него. Хотя современные историки неизменно принимали традиционное использование «готики» как ярлыка, даже в формальных процессах анализа из-за давней традиции этого, определение «готика» исторически сильно варьировалось.
Термин «готическая архитектура» возник как уничижительное описание. Джорджо Вазари использовал термин «варварский немецкий стиль» в своих «1550 жизнях художников», чтобы описать то, что сейчас считается готическим стилем, а во введении к Жизни он приписывает «архитектурные особенности» «готам», за которые он нести ответственность за уничтожение древние здания после завоевания Рима и возведение новых в этом стиле. Вазари был не один среди 15-го и 16-го итальянских писателей, поскольку Филарет и Джанноццо Манетти также писали резкую критику готического стиля, называя это «варварской прелюдией к эпохе Возрождения». Вазари и компания писали в то время, когда многие аспекты и лексика, относящиеся к классической архитектуре, были подтверждены с эпохой Возрождения в конце 15-го и 16-го веков, и у них была перспектива того, что «манер-тедеска» или «манер дей Готи» антитеза этого возрождающегося стиля, ведущего к продолжению этой негативной коннотации в 17 веке. Франсуа Рабле, также из 16-го века, представляет надпись над дверью своего утопического аббатства Телема: «Здесь нет лицемеров, фанатиков …», проскальзывая с ленивой ссылкой на «Гоц» и «Остроготц». Мольер также сделал это примечание готического стиля в стихотворении 1669 года Ла Глуа:
«… безвкусный вкус готического орнамента, эти одиозные чудовища невежественного возраста, порожденные торрентами варварства …»
— Мольер, Ла-Глойр
В английском употреблении 17-го века «Гот» был эквивалентом «вандала», дикого десуелера с германским наследием, и поэтому он применился к архитектурным стилям северной Европы с момента возрождения классических архитектур. По словам корреспондента 19-го века в лондонских журнальных заметках и запросах:
Не может быть никаких сомнений в том, что термин «готика» применительно к остроконечным стилям церковной архитектуры сначала был презрительно и посмеялся теми, кто был амбициозен для подражания и возрождения греческих орденов архитектуры, после возрождения классической литературы , Такие авторитеты, как Кристофер Рен, оказали помощь в осуждении старого средневекового стиля, который они назвали готикой, как синонимы всего, что было варварским и грубым.
Первые движения, которые переоценили средневековое искусство, имели место в 18 веке, даже когда Академия Royale d’Architecture встретилась в Париже 21 июля 1710 года и среди других предметов обсудила новые моды поклонных и выгнутых арки на дымоходах, которые использовались для » закончить верх своих открытий. Академия не одобряла некоторые из этих новых манер, которые являются дефектными и которые по большей части принадлежат готике ». Несмотря на сопротивление в XIX и XX веках, например, работы Вильгельма Воррингера, такие критики, как Пьер Лаугье, Уильям Гилпин, Август Вильгельм Шлегель и другие критики, стали давать термин более позитивный смысл. Иоганн Вольфганг фон Гете назвал готику «deutsche Architektur» и «воплощением немецкого гения», в то время как некоторые французские писатели, такие как Камилла Энларт, вместо этого национализировали его для Франции, дублируя его «архитектура français». Эта вторая группа сделала некоторые из своих заявлений, используя хронику Бурхарда фон Галле, в которой рассказывается о строительстве церкви Бад-Вимпфена «opere francigeno» или «во французском стиле». Сегодня этот термин определяется пространственными наблюдениями и историко-идеологической информацией.
Определение и область охвата
Начиная с 18-го века, многие пытались определить готический стиль, используя список характерных черт, в основном с заостренной аркой, свод, поддерживаемый пересекающимися арками, и летающую опору. В конце концов, историки составили довольно большой список тех черт, которые были чужды как раннему средневековому, так и классическому искусству, которое включает в себя пирсы с группами колонеток, вершин, фронтонов, розовых окон и отверстий, разбитых на множество различных секций ланцетной формы. Определенные комбинации из них были выделены для определения региональных или национальных подтипов готики или для отслеживания эволюции стиля. Из этих ярлыков, таких как Flamboyant, Rayonnant и английский перпендикуляр, из-за наблюдения за такими компонентами, как оконные узоры и молдинги для пирса. Эта идея, названная Полом Франклом как «компонентная», также имела место среди писателей середины XIX века, таких как Арксис де Камон, Роберт Уиллис и Франц Мертенс.
Как архитектурный стиль, готика развивалась прежде всего в церковной архитектуре, а ее принципы и характерные формы были применены к другим типам зданий. Здания каждого типа были построены в готическом стиле с доказательством существования простых внутренних зданий, элегантных таунхаусов, дворцов, коммерческих помещений, гражданских зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, церквей аббатства, аббатских комплексов и больших соборов ,
Наибольшее количество сохранившихся готических зданий — это церкви. Они варьируются от крошечных часовни до больших соборов, и хотя многие из них были расширены и изменены в разных стилях, большое количество остается либо практически неповрежденным, либо сочувственно восстановленным, демонстрируя форму, характер и украшение готической архитектуры. Готический стиль особенно связан с великими соборами Северной Франции, Нидерландов, Англии и Испании, а также с другими прекрасными примерами, происходящими в Европе.
Влияния
политическая
Корни готического стиля лежат в тех городах, которые с 11-го века пользовались растущим процветанием и ростом, стали испытывать все большую свободу от традиционной феодальной власти. В конце XII века Европа была разделена на множество городских государств и королевств. Область, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Словакию, Чехию и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папского государства) была номинально частью Священной Римской империи, но местные правители осуществляли значительную автономию в рамках системы феодализма. Франция, Дания, Польша, Венгрия, Португалия, Шотландия, Кастилия, Арагон, Наварра, Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Империя Анжевина, чьи королевства Плантагенет управляли Англией и большими владениями в том, что должно было стать современной Францией. Норвегия попала под влияние Англии, в то время как другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом. Анжевские короли принесли готическую традицию из Франции в южную Италию, а короли Лузиньянов ввели французскую готическую архитектуру на Кипр.
Готическое искусство иногда рассматривается как искусство эпохи феодализма, но также связано с изменением в средневековой социальной структуре, поскольку готический стиль архитектуры, казалось, был параллелен началу упадка феодализма. Тем не менее, влияние созданной феодальной элиты можно увидеть в замках французских лордов и в тех церквях, спонсируемых феодалами.
В течение всей Европы в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с ней рост городов, и в конце XIII века они стали преобладать в Европе. В Германии и в Низких странах были крупные процветающие города, которые росли в сравнительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединились для взаимного обогащения, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в основном феодальными и вели великую внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не великих городских залов для своих бюргеров. Виллет-ле-Дюк утверждал, что расцвет готического стиля произошел в результате роста свобод в строительных профессиях.
религиозный
Географическое пространство готического стиля аналогично географическому положению католической церкви, которое в то время преобладало в Европе и влияло не только на веру, но и на богатство и силу. Епископы были назначены феодалами (королями, герцогами и другими землевладельцами), и они часто правили как виртуальные князья над крупными владениями. В ранние средневековые периоды наблюдался быстрый рост монашества, причем несколько разных порядков преобладали и широко распространяли свое влияние. Прежде всего были бенедиктинцы, чьи великие церкви аббатства значительно превосходили других во Франции и Англии. Часть их влияния заключалась в том, что вокруг них развивались города, и они стали центрами культуры, обучения и торговли. Приговоры Клюнии и Цистерцианства были распространены во Франции, великий монастырь в Клюни создал формулу для хорошо спланированного монастырского участка, который затем должен был влиять на все последующие монашеские здания на протяжении многих веков. В 13-ом столетии святой Франциск Ассизский основал францисканцев, нищенский порядок. Доминиканцы, еще один нищенский орден, основанный в тот же период, но святой Доминик в Тулузе и Болонье, особенно влияли на строительство готических церквей Италии.
Основное использование готического стиля в религиозных структурах, естественно, ведет к ассоциации с Церковью и считается одной из самых формальных и скоординированных форм физической церкви, считающейся физической обителью Бога на Земля. По словам Ганса Седлмайра, это было «даже считалось временным образом Рая, Нового Иерусалима». Горизонтальная и вертикальная область готической церкви, наполненная светом, который считается символом благодати Божьей, допущенной в структуру через знаковые окна стиля, является одним из лучших образцов христианской архитектуры. В готической архитектуре Гроддеки также отмечается, что стеклянные куски разных цветов, составляющие эти окна, сравниваются с «драгоценными камнями, инкрустирующими стены Нового Иерусалима», и что «многочисленные башни и вершины вызывают похожие структуры, которые появляются в видениях Святой Иоанн. Другая идея, проведенная Георгом Дехио и Эрвином Панофским, заключается в том, что замыслы Готики следовали за нынешней теологической схоластической мыслью. PBS показывают, что NOVA изучало влияние Святой Библии на размеры и дизайн некоторых соборов.
географический
С 10-го по 13-ое столетие романская архитектура стала панъевропейским стилем и манерой строительства, затрагивая здания в таких странах, как Ирландия и Хорватия, а также Швеция и Сицилия. Та же самая широкая географическая область была затронута развитием готической архитектуры, но признание готического стиля и методов строительства отличалось от места к месту, как и выражения готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют разделов стиля. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, создавали определяющие характеристики, редко встречающиеся в других местах, за исключением случаев, когда они были перемещены передвижными мастерами или передачей епископов. Многие различные факторы, такие как географическая / геологическая, экономическая, социальная или политическая ситуация, вызвали региональные различия в великих аббатских церквях и соборах романского периода, которые часто становились еще более очевидными в готике. Например, исследования статистики населения выявляют такие различия, как множество церквей, аббатств и соборов на севере Франции, а в более урбанизированных районах строительная деятельность подобного масштаба была зарезервирована для нескольких важных городов. Такой пример исходит от Роберто Лопеса, в котором французский город Амьен смог финансировать свои архитектурные проекты, тогда как Кельн не мог из-за экономического неравенства двух. Это богатство, сосредоточенное в богатых монастырях и благородных семьях, в конечном итоге распространило бы некоторых итальянских, каталонских и ганзейских банкиров. Это было бы изменено, когда экономические трудности 13-го века больше не ощущались, позволяя Нормандии, Тоскане, Фландрии и южной Рейнской области вступить в борьбу с Францией.
Местная доступность материалов затрагивала как строительство, так и стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких классах, очень прекрасный белый известняк Кан был избран для скульптурного оформления. Англия имела грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Purbeck, который часто использовался для архитектурных особенностей. В северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Получившийся стиль, Brick Gothic, называется Gotyk ceglany в Польше и Backsteingotik в Германии и Скандинавии. Стиль также связан с Ганзейской лигой. В Италии камень использовался для укреплений, поэтому кирпич был предпочтен для других зданий. Из-за обширных и разнообразных залежей мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались с неподписанным фасадом, чтобы это могло быть достигнуто позднее. Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры, а в Скандинавии преобладали лесоматериалы. Доступность лесных методов строительства крыши в Европе. Считается, что великолепные крыши из молотка коровы Англии были разработаны как прямой ответ на отсутствие длинной прямой выдержанной древесины к концу средневекового периода, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для судостроения ,
Возможное влияние на восток
Заостренная арка, один из определяющих атрибутов готики, ранее была включена в исламскую архитектуру после исламских завоеваний римской Сирии и империи Сасанидов в 7 веке. Заостренная арка и ее предшественники использовались в позднеримской и сасанидской архитектуре; в римском контексте, о чем свидетельствуют раннее церковное строительство в Сирии и отдельные светские структуры, такие как римский мост Карамагара; в архитектуре Сасанидов, в параболических и заостренных арках, используемых во дворце и священном строительстве. Использование остроконечной арки, по-видимому, резко сократилось после ее включения в исламскую архитектуру. Он начинает появляться во всем исламском мире в тесной последовательности после его принятия в период позднего Омейяда или раннего Аббасида. Некоторыми примерами являются дворец Аль-Ухаидир (775 г. н.э.), реконструкция мечети Аль-Акса в 780 году н.э., цистерны Рамлы (789 г. н.э.), Великая мечеть Самарры (851 г.) и мечеть Ибн Тулун (879 г. н.э.) в Каире. Он также появляется в одной из ранних реконструкций Великой мечети Кайруан в Тунисе и Мечеть-собор Кордовы в 987 году нашей эры. Дэвид Талбот Райс отмечает, что «остроконечная арка уже использовалась в Сирии, но в мечети Ибн Тулун мы имеем один из самых ранних примеров ее использования в широких масштабах, за несколько столетий до того, как он был использован на Западе готические архитекторы ».
Увеличение военных и культурных связей с мусульманским миром, в том числе нормандского завоевания исламской Сицилии в 1090 году, крестовые походы (начало 1096) и Исламское присутствие в Испании, возможно, повлияли на принятие Medieval Европы заостренного арку, хотя эта гипотеза остается спорным , Конечно, в тех частях Западного Средиземноморья, которые подвергаются исламскому контролю или влиянию, возникли богатые региональные варианты, сплавляя романские и более поздние готические традиции с исламскими декоративными формами, например, в Соборах Монреале и Чефалу, Севильский Алькасар и Кафедральном соборе Теруэль.
Ряд ученых назвали Армянский собор Ани, завершенный 1001 или 1010, как возможное влияние на готику, особенно из-за использования остроконечных арки и кластерных причалов. Однако другие ученые, такие как Сиерппи Дер Нерсесян, которые отвергли это понятие, утверждая, что остроконечные арки не выполняют ту же функцию поддержки хранилища. Люси Дер Мануэлян утверждает, что некоторые армяне (исторически зарегистрированные в Западной Европе в средние века) могли бы принести знания и технику, используемые в Ани на западе.
Однако мнение большинства ученых состоит в том, что остроконечная арка естественным образом развивалась в Западной Европе как структурное решение технической проблемы, свидетельством чему является ее использование в качестве стилистической особенности романских французских и английских церквей.
история
Готический стиль возник в регионе Иль-де-Франс во Франции в романскую эпоху в первой половине XII века, в Кафедральном соборе Сен (1130-62) и аббатстве Сент-Дени (около 1130-40 и 1140-44), и не сразу заменил его. Примером этого недостатка в чистом перерыве является расцвет позднего романского (немецкий: Spätromanisch) в Священной Римской империи под Гогенстауфеном и Рейнланд, а готический стиль распространился на Англию и Францию в 12 веке.
Романская традиция
Основная статья: романская архитектура
К 12-ому столетию романская архитектура, именуемая нормандской готикой в Англии, была создана по всей Европе и обеспечила основные архитектурные формы и единицы, которые должны были оставаться в эволюции на протяжении всего средневекового периода. Важные категории здания: собор, приходская церковь, монастырь, замок, дворец, большой зал, сторожевая башня и гражданское здание были созданы в романский период.
Многие архитектурные особенности, связанные с готической архитектурой, были разработаны и использованы архитекторами романских зданий, но не полностью использованы. К ним относятся ребристые своды, контрфорсы, кластерные колонны, амбулатории, окна колес, шпили, витражи и богато резные дверные тимпаны. Эти черты, а именно реберный свод и заостренная арка, использовались с конца 11 века в Южной Италии, Дареме и Пикардии.
Это было главным образом широкое внедрение единого элемента, заостренной арки, которая должна была привести к изменению, которое отделяет готику от романского. Технологические изменения позволили стилистическим изменениям, которые нарушили традицию массивной кладки и сплошных стен, пронизанных небольшими отверстиями, заменив ее стилем, в котором свет, кажется, торжествует над веществом. С его использованием пришло развитие многих других архитектурных устройств, ранее испытанных в разбросанных зданиях, а затем призванных на службу для удовлетворения структурных, эстетических и идеологических потребностей нового стиля. К ним относятся летающие контрфорсы, вершины и пронумерованные окна, которые олицетворяют готическую церковную архитектуру.
Переход от романской к готической архитектуре
Готическая архитектура не выходила из умирающей романской традиции, но из романского стиля в разгар ее популярности, и она вытесняла бы ее на долгие годы. Этот сдвиг в стиле, начиная с середины XII века, произошел в условиях большого интеллектуального и политического развития, когда католическая церковь начала превращаться в очень мощное политическое образование. Еще одним переходом, сделанным Готикой, был переход от сельских монастырей романского в городскую среду с новыми готическими церквями, построенными в богатых городах светским духовенством, прекрасно знающим все большее единство и силу Церкви. Характерные формы, которые должны были определять готическую архитектуру, росли из романской архитектуры и развивались в нескольких разных географических точках в результате различных влияний и структурных требований. В то время как своды стволов и паховые своды типичны для романской архитектуры, ребристые хранилища использовались во многих поздних романских церквях. Первые примеры ребристого склепа, расположенного над толстыми стенами романской церкви, появились одновременно в Сицилии, Нормандии и Англии в соборе Дарем (с 1093 года до 1110 года), Винчестере, Питерборо и Глостере, хоре и трансепте Монастырское аббатство, Дуклер и церковь Святого Павла в Руане.
Геометрическое украшение, выполненное в некоторых из этих сводов, свидетельствует о желании большего украсить, и об этом позже ответят архитекторы, работающие в Иль-де-Франс, Валуа и Вексин.
Позже французские проекты с 1125 по 1135 год показывают осветление сводов, очерченных одним или двумя выпуклыми профилями и более тонкими стенами. Аббатство Нотр-Дам-де-Мориенваль в Валуа — один из таких примеров: сокровенный трапециевидный обход вокруг амбулаторной, облегченной опоры и свода, который будет скопирован в Соборе Сен и Базилике Сугера Сен-Дени. В то время как нормандские архитекторы также участвовали бы в этом развитии, романский в Священной Римской империи и Ломбардии остался бы таким же, только с небольшими экспериментами с прыжками. Еще две особенности Нормана Романского, стенной опоры и толстой стены «двойной оболочки» на высоте окна, должны были впоследствии сыграть свою роль в рождении готической архитектуры. Эта двойная стена, удобный способ добраться до окон, располагала проходом переработанного пространства, которое впервые появилось в трансептах Берная и аббатства Юмьежа около 1040-50. Этот проход на уровне окна дал иллюзию невесомости, вдохновил Собор Нойона и повлиял на всю готическую форму искусства.
Другие особенности ранней готической архитектуры, такие как вертикальные шахты, кластерные колонны, сложные причалы, узорчатые пластины и группы узких отверстий, развивались в течение романского периода. Этот вид развития напоминает западный фронт Элийского собора. Внутри было установлено трехуровневое расположение аркады, галереи и клише. Интерьеры стали легче при вставке большего количества окон.
Норман Сицилия является примером социально-культурного взаимодействия между западными, исламскими и византийскими культурами на острове, что породило новые концепции пространства, структуры и декора. Новые нормандские правители начали строить различные конструкции в так называемом арабо-нормандском стиле. Они включили лучшие практики арабской и византийской архитектуры в свое искусство. В этот период существуют сильные отношения между Роджером II Сицилии и Аббатом Сугером во Франции.
Все современные историки согласны с тем, что Собор Сенгера Сугера и Хенри Санглери — пример собора нормандских романских архитектурных объектов в готику через новый порядок внутреннего пространства, акцентированный поддержкой со стороны сторонников автономного и других, а также смещение акцента с чистого размер до допуска света. Позднее дополнения или ремоделирование препятствуют наблюдению любой структуры во время их строительства, первоначальный план тем не менее воссоздал планы каждого, и, как указывает Фрэнсис Салет, Sens (старший из двух) все еще использует романский план с амбулаторный и не трансепт и эхо с его поддержкой старых нормандских чередований. Его трехэтажная высокая остроконечная аркада, отверстия над сводами и окна не происходят из Бургундии, а скорее из тройной дивизии, присутствующей в Нормандии и Англии. Даже половое разделение сенского нефа, вероятно, относится к нормандскому происхождению, хотя наличие стенных ребер опровергает бургундское влияние в дизайне. Сен, несмотря на его архаичные нормандские черты, оказывает большое влияние. Из Sens распространяются сужение или опускание трансепта, спального секса, чередующегося интерьера и трехэтажного возвышения будущих церквей.
Аббат Сугер
Начало готического стиля проводится всеми современными историками в первой половине XII века в базилике Святого Дениса в Иль-де-Франс, королевском владении королей-капетов, богатых промышленностью и шерстяной торговлей из-за записей, которые он оставил во время реконструкции того, чего он хотел от этого обновления, а не современных церквей, которые исследуют некоторые из тех же идей, которые использовались в Сент-Дени. Сугер верил в духовную силу света и цвета, следуя в философии 3-го века язычником Дионисием Ареопагитом, чья идентичность была слита с идеей святого покровителя Парижа и привела его в конце, чтобы потребовать большие окна витража , Эта новая церковь также должна была быть больше, чем предыдущее здание в Каролинге, чтобы позволить большому количеству паломников совершать пиршество внутри церкви. Решение, заключенное Сугером, заключалось в том, чтобы беспрепятственно использовать ребристый свод и заостренную арку. План Св. Дениса имеет очень нерегулярные формы в своих заливах, заставляя архитектора сначала строить арки, так что арки разной высоты имеют краеугольные камни на одной высоте. Затем добавили добавку, и этот метод был доказан как для обеспечения большей визуальной стимуляции, так и для ускорения строительства.
Хор и западный фронт аббатства Сен-Дени оба стали прототипами для дальнейшего строительства в королевском владении северной Франции и в герцогстве Нормандии. Благодаря правилу династии Анжевин новый стиль был введен в Англию и распространился по всей Франции, низким странам, Германии, Испании, Северной Италии и Сицилии.
По сравнению с собором Сен, Сен-Дени более сложный и инновационный. Существует явное различие между вмещающим амбулаторным хором, выделенным 11 июня 1144 года в присутствии короля, и предсугерского нартхекса или андервата (1140), который происходит от дороманского Оттонианского Вестверка, и он показывает в сильно сформованных поперечных ребрах и нескольких выступающих колоннетах, расположенных непосредственно под волютами аркивольтов ребра. Однако в иконографических терминах три портала впервые демонстрируют скульптуру, которая явно не является романской.
распространение
Даже когда роль монашеских орденов, казалось, уменьшалась в начале готической эпохи, приказы по-прежнему имели свои собственные части, чтобы играть в распространении готического стиля, также опровергая общую оценку романского, как сельский монастырский стиль и готический как городской духовенский стиль. Главными среди ранних промоутеров этого стиля были бенедиктинцы в Англии, Франции и Нормандии. Готические церкви, которые могут быть связаны с ними, включают Собор Дарем в Англии, Аббатство Святого Дениса, Аббатство Везелей и Аббатство Сен-Реми во Франции. Позже бенедиктинские проекты (конструкции и ремонтные работы), которые стали возможными благодаря известному бенедиктинскому ордену в средние века, включают аббатство Реймса из Сен-Никизы, аббатство Руана в Сен-Уэне, аббатство Св. Роберта в Ла-Кейс-Дье, и хор Мон Сен-Мишеля во Франции; Английскими примерами являются Вестминстерское аббатство и реконструкция бенедиктинской церкви в Кентербери. Цистерцианцы также имели руку в распространении готического стиля, впервые используя романский стиль для своих монастырей с момента их создания как отражение своей нищеты, они стали общими распространителями готического стиля на востоке и юге, как Польша и Венгрия , Меньшие приказы, картезианцы и премонстратенцы также построили около 200 церквей (обычно около городов), но это были нищенствующие ордена, францисканцы и доминиканцы, которые больше всего повлияли бы на изменение искусства от романского до готического в 13-м и 14-м века. Из военных заказов рыцари-тамплиеры не вносили большого вклада, в то время как Тевтонский орден распространял готическое искусство в Померанию, Восточную Пруссию и Балтийский регион.
Готический стиль в архитектуре
Готика – венец средневековья, яркие краски,
позолота, сияние витражей, экспрессия,
взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония
света, камня и стекла… Основным стимулом
формирования готики стало уникальное
соединение христианского мировоззрения,
традиций античной культуры, архитектуры Рима,
латинской письменности, книжной миниатюры,
романо-кельтских художественных ремесел.
Развитию нового стиля способствовал
стремительный рост европейских городов и
торговли…
Слово происходит от итал. “gotico” — непривычный, варварский; сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры.
Для готики характерны:
- арки с заострённым верхом,
- узкие и высокие башни и колонны,
- богато украшенный фасад с резными деталями и
- многоцветные витражные стрельчатые окна.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Аркбутан — это наружная каменная упорная
арка, которая передает распор сводов главного
нефа на опорные столбы, отстоящие от основного
корпуса здания — контрфорсы. Завершается
аркбутан наклонной плоскостью по направлению
ската кровли. В ранний период развития готики
встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они
мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были
выведены наружу, и стали открытыми для обозрения
извне. Аркбутаны бывают двухпролетные,
двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Пинакль — остроконечная башенка, которой
нагружали вершину контрфорса в месте примыкания
к нему аркбутана. Это делалось с целью
предотвращения сдвигающих усилий.
Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой “пучок колонн”.
Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.
Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так, техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, – оригинального художественного образа.
Существует легенда – Архитектор собора Герхард,
не в силах выполнить чертежи будущего собора,
решил пригласить на помощь дьявола.
Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов.
Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания.
Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: “Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!”. С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.
Во время Второй мировой войны, когда
бомбардировками союзников был уничтожен
практически весь Кёльн, не пострадал только
Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков,
собор берегли как географический ориентир.
Готика – художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному…
И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена
в материальной, осязаемой форме! Камень за
камнем, все выше и выше – метафизика духовного
порыва, дерзости и, одновременно, христианского
смирения, соединения мечты и реальности.
Художественный секрет готической архитектуры
состоит в том, что ее архитектоника (“зрительная
конструкция”) не совпадает с действительной.
Если последняя действует на сжатие, то
зрительный образ выражает идею Вознесения,
устремленности души к небу, слиянию с Богом.
Готика – художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать
впечатления от готического собора. Они высоки и
тянутся к небу бесконечными стрелами башен и
башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но
больше поражает не столько высота, сколько
богатство аспектов, открывающиеся, когда
обходишь кругом собора.
Готические соборы не только высоки, но и также
очень протяженны: например Шартрский имеет в
длину 130 метров, а длина трансепта – 64 метра, и
чтобы обойти вокруг него требуется пройти по
меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор
смотрится по-новому. В отличие от романской
церкви с ее четкими, легко обозримыми формами,
готический собор необозрим, часто асимметричен и
даже неоднороден в своих частях: каждый из его
фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не
ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни,
какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все
дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная
игра ажурных форм. И все это пространство
обитаемо – собор и внутри и снаружи населен
массой скульптур (в Шартрском соборе около
десяти тысяч одних статуй). Они занимают не
только порталы и галереи, но их можно найти также
и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на
винтовых лестницах, возникают на водосточных
трубах, на консолях.
Словом, готический собор – это целый мир.
Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.
Тогда собор был чем-то большим, чем просто
местом церковной службы. Вместе с ратушей, это
был центр всей общественной жизни города. Если
ратуша являлась центром деловой деятельности, то
в соборе, кроме богослужения происходили
театральные представления, читались
университетские лекции, иногда заседал
парламент и даже заключались мелкие торговые
договоры. Многие городские соборы были так
велики, что все население города не могло его
заполнить. Возле собора, как правило,
располагались торговые ряды.
Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля.
Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни – представители массивности, другие – легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.
Началось все это с простейшей клетки, с ячейки,
покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и
это ставило определенный предел по расширению
главного нефа. Храм при такой системе перекрытий
не мог быть достаточно просторным внутри – он
оставался узким и темным.
Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и
облегчить систему сводов. Сплошные своды
заменяются реберными перекрытиями – системой
несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность
готического строения имеет рациональную основу:
она вытекает из каркасной системы постройки.
Средневековые зодчие с гениальной интуицией
применили здесь закон параллелограмма сил.
Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и,
следовательно, ее незачем делать сплошной и
глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады,
огромные окна. Галереи используются для
установки статуй, а окна – для монументальной
живописи из цветных стекол. Средневековые
художники страстно любили чистые, яркие, звучные
краски. Это сказалось и в витражах, и в
миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы
не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими.
Они предстают скорее как воплощение деятельной
жизни средневекового города. Они рассчитаны на
многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри
собор просторен, трансепт почти сливается с
продольным пространством. Таким образом,
устраняется резкая граница между клиром и
посетителями. “Святилище” перестает быть
чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы
помещаются прямо в храме, а не в темной подземной
крипте, как в романских церквах. Стиль готики
драматичен, но не мрачен и не уныл.
Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.
Во многих городах возникли университеты.
Соборы и ратуши возводились по заказу
городских коммун. Строились и достраивались они
долго — десятилетиями, а то и веками. Все
изобразительное убранство готических соборов,
включая статуи, рельефы, витражи и алтарную
живопись, все это мыслилось как своеобразная
энциклопедия средневековых знаний – конечно
подчиненных богословию. Причем в каждом соборе
прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский —
посвящался богоматери, и всему, что с ним связано;
Амьенский – выражал идею мессианизма: на его
фасаде фигуры пророков.
Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.
Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.
В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому — неподходящими для фресок.
Готическая живопись развивалась не в форме
стенной росписи, а главным образом в миниатюрах
рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись
алтарей больше развивалась в тех странах, где
готическая архитектура, по тем или иным причинам
сохраняла относительную массивность и гладь
стен. Замечательной алтарной живописью обладала,
к примеру, средневековая Чехия.
В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.
Готический стиль в архитектуре – История, этапы развития, готика в современной архитектуре
Впервые понятие «готика», в современном его понимании, применил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари. Она стала завершением развития архитектурного направления европейских стран в период Средневековья, придя на смену непрактичным и грубым постройкам романов в двенадцатом столетии, уступив место произведениям искусства Ренессанса в семнадцатом.
В самом ее названии открыто читалось презрение к варварским сооружениям, не выдерживающим сравнения с зодчеством Древнего Рима.
Содержание
- Характеризующие присущие готике свойства
- История готического стиля
- Этапы развития
- Готика в современной архитектуре: фото
Характеризующие присущие готике свойства
- Все узкие улицы города обязательно приведут вас к собору.
- Вытянутые вверх каменные конструкции.
- Видимый «скелет» строения.
- Ажурность отделки зданий.
- Тянущиеся к небу узкие окна с многоцветными витражами. Реже круглые проемы, несущие декоративную функцию.
- Двери, выполненные из дуба, украшенные ребристыми арками.
- Основными цветами готики являются желтый, красный, синий.
История готического стиля
Готика несет в себе религиозную тематику. Обращение к Богу, размышления о вечности, приходящей на смену бренному бытию. Поэтому и проявлялась она в основном в создании храмов, костелов, монастырей.
Основным отличием готической архитектуры является наличие узких высоких стрельчатых окон, украшенных великолепными цветными витражами, устремленных ввысь пиков и пилястров, присутствие изумительной внешней отделки различными элементами: вимпергами, архивольтами.
Этапы развития
Как и любой архитектурный период, готика включает следующие этапы своего развития:
- ранний;
- зрелый;
- поздний.
Представителем раннего готического стиля является французская церковь, спроектированная аббатом Сугерия. Собственно, с нее и началось шествие нового архитектурного веяния.
В свое время этот мужской монастырь был одним из самых влиятельных мест монархической Франции. Архитектурным приемом, отличающим эту церковь от романского зодчества, стало избавление от большого количества ненужных опор и колонн, что сделало строение более легким и утонченным.

Ярким примером маленьких построек в готике можно считать часовенку Сент-Шапель, располагающуюся на территории бывшего Королевского дворца на Сите. Ее длина всего лишь тридцать пять метров, а ширина – одиннадцать.
Несмотря на это, она гордо несет звание красивейшей церквушки, выполненной по всем канонам готической архитектуры. Ее узкие каменные стены украшены уникальными скульптурными декорациями, представляющими отдельную историческую и научную ценность.
Сама часовня состоит из двух частей разной высоты площадью около шестисот метров квадратных каждая. Нижняя часть отводилась для прислуги и гвардейцев короля, наверху располагалась вся королевская семья со своей многочисленной свитой. Здесь хранились все реликвии.
Три нефа нижнего этажа вмещали довольно много прихожан, а контрфорсы, плотно прилегающие к стенам, выдерживали распор центрового пролета. Верхняя часть часовни была связана ходом с королевскими покоями, через который высоко чтимая семья могла в любое время попасть в церковь. Огромную историческую ценность играют сохранившиеся в строении витражи тринадцатого века.
Говоря о готической архитектуре Франции, нельзя не вспомнить об известном Соборе Парижской Богоматери, описанном в известном произведении Виктора Гюго о любви и подлости, человеческой низменности и чистоте души.
Это уникальное творение является самой посещаемой достопримечательностью страны, приводя в восторг туристов своей неординарностью. Чего только стоят установленные на крыше горгульи, поражающие сознание великолепием форм и невероятной фантазией скульпторов.
Постепенно из Франции мода на готические сооружения распространилась по всей Европе, неся с собой возникновение невероятных по тем временам строений, которыми мы любуемся до сих пор.
В Англии это Вестминстерское аббатство, Кентерберийский собор.
Германия влечет любителей готики Мюнхенским и Кельнским соборами.
Далее была Италия со своим Флорентийским собором. Это просто произведение искусства, не поддающееся никакому словесному описанию. Смотреть на это строение и остаться равнодушным сможет разве что слепой. Да и то не выйдет.
Царящая здесь аура переполняет и вдохновляет на совершение значимых поступков. Бродя под его сводами, всматриваясь в написанные на стенах библейские тексты, невольно задумываешься о значимости деяний, совершенных в этой жизни, для последующего вечного существования.
Размах и внешний вид собора лишает на время дара речи. Ты просто стоишь, созерцаешь и молчишь, не находя слов, способных передать переполняющие тебя чувства.
Здесь готика быстро отошла в тень, уступив место периоду Возрождения, охватившему в дальнейшем все европейские страны.
Основой готической архитектуры был принципиально новый метод возведения каркаса, позволявший отойти от цилиндрических форм, толстых стен, которые безбожно «крали» пространство и создавали массу сложностей при строительстве.
Появившийся крестовый свод с системами колонн и контрфорсов, позволил создавать поистине фантастические сооружения, впечатляющие своей грациозностью.
Это стало возможным благодаря перераспределению веса свода здания со стен на колонны и арки. А боковой распор берут на себя контрфорсы.
Теперь нет необходимости строить толстые уродливые стены, занимающие половину площади постройки. Их заменили тонкие изящные оболочки с множеством окон.
Также в моду входит украшение костелов и церквей с помощью скульптурной отделки. Применение стремящихся вверх сводов значительно влияло на уменьшение бокового распора, распределяя давление на опорные сооружения. А арки, которые со временем становились все более тонкими и высокими, постоянно напоминали прихожанам о вечном.
Иногда на контрфорс устанавливали маленькие башенки, увенчанные острыми пиками. Особое распространение они приобрели на вершине популярности готики.
Характерной чертой этого стиля было сооружение аркбутанов в два слоя, где задачей первого было поддержание крыш, которые со временем становились все тяжелее и тяжелее, а второго – сопротивление разрушающей силе ветра.
Ширина нефа, отвечающая за вместительность церкви, определялась будущим пролетом свода. Чем он шире, тем больше неф.
Готический стиль за 11 минут. Imagine Review.Готика в современной архитектуре: фото
Роль французских архитекторов в распространении готической архитектуры
«Принцип готической архитектуры — вообразимая бесконечность». — Сэмюэл Тейлор Кольридж.
Нечто невообразимое можно воплотить в жизнь, просто сделав что-то уникальным и неповторимым. Готика — это вымерший язык, относящийся к готам, в то время как готическая архитектура — это стиль, который получил признание в Европе с конца 12 века до 16 века. После того, как он развился из романской архитектуры, он возник в северной части Франции.
Классифицирующие элементы дизайна готической архитектуры включали стрельчатые арки, контрфорсы, ребристый свод и витражи. Архитектуру в готическом стиле можно в основном увидеть в готических соборах, церквях и аббатствах. Он также использовался в архитектуре многих замков, дворцов, ратушей, университетов и т. д. несколько мест, таких как Англия и Бельгия. Середина 18 века ознаменовалась большим подъемом Возрождение готики в Англии, затем в Европе в 19 веке, а затем в 20 веке с большими церквями и университетскими зданиями.
витражи_mymodernmet.compointed arches_mymodernmet.com Мы ценим французов за многие вещи, такие как их кухня, мода, вино, искусство, художники и многие их движения в искусстве, но мы никогда не говорим о типе архитектуры, которую они принесли в страну. Франции. Со временем архитектура во Франции породила некоторые из самых известных архитектурных стилей, в которых готическая архитектура была одним из самых новых стилей. Это сделало страну образцом для подражания для остального мира.
Если говорить о современной эпохе, то с Францией связаны несколько звездных архитекторов, а именно Жан Нувель, Доминик Перро и, не говоря уже об отце модернизма Ле Корбюзье. Итак, Франция как страна дала одних из лучших архитекторов, которые не только внесли свой вклад в создание зданий, но и дали имидж стране Франции и другим европейским странам.
Но возникает вопрос «как». Как они создали особый характер для Франции и других стран? Давайте копнем немного глубже и узнаем, какая тайна скрывается за этими стенами. Позже вы поблагодарите меня за эти маленькие секреты радости, которыми я собираюсь поделиться со всеми вами.
Flying countersmymodernmet.comribbed vault_en.wikipedia.orgФранцузская кухня_en.wikipedia.orgФранцузская мода_manuluize.com С середины 12 века до 1500 года французская готическая архитектура была преобладающим стилем, которому следовали в Европе. Наиболее интересным фактом этого термина является то, что он использовался в эпоху Возрождения и был известен как « Opus Francigenum », что раньше означало «французское произведение».
Если мы вернемся в историю, то обнаружим, что готическая архитектура была разделена на 4 различных типа стилей, которые включали раннюю готику, высокую готику, искусственный луч и поздний или яркий стиль архитектуры. Ранний был прямым потомком романской архитектуры, приняв стрельчатую арку в качестве элемента, а также подчеркнув высоту стен и потолка.
Чтобы добиться этого, архитекторы решили, что сочетание аркад с галереей, трифорием и фонарем, а также ряд арок, расположенных над первоначальной аркадой, обеспечит свежий воздух. Чтобы построить устойчивую конструкцию, строители обнаружили контрфорсы, поддерживающие высокие стены. С успехом, найденным в вышеупомянутых идеях, эти структурные компоненты стали одной из самых отличительных эмблем готической архитектуры, часто даже рассматриваемой как объект красоты или украшения.
Следуя первоначальным канонам, стиль Высокой готики стремился достичь большей высоты зданий, но с стремлением сделать конструкцию легче. Это одна из причин, по которой 4 секции стены были уменьшены до 3, а галерея в конечном итоге исчезла. В результате фонари перешли от одного окна в каждом отделе к паре окон, соединенных окном-розеткой посередине.
Два других стиля французской архитектуры того периода, Rayonnant и Flamboyant, являются производными от архитектуры высокой готики, но строители заботились о двухмерных декоративных аспектах, а не о структурных точках зрения и фактическом использовании пространства. . Их желание отображать свет и играть с освещением получило дальнейшее развитие в этот период.
Период Rayonnant соответствовал нескольким новшествам, связанным со стеклом и оконным остеклением, которые оказали влияние на последующие изменения в проектировании окон. Они использовали большие окна и представили застекленный трифорий, а также серьезное изменение в дизайне оконного ажурного рисунка – окна больше не были закреплены пластинами, а как бы слегка касались их тонкими решетками.
Французская архитектура_en.wikipedia.org(©https://en.wikipedia.org/) 20-й век был периодом больших перемен, и это произошло во Франции и в их архитектуре. После Первой мировой войны существовало два разных потока: одно из них было основанным на традициях изящным искусством, а другое — модернистами, которые были сосредоточены вокруг Ле Корбюзье и Роберта Малле-Стивенса.
На сегодняшний день оба течения создали способ сосуществования, даже с радикальными урбанистическими планами Ле Корбюзье. Хорошо это или плохо, но у него никогда не было возможности стереть с лица земли половину исторического ядра Парижа, но его архитектурные проекты олицетворяли собой остальную часть Франции — одним из самых известных является культовая вилла Савойя в Пуасси в пригороде французской столицы.
В сегодняшнюю эпоху пост-постмодернизма мы имеем честь наслаждаться очаровательной архитектурой Жана Нувеля, созданной по всему миру, а также заново интерпретировать ощущение гламура во всех его причудливых проектах. Можно сказать, что французы до сих пор играют важную роль в истории архитектуры, даже самым неожиданным образом.
Фасад Сен-Дени (ранняя готика)_en.
Ссылки
Лучшие архитектурные бюро Франции согласно ARCHIVIBE . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://www.archivibe.com/best-architecture-firms-in-france/ 9.0005
Французская готическая архитектура — Википедия . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/French_Gothic_architecture
Готическая архитектура – Википедия . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/Gothic_architecture
Характеристики готической архитектуры, определяющие готический стиль . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://mymodernmet.com/gothic-architecture-characteristics/2/9. 0005
Эволюция французской архитектуры | Широкие стенки . (н.д.). Получено 1 марта 2021 г. с https://www.widewalls.ch/magazine/french-architecture
Инновации в готической архитектуре, концепции, факты и рабочие листы
Оглавление
Добавьте заголовок, чтобы начать создание оглавления
Резюме- Происхождение и развитие готической архитектуры
- Технические новинки готической архитектуры
- Концепция порядка в архитектуре
- Пример готической архитектуры
Давайте узнаем больше о готической архитектуре!
- Готическая архитектура процветала и стала популярной в Европе в период позднего средневековья. Он в основном характеризуется стрельчатыми арками, ребристыми сводами, витражами, более тонкими стенами, поддерживаемыми контрфорсами, и тонкой структурой скелета.
Отличным примером этого является Собор Парижской Богоматери.
Собор Парижской Богоматери
Происхождение и развитие
- Реконструкция хора аббатства Сен-Дени (Париж) началась в 1137 году и была завершена в 1144 году аббатом Сугерием. Эта дата считается датой начала готического стиля, который вскоре после этого распространился на епархии Иль-де-Франс, а затем на остальную Францию, Англию и остальную Европу, встретив значительное сопротивление только в Италия. Этот стиль значительно отличался от предшествующего романского стиля.
- В 1140 году аббат Сугерий решил перестроить хоры и фасад Сен-Дени – бенедиктинского аббатства, в котором хранились мощи покровителя Парижа Святого Дионисия. Этот святой был первым епископом галлов, и память о его фигуре вскоре слилась с памятью о сирийском монахе Дионисии Ареопагите.
- Сирийский монах Дионисий написал трактат о светлых и ангельских иерархиях, De coelesti hierarchia, вдохновленный неоплатонизмом.
В этом трактате свет считался своего рода божественной эманацией, соответствующей сверхъестественным реалиям. Аббатство (основанное в раннем средневековье) стало символическим местом французской монархии. На самом деле это была усыпальница похороненных здесь королей Капетингов.
- Аббат Сугерий хотел реконструировать свое почтенное аббатство, вдохновленное теориями философа. По этой причине он решил, что проект нового хора должен включать в себя ряд радиальных и трапециевидных часовен, непосредственно связанных с амбулаторией, что позволяло верующим свободно перемещаться за оградой хора.
- Радиальные часовни были перекрыты крестовыми сводами, а на стенах были большие окна, которые придавали большую яркость внутреннему пространству. Витражи сделали внутреннюю атмосферу почти божественной, сумев воплотить в жизнь теории святого Дионисия.
Технические инновации
- В отличие от римской и романской архитектуры, готика была динамичной, перфорированной, воздушной и легкой.
Для готической архитектуры были характерны подчеркнутые вертикальные пропорции, т. е. очень развитая высота. Готические церкви обычно имели три нефа, которым предшествовал портик, и имели глубокий, но короткий трансепт. Хор, как правило, очень длинный и окружен одним или несколькими амбулаториями, которые ведут к радиальным часовням и расположены радиально вокруг апсиды.
- Однако именно новые технические новшества сделали готическую архитектуру новаторской. Этими нововведениями были:
- стрельчатая арка (заменяет круглую арку)
- ребристый свод (вместо крестового свода)
- безудержная арка (заменяющая или поддерживающая контрфорсы)
- вершина (эстетический элемент, который также способствовал балансу)
- больших помещений с витражами.
- Остроконечная арка характеризуется изгибом внутренних органов, состоящим из двух пересекающихся дуг окружности. Такая арка более прочная, чем закругленная, так как уменьшает боковые распоры, разгружая вес по вертикали и, следовательно, на опоры.
Таким образом, строительство несущих стен не требуется, так как вес приходится на массивную балку или полистильные стойки, образованные распорками и ребрами. Благодаря этому нововведению стало возможным строить более тонкие стены.
- Вершина была еще одним новым элементом, введенным в готической архитектуре: она добавляет вес колоннам и контрфорсам, на которых она размещена, выпрямляя наклонные тяги и способствуя статике здания. Он сделан из камня и также выступает в качестве декоративного элемента. Фактически, он часто увенчан одной или несколькими статуями и состоит из парящего пирамидального элемента, обогащенного детализированными скульптурами, что придает зданию ощущение восходящего движения.
- Все эти новые конструкции, поддерживающие всю конструкцию, позволяют ограничить толщину стен, так как они больше не выполняют опорную функцию. Поэтому большие части стен были украшены большими окнами, которые своим цветом создавали в интерьере наводящую атмосферу.
- Часть стены, занятая витражами, называется clerestory (от латинского «clarescere» — освещаться, сиять).
Обычно он располагается в той части, где центральный неф выше боковых. Окна также находятся в стенах хора, в главах трансепта и на фасаде.
Витражи готического собора
- Что делает готическую архитектуру завораживающей, так это тесное соответствие между эстетическими идеями и технологическими инновациями. Цель сделать интерьеры сакральных зданий светлыми и просторными достигается благодаря все более совершенному и революционному использованию принципов построения крестового свода и стрельчатой арки.
- Отсутствие нагрузки от свода на стены по периметру, воспринимаемой внешними колоннами и контрфорсами, позволило ввести стеклянные окна невиданного ранее размера.
- Как правило, соборы и другие готические храмы также украшались скульптурами, изображающими разнообразных сказочных и пугающих гротескных чудовищ. Такими существами были горгулья, химера, мифическое гибридное существо с телом льва и головой козла, и Стрикс, существо, напоминающее сову или летучую мышь, которое, как говорили, питалось человеческим мясом.
- Эти мифологические существа также принадлежат литературе. Например, Стрикс появился в классической римской литературе: Овидий, широко читаемый в Средние века римский поэт, много писал об этом существе и описывал его как большеголовую птицу с пронзительными глазами, хищным клювом и серовато-белыми крыльями. . Они были символами зла и опасности, грозившей тем, кто не следовал учению церкви.
Концепция порядка в архитектуре
- Средневековая эстетика, находящая одно из величайших достижений в готической архитектуре, основана на математике и геометрии. Историк искусства Отто фон Симсон заявил, что пропорции церквей не были случайными и не определялись потребностью в зрелищных эффектах. Скорее, они вытекают из видения искусства как науки, то есть поиска геометрических соотношений, лежащих в основе космоса и считающихся божественными. Это те самые отношения, которые управляют миром музыки, чьи гармонические законы являются не просто природными фактами, но отражением небесных гармоний.
- Первые готические здания были построены по тому же принципу музыки. Таким образом, сакральное здание оказалось в тех же гармонических отношениях, что и музыка. На самом деле эта математическая точность была попыткой признать Бога великим архитектором вселенной, установившим эти божественные пропорции в начале времен. Собственный храм Соломона, согласно описанию, которое дает ему Писание, имеет идеальные числовые пропорции.
- Августин Гиппопотамский в трактате «О музыке» утверждает, что этот тип эстетики есть отражение божественного совершенства. Архитектура — это основная форма искусства, позволяющая напрямую контактировать с Богом, потому что она придерживается тех же правил, которым следовал создатель, когда формировал вселенную.
Образец готической архитектуры
- Нотр-Дам де Пари — одна из самых известных церквей благодаря своей красивой готической архитектуре. Это средневековый католический собор на острове Сите в Париже, Франция.
Он был построен на руинах двух более ранних церквей. Около 1160 года Морис де Сюлли, епископ Парижа, поддержал проект преобразования руин двух базилик в единое, более крупное религиозное здание. Нотр-Дам остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей Франции, которую ежегодно посещают около 13 миллионов человек.
Нотр-Дам
- Известно, что собор был одним из первых зданий, в котором появились контрфорсы. Собственно говоря, архитекторы спроектировали одноарочные контрфорсы для того, чтобы стены не выдвигались наружу под нагрузкой.
- Строительство хора было завершено в 1177 году, а новый Главный алтарь был освящен в 1182 году. Более того, в правление Людовика XIV и Людовика XV Собор Парижской Богоматери претерпел значительные изменения. Эти работы в соборе были предприняты с целью модернизации соборов по всей Европе. Большая статуя у западного входа была разрушена в 1786 году вместе с гробницами склепа и витражами.
- Витражи – один из шедевров церкви.
Северное окно-роза было построено между 1250-1260 годами. На нем изображена Мария с младенцем Христом, а также изображения царей и пророков Ветхого Завета.
- С другой стороны, Южное окно-роза было построено в 1260 году и было подарком короля Сент-Луиса. Его 84 окна разделены на четыре круга и посвящены Новому Завету.
Источники изображений
- https://images2.minutemediacdn.com/image/upload/c_crop,h_2540,w_3775,x_17,y_0/v1554744380/shape/mentalfloss/556629-istock-852755038_primary.jpg?itok=mwIRKl2ov
- https://ychef.files.bbci.co.uk/976×549/p021xdt4.jpg
- https://cdn.britannica.com/35/155335-050-D0C61BB7/Notre-Dame-de-Paris-France.jpg
Как готика вернула себе ритм
С его стрельчатыми арками, парящими сводами, причудливыми горгульями и витражами готический стиль архитектуры был повсеместным в европейском средневековье. Однако в эпоху Возрождения и Просвещения он довольно глубоко вышел из моды, уступив место классической лексике, которая лучше соответствовала мировоззрению тех эпох. Считавшееся отсталым, суеверным и непросвещенным, все, что касалось средневековья, вообще впало в немилость на несколько столетий. Однако в Англии 18-го века группа мыслителей снова начала ценить средневековье. Их энтузиазм привел к полномасштабному готическому возрождению в искусстве, архитектуре, литературе, философии и многом другом. Это возрождение распространилось по всему миру, и его результаты продолжают формировать наш культурный ландшафт.
Возрождение готики тесно связано с романтизмом, движением 18-го и 19-го веков, охватывающим субъективность и эмоции, которые были подавлены строго-логичным Просвещением. Для образованных европейцев Средневековье долгое время представляло собой время невежества и легковерия, в котором религия и суеверия ставились выше науки. С другой стороны, для романтиков эти качества считались хорошими. Неудивительно, что такие люди, как сторонник искусства и ремесел Уильям Моррис, видели в средневековых ремесленных традициях идеальное противоядие от безличного массового производства промышленной революции.
Британские прерафаэлиты и немецкие назареи, две группы художников 19-го века, также черпали вдохновение в средневековой эстетике и ценностях. Более того, Средневековье дает прекрасные примеры Возвышенного и Живописного, двух ключевых компонентов романтизма. Идея более простого и честного средневекового образа жизни могла быть определенно Живописной, а темные и таинственные готические руины могли вызывать ужасающую Величавость. По этой причине готические здания часто появляются в романтических пейзажных картинах, в том числе в работах Каспара Давида Фридриха и Дж.М.В. Тернер.
Средневековье как современный национализм
С другой стороны, готическое возрождение не следует понимать исключительно через призму романтизма. Повторное открытие средневековой культуры также совпало с периодом интенсивного европейского национализма в 19 веке. Происхождение возрождения среди английских законодателей вкуса было тесно связано с чувством «английскости», которое, как воспринималось, представлял стиль. Хотя общее мнение в настоящее время считает Францию родиной готической архитектуры, несколько других стран хотели претендовать на нее.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
У Англии была богатая средневековая история, которая также включала религиозную и политическую напряженность между католиками и протестантами. Некоторые из первых сторонников возрождения, в том числе плодовитый дизайнер Огастес Уэлби Нортмор Пугин, принадлежали к католическому меньшинству Англии. С другой стороны, члены протестантского большинства иногда интерпретировали расхождение готики с итальянским классицизмом как доказательство давней независимости английской церкви от папского Рима. Многие другие европейские культуры также восприняли свое средневековое прошлое как символы своей уникальной национальной идентичности. Это было особенно верно для многих групп, стремящихся к независимости от внешних правителей. Однако возрождение средневекового искусства, литературы и языка кельтов и викингов стало популярным далеко за пределами их собственных культурных групп.
Возрождение готики и другие средневековые возрождения также имели сильные литературные компоненты. В это время появился готический роман, предшественник фильма ужасов, действие которого обычно происходит в мрачных готических руинах. Фактически, двое из первых защитников готического возрождения были писателями. Гораций Уолпол (1717-179 гг.)7) написал первый готический роман, Замок Отранто , живя в одном из первых особняков в стиле неоготики. Шотландский писатель сэр Вальтер Скотт (1771–1832) создал популярный ныне жанр исторической фантастики благодаря своим романам «Уэверли ». Традиция готического возрождения также вдохновила все еще популярные шедевры Sublime Франкенштейн и Дракула , а также нарисованные эквиваленты, такие как Кошмар Анри Фузели. Литература также учитывала националистический аспект. Возрождение средневекового искусства и архитектуры совпало с возрождением интереса к Шекспиру, вызвало энтузиазм в отношении британских, кельтских и скандинавских мифов и вдохновило средневековых германских опер Рихарда Вагнера.
Архитектура эпохи Возрождения готики
Помимо культурного контекста, готика сегодня наиболее известна и наиболее заметна как архитектурный стиль. Его здания выглядят по-разному: от по существу современных построек со спорадическими готическими элементами до сложных структур, заимствованных у сохранившихся средневековых зданий. Некоторые остаются верными своим готическим предшественникам, в то время как другие объединяют готику с местной или современной эстетикой, материалами и мотивами, чтобы создать что-то новое из старого архитектурного словаря. В то время как некоторые примеры могут убедительно выглядеть древними, большинство так или иначе выдает свою относительную молодость. Здания готического возрождения, как правило, отражают 19взгляды X века на Средневековье, которые не обязательно представляют само Средневековье.
Первоначальная готика приобрела немного разные характеристики в разных странах, поэтому архитекторы эпохи готического возрождения обратились к Франции, Англии, Италии и Германии в поисках различных подходов. Однако большинство зданий эпохи готического возрождения включают в себя по крайней мере несколько наиболее узнаваемых готических элементов. К ним относятся стрельчатые или остроконечные арки, узоры, окна-розетки, ребристые или веерные своды (часто с дополнительными ребрами для украшения), вершины, крокеты, горгульи или гротески и другие резные украшения. Тем не менее, в зданиях так называемого готического возрождения могут также использоваться не готические средневековые мотивы, в том числе замковые зубцы, причудливые башни и башенки, а также романские округлые арки или монументальная кладка. В Соединенных Штатах архитектор Генри Хобсон Ричардсон пристрастился к общественным и частным зданиям в романском стиле, которые часто называют ричардсоновскими романскими.
.
Внутри здания в стиле готического возрождения могут включать дополнительные украшения в виде витражей, искусной резьбы по камню и дереву, декоративной живописи и текстиля, а также фресок или гобеленов, изображающих средневековые образы и литературные повествования. Геральдика, религиозные персонажи, гротески, сцены из пьес Шекспира, легенды о короле Артуре и рыцарская литература были популярны. Интерьеры в стиле готического возрождения, особенно в богатых домах, также могли быть украшены мебелью в стиле готического возрождения, хотя эти предметы из темного дерева обычно основывались на готических архитектурных мотивах, а не на настоящей средневековой мебели.
Во Франции, стране, запустившей готическую архитектуру в 12 веке, возрождение готики приняло другой оборот. Во Франции было много своих средневековых энтузиастов, лучшим примером которых является автор Notre-Dame de Paris Виктор Гюго, и страна, очевидно, чувствовала глубокую связь с готическим стилем. Однако французы в основном сосредоточились на заботе о своем средневековом наследии, а не на его расширении. До этого момента многие французские готические церкви использовались, но большинство из них либо претерпели серьезные изменения, либо пришли в упадок.
Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879) посвятил свою жизнь изучению и реставрации романских и готических зданий во Франции. Он работал почти над каждой крупной готической церковью страны, включая Нотр-Дам де Пари, Сен-Дени и Сент-Шапель. Знания и страсть Виолле-ле-Дюк к средневековой архитектуре не должны подвергаться сомнению. Однако его деспотичные методы консервации вызывали споры еще при его жизни. Современные реставраторы искусства и архитектуры стараются вмешиваться как можно меньше, но Виолле-ле-Дюк был более чем счастлив улучшить средневековые оригиналы по своему усмотрению. Его реконструкции таких мест, как замок Пьерфон и город-крепость Каркассон, были обширными и глубоко укоренились в его личном видении средневекового прошлого. Они действительно стирают грань между средневековьем и средневековым возрождением. Ученые часто оплакивают то, что было утрачено в результате изменений Виолле-ле-Дюк, но многие из этих сооружений вряд ли выжили бы сегодня без его усилий.
Всемирное явление
Возрождение готики быстро распространилось за пределы своего европейского происхождения, достигнув стран, не имевших собственных готических традиций. Он особенно процветал в местах, имеющих культурные или колониальные связи с Британской империей. Примеры сегодня можно найти практически на каждом континенте. Поскольку готика всегда была наиболее тесно связана с церквями, она стала стилем для строительства как католических, так и протестантских церквей во всем мире. Готика также ассоциируется с колледжами и другими учебными заведениями, потому что самые ранние университеты Европы были основаны в тот же период, когда готический стиль был в ходу. Тот факт, что готика остается символом как христианства, так и высшего образования, во многом связан с бесчисленными примерами готического возрождения обоих институтов.
Тем не менее, неоготика также использовалась для многих других функций, включая общественные здания, такие как библиотеки и вокзалы, а также частные дома, как величественные, так и скромные. Сначала только богатые семьи могли позволить себе воплотить свои средневековые фантазии в воображаемых замках или монастырских особняках. В конце концов, даже домовладельцы со средним достатком могли жить в домах с несколькими готическими деталями. В США деревянные дома с готическими декоративными элементами иногда называют Carpenter Gothic. Этот стиль даже появляется на знаменитой картине Гранта Вуда 9.0003 American Gothic , название которого происходит от единственного стрельчатого окна, видимого на белом деревянном доме.
Редко можно увидеть новые здания в стиле готического возрождения, построенные сегодня. Как и большинство других историцистских архитектурных стилей, он не пережил приход модернистской архитектуры в первые десятилетия 20-го века. Однако зданий в стиле готического возрождения предостаточно, особенно в Великобритании, Европе и Северной Америке. Мы больше не строим в стиле готического возрождения, но многие из нас все еще живут, работают, поклоняются и учатся в этих зданиях.