Ионический ордер по виньоле: Архитектурные ордера по Виньоле

Ионический ордер — ТехЛиб СПБ УВТ

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.

Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы (или торусы), украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.

Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.

После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.

Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости

Малоазийская база почти не расширяется книзу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось еще одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего.
Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы — фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс «сухариков». Венчающая часть — сима — украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой.
Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона.

Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики.

Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торусов, разделенных скоцией, причем именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.

Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.

Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями девушек. Но это лишь подвид аттических колонн.
Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.

Церковь вотчины Полторацких, сельцо Переслегино, село Загорье, 25 верст от Торжка, ХVII век, колонны ионического ордера

 

 

 

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Архитектурный словарь:

 

  • Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов

Ордера гражданской архитектуры. Август Гарнери. 1937 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству

Ордера гражданской архитектуры.  Джакомо Бароцци да Виньола в сопоставлении с Витрувием, Палладио, Серлио и Скамоцци
Август Гарнери
Перевод с итальянского: Зальцман А.А., Тульчинский С.А.
Государственное научно-техническое издательство Украины. Киев. 1937
130 страниц

Содержание: 

Предисловие к русскому изданию

Джакомо Бароцци да Виньола
Об ордере
Об обломах или мулюрах
Построение обломов
 – Вал
 – Выкружка
 – Четвертной
 – Каблук
 – Скоция
 – Изогнутость фриза
 – Сложная скоция
 – Гусек
Измерения ордеров

Пять ордеров (Виньола)

Тосканский ордер
Пьедестал и база тосканского ордера
Капитель и антаблемент тосканского ордера
Междуколонное пространство тосканского ордера (колоннада)
Тосканское междуколонное пространство с аркой 
Тосканское междуколонное пространство с аркой и пьедесталом

Дорический ордер
Пьедестал и база дорического ордера
Капитель и антаблемент дорического ордера (модульонного)
Капитель и антаблемент дорического ордера (зубчатого)
Междуколонное пространство дорического ордера (колоннада)
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой и пьедесталом

Ионический ордер
Пьедестал и база ионического ордера
Капитель и антаблемент ионического ордера
Правила построения волюты капители ионического ордера
Первое правило
Второе правило
Междуколонное пространство ионического ордера (колоннада)

Междуколонное пространство ионического ордера с аркой
Междуколонное пространство ионического ордера с аркой и пьедесталом

Коринфский ордер
Пьедестал и база коринфского ордера
Капитель и антаблемент коринфского ордера
Коринфская капитель
Междуколонное пространство коринфского ордера (колоннада)
Междуколонное пространство коринфского ордера с аркой
Междуколонное пространство коринфского ордера с аркой и пьедесталом

Сложный ордер
Пьедестал и база сложного ордера
Капитель и антаблемент сложного ордера
Капитель сложного ордера
Аттическая база
Правила построения утонения
Первое правило. Тосканская и дорическая колонны
Второе правило. Ионическая, коринфская и сложная колонны
Витая колонна
Карниз
Дверь Сан-Лаврентия в Домазо — Рим
Дверь первого этажа дворца Канчеллярия в Риме

Способ построения каннелюр
Способ получения точного наклона иоников ионической капители

Параллели или сравнения
Витрувий, Серлио, Скамоцци и Палладио

Произведения Виньолы, Палладио и Серлио

Развитие советской социалистической архитектуры невозможно без глубокого критического освоения культурного наследия прошедших эпох. Необходимость такого освоения в настоящее время полностью осознана, свидетельством чего является ответственное место, отведенное в учебных планах архитектурных вузов вопросам истории архитектуры и анализу классических памятников, а также настойчивая тяга уже практически работающих архитекторов к изучению архитектурных концепций прошлого.

Среди последних одними из наиболее значительных представляются концепции Ренессанса, неотъемлемой частью которых была система ордеров.

Предлагаемый перевод книги Августа Гарнери „Ордера гражданской архитектуры” имеет целью восполнить некоторый недостаток у нас пособий в этой области.

Ценность этой работы — в большом количестве фактического материала в виде чертежей и подробных описаний способов построения ордеров.

Август Гарнери не дает в своей работе исторического анализа происхождения ордеров и не затрагивает ордеров античной Греции. Приводимые им поэтические легенды не претендуют на серьезное освещение этих вопросов и потому в тексте были подвергнуты значительному сокращению. Точно также сокращены не представляющие интереса бытовые подробности биографии Виньолы. В конце книги мы помещаем статью „Витрувий, Серлио, Скамоцци и Палладио“, составленную по материалам Академии архитектуры. Несмотря на отсутствие анализа ордеров и ряд других недостатков, значение книги А. Гарнери в качестве пособия несомненно.

И.И. Малоземов, С.А. Тульчинский

Теория архитектуры

Архитектура ренессанса

Гарнери Август

Скачать книгу: Ордера гражданской архитектуры. Август Гарнери. 1937

Реальные отделки: Ионический орден

Жертвенник, Герайон Самосский
Название «ионический», примененное к этому классическому архитектурному ордеру, происходит как от древней территории Ионии, так и от ее народа и культуры, которые доминировали в этом регионе. Таким образом, Ионическая лига стала обозначать первый союз культурно греческих городов-государств, объединившихся в 7 веке до н.э. поскольку Греция двигалась от архаического к классическому периоду. Лига включала древнюю Ионию, Лидию, Эолию и ряд островов у побережья Малой Азии, составляющих практически всю Западную Анатолию, современную Турцию.

Хотя в классической Греции существует множество примеров ионического ордена, самые старые примеры монументальных ионических каменных храмов можно найти в Анатолии в архаической Греции, и, несомненно, ранее существовавшие эстетические влияния на его развитие, по-видимому, пришли с дальнего Востока и Юг.

Капитель колонны, Персеполис
Наиболее заметной чертой полностью развитого классического ионического ордера, несомненно, являются большие спиральные завитки капителей колонн. Они, безусловно, находят прецедент в архитектуре Персидской империи, противника и торгового партнера ионийских греков. Точно так же эолийцы, прежде чем присоединиться к лиге, адаптировали свой собственный Эолийский орден с выдающимися завитками, которые были взяты более или менее непосредственно у их жизненно важных торговых партнеров, древних финикийцев.

Капитель эолийской колонны

Хотя есть признаки того, что ионический ордер мог иметь свое тектоническое происхождение в более ранней деревянной постройке, археологически он сначала появляется больше или меньше, как полностью развитый монолитный каменный храм архитектура VI века до н. э. Конечно, усовершенствования должны были прийти; однако стилобат, окружающая периптеральная колоннада, рифленые колонны, а также детали капители колонны, такие как яйцо и дротик, жимолость и изогнутый канал соединенных завитков, уже были хорошо сочленены.

Капитель колонны в Герайоне Самосском, 6 век до н.э.
Форма следует за женственностью?

Эрехтейон Ионная столица
Греческие храмы, построенные в соответствии с ионическим ордером, безусловно, имеют другой внешний вид, чем храмы дорического ордера. Пропорции ионического ордера более сглажены, орнамент утрачивает геометрический характер дорического ордера в пользу более натуралистичных и криволинейных форм. Марк Поллион Витрувий, I век до н. э. теоретик архитектуры, утверждал, что антропоморфная модель является греческим источником ионического ордена:

«Точно так же впоследствии, когда они захотели построить храм Диане (греч. Артемиде) в новом стиле красоты, они перевели эти следы в термины

характерные для стройности женщин , и таким образом сначала сделали колонну толщина которого составляла лишь одну восьмую его высоты, чтобы он имел более высокий вид, у подножия подставили основание вместо башмака, в капители поместили волюты, свисавшие справа и слева наподобие завитых колечками и украсили его спереди киматиями и гирляндами из фруктов, расположенными вместо волос, а флейты спускались вниз по всему стержню, ниспадая, как складки на одеждах, которые носят матроны ».

Верно, что многие из греческих храмов, построенных в соответствии с ионическим орденом, были посвящены таким богиням, как Гера и Артемида. Самый великолепный пример из них, Эрехтейон, был посвящен еще одной богине, Афина. Портик Эрехтейона является убедительным аргументом в пользу истории антропоморфного происхождения, поскольку величественные кариатиды заменяют колонны того, что явно является возвышением ионического ордена.

Следует признать, что греки также возводили храмы ионического ордена, посвященные богов Аполлона и Диониса, хотя можно было бы утверждать, что эти двое были самыми женоподобными из главных мужских божеств.Какой бы ни была правда или нет антропоморфная атрибуция, она, безусловно, вплетает занимательное повествование и служит полезным подспорьем в различении некоторых основных черт различных классических ордеров.0017
Кариатидное крыльцо Эрехтейона
Как система пропорций
Возвышение пяти архитектурных ордеров
Джакомо да Виньола, 1562
Другой способ думать об Ионическом Ордене — это система пропорций. Мы уже видели, как Витрувий описывал пропорциональное соотношение греческой ионической колонны следующим образом:
“толщина которого составляла лишь одну восьмую его высоты”.
Интересно, что Витрувий отходит от этого, лично продвигая еще более ослабленную версию с соотношением сторон 1:9. Одной из характерных черт всех последующих трактатов эпохи Возрождения было то, что они продолжали представлять Ордены как в высшей степени рационализированные системы, фундаментальные единица измерения была получена из базового радиуса или диаметра ( модуль) данного столбца. Возвышения колонны, антаблемента, необязательный пьедестал и т. д., а также междуколонны были все пропорциональные отношения, полученные из этого базового модуля.

Итальянский теоретик архитектуры Джакомо да Виньола в значительной степени опирался на римский архитектурный трактат Витрувия, сохранив его отношение диаметра основания к высоте 1:9. Другие основывали свое оправдание на более археологических основаниях. либо из того, что они считали архетипическим образцом, либо взвешенным среднее различных примеров. Поскольку территория Древней Греции была оккупирована турками-османами в эпоху Возрождения, у теоретиков остались только римские примеры. То, что они общий вывод заключался в том, что заказы прогрессировали пропорционально в переход от довольно солидного тосканского к сравнительно тонкий Композит с ионным прямо посередине.

Сравнительные ионные порядки. Роберт Читэм, 1985
Элементы и обогащение

Музей Эшмола, Оксфорд 900 08
Хотя ионический ордер, как правило, не так обогащен орнаментом, как коринфский или композитный, его вряд ли можно назвать редким. Выступающий карниз антаблемента карниза обычно, хотя и не повсеместно зубчатый, то есть поддерживается рядом зубных блоков, действующих как намек на хвосты стропил в деревянной конструкции. Фриз часто орнаментирован, иногда пульвинирован или имеет выпуклую форму.

Капители обычно имеют ряд яиц и дротиков, а также жимолость, исходящих из завитков, хотя есть исключения для каждого правила, и радикальные вариации возможны и потенциально весьма интересны. Конечно, наиболее заметной чертой ордена являются большие спиральные завитки капителей колонн. Существует множество методов укладки этих спиралей, хотя два из них занимают видное место в трактатах эпохи Возрождения и более поздних. Кроме того, мелкие детали, касающиеся ширины галтелей, глубины каналов, пружины и выравнивания спирали, создают почти бесконечное разнообразие.

Что ж, мы уже видели некоторые намеки на это на некоторых изображениях. В моем продолжении этого эссе мы рассмотрим конкретный вариант ионического ордера, угловой или иногда обычно называемый версией ионического ордера Скамоцци.

Предоставлено Патриком Уэббом

Ионный порядок Факты для детей

Детская энциклопедия Факты

Крупный план столбца Ионного ордена. Орнамент в виде свитка в верхней части колонны представляет собой завиток

Ионический ордер — один из трех основных классических ордеров (стили ) древнегреческой и римской архитектуры. Двумя другими являются дорический ордер и коринфский ордер (который дал начало композитному ордеру). Ионическая капитель примечательна использованием завитков. Ионные колонны обычно стоят на основании, отделяющем ствол колонны от стилобата или платформы. Крышка обычно обогащена яйцом и дротиком. Это был популярный стиль в Афинах. Афиняне считали себя ионийцами.

Картинки для детей

  • Первый настоящий взгляд архитекторов на греческий ионический ордер: Жюльен Давид Леруа, Руины плюс изящные памятники Греции Париж, 1758 г. (табл. XX)

  • Ионическая столица в Эрехтейоне (Афины), V век до н.э.

  • Оригинальная полихромия в ионических храмах

  • Архаичная греческая ионическая столица, в Nordisk familjebok , 1910

  • Сфинкс Наксоса на ионической колонне, 560 г. до н.э.

  • Храм Зевса в Айзаной

  • Северное крыльцо Эрехтейона, древнегреческого храма из Афинского Акрополя

  • База ионической колонны северного крыльца Эрехтейона

  • Древняя ионическая колонна среди руин Хистрии (современная Румыния), греческой колонии на западном побережье Черного моря

  • Византийская ионическая капитель из Национального музея средневекового искусства (Корча, Албания)

  • Скамоццианские ионические капители на портике замка Кул

  • Иллюстрация ионического фриза и капители с трех ракурсов, из Regola delli cinqve ordini d’architettvra (1563), автор Якопо Бароцци да Виньола

  • Аллегория музыки Жана-Франсуа де Троя, 1733 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *