Готическая архитектура. Чем отличается готика от романики
Средневековье делится на две прямо противоположные эпохи: романику и готику. В этой части узнаем об их отличиях и о том, чем они были вызваны.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Аббатство Сен Дени, Франция 12 век
Готика кажется полной противоположностью романики: вместо толщи стены здесь кружево из тонких опор и сводов, вместо окон-бойниц — стеклянные витражи.
Как же средневековым мастерам удалось быстро перейти от романики к готике?
⚙️ Готика — дайджест инженерных находок того времени. Поздняя романика становилась все смелее в инженерном плане. Где-то поставили каркасный свод, где-то — использовали стрельчатые арки. Постепенно окна становились больше, а декор сложнее. Готика же объединила эти детали.
🙏 Удалось собрать все вместе аббату Сугерию — философу, теологу и советнику двух французских королей. Он заложил богословские основы для готики и построил первый готический собор в истории — Сен-Дени под Парижем.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В период романики Европе было не до сложной архитектуры. Готика появилась в более стабильное время, когда появились деньги — и желание их тратить.
🏘 Города выросли. Типичный город раннего Средневековья — несколько тысяч человек. Постепенно, с развитием ремесел, торговли и транспорта население в некоторых городах достигло уже десятков тысяч. В романскую церковь все не поместятся — нужен колоссальный собор.
👑 Заказчик хочет и может тратить. Государства окрепли, жизнь стала спокойнее. У заказчика появились деньги, власть и амбиции — особенно у королей. Первые крупные соборы строили в королевском домене Франции.
⛪️ Соборы — главный жанр готики. Они дорогие, торжественные и демонстрируют богатство городов. Европа уходит от радикального романского аскетизма.
В Средние века религия решала все, от бытовых вопросов до международной политики. Архитектуры это тоже касалось. Готика прекрасно вписалась в новую богословскую концепцию и получила мощную поддержку.
☀️ Свет в храме должен вызывать религиозный восторг. К такому выводу пришел аббат Сугерий. Божественный свет всегда рядом с человеком, но остается невидимым. Поэтому большие витражи готических храмов пропускают солнечные лучи — как зримый символ божественного присутствия.
*Сен-Дени — Святой Дионисий, покровитель Парижа. Аббатство Сен-Дени — усыпальница королей. Имеет такое же сакральное значение для Франции, как Нотр Дам де Пари.
✝️ Собор Сен-Дени — законодатель готической моды. Впервые человек на богослужении вместо мрачных стен видел здание, будто состоящее из света — эффект создавали большие витражные окна. Сен-Дени поражал современников красотой, и его эстетика быстро разошлась по всей Европе.
Витражи времен Сугерия в церкви Сен-Дени, 12 век
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Готическая архитектура России 📙 – Архитектура
- Причины появления готики в России
- Примеры готических построек
Готика – культурный и архитектурный стиль в период с начала XI до начала XVI века, получивший распространение в Центральной и Западной Европе.
Впервые термин «готика» появился в эпоху раннего Ренессанса, по отношению к архитектуре прошлого периода и обозначал «варварство». По мнению архитекторов Ренессанса, те архитектурные традиции, которые не следовали античности, следовало считать отсталыми и архаичными.
Готика зародилась во Франции – наиболее развитом и сильном на то время государстве Западной Европы, а затем в течение полувека распространилась в тех европейских странах, находившихся под влиянием католической церкви. Основные сооружения готического стиля являлись соборы – центры культурной и духовной жизни средневековых городов, где проходили регулярные службы, читались проповеди и даже праздники и представления.
Уникальность готической архитектуры заключается в том, что в ней прижилась совершенно необыкновенная система форм по сравнению с предыдущей, романской архитектурой. Вместо массивных стен, узких окон-бойниц и полукруглых арок в готической архитектуре использовались арки стрельчатой формы, узкие и высокие башни с тонкими шпилями, богато украшенные фасады с архивольтами, тимпанами и вимпергами. Все эти элементы предназначались для того, чтобы подчеркнуть вертикальную составляющую здания, его стремление ввысь, к Богу.
Все элементы религиозной архитектуры в готическом стиле имели символическое значение, связанное с крестом и основными символами христианства. Именно поэтому с первого взгляда на храм, чувствуется величие Бога и ничтожность человека перед ним.
Российская православная архитектура развивалась по своему пути на основе византийской. Поэтому в период, когда в Европе строились готические храмы, в России церкви и соборы возводились в совершенно ином стиле. Интерес к готике возник примерно в середине XVIII века с распространением идей романтизма, а его «возбудителями» являются иностранные архитекторы и художники, работавшие в России. Нужно заметить, что если в Европе эпохи Ренессанса понятие «готика» носило уничижительный характер, то в России все обстояло с точностью до наоборот – «готический» по отношению к архитектурным сооружениям обозначал «старинный» или «древний» и применялся больше в уважительном тоне.
Интерес к готике в Российской империи возник с легкой руки царя-реформатора Петра I, пытавшегося любой ценой «европеизировать» страну. До его правления никакой готики в России не было, так как в первую очередь готическая архитектура – это архитектура католических соборов, а российские зодчие, возводившие православные храмы, отвергали религиозную архитектуру Средневековья. Поэтому они категорически отказывались заимствовать любые формы и стилистику готической архитектуры.
Другое дело что после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», молодые и талантливые архитекторы, пытавшиеся выйти за рамки традиционной православной архитектуры, искали для себя источники вдохновения и этап позднего Средневековья и заката готики не мог не вызвать у них интерес.
В первое время готические мотивы применялись исключительно в декоративных целях, для усиления эффекта в постройках эпохи классицизма. Но по мере того, как российская аристократия знакомилась с культурой европейских стран во время своих поездок и путешествий, у многих из дворян возникало желание увидеть нечто подобное в своей стране.
До середины XVIII века готика в России была практически неизвестна. Хотя в постройках зарубежных архитекторов, например Грановитой палате Московского Кремля, звоннице Софийского собора в Новгороде, башне Голутвина монастыря отчетливо прослеживаются готические мотивы.
Развитие неоготики тесно связывают с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, получившего образование в Тюбингенском университете в Германии и работавшего длительное время помощником знаменитого Растрелли. Именно Фельтен является автором уникального неоготического ансамбля, включавшего в себя Чесменский дворец и церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменскую церковь).
Еще одним видным мастером в псевдоготическом стиле является архитектор Василий Баженов – автор церкви Владимирской иконы Божьей Матери в селе Быково и Петровского подъездного дворца в Подмосковье. Он также разрабатывал проект царского дворца в Царицыно, но в процессе работ императрица Екатерина II по неясным причинам приказала разрушить наполовину возведенный дворец, а на место Баженов назначила Матвея Казакова, который практически полностью переделал проект.
При императоре Павле I неоготика получает новый импульс. Ярый поклонник рыцарства и средневекового романтизма, Павел I стремился возродить готические традиции в архитектуре. При его правлении были возведены Приоратский замок в Гатчине, Ново-Никольский собор в Можайске, Екатеринская церковь в Москве и многие другие.
Готическая архитектура 101 – Вашингтонский национальный собор
Готическая архитектура зародилась во Франции и стала очень популярной в Европе с 12 по 15 века. До готической архитектуры большинство церквей были в романском стиле с толстыми стенами, маленькими окнами и закругленными арками.
Готическая архитектура произвела революцию в дизайне церквей, позволив церквям стать больше, выше и наполниться радугой света из больших витражей.
Национальный собор Вашингтона — шестой по величине собор в мире, построенный в стиле английской готики 14 века. Первый епископальный епископ Вашингтона, преподобный Генри Йейтс Саттерли, постановил, что готика является предпочтительным архитектурным стилем Бога.
Большинство готических церквей построены лицом на запад в форме креста. Центральная часть собора называется нефом; две стороны креста называются трансептами, а вершина креста называется апсидой.
Арки
Одним из наиболее визуально отличимых элементов готической архитектуры является стрельчатая арка, используемая во всем: от арочных потолков до дверных косяков и больших стрельчатых окон. Стрельчатые арки часто ассоциируются с готической архитектурой, но на самом деле они использовались гораздо раньше в исламской и ближневосточной архитектуре.
Возвышенность стрельчатых арок также притягивает взгляд вверх и придает готическому стилю вертикальность и парящую высоту. Арочные готические окна обычно содержат одно или несколько отдельных вертикальных окон, называемых стрельчатыми; название происходит от их ассоциации с остроконечными устройствами, используемыми в медицине.
Вставные камни
В эффектном сводчатом потолке собора круглые вставные камни являются ключевыми структурными и декоративными элементами. Каждый камень в центре арки функционирует как замковый камень; без этих несущих камней массивный вес потолка не мог бы быть подвешен на такие огромные пролеты. В соборе около 762 камней-боссов (самый большой из них весит 5 тонн), и только в соборе 14-го века в Норидже, Англия, больше резных камней-боссов.
Начиная с западной стороны и заканчивая Главным алтарем в восточной части, главные камни изображают богословские утверждения из Никейского символа веры и Апостольского символа веры, начиная со слов «Верую в Бога Отца Всемогущего» и заканчивая словами «Верю в жизни будущего мира». Подобно тому, как камни обеспечивают структурную поддержку священного пространства, утверждения на этих замковых камнях отражают теологическую основу Собора.
Контрфорсы
Контрфорс – один из самых узнаваемых элементов готической церковной архитектуры. Контрфорсы противостоят внешнему толчку внутренних арок и сводчатого потолка, которые выталкивают стену наружу, и перенаправляют эти силы вниз, в землю.
Другими словами, контрфорсы принимают на себя вес крыши и сводчатого потолка, которые обычно давят на стены. Вместо того, чтобы выталкивать стены наружу, контрфорсы берут на себя этот вес и перенаправляют его вниз, в землю.
Контрфорсы «летают», потому что контрфорс не касается стены до земли; боковые силы передаются через промежуточное пространство. Контрфорсы состоят из двух ключевых частей: массивного вертикального каменного пирса снаружи здания и арки, перекрывающей зазор между контрфорсом и стеной собора.
В результате землетрясения 2011 года больше всего пострадали шесть аркбутанов в восточной части собора. Когда в 1907 году началось строительство, между камнями не использовалась арматура. Сейсмическое движение заставило камни в контрфорсах смещаться, отделяться и расшатываться. Сейчас эти контрфорсы полностью восстановлены.
Горгульи и гротески
Самый большой враг каменного здания — вода, которая может просочиться в трещины и повредить камень. Горгульи — это в основном замысловато вырезанные водостоки, которые функционируют как сложные желоба для отвода воды от известняковых стен.
В средние века эти вырезанные из пуха носики изначально предназначались для отпугивания злых духов. Их функция на самом деле более практична и позволила резчикам по камню внести в архитектуру собора элемент художественности и причудливости. В соборе 112 действующих горгулий.
Гротески представляют собой резные элементы, но не действуют как традиционные водостоки. Более 1000 гротесков также помогают защитить камень; когда капли дождя отскакивают от их головы или носа, это помогает удерживать воду от стен. Гротески варьируются от ангелов и животных до самого популярного изображения Дарта Вейдера, вырезанного в 19 веке.86 в рамках детского конкурса.
Башенки
Конечно, башенки декоративны и имеют замысловатую резьбу, но они также служат ключевой цели в готической архитектуре.
Пиннакл — архитектурный орнамент, образующий шапку или корону контрфорса или небольшой башенки. Вершина выглядит как небольшой шпиль. В дополнение к увеличению высоты и вертикальности конструкции, вершины очень тяжелые и позволяют контрфорсам противодействовать весу сводчатого потолка и крыши. Добавляя сжимающее напряжение (результат веса вершины), нагрузка здания смещается вниз, а не вбок.
Наконечники — это самая верхняя часть вершины, часто выполненная в виде листовидного орнамента с вертикальным стеблем и гроздью крокетов. Представьте себе стебель брюссельской капусты, и вы поймете, о чем идет речь. Крокеты — это выступающие куски резного камня, украшающие наклонные гребни вершин. Резные формы этих элементов помогают отводить дождевую воду вниз, удерживая воду от крыши или стен.
Более 75 процентов башен Собора были повреждены во время землетрясения 2011 года, когда сейсмические волны прошли через здание и повернули элегантные камни башен в разные стороны.
Витражи
До готической архитектуры большинство церквей строились с тяжелыми толстыми стенами и маленькими окнами. Готическая архитектура позволила сделать стены тоньше и подняться выше, а также открыла широкие просторы для драматических окон, которые можно было использовать для передачи визуальных представлений библейских учений.
В соборе более 200 витражей всех форм и размеров. Окна сгруппированы по разным темам, таким как профессии, герои церковной истории, сюжеты Еврейских Писаний и гуманитарные науки. Стиль варьируется от классического до более современного и импрессионистского и часто отражает художественное восприятие эпохи, в которую они были спроектированы и установлены.
Многие окна Собора перекрывают истории библейской истории и американской истории; Окно Job, например, изображает человеческие страдания на фоне воинского кладбища. Изображения Белого дома, Капитолия и Верховного суда США появляются в больших окнах фонаря, которые связывают развитие еврейской нации с американским народом.
Тимпан
Тимпан представляет собой треугольную область над дверью, расположенную внутри готической арки. Здесь, в соборе, многие входы в тимпан украшены замысловатой резьбой с различными мотивами: главные порталы на западном фасаде изображают творение человечества днем и ночью; северное крыльцо посвящено женщинам и Деве Марии; южное крыльцо изображает паломников и святых, собравшихся вокруг Тайной вечери; а внутренний тимпан, посвященный Гражданской войне, изображает руки Севера и Юга, сжимающие оливковую ветвь в поисках мира.
Сводчатый потолок Сводчатый потолок поддерживает воздушную крышу, а также раскрывает богословские основы христианской веры.
Посмотрите на семь этажей вверх, и вы будете поражены центральной архитектурной особенностью готических соборов — сводчатым потолком, передающим вес крыши и стен через тонкие ребра вниз по тяжелым стволам каменных опор.
Национальный собор Вашингтона демонстрирует различные стили сводов: от простых бочкообразных и паховых сводов в склепе до сложных веерных сводов в Детской часовне. Большая часть нефа имеет ребристые своды, которые должны быть элегантными, простыми и функциональными. Вес и тяга сводчатого потолка распределяются на опоры или колонны и наружу через стены на контрфорсы, которые несут вес вниз в землю.
Готическое искусство | Эссе | Метрополитен-музей
«Затем возникли новые архитекторы, которые по обычаю своих варварских народов возводили здания в том стиле, который мы называем готическим ( деи Готти )». Флорентийский историограф Джорджо Вазари (1511–1574) был первым, кто назвал архитектуру предыдущих веков «готической», имея в виду нордические племена, захватившие Римскую империю в шестом веке. Вазари подразумевал, что эта архитектура была обесценена, особенно по сравнению с архитектурой его собственного времени, которая возродила формы классической древности. Давно избавившись от уничижительного подтекста, этот ярлык теперь используется для характеристики формы искусства, основанной на стрельчатой арке, которая возникла вокруг Парижа в середине двенадцатого века, практиковалась по всей Европе и сохранялась в некоторых регионах вплоть до шестнадцатого века. .
Готическая архитектура является результатом инженерной задачи: как скрыть в камне все более широкие поверхности с все большей высоты? В то время как большинство раннесредневековых церквей были покрыты деревянными потолками, многие романские здания имеют либо каменные цилиндрические своды (т. Е. Полукруглые), либо крестовые своды (т. Е. Пролеты бочкообразных сводов, пересекающиеся под прямым углом). Их стены обязательно толстые, чтобы противодействовать направленному наружу своду, и они допускают только небольшие окна. Начиная с 1100 года архитекторы экспериментировали с нововведениями, которые при правильном сочетании позволяли растворить стены и плавно организовать пространство. Например, они приняли остроконечную арку, которая имеет меньшую боковую нагрузку, чем круглая арка, и легко адаптируется к проемам различной ширины и высоты. Они также разработали систему каменных ребер, чтобы распределить вес свода на колонны и опоры до самой земли; теперь свод можно было сделать из более легкого и тонкого камня, а стены открылись, чтобы вместить все большие окна. Не менее важно, что в 1170-х годах начали появляться контрфорсы, вертикальные элементы которых (стойки) соединены с внешней стеной здания мостообразными арками (флаерами). Эти внешние конструкции поглощают направленное наружу давление свода через заданные промежутки прямо под крышей, что позволяет уменьшить внешнюю каменную оболочку здания до простого скелетного каркаса.
Новая архитектурная грамматика впервые была последовательно сформулирована в амбулатории ( chevet ) церкви королевского аббатства Сен-Дени, к северу от Парижа, построенной при аббате Сугерии между 1140 и 1144 годами. Два концентрических прохода разделены тонкими колоннами: внешний проход перекрыт пятичастными, а внутренний – четырехчастными ребристыми сводами. В результате получается эффект четкого пространственного распределения и органической легкости: ниши открыты со всех сторон, а стены расходящихся лучами часовен, уже не несущие, имеют большие проемы, заполненные витражами.
С растущей уверенностью архитекторы северной Франции, а вскоре и всей Европы соревновались в гонке за покорение высоты. Свод каждого нового собора стремился на несколько метров превзойти свод своих предшественников. Резкое обрушение в 1284 году самого высокого из них, Бове, обозначило вертикальные пределы готической архитектуры. Его хор и трансепт вскоре после этого были перестроены до первоначальных 48 метров, и теперь их поддерживают вдвое больше контрфорсов.
Типичное возвышение интерьера готического собора, с этажом за соответствующим этажом, притягивает взгляд к самой высокой точке свода в непреодолимом стремлении вверх, символизирующем христианскую надежду покинуть земной мир для небесного царства. Такое трансцендентное впечатление от архитектуры усиливается богатыми витражами, иногда занимающими всю высоту здания. Украшенные сценами из Библии, житиями святых («Сцены из страстей святого Винсента Сарагосского и история его мощей», 24.167a-k) или более крупными фигурами пророков и других персонажей, витражи занимали центральное место в восприятие собора как сборника христианской веры. На протяжении тринадцатого века обязательной чертой большинства соборов было монументальное окно-роза с изображением Бога, Христа или Богородицы в центре, окруженное космосом. Мерцающий разноцветный свет напоминал о небесном Иерусалиме, описанном в Книге Откровений (Апокалипсисе) как город из золота и драгоценных камней.
Страшный суд, часто вырезанный на тимпане главного портала, был суровым напоминанием о торжественности пространства, в которое собирались войти правоверные. Именно на западном фасаде Сен-Дени около 1140 года порталы впервые были окружены стоячими фигурами, известными как косяковые статуи (Голова царя Давида, 38. 180), формат, который с тех пор повторяется. С их ненасытным спросом на фигуративные скульптуры для украшения порталов, архивольтов, тимпанов, экранов хоров (Head of an Angel, 1990. 132) и лиственных капителей для интерьера, соборы и церкви были горнилами скульптурных инноваций. Команды скульпторов годами трудились над украшением собора, прежде чем переехать в другое место, тем самым распространив стили по обширным регионам. Например, некоторые из скульпторов, работавших над западным фасадом Реймского собора, позже внесли свой вклад в скульптурную программу Бамбергского собора, расположенного в нескольких сотнях миль. Стилистический язык, впервые сформулированный в камне в монументальном масштабе, нашел отклик в других средствах массовой информации. В своей удлиненной изогнутой позе и загадочной улыбке деревянные алтарные ангелы в Монастырях (52.33.1) и некоторые им подобные в конечном итоге произошли от своих кузенов на западном фасаде Реймского собора.
Готская лексика постепенно проникла во все виды искусства по всей Европе. Стрельчатые арки, трилистники, кватрелопастные и другие архитектурные украшения были приняты на металлических изделиях, таких как мощи и литургические сосуды (17.190.360), на богатых церковных облачениях (27.162.1), на драгоценных диптихах, предназначенных для личного богослужения (1980.366; 1970.324. 7а,б), на иллюминированных рукописях (1990.217), а также на предметах быта, таких как мебель, расчески или ложки. С учетом региональных и временных вариаций готическое искусство формировало человеческое восприятие в Европе почти четыре столетия.
Цитата
Шапюи, Жюльен. «Готическое искусство». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mgot/hd_mgot.htm (октябрь 2002 г.)
Дополнительное чтение
Баксандалл, Майкл. Скульпторы из липы эпохи Возрождения Германия . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1980.
Уильямсон, Пол. Готическая скульптура: 1140–1300 . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
.Дополнительные эссе Жюльена Шапюи
- Шапюи, Жюльен. «Романское искусство». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен. «Позднесредневековая немецкая скульптура». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен. «Позднесредневековая немецкая скульптура: материалы и методы». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен. «Покровительство при дворах раннего Валуа (1328–1461)». (октябрь 2002 г.)
- Шапюи, Жюльен.