Готика стиль: ГОТИКА • Большая российская энциклопедия

Готический стиль в архитектуре и интерьере

  • СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ И АРХИТЕКТУРЕ
  • ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

февраля 2, 2018 01:31

Часовня Пьерфон, Франция

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

Мрачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда.

Поражает грандиозность  строений, филигранность резьбы по камню, красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы. 

  • Собор Дуомо в Милане, Италия.

  • Собор Нотр-дам-де-Пари, Франция.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Собор в Сиене, Италия.

  • Собор в Леоне, Испания.

  • Тимпан собора в Барселоне, Испания.

  • Собор в Уэльсе, Англия.

  • Ратуша в г. Брюгге, Бельгия.

  • Замок Шенонсо, Франция.

  • Здание парламента в Будапеште, Венгрия.

  • Капелла в парке Александрия, Петергоф.

  • Вокзал в Петергофе.

  • Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, Россия.

АРХИТЕКТУРА

    Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI – XII по XV–XVI века.

Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.

 

  Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая – его независимости. 

 

  Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста. 

 

  Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн.

Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный,  толщина стены больше не влияла на несущую способность здания.  Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору.  Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом,  рёбра – нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.

 

  Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.  Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

 

 

 

  Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления  стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. 

  Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура  над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда.

Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

 

  В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.

 

  Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков. 

 

  Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, – таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

 

  Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) – самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. 

 

  Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

 

  В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

 

    В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

 

  Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

 

  Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии – Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

 

  Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.  

 

  Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.  

Интересный пример российской неоготики середины 19 века – комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе – капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

 

  К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который  выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и  каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.

 

 

  • Аббатство Сан-Гальяно, Италия.

  • Интерьер собора в Шартре, Франция.

  • Интерьер собора в Эксетере, Англия.

  • Интерьер собора в Уэльсе, Англия.

  • Интерьер собора в Реймсе, Франция.

ИНТЕРЬЕР

   Внутреннее пространство готического храма  членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю –  трифорий  (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

 

  Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось  декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. 

 

  Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

 

  Каждый портал Шартрского собора  украшен скульптурой. Количество дверей – три – связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

 

  Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. 

 

  В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

 

  Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. 

 

  Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

 

  Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель  стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть. За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.

 


Средневековый готический стиль

 

Этот чарующий готический стиль средневековья.

Средневековый готический стиль – художественный стиль в искусстве, распространенный в ХII-ХIV вв. в Западной Европе. Возникнув на севере Франции, он вскоре распространился по всей Западной Европе. В страны Восточный Европы готический стиль проник гораздо позднее, но и просуществовал дольше. Говоря о готическом стиле, в первую очередь подразумевают архитектурный стиль, хотя в эпоху готики этот стиль, начав с архитектуры, распространился практически на все сферы изобразительного искусства, даже на моду и мебель.

Термин «готика» не имеет ничего общего с готами и означает «варварское», «непривычное», т.е. не «римское», то, что противоречит романскому стилю.

Сам термин появился в качестве насмешки над уходящим средневековьем в период Итальянского Возрождения. Ирония в том, что именно в Италии готический стиль воспринимался менее всего, в результате чего получил распространение гораздо позже и с серьезными изменениями, получив название «итальянская готика».

На рубеже романской и готической эпох, вся социальная и культурная жизнь перемещалась из монастырей в города. И готический стиль целиком связан с городом.

Основной тип сооружений готической архитектуры – это собор. В то время соборы были не просто храмом, это был центр всей общественно-политической жизни. Соборы были площадкой не только для отправления церковной службы, но и для лекций, театральных представлений, заключения сделок, заседаний советов и так далее. Соборы были крайне велики, необозримы, неоднородны по своей структуре и крайне индивидуальны по дизайну.

Основное отличие средневекового готического стиля в архитектуре – высота и легкость. Будучи основной идеей всего проекта, все в сооружении подчинялось устремлению ввысь. Сравнивая романский стиль и готический стиль, сразу видно, что они практически противоположны. Романскому стилю присущи массивность, стены большие и толстые, помещение тесное, строения больше похожи на крепости. Готический стиль же более изящный, с абсолютно другой эстетикой, легкий и просторный.

Переход к готике был связан с изменением потребностей городской жизни. Тесные массивные строения больше не соответствовали нуждам города, и перед зодчими стояла задача создать открытые, светлые и просторные помещения. Это повлекло за собой коренное изменение конструкции, а затем и самого стиля, который, подстраиваясь под новые реалии, нашел свое развитие и в живописи и скульптуре.

Вся легкость готических соборов неразрывно связана с самой системой постройки, при которой несущие стены фактически отсутствуют, и их заменяет каркас здания. Такой подход позволил существенно расширить пространство внутри, а также дает огромную свободу творчества для архитектора. Необходимость в массивных стенах отпала и их стали заменять большие арки и окна.

С изменением архитектурного стиля, начали меняться и смежные виды искусства, в частности изменилась монументальная живопись. Фактическое отсутствие стен и их ажурная структура не создавали должных условий для фресок, и их место заняли витражи. Яркие цвета стекол, особенно при солнечном свете, создавали потрясающий эффект сияния.

Вместо доминирующих фресок романского стиля, в готическом стиле средневековья доминирующее положение заняла скульптура. Она покрывала весь храм и повествовала о различных событиях или сценах жизни.

Готический стиль неразрывно ассоциируется со скульптурно-монументальными композициями. Полученная свобода творчества оказалась заразительна и отразилась не только в самой архитектуре, но и в скульптурах. Сдержанность романского стиля утратила свою актуальность, готический стиль же был более волнительным, динамичным, экспрессивным, он отображал и вызывал эмоции.

Большей частью готический стиль был связан со страданием. Страдание и мученичество – вот основные готические скульптурные сюжеты. Однако художники того времени умели отображать не только страдания. Даже такие сложные чувства как сострадание, мастера того времени передавали в позе тела, во взгляде, наклоне головы. В этом вся прелесть готического стиля, вся его глубина, заставляющая восхищаться и сопереживать.

В отличие от романского стиля с его гармонией форм, готический стиль же связывал себя с истощенным и худым телом. Библейские сюжеты о всемогущем Господе сменились сюжетами о мученичестве Христа, о его скорби и страданиях.

Эпоха готического стиля в средневековье стала идеальным периодом для развития культуры. Постепенное угасание средневековых порядков и начало эпохи Просвещения создали условия для ухода от средневековой зашоренности и обретению небывалой свободы сознания, что отображалось, в первую очередь, в достижениях культуры. В это время продвигаются идеалы любви, возникает и развивается лирическая музыка и поэзия. Однако первичным и главным аспектом средневекового готического стиля является архитектура.

Добавить комментарий

12 приёмов создания готического стиля в интерьере

Если вы увлекаетесь европейскими «преданиями старины глубокой», любите жанр фэнтези и книги о Гарри Потере, цените рукотворность в дизайне, наши советы по созданию готического интерьера адресованы вам

  • 1 из 1

На фото:

Расцвет готического архитектурного стиля Европы пришёлся на XII–XV века, затем наступило забвение, а в середине XVIII века под названием «неоготика» он стал официальным стилем Британской империи. «Возрождение готики» в жилом интерьере приходится на вторую половину XIX века. Главный акцент ценители этого стиля делали на изящество стилизации и индивидуальный образ, которому должны были соответствовать все детали обстановки и декора. Каковы же основные приметы готики в интерьере?

1 Просторные помещения. Чтобы готический стиль в современном интерьере выглядел убедительно, потребуются солидные пространства и немалый бюджет. Затраты можно сократить, используя имитации дерева, бронзы и настоящих витражей, но «фальшэлементы» в готическом стиле подобрать гораздо сложнее, чем имитации классического ордерного декора.

2 Доски и плитка — на пол. Массивная тёмная доска с рельефной фактурой или ламинат — оптимальный вариант для жилых помещений. В прихожей будет красиво смотреться пол, украшенный рельефной керамической плиткой квадратной или шестиугольной формы с растительными или абстрактными орнаментами.

Рельефная напольная плитка в темных тонах – квадратная или шестиугольная – подойдет для интерьера в готическом стиле.

модель Meetall от фабрики Tagina Ceramiche DArte.

3 Росписи стен. От готических времён дошли великолепные изразцы и статуи, а вот о росписях знают лишь знатоки. Между тем ими украшали стены храмов и жилищ. Самый простой вариант создать роспись — по гладкой штукатурке или краске нанести одноцветные узоры с помощью трафарета. Сложную полихромную роспись со сценами из жизни рыцарей придётся доверить профессионалу.

4 Деревянные детали. Гладкие дверные полотна из неокрашенного дерева украшаем бронзовыми или железными накладками. Потолочные балки, опирающиеся на консоли, для экономии несложно заменить окрашенными полиуретановыми имитациями.

5 Массивная деревянная мебель. Стулья с высокими спинками или табуреты (в том числе складные), расписные и окованные лари, массивные шкафы из неокрашенного дерева (с декоративной резьбой или без) — основной набор готической мебели. Не забудьте о кровати с плотным балдахином на четырёх колоннах — это станет главным предметом обстановки в спальне. А вот большой обеденный стол в готические времена имел самый простой вид, главное, чтобы столешница была из массива. В качестве альтернативы деревянной мебели подойдут стулья и столы на кованых (настоящих или стилизованных под ковку) каркасах. То же касается и лестницы.

  • 1 из 3

На фото:

Стулья с высокими спинками, массивные кресла и шкафы и, конечно, кровать с балдахином – классика жанра в готическом интерьере.

6 Стрельчатые проёмы и окна. Готический стиль предпочитает окна арочной формы со стрельчатыми завершениями и с металлическими переплётами. Но это вариант не для городской квартиры. Зато вполне реально придать заострённую «готическую» форму входным проёмам или соорудить межкомнатное окно-витраж.

7 Витражи. Яркие, звучные краски — характерная особенность готических витражей. Они преобразят окна загородного дома, а в городской квартире украсят филёнки на дверях и стенные ниши (их надо снабдить подсветками), но не потолки: такой приём начали использовать лишь в модерне и ар деко. Можно заменить «настоящие» витражи с металлическими каркасами на «фальшвитражи» с нарисованными переплётами и раскрашенными деталями.

модель Elegance swing 03 от фабрики FOA.

 

8 Средневековые мотивы и сюжеты декора. Готический стиль выработал характерные узоры: так называемый трифолий (трилистник), квадрифолий (четырёхлепестковый узор), готическую «розу» (круг, в который вписан стилизованный цветок). В резьбе могут повторяться высокие стрельчатые арки на колоннах, фантастические животные, в витражах — сцены из рыцарских времён.

9 10 Большой камин. Лучше всего устроить его в просторном зале. Монументальный портал из песчаника или окрашенного гипса, имитирующего камень, резное деревянное обрамление украсят как настоящую топку, так и фальшкамин. Вместо классического ордера в отделке «средневекового» камина должны присутствовать готические и кельтские орнаменты или геральдические эмблемы.

  • 1 из 3

На фото:

Один из главных акцентов интерьера в готическом стиле – камин с монументальным порталом.

10 Шпалеры. В средние века ткаными «картинами» не только украшали стены, но и зонировали комнаты. В современном жилье готический стиль довольствуется декоративным полотнищем на металлическом кованом карнизе да чехлами на подушках. Шпалеры с успехом заменят гобелены фабричного производства — они стоят не дорого, главное — подобрать средневековые сюжеты.

11 Окна: ставни или шторы? Деревянные ставни подойдут для загородного дома. Для городской же квартиры подберите простые плотные ткани с набивным рисунком (орнаментальным или цветочным) или дорогие, с отливом (шёлк, тафта, бархат) — однотонные или со стилизованными узорами. Крепить их надо к металлическим кованым (или стилизованным под ковку) карнизам.

12 Светильники и фурнитура. Люстры с коваными карнизами, на низких подвесах и с витражными вставками, торшеры, стилизованные под напольные шандельеры (подсвечники) создадут «средневековую» атмосферу. Ручки и накладки из бронзы или латуни придадут «замковый» вид дверным полотнищам.

  • 1 из 3

На фото:

Эстетике неоготики отвечает изысканный декор свтильников и аксессуаров.

готический стиль, интерьер, планировка интерьера, советы, статьи, стиль, Богданова Мария

Комментировать в FB
Комментировать в VK

Готическая архитектура: может ли стиль XII века радикально изменить то, как мы строим сегодня?

Написано Марком Фостером Гейджем, CNNNew York

Немногим более года назад мир едва не потерял один из самых узнаваемых образцов готической архитектуры, когда сгорели шпиль и значительная часть крыши собора Нотр-Дам в Париже. в пепел. Сейчас продолжаются дебаты о том, что делать с поврежденным зданием. Должен ли отсутствующий шпиль быть восстановлен в его первоначальной готической форме или обновлен чем-то более соответствующим современной архитектуре? И вообще, что значит быть «готиком»? Если что-то готическое, может ли оно быть и современным? Для таких вопросов нам нужна небольшая предыстория.

Хотя строительство собора Нотр-Дам началось в 1160 году, оно было завершено почти столетие спустя, в 1260 году. И только через 600 лет после этого, в 1860 году, был добавлен вышеупомянутый шпиль, как часть масштабной кампании по реконструкции зданий. За свою долгую жизнь строительства, дополнений и вычитаний Нотр-Дам стал свидетелем ошеломляющего количества человеческой истории. Он переживет кризис Covid-19, как он также пережил Вторую мировую войну, Первую мировую войну, испанский грипп 1918 года и самую разрушительную пандемию в истории человечества — Черную чуму 14-го века.

Такие здания, являющиеся свидетелями нашей цивилизации на протяжении длительного времени, важны для того, чтобы позволить нам понять наше коллективное прошлое и, следовательно, самих себя. Еще больше причин, по которым мы должны попытаться лучше понять их.

Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция Фото: Ludovic Marin/AFP/Getty Images прошлых тысячелетий, а не только в наших самых известных соборах. Его происхождение восходит к 6 веку, когда некоторые из его определяющих элементов, такие как контрфорс, можно найти в их самых ранних формах. Однако именно в XII веке готические постройки действительно в полную силу начали возникать в средневековых городах и деревнях, так как новые представления о технике, резьбе по камню и строении, стремление к большей высоте и внутреннему свету побудили к созданию феноменальных здания, которые мы узнаем сегодня.

Именно в этот период были установлены наиболее важные элементы готического языка, и стиль начал буквально застывать в камне.

Вопреки гравитации

Портал и скульптуры на фасаде Кёльнского собора ночью, Германия. Композитное фото Кредит: alxpin/E+/Getty Images

Одной из наиболее определяющих характеристик готической архитектуры является ее стремление игнорировать гравитацию и тянуться к небу, если не к небесам. Готическая архитектура высокая, стройная, гладкая и элегантная. Из всех архитектурных языков, когда-либо разработанных человечеством, ни один из них не ассоциируется с высотой и вертикальной элегантностью больше, чем готика.

Чтобы достичь этой высоты и стройности, необходимо было решить несколько сложных архитектурных задач, решения которых стали готическими формами, которые мы знаем сегодня. Для структурной поддержки использовались контрфорсы, чтобы дать очень высоким колоннам дополнительную поддержку, по сути, соединяя их с более удаленными колоннами, на которые можно было опереться. Контрфорс бросает вызов гравитации, создавая впечатление, что он перепрыгивает с одной колонны на другую, но при этом имеет значительный вес, что позволяет зданию, как это ни парадоксально, казаться более легким, неземным и изящным.

Контрфорсы собора Нотр-Дам де Пари Фото: Alfred Yaghobzadeh/Abaca/Sipa/AP

Изобретение контрфорсов позволило самим колоннам стать намного тоньше и выше, чем когда-либо в истории архитектуры. Этот эффект похудения был еще более преувеличен тем, что колонны были вырезаны так, чтобы они выглядели как связки еще более тонких колонн, а не как одна большая и толстая. (Представьте себе 10 длинных соломинок, склеенных вместе, а не картонную трубку от бумажных полотенец.) Этот рецепт архитектурной легкости произвел огромные пространства с невероятным эстетическим эффектом, как видно на одном из лучших примеров их исполнения в Королевской Сент-Шапель, выполненном по заказу Людовик IX Французский, построенный в 1248 году и расположенный менее чем в 300 метрах от собора Нотр-Дам.

Первые в мире пиксели

Окно собора Дуомо ди Милано, Милан, Италия Фото: Alamy

По мере того, как колонны становились тоньше и выше, теперь появилась возможность для гораздо больших окон и, следовательно, значительно большего количества света. Однако это создало свои проблемы — например, как сделать большие окна из меньших кусков стекла, которые были доступны в то время. Ответом на это стало то, что стало известно как готический узор, добавление мини-колонн и структур внутри самих окон. Самым известным примером такого узора является готическая роза, которая, будучи примерно круглой и напоминающей цветок, сегодня украшает фасады тысяч соборов и церквей по всему миру.

Один из лучших образцов готического ажурного окна-розетки находится на восточной стороне Миланского собора. Это грандиозное сооружение, строительство которого длилось почти 600 лет, было начато в 1386 году и официально завершено только в 1965 году, в основном из-за обширной истории политической борьбы, изменений в дизайне, задержек из-за войны, недостаточного финансирования и вклада не менее чем 78 архитекторов и инженеров за всю свою жизнь, включая Леонардо да Винчи.

Витраж в Миланском соборе. Предоставлено: VW Pics/Universal Images Group/Getty Images

Использование готического узора на окнах позволило поддерживать и защищать меньшие, более ценные кусочки стекла, открывая новые возможности для широкого использования витражей. Сочетание значительного увеличения количества света, проникающего в здания, в сочетании с тщательным вниманием к цветам и формам используемого стекла позволило мастерам рассказывать истории с помощью цветных изображений с задней подсветкой — первых в мире пикселей. Полученные в результате эффекты были информативными для прихожан, большинство из которых не могли читать, но могли понимать изображения, и создавали захватывающие дух калейдоскопические цвета во внутренних помещениях.

Массивный, но сложный

Оценка готического интерьера часовни Королевского колледжа, Кембридж, Англия. Предоставлено: Apexphotos/Moment Editorial/Flickr Vision/Getty Images

Такие тонкие нововведения в интерьере требовали нового способа защитить их от непогоды, а именно более крупной и прочной крыши. Решение этой проблемы пришло в виде каменных сводов с использованием стрельчатых арок, которые допускали большую гибкость по ширине и высоте, чем классические круглые арки (геометрически полукруглая арка всегда должна быть в два раза шире, чем высота, по определению). Эти новые сводчатые системы были более щадящими в своей способности переносить вес крыши через ажурные связанные колонны на землю далеко внизу. Своды в готической архитектуре стали особенно сложным делом, поскольку структурные элементы изгибались, пересекались, переплетались и соединялись во все более сложные формы и узоры в течение нескольких столетий ярких экспериментов.

Ушли, но не забыты

Вестминстерский дворец, в котором находится здание парламента в Лондоне, Великобритания. 14 века, чтобы в конечном итоге выйти из моды и быть заменены новыми классическими архитектурными формами, введенными Ренессансом. Готика настолько вышла из моды, что в какой-то момент в 17 веке знаменитый архитектор эпохи барокко Франческо Борромини был оклеветан своим не менее известным соперником Джан Лоренцо Бернини, который называл его «готическим архитектором». Но ненадолго вышедший из моды не означает, что о нем полностью забыли.

К середине 18 века классические формы Возрождения, известные как неоклассицизм, все больше отвергались новым религиозным консерватизмом, прежде всего в Англии, который стремился к национальному возвращению к тому, что они считали более «христианской» архитектурой. Так родилось движение готического возрождения.

Однако, в отличие от своего предшественника, архитектура неоготического возрождения использовалась не только для церквей и соборов, но и для нерелигиозных учреждений, включая школы, университеты, резиденции и правительственные здания, включая Вестминстерский дворец 1870 года, в котором находится британский парламент и определяется его уникальными готическими часами, Биг-Беном.

Горизонт Чикаго, включая башню Трибьюн Кредит: Роберт Ноупс/Universal Images Group/Getty Images

Будучи очень высоким и очень стройным, готика была очевидным кандидатом на то, чтобы стать языком совершенно нового типа зданий, которые начали появляться в начале 20 века в таких американских городах, как Чикаго и Нью-Йорк: небоскреб. Среди лучших примеров этого — башня Трибьюн в Чикаго. Этот проект здания был выбран на конкурсе дизайнеров 1922 года с участием десяти известных мировых архитекторов, каждый из которых предложил разные стили для здания, включая модерн, классический, ар-деко и готику.

Несмотря на то, что в то время архитектурному языку было более тысячи лет, именно готический вариант был выбран победителем и впоследствии построен. Первоначально здание было штаб-квартирой газеты Chicago Tribune Newspaper и какое-то время продолжало свое наследие репортажей, размещая офисы Чикагского бюро CNN.

Новая готика для 21 века

Предложение по башне на 57-й Западной улице, получившей название «Кхалиси», от Mark Foster Gage Architects Авторы и права: Mark Foster Gage Architects

Почти ровно через столетие после того, как нью-йоркский архитектор Рэймонд Худ спроектировал башню «Трибьюн», готическая архитектура продолжает пересматриваться, на этот раз другим нью-йоркским архитектором — мной.

При разработке проекта 102-этажного жилого дома на Западной 57-й улице в Манхэттене наш офис еще раз обратился к вертикальным формам, пучкам, узорам и сводам готики, но попытался заново изобрести эти формы для 21-го века. использовать.

Причина, по которой мы предприняли это, казалось бы, странное предприятие, заключалась в том, чтобы попытаться найти лекарство от безликих и невыразительных современных конструкций из стеклянных коробок, которые вы найдете почти во всех городах мира. В то время как небоскребы, сделанные преимущественно из стеклянного сайдинга, стали узнаваемой гранью повседневной жизни, являются ли они единственным вариантом для новых зданий повсюду? Что мы можем получить, думая вне этих стеклянных ящиков?

Фрагмент «Кхалиси», 102-этажной жилой башни, предложенной для 57-й улицы Манхэттена. иш) ажурные вертикальные конструкции на фасадах, которые перерастают в сложные формы типа балконов, которые, в свою очередь, изменяются и перемещаются по обширной высоте здания. Оконный узор используется не в сочетании с витражами, а с его современным потомком, стеклянной навесной стеной, чтобы жители здания могли беспрепятственно любоваться Центральным парком и широкими панорамами горизонта Нью-Йорка.

В результате получилось не столько возрождение готики, сколько бракосочетание между абстрактными стеклянными коробками модернизма и замысловатыми вертикальными структурами готики. Брак заключен если не на небесах, то, по крайней мере, довольно высоко — на высоте 102 этажа.

Кажется уместным, что пресса назвала наш проект «Кхалиси» в честь бледно-белой королевы из сериала HBO «Игра престолов», которая в надлежащем готическом и средневековом стиле ездит верхом на драконе и марширует вооруженными мечами армиями. к победе за победой. Хотя предлагаемое нами здание, скорее всего, будет заполнено богатыми инвестиционными банкирами и детьми королевской семьи, а не королевами и рыцарями в доспехах, оно является иллюстрацией того, как даже такие разрозненные группы могут быть связаны через тысячи лет времени и пространства.

Возможно, все архитектурные стили, включая готический, следует рассматривать как живые сооружения, вибрирующие от постоянной жизни и готовые к переосмыслению как современными архитекторами, так и архитекторами грядущих поколений.

Верхнее изображение: Сент-Шапель в Париже, Франция.

Готическая архитектура и сексуальность в кругу Горация Уолпола Мэтью М. Рив

Готическая архитектура и сексуальность в кругу Горация Уолпола показывает, что готический стиль в архитектуре и декоративном искусстве и традиции средневековых исследований связаны с Горацием Уолполом (1717–1797) и его круг не может быть понят независимо от их собственной гомоэротической культуры. Сосредоточенный вокруг готической виллы Уолпола в Строберри-Хилл в Твикенхэме, Уолпол и его «Клубничный комитет», состоящий из друзей-мужчин, дизайнеров и дилетантов, вдохнули новую жизнь в необычайно новый стиль готического дизайна и распространили его в своих собственных заказах в Олд-Виндзор и Доннингтон-Гроув в Беркшире. Lee Priory в Кенте, Vyne в Хэмпшире и другие места.

Мэтью М. Рив утверждает, что новый «третий пол» гомоэротически настроенных мужчин и новые «современные стили», которые они продвигали, включая готический стиль и шинуазри, были взаимосвязанными движениями, сформировавшими английскую современность. Готический стиль предлагал возможность альтернативного эстетического и гендерного порядка, причудливую противоположность доминирующему палладианскому стилю того периода. Многие из домов, построенных Уолполом и его окружением, комментаторы понимали как проявление новой квир-эстетики, и, описывая их, они предлагали самую раннюю критику того, что можно было бы назвать «квир-архитектурой».

Раскрывая роль сексуальных кружков в формировании английской архитектуры восемнадцатого века, эта книга предлагает глубокий и красноречивый пересмотр нашего понимания истоков готического возрождения и самого средневековья. Его будут приветствовать историки архитектуры, а также медиевисты и специалисты по квир-исследованиям.

Готическая архитектура и сексуальность в кругу Горация Уолпола тщательно проработан и прекрасно проиллюстрирован; это способствует богатству современного интереса к истории интерьеров, архитектуры и дизайна, особенно тем, которые выдвигают на первый план субъективные качества жизненного опыта. Вот почему так важно, чтобы Мэтью М. Рив поместил Горация Уолпола, его характер и личность в центр этого исследования, объясняя, как Strawberry Hill представляет собой итог его сложной, гомосоциальной и уникальной жизни». — Хелен МакКормак, Journal of Design History
«Подобно колоссальному распространению архитектурного потомства по теме книги, кажется очевидным, что глубокое, критическое и убедительное исследование Рива Strawberry Hill станет прародителем многих увлекательных исследований в будущем». — Фрейя Гоурли, История искусства
«Роскошная публикация отражает высокий уровень исследований Рива. Его проза по своему красноречию является дедалианской, но твердо поддерживает нити связности, от которых иногда отказываются ученые-теоретики, в результате чего работа доступна и приятна для всех. Диапазон тем заинтересует широкий круг зрителей, в том числе медиевистов; ранние модернисты; историки искусства, архитектуры и литературы; антропологи; и квир-теоретиков» — Неле Де Рэдт, Фрэнсис Сэндс, Эрин Дж. Кэмпбелл, Ванесса Ванден Берге, 9 лет.0093 Architectural Histories
«В этой творческой, эрудированной и щедро иллюстрированной книге Рив описывает связи между стилем, субъективностью и сексуальностью в видении Гораса Уолпола в отношении готики — и как общий вопрос для изучения визуальной и материальной культуры. — с силой, ясностью и нюансами. Глубоко проработанная и изящно написанная книга заинтересует историков Средневековья и XVIII века, историков искусства и архитектуры, квир-теоретиков, исследователей средневековья и многих других читателей. Это потрясающее достижение исторического воображения и нравственного красноречия», — Уитни Дэвис, автор книги « Странная красота: сексуальность и эстетика от Винкельмана до Фрейда и далее
«Эта книга представляет собой блестящий и существенный вклад в исследования готики восемнадцатого века. В соответствии с собственными междисциплинарными наклонностями Уолпола, Рив преодолевает дисциплинарные границы, которые, как правило, формировали предыдущие исследования Уолпола и его окружения. Он справедливо рассматривает вальполовскую готику как полностью мультимедийное предприятие. Поступая таким образом, Рив поднимает критическую дискуссию о средневековье и квир-эстетике на новый уровень сложности», — Роберт Миллс, автор книги «9».0099 Приостановленная анимация: боль, удовольствие и наказание в средневековой культуре
«Книга Рива тщательна и точна, в то же время она дальновидна и вдохновляет! Он основан на более ранних работах с огромной тщательностью и полностью переносит исследования Уолпола в новое место». — Джордж Э. Хаггерти, автор книги Gothic Fiction/Gothic Form
«Гораций Уолпол был важным культурным новатором как в готической литературе, и архитектура. Хотя он считал эти интересы взаимодополняющими, именно ученые-литературоведы наиболее полно исследовали его сексуальную субъективность. Таким образом, эта книга является долгожданным и новаторским исследованием причудливых архитектурных увлечений Уолпола и его круга близких друзей», — Доминик Джейнс, автор книги «9».0099 Прототип Оскара Уайльда: квир-мода и британская карикатура, 1750-1900
«Соединяя квир-теорию, средневековые исследования, историю архитектуры и историю грузинской архитектуры, убедительная интерпретация Рива показывает, что в кругу Уолпола возрождение готики было признаком того, что альтернативная мужественность не просто выживала, но и процветала». — Айла Лепин, Западная 86-я: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры

Мэтью М. Рив — адъюнкт-профессор истории искусств Королевского университета и член Лондонского общества антикваров.

Список иллюстраций

Предисловие. Средневековье, современность и история сексуальности

Сокращения

Введение

3. Странный семейный роман в коллекции Strawberry Hill

4. Дикки Бейтман и готизация Старого Виндзора

5. «Дух Клубничного замка»: Доннингтон-Гроув, Вайн и Ли Прайори

6. От Strawberry Hill Gothic к готическому возрождению

Примечания

Библиография

Индекс

История и архитектура искусства

9000-го века

Европейский

средневековые

Гендерные исследования

LGBTQ-исследования

Search results for “Gothic revival”

From New World Encyclopedia

Jump to:navigation, search

Results 1 – 22 of 102

  • Content pages
  • Multimedia
  • Everything
  • Advanced

Заголовок страницы соответствует

  • Gothic Revival

    … Scot. «Литературные предпосылки готического возрождения в Германии: глава в… архитектурном студенчестве». Его длинное название описательно: «Попытка…

    32 КБ (4439 слов) – 20:15, 11 сентября 2021 г. Д. Робсон-Скот. «Литературные предпосылки возрождения готики в Германии: глава в истории вкуса» (Лондон: Clarendon …

    32 КБ (4439 слов) – 20:15, 11 сентября 2021 г. фантастика

    … построил свой собственный дом Strawberry Hill в таком виде, что вызвало моду на возрождение готики. Роман Уолпола возник из этой одержимости средневековьем…

    19 КБ (2824 слова) – 17:40, 23 декабря 2013 г.

  • Gothic Art

    … Собор Орвието Дворец дожей, Венеция Готическое возрождение Возрождение готики было возвращением к готическим архитектурным стилям в 18-м и …

    29 КБ (4,426 слов) – 20:12, 11 сентября 2021

  • Романская архитектура

    … конец (1080-1120) . В девятнадцатом веке, когда в моде была неоготическая архитектура, здания иногда проектировались в …

    63 КБ (10 083 слова) – 18:49, 14 августа 2022 г.

  • Принстонский университет

    … руководил добавлением к кампусу ряда зданий в стиле возрождения готики в стиле высокой викторианской готики. http://etc.princeton.edu …

    35 КБ (5025 слов) – 21:06, 27 июня 2022 г.

  • Виндзорский замок

    … окна Карла II переработаны и приданы остроконечному готическому возрождению архитектуре готического свода, и таким образом замок снова начал приобретать…

    29 КБ (4616 слов) – 17:05, 15 сентября 2022 г.

  • Вашингтон, округ Колумбия

    … из окрестностей и представляет собой смесь романской и готической архитектуры. Здание Рональда Рейгана, завершенное в 1998 году, представляет собой …

    40 КБ (5 719 слов) – 19:06, 6 июня 2020 г.

  • Колумбийский университет

    … кампус В 1857 году Колледж переехал из Парк-Плейс в кампус в стиле готического возрождения на 49-й улице и Мэдисон-авеню, где он оставался …

    35 КБ (5074 слова) – 10:56, 20 марта 2020 г.

  • Вестминстерское аббатство

    … от портлендского камня до раннего образца неоготического дизайна. Дальнейшая перестройка и реставрация происходили в девятнадцатом веке . ..

    17 КБ (2 499 слов) – 13:07, 21 августа 2020

  • Падуя

    … и близлежащее здание ”Pedrocchino” ( «маленький Педрокки») в неоготическом стиле готического возрождения. Глядя в будущее Изображение: Падуя9.jpg …

    25 КБ (3629 слов) – 16:11, 10 января 2019

  • Темные века

    … -английские «готы» восемнадцатого века, такие как Гораций Уолпол, положили начало готическому возрождению в искусстве, что для следующего романтического поколения …

    17 КБ (2782 слова) – 21:44, 25 июня 2022 г.

  • Колледж Брин Мор

    … Многие из старых общежитий известны своей архитектурой в стиле готического возрождения по образцу Оксфордского университета. Каждый назван в честь …

    14 КБ (2086 слов) – 14:14, 11 февраля 2022 г.

  • Биг Бен

    … 482. to ft 96.3 заклинание = Содружество …

    22 КБ (3689 слов) – 01:32, 23 января 2022

  • Мебель

    обычно определяется параллельными стилями возрождения, включая архитектуру готического возрождения, готику, неоклассицизм , рококо и Истлейк…

    10 КБ (1621 слов) – 19:11, 16 мая 2017 г.

  • Викторианская эпоха

    … таких художников, как Уолтер Сикерт и Фрэнк Холл . Архитектура неоготического возрождения становилась все более значимой в этот период, что привело к …

    30 КБ (4 408 слов) – 06:56, 8 мая 2020 г.

  • Университет Пенсильвании

    … элементы – с местным пейзажем для установить архитектуру неоготического возрождения Коллегиальный готический стиль. Нынешний основной кампус охватывает более 269…

    31 КБ (4434 слова) – 22:11, 16 апреля 2020 г.

  • Лахор

    … университеты университеты по-прежнему сохраняют свой могольско-готический стиль. Форт Лахора и Шаламар … Моголов , готическая архитектура Возрождения Готика и …

    30 КБ (4 258 слов) – 14:23, 20 июня 2018 г.

  • Стекло

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *