Готика особенности стиля: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Общая характеристика готического стиля.

Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.

Общая характеристика стиля Готика

Готика –это огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Характерными элементами в дизайне интерьеров храмов становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы.

Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер.

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции.

История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Особенности стиля Готика

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр  европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика.

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

“Готические розы”, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров храмов готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Готика | Homy

Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.

Общая характеристика стиля

Готика

Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

Стиль Готика, фото

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.

История стиля

Готика

Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом “tedesca” (итал. “немецкая”). Есть предположение, что слово “готика” впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер».

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

Немного позже,в XVIII-XIX веках, вкусы Запада стали вновь обращаться к романтичным направлениям дизайна Средневековья. Это и привело к возрождению готического стиля в этот период. Возрождение готики совпадает по времени с появлением викторианского стиля интерьеров.

Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Особенности стиля

Готика

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

Стиль Готика, фото

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

Стиль Готика, Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), фото

В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.

Стиль Готика, фото

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Стиль Готика, фото

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

Стиль Готика, фото

“Готические розы”, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Стиль Готика, фото

Элементы декора готического стиля интерьера. Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Стиль Готика, фото

Заключение

Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.

Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как “готическое”: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.

Французская готическая архитектура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

 

 

Сен-Дени, из Собора Нотр-Дам де Пари: Сен-Дени принял мученическую смерть в связи с преследованием христиан децианами вскоре после 250 г. н.э.

Дагоберт I вновь основал церковь как Аббатство Сен-Дени, бенедиктинский монастырь. Дагоберт также заказал новый храм для размещения останков святого; он был создан его главным советником Элигием, ювелиром по образованию.

 

 

Могила Дагоберта I: Могила Дагоберта была улучшена в 13 веке в базилике Сен-Дени.

Аббат Сугерий

Аббат Сугерий (около 1081-1151 гг.), аббат Сен-Дени с 1122 г., друг и доверенное лицо французских королей, получил аббатство в качестве сплющенного в возрасте 10 лет и начал работу около 1135 г. восстановить и расширить его. Сугерий был покровителем перестройки Сен-Дени, но не архитектором, как это часто предполагалось в XIX в.го и начала 20 века. На самом деле, похоже, что в изменениях XII века участвовали два разных архитектора или мастера-каменщика. Оба остаются анонимными, но их работы можно различить стилистически. Первый, который отвечал за первоначальную работу на западном конце, отдавал предпочтение традиционным романским капителям и лепным профилям с богатыми и индивидуальными деталями. Его преемник, завершивший западный фасад и верхние этажи притвора, прежде чем приступить к строительству нового хора, продемонстрировал более сдержанный подход к декоративным эффектам, полагаясь на простой набор мотивов, который, возможно, оказался более подходящим для более легкой готики.

стиль, который он помог создать.

Западная пристройка Сугерия была завершена в 1140 году, а три новые часовни в притворе были освящены 9 июня

-го -го года. По завершении западного фасада аббат Сугерий приступил к реконструкции восточного конца. Он хотел хор (алтарь), который был бы залит светом. Для достижения своих целей каменщики Сугерия использовали новые элементы, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, часовни, расходящиеся лучами, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и вставка больших световых окон. Это был первый раз, когда все эти функции были объединены. Новое сооружение было завершено и освящено 11 июня.0025-й  года 1144 года в присутствии короля.

 

 

Церковь аббатства Сен-Дени: Это западный фасад базилики Сен-Дени, демонстрирующий отличительные черты романской архитектуры.

Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прообразом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции.

Благодаря правлению Анжуйской династии этот стиль был представлен в Англии и распространился по Франции, Нидерландам, Германии, Испании, северной Италии и Сицилии.

Темный романский неф с его толстыми стенами и маленькими оконными проемами был перестроен с использованием новейших технологий в том, что сейчас известно как готика. Этот новый стиль, который отличался от более ранних работ Сугерия так же сильно, как они отличались от своих романских предшественников, сводил площадь стены к абсолютному минимуму. Сплошную каменную кладку заменили обширными оконными проемами, заполненными блестящими витражами и прерываемыми лишь самой тонкой ажурной решеткой — не только в фонаре, но и, возможно, впервые на обычно темном уровне трифория. Верхние фасады двух значительно увеличенных трансептов были заполнены двумя эффектными окнами-розетками. Как и в случае с более ранней перестройкой Сугерия, личность архитектора или мастера-каменщика неизвестна.

Аббатство часто называют «королевским некрополем Франции», так как это место, где веками хоронили французских королей и их семьи. Здесь покоятся останки всех монархов Франции с 10 века до 1789 года, кроме трех. Изображения многих королей и королев находятся на их могилах, но во время Французской революции эти гробницы были вскрыты, а тела перенесены в братские могилы.

Людовик IX правил во время так называемого «золотого века Святого Людовика», когда королевство Франция было на пике своего могущества в Европе, и политически, и экономически внес много инноваций в готическое искусство и архитектуру, примером чего является его комиссия Ла-Сен-Шапель, образец готической архитектуры Rayonnant. Король Франции считался primus inter pares среди королей и правителей континента. Он командовал самой большой армией и правил самым большим и богатым королевством Европы, которое в то время было европейским центром искусства и интеллектуальной мысли (Сорбонна). Престиж и уважение к королю Людовику IX объяснялись скорее его доброжелательным характером, чем его военным превосходством. Для своих современников он был квинтэссенцией христианского князя и воплощал в себе весь христианский мир.

Позже король был признан святым католической церковью.

 

 

Бюст Святого Людовика, ок. 1300 г. из церкви Мейнвилля, Эр, Франция: Людовик IX, или Святой Людовик, был почитаемым лидером и сильным покровителем искусств в готический период.

Стиль двора Людовика распространялся по всей Европе благодаря покупке предметов искусства у парижских мастеров на экспорт и бракам дочерей короля и родственниц за иностранных мужей. Личная часовня Людовика, Сент-Шапель в Париже, неоднократно копировалась его потомками в других местах.

 

 

Сент-Шапель, потолок нижней часовни: Сент-Шапель Святого Людовика олицетворяет готический стиль, как и личная часовня короля Людовика IX.

Сент-Шапель (Святая капелла) — одно из немногих сохранившихся зданий королевского дворца Капетингов на острове Сите в самом сердце Парижа, Франция. Он был заказан королем Франции Людовиком IX для размещения его коллекции реликвий страсти, в том числе Тернового венца — одной из самых важных реликвий средневекового христианского мира. Началось где-то после 1239 г.и освященная 26 апреля 1248 года, Сент-Шапель считается одним из высших достижений периода готической архитектуры. Несмотря на то, что он был поврежден во время Французской революции и серьезно отреставрирован в 19 900 25 90 026 веке, он сохраняет одну из самых обширных коллекций 90 006 in-situ 90 009 (коллекций, которые все еще находятся на своих первоначальных местах) витражей 13 века в мире. . На стекле изображены истории из Ветхого Завета, и основное внимание уделяется изображениям библейских царей, как хороших, так и плохих. Ученые считают, что включение «плохих» королей наряду с хорошими было задумано как урок для королевского зрителя, который должен учиться как на хороших, так и на плохих примерах правления.

Ла-Сент-Шапель является ярким примером готического архитектурного стиля, называемого «Rayonnant Gothic», также известного как придворный стиль, и отличается ощущением невесомости и сильным вертикальным акцентом. Лучевые постройки, как правило, меньше, чем соборы высокой готики, которые были до них. Сент-Шапель стоит прямо над нижней часовней, которая служила приходской церковью для всех обитателей дворца, который был резиденцией правительства. Однако сама часовня была частной королевской часовней, и ученые отметили, что структура выглядит почти как металлическая конструкция, как будто сама часовня является реликварием.

  • Увеличение населения городов во Франции, а также усиление французского монарха способствует развитию готического стиля.
  • Самым выразительным средством готического стиля является архитектура, в частности, соборы.
  • В то время как готический стиль был разработан в Северной Франции, он распространился по всей Европе, где были приняты различные региональные стили. Французские готические соборы характеризовались более легкой конструкцией и большими окнами.
  • Определяющими архитектурными особенностями готической постройки являются стрельчатые арки и высота , усиленные как архитектурными особенностями, так и украшением здания.
  • Все элементы дизайна готических соборов призваны воздать должное и привлечь внимание к Славе Божией.
  • Западный вход в Собор, как правило, является основной точкой входа и, следовательно, самым сложным фасадом.
  • Витражи добавляют цвет к свету внутри здания, а также служат средой для фигуративного и повествовательного искусства.

Адаптировано из «Безграничная история искусства» https://courses.lumenlearning.com/boundless-arthistory/chapter/gothic-architecture/ Лицензия CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Романская и готическая архитектура: в чем разница?

Познакомьтесь с архитектурой поздней античности и средневековья и узнайте о контрасте между римскими и готическими влияниями.

Романская архитектура Определение

Эксперты спорят о дате начала появления романской архитектуры, но все согласны с тем, что 11 век является высшей точкой ее расцвета в Европе.

Что определяет романскую архитектуру?

Романская архитектура сочетает в себе черты римских и византийских построек с другими местными традициями и в основном узнаваема по полукруглым аркам, толстым стенам, массивным башням и цилиндрическим сводам.

Аркады также являются обычным элементом романского стиля, служащим как структурным, так и декоративным целям.

Несмотря на то, что круглая арка была перенесена из классической архитектуры, большинству средневековых строителей не хватало умения строить широкие купола, поэтому их конструкции кажутся плотными, полагаясь на толстые стены, чтобы выдержать вес здания.

Как определили себя два периода романской архитектуры?

Первая романская эпоха (около 800-900 гг.) использовала стены из бутового камня, окна меньшего размера и сводчатые крыши, в то время как 2-й период (1000-е годы) демонстрирует большую изысканность с более широкими сводами, большими окнами и обработанным камнем.

В некоторых церквях 2-го периода окна были на колесиках или в виде розеток, что предшествовало их популярности в готический период.

Обзор романской архитектуры

Во времена Римской империи архитектура процветала, и строители освоили технику арок и куполов с широкими сводами, создавая большие внутренние пространства.

В конце Империи такие методы строительства, как закругленная арка, сохранились в Западной Европе и продолжали появляться в церквях, монастырях и дворцах; однако другие методы, такие как смещение веса для поддержки обширных куполов, были утеряны.

Когда начал зарождаться романский стиль в архитектуре?

Примерно в начале 6-го века романский стиль начал зарождаться, опираясь на римскую арку и архитектурные возможности, которые она открывала.

В течение следующих столетий крестовые походы открыли европейцам доступ к церквям Константинополя, где строительство куполов не прекращалось со времен Римской империи.

Эта эпоха потрясений привела к строительству крепостей и укреплению городов с использованием романских методов. Возможно, самым известным романским сооружением является Лондонский Тауэр, построенный Норманом Завоевателем в 11 веке.

Определение готической архитектуры

Готическая архитектура возникла в 12 веке, опираясь на лучшие черты романского стиля.

В чем сходство и различие романской и готической архитектуры?

Если вы хотите дать определение готической архитектуре, вы должны заметить разницу между романскими и готическими зданиями. Там, где романские здания кажутся массивными, готические постройки изящны и, кажется, бросают вызов гравитации.

В то время как романская и готическая архитектура использовали в своей архитектуре арки, контрфорсы и своды, то, как эти элементы были включены в здания, поразительно отличалось.

Например, романские церкви предпочитали круглые арки, а готические здания имели стрельчатые арки.

Каковы характеристики готической архитектуры?

Наиболее характерной чертой готической архитектуры, заимствованной из исламского дизайна, является высокая, тонкая, заостренная арка, притягивающая взгляд вверх и подчеркивающая высоту собора.

Витражи особенно эффектны в готических церквях, обеспечивая детальное изображение библейских историй. Окно-роза, также встречающееся в романских церквях, было значительно усовершенствовано в готических постройках.

Пересекающиеся бочкообразные своды добавляют красоты готическим потолкам, но они также поддерживают более высокие и воздушные конструкции.

Ключевым структурным элементом готической архитектуры является контрфорс, выступающая каменная конструкция, которая перераспределяет вес крыши и позволяет использовать тонкие стены и большие окна. Ряд декоративных украшений, таких как горгульи, вершины и шпили, также отличают готическую архитектуру от других стилей.

Обзор готической архитектуры

Романская архитектура доминировала в Западной Европе на протяжении 11 века. Но в 1095 году начались крестовые походы, привлекшие все большее число дворян и солдат в Константинополь, где они познакомились с исламской архитектурой, которая развивалась в разных эстетических направлениях, хотя и с использованием многих романских техник. В частности, исламские постройки включали стрельчатые арки и большие купола.

Крестовые походы вызвали религиозный пыл, и уцелевшие дворяне построили церкви в ознаменование своего благополучного возвращения. Новые элементы, увиденные в Константинополе, вдохновили нововведения в романских стилях, что постепенно привело к появлению готики.

Во Франции готическая архитектура была известна как «французская работа», а аббатство Сен-Дени, построенное в 1134–1144 годах, является первым полностью готическим сооружением с ребристыми сводами, контрфорсами и остроконечными арками.

Шартрский собор — первый образец Высокой готики. Никогда широко не использовавшаяся в Италии готическая архитектура начала приходить в упадок и потеряла господство в середине 15 века с приходом итальянского Возрождения.

Контрастные элементы: арки

На что похожи романские арки?

Романские арки обычно встречаются в аркадах, дверях и окнах, а меньшие арки, примыкающие к большой арке, характерны для романского дизайна.

Круглые арки часто поддерживаются колоннами, вырезанными из цельного куска камня. Поскольку после падения Рима технологии были утеряны, романские строители не могли решить проблему тяги наружу на несущих арках, поэтому своды были узкими, а здания — относительно короткими.

На что похожи готические арки?

Готические арки возникли в доисламские времена и использовались на Ближнем Востоке на протяжении всего романского периода.

Сначала использовавшиеся для стрельчатых окон, которые были высокими и очень узкими, стрельчатые арки вскоре стали использоваться во всем строительстве и являются наиболее заметным элементом готических сооружений, придавая соборам большую вертикальность как по высоте, так и в перспективе.

С религиозной точки зрения готические арки были популярны, потому что они привлекали внимание к небу.

Соборы отличались роскошными остроконечными деталями со стрельчатой ​​аркой над дверным проемом, увенчанной остроконечным скульптурным элементом и остроконечными шпилями по обеим сторонам. Пересекающиеся готические арки создали ребристые своды, которые помогли решить проблему тяги наружу, сделав возможными большую высоту и ширину конструкций.

Контрастные элементы: контрфорсы

Одна из проблем средневековой архитектуры, особенно соборов, заключалась в том, как выдержать вес крыши и при этом оставить под ней достаточно широкое пространство для большого количества людей.

Одно из решений, принятых романскими архитекторами, состояло в том, чтобы построить толстые и прочные стены, но они также должны были добавить контрфорсы для дополнительной поддержки.

Контрфорсы представляют собой конструктивные элементы, выступающие из стены для ее усиления и переноса части веса свода на землю. Романские контрфорсы представляли собой сплошную массу, ярусами выступавшую из подпираемой стены.

Контрфорсы также смещают вес свода, но они состоят из арки, простирающейся от вершины стены до массивного пирса.

Решая проблему смещения веса, аркбутаны были структурной необходимостью, но они также улучшали эстетику готических соборов, становясь высокодекоративными внешними элементами, которые еще больше направляют взгляды зрителей к небу.

Контрастирующие элементы: своды 

Романский бочкообразный свод представляет собой ряд круглых арок, расположенных рядом друг с другом для создания полуцилиндрической конструкции. Поскольку арки создают внешнюю тягу к стенам, которые их поддерживают, романские архитекторы сделали свои стены толстыми и прочными с небольшим количеством маленьких окон.

Иногда они размещали несколько сводов параллельно друг другу, чтобы направленный наружу толчок от одного противодействовал удару от другого. Однако стены самого внешнего свода обычно требовали укрепления.

Готические архитекторы использовали ребристые своды, чтобы решить проблему тяги наружу, поместив готические арки в диагональный каркас, который равномерно распределял вес,  позволяя зданиям быть выше и тоньше и делая ненужными толстые стены.

Стрельчатые арки можно было поднимать как над узким пролетом, так и над широким, поэтому церкви могли быть выше и иметь больше окон. Арки расположены на стыках свода и несут вес потолка.

Ключевое расположение, романский стиль: Пизанский собор и башня

Пизанский собор и башня являются одними из самых впечатляющих образцов романской архитектуры в мире.

Построенный в начале 11 века, этот комплекс сочетает в себе элементы восточной и византийской архитектуры с ломбардским романским стилем — ранней итерацией романской архитектуры с толстыми стенами и декоративными глухими арками — для создания пизанского романского стиля.

Внешний вид выполнен из мрамора, имеет симметричный дизайн с арочными дверными проемами и скульптурными дверями, добавленными в эпоху Возрождения. Хотя изначально собор был задуман по образцу греческого креста с 4 равными плечами, позже он был модифицирован в виде латинского креста.

Фасад здания украшают более 40 круглых арок, являющихся прекрасным образцом романского стиля.

Что отличает Пизанскую башню?

Колокольня Собора, известная как Пизанская башня, представляет собой выдающийся образец романского стиля с 8 этажами круглых арок.

Башня была построена спустя столетие после собора и строилась 226 лет.

Эта башня в настоящее время «наклонена» под углом 4 градуса. Здание начало смещаться во время строительства из-за слабого фундамента и мягкого грунта. Однако из-за политических волнений строительство было остановлено почти на столетие, что дало время осесть земле и ограничило количество перемещений.

Однако со временем башня продолжала медленно наклоняться, и в худшем случае она составляла угол 5,5 градуса. Реконструкция, проведенная в 1990 и 2013 годах, помогла стабилизировать здание и вернуть ему наклон в 4 градуса.

Key Location, Gothic: Cathédral Notre-Dame

Собор Парижской Богоматери, построенный между 1163 и 1260 годами, является одним из лучших готических соборов с ребристыми сводами, контрфорсами, замысловатыми и красочными окнами-розетками и скульптурным декором.

В начале 1200-х годов к хорам были добавлены трансепты, чтобы обеспечить больше света. Ребра из 4 частей сделали крышу более прочной, чтобы она могла быть выше. В конце 1240-х годов к северному трансепту был добавлен остроконечный портал, дополненный эффектным окном-розеткой.

В 1258 году такая же пристройка была сделана к южному трансепту, создав знакомый фасад собора.

В 13 веке были добавлены аркбутаны, что позволило сделать стены выше и тоньше. Собор строился, реконструировался или ремонтировался на протяжении всей своей 850-летней истории, последний раз он сильно пострадал во время катастрофического пожара в 2019 году. 

Несмотря на изменения и повреждения, Нотр-Дам остается культовым образцом французской готики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *