Готика архитектурные элементы: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Архитектурный стиль: готика

Слово “готика” происходит от итальянского gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. Аббатство Сен-Дени – это бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции. При постройке церкви аббатства были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими храмами.

В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Сент-Шапель (фр. Sainte Chapelle) — часовня – реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа. Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором.

Архитектурные элементы этой церкви представляют собой отдельный исторический интерес. Церковь поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные. Там хранились реликвии. Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков для королевской семьи. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном 13 в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наличники на окнах становятся более декоративными, архитектурные элементы декора в целом становятся важной составляющей фасада.

Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

Краткая характеристика архитектурного готического стиля

Характерные черты: город, рыцарство, карнавал. Появилась драпировка. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.

Преобладающие цвета: желтый, красный, синий.

Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

Элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

При написании этой статьи ииспользовались материалы сайта wikipedia.org.

Английская готика

Французская готика

Готика в других европейских странах


Дата публикации: 10.10.2009

© Регент Декор

Готическая архитектура. Детали и декор

В эпоху готики появляются абсолютно новые виды декора — например, витражи. В этой части узнаем больше об украшениях готических соборов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Продолжаем говорить о готической красоте — теперь про детали и декор. Из-за чего в соборе можно провести не один час? Да хотя бы из-за этого👇

Деталей много и они захватывают. В романике даже украшательства минималистичны, структурированы и разложены по полочкам. Декор готических соборов поражает богатством мелких деталей, которые хочется разглядывать.

⚜️ Декор обыгрывает конструкцию.

Он акцентирует внимание на ключевых элементах, а не скрывает их. За этим интересно наблюдать: вырезали окно — обведем его несколько раз. Есть каркасная вертикаль — давайте добавим красивых башенок, чтобы было видно, что это опора.

🔷 Витражи не просто иллюстрируют бытовые или религиозные сцены; окрашенный в разные цвета свет делает пространство внутри изменчивым.

1. Роза западного окна, Нотр дам де Пари, Франция, 13 век
2,3,4. Витражи Реймсского собора, Франция 13 век
5. Кафедра, Ульмский собор, Германия, 14 век
6. Резная стена алтарной части, Шартрский собор, 13 век
7. Скульптуры внутренней стороны западного фасада, Реймсский собор, 13 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Роза — одна из главных примет готического стиля. Большие круглые окна можно увидеть и на фасадах романских храмов. Но по-настоящему розы расцвели в эпоху готики — и каждая была уникальна.

Вот только несколько примеров. Правда, красиво?

1. Церковь Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Нотр Дам де Лан, Франция, 12 век
3,
4. Нотр Дам де Пари, Франция, 13 век
5,
6. Шартрский собор, Франция, 12 век
7. Страсбургский собор, Франция, 14 век
8. Церковь Святого Лаврентия, Нюрнберг, Германия, 14–15 века

После разговоров о готике хочется скорее отправиться гулять вокруг соборов и изучать все детали. Для этой цели у нас есть кое-что получше гугл-карт — это проект «Mapping gothic». На странице справа — список готических соборов Франции и Англии. Можно листать по алфавиту или приближать на карте. Выбираете, в какой собор хотите отправиться, кликаете на название, и перед вами множество фотографий, в том числе из самых труднодоступных мест: чердаки, галереи, проходы между аркбутанами. Найдите фотографии интересных готических деталей и подумайте, чем они вас зацепили.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

образовательный проект level one

Начните разбираться

в сложных
темах

с самыми вдохновляющими экспертами

Только проверенные лекторы

25 тысяч отзывов
на лекции и практикумы

Вам понравится

4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции

Есть из чего выбрать

До 10 разных
вебинаров в день

Руководство по изучению готической архитектуры

Готическая архитектура, возможно, является одним из самых впечатляющих архитектурных периодов. Строительных элементов, широко представленных в популярной культуре и вышитых, как кружева, достаточно, чтобы сделать эту эпоху фаворитом любителей архитектуры. Когда дело доходит до готики, не так много людей, которые не думают о чем-то значительном. Но все же, разве нельзя определить, готическое здание или нет? Конечно, есть! Вот несколько советов, которые помогут вам мгновенно распознать готические постройки!

Контрфорсы

Странные носители, которых вы увидите, приближаясь к готическому строению снаружи, называются контрфорсами. Как известно, в готических зданиях очень высокие потолки. Они также имеют большие площади. Вы можете увидеть много стекла, особенно на его фасадах. Таким образом, необходимо было разработать другую систему для перевозки таких массивных конструкций. Контрфорсы поддерживают стены конструкции снаружи, постепенно передавая вес вниз. Стены не продавливаются под тяжестью крыши и не рушатся из стороны в сторону. Вы можете проверить это, чтобы увидеть изображение контрфорса.

Стрельчатые арки

Если вы видите аркбутаны и стрельчатую арку в одном сооружении, то можете быть уверены, что оно построено в готическом стиле!

Так почему же остроконечные арки сделали крутой поворот, а не полукруглые арки? На самом деле, это чисто инженерный выбор. Соотношение высоты и ширины конструкции в полукруглых арках остается постоянным. В стрельчатых арках можно регулировать размеры по желанию, и это обеспечивает прекрасную свободу проектирования в отношении размеров здания. В сочетании с контрфорсами стрельчатые арки превращаются в идеальные держатели. В результате стремление готических архитекторов к еще более значительному подъему удовлетворено.

Витражи

Готические здания, особенно готические церкви, имеют свою атмосферу. Одним из важнейших источников этой атмосферы являются витражи. Это почти гипнотизирует, когда свет, преломляясь в разноцветных окнах, создает игры в пространстве! Люди, должно быть, поняли это мощное влияние и в те годы, когда готическая архитектура была влиятельной. Обычно они использовались в религиозных зданиях, а в гражданских сооружениях увидеть витражи невозможно.

На самом деле, готическая архитектура призвана показать людям величие Бога и то, насколько мы, люди, слабы перед Его силой. Витражи также используются, чтобы показать это состояние больше. Свет, просачивающийся через цветное стекло в пространство, представляет собой Божий свет. Необычайное воздействие, которое этот свет производит внутри, является инструментом, благодаря которому появляются священные места, такие как церкви, которые отделяются от магических мест. Поэтому, когда вы входите в готическую церковь, вам кажется, что все снаружи далеко.

Окно-розетка

Вы можете себе представить эти плоские окна, украшающие главный фасад готического здания? Эта особая форма обычно встречается в готической архитектуре. Его также называют розовым окном. Иногда видно, что в этих окнах используются витражи.

Высокие потолки

Высокие потолки — не единственная характеристика готической архитектуры. Но когда дело доходит до готики, мы говорим о действительно высоких потолках. Как мы упоминали выше, цель готических построек — отражать славу Божию. Высокие потолки также считаются способом достижения Бога. Чтобы лучше объяснить, мы можем взглянуть на идеи преподобного Сугерия, который положил начало готическому движению. Согласно Сугерию, церковь является отражением Царства Божия на земле. По этой причине церковь должна вызывать небеса и Бога. Таким образом, мы можем сказать, что интенсивные усилия по созданию готических сооружений основывались на прочных религиозных основах.

Горгульи

Мы не смогли бы закончить эту статью без ужасных созданий готической архитектуры. Горгульи, мифологические существа, часто встречаются в готических сооружениях. Иногда они находятся в таких позах, что кажется, что они следуют за вами вниз с крыши здания . Иногда они выполняют роль водосточных желобов. Согласно легенде, эти существа оживают ночью и окаменевают с восходом солнца. Различные культуры и верования придавали им разные значения. Некоторые люди считают, что они существа-защитники; по мнению других, это символы дьявола. Что бы ни случилось, мы думаем, что было бы ужасно увидеть их в темноте. Но они хорошо смотрятся с готическими зданиями.

Понимание терминологии, описывающей готическую архитектуру

Все ресурсы AP по истории искусства

6 Диагностические тесты 243 практических теста Вопрос дня Карточки Learn by Concept

← Предыдущая 1 2 Следующая →

AP Art History Help » 3D-арт » Архитектура » Древняя через средневековую архитектуру » Готическая архитектура » Понимание терминологии, описывающей готическую архитектуру

 

       

 

 

Опоры, видимые сбоку здания, называются ______________.

Возможные ответы:

решетки

ходули

контрфорсы

горгульи

Правильный ответ: 90 007

контрфорсы

Пояснение:

Ключевой особенностью готических церквей является их высота. Боковые опоры были добавлены для предотвращения структурных проблем. Эти опоры, известные как «армейские контрфорсы», были преобразованы из простых конструктивных элементов в сложные украшения.

Сообщить об ошибке

Готические соборы обычно имеют все следующие архитектурные особенности, КРОМЕ __________.

Возможные ответы:

купольные потолки

сводчатые арки

контрфорсы

окна-розетки

Правильный ответ: 90 007

купольные потолки

Пояснение:

“Готическая” архитектура описывает доминирующие формы в западноевропейской архитектуре примерно с двенадцатого по шестнадцатый век. Готические соборы монументальны по размеру и размаху, построены вокруг зданий, которые имеют форму креста, если смотреть сверху, и имеют множество орнаментов и элементов дизайна, включая сводчатые арки, скульптуры, окна-розетки, контрфорсы и величественные колонны.

Сообщить об ошибке

В каком стиле аркбутаны были обычным явлением в церковной архитектуре?

Возможные ответы:

Готика

Неоклассика

Ар Нуво

Греко-римский

Модерн

Правильный ответ :

Готика

Пояснение:

Арки-контрфорсы — это богато украшенные опоры, торчащие из стен готической церковной архитектуры, особенно соборов. Контрфорсы были необходимы, чтобы поддерживать новые, массивные каменные соборы средневековья. Хотя изначально они были функциональными, строители церквей заставили их отражать и улучшать дизайн своих зданий.

Сообщить об ошибке

Для какого периода готической архитектуры характерны сводчатые арки?

Возможные ответы:

Rayonant

Яркий

Ранний

Высокий

Правильный ответ:

90 002 Яркий

Пояснение:

Яркий (или поздний) период готической архитектуры сочетает в себе ажурные и остроугольные арки. «Яркий», от французского слова «9».0004 пламенный обозначает его очень декоративный стиль.

Сообщить об ошибке

Статуя маленькой гротескной фигуры, украшающая готическое здание, называется __________.

Возможные ответы:

башня

контрфорс

редут

замковый камень

горгулья

Правильный ответ:

горгулья

Пояснение:

Готическая архитектура, особенно в строительстве церквей и соборов, отличается рядом декоративных элементов. Одним из самых необычных было использование горгулий, небольших каменных фигурок гротескных персонажей, которые размещались по бокам зданий. Эти фигуры часто помещались между скульптурами святых и королей и рассматривались как защитные элементы. Некоторые горгульи также функционировали как дренажные трубы (через отверстия во рту).

Сообщить об ошибке

Какой тип арки, обычно встречающийся в готической архитектуре, имеет ширину больше, чем высоту, и имеет уплощенный вид?

Возможные ответы:

Стрельчатая арка

Ни один из других ответов

Итальянская арка

Вдавленная арка

Яркая арка

Правильный ответ:

Вдавленная арка

Пояснение:

Вдавленная арка сильно отличалась от других арок готической архитектуры. Он был спроектирован так, чтобы выглядеть так, как будто он был сплющен сильным давлением, и был очень широким. Нет такой вещи, как итальянская арка.

Сообщить об ошибке

Готическая архитектура представила какие из следующих архитектурных атрибутов?

Возможные ответы:

Контрфорс

Намеренно незавершенные архитектурные элементы

Крестовые своды

Витражи

Полукруглые арки

Правильный ответ:

Контрфорс

Пояснение:

Витражи, полукруглые арки и крестовые своды — все это элементы романского архитектурного направления, предшествовавшего готике. Нарочито незавершенные архитектурные элементы – особенность архитектуры барокко. Готическая архитектура отвечает за контрфорс.

Сообщить об ошибке

Этот атрибут, возможно, является наиболее известным и ценным из всех характеристик готической архитектуры. Его можно описать как серию гротескных скульптур, часто используемых в качестве декоративного способа отвода воды от здания.

Какой атрибут готической архитектуры описан в предыдущем абзаце?

Возможные ответы:

Контрфорсы

Депрессивные арки

Яркие арки

Горгульи

Сводчатые потолки

Правильный ответ:

Горгульи

Пояснение:

Горгульи, хотя и использовались на протяжении многих веков в средневековом искусстве и архитектуре, чаще всего считаются атрибутом готической архитектуры. Хотя они использовались для украшения, они также обычно выполняли функцию отвода воды от здания. Горгульи часто были чудовищными и гротескными, потому что они должны были вселять страх в крестьян, которые их видели, и побуждать их посещать церковь.

Сообщить об ошибке

Что из следующего является точным описанием «окна-розы», обычно встречающегося в готической архитектуре?

Возможные ответы:

В готической архитектуре нет такого понятия, как «окно-роза».

Группа треугольных окон, расположенных вместе в виде цветка.

Круглое окно, разделенное замысловатым узором, часто похожим на колесо или цветок.

Окно в форме цветка, украшенное круглым орнаментом.

Группа больших квадратных окон, которые вместе образуют треугольник.

Правильный ответ:

Круглое окно, разделенное замысловатым узором, часто напоминающим колесо или цветок.

Пояснение:

“Окно-роза” в готической архитектуре представляет собой большое круглое, часто центральное окно, разделенное замысловатым узором. Иногда окно похоже на колесо, а иногда оно кажется похожим на цветок; однако окно никогда не бывает в форме цветка. Он всегда круглый, но иногда имеет видимый цветок внутри.

Сообщить об ошибке

Присутствие ___________ в интерьере готических соборов, церквей и т. д. было важной частью богослужения для людей того времени, поскольку оно представляло божественность и присутствие Бога. Именно по этой причине во многих готических соборах очень большие окна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *