Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.
Главная > Библиотека > Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись
- Название: Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись
- Дополнительные сведения: Под редакцией Рольфа Томана; фотографии Ахима Беднорца
- Выходные данные: Könemann, 2000.
- ISBN: 3-8290-5419-X
- Эпоха: Тевтонский орден, 1224-1525
- Тема: Архитектура
- Язык: Русский
- Метки: Данциг; Мариенбург; Торн

В данной книге изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы.

Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории. Почти две трети из 780 фотографий и многочисленные статьи были созданы специально для этой книги.
Теории происхождения готики. Романтическая идеализация готического искусства
Резкий перелом в отношении к готике как художественному стилю происходит в XVIII и особенно в XIX столетиях. Большое значение имели при этом работы английских ученых обществ изучения памятников истории прошлого. Исследователи творчества средневековых мастеров в XVII-XVIII веках выдвигали различные теории происхождения готики, казавшейся в те времена совершенно непохожей ни на один из художественных стилей прошлого.
Наибольшее число сторонников приобрели «арабская» и «лесная» теории происхождения готического стиля. Представители первой точки зрения полагали, что технические приемы и творческие методы были заимствованы готическими мастерами из арабской архитектуры. «Арабская», или «мавританская», теория происхождения готики находит особенно широкое распространение в Англии. Обоснование ее содержится в дневниках Джона Эвелина (1620-1706 гг.), в работах Кристофера Рена (1632-1723 гг.), во Франции ее приверженцем был Франсуа Блондель. Этой точки зрения на происхождение готики придерживался и критически оценивавший ее Шопенгауэр.
«Лесная» теория, сама по себе чрезвычайно поэтическая, возникшая из ассоциации готических пучков колонн и нервюр с непроходимой лесной чащей и сводами древесных крон, приобрела особенную популярность и просуществовала вплоть до конца XIX столетия.
Переоценка готического искусства происходит в сложной борьбе классицистических и рационалистических теорий XVIII века с усиливающейся романтической тенденцией. Она сливается с открытием в конце XVIII — начале XIX века многих культур прошлого. В эссе Гете «О немецком зодчестве» отражен самый момент переоценки готического искусства и архитектуры на пороге XIX века.
Молодой Гете противопоставляет общепринятой точке зрения на готическую архитектуру конкретное впечатление от подлинного готического памятника:
«Когда я впервые шел к Мюнстеру, моя голова была полна общепринятых теорий хорошего вкуса. Я понаслышке чтил гармонию масс, чистоту форм и был заклятым врагом путаных причуд готических построек. Под рубрикой «готическое», как под наименованием в словаре, я соединял все синонимы ошибочных представлений о чем-то неопределенном, беспорядочном, неестественном, бессвязном, некстати налепленном и нагроможденном, которые когда-либо приходили мне в голову… И потому, на пути к собору, мне было страшно, как перед встречей с уродливым щетинистым чудовищем.
Каким же неожиданным чувством поразил меня его вид, когда я к нему приблизился: большое, цельное впечатление заполнило мою душу; он состоял из тысячи отдельных, гармонически спаянных частей, а потому было возможно им наслаждаться и упиваться, но отнюдь не осознавать и не объяснять… Как часто я возвращался, чтобы со всех сторон, со всех расстояний, при разном дневном освещении взирать на его красоту и величие. . . Какой свежестью сиял он передо мной в душистом сверкании утра, как радостно простирал я к нему свои руки, созерцая большие гармоничные массы, продолжающие жить в бесчисленных малых частицах!»
Возникший в Западной Европе конца XVIII — начала XIX века интерес к средневековью и его художественной культуре знаменовал открытие собственного национального прошлого и его величия. Это искусство совсем иное, чем романское, нечто несовместимое с монолитной романской суровостью, романской массивностью, твердокаменной непроницаемостью романских соборных стен. Громада собора как бы избавилась от своей тяжести, ажурно прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала.
В знаменитом романе Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедшем в 1831 году, готические сооружения предстают результатом такой же работы столетий, как горы. В его романе готический собор показывается не только как романтический фон к описываемым событиям, не только как постоянно звучащий мотив, но, в сущности, является его главным героем. Шумный успех романа показывал, насколько был велик интерес широкой публики к средневековой культуре. С легкой руки романтиков средневековье воспринималось ею окруженным ореолом романтической фантазии и таинственности. Европа зачитывалась романами Вальтера Скотта, сыгравшего выдающуюся роль в популяризации средневековой культуры. В литературно-философской мысли конца XVIII — начала XIX века средневековая культура впервые предстает как целостное историческое явление.
Романтическая идеализация деятельности средневековых мастеров и вместе с тем модернизирование их труда были вполне естественны для творческой мысли XIX — начала XX века. Интерес к приемам и методам готического мастерства в конце XVIII и XIX столетии в большой мере был обусловлен архитектурно-художественной практикой. Псевдоготика базировалась на иных конструктивных основах, чем подлинная готическая архитектура, взяв от последней лишь некоторые элементы декора и широко применяя стрельчатую арку как декоративный элемент. Тем не менее практика псевдоготической архитектуры не могла не заставить зодчих обратиться к изучению технических и конструктивных основ готического строительства. Завершение и реставрация таких крупных готических сооружений, как Страсбургский собор в XVIII веке или Кельнский собор и собор св. Вита в Праге в XIX веке, также не могли не потребовать изучения технических и художественных приемов готических мастеров.
Читайте также:
- Французская готическая архитектура
- Готический архитектурный стиль
- Двойственное отношение к готическому искусству в Новое время
- Теории происхождения готики. Романтическая идеализация готического искусства
- «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим…»
Источники
История готической архитектуры в Нью-Йорке
Что общего у крутых скатных крыш, витражей, стрельчатых арок и горгулий? Подсказка: все это пережитки ушедшей эпохи в Нью-Йорке; период, когда ностальгия по «добру» средневековья была высока. Эти особенности являются архитектурными компонентами стиля готического возрождения и до сих пор существуют в зданиях и на зданиях по всему Нью-Йорку.
История готической архитектуры
Возрождение готики предшествует готическому стилю архитектуры, зародившемуся в Европе в средние века. Когда строительство церквей и синагог начало набирать обороты, архитекторы искали проект, который мог бы должным образом противопоставить «величие Бога» смирению человечества. Так родился готический стиль во всей его богатой и экстравагантной красе. Первым признанным сооружением в этом стиле является церковь аббатства Сен-Дени во Франции, которая, по оценкам, была построена между одиннадцатым и двенадцатым веками. По всей Европе это здание служило образцом для множества других построек, включая церкви, дворцы и замки, вплоть до эпохи Возрождения, во время которой готическая архитектура вышла из моды.
Только в эпоху романтизма восемнадцатого века готическая архитектура снова получила признание в Европе. Вдохновленный восторженной сентиментальностью к средневековой эпохе, отброшенный готический стиль получил новую жизнь и был удачно переименован в готическое возрождение или неоготику. Эти два названия относятся к одному и тому же стилю и могут использоваться взаимозаменяемо. Первой европейской структурой, зачисленной в стиле готического возрождения, является дом Горация Уолпола Strawberry Hill House, построенный в Твикенхеме, Лондон, в конце 1700-х годов.
Подобно социальным движениям того времени, к началу девятнадцатого века интерес к стилю неоготического возрождения распространился по большей части мира, в конечном итоге добравшись до Соединенных Штатов.
Одним из самых ранних известных зданий в стиле готического возрождения в США является Троицкая церковь в Нью-Хейвене, спроектированная в начале 1800-х годов Итиэл Тауном. Предполагается, что эта достопримечательность вдохновила неоготическое движение на большей части территории страны… включая Нью-Йорк.
Троицкая церковь в 1865 году.Возрождение готики в Нью-Йорке
Расцвет готики пришелся на Нью-Йорк с 1830 по 1890 год. Возрождение, федеральное и греческое возрождение. Как и его жители, архитектура Нью-Йорка часто может показаться плавильным котлом: множество различных культур и стилей переплетаются, создавая уникальный и привлекательный городской пейзаж.
В настоящее время, хотя готика больше не в моде, образцы этого стиля все еще можно увидеть по всему Нью-Йорку. Многие церкви, колледжи и городские средние школы являются прекрасными образцами архитектуры. Таким образом, верхний Манхэттен может похвастаться особенно впечатляющим количеством зданий в этом стиле. Гамильтон-Хайтс и Морнингсайд-Хайтс, где расположены Городской колледж и Колумбийский университет соответственно, являются очагами готического возрождения.
Городской колледж Нью-Йорка, основанный в середине 1800-х и построенный в начале 1900-х годов, проделал отличную работу по сохранению своей истории, богатой неоготической архитектурой. На изображении выше изображен похожий на собор Шепард-холл, первое здание, возведенное на территории кампуса Гамильтон-Хайтс. Построенное между 1903 и 1907 годами, здание до сих пор служит главным центром CCNY.
Строительство собора св. Иоанна Богослова началось в 1892 году, и хотя переход был открыт в 1909 году, технически здание так и не было «завершено». Незавершенность в значительной степени связана со стилистическими изменениями и незавершенными планами – первоначально строение было спроектировано в стилях византийского возрождения и римского возрождения, но в 1909 году было переключено на готическое возрождение. Свидетельства всех трех подходов можно отметить как в интерьере, так и в экстерьере. собор.
Прозванное «Собором торговли», здание Вулворта, построенное в 1913 году, является одним из самых известных небоскребов в стране. Здание, спроектированное архитектором Кассом Гилбертом, считается прекрасным образцом неоготического стиля с башнями, богато украшенными сводчатыми потолками и кровлей в готическом стиле. Вулворт-билдинг был самым высоким строением в Нью-Йорке до 1930 года.
Оружейная палата на Парк-авеню, Манхэттен. Аджай Суреш из Нью-Йорка, штат Нью-Йорк, США, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons Расположенный в Верхнем Ист-Сайде, Оружейная палата Седьмого полка, или Оружейная палата на Парк-авеню, была спроектирована в стиле готического возрождения в 1880 году. В здании, которое когда-то служило штабом Седьмого полка ополчения Нью-Йорка, теперь находится Оружейная палата на Парк-авеню. Conservancy, некоммерческое культурное учреждение, представляющее уникальное визуальное и исполнительское искусство.
Хотя, возможно, не такая экстравагантная, как другие здания, Епископальная церковь Вознесения является еще одним примером того, где готическое возрождение все еще можно увидеть сегодня. Старейшая церковь Гринпойнта, построенная в середине 1800-х годов, отличается простыми, но сильными характеристиками стиля: повсюду преобладают витражи и стрельчатые арки.
Независимо от того, насколько велика или мала структура, здания, спроектированные с учетом готического возрождения, служат как картиной в прошлое, так и источником вдохновения для будущего. Стиль несет в себе истории, насчитывающие сотни лет, воспоминания о том моменте, когда почитали романтиков, а элегантность вдохновляла.
О достоинствах подхода лучше всего сказал американский ландшафтный архитектор Чарльз Дженкс, когда его процитировали: «Если вы посмотрите на готические детали вплоть до основания колонны или капителя колонны, вариант всего здания; Вот почему, подобно датировке позвоночника динозавра, хороший историк может посмотреть на деталь готического здания и точно сказать вам, что представляла собой остальная часть здания, и сделать вывод о целом по частям».
Эпоха, возможно, и подошла к концу, но наследие готического возрождения по-прежнему сильно в Нью-Йорке. Прогуляйтесь по городу и ищите узнаваемые черты — богато украшенные витражи, элегантные стрельчатые арки, сводчатые потолки — и вы удивитесь, как легко их обнаружить, когда вы знаете, что ищете.
Эмили Байс
Эмили Байс — писательница из Нью-Йорка, родившаяся в Мичигане, но имеющая семью в Канаде, так что на бумаге она самый приятный человек, которого вы когда-либо встречали. Эмили окончила Школу музыки, театра и танца Мичиганского университета. Она работала фермером, выращивающим оливковое масло, корреспондентом прессы в Каннах и на телевидении, но ее любимая работа — писатель. Авторы драматургии включают «До потопа» (The Chain Theatre, Нью-Йорк), «Чистилище» (развивающая мастерская, Анн-Арбор, Мичиган), «Увидимся через несколько» (одно действие, театральная компания «Thing», Zoom). Посмотрите больше ее работ на emilyabice.com!
Что такое готическая архитектура?
- Фейсбук
У многих людей слово «готика» вызывает в воображении образы Дракулы в пыльном старом замке или, может быть, недовольного юноши в черной одежде. Это что-то темное и беспокойное, жуткое и сюрреалистическое.
Но для любителей архитектуры готика означает витражи, красивые церкви, много естественного света и потрясающие детали. Готическая архитектура — один из самых узнаваемых стилей, для которого характерны сильно стилизованные элементы. Но история создания этого стиля началась с темной и кровавой истории.
Связанный: 36 Стили домашней архитектуры | Архитектура королевы Анны | Итальянская архитектура
Что означает готика?Готическая архитектура названа в честь готов. Это было варварское племя в Европе, получившее известность после падения Римской империи примерно в пятом веке. Однако готы не были особенно известны великими зданиями.
В основном они были известны тем, что отражали мощь Римской империи и способствовали ее окончательному падению. Готы продолжали контролировать большую часть Европы после падения Рима. Их наследие и их имя все еще хранились в памяти в 12-м и 13-м веках, когда был разработан готический архитектурный стиль.
Как развивалась готическая архитектура? Сочетание множества различных факторов привело к созданию готической архитектуры, возникшей после романской архитектуры, популярной в прошлом столетии. Для сравнения, романская архитектура была относительно простой. Готическая архитектура, с другой стороны, была невероятно сложной.
По всей Европе воцарились относительный мир и спокойствие после того, как Римская империя рухнула, а десятилетия борьбы против Рима закончились на всем континенте. Процветание также царило по всей Европе, прокладывая путь к инновациям и творчеству в проектировании зданий.
Многие церкви и соборы были построены в Европе примерно с 1000 по 1400 год, особенно во Франции и Великобритании. Это дало архитекторам возможность создавать масштабные проекты, которые должны были впечатлять. Так родилась сложная готическая архитектура, стиль, призванный улавливать свет из внешнего мира и направлять его в большие пещерные интерьеры церквей. Готические конструкции зданий стали определять внешний вид архитектуры средневековья.
На готический архитектурный стиль сильно повлияли византийские и ближневосточные образцы того времени, а также романский стиль прошлого. Старый романский стиль широко использовался в 10-12 веках. Основными характеристиками стиля были толстые стены и колонны, а также округлые башни и арки.
Характеристики готической архитектуры
Желание строить большие и высокие церкви возникло в 12-м и 13-м веках. Это привело к новым дизайнерским инновациям, которые стали отличительными чертами готического стиля: ребристые своды, контрфорсы и стрельчатые арки. Стрельчатые арки — одна из главных черт готической архитектуры. Вероятно, этот дизайн был заимствован из исламской архитектуры, распространившейся в Испании.
Стрельчатые арки впервые появились на Ближнем Востоке в седьмом веке, став главным элементом мечетей и дворцов. Во время крестовых походов европейцы познакомились с ближневосточным искусством, архитектурой и медициной — открытиями, которые столетия спустя помогут проложить путь эпохе Возрождения.
Стрельчатая готическая арка была не только декоративной, но и функциональной. Эта конструкция арки уменьшила нагрузку, сняв нагрузку с других архитектурных элементов. Это означало, что колонны, поддерживающие арку, могли быть меньше по размеру, открывая внутренние пространства.
Это позволило высоким тонким колоннам доходить до самого потолка, где ребристые своды создавали уникальный внутренний каркас из балок на потолке. Ранние ребристые своды были замечены в романском стиле, но стали более изысканными в готической архитектуре.
Ребристые своды вскоре стали главной чертой готической архитектуры, а не просто структурной особенностью. Опять же, у опорной сети была практическая цель: она позволяла размещать окна высоко к крыше зданий, достигая главной цели — впустить больше света во внутреннее пространство.
Контрфорсы были огромным нововведением, которое сделало возможным готический дизайн. Эти внешние опоры помогали выдерживать вес здания, добавляя изящную дугообразную архитектурную особенность внешним стенам.
Аббатство Сен-Дени, построенное в Париже с 1135 по 1144 год, было одной из первых церквей, построенных в истинно готическом стиле. Это здание объединило все характеристики стиля вместе и вдохновило каждый готический собор, который появится позже.
Другой характерной чертой готического стиля является асимметрия. Многие из величайших готических соборов были построены с асимметричными конструкциями. Вы можете увидеть это во многих известных готических зданиях.
Готическая архитектура возникла в средние века. Этот стиль до сих пор очень тесно связан с этой эпохой в истории и явно напоминает средневековую эпоху.
Образцы готического стиля
Одним из самых известных образцов готической архитектуры является Шартрский собор во Франции. Он был построен в годы высокой готики, когда во Франции произошел взрыв готических зданий. Украшенный вид Шартрского собора помог установить совершенно новую планку для готического стиля. Период высокой готики доминировал в конце 13 века, достигнув популярности примерно с 1250 по 1300 год.0003
Этот стиль был популярен также в Великобритании, Германии и Испании. Италия внесла свой собственный вариант готического стиля, построив его из кирпича и мрамора, а не из камня, который использовался в остальной Европе.
Витражи стали еще более сложными в период Высокой готики. За это время стиль стал еще более украшенным и украшенным в целом. Вскоре в каждом готическом соборе, построенном в ту эпоху, был хотя бы один витраж.
Французский собор Нотр-Дам — еще один известный пример французской готической архитектуры. Он был построен в конце 13 века. Вестминстерское аббатство в Лондоне, часто место королевских свадеб, было построено в 1245 году в потрясающем готическом стиле. Кентерберийский собор в Англии — еще один великолепный пример готической архитектуры в дизайне собора.
Хотя изначально готическая архитектура была разработана для проектов соборов, вскоре она была адаптирована для строительства небольших церквей и домов. Вместо камня дома в готическом стиле строились из дерева и гипса с крутыми остроконечными крышами.
А вот и горгульи
По мере того, как готическая архитектура становилась все более стилизованной, в зданиях, спроектированных в этом стиле, появился еще один элемент: горгульи. Это были устрашающие, местами гротескные существа, высеченные из камня, что особенно преобладало в соборных конструкциях. Они начали с очень практического использования.
Ранние горгульи были водяными смерчами, которые собирали дождь с крыши и отводили его от фундамента здания. Вскоре у существ появилось другое применение: образование. Сложные статуи использовались для преподавания уроков из Библии в проектах соборов и небольших готических церквей.
Конец эпохи
Готическая архитектура была излюбленным видом на протяжении сотен лет в Средние века. Только с появлением архитектуры эпохи Возрождения в 1500-х годах готическая архитектура утратила свою популярность в пользу более нового, более современного архитектурного стиля. Ренессанс начался в Италии и привел к радикальным изменениям стиля в музыке, искусстве и архитектуре, среди других областей.
Возрождение готики произошло в 18 веке, когда люди заново приняли этот сильно стилизованный вид. Одним из первых зданий в США, демонстрирующих стиль готического возрождения, является часовня семинарии Святой Марии в Балтиморе. Он был построен в 1807 году в большом стиле, с витражами.
Часовня намного, намного опередила свое время. Только в конце 1800-х годов архитектура возрождения готики стала по-настоящему популярной в США. Известный как «коллегиальная готика», этот стиль использовался в основном в университетских проектах по всей территории США. образцы готической архитектуры. Стиль готического возрождения оставался популярным до начала 1900-х годов и использовался в ряде колледжей и университетов.
Собор Святого Патрика в Нью-Йорке и Вашингтонский национальный собор в Вашингтоне, округ Колумбия, являются прекрасными примерами готического стиля возрождения в США. , витражи и статуи горгулий, которые могут сказать вам, что вы находитесь в присутствии готической архитектуры, стиля, который пленил Европу на протяжении всего Средневековья и определял дизайн церквей, соборов, замков и колледжей на протяжении веков.