Готический храм схема – Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Система нервюр, аркбутанов и контрфорсов.готические соборы

Содержание

Чертежи для стройки дома в стиле русской готики. Чертежи готических зданий


Готическая архитектура | Architecto Grad

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

 

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась  в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю,  казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:
  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готика

    Собор Парижской Богоматери. Ранняя готика

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готика


    Шартский Собор. Высокая готика

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готика

    Севильский кафедральный собор. Поздняя готика

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений.

skalice.ru

О чем рассказывает фасад готического собора • Arzamas

Искусство

Почему средневековый собор можно читать как книгу 

Автор Анастасия Егорова

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора  Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по ини­циативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации.  привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены. 

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл  Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Статуи

Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах  Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах  Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов  Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей  Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами.. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.

Западный фасад собора

1 / 2

Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годовLibrary of Congress

2 / 2

Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век© Carlos Delgado / CC-BY-SA

К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределе­ния скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была при­менена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса  Речь идет о праведниках, которые восстали из могил вместе с Христом. Об этом гово­рится в Евангелии от Матфея: «…тела усоп­ших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52–53).. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на цен­тральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выпол­нены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персона­жей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: свя­той Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом  Эгеат — правитель Патра, города, где пропо­ведовал святой Андрей, распятый по приказу Эгеата.. Иногда фигурка-консоль расска­зывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартр­ском соборе Валаам стоит на своей ослице.

1 / 2

Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

2 / 2

Аллегорическая фигура Синагоги собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от цент­рального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Го­лова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир  Потир — церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия. и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии  Изображение Богоматери в образе Царицы Небесной, которую коронует Христос. Такая иконография появилась около 1170 года и получила широкое распространение на тер­ритории Западной Европы. К этому сюжету обращались не только средневековые ма­стера, но и художники эпохи Возрождения и барокко.. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Дру­гой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.

1 / 2

Левый портал Амьенского собора. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

2 / 2

Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Но­вым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам  Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин — двенадцать сыновей Иакова, от которых пошли двенадцать колен Израилевых. и двенадцати пророкам  Или, как их еще называют, двенадцать малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а на­против четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезе­кииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.

Добродетели и грехи

Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII векNational Gallery of Art, Washington

Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Чело­век греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представле­ны в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.

Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопо­клонство, а Гордыню можно победить только Смирением.

Календарь

На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Сред­ние века называли науки, которым обучали в университетах).

Календарь с фасада Амьенского собора. XIII векLibrary of Congress

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал опреде­ленный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневе­кового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном заня­тый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский сти­шок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полно­стью повторяет скульптурный сюжет:

Январь — огонь согревает здесь руки мои;

Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;

Март — время посадки растений настало;

Апрель — пение птиц мне послушать пристало;

Май — как птенчик на ветке я легок и весел;

Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;

Июль — движенье косой;

Август — корм животным готовит;

Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;

Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;

Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;

Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –

Все это за службу нам Богом дано.  Пер. со староангл. Оксаны Бялой

Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.

Искусства и науки

Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век © DIOMEDIA

Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум вхо­дили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев все­ми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изобража­лись в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Гео­метрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, кото­рым она ударяла по нескольким колокольчикам.

Гаргульи и другие звери

Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de France 

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфор­сах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фанта­зии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульп­туры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изо­браже­ниям для просвеще­ния неграмотных. А святой Бонавентура  Святой Бонавентура, или Джованни Фиданца, (ок. 1217 — 1274) — кардинал и богослов. говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и сла­бость памяти»  Bonaventura S. In Sapientiae. Ibid. Vol. VI. Ed. Auaracci. Roma, 1882–1902..

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Свя­щен­ное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневе­ковом богословии была широко распространена теория множе­ственности смы­слов библейского текста. По ней, любой текст Писания, поми­мо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смы­словых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависи­мости от своего социального положения и уровня образования. Так, в кален­дарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик свя­зывал каждый месяц с определенным событием земной жиз­ни Христа, а про­фессор университета, всматриваясь в незамысло­ватые изображения трудя­щихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре еван­гелиста и двенадцать апостолов.

Изображения: Stefano Merli / Flickr /CC BY-SA 2.0

Источники

  • Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.

    М., 2008.

  • Муратова К. М. Мастера французской готики.

    М., 1988.

  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века.

    М., 1964.

  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика.

    СПб., 2004.

  • Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков.

    М., 2014.

  • Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.

    Кёльн, 2007.

  • Auber M. La sculpture française au Moyen Age.

    Paris, 1946.

  • Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art.

    Oxford, 1961.

  • Gaborit J.-R. Art gothique.

    Paris, 1978.

  • Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I.

    New York, 1976.

Искусство

Есть ли у вас оперная интуиция?

Тест для тех, кто никогда не был в оперном театре

arzamas.academy

Готика. LEGO средневековья.: agritura — LiveJournal

О чем же еще писать в Рождество, как не о храмах!

С праздничком всех!


Собор Парижской Богоматери. А не разобрать ли нам его по косточкам?

Ну что, продолжим?

Подобных «словарей» и «энциклопедий» я видела немало, но интересных среди них почти не встретишь обычно это нудноватые «сухие» справочники. Попробуем все же найти в этом что-нибудь занимательное! Сама я вместе с вами займусь самоликбезом.


Эволюция готического окна (сверху вниз, слева направо)

Немного о готике мы уже поболтали и уяснили некоторые региональные ее особенности. Кроме того, что я вам уже рассказала, знаю я мало, так что будем вместе постигать.

Готических соборов я видела немного – в Праге да в Вене, уже говорила. Теоретически могла видеть в Кракове, но я тогда еще не интересовалась ни готикой в частности, ни архитектурой вообще. Более того, только сейчас я узнала, что цеквушка в городе моего детства Эберсвальде-Финове тоже готическая!


Дорогой моему сердцу Эберсвальде-Финов, город детских снов. И готическая церковь 14 века

Она была построена в 1333 году и является типичным образцом кирпичной немецкой готики! Кроме того, немецкая Википедия утверждает, что колокольня собора самая высокая среди церквей такого типа. А я чуть ли не каждый день ходила мимо в течение шести лет и ничего такого не подозревала! Вот почему, оказывается, мне так нравится готика!

Но мы отвлеклись от нашей азбуки. Приступим.

Арка. Знакомое слово, готические строители не были первооткрывателями арки. Первыми арку стали использовать строители еще в Междречье, а подхватили их почин римляне. Они очень широко применяли ее, где только возможно. Из римского зодчества арка перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка – самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением – красиво же, правда? . В готике арки и аркады — очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.


Стрельчатая арка, собор Сен-Жермен Лосеруа, Париж

Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как вектор был направлен более вертикально вниз, тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже.

Следует добавить, что и дверные, и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом – в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.


Стрельчатые готические окна разных стилей — ранняя, лучистая и пламенеющая готика (слева направо)

Аркада. Здесь все понятно – ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.


Не сложно заметить, что в основе организации внутреннего пространства готических соборов лежит аркада. Узор на окнах справа видите? Это массверк в «пламенеющем» стиле. А что-то вроде пробочек в потолке? Это замковые камни.

Аркатура. Это тоже аркада, только «ложная». Арки слепые, как бы прислоненные к стене. Аркатурами украшали как наружную часть стены, так и «внутренности» собора.

Аркбутан. Очень, очень важная штука! Я уже о ней писала – это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену; выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны – самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали со восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Эта часть собора, восточная,  была «непарадной», в отличии от западного фасада, у Нотр-Дам-де-Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.


Аркбутаны, собор в Осере


Аркбутаны, Нотр-Дам-де-Пари

Архивольт. Тоже не готическое «изобретение», однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.


Архивольт в разрезе.


Портал храма Сен-Андре в Бордо. Видна система архивольтов, украшенная скульптурами, и прекрасный надвратный тимпан.

Астверк. Это из немецкой готики. И слово немецкое, у них много было всяких «верков»: от Ast — «сук, ветка» и Werk — «работа». Это особый вид готического орнамента в виде переплетенных сухих ветвей. Такое «украшение» отражало символику тернового венца. Поначалу этот мотив использовался в архитектурном декоре, а затем перекочевал и в ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

Астверк

Вимперг. Красивая штучка – конический щипец, остроугольный такой треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам-де-Пари, и над порталами Буржского собора и еще много-много где.


Вимперг

И еще


Целых три в виде короны


Вимперг, венчающий портал Страсбургского собора

Ещё вимперг

Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки (см. на картинке), а затем и нервюрного свода). Именно в замковый камень упираются ребра свода, например, он берет на себя нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.


Замковый камень. И еще разные:

И еще замковые камни в разных интерьерах:


Шартрский собор


Честерский собор

Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие «закуточки» размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями (посмотрите последнее фото предыдущего поста, там это хорошо видно). Это так и называется — венец капелл. Мы говорили с вами о королевской усыпальнице в Сен-Дени, так вот там собор почти весь состоит из капелл.


Капелла в Лиможе

Капелла Бурбонов в Лиможе

Капелла Генриха Седьмого

Капелла в Манте

Капелла в Солсбери

Королевская капелла в Бро.
Рассматривая эти картинки, вы уже сами можете узнать и назвать некоторые элементы.

Капитель. В романских храмах, если помните, поначалу капители колон вообще не украшали – были они цилиндрическими или кубическими – скукота, да и только. Затем спохватились и стали декорировать их всяческими красивостями, скульптурами святых, в основном. В готические времена уже развернулись вовсю! Одним из самых популярных мотивов был лист аканта (растение такое, «медвежья лапа еще называется), а также виноградные грозди, цветы и все те же святые.


Разные виды готических капителей

Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.


Собор в Сен-Дени. Видно, как аркбутаны опираются на контрфорсы.

Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-то. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной, консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.

Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им, любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, благодаря краббам (и химерам, конечно) готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.


Весь этот вимперг окаймлен краббами

Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка… правильно, крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!


Всяческие крестоцветы

Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос, место, куда можно входить лишь священникам, от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с остальным убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас – одно из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.


Леттнер собора Сент-Николас в Диксмёйле, Бельгия

Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля, орнамент имел самые разные формы, нередко – довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки» и т.д.
Нервюры. Звучит непонятно, да и выглядит непривычно. Это знаменитое ребро крестово-нервюрного свода – небольшая трабекула в сложном организме готического свода.

Целая куча массверков:


Баден-Вюртенберг, монастырь Бебенхаузен


Массверк из Гёттингема

Массверк Йоркского собора


Массверк церкви аббатства Эдбург


Массверк церкви в Альтенберге, Германия

Нервюры – ребра, каркас; распалубки, их соединяющие – паруса. Сначала нервюры были простыми – крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованны по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции переплетения нервюр нередко были похожи на паутину.

Нервюры. Тут стащила


Каркасная система готического собора


Схема кладки готического свода (ЗДЕСЬ взято)

Очень много видов нервюрных сводов:


Англия


Англия, Венсминстер


Бристоль


Вустер

Колермон (и литннер видите?)


Нуайон


Аббатство Фонтхилл


Кембридж. Капелла Королевского колледжа (пучки нервюр)


Карлиоль


Толедо, Сан-Хуан


Солсбери


Севилья


?


?


Бурж

Пинакль. Небольшая такая псевдо-башенка, узенькая и вытянутая. Путаю ее с фиалой, но пинакли – это сама башенка, а фиал – ее навершие. А сверху это все обычно венчает крестоцвет. На самом нередко можно видеть краббы – о них вы уже знаете.


Пинакль. И ещё:


Портал. Про тимпан и архивольты с вимпергом читали? Вот все это вместе с дверями и еще целой кучей архитектурных излишеств составляло портал. Одна из самых эффектных и ярких частей наружного декора готического собора. Нередко на одном фасаде красовались сразу три роскошных портала, как, например, в Соборе Парижской Богоматери или в Шартрском соборе.


Вот такие разные порталы

Роза. Тут все просто – круглое готическое окно. Каждый уважающий себя собор имел розу. В кружевные промежутки вставляли цветные стекла, через которые внутрь храма проникали разноцветные лучи света, и настоящие розы завидовали этой красоте!

Рыбий пузырь. Так неромантично назвали практичные немцы один из видов готического орнамента. Англичане похожий орнамент называли более возвышено – «пламенеющий» стиль.


Орнамент «рыбий пузырь»

Тьерсерон. А также ожива, лиерна и щековидная арка. Это совсем уж высший пилотаж, но вдруг вам пригодится – блеснете в офицерском собрании. Речь идет о названии разных типов нервюр в системе крестово-нервюрного свода. На картинке более понятно:

Взяла ТУТ

Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос – что делать с полукруглым кокошником над дверями (именно эта ненужная, казалось бы, деталь, называлась тимпаном)? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше – вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.

Вот этот кокошник над проемом, украшенный четырехлистником, и есть тимпан. На порталах (выше) вы могли видеть самые разные варианты его декора.

Тимпан собора в Клюни


Тимпан в Нотр-Дам де Пари

Травея. Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.

Трифорий. Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.

Вверху — ряд строенных окон, это- трифорий

Фиала (Фиал) Уже говорила о ней, когда писала о пинакле. Фиала могла быть не только на пинакле, она украшала и другие детали, например, вертикальные выступы контрфорсов.


Башенка — пинакль, наконечник — фиала, в самом верху — крестоцвет

Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория . Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) – вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.

Что еще есть в готическом  соборе?


Орган

Башенка вот такая миленькая

Не знаю, как называется, но симпатично


19 киосков с местами для сидения в Байё


Витраж

Вот так мы, в основном, разобрались. Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, а я спать пошла.

agritura.livejournal.com

Тема 6. Романский и готический храм.




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

 

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике XIII-XV вв. До XIX в. Все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. Романский стиль характеризовался массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилинтрические и крестовые своды, полуциркуляные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесанным камнем.

 

Франция. Аббатство Сенанк

 

 

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногла двумя трансептами (поперечными нефами).

 

План базилики Сен-Сернен. 1096–1250Тулуза Франция

 

Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.

 

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесанный и бутовый. Там , где не доставало камня использовали кирпич, очень твердый и сильно обожженный. Шов кладки был толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор, к которому примыкает апсида. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в апсидоле реликвариям. Малые апсидыдополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы

Многие романские храмы имели нижний подземный храм (крипту), использовавшуюся для хранения реликвий.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность, геометричность архитектурных форм.

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются разная высота боковых нефов, трансепт, хор, выступы всех апсид, протовораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.


Особенности архитектуры романского собора:

1. В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

2. Увеличение хора или восточной алтарной части храма

3. Увеличение высоты храма

4. Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

5. Тяжелые своды требовали мощных стен и колонн.

6. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

7. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.

Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи.

Портал собора в Линкольне. Англия.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI-го века

Церковь Святого Гереона Германия

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.

Он отличался тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Романская архитектура после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. Бросается в глаза расномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов, а те крупнее изображений простых смертных. Скульптура раскрашивалась.



Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Готический храм

Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших вместительных, красиво организованных интерьеров. Этот стиль получил широкое распространение в западно-европейских странах. Его родина – Франция.

Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм.

Готические храмы строились базиликальными и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными. Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, т.е. горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

Главным новшеством стиля стал каркас, состоявший из четырех связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов; стена сведена к минимуму и играет роль заполнения.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.

 

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Миланский кафедральный собор.

 

Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

 

 

 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

 

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.

Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным решением и круглые. Диаметр окон – 12 м. Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом.

План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Но слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Готика отказалась от крипт, нартекса, но обход хор и венец капелл стали обязательным элементом.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т.к. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Особую наглядность придают резные фронтоны, шатровые башенки, мотивы ползучих бутонов и листьев, орнаменты, стилизованные цветки.

Замена глухи хстен огромными окнами привела в готике к исчезновению монументальных росписей.

Огромная роль принадлежала пластике – сотни, тысячи скульптурных композиций – на карнизах, водостоках, капителях, порталах.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Готика — Архитектура и Архитекторы

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин
«готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от
романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было
несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил
знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые
здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все
основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно
перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

  Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая
своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе.
Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

 Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы,
к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры
органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили
собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами — трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы.
Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же
боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок.
Готический орнамент.
Готические капители.

  Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137—1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство
композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века
относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243—1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже
складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых,
переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать,
невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

  Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними
возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400
году, весом в  шесть тонн, находится в правой башне Собора.  Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон
колокола, по  рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

  Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была
нарушена гармония всего сооружения.  А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая
традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской
Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части
Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры
писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.

План собора.

Вернуться к списку стилей.

При создании статьи использовались следующие источники информации.

www.archandarch.ru

готический собор и православный храм

14 июля 2016 г.

Строительство всегда демонстрирует представление времени о модели мира. А каков был «мир» готического собора? Это был средневековый мир, мир рыцарской культуры, мир прекрасной дамы и розенкрейцеров. Чтобы приблизиться к пониманию архитектурного пути готической конструкции, его воплощения в православном храме, необходимо прочесть лексику эпохи средневековья, которая была отнюдь не тёмной, как многие полагают. 

Готическая архитектура анонимна, она не имеет авторства. Иногда попадаются псевдонимы, такие как Аббат Сугерий, перестроивший церковь Сен-Дени в XII веке, но в сущности его нововведения были не такими уж и новыми. На самом деле готика безымянна. Мы видим соборы, мы заходим внутрь и диву даёмся, как там внутри всё устроено. И задаёмся вопросом: кто мог это сотворить? 

Церковь Сен-Дени 

В XI веке существовал цех мастеров-каменщиков, куда входили совершенно гениальные художники-архитекторы, которые предпочли остаться в тени. Стать Мастером можно было только при одном условии – сдать экзамен на звание Мастера. Для того, чтобы его сдать, требовался необыкновенно высокий уровень подготовки и, безусловно, талант. Мастер сдавал экзамен на шедевр. А шедевр – это то, что никто ни до тебя, ни после тебя создать не может. 

Все соборы имеют один и тот же план – вытянутый прямоугольник. Внутри собор имеет трёхчастное деление. Это наглядно продемонстрировано в соборе Парижской Богоматери и Реймском Соборе. Нижняя часть называется «корабль», средняя – «трансепт», а верхняя – алтарная часть. Сущность готической конструкции заключается «в соединении стрельчатого свода с системой подпорок. Эта система ведёт к тому, что всё сводчатое покрытие покоится только лишь на столбах, стены не поддерживают тяжесть, так как боковое давление свода «корабля» переносится на контрфорсы». 

Собор Парижской Богоматери

Собор в Реймсе 

Трансепт, иногда его ещё называют «розой», – это метафизическое место встречи Бога и человека. Самая главная точка этой встречи называется «пуповина трансепта». Именно над этой точкой возводился купол. Раньше в этой части размещались исповедальни. Именно здесь человек очищался от грехов, и все его промахи выходили через эту точку пуповины. 

Центральная часть собора имеет вид креста. Эта часть проецируется на «корабль», а «роза» проецируется на центр креста. Здесь образуется соединение Креста и Розы. Средокрестие – связка души и тела, мужского и женского начала. А мужское и женское в гармонии противоположностей открывают портал к духу. Мф 19:5-6: «И будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть и будет им царствие божие». 

Идея любого готического собора – это идея Розенкрейцерства или рыцарского символа. Внутри  собора выражалась определённая мысль – изображение розы – путь женского начала; роза, пересечённая с крестом, – символ мужского и женского соискания. Каменщики, которые строили готические соборы, определённо знали смысловой контекст данной символики. Вероятно, они входили в систему семантики розенкрейцерства. 

Все готические соборы несут в себе глубочайший смысл. Каждый собор имел подле себя университет (но не в классическом современном понимании). Именно так была построена Сорбонна. Этот университет являлся источником знаний, и не простых, а тайных. У цеха каменщиков существовала целая архитектурная наука. Самым занятным местом в готическом соборе являются нервюрные своды. По сути, это небольшие колонны. Но остаётся вопрос: как будут стоять эти колонны, если все подпоры вынесены наружу? Вот тут требовался сложнейший расчёт. 

Если смотреть на внешний фасад готического собора, создаётся впечатление, что он не достроен. Такой эффект производят колокольные башни, потому что они действительно не достроены. И это не случайность. Символ башни – познание. А познание всегда бесконечно. Поэтому и башня не может быть достроена, она намеренно не достраивается. 

Какой замысел готики содержит православный храм? У храма есть подкупольное пространство, свой трансепт – иконостас, а также свой «корабль» и алтарь. И здесь мы наблюдаем эволюцию пространства готического трансепта в плоскость православного иконостаса. Трансепт преображается в вертикаль. Пространство иконостаса – это пространство трансового ноля. Это пространство ничейное, здесь мы не просто стоим перед иконостасом, а иконостас находится внутри нас. Здесь мы встречаем Бога. 

Трёхчастность православного храма и готического собора объединены идеей Святой Троицы, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Корабль» отдан телу, трансепт – душе, а алтарь – духу. Тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет. Поэтому трансепт в готическом соборе и иконостас в православном храме являют открытому сознанию человека откровение, т.е. мистическую встречу с Богом. Для культуры, где исповедовалось христианство, данное единство было главным. Единство – как творческий потенциал Святого Духа. Данное высшее представление о своей христианской эпохе архитекторы выразили посредством великих соборов и храмов.  

В однотипных готических соборах мы видим вытянутую базилику с трёхчастным делением и с вытянутыми апсидами. Абсолютно идентично выглядят классические православные храмы с однокупольным четырёхстолпным перекрытием. Этот уникальный тип храмовой архитектуры в России мы можем наблюдать во Владимире и Новгороде. 

Успенский Владимирский Собор кажется многокупольным, но в действительности он однокупольный, т.к. остальные купола не функциональны. Купол опирается на четыре столпа и имеет три алтарных апсиды. Перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Это идея иллюзорной хрупкости. Такой же принцип символического концептуализма мы встречаем в готическом соборе. 

План Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире 

Единственным, не только в идейном, но и в экстерьерном аспекте, православным храмом в России, конгениальном готическому собору, является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Во внутреннем  и внешнем убранстве соблюдены воззрения готических элементов: нервюрные своды, насыщенность снаружи и лаконичность внутри, ритмика средокрестия, вытянутая апсида и т.п. Архитектором храма считается В.И. Баженов, поскольку именно он был первым зачинателем русской псевдоготики, но доказательств данному факту нет. 

Рассматриваемые нами храмы и готические соборы построены примерно в одно и то же время. И в одно и то же время в совершенно разных культурах возникает один объединяющий архитектурно-идейный элемент – единосущность. Архитектура, прежде всего, носит в себе мысль конструктивную, построенную на глубинном познании, к которому мы стремимся приблизиться. Наука магической архитектуры открывает нам пути прочитывания собора, как книги, страницы которой много веков хранят посыл Мастеров средневековья. Замысел триединства, интегрирования знания и соединения их вместе – это возврат к попытке осмыслить архитектуру в её первоначальном становлении через познание. 

Больше о готике можно узнать здесь.  

www.berlogos.ru

Готическая архитектура

Готика была последним стилем Средневековья — самым загадочным и одновременно самым эффектным. Готический храм, взметнувшийся ввысь острыми стрелами обнаженных конструкций, хранил под своими сводами многовековые тайны — воплощенные в камне, скрывающиеся в выложенных на полу лабиринтах узоров с магическими знаками, в скульптуре и витражах.

Готический стиль. Долгострои средневековья

Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки, во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревушек со всем своим добром и даже со скотом. Тот, кто хоть раз видел готический собор, прекрасно может представить себе подобную картину. Но современники не называли эти соборы готическими. Для них они были просто местом спасения души и тела.

Миланский собор — шедевр «пламенеющей готики». Собор был заложен в 1386 году, а завершилось его строительство только в начале XIX века

Действительно, сама готическая эпоха так и не создала единого термина для определения нового типа архитектуры. Являясь продолжением романского храма, новый вариант христианского собора радикально отличался от своих предшественников.

Чтобы в соборе могло помещаться все население города, он должен был иметь невиданные до сих пор размеры. А это требовало полного переосмысления храмовых конструкций. Появились новые элементы постройки, призванные облегчить нагрузку на стены собора: контрфорсы — выступающие части стен; аркбутаны — наружные полуарки; нервюры — выступающие ребра свода. Без них готические исполины не прожили бы и столетия — развалились.

По причине чрезвычайной сложности их устройства соборы возводились десятилетиями, а то и веками. Их так и прозвали — долгостроями.

Организация строительного дела также потребовала коренных изменений. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Строители переезжали из города в город, из государства в государство, делясь друг с другом профессиональными секретами. Вот почему готические соборы в разных странах довольно похожи.

Собор Парижской Богоматери. Франция. XII–XIV вв.

Впрочем, достаточно сравнить Собор Парижской Богоматери в Париже и Кентерберийский собор в Англии, чтобы заметить разницу во внешних формах и общем духе французской и английской готической архитектуры: в каждой европейской стране этот стиль все равно приобретал особые черты.

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

«Тело и душа» готического собора

Условно собор можно разделить по вертикали на три яруса. В подвальном ярусе размещались складские помещения, мастерские, кухни. Он был недоступен прихожанам и задумывался как нежилой, с толстыми стенами и без окон. В средневековом мировоззрении подвальные помещения являлись символом «нижнего мира», где скрыты суетные, низменные помыслы и нужды человека.

Средний ярус начинался от уровня земли и заканчивался крышей. Он символизировал тело собора — и образно говорил о человеческой природе. На этом ярусе помещалось большое количество скульптур святых, царей или мифологических существ. Стены украшались аллегорическими изображениями пороков и добродетелей. Оконные проемы стали украшаться витражами — целыми композициями из цветных стекол. Они наполняли собор светом и создавали внутри фантастическую атмосферу.

Третий ярус готического собора — башенный, возносящийся в небо. Кроме двух башен на фасаде, в одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные пинакли — декоративные башенки с фиалами — декоративными завершениями. Они покрывали крышу базилики подобно лесной чаще. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями.

Готика стала последним стилем Средневековья — на смену ему пришла эпоха Ренессанса. Новые идеи заставили искать другие ориентиры, и зодчие Европы опять обратили свои взоры к античной эпохе. Именно ее достижения вновь преобразили искусство архитектуры.

«ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН» В начале XIX века так стали называть литературный жанр эпохи романтизма — повествования, полные тайн и ужасов

Трон Карла Великого. Ахенская капелла. Германия. VIII в.

Мавзолей Теодориха Великого. Равенна. VI в.

Аббатство Мария Лаах. Германия. XI–XIII вв.

Пизанский собор. Италия. XI–XIII вв.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о