Готический стиль в архитектуре соборы: Соборы и замки: московские здания в стиле готики

Содержание

Готический стиль средневековой Европы • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

Готические соборы в Англии

Готический стиль в архитектуре средневековья пришел на смену романскому, перечеркнув все достижения бургундских мастеров. Вместо зданий с тяжелыми стенами и маленькими круглыми окнами, зодчие готики воздвигли «устрашающе величественные» остроконечные храмы.

Французская готическая школа

Возникнув во второй половине XII века в северной части Франции, готика моментально подчинила себе все виды искусств от архитектуры до книжной миниатюры.

В основе классического каменного собора стоит, как правило, трех или пятинефная базилика с трансептом и деамбулаторием, к которому примыкает «венец капелл». Простая композиция с использованием системы контрфорсов и аркбутанов создает эффект практически невесомого здания. Принцип неудержимого движения во внешнем и внутреннем облике собора создает подчеркнутая стрельчатыми арками и пинаклями вертикаль здания.

Несмотря на наличие витражей, арочных галерей и рельефов, первые французские образцы готического стиля в архитектуре средневековья отличаются строгостью форм. Но уже в следующем веке в связи со стремлением мастеров к структурной легкости и усложнению декоративных деталей начинается новый период, характеризующийся наивысшим расцветом французского готического стиля. В это время возникают самые выдающиеся произведения, строившиеся, по словам летописца «с великим тщанием и заботой», к которым относятся величественные соборы Реймса, Шартра и Лана, покорившие сердца многих европейских архитекторов и художников.

Виллар де Оннекур – зодчий эпохи средневековья, путешествует по всем уголкам Франции, зарисовывая в свой знаменитый альбом планы хоров, розетту, ажурные фрагменты архитектурных композиций, всевозможные механизмы и фигуры, присутствующие в оформлении готических соборов. Благодаря его эскизам соборов и архитектурных деталей можно проследить эволюцию в архитектуре средневековья готического стиля от ранних образцов до произведений зрелого (высокого) периода.

Позднеготический французский период историками искусства подразделяется на «лучистую» и «пламенеющую готику», названные так благодаря необычным орнаментам (в виде солнечных лучей и пламени) и особым удлиненным формам фронтона и арок.

Из Франции влияние готики распространяется на близлежащие страны, став в короткие сроки общеевропейским явлением.

Особенности соборного готического искусства в Италии

Итальянский готический стиль очень сложно назвать «готическим» в полном смысле этого слова. Опираясь скорее на образцы цистерцианских монастырей, нежели на кафедральные французские соборы, итальянская готическая архитектура стоит особняком по отношению к европейской.

Францисканцы восхищались красотой цистерцианских церквей и считали, что их строгая красота воплощает, их самые близкие идеалы. Таким образом, под влиянием цистерцианской архитектуры и происходит становление итальянской готики.

Флорентийская церковь Санта-Кроче считается одной из самых прекрасных францисканских церквей и шедевром готики, несмотря на наличие деревянных потолков, свойственных тосканской романике. Во внешнем облике итальянских церквей этого периода обычно не присутствует большое количество декоративных деталей, и определить принадлежность итальянских соборов к средневековому готическому стилю в архитектуре можно лишь по стрельчатым аркам, окнам-розам и интерьеру.

Развитие готического стиля в Англии

В английской средневековой архитектуре готический стиль хоть и сформировался практически в то же время что и французский, но изначально имел ряд существенных отличий. Города в то время практически не развивались, а потому соборы было принято возводить не в центре городской застройки, а в более уединенном природном пространстве.

Готические соборы в Англии сильно растянуты в ширину и по горизонтали, их своды невысокие, а на пересечении главного нефа и трансепта чаще всего присутствует огромная башня. При этом фасады обычно украшены большим количеством декоративных композиций.

Кстати, именно по формам декора искусствоведы выделяют в английской готике несколько главных подстилей: «ланцетовидный», «украшенный» и «перпендикулярный».

Испанская готическая школа

Ряд архитектурных приемов испанские зодчие заимствовали у цистерцианцев и совместили их с традиционными мавританскими мотивами, получив совершенно уникальный аналог готического стиля архитектуры средневековья.

В XIII веке появляются Бургосский и Толедский соборы, повторяющие масштабы французских «нотр-дамов». Однако, несмотря на схожесть в объемах и декорировке, испанской готике свойственны отступления от первоначального замысла и многочисленные конструктивные добавления в виде всевозможных пристроек и капелл. Испанские зодчие стремились к расширению хора, благодаря несложным конструктивным приемам превращая капеллу в отдельную церковь внутри главного собора.

В связи с относительно небольшим размером окон в гигантских испанских соборах царил полумрак, оказывающий сильнейшее эмоциональное воздействие на прихожан.

Особенности немецкого готического стиля

Немецкая готика формировалась под влиянием, прежде всего, французской школы, поскольку немецкие мастера предпочитали не только учиться во Франции, но и работать в здешних мастерских. Тем не менее, сложившаяся лишь в конце XIII века немецкая готика, впитавшая в себя основные приемы французского стиля, сохранила национальные черты, создав неповторимые произведения готического искусства.

Отличительной особенностью готического стиля в архитектуре Германии является упрощенная в плане структура собора, отсутствие «венца капелл», преобладание однобашенных конструкций и сильная вытянутость соборов по вертикали. При одном взгляде на немецкий готический собор создается впечатление непрерывного мощного движения вверх, благодаря невероятно высоким шпилям башен. Внешний декор зданий более сдержанный, чем во французских прототипах, а вместо окон-роз широко применяются высокие стрельчатые окна, усиливающие вертикаль собора.

Помимо этого, Германия является родиной кирпичной готики, впоследствии широко распространенной в гражданской архитектуре Северной Европы.

30 знаменитых готических соборов Германии

Готический стиль охватывает разные виды искусства – живопись, фреску, скульптуру, витражи. Но именно средневековые соборы, храмы и монастыри Европы, в том числе и Германии, в полной мере раскрывают богатство, величие и монументальность готического стиля в архитектуре. Ему присуще наличие узких высоких башен, арок с заостренным верхом, разноцветных витражей на окнах, щедро украшенного фасада.

Все это вместе с мрачными каменными фигурами мифических существ на стенах зданий создает неподражаемый архитектурный ансамбль. На севере Германии в виду дефицита природного камня сформировался особый стиль – кирпичная готика, который существенно распространился на страны Балтики.

Кёльнский собор

Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся на 157 метров, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы и др.

Ульмский собор

Строительство второго по величине собора Германии, действующего и поныне, продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 метр была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка, чтобы добраться на нее, предстоит подняться по 768 ступеням. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.

Фрауэнкирхе (Мюнхен)

Самый высокий собор Мюнхена строился в XV-XVI веках. Его оригинальные башни с куполами-луковицами имеют высоту 99 метров. С XVI века в соборе венчали и хоронили представителей правящей династии Баварии. Несмотря на то, что во время войны большая часть внутреннего убранства храма была уничтожена, сохранилась гробница римского императора Людвига IV из черного мрамора, великолепный средневековый алтарь, хоровые скамьи, датированные 1502 годом.

Фрайбургский кафедральный собор

Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI веках из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 метров расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора – один из самых крупных в мире.

Либфрауэнкирхе (Трир)

Одна из самых древних готических церквей в мире начала строиться в 1230 году на месте дворца матери императора Константина Великого. С помощью крытой галереи церковь соединена с Трирским Кафедральным собором. Окна церкви украшают искусные витражи, ее своды поддерживают 12 колонн с изображениями 12-и апостолов. В течение долгого времени церковь была местом для погребения, но до наших дней сохранились лишь немногие надгробия и эпитафии.

Любекский собор

Двухшпильное величественное здание собора имеет рекордную для краснокирпичных храмов длину – 130 метров. В начале XIII века собор был возведен в романском стиле, а с 1266 года его начали перестраивать согласно законам готической архитектуры. Жемчужины храма – Триумфальный крест высотой 17 метров и кафедра с астрономическими часами, установленны в 1477 году. Также внимание туристов привлекает ряд каменных саркофагов в погребальной соборной капелле.

Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Строительство самого большого храма в Гейдельберге началось в 1398 году и продолжалось более ста лет. Здесь находится захоронение курфюрста Рупрехта III (основателя церкви и городского университета) и его жены. До 1623 года в стенах церкви хранились несколько тысяч уникальных книг и рукописей – первых экземпляров Палатинской библиотеки, впоследствии вывезенных в Ватикан. Ныне церковь действующая, в ней проходят богослужения и концерты органной музыки.

Магдебургский собор

Один из самых крупных соборов Германии строился на протяжении трех веков, начиная с 1209 года. Его облик соединяет в себе готические и романские черты. Длина здания – 120 метров, высота двух башен – 99 и 104 метра. Знаменитые сокровища храма – скульптуры дев середины XIII века, древнеримские гранитные и мраморные колонны, резные фигуры на тему жизни Христа. Также на территории собора находятся многочисленные исторические захоронения.

Церковь Св. Елизаветы в Марбурге

Церковь названа в честь жены Тюрингского ландграфа, основавшей в Марбурге приют для бедных, ухаживающей за больными и причисленной после смерти к лику святых. Ее прах хранится в церкви в золотом саркофаге. До наших дней прекрасно сохранились великолепные витражи, фрески, алтарь св. Елизаветы, деревянный главный алтарь 1290 года, предметы прикладного искусства XIII-XIV вв. Венчают церковь две 80-метровые башни с колоколами XIII века.

Регенсбургский собор

Строительство кафедрального собора было начато в XIII веке и продолжалось в течение 6 веков. Его сокровищница хранит множество христианских реликвий. Среди них мощи Иоанна Златоуста, мученика Севастиана Медиоланского и святого Лаврентия, бронзовый крест с горным хрусталем XII века, золотой крест с драгоценными камнями XIII века и др. Внутри храм украшают фрески и витражи XIV века. Колокольня содержит 8 колоколов, самому старому – 400 лет.

Церковь Св. Николая в Штральзунде

Жемчужина кирпичной готики. Церковь посвящена Николаю Мирликийскому – известному покровителю моряков, строилась она с 1270 по 1360 годы. Главные украшения храма – 12-метровый резной алтарь, декорированный более чем сотней фигур, скульптура Святой Анны высотой 2,5 метра. Особую ценность представляют гигантские астрономические часы, датированные 1394 годом – одни из самых старых в мире. Не меньший интерес вызывают настенные росписи и великолепные рельефные изображения.

Мейсенский собор

Строительство собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Расположен собор на территории замка Альбрехтсбург, особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства – главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами.

Ахенский собор

Один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора – восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии.

Франкфуртский собор

Свою историю храм ведет ещё со времен Римской империи, но нынешний его облик с готическими чертами и 100-метровым красным шпилем начал складываться в XIII веке. Собор назван в честь святого Варфоломея, череп которого является главной святыней храма. Внутренние помещения украшены произведениями искусства, среди которых скульптура Распятие Христа 1509 года, полотно Ван Дейка «Снятие с креста» 1627 года, фрески на тему жизни апостола Варфоломея 1407 года.

Доберанская монастырская церковь

Яркий образец кирпичной готики. В начале XII века силами монахов цистерцианцев и мирян в Мекленбурге был построен Доберанский монастырь. Однако в последующие два столетия войны и пожары разрушили здание. Лишь в 1368 году работы по его восстановлению завершились, и была освящена монастырская церковь, ставшая главной усыпальницей правителей Мекленбурга. Просуществовал монастырь до XVI века. Несколько раз его здание реставрировали, в последний раз – в 1962 году.

Рыночная церковь в Ганновере

Главная Ганноверская церковь из красного кирпича была сооружена в XIV веке, высота ее башни со шпилем 98 метров. Ценными раритетами являются средневековые витражные окна 1370 года, главный алтарь из липы 1480 года, бронзовая купель 1500 года. Здесь много церковных захоронений, преимущественно XVI-XVII вв. Еще одна гордость церкви – колокольня из 11 колоколов. В годы войны здание церкви серьезно пострадало, реконструкция закончилась в 1952 году.

Церковь Святого Лаврентия в Нюрнберге

Один из первых храмов Германии, принявший в начале XVI века лютеранскую веру. Главная его изюминка – великолепная ажурная розетка окна диаметром 10 метров между двумя башнями. Внутренние помещения украшают работы известных нюрнбергских мастеров. Большую ценность представляют золоченый канделябр, дарохранительница, витражи и скульптуры. В годы войны здание церкви было повреждено, восстановительные работы продолжались до начала 60-х. Храм действующий.

Церковь Святого Себальда в Нюрнберге

Самая старая церковь Нюрнберга названа именем миссионера и покровителя города, мощи которого хранятся внутри храма. Строительство церкви началось в 1225 году и продолжалось полтора столетия. В ней сохранились роскошные скульптуры, барельефы, готический средневековый алтарь. Гордостью церкви был орган середины XV века – один из самых старых действующих органов в мире. К сожалению, во время войны он был уничтожен и позднее заменен новым инструментом.

Церковь Святой Марии в Любеке

Прообраз стиля кирпичной готики для десятков храмов в балтийском регионе. Строительство главной приходской церкви в городе началось в 1251 году и длилось 100 лет. Высота двух ее башен с флюгерами – 125 метров. В церкви 9 больших и 10 малых погребальных капелл. Среди сохранившихся реликвий – бронзовая купель 1337 года, алтарь 1518 года, рельеф со сценами страстей Христовых 1515 года. В 1942 году церковь была сильно повреждена. Упавшие и расколотые колокола до сих пор хранятся в одной из капелл в память о кровопролитной войне.

Церковь Девы Марии в Нюрнберге

В 1358 году церковь возвели на месте снесенной синагоги. Каждый день в полдень под старинными 500-летними часами, расположенными на фасаде здания, начинается настоящее представление с участием движущихся деревянных фигурок – императора, курфюрстов, музыкантов. Самая ценная вещь внутри храма – старинный алтарь работы неизвестного автора, датируемый XV веком. После значительных разрушений в годы войны церковь несколько раз реставрировалась.

Аугсбургский собор

Величественное сооружение собора в Баварии органично сочетает в себе фрагменты романского и более позднего готического стиля. Огромную ценность представляют самые старые в мире цветные оконные витражи, изображающие пророков и царей из Ветхого Завета. Период их создания – XI век. До наших дней отлично сохранились настенные фрески 1491 года, картины и рельефы на тему жизни Девы Марии 1493 года, самое большое в Германии собрание надгробий с эпитафиями.

Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Здание храма в Мюнстере было заложено в 1375 году. 90-метровая его башня – самая высокая в городе. По давней традиции каждый вечер смотритель поднимается на нее и трубит в рог, тем самым возвещая, что в округе все спокойно. Церковь знаменита тем, что после распада Мюнстерской коммуны в XVI веке здесь в железных клетках были выставлены тела трех казненных руководителей восстания. Клетки и сейчас подвешены на церковной башне.

Наумбургский собор

Изначально кафедральный собор с четырьмя башнями был построен в 1029 году в романском стиле. А впоследствии, в течение нескольких веков, он расширялся и достраивался уже в готическом стиле. Западные хоры собора известны своими выразительными и реалистичными каменными фигурами работы неизвестного мастера XIII века. Они выполнены в человеческий рост и изображают 12 представителей высшей знати, на щедрые пожертвования которых и был построен храм.

Церковь Святого Мартина в Ландсхуте

Готический храм из красного кирпича в Ландсхуте строился с 1389 по 1507 год на средства богатых горожан. Высота его башни – 130 метров, в течение четырех веков это было самое высокое в мире кирпичное строение. Чтобы насладиться панорамой города, нужно преодолеть 495 ступеней винтовой лестницы, ведущей на колокольню с 8-ю колоколами. Внутри храма находится шестиметровое резное распятие Христа, выполненное в 1495 году, орган XVIII века.

Шверинский собор

Одно из самых высоких зданий в северной Германии в стиле кирпичной готики, зеленый шпиль которого виден издалека. Первые упоминания о соборе относятся к началу XII века. В XIII веке здесь появились бесценные реликвии – капля Христовой крови в камне и шип из тернового венца Христа. А в следующем веке эта коллекция пополнилась фрагментом распятия Иисуса. Особого внимания достойны Триумфальный крест, средневековый алтарь, бронзовая купель, старинный орган.

Собор Святого Николая в Грайфсвальде

Кирпичная готика. Стометровая восьмиугольная башня собора – символ университетского города Грайфсвальда. На ней оборудована смотровая площадка, к которой ведут 264 каменных и ещё примерно 100 деревянных ступеней. Также на башне находятся 6 массивных средневековых колоколов. Строительство собора было начато в середине XIII века и продолжалось до начала XV века. Каспар Давид Фридрих – один из знаменитых немецких художников – был крещен в этом храме в 1774 году.

Эрфуртский собор

Готические черты построенный в 1253 году романский храм приобрел в середине XIV века. Его хор украшают 18-метровые витражи XV века, не имеющие аналогов в Германии. Внутри здания хранится много произведений средневекового искусства, среди них – бронзовый подсвечник Wolfram 1160 года высотой в человеческий рост. Особая гордость храма – самый крупный в мире автоматический колокол Глориоза. Он появился на башне в 1497 году и славится своим чистым звучанием.

Бременский собор

Основание собора было заложено в 1042 году, окончательный свой вид с готическими чертами он приобрел в XIII веке и с тех пор реконструировался лишь дважды – в XIX веке и после Второй мировой войны. Украшают собор две 100-метровые ажурные башни с колокольней и смотровой площадкой. Достопримечательности храма – Свинцовый подвал с мумиями, резная кафедра – подарок шведской королевы и Библейский сад с растениями, упомянутыми в Священном писании.

Коринский монастырь

Полуразрушенный ныне монастырь из красного кирпича находится на берегу озера в нескольких километрах от города Эберсвальд. В XIII веке его построили монахи ордена цистерцианцев. В XVI веке аббатство было распущено. В настоящее время это памятник архитектуры стиля кирпичной готики, активно посещаемый туристами, в его сохранившихся стенах проходят различные культурные мероприятия. В частности, ежегодный Коринский летний музыкальный фестиваль.

Монастырь Ленин

Аббатство в Клостер-Ленин близ Потсдама в 1180 году основали монахи-цистерцианцы. Находилось оно в окружении лесов и водоемов, неподалеку от Монастырского озера. Отличительной его особенностью был скупой архитектурный стиль кирпичной романики и готики, без излишеств, и особая техника нанесения растительных орнаментов на оконные витражи. Один из наиболее процветающих монастырей просуществовал до 1542 года, а затем был распущен. С начала XX века здание принадлежит монастырю Луизы Генриетты.

5 ключевых характеристик готической архитектуры

“” Собор Парижской Богоматери, пожалуй, один из самых известных в мире образцов готической архитектуры. Этот снимок был сделан до разрушительного пожара в 2019 году. © Philippe LEJEANVRE/Getty Images

В апреле 2019 года парижане с ужасом наблюдали, как сильный пожар охватил один из самых известных в мире образцов готической архитектуры — Собор Парижской Богоматери. Прежде чем пожар был потушен, он уничтожил шпиль готической достопримечательности 12 века, часы и центральную раму, и причина не была окончательно установлена.

Реконструкция ведется уже несколько лет, и Национальная комиссия по наследию и архитектуре (CNPA) гарантирует, что процесс реставрации будет соответствовать готическому стилю архитектуры.

Реклама

Содержание

  1. Что такое готическая архитектура?
  2. Влияния на готическую архитектуру
  3. Летающие контрфорсы
  4. Стрельчатые арки
  5. Ребристые своды
  6. Большие витражи
  7. Горгульи и декоративный камень
  8. Примеры готической архитектуры

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура зародилась в Средние века во Франции и распространилась по всей Европе в XII и XVI веках, где сегодня вы можете увидеть великолепные, детализированные возвышающиеся здания, занимающие центральное место. Первоначально он назывался Opus Francigenum , что означает «Французская работа», и был архитектурным стилем, продиктованным Римско-католической церковью.

Однако в этот период люди не обязательно думали о стиле. Необходимо было построить здания, и многие из них оказались молитвенными домами.

Advertisement

«Готический стиль связан с определенной строительной программой — только с религиозными сооружениями», — объясняет по электронной почте Юджин Колберг, директор Colberg Architecture в Нью-Йорке. «Строители этих соборов не собирались заниматься готической архитектурой, они строили так, как умели, используя инструменты и возможности, которые у них были, и, как и все остальное, стиль был прогрессом».

Архитектура в готическом стиле развивалась с течением времени, хотя есть определенные особенности и характеристики, которые выделяют эти архитектурные чудеса.

“” Базилика Сен-Дени считается первым когда-либо построенным готическим сооружением. Он расположен к северу от Франции.

Брюс Юаньюэ Би / Getty Images

Реклама

htm”> Влияния на готическую архитектуру

Базилика Сен-Дени, построенная в 1135 году, считается первым готическим зданием. Он развился из романского стиля, который включал в себя множество арок, сводчатых потолков и небольших витражей. Готическая архитектура преувеличила это, сделав арки намного больше, а витражи более богато украшенными, даже добавив подробные сюжетные линии.

«В раннем средневековье были паломники, которые совершали паломничества в эти места, и этим сооружениям требовалось место для размещения толпы, которая часто не умела читать и писать», — говорит Колберг.

Advertisement

Но готический стиль также отказался от толстых прочных стен романского стиля, уступив место более высоким и массивным строениям. Чтобы приспособить эти более тонкие и легкие стены, строители готической эпохи использовали контрфорсы (подробнее об этом чуть позже), чтобы выдержать дополнительный вес.

Готическая архитектура также различалась и находилась под влиянием местоположения здания и времени его постройки.

Многие характеристики готической архитектуры служили нескольким целям: от повышения устойчивости до обеспечения большего количества естественного света.

«Такие особенности, как высокие стрельчатые или готические арки и контрфорсы, были в зданиях, расположенных в основном в Северной Европе, где солнечного света может быть мало, в зависимости от местоположения и времени года, и они находятся в больших помещениях, которые трудно осветить при свечах», — говорит Колберг.

Но есть пять особенностей готической архитектуры, которые выделяют ее среди других стилей.

Реклама

1. Контрфорсы

Контрфорсы доминируют над внешней готической архитектурой и создают большую устойчивость за счет перераспределения веса от более тяжелых и высоких уровней или этажей. Они одновременно декоративны и практичны и часто демонстрируют чувство полета, отсюда и название.

Арочные контрфорсы также украшены искусной резьбой, чтобы подчеркнуть ауру величия.

«Арт-контрфорсы были инженерным инструментом и техническим достижением, позволившим повысить устойчивость», — говорит Колберг. «Они позволили конструкции иметь более тонкую стенку, обеспечив боковую устойчивость».

Реклама

“” Парящие контрфорсы церкви Сент-Эсташ в Париже, Франция, являются прекрасным примером того, как массивные конструкции доминируют во внешней архитектуре.

Спец/Шаттерсток

2. Стрельчатые арки

Вместо круглых романских арок в готической архитектуре используются стрельчатые арки, подобные тем, что встречаются в исламских постройках. Цель использования стрельчатых арок состояла в том, чтобы создать больше пространства за счет вертикального строительства.

«Поскольку вы делаете все выше и растягиваете его, вам не нужна такая большая боковая поддержка, потому что контрфорсы обеспечивают ее», — говорит Колберг.

Реклама

“” Вход в Вестминстерское аббатство в Лондоне показывает, как готическая архитектура перешла к остроконечным аркам от округлых.

Массимо Пиццотти / Getty Images

3. Ребристые своды

В готических постройках преобладают высокие потолки и большие окна, что стало возможным благодаря внедрению ребристых сводов. Ребристые своды не только визуально ошеломляют, но и создают структурную поддержку закругленных крыш, размещая арки рядом друг с другом или параллельно.

«Подобно стрельчатым аркам, реберные своды были инженерным методом обеспечения поддержки без большого количества мяса», — говорит Колберг. «В результате все кажется легче и не таким тяжелым».

Реклама

“” Потрясающие ребристые своды потолка Шартрского собора в регионе Центр-Валь-де-Луар были построены как часть церкви в 1145 году.

Янн Гишауа-Photos/Getty Images

htm”> 4. Большие витражи

Хотя во многих молитвенных домах есть витражи, они занимают видное место в готической архитектуре. Возьмите знаменитое трио окон-розеток в Нотр-Даме. Южное Розовое окно, или Роза дю Миди, имеет высоту около 42 футов (12,9 м).метров) в диаметре, самый большой в церкви. Как и северное Розовое окно, оно было изготовлено в середине 13 века. Эти массивные окна были добавлены как для украшения, так и для того, чтобы пропускать естественный свет.

“” Эти потрясающие витражи являются частью коридоров Глостерского монастыря в Глостерском соборе в Глостере, Англия.

RichVintage/Getty Images

Реклама

5. Горгульи и декоративный камень

Детализированные статуи, колонны, шпили, вершины и фирменные горгульи символизируют готический стиль. Возможно, трудно представить время до появления смартфонов и Интернета, но столетия назад эти богато украшенные украшения передавали людям информацию и рассказы.

«Большая часть общества не умела читать и писать, поэтому повествование и библейская история рассказывались через витражи и орнаменты в камне», — говорит Колберг. «Возможность иметь здание, которое служит педагогическим инструментом, довольно удивительно; очень мало других случаев в истории оставили свой след таким важным образом».

Реклама

“” Горгульи являются фирменным украшением многих готических соборов и построек.

Маттео Коломбо / Getty Images

Примеры готической архитектуры

Путешествуйте по Европе, и вы встретите множество готических соборов и церквей. Многие из известных соборов основаны во Франции, на родине стиля. Собор Парижской Богоматери в Реймсе расположен в одноименном французском городке, а Шартрский собор, расположенный в районе Центр-Валь-де-Луар, является одним из наиболее полных произведений начала 13 века. Оба имеют статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но не только во Франции сохранились многие знаменитые и важные соборы в готическом стиле. Самый большой готический собор в мире — Севильский собор — находится в Испании. На строительство богато украшенного собора ушло более века, с 1402 по 1506 год. Однако на строительство Миланского собора в Италии ушло около 600 лет, и он занимает центральное место в центре Милана. Тогда, конечно, есть Вестминстерское аббатство в Лондоне и Кентерберийский собор в Кентербери, Кент, возможно, два самых известных христианских сооружения в Англии.

Реклама

“” Кентерберийский собор в Кентербери, графство Кент, Англия, является одним из самых известных готических сооружений в мире.

Фотографии сэра Фрэнсиса Канкера / Getty Images

Часто задаваемые вопросы

Что определяет готическую архитектуру?

Архитектура в готическом стиле — это архитектура со стрельчатыми арками, ребристыми сводами и контрфорсами.

Процитируйте это!

Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks. com:

Лорен Дэвид «5 ключевых характеристик готической архитектуры» 12 мая 2022 г.
HowStuffWorks.com. 9 июня 2023 г.

Цитата

Шартрский собор – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Шартрский собор, расположенный в регионе Центр-Валь-де-Луар, является одним из самых аутентичных и полное собрание произведений религиозной архитектуры начала 13 века. Это было место паломничества, посвященного Деве Марии, одного из самых популярных во всем средневековом западном христианстве. Благодаря единству своей архитектуры и убранства, результату исследований первой готической эпохи, огромному влиянию на искусство средневекового христианства, Шартрский собор предстает важной вехой в истории средневековой архитектуры. Выдающийся ансамбль витражей, монументальная скульптура 12-го и 13-го веков и живописные украшения, чудом сохранившиеся от разрушительного действия человечества и времени, делают Шартр одним из самых замечательных и лучше всего сохранившихся образцов готического искусства.

Западный фасад, построенный примерно в середине XII века, с тремя порталами, выступы которых украшены колоннами статуй (Королевские ворота), двумя башнями, южным шпилем и тремя большими несравненными витражами, представляет собой аутентичный и полный пример того, что осталось у нас от этого искусства, созданного в Сен-Дени и ознаменовавшего появление оригинального способа пластического выражения, известного как готический стиль.

Чуть позже неф и хоры, реконструированные по состоянию на 119 г.4 впервые применил архитектурную формулу, которая широко использовалась на протяжении 13 века.

Монументальные скульптуры Шартрского собора ценятся как за их обилие, так и за их качество: большие ансамбли, рельефы и статуи, Королевские ворота у входа в неф, шесть порталов и два крыльца, датируемые 1210 годом на севере. и южные входы в трансепт предлагают полную панораму готической скульптуры с того момента, когда она порвала с романскими традициями, чтобы достичь тонкого баланса идеализма и реализма, который характеризует ее апогей. В этом соборе, резиденции знаменитой школы, техническое и художественное мастерство служило высокоразвитой иконографической науке.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненных примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража XII века над Королевскими воротами и большие розы 13 век на трех фасадах: на западе – Страшный суд; на севере – Прославление Богородицы; на юге – Прославление Христа.

Критерий (i) : Построенный довольно быстро и почти за один шаг, Шартрский собор, благодаря единству своей архитектуры и витражного, скульптурного и живописного декора, представляет собой полное и совершенное выражение одного из наиболее характерных стороны средневекового искусства.

Критерий (ii) : Шартрский собор оказал значительное влияние на развитие готического искусства во Франции и за ее пределами. Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали в Кельне в Германии, Вестминстере в Англии и Леоне в Испании. В области витражей влияние мастерской Шартра широко варьировалось от Буржа, Сенса, Ле-Мана, Тура, Пуатье, Руана, Кентербери посредством распространения или распространения работ.

Критерий (iv) : Шартрский собор является одновременно символом и основным типом здания. Это наиболее показательный пример, который можно было бы выбрать для определения культурной, социальной и эстетической реальности готического собора.

Целостность

Шартрский собор считался образцом с момента его постройки благодаря новизне и совершенству принятых технических и эстетических частей. Все элементы, которые сделали его архитектурным эталоном, в частности его неф и хор, остались нетронутыми.

Скульптурный декор (порталы и элементы кровельных экранов) создают полную панораму готического стиля. В соборе также сохранились выдающиеся витражи середины XII века, а также почти весь его однородный витражный декор, составляющий крупнейший ансамбль витражей первой половины XIII века. Наконец, внутренние реставрации выявили расписной декор XIII века, представляющий собой почти полностью сохранившееся произведение из искусственного камня.

Более поздние дополнения в конце готической эпохи (Вандомская капелла, северо-западный шпиль, павильон с часами), эпохи Возрождения (хоровый монастырь), классической эпохи (развитие хора Виктора Луи), индустриальной эпохи (железная конструкция Эмиля Мартена) и Contemporary (создание витражей) не изменили чистоты ансамбля.

Шартрский собор занимает замечательное место на равнине Бос. Его силуэт, видимый более чем на 25 км вокруг, представляет собой особенно четкий маркер в ландшафте. Истинное место встречи, символически подтверждающее замечательную связь архитектурного произведения с окружающей местностью, это восприятие собора «между небом и землей» было вызвано многими выдающимися художниками и писателями.

Аутентичность

Шартрский собор отличается выдающейся аутентичностью как по своей структуре, так и по декору, особенно порталы и их скульптурный декор, претерпевшие небольшие изменения, и исключительный ансамбль витражей 13-го века, которые являются объектом постоянных мер по сохранению, и сегодня они находятся в замечательном состоянии сохранности. Единственными важными изменениями, претерпевшими здание, являются снос кровельного экрана в 17 веке и пожар на крыше 1836 года. Металлическая конструкция, возведенная в 1837 году вместо крыши, является замечательным элементом 19го века, который полностью участвует в ценностях здания.

Требования к охране и управлению

Государственная собственность, Шартрский собор внесен в список исторических памятников с 1862 года. Таким образом, на него распространяются меры по сохранению, финансируемые и непосредственно реализуемые Министерством культуры и коммуникаций. Он включен в выдающийся объект наследия города Шартр с действующим планом охраны и улучшения. Юридически признанное католическим зданием, оно не может использоваться для каких-либо других богослужений.

Управление имуществом осуществляется государством, религиозными властями, Центром национальных памятников и городом Шартр. Важный поток посетителей в этой плотной городской среде не оказывает негативного влияния на целостность и аутентичность объекта благодаря эффективной координации всех этих участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *