Жанры готической архитектуры — HiSoUR История культуры
Готическая архитектура — это архитектурный стиль, который процветал в Европе в эпоху высоких и поздних средневековья. Он развивался от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув в 12 веке во Франции и просуществовав в XVI веке, готическая архитектура была известна в этот период как Opus Francigenum («Французская работа») с термином «Готика», впервые появившимся во время поздней части эпохи Возрождения. Его характеристики включают заостренную арку, ребристый свод (который развился из совместного свода романской архитектуры) и летающей опорой. Готическая архитектура наиболее известна как архитектура многих великих соборов, аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих замков, дворцов, ратуши, гильдий, университетов и, в меньшей степени, частных домов, таких как общежития и комнаты.
Именно в великих церквях и соборах, а также в ряде гражданских зданий наиболее ярко выражен готический стиль, его характеристики дают возможность обратиться к эмоциям, будь то от веры или от гражданской гордости. С этого периода сохранилось большое количество церковных зданий, из которых даже самые маленькие из них часто являются архитектурными отличиями, а многие из более крупных церквей считаются бесценными произведениями искусства и перечислены в ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. По этой причине изучение готической архитектуры часто во многом является изучением соборов и церквей.
Серия готических возрождений началась в Англии середины 18-го века, распространенной в Европе 19-го века и продолжавшейся, главным образом, для церковных и университетских структур, в XX веке.
Региональные различия
Где бы ни находилась готическая архитектура, она подвержена местным влияниям, а зачастую и влиянию странствующих каменщиков и ремесленников, носящих идеи между городами, а иногда и между странами. Определенные характеристики типичны для конкретных регионов и часто переопределяют сам стиль, появляющийся в зданиях за сотни лет друг от друга.
Франция
Отличительной особенностью французских соборов, а также в Германии и Бельгии, которые сильно влияли французские церкви, является их высота и их впечатления от вертикали. Каждый французский собор, как правило, стилистически унифицирован по внешнему виду по сравнению с английским кафедральным собором, где в каждом здании есть большое разнообразие. Они компактны, с небольшим или отсутствующим проектором трансептов и вспомогательных часовни. Западные фронты очень последовательны, имея три портала, увенчанные розовым окном, и две большие башни. Иногда на концах трансептов есть дополнительные башни. Восточный конец является многоугольным с амбулаторным, а иногда и шеветом излучающих часовни. На юге Франции многие из основных церквей без трансептов, а некоторые — без проходов.
Англия
Отличительной особенностью английских соборов является их исключительная длина и их внутренний акцент на горизонтали, которые могут быть подчеркнуты визуально так же или больше, чем вертикальные линии. Каждый английский собор (за исключением Солсбери) обладает необычайной степенью стилистического разнообразия, по сравнению с большинством французских, немецких и итальянских соборов. Необычно, что каждая часть здания была построена в другом столетии и в другом стиле, без каких-либо попыток создать стилистическое единство. В отличие от французских соборов, английские соборы разбросаны по их местам, а двойные трансепты сильно проецируются, и Леди Чапелс присоединилась к более позднему периоду, например, в Вестминстерском аббатстве. На западном фронте двери не столь значительны, как во Франции, а обычный прихожане — через боковое крыльцо. Окно Запада очень большое и никогда не роза, которая зарезервирована для трансептов. На западном фронте могут быть две башни, такие как французский собор, или нет. На переправе почти всегда находится башня, и она может быть очень большой и увенчана шпилем. Отличительный английский восточный конец является квадратным, но может иметь совершенно другую форму. Как внутри, так и снаружи, каменные работы часто богато украшены резьбой, в частности, капителями.
Чешские земли, Германия и Польша
Романская архитектура в Германии, Польше и Чехии (ранее называлась Богемия) характеризуется своей массивной и модульной природой. Эта характеристика также выражается в готической архитектуре Центральной Европы в огромных размерах башен и шпили, часто проецируемых, но не всегда завершенных. Готический дизайн в Германии и чешских землях, как правило, следует французской формуле, но башни намного выше и, если они полны, преодолеваются огромными шпонами ажурных изделий, которые являются региональной особенностью. Из-за размера башни секция фасада между ними может казаться узкой и сжатой. Отличительной особенностью интерьера немецких готических соборов является их широта и открытость. Это так, даже когда, как и в Кельне, они были смоделированы на французском кафедральном соборе. Немецкие и чешские соборы, как и французы, не имеют сильно проецирующих трансептов. Есть также много холл-церквей (Hallenkirchen) без оклеенных окон. В отличие от готических конструкций, найденных в западногерманских и чешских областях, которые следуют французским узорам, Brick Gothic особенно распространен в Польше и на севере Германии. Польская готическая архитектура отличается своей утилитарной природой, с очень ограниченным использованием скульптуры и тяжелым внешним дизайном.
Испания и Португалия
Отличительной особенностью готических соборов Пиренейского полуострова является их пространственная сложность, и многие области различной формы ведут друг к другу. Они сравнительно широкие и часто имеют очень высокие аркады, увенчанные низкими кластерами, что дает такой же просторный вид в Hallenkirche Германии, как и в церкви монастыря Баталья в Португалии. Многие соборы полностью окружены часовенками. Как и английские соборы, каждый из них часто стилистически разнообразен. Это выражается как в добавлении часовен, так и в применении декоративных деталей из разных источников. Среди влияний как на оформление, так и на форму — исламская архитектура, и к концу периода детали Ренессанса в сочетании с готикой характерны. Западный фронт, как и в соборе Леона, обычно напоминает французский западный фронт, но более широкий по высоте и часто с большим разнообразием деталей и сочетанием сложного орнамента с широкими равнинами. В Бургосском соборе есть шпили немецкого стиля. Линия крыши часто пробивала парапеты со сравнительно небольшим количеством вершин. Часто над крышей часто возвышаются башни и купола большого разнообразия форм и структурного изобретения.
Арагон
На территориях под короной Арагона (Арагон, Каталония, Руссильон во Франции, Балеарские острова, Валенсийская община, среди прочих на итальянских островах) готический стиль подавлял трансепт и делал боковые проходы почти такими же высокими, как и основной неф, создавая более широкие пространства и с небольшим орнаментом. На арагонских землях есть два разных готических стиля: каталонская готика и валенсийская готика, которые отличаются от таковых в Королевстве Кастилия и Франции.
Наиболее важными образцами каталонского готического стиля являются соборы Жироны, Барселоны, Перпиньяна и Пальмы (на Майорке), базилики Санта-Мария-дель-Мар (в Барселоне), Базилика дель Пи (в Барселоне) и церкви Санта Мария де Альба в Манресе.
Важнейшими примерами валенсийского готического стиля в старом королевстве Валенсия являются Валенсийский собор, Ллоха де ла Седа (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), Торрес-де-Серранос, Торрес-де-Куарт, Монастырь Сан-Иерони-де-Котальба, в Альфауире, Дворец Борджиас в Гандии, Монастырь Санта-Мария-де-ла-Вальдигна, Базилика Санта-Мария, Аликанте, Собор Ориуэла, Кастельонский собор и Эль-Фадри, Согребский собор и т. д.
Италия
Отличительной особенностью итальянской готики является использование полихромной отделки, как внешне, так и мраморного шпона на кирпичном фасаде, а также внутри, где арки часто выполнены из чередующихся черно-белых сегментов, а столбцы могут быть окрашены в красный цвет, стены украшены с фресками и апсидой с мозаикой. План, как правило, регулярный и симметричный, итальянские соборы имеют несколько и широко разнесенных колонн. Соотношения, как правило, математически уравновешены, основанные на квадрате и понятии «armonìa», и кроме Венеции, где они любят яркие арки, арки почти всегда равносторонние. Цвета и молдинги определяют архитектурные единицы, а не смешивают их. Фасады итальянского собора часто являются полихромными и могут включать мозаики в люнетах над дверями. Фасады проецируют открытые подъезды и окклюзионные или оконные окна, а не розы, и обычно не имеют башни. Пересечение обычно увенчано куполом. Часто есть самостоятельная башня и баптизм. Восточный конец обычно имеет апсиду сравнительно низкой проекции. Окна не такие большие, как в Северной Европе, и, хотя витражи часто встречаются, любимым сюжетом для интерьера является фреска.
Другие готические здания
Синагоги обычно строились в готическом стиле в Европе в средневековье. Выживающим примером является Старая новая синагога в Праге, построенная в 13 веке.
Дворец Папеса в Авиньоне — лучший полный королевский дворец, рядом с Королевским дворцом Олите, построенным в XIII и XIV веках для царей Наварры. Малборский замок, построенный для мастера Тевтонского ордена, является примером архитектуры Кирпичной готики. Частичные пережитки бывших королевских резиденций включают Дворец Дожей Венеции, Палау де ла Женералитат в Барселоне, построенный в 15 веке для королей Арагона или знаменитый Консьержери, бывший дворец королей Франции, в Париже.
Светскую готическую архитектуру можно найти также в ряде общественных зданий, таких как ратуши, университеты, рынки или больницы. Грады Гданьска, Вроцлава и Штральзунда являются замечательными примерами северной кирпичной готики, построенной в конце 14 века. Колокольня Брюгге или Брюссельская ратуша, построенная в 15 веке, связана с растущим богатством и силой буржуазии в позднем средневековье; к 15 веку торговцы торговых городов Бургундии приобрели такое богатство и влияние, что они могли позволить себе выразить свою власть, финансируя богато украшенные здания огромных размеров. Подобные выражения светской и экономической мощи также встречаются в других поздних средневековых коммерческих городах, в том числе в Ллоха де ла Седа из Валенсии, Испания, специально построенном шелковом обмене, датированном 15 веком, в частичных остатках Вестминстерского зала в Дома парламента в Лондоне или Палаццо Пабблико в Сиене, Италия, ратуша 13-го века, построенная для размещения офисов тогдашней процветающей республики Сиены. Другие итальянские города, такие как Флоренция (Палаццо Веккьо), Мантуя или Венеция, также представляют собой замечательные образцы светской общественной архитектуры.
К концу средневековья университетские города также выросли в богатстве и важности, и это нашло свое отражение в зданиях некоторых древних университетов Европы. Особенно примечательными примерами, которые по-прежнему стоят сегодня, являются Коллегия ди Спанья в Болонском университете, построенная в XIV и XV веках; Коллегиум Каролинум Пражского университета в Богемии; Эскуэлас мэра Университета Саламанки в Испании; часовня Королевского колледжа, Кембридж; или Коллегиум Майус Ягеллонского университета в Кракове, Польша.
В дополнение к монументальной светской архитектуре, примеры готического стиля в частных зданиях можно увидеть в сохранившихся средневековых частях городов по всей Европе, прежде всего отличительной венецианской готике, такой как Ca’ d’Oro. Дом богатого торговца в начале XV века Жак Кер в Бурже, является классическим готическим буржуазным особняком, полным асимметрии и сложной детали, возлюбленной Готического Возрождения.
Другие города с концентрацией светской готики включают Брюгге и Сиену. Большинство сохранившихся небольших светских зданий относительно просты и просты; в большинстве окон плоские вершины с многоугольниками, с остроконечными арками и сводчатыми потолками часто встречаются только в нескольких координационных точках. Загородные дома дворянства медленно отказывались от появления замка, даже в некоторых частях Европы, как Англия, где защита перестала быть настоящей проблемой. Живые и рабочие части многих монастырских зданий сохранились, например, в Мон-Сен-Мишеле.
Исключительные произведения готической архитектуры также можно найти на островах Сицилии и Кипра, в стенах городов Никосии и Фамагусты. Кроме того, крыши Старой ратуши в Праге и Башня Ратуши Зноймо в Чешской Республике являются прекрасным примером позднего готического мастерства.
Готическое выживание и возрождение
В 1663 году в резиденции архиепископа Кентерберийского дворца Ламбет была построена готическая крыша с молотом, которая заменила разрушенную, когда здание было уволено во время гражданской войны в Англии. Также в конце 17-го века некоторые дискретные готические детали появились на новом строительстве в Оксфордском университете и Кембриджском университете, особенно на Тома-Тауэр в Christ Church, Оксфорд, Кристофером Реном. Нелегко решить, были ли эти случаи готическим выживанием или ранними проявлениями готического возрождения.
Ирландия была центром готической архитектуры в XVII и XVIII веках. Собор Дерри (завершен в 1633 году), Слигоский собор (около 1730 года) и Даунский собор (1790-1818) являются примечательными примерами. Термин «готик плантатора» применяется к наиболее типичным из них.
В Англии в середине 18-го века готический стиль был более широко возрожден, сначала как декоративная, причудливая альтернатива рококо, которая до сих пор условно называется «Готик», из которых знаменитый пример — вилла Twickenham от Horace Walpole, Strawberry Hill.
Готическое возрождение
Середина 19-го века была периодом, отмеченным реставрацией, а в некоторых случаях изменением древних памятников и строительство неоготических зданий, таких как неф Кельнского собора и Сент-Клотильда Парижа, как спекуляция средневековой архитектуры обратился к техническому рассмотрению. Лондонский дворец Вестминстера, железнодорожный вокзал Св. Панкраса, Троицкая церковь в Нью-Йорке и собор Св. Патрика также являются известными примерами зданий готического возрождения. Такой стиль также достигло Дальнего Востока в этот период, например, Англиканский собор Св. Иоанна, который находился в центре города Виктория в Центральной, Гонконге.
Хотя некоторые заслуги в этом новом идее могут быть разумно назначены немецким и английским писателям, а именно, Йоханнесом Веттером, Францем Мертенсом и Робертом Уиллисом соответственно, чемпионом этого нового стиля был Эжен Виолет-ле-Дюк, чье руководство взяли археологи, историки, и архитекторы, такие как Жюль Кичерат, Огюст Шуази и Марсель Обер. В последние годы XIX века в Германии возникла тенденция к изучению истории искусств, что здание, определенное Анри Фокиллоном, было интерпретацией пространства. Когда они применялись к готическим соборам, историки и архитекторы использовали размеры 17-й и 18-й барочных или неоклассических структур, были поражены высотой и крайней длиной соборов по сравнению с ее пропорционально скромной шириной. Гете, в предыдущем столетии, был загипнотизирован пространством в готической церкви, а последующие историки, такие как Георг Дехио, Уолтер Уэбервассер, Пол Франкль, и Мария Вельте стремились заново изучить методологию, используемую при их строительстве, путем проведения измерений и рисунков зданий, и чтение и принятие гипотез из документов и договоров, касающихся их строительства.
В Англии, частично в ответ на философию, предложенную Оксфордским движением, и другие, связанные с появлением возрождения «высокой церкви» или англо-католических идей во второй четверти XIX века, неоготические стали поощряться влиятельным учреждением как предпочтительный стиль церковной, гражданской и институциональной архитектуры. Призыв этого готического возрождения (который после 1837 года в Британии иногда называют викторианской готикой) постепенно расширялся, чтобы охватить «низкую церковь», а также клиентов «высокой церкви». Этот период более универсального призыва, охватывающий 1855-1885, известен в Великобритании как высокая викторианская готика.
Здания парламента в Лондоне сэра Чарльза Барри с интерьерами крупного экспонента раннего готического возрождения Августа Уэлби Пугина являются примером стиля готического возрождения с его раннего периода во второй четверти XIX века. Примеры из периода высокой викторианской готики включают в себя проект Джорджа Гилберта Скотта для Мемориала Альберта в Лондоне и часовню Уильяма Баттерфилда в Кебл-Колледже в Оксфорде. Со второй половины 19-го века он стал более распространенным в Великобритании для неоготики, который будет использоваться при проектировании неэкологических и неправительственных зданий. Готические детали даже начали появляться в жилищных схемах рабочего класса, субсидируемых благотворительностью, хотя и с учетом расходов, реже, чем при проектировании жилья верхнего и среднего класса.
Во Франции одновременно возвышающейся фигурой Готического Возрождения был Эжен Виллет-ле-Дюк, который превзошел исторические готические постройки, чтобы создать готику, как это должно было быть, особенно в укрепленном городе Каркассон на юге Франции и в некоторые богато обогащенные державы для промышленных магнатов. Viollet-le-Duc собрал и скоординировал Encyclopédie médiévale, который был богатым репертуаром, который его современники использовали для архитектурных деталей. Он произвел энергичное восстановление рушившихся деталей французских соборов, в том числе аббатство Сен-Дени и знаменитое в Нотр-Дам де Пари, где многие из самых «готических» горгулий — «Виолет-ле-Дюк». Он преподавал поколение реформаторских готических дизайнеров и показал, как применять готический стиль к современным конструкционным материалам, особенно чугуну.
В Германии великий собор Кельна и Ульмский мин, оставшийся незавершенным на протяжении 600 лет, были доведены до конца, а в Италии собор Флоренции наконец получил свой полихромный готический фасад. Новые церкви в готическом стиле были созданы во всем мире, включая Мексику, Аргентину, Японию, Таиланд, Индию, Австралию, Новую Зеландию, Гавайи и Южную Африку.
Как и в Европе, Соединенные Штаты, Канада, Австралия и Новая Зеландия использовали неоготическую для строительства университетов, прекрасный пример — Университет Сиднея Эдмунда Блэкета. В Канаде здания канадских парламентариев в Оттаве, спроектированные Томасом Фуллером и Чилион Джонс с его огромной башней, расположенной в центре, находятся под влиянием зданий фламандской готики.
Несмотря на то, что готика для церквей и университетов не принимала во внимание внутреннее и гражданское использование, готика для церквей и университетов продолжалась в 20 веке со зданиями, такими как Ливерпульский собор, собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк и собор Сан-Паулу в Бразилии. Готический стиль также был применен к городским небоскребам с железным каркасом, таким как здание Woolworth Cass Gilbert’s и Tribune Tower Раймонда Худа.
Постмодернизм в конце 20-го и начале 21-го веков видел некоторое оживление готических форм в отдельных зданиях, таких как Gare do Oriente в Лиссабоне, Португалия и отделка Кафедрального собора Богоматери Гваделупской в Мексике.
Готический стиль в архитектуре
В современных реалиях архитектуры готический стиль олицетворяет историю целой эпохи. Необычные, слегка причудливые формы ассоциируются с особым средневековым шармом, отточенным до совершенства способом формирования внешнего облика зданий, легко узнаваемым в плотной городской застройке даже далекими от строительного дизайна людьми.
Основные черты готики в архитектуре
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с архитектурой в готическом стиле, – это высоченные остроконечные шпили крыш, внешняя строгость декоративной отделки стен и изобилие сводов и колонн. Сказать, что готический стиль легко узнаваем, это значит, не сказать ничего. Готика по праву считается наиболее выразительным архитектурным стилем, который просто невозможно перепутать с каким-либо другим направлением, например, романским построением с его полукруглыми римскими арками или более аляпистым барокко.
Элементы готического стиля, с чего все началось
Готика, как архитектурный течение, в разные периоды времени привнесла в строительное дело несколько самобытных элементов, ставших впоследствии визитной карточкой средневековых построек:
- Массивные опорные колонны — контрфорсы, располагающиеся за пределами внутренних помещений и воспринимающие основную часть нагрузки от веса здания;
- Крестообразный остроконечный свод потолка, образованный перекрещивающимися ребрами, вес потолочного свода передается на колонны с помощью косых арочных дуг;
- Фронтоны зданий с ажурной отделкой и порталами–нишами со скульптурами или фигурами, как реальных животных, так и мифических персонажей;
- Огромные окна с многочисленными витражами и орнаментом со сложным переплетом;
- Декоративные угловые башенки с остроконечными шпилями;
- Многочисленные декоративные настенные элементы, от простого барельефа до сложных многоуровневых арочных конструкций.
С приходом готического стиля изменилась концепция возведения здания. За внешней диковенностью и необычным оформлением готики кроется достаточно рациональная идея перераспределения веса стен и перекрытий на дополнительные опоры.
К сведению! В любом высотном здании, построенном в готическом стиле, система колонн арок служит несущим каркасом, цементирующим и объединяющим в одно целое архитектурный комплекс.
Использование каркаса позволило построить здания с достаточно сложными элементами специфического декора и оформления с запредельной на то время высотой потолков внутренних помещений. Например, арочные потолки одного из залов католического собора во французском городке Бове выполнены на высоте в 47 м, а основание шпиля башенки Кельнского собора поднято на 157 м над уровнем входной площадки.
Принцип построения зданий на несущих колоннах, впервые опробованный в готической архитектуре, в настоящее время широко используется в строительстве высотных зданий с запредельно большими пролетами.
Готический стиль в архитектуре средневековья
Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.
Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.
Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.
Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:
- Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин.
Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
- Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
- Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
- Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.
Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.
Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.
Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.
Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.
Ранняя готика
Первыми зданиями, построенными в готическом стиле, стали монастыри и усадьбы богатых вельмож. Первые строились с активным использованием элементов простых арочных потолков базилик и небольших церквей. Первым зданием в средневековой Европе с куполообразной крышей с тремя крестовыми потолочными арками стала базилика аббатства Клюни. Здание крестообразной формы еще хранило элементы крепостной архитектуры с башнями и рядами небольших окон, но готический дизайн был уже налицо.
В Восточной Европе ранние католические постройки лишь отчасти соответствовали канонам готической архитектуры, их использовали только как элементы, подчеркивающие статус церковного строения.
Средневековые жители Италии, в отличие от Испании и Франции, никогда не страдали излишним почитанием готики, их храмы все больше сохраняли открытый романский и византийский стиль, нежели напыщенно строгий готический вариант.
Огромное влияние на формирование стиля оказали традиции возведения замков и крепостных стен. Если присмотреться к деталям наиболее интересных ранних построек в готическом стиле, можно без труда выделить несколько элементов стиля, характерных для архитектуры крепостей:
- Башенки с остроконечными гребнями и шпилями;
- Массивные фронтоны с отделкой, имитирующей крепостную стену;
- Отсутствие окон в нижней части здания, оконные проемы увеличенного размера выполнены достаточно высоко над уровнем цоколя.
Перехода к огромным окнам требовала эстетика проведения церковных обрядов, только таким способом можно было обеспечить необходимое светонаполнение внутренних помещений. Использование элементов замкового стиля можно увидеть в архитектуре Собора Парижской Богоматери или в Соборе города Реймс.
Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле
С расцветом готики здания стали выше. Основная хитрость готического стиля — несущие колонны уже не справлялись с нагрузкой и не обеспечивали необходимую устойчивость запредельно высоких стен из тесаного камня.
Мастерам приходилось дополнять коробку боковыми арками – аркбутанами, опирающимися на вынесенный ряд колонн. При этом все строение не теряло присущей стилю ажурной легкости, но резко возрастала стоимость работ, а сроки строительства здания растягивались на десятки лет. Арочная система аркбутанов, по сути, стала такой же визитной карточкой архитектуры готики, как и шпилевые крыши или трехсекционные потолки.
Впоследствии, с внедрением более совершенных способов обработки камня, появлением свайных фундаментов и эффективных средств измерения, от использования аркбутанов отказались, здания приобретали более современную форму с сохранением лишь отдельных элементов готического стиля – формы оконных проемов, башень и крыши со шпилями.
Уже в XVII-XIX веках, в викторианскую эпоху, готика обрела новое дыхание в архитектуре монументальных зданий. Многие здания либо строились в полном соответствии с канонами средневекового стиля, либо элементы готики широко использовались для декоративной отделки фасадов и крыш.
Готика в современном строительстве
Современные здания в дизайне средневековья строятся достаточно редко, архитектура и компоновка здания не слишком удобна для оформления строения. Проще и дешевле использовать отдельные элементы, например, скульптуры, форму кровельных скатов, декоративные башенки и оконные проемы для формирования индивидуального образа дома.
Материалы для строительства в готическом стиле
Появление готики во многом было следствием широкого использования в средневековом строительстве новых способов обработки камня и частичного отказа от дерева. Коробки каменных зданий выкладывали из блоков обработанного песчаника, туфа и известняка. Крыши застилали листовым свинцом и медью, а окна стеклили витражами.
Современные материалы могут лишь имитировать элементы архитектуры готического стиля. Чаще всего стены обшивают сайдингом или керамической плиткой, имитирующей огромные каменные блоки, а крышу выполняют с матовым покрытием темного цвета.
Коробку здания зачастую обшивают брусом или строительной древесиной, примерно так как это делали в эпоху средневековья.
Дом в готическом стиле
Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:
- Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
- В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
- Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.
Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.
Комната в готическом стиле
Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.
Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.
Мебель в готическом стиле
Какого-то особого дизайна мебели, используемого для оформления в образе готики, не существует. Обычно для интерьера используют массивную деревянную мебель с характерным рисунком и резьбой в средневековой трактовке.
Мебель тонируют в цвет состаренного дуба или орешника, что придает всему помещению оттенок средневековой готики.
Заключение
Готический стиль, красивый и одновременно непростой, производит сильное впечатление даже в небольших зданиях и сооружениях. Его используют в современном дизайне небольших коттеджей и домов, когда нужно подчеркнуть необычное оформление помещения. Сложность построения готики с лихвой компенсируется полученным декоративным эффектом.
8 культовых зданий, переосмысленных в готическом стиле
Американская готика: 8 культовых зданий, переосмысленных в готическом стиле Прокрутите вниз, чтобы увидеть потрясающие компьютерные визуализации ваших любимых зданий.Готическая архитектура — известный драматический стиль строительства, исторически использовавшийся для строительства церквей и соборов.
Получите предложения от трех профессионалов!
Введите почтовый индекс ниже и найдите лучших профессионалов рядом с вами.
Вы узнаете готическое сооружение по таким завитушкам, как ребристые своды, стрельчатые арки, контрфорсы и вырисовывающиеся шпили.
Готический стиль чаще всего ассоциируется со средневековьем в Европе. Но всего сто лет назад «готическое возрождение» возродилось в США, и этот стиль вернулся в такие престижные места, как Йельский университет и чикагская башня Трибьюн.
Но не каждое здание 20 века получило готические работы. Мы хотели переосмыслить некоторые из самых знаковых зданий Америки в готическом стиле — и вот рендеры компьютерной графики, которые мы придумали.
1. Мост Золотые Ворота (Сан-Франциско, Калифорния)
Разработанный Джозефом Штраусом и Чарльзом Эллисом вместе с архитектором Ирвингом Морроу, мост Золотые Ворота в стиле ар-деко делает его достопримечательностью, о которой мечтали в 1920-х годах, даже если это не открывался до 1937 года.
Элементы дизайна в виде шеврона и освещение органической формы были ответом Морроу на Международную выставку декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925 году, когда возникло движение ар-деко. Но когда эти изгибы и панели заменяются строгостью и, скажем прямо, заостренностью готического возрождения, Золотые ворота в конечном итоге выглядят несколько… британскими?
2.

Созданная в стиле изящных искусств архитекторами Грэмом, Андерсоном, Пробстом и Уайтом, возвышающаяся достопримечательность Кливленда 1930 года уже богата неоготическими и неоклассическими элементами, такими как крутые – скатная крыша и арки.
Но добавление ярко освещенных витражей и дополнительных башен – это как раз то, что нужно довольно строгому старому зданию для новой жизни.
3. Спейс-Нидл (Сиэтл, Вашингтон)
Знаменитая игла Эдварда Э. Карлсона имеет достаточно смелый контур, чтобы выдержать любые косметические изменения, которые вносят в нее наши дизайнеры. 604-футовое футуристическое сооружение изначально было окрашено в оттенки, соответствующие духу космической эры дебюта на Всемирной выставке 1962 года: «Белый астронавт», «Орбитальный оливковый», «Красный при входе» и «Золотая галактика». Игла по-прежнему производит впечатление в «готическом сером». Его основание обеспечивает поддержку через структурные стрельчатые арки, но именно замысловатая сетка четырехлистника и окон в форме клевера, когда вы достигаете вершины, делает нашу версию достойной посещения.
4. Мемориал Линкольна (Вашингтон, округ Колумбия)
Вдохновленный учебой в Европе, Генри Бэкон разработал свой проект памятника Аврааму Линкольну 1922 года в стиле греческого возрождения или неоклассическом стиле. Но его выбор различных типов камня для строительства своего дани Парфенону был символическим. Такие материалы, как гранит из Массачусетса и мрамор из Алабамы, создали «союзную» тему, которая понравилась бы Старому Эйбу.
Наши дизайнеры сохранили ощущение камня, но добавили клеверные окна и внушительных горгулий на вершинах дорических колонн, чтобы добавить готического шока и трепета.
5. Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк, Нью-Йорк)
Открыт для публики 21 октября 1959 года. Архитектору Фрэнку Ллойду Райту потребовалось 16 лет, чтобы завершить проект музея Гуггенхайма. За это время он создал шесть отдельных наборов планов и в общей сложности 749 рисунков.
В окончательном современном дизайне Райта нет ни намека на готическое вдохновение, поэтому для переосмысления этого любимого здания потребовался капитальный ремонт. Ряды колонн спиралевидно окружают круглые этажи, первый этаж украшен множеством горгулий, а вход оформлен стрельчатыми арками. Наш дизайн — это поистине ужасающее столкновение современности и средневековья.
Центральным элементом Военно-воздушной академии в том виде, в каком мы ее знаем, является модернистское сооружение, построенное вокруг 17 стеклянных и алюминиевых шпилей, каждый из которых состоит из 100 тетраэдров.
Архитектор часовни Уолтер Нетч из Skidmore, Owings and Merrill использовал некоторые из самых ярких идей модернизма для своего шедевра 1963 года. А сами драматические шпили Нетша отсылают к готической архитектуре. Тем не менее, наш переход обратно к камню и включение основного фронтального окулуса лишает кадетскую капеллу ключевой черты современности в пользу средневековья.
7. Transamerica Pyramid (Сан-Франциско, Калифорния)
Второе по высоте здание Сан-Франциско было спроектировано Уильямом Перейрой и дебютировало в 1972 году. ), стекло и сталь – к футуристической башне, стоящей совсем особняком от своих соседей.
Когда в 1989 году произошло землетрясение силой 6,9 балла в Лома-Приета, пирамида тряслась более минуты, ее вершина раскачивалась из стороны в сторону почти на фут. Прочно ли держатся в таких условиях готические башенки и горгульи нашего рендеринга, мы гарантировать не можем!
8. Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк)
Крайслер может быть показной достопримечательностью, но у него было незаметное начало жизни: построенный между 1928-30 годами архитектор Уильям ван Ален сумел сохранить свою 125-футовую высоту. секрет шпиля за 90 минут до торжественного открытия.
Шпиль увеличил высоту здания в стиле ар-деко до 1046 футов, протолкнув его мимо Банка Манхэттена (ныне Трамп-билдинг) и ненадолго став самым высоким зданием в мире. Готический облик Chrysler отдает дань этим амбициям, его заостренные окна, кажется, направляют небоскреб, как ракету, к звездам.
Изменение архитектурного стиля культовых зданий, таких как эти, раскрывает силу не только соответствующих дизайнерских школ, но и работы этих конкретных архитекторов. В то время как некоторые здания неотделимы от своего стиля, другие настолько дерзки, что просвечивают любой фасад, который мы можем добавить. Но в любом случае, вы должны признать: в готическом стиле еще есть жизнь!
Источники
Центр небоскребов. (2018). Крайслер Билдинг. skyscrapercenter.com
Академия ВВС США. (2018). Кадетская часовня. usafa.edu
Пирамид Центр. (2018). Трансамериканский центр пирамид. pyramidcenter.com
Пирамид Центр. (2018). Факты о пирамиде. pyraycenter.com
Спейс-Нидл. (2018). История космической иглы. spaceneedle.com
Кливленд Историческая команда. (2017). Терминальная башня. clevelandhistorical.org
Бэкон, Х. (2017). Строители Мемориала Линкольна. nps.gov
Гуггенхайм. (2018). О нас. guggenheim.org
California Bug Dream. (2018). Мост Золотые Ворота. visitcalifornia. com
Списки истории. (2016). Список 10 самых эффектных готических зданий. historylists.org
Вальдек, С. (2018 г.). 9 лучших готических соборов. архитектурныйдайджест.com
Списки истории. (2018). 10 определяющих характеристик готической архитектуры. historylists.org
Ричман-Абду, К. (2017). Что мы можем узнать из изысканной истории и декоративной эстетики готической архитектуры. mymodernmet.com
Пфингстен, М. (2018). Готическая архитектура: стиль, характеристики и история. Study.com
Британская энциклопедия. (2018). Готическое возрождение. britannica.com
Крейвен, Дж. (2018). Введение в архитектуру готического возрождения. thinkco.com
Буловска, К. (2017). Готическая архитектура Возрождения. wallwithstories.com
Sygic Travel. (2018). Лучшие неоготические здания в Соединенных Штатах Америки. travel.sygic.com
Skidmore, Owings & Merrill (2018). Нас. Академия ВВС – Кадетская часовня. som.com
Мост Золотые Ворота Шоссе и транспортный район (2017). Эстетика моста – ар-деко в большом масштабе. goldengate.org
Нужна профессиональная помощь с вашим проектом?
Получите цитаты от профессионалов с самым высоким рейтингом.
Рекомендуемые статьи
10 Вдохновляющие идеи для создания роскошной первичной ванной комнаты
от Одри Бруно • 21 января 2022
4 Советы для поддержания для поддержания для боля под вашей колодкой
. , 2022
Как спроектировать дом, который вам понравится
Пейдж Беннетт • 9 ноября 2022 г.
Перенос средневековья в XXI век
Готическая архитектура долгое время была самой популярной. Обычно мы недооцениваем, как долго длилось средневековье. Этот стиль возник в период высокого и позднего средневековья и с тех пор остается популярным выбором для зданий.
Даже если он немного вышел из употребления из-за более чистых, дешевых и, возможно, более простых архитектурных стилей, он все еще имеет своих поклонников. Мало того, что готическая субкультура укоренилась в музыке, она также проникла в архитектурный стиль!
Готическая архитектура какое-то время оставалась популярной и до сих пор в определенной степени. Мы наблюдаем внезапный всплеск популярности движения возрождения готики, которое, кажется, сочетает современную архитектуру со старым стилем. Он также возродился, когда дело доходит до дизайна интерьера, особенно в элитных домах.
Но как архитектурный стиль, возникший много веков назад, до сих пор влияет на современных архитекторов и дизайнеров? Чтобы разобраться в этом, нам сначала нужно немного углубиться в историю.
Взлет и падение готической архитектуры
Готический архитектурный стиль развился из романской архитектуры и был основным продуктом Европы в течение значительного периода средневековья. Позже его сменило движение Возрождения, которое также имеет значительное влияние и по сей день.
Этот архитектурный стиль разделился на несколько разных стилей, которые отличаются несколькими деталями. Хотя все эти стили имеют свои особенности и определяющие черты, все они следуют предустановке, которую предоставил оригинальный ранний готический стиль.
Эта форма архитектуры находит свое воплощение и по сей день в виде христианских церквей. Католическая церковь по-прежнему предпочитает этот стиль и использует его по сей день. Большинство известных соборов по всему миру спроектированы и спроектированы в этом стиле, наиболее заметным из которых является Собор Парижской Богоматери.
Готическая архитектура вышла из употребления в конце 16 века и была заменена множеством различных течений и стилей. Но он никогда не умирал, в отличие от большинства других архитектурных стилей. Его сложность делает его одним из самых востребованных методов для элитных зданий.
Особенности, которые определяют этот архитектурный стиль, – ребристый свод и контрфорс. Это позволило уравновесить вес крыши за пределами здания, сделав его невероятно высоким и просторным. Еще одна отличительная черта – витражи.
Эта функция особенно заметна, когда речь идет о местах отправления культа или религиозных сооружениях в целом. Последний пункт, который вкладывает в себя готическая архитектура, — это использование в оформлении реалистичных статуй. Использование фигур внутри зданий и строительных комплексов существовало еще в архитектуре, но этот стиль перенес их в само здание.
Здания часто украшают множеством различных замысловатых форм и статуй, чтобы усилить их театральный вид. Некоторые из наиболее известных зданий и построек, спроектированных в этом стиле, – это аббатство Сен-Дени, Нойонский собор, Лаонский собор, Нотр-Дам де Пари, Шартрский собор, Буржский собор и Амьенский собор.
Сохранение и возрождение готической архитектуры
Несмотря на то, что готический архитектурный стиль вышел из моды к концу 16 века, он оставался в нем довольно долго. Он также известен своей прочностью, и, поскольку в основном он использовался в местах отправления культа, его стойкость неудивительна.
Одна вещь, в которой католическая церковь не очень разбирается, это снос своих церквей. Это является одной из причин того, что этот стиль сохраняется на протяжении многих лет. Церкви, соборы и здания стояли веками и продолжают стоять по сей день.
Они послужили источником вдохновения для многих архитекторов, что привело к возрождению стиля. Готическое возрождение или неоготика поднялись в 18. Века, они распространяют архитектурный стиль на множество новых вещей.
Хотя первоначальный стиль в основном применялся в религиозных местах, неоготическое движение не ограничивалось им. Хотя есть соборы и церкви, стилизованные таким образом, неоготическое движение было настолько широко распространено, что его влияние заметно и по сей день.
Здания, которые были оформлены в новой версии стиля, были университетами, улицами, зданиями парламента и даже жилыми домами для состоятельных людей. Когда дело доходит до самой техники, она просто продолжилась там, где остановилась готическая архитектура.
Определяющие черты неоготической архитектуры такие же, как и у классической готической архитектуры, только незначительные детали определяют движение. Этими определяющими чертами являются арабески, орнамент и добавление цвета в интерьер самих зданий. Не то чтобы в классических готических зданиях не было цвета, просто в то время он был менее доступен. Думайте о неоготике как об адаптации старого стиля к нынешнему времени.
Влияние готики на современные здания
Вышеупомянутое направление неоготики никогда не выпадало из моды и в какой-то степени используется до сих пор. Его сильно затмевает гораздо более прямолинейный современный архитектурный стиль, который определяется простотой, непрозрачностью и симметрией.
Но, даже если старый стиль уже не так широко реализован, как раньше, это не значит, что его влияние исчезло — совсем нет. Влияние этой формы архитектуры на современное здание гораздо значительнее, чем многие думают.
Современные церкви все еще строятся в оригинальном готическом архитектурном стиле, и жилые дома имеют на них довольно большое влияние. Если вы когда-либо видели что-либо, изобилующее замысловатыми орнаментами, то, скорее всего, оно вдохновлено этим стилем.
Этот стиль возник на музыкальной сцене и был одним из определяющих жанров на протяжении более четырех десятилетий. Из-за этого эксперименты с этой архитектурой и стилем проводились уже некоторое время.
К сожалению, парламентские здания и университеты больше не оформлены в таком стиле, как бы нам этого не хотелось. Проблемы, которые есть у готического стиля, в основном связаны с ценой. Несмотря на то, что форма экстравагантна, утонченна и великолепна, ее выполнение требует больших затрат и труда.
По этой причине современный готический архитектурный стиль в основном предназначен для жилых особняков. Частные особняки, особенно элитные, находятся под сильным влиянием средневековой архитектуры. Поскольку стиль дорогой и экстравагантный, люди склонны воспринимать его как символ статуса.
В архитектуре большинства элитных жилых особняков есть элементы готического стиля, и это факт.