Готический стиль это: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | это… Что такое ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ?

Коротко о стилях: Готика

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.


— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.

И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Орнамент

Мода

 

Интерьер

Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Что посмотреть?

Готический стиль в интерьере – Derufa Topcoat Boutique

ГлавнаяОбучение и поддержкаСтили в интерьереГотический стиль

НАЗВАНИЕ ПОКРЫТИЯAcryl-buntlackAcryl-fensterlack, эмаль для деревянных поверхностейAcryl-heizkoerperlack, радиаторная эмальAcrylgrundArenariaArt LasurAzzurro CeraAzzurro per TessutoBarcanaBrina MattBrina SilverCalcestruzzoCrem-plastCrepaCrostaDiatomEXTREME LasurEXTREME WoodgrundExtenderFarina DiffusoFassadenFarbe, Фасадная краскаFrescoImpetoLatexmattLucidoMarmurMattlatexMetacrylOpacoPHANTASY PLUS 902PHANTASY PLUS 904PHANTASY PLUS 906PHANTASY PLUS 907Papiro, Рисовая бумагаParetePastello MediterraneoPellePhantasy Plus 901Piksel FlocPolicromo BrilliantePolvereRilevatoRivieraRugoso MuroSetusSilicat-грунтSilicon-грунтStucco MaroccanoStucco SetaStucco VellutoSuperweissSupracrylTarbiniTempestaTessutoTief PROFI grundTiefgrund LFTravertinoWandfarbeYachtlackДуплетматтЗолотая пудраИнтерьер-20Интерьер-3Интерьер-7Лак для камняЛак для саунЛак паркетный акрил-полиуретановый ГЛЯНЦЕВЫЙЛак паркетный акрил-полиуретановый ПОЛУМАТОВЫЙЛессирующая краска по дереву (лазурь)Серебряная пудраФасадная ОптимаФасадная СуперФасадная-СиликатФасадная-СиликонХамелеон пудраЭксклюзивные эффекты

ЗАДАТЬ ФАКТУРУгладкаясред. фактурафактурная

ЗАДАТЬ СТИЛЬВенецианская штукатуркаДекоративный бетонЖатая бумагаЗамшаИмитация кожиИмитация материаловМатовый блескПриродный каменьРадиаторная эмальС эффектом металликСостаренная стенаХудожественные эффектыШёлк

НА ФАСАДЫ: МОЖНО ИЛИ НЕТможно на фасады

СЕРИЯЛаки, эмалисерия EUROсерия PROFI

Готический стиль

 

Готический стиль – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV веков. Особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм и мистическую экспрессию, является то, что поводом его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами – это стимулировало искусство витража. Интерьер помещения становился высоким и светлым. Рождение готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а идею устремленности ввысь, к небу – содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции.

 

Элементы готического стиля – это ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с действительной.

 

Стиль готики в дизайне интерьера, постепенно потерял ярко выраженную национальную специфику, приобретя единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.

 

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами.

Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами готического стиля становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

 

Типичные мебельные изделия готического стиля интерьера – высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями.

Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имеет глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой служат две торцовые опоры. Кровать, если она не встроена в стену, имеет балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

 

В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево – дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник. В декоре используется плиточная мозаика, майолика. Сундуки обтягивают кожей, используется богатая металлическая фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина расписывается и покрывается позолотой.

 

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое лицо стиля готики. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

 

Готические розы, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в готическом стиле. В дизайне интерьеров готического стиля используются насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей используются пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые и зеленые оттенки. Эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

 

Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы – все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. Необходимый «замковый» эффект создают также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть стены с «утратами» обнажает «древнюю» каменную кладку. Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, причем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой. В центре интерьера в соответствие с дизайном в готическом силе хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь с устремленными вверх архитектурными деталями.

 

ДРУГИЕ СТИЛИ >>

 

 

Подписаться на новости

© 2002–2017 ООО Деруфа. Все права защищены.

Санкт-Петербург, ул.Кирочная 49,
+7 (812) 400-37-50

Екатеринбург, ул.Малышева 8, бутик 212
+7 (966) 708-44-72

Екатеринбург, пр.Ленина, 99
+7 (343) 228-14-28

Екатеринбург, ул.Куйбышева, 84/1
+7 (343) 385-93-08

Челябинск, пр.Ленина, 24
+7 (922) 706-01-10

Нижний Тагил, ул.Карла Маркса, 63а
+7 (3435) 468-763

Что такое готический стиль | исторический контекст

Информационный бюллетень

Готический стиль возникает из романского, после непрерывных технических и эстетических усовершенствований, в середине средневековья. На Иль-де-Франс, недалеко от Парижа, развиваясь в основном между тринадцатым и пятнадцатым веками в Западной Европе.

Готический стиль исторический контекст

Период был отмечен Черной смертью, которая прибыла в Европу на генуэзских кораблях и унесла жизни одной трети европейского населения с 1347 по 1451 год (от 25 до 75 миллионов человек).

Black Deth – Pierart dou Tielt (fl. 1340–1360)

https://en.wikipedia.org/wiki/Black_Death#/media/File:Doutielt3.jpg

4  условия городов способствовали распространению чумы. Говорят, что в Лондоне каждый день хоронили 200 тел, и известно, что во Флоренции эта катастрофа унесла жизни 60 процентов ее 100 000 жителей в этот период.

Эта эпидемия изменила повседневную жизнь, посеяв ужас, парализовав торговлю и производство, нехватку рабочей силы в деревне, вызвав волну голода и породив денежные кризисы, которые привели к экономической депрессии.

Голод сочетался с войной, отсутствием санитарно-гигиенических условий и качества жизни, что явилось причиной высокой смертности, затронувшей в основном новорожденных и детей.

Страх смерти был общим для всех и модифицировал средневековый менталитет и поведение. Отсутствие безопасности и нестабильность привели к народным восстаниям, вызвавшим панику и насилие. Оно вызывало у одних преувеличенное обращение к религии и вере, как последней надежде, а у других — дискредитацию и еще предательство удовольствиям, культивирование праздности и бродяжничества.

Это также стало причиной оставления больных людей на улицах и объявления конца света.

Средневековая архитектура возникла в этой среде, поднимая веру населения в угрожающую повседневную жизнь.

Готические соборы

Здание, считающееся наиболее чистым выражением готического стиля, является собором, символом веры, города и его собственной идентичности, представляющим собой гордость и религиозный энтузиазм жителей районов. Они активно участвовали в его строительстве своим трудом или пожертвованиями, которые тянулись из поколения в поколение.

Главный фасад Нотр-Дама, самого посещаемого памятника Парижа

Подчеркнутая вертикальность этих «божьих небоскребов» (Ле Корбюзье) отражала острую конкуренцию того времени между городами, спорившую в смелой высоте их башни.

Собор Парижской Богоматери достиг 30 метров в высоту, собор Амьена 40 и Бове, чтобы не отставать, возвели 50 метров. В последнем желание превзойти соперничающие города было таково, что здание частично рухнуло.

Диана Феррейра, онлайн-курс Сокровища архитектуры


3 ключевых атрибута готического стиля

  • Вертикальность

В готике все подчеркивает вертикальность. Длинные, тонкие колонны и вытянутые арки притягивают взгляды к парящим сводам. Своды выше, но архитектура тоже рассчитана на то, чтобы смотреть вверх, что еще больше подчеркивает их высоту. Напротив, широкие арки и широкие колонны романского стиля подчеркивают горизонтальные черты.

    • Невесомость

    В отличие от солидного и приземленного романского стиля, готическая архитектура кажется легкой как перышко. Своды, кажется, почти волшебным образом держатся на ногах, а под ними только витражи и тонкие колонны. В некоторых готических зданиях кажется, что стекла больше, чем камня.

Знай онлайн-курсы

25,00 €

Добавить в корзину

34,00 €

В корзину

19,00 €

В корзину

14,00 €

В корзину

24,00 €

В корзину

14,00 €

В корзину

35,00 €

В корзину

24,00 €

В корзину

24,00 €

В корзину

49,00 €

В корзину

Информационный бюллетень

Готическое искусство | Эссе | Метрополитен-музей

«Затем возникли новые архитекторы, которые по обычаю своих варварских народов возводили здания в том стиле, который мы называем готикой ( dei Gotthi )». Флорентийский историограф Джорджо Вазари (1511–1574) был первым, кто назвал архитектуру предыдущих веков «готической», имея в виду нордические племена, захватившие Римскую империю в шестом веке. Вазари подразумевал, что эта архитектура была обесценена, особенно по сравнению с архитектурой его собственного времени, которая возродила формы классической древности. Давно избавившись от уничижительного подтекста, этот ярлык теперь используется для характеристики формы искусства, основанной на стрельчатой ​​арке, которая возникла вокруг Парижа в середине двенадцатого века, практиковалась по всей Европе и сохранялась в некоторых регионах вплоть до шестнадцатого века. .

Готическая архитектура является результатом инженерной задачи: как скрыть в камне все более широкие поверхности с все большей высоты? В то время как большинство раннесредневековых церквей были покрыты деревянными потолками, многие романские здания имеют либо каменные цилиндрические своды (т. Е. Полукруглые), либо крестовые своды (т. Е. Пролеты бочкообразных сводов, пересекающиеся под прямым углом). Их стены обязательно толстые, чтобы противодействовать направленному наружу своду, и они допускают только небольшие окна. Начиная с 1100 года архитекторы экспериментировали с нововведениями, которые при правильном сочетании позволяли растворить стены и плавно организовать пространство. Например, они приняли остроконечную арку, которая имеет меньшую боковую нагрузку, чем круглая арка, и легко адаптируется к проемам различной ширины и высоты. Они также разработали систему каменных ребер, чтобы распределить вес свода на колонны и опоры до самой земли; теперь свод можно было сделать из более легкого и тонкого камня, а стены открылись, чтобы вместить все большие окна. Не менее важно, что в 1170-х годах начали появляться контрфорсы, вертикальные элементы которых (стойки) соединены с внешней стеной здания мостообразными арками (флаерами). Эти внешние конструкции поглощают направленное наружу давление свода через заданные промежутки прямо под крышей, что позволяет уменьшить внешнюю каменную оболочку здания до простого скелетного каркаса.

Новая архитектурная грамматика впервые была четко сформулирована в амбулатории ( chevet ) церкви королевского аббатства Сен-Дени, к северу от Парижа, построенной при аббате Сугерии между 1140 и 1144 годами. Два концентрических прохода разделены тонкими колоннами: внешний проход перекрыт пятичастными, а внутренний – четырехчастными ребристыми сводами. В результате получается эффект четкого пространственного распределения и органической легкости: ниши открыты со всех сторон, а стены расходящихся лучами часовен, уже не несущие, имеют большие проемы, заполненные витражами.

С растущей уверенностью архитекторы северной Франции, а вскоре и всей Европы соревновались в гонке за покорение высоты. Свод каждого нового собора стремился на несколько метров превзойти свод своих предшественников. Резкое обрушение в 1284 году самого высокого из них, Бове, обозначило вертикальные пределы готической архитектуры. Его хор и трансепт вскоре после этого были перестроены до первоначальных 48 метров, и теперь их поддерживают вдвое больше контрфорсов.

Типичное возвышение интерьера готического собора с этажом за соответствующим этажом притягивает взгляд к самой высокой точке свода в непреодолимом стремлении вверх, символизирующем христианскую надежду покинуть земной мир и отправиться в небесное царство. Такое трансцендентное впечатление от архитектуры усиливается богатыми витражами, иногда занимающими всю высоту здания. Украшенные сценами из Библии, житиями святых («Сцены из страстей святого Винсента Сарагосского и история его мощей», 24.167a-k) или более крупными фигурами пророков и других персонажей, витражи занимали центральное место в восприятие собора как сборника христианской веры. На протяжении тринадцатого века обязательной чертой большинства соборов было монументальное окно-роза с изображением Бога, Христа или Богородицы в центре, окруженное космосом. Мерцающий разноцветный свет напоминал о небесном Иерусалиме, описанном в Книге Откровений (Апокалипсисе) как город из золота и драгоценных камней.

Страшный суд, часто вырезанный на тимпане главного портала, был суровым напоминанием о торжественности пространства, в которое собирались войти правоверные. Именно на западном фасаде Сен-Дени около 1140 года порталы впервые были окружены стоячими фигурами, известными как косяковые статуи (Голова царя Давида, 38. 180), формат, который с тех пор повторяется. С их ненасытным спросом на фигуративные скульптуры для украшения порталов, архивольтов, тимпанов, экранов хоров (Head of an Angel, 1990. 132) и лиственных капителей для интерьера, соборы и церкви были горнилами скульптурных инноваций. Команды скульпторов годами трудились над украшением собора, прежде чем переехать в другое место, тем самым распространив стили по обширным регионам. Например, некоторые из скульпторов, работавших над западным фасадом Реймского собора, позже внесли свой вклад в скульптурную программу Бамбергского собора, расположенного в нескольких сотнях миль. Стилистический язык, впервые сформулированный в камне в монументальном масштабе, нашел отклик в других средствах массовой информации. В своей удлиненной изогнутой позе и загадочной улыбке деревянные алтарные ангелы в Монастырях (52.33.1) и некоторые им подобные в конечном итоге произошли от своих кузенов на западном фасаде Реймского собора.

Готская лексика постепенно проникла во все виды искусства по всей Европе. Стрельчатые арки, трилистники, кватрелопастные и другие архитектурные украшения были приняты на металлических изделиях, таких как мощи и литургические сосуды (17.190.360), на богатых церковных облачениях (27.162.1), на драгоценных диптихах, предназначенных для личного богослужения (1980.366; 1970.324. 7а,б), на иллюминированных рукописях (1990.217), а также на предметах быта, таких как мебель, расчески или ложки. С учетом региональных и временных вариаций готическое искусство формировало человеческое восприятие в Европе почти четыре столетия.


Цитата

Шапюи, Жюльен. «Готическое искусство». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mgot/hd_mgot.htm (октябрь 2002 г.)

Дополнительное чтение

Баксандалл, Майкл. Скульпторы из липы эпохи Возрождения Германия . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1980.

.

Уильямсон, Пол. Готическая скульптура: 1140–1300 . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995.

.
Дополнительные эссе Жюльена Шапюи
  • Шапюи, Жюльен. «Романское искусство». (октябрь 2002 г.)
  • Шапюи, Жюльен. «Позднесредневековая немецкая скульптура». (октябрь 2002 г.)
  • Шапюи, Жюльен. «Позднесредневековая немецкая скульптура: материалы и методы». (октябрь 2002 г.)
  • Шапюи, Жюльен. «Покровительство при дворах раннего Валуа (1328–1461)». (октябрь 2002 г.)
  • Шапюи, Жюльен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *