Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой – Готовимся к школе. Занятие 4

Готовимся к школе. Занятие 4

Продолжаем серию занятий по подготовке к школе.
Первое занятие здесь
Второе занятие здесь
Третье занятие здесь 

РАЗМИНКА
1. Сколько медведей навестила Маша в известной русской сказке?
2. Катался колобком, пока не стал носком.
3. Сколько колец у одних ножниц?
4. Какой рукой лучше размешивать чай?
5. Как звали каждого из трех поросят в одноименной сказке?
6. Как называется место, где продают хлеб? А где стригут?
7. Сколько всего ушей у трех мышей?

Раскрась большие машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зеленая была рядом с красной


Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным.

Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедини красной линией, фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедини синей линией.

 

Нарисуй круг справа от квадрата, но слева от треугольника.

Прочитай слова, двигаясь по стрелкам, начиная от точки.

 

Пес Трезор разорвал записку, которую мама оставила Степе. Восстанови записку и прочитай, что там написано.

Выполни действия и напиши полученное слово.

У Маши и Тани по одной собачке: Жучка и Тобик. Какая собака у Тани, если у Маши — Жучка? Подпиши собакам их клички.


beremday.ru

внеурочная деятельность “Умники и умницы”

Занятие 1

Тема: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Планируемые результаты: Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оборудование: карточки из приложения, таблица, секундомер, рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.

– Ребята, наверное, всем вам хочется хорошо учиться: красиво, аккуратно и правильно писать, хорошо читать, быстро считать, а главное, уметь отвечать даже на необычные вопросы. И, конечно, быть умнее и смышлёнее взрослых. А для этого нужно уметь учиться и уметь применять свои знания. Поэтому у нас с вами будут проводиться необычные занятия, которые называются «Умники и умницы». На этих занятиях вы разовьёте свои память, внимание, воображение; научитесь ловко обращаться с ручкой и карандашом, узнаете много интересного и полезного. И очень скоро вы заметите, что своими знаниями можете удивить не только родных и близких.

– Отметки на этих занятиях не ставятся, хотя оценивать вашу работу я, конечно, буду. Ведь главное не то «Какую отметку я получил сегодня на занятии?», а «Чему я научился сегодня?». Вы также сможете сами оценить свои успехи, в этом вам помогут специальные флажки. Выполнив задания, вы должны будете раскрасить флажок внизу страницы соответствующим цветом.

– Для занятий у каждого из вас обязательно должны быть РТ, цветные карандаши, простой карандаш, ручки с цветными пастами, линейка, ластик.

– Вы, наверное, обратили внимание, что на первом листе в тетради есть специальные значки или условные обозначения заданий. Рассмотрите их. Они помогут вам при выполнении заданий.

– А теперь мы с вами должны подготовиться к работе, и помогут нам в этом упражнения «мозговой гимнастики».

3. «Мозговая гимнастика».

 – Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

4. Выявление уровня развития детей.

Задание № 1. Приготовьте любой цветной карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задание. Перед вами фигурки. Вы должны вычеркнуть некоторые фигурки в соответствие с образцом. Рассмотрите его. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш.

Задание № 2. Посмотрите внимательно на рисунки. Найдите и раскрасьте два одинаковых. (5 и 9).

Задание № 3. Нарисуйте те предметы, которые напоминают вам эти рисунки.

Задание № 4. На доске карточки. Установка: Запомните эти изображения.

Задание № 5. Рассмотрите эти лица, изображенные в клетках, и, не нарушая закономерности, нарисуйте недостающее.

Задание № 6. Послушайте внимательно слова, которые я вам сейчас назову. Постарайтесь их запомнить. ЧАСЫ, УТЮГ, КРАСКИ, ШАПКА, СЫР, ПОРТФЕЛЬ, СОСИСКИ, КАРАНДАШ, САПОГИ, ЖИЛЕТ. Теперь посмотрите на нарисованные предметы и поставьте любой значок только возле тех предметов на рисунке, чьи названия прозвучали. Попробуйте объединить предметы в группы. Объясните свой выбор.

Задание № 7. «Лабиринт». Выполняется по желанию. (по третьей).

5. Коррегирующая гимнастика для глаз.

«Палец двоится»: вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз.

«Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

6. Графический диктант. Штриховка.

Задание № 8. Учимся рисовать по точкам и штриховать. С. 13.

Задание № 9. Учимся рисовать по точкам и штриховать. С. 14.

7. Рефлексия.

– Что вам было интересно? Кто затруднялся?

– Чему научились?

Занятие 2

Тема: Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся выделять закономерности, завершать схемы; анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оборудование: карточки из приложения, таблица, секундомер, рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

– Если все на месте, то начнем с разминки. Помните, ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Думайте. Желаю вам удачи!

– Какое сегодня число? День недели? Месяц?

– Какое сейчас время года? Какие еще вы знаете времена года?

– Назовите все осенние месяцы.

– Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Что это? (арбуз)

– Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) Как называется столица России? (Москва)

– Назовите числа от 1 до 10 и обратно.

– Стоят два барана. Один смотрит направо, другой – налево. Видят ли они друг друга? (если смотрят в противоположные стороны, не видят, а если друг на друга – видят) Объясните свой ответ.

– На все вопросы вы ответили верно и достаточно быстро. Молодцы! Но если кому-то было трудно, не унывайте: у вас еще будет возможность исправить положение, отвечая на вопросы разминок на следующих занятиях.

4. Развитие концентрации внимания.

Задание № 1. Ребята, на наших занятиях вам часто придется сталкиваться с заданиями, в которых надо лишь внимательно следить глазками, не дотрагиваясь до картинок руками. Сначала это будет довольно трудно, но чем чаще вы будете тренироваться, тем лучше у вас будет получаться. А помогут вам эти упражнения и лучше читать, и правильно без ошибок списывать, и просто стать внимательным, наблюдательным человеком. Для начала уберите свои ручки за спинку стула, сядьте прямо и, следя только глазками по веревочкам, определите, что съел каждый из трех поросят. Из какой сказки эти герои? Кто ее автор? Как одним словом можно назвать то, что съели поросята? Какие еще овощи вы знаете?

Задание № 2. Попробуйте, не водя рукой по схемам, назвать, где кончается каждая линия.

Задание № 3. Раскрасьте левый кран красным карандашом, второй – желтым, третий –зеленым, четвертый – синим. Попробуйте, не водя рукой по шлангам, а только следя глазами, определить, какого цвета вода льется из каждого душа на утенка, раскрасьте воду.

Задание № 4. Выберите такой же предмет, какой изображен в овале.

Задание № 5. Раскрасьте каждую фигуру в свой цвет. Фигуру в левом верхнем углу желтым цветом, в правом верхнем – зеленым, в левом нижнем – красным, в правом нижнем – синим, в центре – коричневым. Назовите все фигуры. Дорисуйте каждую фигуру так, чтобы получился какой-либо предмет.

5. Веселая переменка.

– А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным. Это упражнение улучшает координацию движений. Итак, начали. Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз).

6. Развитие концентрации внимания (продолжение работы).

Задание № 6. Посмотрите на рисунки. Они не закончены. Вы должны их дорисовать так, как показано на образце. На все задание 3 минуты.

Задание № 7. Лабиринт. Дети закрашивают безопасную дорожку.

7. Коррегирующая гимнастика для глаз.

8. Графический диктант. Штриховка.

Задание № 8. Чтение наизусть потешки:

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

– Доскажите словечко:

Кто-то в сумке носит спички.

Кто-то – важные вещички,

Кто-то – книжки и игру,

А детишек – … (кенгуру).

9. Рефлексия

– Оцените свои работы, сделайте вывод.

– Что нового вы сегодня узнали?

Занятие 3

Тема: Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся выделять закономерности, завершать схемы; анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оборудование: карточки из приложения, таблица, секундомер, рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

– Сколько медведей навестила Маша в известной русской сказке?

– Катался колобком, пока не стал носком. Что это? (Клубок)

– Сколько колец у одних ножниц?

– Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)

– Как звали каждого из трех поросят в одноименной сказке?

– Как называется место, где продают хлеб? А где стригут?

– Сколько всего ушей у трех мышей?

4. Тренировка слуховой памяти.

– Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке:

ДОМ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, НЕБО.

– Послушайте ряды слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке:

А) МАМА, БРАТ, ДЯДЯ, СЕСТРА, ЖЕНА;

Б) МАЙ, ЛЕТО, СРЕДА, ВЕСНА, СЕНТЯБРЬ.

– Какую группу слов было легче запомнить? Почему?

Задание № 1. Внимательно слушайте задание и смотрите на рисунки. Задание: раскрасьте большие машины, так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зеленая была рядом с красной.

– Каким цветом вы раскрасили первую большую машину? Вторую? Третью? Почему?

Задание № 2. Раскрасьте маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным.

– Каким цветом они раскрасили второй флажок. Первый? Четвертый?

Задание № 3. Какие геометрические фигуры вы видите? Возьмите синий и красный карандаши. Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедините красной линией, фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедините синей линией.

Задание № 4. Нарисуйте круг справа от квадрата, но слева от треугольника. Что нарисовали первым? Что посередине?

5. Веселая переменка.

Итак, начали. Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз).

6. Логически – поисковые задания.

Задание № 5. Прочитайте слова, двигаясь по стрелкам, начиная от точки. Как эти слова можно назвать одним словом? (Имена) Как на письме оформляют имена людей?

Задание № 6. Пес Трезор разорвал записку, которую мама оставила Степе. Восстановите записку и прочитайте, что написано.

Задание № 7. Выполните действия и напишите полученное слово.

Задание № 8. Сегодня будем решать интересные задачи.

7. Коррегирующая гимнастика для глаз.

8. Графический диктант. Штриховка

Задание № 9.

А) Внимание, девочки!

     Внимание, мальчики!

     Приготовьте ваши ручки,

     Разомните пальчики.

Б) Загадка: Мой парус ветер ловит,

                   А волны режет киль,

                   Меня не остановит

                   Ни ураган, ни штиль. (парусная яхта)

В) – Вспомните, пожалуйста. Какие существуют виды транспорта? Назовите, какой водный транспорт вы знаете. Подводный?

– Сегодня мы с вами построим корабль. ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. 31.

9. Рефлексия

– Оцените свои работы, сделайте вывод.

– Что нового вы сегодня узнали?

Занятие 4

Тема: Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся выделять закономерности, завершать схемы; анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, называть предметы по описанию.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оборудование: карточки из приложения, рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

– Какой сейчас месяц? Как называется третий осенний месяц?

– Все попробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. Что это? (пила)

– На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

– За чем язык во рту? (за зубами)

– Росло 4 груши. На каждой – по три ветки, на каждой большой ветке – по три маленькие, на каждой маленькой ветке – по три яблока. Сколько всего яблок? (яблоки на груше не растут)

– У кого рога длинней хвоста? (у оленя, лося)

– Как называется летательный аппарат Бабы-Яги? (ступа)

4. Тренировка зрительной памяти.

Задание № 1. На доске карточка. Установка: запомните рисунок как можно точнее, а затем отобразите на бумаге. В течение 3 секунд учитель показывает первую фигуру. Дети рисуют её в отведенной для этого рамке. Аналогично проводится работа с другими фигурами. Затем обязательно следуют проверка и исправление ошибок, если они допущены.

Задание № 2. Рассмотрите картинку. Отметьте крестиком, что появилось у второго мальчика.

Задание № 3. В течение 15 секунд смотрите внимательно на пронумерованные рисунки, запомните их вместе с номерами. Переверните страницу и попытайтесь воспроизвести нужные рисунки у соответствующей цифры. Старайтесь не подсматривать.

Задание № 4. Рассмотрите внимательно первого всадника и лошадь. Дорисуйте у второго рисунка то, что художник забыл нарисовать.

Задание № 5. Какую деталь вырезали из каждой фигуры?

Задание № 6. Карточки из Сениной кассы букв и цифр рассыпались и перепутались. Ему нужно разложить гласные и согласные буквы отдельно, цифры – отдельно. Вспомните, какие вы знаете гласные буквы? Как мы отличаем гласные от согласных? Помогите Сене: обведите буквы гласных звуков – красными кружочками, согласных – синими, а цифра – желтыми. Скажите, чего здесь больше – букв или цифр.

5. Веселая переменка.

6. Логически-поисковые задания.

Задание № 7. Догадайтесь, кто выступает в цирке следующий, если известно: не в юбке, не в штанинах, не птица.

Задание № 8. Кроссворд. Перед вами веселые сказочные человечки. Вспомните их имена и впишите в клетки кроссворда.

7. Коррегирующая гимнастика для глаз.

8. Графический диктант. Штриховка

Задание № 9.

А) Внимание, девочки!

     Внимание, мальчики!

     Приготовьте ваши ручки,

     Разомните пальчики.

Б) Отгадайте загадку: Быстро в небе проплывает,

                                      Обгоняя птиц полет.

                                      Человек им управляет.

                                       Что такое?… (самолет)

Не пчела, не шмель,

А жужжит.

Неподвижно крыло,

А летит. (самолет)

– Сегодня на занятии мы нарисуем реактивный самолет. Как вы думаете, для чего он используется? Кто управляет такими самолетами? Где  их можно увидеть?

9. Рефлексия.

– Что нового вы узнали? Что вам было трудно?

Занятие 5

Тема: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся называть предметы по описанию, демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий.

Оборудование: рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

А что это у человека?

– У птицы крыло – у человека … (рука).

– У зверя лапа – у человека … (нога).

– У собаки морда – у человека … (лицо).

– У конфеты фантик – у человека … (кожа).

– У льва пасть – у человека … (рот).

– У машины мотор – у человека … (сердце).

– У подводной лодки перископ – у человека … (глаза).

4. Развитие аналитических способностей.

Задание № 1. Рассмотрите каждую строчку и каждый столбик. Нарисуйте недостающий флажок. Раскрасьте его нужным цветом.

Задание № 2. Рассмотрите табличку с изображением флажков разной формы. Найдите закономерность в их расположении, а затем в пустой клеточке нарисуйте флажок нужной формы.

Задание № 3. Рассмотрите внимательно шапочки (узор, помпоны). Дорисуйте последнюю шапочку.

Задание № 4. Рассмотрите таблицы с изображением геометрических фигур. Найдите закономерность в их расположении, а затем в пустых клеточках нарисуйте нужные фигуры.

Задание № 5. Рассмотрите флажки. Выполните штриховку последнего флажка так, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой.

Задание № 6. Как вы думаете, какая фигура будет следующая в каждом ряду? Рассуждаем: большой треугольник, большой квадрат, большой треугольник и т.д.; внутри – маленький круг, маленький треугольник, маленький квадрат, маленький круг, маленький треугольник и т.д.; заштрихованная фигура, белая фигура, белая фигура, черная фигура, заштрихованная фигура и т.д.

5. Веселая переменка.

Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой как бы гладьте что-то утюгом.

6. Логически-поисковые задания.

Задание № 7. Двигайтесь по линиям и составляйте слова.

Задание № 8. Меняйте только одну букву и превратите слово «сын» в слово «сук».

7. Графический диктант. Штриховка

Задание № 9.  

А) Внимание, девочки!

     Внимание, мальчики!

     Приготовьте ваши ручки,

     Разомните пальчики.

Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка:

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

Б) Загадка: Он высокий и пятнистый,

                   С длинной – длинной шеей.

                   И питается он листьями –

                   Листьями деревьев. (жираф)

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. 41.

8. Рефлексия.

– Что нового вы узнали?

– Что вам было трудно?

Занятие 6

Тема: Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Планируемые результаты: Научатся называть предметы по описанию, объяснять  значение слов и выражений.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий.

Оборудование: рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.«Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

3.Разминка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

А что это у человека?

– У птицы крыло – у человека … (рука).

– У зверя лапа – у человека … (нога).

– У собаки морда – у человека … (лицо).

– У конфеты фантик – у человека … (кожа).

– У льва пасть – у человека … (рот).

– У машины мотор – у человека … (сердце).

– У подводной лодки перископ – у человека … (глаза).

4. Развитие аналитических способностей.

Задание № 1. Рассмотрите каждую строчку и каждый столбик. Нарисуйте недостающий флажок. Раскрасьте его нужным цветом.

Задание № 2. Рассмотрите табличку с изображением флажков разной формы. Найдите закономерность в их расположении, а затем в пустой клеточке нарисуйте флажок нужной формы.

Задание № 3. Рассмотрите внимательно шапочки (узор, помпоны). Дорисуйте последнюю шапочку.

Задание № 4. Рассмотрите таблицы с изображением геометрических фигур. Найдите закономерность в их расположении, а затем в пустых клеточках нарисуйте нужные фигуры.

Задание № 5. Рассмотрите флажки. Выполните штриховку последнего флажка так, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой.

Задание № 6. Как вы думаете, какая фигура будет следующая в каждом ряду? Рассуждаем: большой треугольник, большой квадрат, большой треугольник и т.д.; внутри – маленький круг, маленький треугольник, маленький квадрат, маленький круг, маленький треугольник и т.д.; заштрихованная фигура, белая фигура, белая фигура, черная фигура, заштрихованная фигура и т.д.

5. Веселая переменка.

Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой как бы гладьте что-то утюгом.

6. Логически-поисковые задания.

Задание № 7. Двигайтесь по линиям и составляйте слова.

Задание № 8. Меняйте только одну букву и превратите слово «сын» в слово «сук».

7. Графический диктант. Штриховка

Задание № 9.  

А) Внимание, девочки!

     Внимание, мальчики!

     Приготовьте ваши ручки,

     Разомните пальчики.

Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка:

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

Б) Загадка: Он высокий и пятнистый,

                   С длинной – длинной шеей.

                   И питается он листьями –

                   Листьями деревьев. (жираф)

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. 41.

8. Рефлексия.

– Что нового вы узнали?

– Что вам было трудно?

Занятие 7

Тема: Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные:  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Оборудование: рабочая тетрадь, счётные палочки, рисунок 1 (на доске).        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

– Сколько хвостов у двух ослов? (два)

– Батон разрезали на три части.  Сколько сделали разрезов? (два)

– Столовая принадлежность с четырьмя зубцами? (вилка)

– Домашняя птица, про которую говорят: надулся, как … (индюк)

– Как называется лицо животного? (морда)

4. Развитие аналитических способностей.

Задание № 1. Представьте, что вам нужно нарисовать любые предметы только при помощи разнообразных геометрических фигур (треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов).

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом ещё кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачок.

– Что вы можете нарисовать при помощи следующих фигур:

А) 3 треугольника разного размера (ёлку)

Б) квадрата и  треугольника? (домик)

В) 2 кругов, квадрата и 2 прямоугольников? (машину)

Г) при помощи каких фигур вы можете нарисовать толстого и тонкого человека? (кругов и прямоугольника.)

– Пофантазируйте и нарисуйте то, о чем говорили. У  вас получилось так же, как у меня (рис. 1 на доске).

Задание № 2. «Незаконченные рисунки».

Задание № 3. Знаете ли вы алфавит? Узнайте, какие буквы спрятались друг в друге?

Задание № 4. Подумайте, на что может быть похожа первая фигура. А вторая? Дорисуйте.

5. Веселая переменка.

– Руками массируйте мочки ушей, делайте одновременно ногами круговые движения.

Задание № 5.

Задание № 6. Среди гостей на карнавале спрятался ужасный разбойник. О разбойнике известно, что в женском платье, на его лице нет маски и в руках он ничего не держит. Отгадайте, кто это, и обведите его изображение в кружок.

Задание № 7. Сосчитайте треугольники. Как будем выполнять это задание? (Лучше цветными карандашами.) сколько здесь всего треугольников? (8)

6. Работа со счетными палочками.

– Сложите из трех палочек треугольник. Как из пяти палочек сложить два треугольника?

7. Графический диктант. Штриховка

Задание № 8.  Рисуем по точкам и раскрашиваем.

А) Перед выполнением работы разомнем ладоши (играют в паре):

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь давай-ка бей

С каждым разом все быстрей.

Б) Нарисуйте справа  по точкам  такую же фигуру, как и слева. Фигуру раскрасьте цветными карандашами.

8. Рефлексия.

– Что нового вы узнали?

– Что вам было интересно?

Занятие 8

Тема: Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Планируемые результаты: Научатся различать  предметы по цвету, форме, размеру;

описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные:  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Оборудование: рабочая тетрадь.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнить 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Моргания: моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 405 сек, а затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  1. Разминка.

 Закончите предложения:

– Самолёт правит… (лётчик)

– Трактор водит… (тракторист)

– Электричку  – (машинист)

– Стены выкрасил … (маляр)

– Доску выстругал … (столяр)

– В доме свет провёл … (монтёр)

– В шахте трудится … (шахтёр)

– Кто всё знает … (Молодец!)

4. Развитие логического мышления.

Задание № 1. Рассмотрите каждую строчку.  Найдите и раскрасьте лишний предмет. Объясните, почему он лишний.

Задание № 2. Маша жила ближе к школе, чем Света.  Кто из них жил от школы дальше? Подпишите имена девочкам на картинке.

Задание № 3. Подпишите фамилии мальчиков.

Задание № 4. Подумайте,  что было со свечкой сначала и что потом. Обозначьте цифрами.

Задание № 5.  Подумайте, какой лук был посажен раньше других.

5. Веселая переменка.

– Руками массируйте  уши по часовой стрелке, одновременно делая носками круговые движения против часовой стрелки.

6. Логически-поисковые задания.

Задание № 6. В каждом слове зачеркните одну букву, чтобы получилось новое слово.

Задание № 7. Возьмите красный, жёлтый и синий карандаши.  Раскрасьте, чтобы в каждой строке карандаши были разными, а одинаковых строчек не было.  

7. Коррегирующая гимнастика для глаз.

«Палец двоится»: вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз.

«Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

8. Графический диктант. Штриховка        

Задание № 8.  

А) Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Мизинец соединяют с мизинцем, безымянн

nsportal.ru

Тест «Найди одинаковые фигуры» — Студопедия.Нет

Оценка способности к дифференцированному восприятию.

Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соеди­ни коричневой линией; фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедини желтой линией (конец года).

МЫШЛЕНИЕ

Мышление это процесс познания человеком действительно­сти с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, сужде­ний и т. д.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирова­ния предметами-игрушками;

Наглядно-образное – познание с помощью представлений

предметов, явлений)

Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рас­суждений.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В тоже время решение даже самой простой, самой конкретной задачи тре­бует словесных обобщений.

Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в ре­зультате специально организованных занятий показатели мышле­ния улучшаются в 3-4 раза.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест «Обведи контур»

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в ниж­ней части рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 12, 13).

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оценивается в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

сли ребенок затратил на выполнение всего задания меньше 100 секунд, если все линии сделаны точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур – значит, задание вы­полнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест «Лишний предмет»

Оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

На рисунке изображены различные предметы; по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объяс­ните ему, что из 4 предметов один – лишний. Попросите его опре­делить лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать остав­шиеся предметы одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уро­вень развития образно-логического мышления.

studopedia.net

Первичная подготовка к проведению коррекционно-развивающих занятий Занятие №1


Первичная подготовка к проведению коррекционно-развивающих занятий

Занятие №1

Цель: выявить запас математических знаний и умений у ребенка, поступившего в 1 класс, т.е. умеет ли он считать предметы и в каких пределах, понимает ли арифметический смысл терминов «больше», «меньше», «столько же», каков у него запас пространственных представлений (понятия «слева-справа», «вверху-внизу», «впереди-позади» и другие).

Ход занятия

1. Вопросы для определения уровня знаний ребенка

1. Умеешь ли ты считать? Сосчитай эти палочки. Сколько здесь палочек? (10-15 штук)

2. Я назову число, а ты считай дальше.

3. Теперь в обратном порядке.

4. Возьми в левую руку столько же карандашей, сколько их лежит на столе (5-7 штук).

5. Узнай, каких кружков больше: синих или красных (6 больших красных и 7 маленьких синих).

6. Как ты догадалась? На сколько синих кружков больше, чем красных?

8. Что больше- 2 или 3? На сколько?

9. Ребенку предлагается рассмотреть картинку к сказке «Репка». Посмотри на картинку и скажи, кто стоит перед Жучкой, после кошки, между внучкой и кошкой.

Если ученица успешно справляется с этими заданиями, можно задать ему один-два вопроса по материалу, который предстоит изучать (примеры или задачи на сложение и вычитание в пределах 10, задания на различия и называние геометрических фигур, на узнавание цифр).

Слушай внимательно- Маша сорвала 2 огурца и еще 3. Сколько всего огурцов сорвала Маша?

Два числа – один и три, быстро их сложи и ответ скажи.

Найди ошибки:

2. Палочковый диктант

Цель: формирование общеучебных навыков: внимание, память; работа по заданию педагога-психолога.

Организация работы: у ребенка чистый лист бумаги в клетку и ручка.

Ход выполнения

Педагог-психолог на доске, объясняя, пишет систему палочек и черточек,

повторяя четыре правила:


  • Писать палочки и черточки нужно в определенной последовательности.

  • Не писать на полях.

  • Правильно переносить систему знаков с одной строки на другую.

  • Писать не на каждой строке, а через одну.

Затем вместе с ребенком. После этого с доски все стирается.

Инструкция: « Старайся писать правильно, аккуратно, молча.

Время проведения работы 15 минут. Помощь во время работы не допускается.

Первичная подготовка к проведению коррекционно-развивающих занятий

Занятие №2

Цель: выявить запас знаний и умений у ребенка к письму и чтению.

Ход занятия

1. Знаешь ли ты алфавит? Назови буквы алфавита.

2.Я назову букву, а ты назови следующую букву, стоящую за ней.

3.Теперь наоборот.

4.Умеешь ли ты писать? Напиши слова, подчеркни лишнее (Дочь, друг, папа, дедушка).

5.Умеешь ли ты читать? Прочитай и спиши на листок (задание на развитие устойчивости, концентрации внимания, мелкой моторики пальцев кисти).

Монолог вопросительного знака

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

Сколько букв а, о, е, у в тексте. Каких букв больше?

Занятие № 3-4 Тесты для изучения различных свойств внимания

1. Тест «Кодирование таблицы»

Цель: оценка устойчивости и концентрации внимания.

Инструкция: “Закодируй таблицу, расставив в ней знаки по образцу” (приложение 1)

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Физкультминутка

2. «S-тест».

Цель: определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами-эталонами (приложение 2).

Инструкция: «Внимательно посмотри на элементы фигур и, сравни их с эталонами, затем одним-двумя штрихами дополни их до полных, целостных фигур».

Сначала педагог-психолог проводит небольшую тренировку на отдельном листочке. Затем необходимо убедиться, понял ли ребенок, что нужно делать. Затем дает команду «начали!» и включает секундомер.

Анализ результатов: оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения задания.

Время выполнения задания 3-4 минуты. Допускается не больше 5 ошибок.

3. Таблицы Шульте.

Цель: определение объема внимания, скорости его распределения и переключения.

Педагог-психолог предлагает ребенку таблицы с набором цифр от 1 до 25, затем таблицы с набором букв, которые располагаются в произвольном порядке. Затем дает инструкцию (приложение 3).

Инструкция: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма – 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма – 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

«Цифровые таблицы»

«Буквенные таблицы»

Занятие № 5-6 Тесты для изучения восприятия


  1. Тест «Чем залатать коврик».

Цель: оценка умения ребенком в состоянии, сохраняя в кратковременной памяти образцы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Педагог-психолог показывает ребенку рисунок, на котором изображены два коврика, а также кусочки разнообразной материи (приложение 1).

Инструкция: Подбери из нескольких кусочков материи такой, который бы подошел более всего к рисунку коврика».

Анализ результатов: результат хороший, если ребенок справиться с заданием за 40-50 секунд.

Физкультминутка


  1. Тест «Найди квадрат»

Цель: оценка способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов (приложение 2).

Инструкция: «Найди и зачеркни все одинаковые фигуры-квадраты.

Анализ результатов: если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

Физкультминутка


  1. Тест «Что не дорисовано»

Цель: оценка целостности восприятия.

Педагог-психолог показывает ребенку картинки с изображением знакомых предметов (приложение 3).

Инструкция: «Посмотри внимательно на каждую картинку и назови недостающую деталь.

Анализ результатов: фиксируется время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка 6-8 лет, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты.

Физкультминутка


  1. Тест «Найди одинаковые фигуры»

Цель: оценка способности к дифференцированному восприятию.

Педагог-психолог показывает ребенку картинки с изображением фигур одинаковой формы и с одинаковой штриховкой, фигуры разной формы и с разной штриховкой (приложение 4).

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Найди фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой и соедини их коричневой линией. Затем фигуры разной формы и с разной штриховкой и соедини их желтой линией.

Анализ результатов: если ребенок может отыскать все или почти все фигуры с соответствующей штриховкой, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

Приложение №1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение №4

Занятие № 7-8 Тесты для изучения различных видов мышления

1. Тест «Обведи контур»

Цель: оценить наглядно-действенное мышление.

Педагог-психолог показывает ребенку рисунки (приложение 1).

Инструкция: «Посмотри внимательно и соедини прямыми линиями фигуры в ниж­ней части рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 1, 2).

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех самых местах где они изображены на рисунках-образцах.

Оценивается в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше 100 секунд, если все линии сделаны точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур – значит, задание вы­полнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Физкультминутка

2. Тест «Лишний предмет».

Цель: оценить образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.

Материал: карточки, на которых изображены различные предметы; по 4 на каждой карточке. Всего 4 карточки.

Педагог-психолог показывает ребенку первую (тренировочную) карточку и объяс­ните ему, что из 4 предметов один – лишний.

Инструкция: Посмотри внимательно и скажи, какой предмет лишний и почему он лишний. Подумай и скажи, как можно назвать остав­шиеся предметы одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уро­вень развития образно-логического мышления.

Физкультминутка

3. Тест «Найди похожее слово»

Цель: оценить словесно-логическое мышление.

Педагог-психолог предлагает ребенку следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объе­динять, бить, тупой.

Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединить, кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать. называть, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, скла­дывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, споты­каться, собирать, ударять, шершавый.

Затем зачитывает ребенку первое слово из первого ряда – «Велоси­пед».

Инструкция: «Тебе необходимо из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним словом).

Приложение 1

Занятия № 9-10.Тесты для изучения различных свойств памяти.

1. Тест «Картинки»

Цель: оценить зрительную память – кратковременную и долговременную.

Педагог-психолог показывает ребенку по очереди 7-10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми 10 картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти. Затем необходимо показать ребенку те картинки, которые он забыл. И попросить снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметить результат. Затем предложить вспомнить через 1 час.

2.Тест «Запомни слова»

Цель: оценить слуховую память – кратковременную и долговременную.

Педагог-психолог зачитывает ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Инструкция: Повтори эти слова в любом порядке.

Если ребенок повторяет 5-6 слов, это показатель хорошей кратковременной памяти.

Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

Физкультминутка

3.Тест «Запомни фразы»

Цель: оценить смысловую память.

Педагог-психолог зачитывает ребенку фразы:

Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Педагог-психолог просит ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное передать смысл фразы, дословно по­вторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, про­читайте их еще раз. Обычно ребенок справляется с заданием после второй или третьей попытки.

4. Тест «Запомни рисунки»

Цель: оценить зрительную память.

Педагог-психолог ребенку показывает рисунок с изображением разных фигур.

Инструкция: Рассмотри этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок, на кото­ром есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других.

Инструкция: Покажи все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее по­казывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети 6—7 лет узнают не менее 6-8 изображений за одну минуту.

Физкультминутка

5. Тест для оценки смысловой памяти

Цель: оценить смысловую память.

Педагог-психолог ребенку зачитывает пары слов, которые он должен постараться запомнить.

Тарелка – суп.

Почта-письмо.

Зима – снег.

Булка – мука.

Карандаш – бумага.

Машина – дорога.

Мультфильм – телевизор.

Буквы – книга.

Сапог – нога.

Рыба – вода.

Инструкция: Я буду зачитывать тебе только первые слова, а ты называй к ним парные слова.

Подчитываются правильные воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

6. Тест «Каскад слов»

Цель: оценить развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Педагог-психолог заранее подготавливает список из 8-10 слов, которые хорошо зна­комы ребенку.

Инструкция: Повторяй за мной слова, начиная с одного слова (интервал между словами – 1 секунда).

Огонь.

Дом, молоко.

Конь, гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

Гора, ворота, часы, стол, книга, снег, сосна, мед.

Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девоч­ки, скатерть, арбуз, памятник.

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой памяти на слова.

Ребенок 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Занятия № 11-12. Тесты для изучения развитости воображения

1. Тест «Вербальная (словесная) фантазия»

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание отводится одна минута, после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается следующими показателями:

Быстрота воображения.

Необычность, оригинальность образов воображения.

Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоя­тельно.

Если в течение одной минуты ребенок не придумал сюжет рас­сказа, то подскажите ему какой-либо.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивает­ся высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать.

Богатство фантазии, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

2. Тест «Невербальная фантазия»

Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цвет­ные карандаши. Ребенку нужно нарисовать какую-нибудь картин­ку. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же Показателям).

Физкультминутка

3. Тест «Помоги художнику»

Цель: оценить зрительное воображение.

Педагог-психолог предлагает ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и просит его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает рисунок, психолог просит рассказать о том, что он изобразил.

Чем больше фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересные и оригинальные варианты.

4. Тест «Точки»

Цель: оценить зрительное воображение.

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обя­зательно. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил. Чем больше фантазия у ребенка, тем быст­рее он предлагает интересный вариант.

Занятия № 13-14. Тесты для изучения произвольного поведения.


  1. «Графический диктант».

Занятие № 15. Развитие концентрации внимания.


  1. Упражнение «Сравни»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог показывает ребенку две пары картинки (приложение 1).

Инструкция: «Рассмотри первую и вторую картинки. Чем они отличаются? Обведи овалом на первой картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов второй».

Физкультминутка


  1. Упражнение «Что не дорисовано?»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог показывает ребенку последовательно серии неоконченных картинок (приложение 2)

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, что недорисовано».

Приложение 1

Приложение 2

Рис.1

lib3.podelise.ru

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Приложения к урокам математики 1 класс по программе “Перспективная начальная школа”

У каждого второго предмета пары дорисуйте то, чего не хватает.

– Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедините коричневой линией; фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедините желтой линией.

– Справа по точкам нарисуйте такой же треугольник, как и слева.

_________________________________________________________

 

У каждого второго предмета пары дорисуйте то, чего не хватает.

– Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедините коричневой линией; фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедините желтой линией.

– Справа по точкам нарисуйте такой же треугольник, как и слева.

_____________________________________________________________

nsportal.ru

В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными

В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными.

Примеры подобных фигур Примеры подобных фигур

Подобными являются любые два круга, два квадрата.

Подобными являются любые два круга, два квадрата.

Пусть у двух треугольников АВС и А 1 В 1 С 1 углы соответственно Пусть у двух треугольников АВС и А 1 В 1 С 1 углы соответственно равны В В 1 А С А 1 В этом случае стороны АВ и А 1 В 1, ВС и В 1 С 1, СА и С 1 А 1 называются сходственными. С 1

1. Пропорциональные отрезки А А 1 4 С В 6 В 1 C 1 1. Пропорциональные отрезки А А 1 4 С В 6 В 1 C 1 8 D 12 D 1 Отрезки АВ и СD пропорциональны отрезкам А 1 В 1 и С 1 D 1, если отношения их длин равны.

Два треугольника называются подобными, если: 1) их углы соответственно равны ; 2) стороны одного Два треугольника называются подобными, если: 1) их углы соответственно равны ; 2) стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника. В В 1 А С А 1 С 1

k – коэффициент подобия Стороны АВ и А 1 В 1, ВС и В k – коэффициент подобия Стороны АВ и А 1 В 1, ВС и В 1 С 1, АС и А 1 С 1 называют сходственными. Подобие треугольников АВС и А 1 В 1 С 1 обозначается: Δ АВС ~ Δ А 1 В 1 С 1

Проверь себя! 1. Верно ли, что у подобных треугольников стороны соответственно равны? 2. Могут

Проверь себя! 1. Верно ли, что у подобных треугольников стороны соответственно равны? 2. Могут ли быть подобными прямоугольный и равнобедренный треугольники? Прямоугольный и тупоугольный треугольники? 3. Могут ли быть подобными треугольник с углом 500 и треугольник с углом 1000? Треугольник с углом 450 и треугольник с углом 1350? 4*. Треугольники АВС и МNK подобны, причем А = N, ÐВ = K. Назовите сторону, сходственную со стороной MN.

Применение подобных треугольников Измерение высоты дерева Измерение расстояния до труднодоступной точки

Применение подобных треугольников Измерение высоты дерева Измерение расстояния до труднодоступной точки

Подобны ли треугольники? М = С = 900, А = 550, N = 350 Подобны ли треугольники? М = С = 900, А = 550, N = 350 С 9 А В 15 К 12 = 12 20 ; ; Δ АВС ~ Δ МNK М 16 = = N

Дано: ABC ORV Найти все углы треугольников В O V 800 А 310 690 Дано: ABC ORV Найти все углы треугольников В O V 800 А 310 690 69 С 800 R

Найти неизвестные стороны и углы подобных треугольников. ABC Дано: А 1 В 1 С

Найти неизвестные стороны и углы подобных треугольников. ABC Дано: А 1 В 1 С 1 В В 1 4 А 700 10 430 670 12 А 1 С 6 20/3 670 8 С 1

Дано: ABC А 1 В 1 С 1 В Найдите: х, у, z. В Дано: ABC А 1 В 1 С 1 В Найдите: х, у, z. В 1 7 см 6 см 12 см х А 8 см 14 см у С А 1 16 см z С 1

Дано: ABC А 1 В 1 С 1 В Найдите: х, у, z. В Дано: ABC А 1 В 1 С 1 В Найдите: х, у, z. В 1 10, 5 см у 9 смх 18 см А 12 см z 21 см С А 1 24 см С 1

ABC Доказать: NMF Верно В N 810 4 А 32 390 F 600 6

ABC Доказать: NMF Верно В N 810 4 А 32 390 F 600 6 390 600 8 С 24 16 810 М

ABC Доказать: NMF Верно В N 810 4 А 32 390 F 600 6

present5.com

Задание № 2 (рабочая тетрадь) — Студопедия.Нет

Посмотри на картинку и скажи что на ней изображено. Чем эти предметы отличаются друг от друга? Возьми красный и синий цветные карандаши. Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедини красной линией, фигуры разной формы, но с одинаковой штриховкой соедини синей линией.

Гимнастика для пальцев «Пальчик-мальчик»

Ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг о друга. Педагог читает потешку:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Задание № 3 (рабочая тетрадь)

Возьми в руки простой карандаш и нарисуй квадрат справа от круга.

 

 

После того, как ребенок закончил выполнять задание, предложите ему оценить свою работу и раскрасить смайлик соответствующим цветом

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель:развитие мышления, тренировка слуховой памяти, мелкой моторики.

Психогимнастика

Качание головой: дыши глубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Позволь голове медленно качаться из стороны в сторону.

Ленивые восьмерки: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Упражнение «Слова»

Прослушай ряды слов, а затем постарайся воспроизвести их вслух в том же порядке:

А) КАТЯ, КОСТЯ, КИРИЛЛ, КРИСТИНА, МИША

Б) СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

Как можно назвать одним словом эти группы слов.

Задание № 1 (рабочая тетрадь)

Прочитай слова двигаясь по стрелкам. В какую группу мы можем объединить эти слова? Как в письме оформляют имена людей?

5. Упражнение «Деревянные бусы».Развивающее пособие Семейка Джубиду.

Ребенок может самостоятельно задать себе образец последовательности деревянных элементов.

Задание № 2 (рабочая тетрадь)

Рассмотри таблицу с изображением картинок. Найди закономерность в их расположении, а затем в пустой клетке нарисуй недостающий рисунок.

Гимнастика для пальцев «Пальчик-мальчик»

Ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг о друга. Педагог читает потешку:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Графический диктант

Мой парус ветер ловит,

А волны режет киль,

Меня не остановит

Ни ураган, ни штиль.

Диктант: от начальной точки одна клетка вверх, одна влево, две вниз, одна вправо, одна вниз, десять вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 10 вниз, 7 влево, соединяем в начальной точке.

 

После того, как ребенок закончил выполнять задание, предложите ему оценить свою работу и раскрасить смайлик соответствующим цветом.

 

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель:тренировка зрительной памяти, развитие мышления, воображения, тактильного восприятия, мелкой моторики.

Психогимнастика

Качание головой: дыши глубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Позволь голове медленно качаться из стороны в сторону.

Ленивые восьмерки: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Задание № 1 (рабочая тетрадь)

На доске показаны карточки с изображениями. Установка: запомните рисунок как можно точнее, а затем отобразите на бумаге. В течение 3-х секунд педагог показывает первый рисунок. Ребенок рисует рисунок в отведенной для этого рамке. Затем обязательно следует проверка и исправление ошибок, если они допущены.

3. Задания № 2 (рабочая тетрадь)

Найди 12 отличий. 3 минуты.

Упражнение «Гвоздики и резиночки»

Задание № 3 (рабочая тетрадь)

Рассмотри геометрические фигуры. Найди закономерность в их расположении, а затем, в пустой клеточке нарисуй недостающую фигуру и раскрась ее.

Стрельба глазами»

двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз.

Упражнение «Веселая переменка»

Вначале левой рукой дотронься до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа. Теперь правой рукой – до левого уха, а потом левой рукой до кончика носа. Упражнение повторить 5 раз.

Игра «Волшебные мешочки»

Продолжаем отрабатывать и закреплять понятия геометрических фигур.

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *