Федоровский городок в царском селе реставрация: В Царском селе реконструируют Федоровский городок

Фёдоровский городок в Царском Cеле

Пешеходные маршруты по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Пешеходный маршрут второго дня в Царском Селе:
Александровский парк, Александровский дворец, Фёдоровский городок, Феодоровский собор, Ратная палата

Интерактивная карта маршрута второго дня в Царском Селе

Феодоровский городок построен в 1913-1918 годах по проекту архитектора Степана Самойловича Кричинского. В городке располагались жилые помещения причта Феодоровского собора.

В настоящий момент ведётся масштабная реставрация Феодоровского городка для функционирования в статусе Синодального подворья.



Вид на Фёдоровский городок зимой

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Угловая башня

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Розовая и Трапезная палаты Фёдоровского городка

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Белая палата

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Белокаменные ворота

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Пруд Ковш

Феодоровский городок

Поклонный крест

Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя

Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя построены в 1915-1916 годах по проекту архитектора Владимира Николаевича Максимова.

В настоящее время здания казарм занимает Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.


Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя

Памятник Василию Васильевичу Докучаеву в Царском Селе

Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя

Внутренний двор Казарм Императорского конвоя

Башня Казарм Императорского конвоя

Египетские ворота

Египетские ворота построены на въезде в Александровский парк в 1827—1830 годах по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа.


Египетские ворота в Царском Селе

Египетские ворота в город Пушкин

Фрагмент Египетских ворот

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину у Египетских ворот в Царском Селе

Феодоровский Государев собор

Феодоровский Государев собор построен в 1909-1912 годах по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.


Феодоровский Государев собор в Царском Селе

Роспись Феодоровского собора в Царском Селе

Роспись Феодоровского собора в Царском Селе

Иконостас Феодоровского собора в Царском Селе

Интерьер Феодоровского собора в Царском Селе

Интерьер Феодоровского собора в Царском Селе

Интерьер Феодоровского собора в Царском Селе


Роспись Феодоровского собора в Царском Селе

Роспись Феодоровского собора в Царском Селе

Памятник Николаю II в Царском Селе

Феодоровский собор

Крыльцо Феодоровского собора

Ограда Феодоровского собора

Феодоровский собор


Ратная палата

Агатовые комнаты

Федоровский городок в Царском Селе



поделиться:

В 1913–1917 годах в северной части Александровского парка был построен Федоровский городок — комплекс зданий в неорусском стиле.

Во время строительства Федоровского собора церковный староста храма Дмитрий Николаевич Ломан выступил с инициативой построить архитектурный комплекс в национальном стиле. Важную роль в создании архитектурного облика Городка в стиле древнерусского зодчества сыграло также «Общество возрождения художественной Руси».

Авторы идеи хотели в новую эпоху начинавшегося XX века создать в Царском селе «живой» музей старины. Федоровский городок должен был стать местом деятельности Общества и центром духовного и нравственного возрождения исторических русских национальных традиций.

Эскизный проект комплекса разработал архитектор Степан Кричинский. По указанию Николая II здания Федоровского городка должны были соответствовать стилю ярославского зодчества, но в тоже время они не должны были нарушать вид Александровского дворца, построенного в стиле ампир.

В сентябре 1913 года началось строительство, а летом 1914 года все дома были возведены. В последующие годы, вплоть до революции, проходила их отделка. Сооружение домов велось на частные пожертвования, свой вклад внес статский советник А. Н. Заусайлов, также деньги перечислили купцы Елисеев и Воронин.

В тоже время для доставки материалов можно было использовать императорскую ветку железной дороги.

Комплекс зданий получил название «Городок при Федоровском государевом соборе» и предназначался для служащих собора. Он был обнесен кирпичной кремлевской стеной со сторожевыми башнями, бойницами и каменными воротами с богатой резьбой. Официально в городке было пять основных строений, которые условно имели названия — Дом для священников (Белокаменная палата), Дом для причетников (Желтая палата), Трапезная, Дом дьяконов и Здание канцелярии.

Осенью 1914 года во время Первой Мировой войны в двух зданиях Федоровского городка был устроен лазарет №17 для раненых солдат под покровительством императрицы Александры Федоровны и великих княжон Марии и Анастасии. В доме священников организовали отделение для офицеров, а в доме причетников — отделение для рядовых. Причем, содержание лазарета взял на себя Степан Елисеев, представитель знаменитой династии купцов, предпринимателей, общественных деятелей Елисеевых.

Позже лазарет содержал сахарозаводчик Карл Ярошинский. Благодаря их помощи на питание здесь расходовалось денег намного больше, чем в лазаретах Красного креста.

В 1916 году в Федоровском городке служил поэт Сергей Есенин. Он числился санитаром, но по воспоминаниям современников, ничем другим, кроме выступлений в концертах, Есенин не занимался. Он пользовался большой свободой передвижения, в санитарном поезде также ездил как поэт. За участие в концертах Есенин был награжден золотыми часами с гербом, столовыми часами и деньгами, а также был представлен к награде медалью «За усердие». По словам поэта Деев-Хомяковского, хорошо знавшего Есенина, он даже не заметил, что Есенин служит в армии.

После того, как лазарет был закрыт, Федоровский городок стал местом хранения коллекции икон и церковной утвари, оружия и других предметов русской старины.

Во время войны, находясь на линии фронта, Федоровский городок очень сильно пострадал. В настоящее время комплекс полуразрушенных зданий принадлежит церкви и является Патриаршим подворьем Московской патриархии. Его восстановление идет такими медленными темпами, что, скорее всего, завершится лишь через десятилетия.

Следует отметить, что Федоровский городок закрыт для входа.

Феодоровский городок в Царском Селе

Дореволюционный вид Феодоровского Государева собора в Царском Селе

Для большинства посетителей России визит в Царское Село (ныне Пушкин) включает в себя Екатерининский дворец и близлежащий Александровский дворец . К сожалению, они выходят на некоторые другие здания, отражающие эпоху царя Николая II. Среди них Федоровский городок, в который также входят великолепный Феодоровский Государев собор, Ратная палата, бывшие казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя и руины Царского железнодорожного павильона.

На протяжении двух столетий каждый русский монарх, начиная с Петра I, стремился внести свой вклад в благоустройство царской летней резиденции в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Последний российский император Николай II, избравший Александровский дворец для своей постоянной резиденции в 1905 году, решил украсить город зданиями, отражающими русский национальный стиль. Феодоровский Государев собор и прилегающий к нему жилой массив под названием Феодоровский городок с шатровыми крышами и башнями были построены между 1909-1917, в проекте принимали непосредственное участие Николай II, его жена и их дети. Строительство близилось к завершению, когда началась Первая мировая война, за которой последовали революционные катаклизмы, охватившие Российскую империю. После Октябрьской революции 1917 года собор был закрыт в 1933 году, а соседний городок был преобразован в учебный филиал Аграрного института.

Феодоровский Государев собор. Художник: Гавриил Никитич Горелов (1880-1966)

Верхний храм Феодоровского Государева собора 1913 г. Художник: Сырнев Л.А.

Часовня Императрицы Александры Федоровны в Нижнем храме Федоровского собора. Автор: Сырнев Л.А.

Федоровский городок

История этих зданий, напоминающих сказочный Китеж-град, тесно связана с последним царем, чья трагическая смерть вместе с женой и детьми в Екатеринбурге продолжает вызывать интерес и любознательности людей в России и во всем мире по сей день. В этом небольшом очерке рассказывается об истории создания в Царском Селе «пятнышка земли русской». Он проиллюстрирован старинными фотографиями и репродукциями картин художников, работавших над ними во время строительства комплекса.

Феодоровский Государев собор , издан в 1915 г.

В 1910-х годах художники Г. Горелов, Л. Сырнев и М. Кирсанов написали серию цветных картин с видами Феодоровского Государева собора и Феодоровского городка. Они воспроизвели весь архитектурный ансамбль таким, каким его представлял последний русский император. Некоторые картины были опубликованы в книге Феодоровский Госудоров собор , изданной в 1915 году. Виды Федоровского городка отражают события Первой мировой войны, когда в 900-х годах был открыт лазарет для раненых воинов.0009 городок . Картины на холсте – это раненые солдаты с перебинтованными ногами и руками, находившиеся на лечении в лазарете, и ухаживавшие за ними медсестры. Художники стремились передать и образ Древней Руси. Художники запечатлели красоту Феодоровского Государева собора, особенности интерьеров, каждый из которых вызывает глубокое религиозное чувство. [Эти картины сегодня находятся в собрании Государственного музея «Царское Село» – П.Г.]

Николай II закладывает камень Феодоровского Государева собора

Николай II и Александра Федоровна осматривают ход строительства Федоровского собора

Закладка собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии императора Николая II и его семьи. Дизайн был заказан В.А. Покровский, большой знаток русской национальной традиции. Строительство финансировалось царской семьей.

Феодоровская икона Божией Матери, покровительницы дома Романовых

Печерская церковь, расположенная в Нижнем храме

Феодоровский Государев собор стал домовой церковью императора Николая II и его семьи. Собор состоял из двух церквей, верхняя из которых включала главный престол, посвященный Феодоровской иконе Божией Матери, и придел, освященный в честь митрополита Московского Алексия, всероссийского чудотворца. В нижней части собора располагалась пещерная церковь с престолом, освященным во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, и личная часовня императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Феодоровская икона Божией Матери, главная икона собора, является покровительницей династии Романовых. Икона хранилась в верхнем храме. Интерьеры собора поразили всех своим убранством, выполненным в стиле церковного зодчества XVII века – излюбленном стиле Николая II. Отделкой пещерной церкви руководил архитектор В. Н. Максимов.

Стены собора снаружи украшены крупными мозаичными панно, выполненными в Санкт-Петербурге в мастерской известного мозаичиста В.А. Фрлов.

Вид на Федоровский городок. 1917

Вид на Трапезную палату Федоровского городка. 1917

Феодоровский городок – комплекс зданий, возведенных для служителей церкви, – построен в 1913-1917 гг. по проекту С.С. Кричинского, утвержденному лично Николаем II. Он расположен на берегу небольшого острова и окружен крепостной стеной. Одну из башен украшает позолоченная фигура святого Георгия. Здания различной высоты и формы, соединенные крытыми переходами, занимают площадь 1,7 га (4,2 акра). Участие в оформлении городок – архитекторы А. Померанцев, В. Максимов, Л. Щусев.

Интерьер Трапезной, Федоровский городок

Весь комплекс состоял из нескольких зданий, наиболее примечательными среди которых были Белая палата (дом священников), Розовая палата (дом дьяконов), Желтая палата (дом дом дьяконов) и Трапезный корпус, в котором размещались квартира и канцелярия старосты.

Офицерское собрание 1911 г. (снесен после войны)

Царский железнодорожный павильон, Царское Село

Рядом на Кузьминской улице находились казармы Собственного Его Императорского Величества Конвоя (проект В. Н. Максимова, 1906 г.) и кирпичное здание Офицерского собрания 1911 г. (снесено после войны). Было несколько военных казарм и конюшен, спроектированных и построенных в русском стиле. 1915 год ознаменовался строительством деревянных казарм для Особого авиационного отряда. В декабре того же года были построены казармы для Собственного Его Величества Железнодорожного полка. По проекту архитектора В.Н. Максимова, эти казармы располагались недалеко от Царского железнодорожного павильона, построенного по проекту В.А. Покровский в 1912 в неорусском стиле. Здание вокзала завершило новый архитектурный ансамбль.

Бывшие казармы Собственного Его Императорского Величества Конвоя

Царь настоял на том, чтобы вновь возводимые здания своим видом напоминали Старую Россию. Если бы все задуманные проекты были реализованы, а все постройки сохранились в целости, они бы образовали в Царском Селе неповторимый единый ансамбль, который наполнил бы окружение Александровского дворца той исторической атмосферой, которую желал Николай II, следуя причудам своей фантазии.

Из всех многочисленных зданий в традиционном русском стиле, воздвигнутых в Царском Селе по воле Николая II, в неизменном виде сохранились Федоровский городок (в настоящее время находится на реставрации) и Ратная палата (ныне Музей истории Первой мировой войны) .

Ратная палата, реставрированная в 2011-2014 гг.

Архитектурный комплекс зданий у Феодоровского собора, возникший в результате художественных фантазий Государя, отразил как художественные искания русских зодчих начала ХХ века, так и поиск духовных идеалов времени.

Художественный замысел Федоровского городка после реставрации

В 1913-1917 годах по проекту архитектора С.Ю. Сидорчук. С началом войны с Германией в 1914 году было принято решение открыть в Камерном здании портретную галерею кавалеров Георгиевского креста. В 1918 г. Ратная палата и Федоровский городок перешли в ведение Агрономического (впоследствии Петербургского аграрного) университета. Художественные коллекции были распределены по разным музеям Ленинграда. Здания, пострадавшие во время Великой Отечественной войны, сейчас находятся на реставрации (за исключением павильона Царской железной дороги, который в настоящее время находится в жутком запущенном и ветхом состоянии). Хотя на это уйдет несколько лет, несколько вновь отреставрированных зданий Феодоровского городка уже стали частью Патриаршей резиденции Русской православной церкви.

Феодоровский Государев собор в наши дни. Первый в России памятник
Николаю II работы скульптора В.В. Заико, установлен в саду в 1993 году

Реконструированный иконостас в Верхней церкви Феодоровского Государева собора

В 1991 году Феодоровский Государев собор снова открыл свои двери для верующих. Весь комплекс зданий, тесно связанных с Русской Православной Церковью и с жизнью последнего российского Императора, взят под опеку Московского Патриархата. Он выделяет средства на реставрационные работы. 29 декабря состоялось переосвящение Феодоровского Государева собора.Февраль 1992 года. В Печерской церкви совершаются регулярные литургии. Божественные литургии совершаются в память убиенных Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны, Великих Княгинь Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевны и Цесаревича Алексея Николаевича. Последний царь увековечен бронзовым бюстом, установленным на территории собора в 1993 году русским скульптором В.В. Заико.

© Пол Гилберт. 4 апреля 2020

Нравится:

Нравится Загрузка…

Феодоровский Императорский Собор – Блог и Александровский Дворец Машина Времени

В 1881 году, после убийства царя Александра II, его преемник Александр III издал приказ об организации особого Императорского Сводного Пехотного Полка Придворных Войск для защиты Царской Семьи . Термин «составной» означал, что он собирался из гвардейских полков и армейских воинских частей со всех концов Российской империи. За 20 лет до этого, в 1861 году, 1-й и 2-й Кубанские эскадроны Придворных казачьих войск и 3-й и 4-й Терские казачьи эскадроны были объединены в особую воинскую часть под названием «Личный конвой Его Величества». Этот Эскорт следовал за Императором внутри и за пределами России и вместе со сводным полком нес ответственность за охрану и защиту царской семьи. Полк и Конвоир были расквартированы недалеко от Египетских ворот в Царском Селе.

После формирования нового сводного полка командиру полка и его помощникам альтернатива либо построить полковую церковь возле казармы, либо остаться в составе Царскосельского прихода поближе к своим казармам. В царствование Николая II в Царском Селе появились два новых полковых храма – Свято-Юлианского Его Величества полка и храм в честь 100-летия Романовых Четвертого пехотного полка Императорской семьи. Церковь Святого Юлиана была построена в 189 г.9 в память о свадьбе Николая II и Александры. Краеугольный камень храма 4-го пехотного полка был заложен 2 мая 1913 года. Этот храм продолжал строиться в течение всего периода Первой мировой войны как храм-памятник воинам, погибшим в годы войны. Имена всех этих людей были выгравированы на стенах церкви. В настоящее время на месте разрушенной в советское время церкви стоит трансформаторная будка.

Между тем, Сводной пехотный полк Придворных войск и Личный конвоир Его Величества также ходатайствовали о разрешении и финансовой поддержке на строительство собственной церкви на основании того факта и аргументировали необходимость тем, что все остальные полки имели свои церкви, а они не. Их просьбы не удовлетворялись до зимы 1908. Место для строительства церкви выбрал сам царь – большая поляна возле парка недалеко от Александровского дворца. Александра Федоровна просила устроить временную церковь на время строительства. Он был установлен в соседнем доме учебного батальона Императорского Сводного пехотного полка. В январе 1909 г. был привезен и установлен во временной часовне походный лагерный иконостас Преображенского полка хозяйственных войск 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Дальнейшим обустройством и внутренним убранством временной церкви руководил капитан Павловского полка Придворных Войск Ломан. 6 февраля 1909 состоялась первая служба, а 25 апреля ее посетил царь Николай.

В мае того же года, когда Личный Эскорт был переведен в Петергоф, церковь была закрыта, но работа внутри продолжалась. Был разработан проект нового иконостаса, который был построен в июне-декабре 1909 года в старорусском церковном стиле под руководством архитектора Покровского.

Этот временный храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому. Первые дары церковной утвари и богослужебных облачений поступили из Москвы. Вслед за этим даром матушка Серафима из Серафимо-Дивиевского монастыря подарила икону преподобного Серафима, которую написала сама.

Икона была освящена возле мощей с телом святого в год его прославления.

Игуменья Нектария Серафимо-Понетаевского женского монастыря передала в дар точную копию чудотворной иконы Понетаевской Божией Матери. Все иконы для церкви выполнил московский иконописец Емельянов. Работа была сложной, и результаты были оценены по достоинству. Иконы временной церкви написаны в стиле XVII века.

Архитектор Покровский отвечал за создание Серафимовской церкви. Он решил украсить временную церковь иконами и церковной утварью, скопированной по древнерусским образцам, без реконструкции самого сооружения. Это имело смысл, поскольку церковь должна была быть временной. Стены он решил покрыть красным полотном с чеканными орлами в стиле правления царя Алексея Михайловича. Для новой церкви у известных российских коллекционеров была приобретена большая коллекция старинных предметов русского богослужебного искусства высокой художественной ценности. В храм также были добавлены некоторые святыни, в том числе фрагмент святой Анны Каширской, подаренный храму митрополитом Московским Владимиром.

В декабре 1910 года из закрытой церкви Шлиссельбургской крепости привезли массивный напрестольный крест 1700 года, в котором находились 12 фрагментов этого святого и Евангелие, напечатанное в 1677 году. Это Евангелие было подарено Михаило-Архангельскому собору царем Федором Алексеевичем в 1681 году. Внешний вид Серафимовской церкви с ее древнерусским внутренним убранством оказал значительное влияние на будущую постройку и отделку постоянного храма. запланировано. Позже, когда был построен новый храм, содержимое всей Серафимовской церкви было перенесено в Федоровский собор и стало частью усыпальницы.

Федоровский собор строился одновременно с устройством временной церкви в батальонном доме. 20 августа 1909 года краеугольный камень собора был заложен царем Николаем на торжественной службе, совершенной Феофаном, епископом Ямбургским, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Строительством собора руководил специальный Строительный комитет во главе с генералом Комаровым. Он был командиром сводного полка. Другими членами Комитета были полковник Перепеловский, капитан Шереховский, капитан Ломан, младший ротмистр Андреев, младший казачий ротмистр Тускаев, писарь Мельков. Первоначальный проект собора выполнил профессор архитектуры Померанцев.

Однако вскоре после начала строительства фундамента первоначальный проект здания архитектора Померанцева подвергся критике и обсуждению новых идей относительно архитектуры и расположения храма. Было решено, что более уместно, чтобы новый собор в царской резиденции подражал стилю Благовещенской церкви в Москве на территории Кремля, которая была личным домовым храмом первых Романовых. Контракт с Померанцевым был расторгнут, и архитектору Покровскому было поручено создать новый проект. Работая над деталями проекта, Покровский следовал указанию царя и использовал в качестве модели Благовещенскую церковь в Москве в том виде, в каком она выглядела в 1484 году. -притворы, часовни, входы, ризница и т. д. на ней, так как по проекту Покровского сама церковь занимала меньше места.

Несмотря на то, что за основу был взят более ранний образец, проект Покровского был оригинальным произведением искусства, свидетельствующим о его глубоком знании истории функционирования средневековой русской архитектуры. Покровский был известен своими постройками в этом стиле.

Его проект был утвержден 1 августа 1910 года, и Покровский был назначен руководителем и руководителем строительства. Верхний храм был закончен к концу лета 1912 года и освящен 20 августа. Строительство заняло три года. На церемонии открытия присутствовали священнослужители всех самых известных монастырей России со всей семьей Романовых и императорским двором. Продолжались работы над другими частями храма, а склеп был построен под руководством Максимова, помощника Покровского, и был завершен вскоре после этого, в ноябре 19 г.12.

Верхний храм был посвящен иконе Федоровской Божией Матери , а также имел придел во имя святителя митрополита Московского святителя Алексия. Посвящение иконе Федоровской Божией Матери выбрано потому, что перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благословлен на престол первый царь Романов Михаил. Когда царская семья находилась в Царском Селе, собор был их приходом, и они неизменно посещали его по воскресеньям и на всех других особых церковных службах в течение недели. Верхняя церковь была открыта для публики, но публика допускалась в нижнюю церковь только по специальному запросу.

Когда в 1912 году было завершено строительство собора, в скором времени по проекту Покровского была начата отделка внутренних помещений. По приказу Николая II внутреннее убранство должно было быть скопировано с церкви Ивана Крестителя в Ярославле и Воскресенской церкви в Ростовском кремле. Поэтому большое количество цветных фотографий, копий картин и т. д. этих церквей вместе с эскизами интерьера собора было отправлено царю для изучения. Он одобрил их все без изменений. Роспись усыпальницы выполняли живописцы Щербаков, Пашков и Васнецов, автор эскизов церковных облачений. Художник Емельянов начал отделку верхнего храма, но работы пришлось остановить, так как стены были еще сырыми от строительства, а Первая мировая война только началась.

Верхний и нижний храмы продемонстрировали два совершенно разных подхода к возрождению древних художественных традиций русского православия. В верхнем храме иконы и убранство были новыми, выполненными по старинным образцам, а усыпальница была создана прежде всего из древних предметов великой красоты и святости.

Собор имел несколько входов, расположенных с разных сторон здания. Каждый из них предназначался для посетителей в соответствии с их рангом. Западный парадный вход был украшен большим мозаичным панно с изображением Федоровской Божией Матери и множества святых в разноцветных облачениях. Этим входом пользовались редко, только по большим религиозным праздникам. Обычным входом прихожан была боковая дверь в южном крыле главного корпуса. Для императорской семьи было два входа – вход в Верхнюю церковь располагался в юго-западном углу здания. В нем была каменная лестница с шатром, увенчанным золотым орлом. Рядом с этим входом, но с южной стороны, был отдельный вход в подвал, где находилась усыпальница. Оба входа были украшены мозаичными панно.

С южной стороны был вход для Имперской Гвардии и других офицеров. Он был выполнен в виде трехступенчатой ​​арки и украшен мозаичным панно с изображением святого Георгия Победоносца.

Центральная часть собора, прямоугольная в плане, имеет четыре большие колонны, поддерживающие барабан и купол. Верхний храм имел четырехъярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского (его можно увидеть в 5-м номере «Ежегодника Общества архитекторов и художников», 1910). Эффектный серебряный иконостас был более 33 футов в высоту. В 1934 году, когда коммунистическое правительство приказало закрыть собор, иконы были отправлены в Русский музей в Ленинграде, а серебро переплавлено на деньги. Ее могли просто уничтожить, но обстановка и иконы верхнего храма считались такими великолепными произведениями искусства, что правительство приказало их сохранить. Каждый предмет в церкви являлся составной частью целостной декоративной схемы в стиле XVII века и считался уникальным ансамблем большого художественного достоинства.

Архитектурный проект верхней церкви был массивным и ярко освещенным. Совсем другое впечатление производила нижняя усыпальница. Он был расположен в подвале здания с низким потолком около десяти футов. В нем не было окон и естественного освещения, а низкие своды были украшены фресками. Отсутствие естественного света, низкий пещерный потолок и богатое средневековое убранство придавали часовне неземной вид.

В усыпальнице храма находилась усыпальница с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Слева от входа находилась икона Серафима работы иконописца Гурьянова, справа репродукция иконы Божией Матери «Умиление», дублирующая икону в келье преподобного Серафима. Рядом находилась и икона Божией Матери Понетаевской.

Нижняя церковь включала в себя и личную часовню Александры Федоровны, длинную и узкую. В ее часовне находились икона Серафима, икона Божией Матери Понетаевской, обломок дерева из кельи Серафима, картина, изображающая святого, кормящего медведя, и другие картины, иллюстрирующие его житие. Потолок был украшен старинными русскими мотивами, а в стенах были ниши, заполненные старинными иконами. Среди них икона Спасителя XVI века, список Владимирской иконы Божией Матери XVI века, Казанский образ Богородицы в серебряном окладе древней эмали, икона свв. Бориса и Глеба, икону Божией Матери Умиление (Богоматерь Елеуса), картину с изображением Воскресения, старинную икону Николая Чудотворца и новую икону Божией Матери Царскосельской.

Стены нижней церкви были обтянуты тёмными тканями; в святилище они были покрыты золотой парчой. Потолок был покрыт фресковым орнаментом, напоминающим прославленную церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Пол был покрыт темно-красными коврами с широкой зеленой полосой. Иконостас был специально рассчитан на тесную высоту храма и состоял из одного яруса, собранного из древних икон.

Склеп блестел в мягко потрескивающем свете свечей, отражавшемся от икон в серебряных окладах, обмазанных драгоценными камнями. Масса священных росписей в сочетании с великолепным убранством и десятками драгоценных подвесных лампад создавали целый ансамбль художественной и материальной роскоши, производивший глубокое впечатление на посетителя. Самыми ценными иконами в иконостасе были иконы Господа и Божией Матери Тихвинские, написанные в Москве, и икона святителя Николая. Также интересны икона Благовещения, выполненная мастерами из Устюга, икона Святой Троицы XVII века и редкий образ Федоровской Божией Матери.

В усыпальнице все иконы висели на специальных шелковых листах, вышитых золотыми и разноцветными шелковыми нитями – темно-малиновыми, алыми и темно-коричневыми. Все эти вышивки были подарены церкви семьями из старинных русских городов, где они хранились сотни лет.

Монахи-резчики по дереву Троице-Сергиевского монастыря под Москвой изготовили изысканную мебель для верхнего и нижнего храмов в средневековом русском стиле.

Частная часовня царской семьи располагалась в южной части нижнего храма. Комната была покрыта от пола до потолка трехцветной темно-синей тканью с красными и алыми цветами. Потолок соответствовал остальной части церкви и был украшен средневековыми фресками. В личной часовне царя было 50 икон. Среди них были икона Николая Чудотворца из древнего Новгорода, резная икона святителя Николая XVII века, икона Успения Богородицы XVII века, икона Воскресения и икона святого Алексия.

После революции 1930-х годов собор был закрыт. Святилище верхнего храма было отгорожено стеной и занято складом киностудии “Ленфильм”. Остальная часть церкви также использовалась как склад и гараж.

Части убранства собора, иконостас, иконы, а также некоторые прекрасные церковные убранства и облачения можно найти в различных музеях окраины Санкт-Петербурга. Сейчас они находятся в Русском музее, в Казанском соборе, в Екатерининском дворце, в Павловском дворце и в других местах. Однако многое было потеряно, продано за границу за иностранную валюту или намеренно уничтожено коммунистическим правительством.

Федоровский собор очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, подвергался интенсивным бомбежкам и обстрелам. Частично разрушены стены северного фасада и правого крыла западной стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *