Федоровский городок в царском селе реставрация: В Царском селе реконструируют Федоровский городок

Содержание

Стартовали реставрационные работы в ФЕДОРОВСКОМ ГОРОДКЕ! | Читалка

к другим статьям

29 мая 2018 Репортаж

В 2018 году в Федоровском городке начались активные восстановительные работы. Институт Петербурга побывал на «строительной площадке» и узнал, в каком состоянии находятся объекты и что их ожидает в будущем.

Федоровский (Феодоровский) городок — комплекс сооружений в городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Оригинальное название — Дома для причта и служащих Фёдоровского Государева собора.

Краткая историческая справка:

Во время строительства Феодоровского собора в 1913 году было решено на противоположном берегу пруда построить архитектурный комплекс в национальном стиле по проектам и под руководством архитектора С. С. Кричинского. В первую очередь необходимо было возвести жилые помещения для причта собора.

Дома для священников, причетников и некоторые другие постройки вчерне были закончены уже летом 1914 года. К сентябрю 1915 года была возведена Трапезная палата, в которой до 1917 года продолжалась отделка интерьеров. Тогда же построено здание бани и прачечной, впоследствии надстроено третьим этажом под водолечебницу. Работы в зданиях велись до июля 1918 года.

На время Первой Мировой войны при Феодоровском соборе был открыт лазарет для раненых солдат № 17, а в 1916 году — для офицеров. Шефство над лазаретом взяли великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Постройки использовались причтом Феодоровского собора и персоналом госпиталя совместно.

Для помощи персоналу госпиталя в зданиях Феодоровского городка был размещён Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 её императорского величества государыни императрицы Александры Фёдоровны.

В городке, после закрытия лазаретов, хранилась коллекция церковной утвари, икон, оружия и других предметов русской старины — наследие «Общества возрождения художественной Руси».

В 1918 году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту. В период оккупации Пушкина Феодоровский городок находился рядом с передним краем обороны немцев и очень сильно пострадал. Ценности, которые ещё оставались в нём, были вывезены.

По окончании войны предполагалось восстановить комплекс, однако больших работ так и не проводилось. Реставрация началась в 1976 году.

В 1982 году в зданиях разместился филиал туристической гостиницы «Мир» на 163 места.

В 1994 году комплекс Феодоровского городка был передан Русской православной церкви, в нём, по благословению патриарха Алексия II было создано Патриаршее подворье, в стенах которого предполагается разместить: резиденцию Патриарха; музей истории Федоровского городка; паломнический и учебный центр; иконописные мастерские; гостиницу.

В 2018 году началась реконструкция в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию. Осмотрим текущее состояние построек городка.
 

ДОМ ПРИЧЕТНИКОВ (Жёлтая палата) 

С этого здания началась постройка всего комплекса.

Кроме трёхкомнатных квартир причетников, здесь предполагалось устроить и такую же квартиру для регента хора. Однако здание было передано под лазарет для нижних чинов под патронажем великих княжон Марии и Анастасии. Сохранилось много фотографий великих княжон рядом с Желтой палатой.

 

В 1990-е годы часть помещений была приспособлена под службы подворья. 

На главной лестнице уже сейчас можно сделать сравнительные кадры #сквозьстолетие 

Согласно данным, опубликованным на сайте Kanoner, Жёлтая палата станет гостиницей для священнослужителей.

ДОМ СВЯЩЕННИКОВ (Офицерский госпиталь,  Белокаменная палата)

Предназначался для настоятеля и священников Фёдоровского собора.

В здании находились четыре пятикомнатные квартиры, кухни, людские, ванные комнаты, кладовые, веранды и два входа. Потолки лестницы и гостиных комнат были расписаны. Росписи имели исключительно церковный характер.

С началом Первой мировой войны здание было приспособлено под офицерский лазарет, который располагался на двух этажах. В связи с этим стены жилых помещений частично были оклеены обоями, выбелены или покрыты эмалевой краской. 

Здание почти не пострадало от военных действий, в советский период были незначительные планировочные изменения. Но впоследствии оно оставалось бесхозным и было передано подворью в полуразрушенном виде.

На апрель 2018 года здание выглядит следующим образом:

Удивительно, что при этом сохранились фрагменты потолочной росписи:

Согласно публикации в «Российской газете», в здании планируется устроить гостиницу для высокопоставленных гостей.  

ТРАПЕЗНАЯ ПАЛАТА

Основной целью постройки палаты было устройство здания для собраний духовенства.

Внутри было четыре функциональные части:

1.    Парадная, включавшая зал на 200 человек, домовую церковь преподобного Сергия Радонежского, гостиную, бильярдную и библиотеку с прилегающими к ним проходными помещениями. В этой же части размещались вестибюль и ходовые галереи. Здесь же находились четыре лестницы: наружная гранитная (ведущая с улицы на второй этаж) и три внутренних. Кроме лестниц, между двумя этажами был лифт.

1)    Главный зал трапезной двусветный. Нижний ряд окон был застеклён зеркальными стеклами в железных золочёных переплётах. В трапезную выходит окно из помещения библиотеки. Зал был перекрыт сомкнутым сводом с орнаментальной росписью.

2)    Церковь преподобного Сергия Радонежского была перекрыта сводом, в центральной части покрытым росписью, а в алтаре — вызолоченным. Иконостас в храме был деревянным, с медными прокладками в прорезях. Пол церкви был устлан массивным паркетом «в елку». 

2.    Квартира ктитора собора, располагавшаяся на двух этажах, состояла из 9 комнат. 

Она имела отдельное парадное крыльцо. Бо́льшая часть сводов была расписана. Внутренняя лестница освещалась круглым окном. Стены комнат были оклеены обоями, а коридоры окрашены светлой краской. Из столовой квартиры возможно было выйти на террасу, которая была переоборудована под сад. Кроме того, при квартире был ещё один сад, отгороженный кирпичным забором от остального внутреннего двора. 

3.    Канцелярия собора.

4.    Подвал, в котором находились главная кухня, котельная, калорифер и кладовые. В главной кухне очаг был расположен посреди помещения, а дым выводился тоннелем под полом.

12 (25) февраля 1917 года император Николай II посетил Феодоровский городок и оставил запись в книге посещений: «12 февраля 1917 г.

осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Гос. соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».

Прогуляемся вслед за императором по помещениям Трапезной палаты. В этом нам поможет план из книги «Русский городок Царского Села — Китеж XX века», размещенный на сайте «Энциклопедия Царского села».

Первый этаж:

Второй этаж:

Через Царский вход 

и Притвор заходим в Теплые сени.

Далее через Малый переход попадаем на Лестницу Круга Солнечного

и поднимаемся на второй этаж в Трапезную.

Любуемся Федоровским собором из Царской палаты  

и переходим в Башенную палату.

Внутри башни изображены гербы восьми Царств, исторически вошедших в Русь Московскую: Великих княжеств Новгородского, Киевского и Владимирского; княжества Тверского; Царств Московского, Астраханского, Казанского и Сибирского [последние три — на фото].  

Именно здесь разместится музей, экспозиция которого будет посвящена Федоровскому городку и всему, что с ним связано (Общество возрождения художественной Руси, Лазарет Великих княжон Марии и Анастасии и пр.).  Посетители будут попадать сюда с Царского входа через Притвор и Тёплые сени по Царской лестнице, куда пройдём и мы, возвращаясь к маршруту Николая II.

Через Книгохранилище проследуем в Притрапезную церковь.

Восхитимся Парадной лестницей,

заглянем в Жилые непраздничные и детские покои.

А дальше путь нам закрыт, т.к.  внутренняя лестница ктитора разрушена.

Поэтому встретим императора на Общем входе и пожелаем ему дальнейшего приятного чаепития.

Напоследок осмотрим фрагменты сохранившихся “травных росписей” в Малом переходе из Тёплых сеней

и плитку в Умывальной.

Затем через «Выход в сад»  

выйдем во двор, чтобы изучить остальные постройки.

ДОМ ДИАКОНОВ  (здание канцелярий, Розовая палата)

Предназначался для диаконов Фёдоровского собора. В здании были устроены четыре четырёхкомнатные квартиры, кухни и два входа. С самого начала здесь была размещена канцелярия. Диаконы же проживали в квартирах на Магазейной улице.

Согласно информации «Канонера», Розовая палата (Академический проспект, 26, литера В) превратится в покои патриарха.

ДОМ ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ (Здание для низших служащих лазарета, башня Есенина, Розовая башня, Метеостанция)

В здании предполагалось разместить нижние чины, состоявшие при церкви, старшему из которых предоставлялась отдельная квартира.

Дом состоит из двух частей — одноэтажной и двухэтажной, в которой находятся мансарда и башня.  

Во время Первой мировой войны здесь жили низшие служащие лазаретов. Этот дом непосредственно связан с жизнью поэтов Сергея Есенина, Николая Клюева, актёра Владимира Сладкопевцева, художников Константина Коровина и Георгия Нарбута.

Согласно данным «Российской газеты», в доме будут размещаться сопровождающие Патриарха лица. 

ОТДЕЛЬНЫЙ ДОМ ДЛЯ НИЗШИХ И ВЫСШИХ СЛУЖАЩИХ

Здание строилось для смотрителя зданий, дворников, сторожей и других служащих городка. Во время строительства комплекса, в здании находились временные столярные мастерские, в которых изготавливалась мебель для палат Феодоровского городка.

Здесь планируется разместить служебные помещения.

БАНИ И ПРАЧЕЧНАЯ (Белая палата)

Состоит из двух частей — одноэтажной, в которой располагалась прачечная, и трёхэтажной — для бань.

Сейчас здесь «штаб», а будет,  согласно сайту, гостиница для архиереев.

 

Над большинством интерьеров работает архитектурно-художественная мастерская ТИТОВА. 

Срок окончания восстановительных работ — декабрь 2021 года.
 

В публикации использована информация с ресурсов:

1. Статья Д. Бохонского на сайте «Википедия»
2. Статья Т. Бровкиной на сайте «Энциклопедия Царского Села» 
3. Статья «Федоровский городок в Пушкине отреставрируют для священников» на сайте «Канонер»
4. Статья на сайте «Российской газеты»  
5. Материалы с сайта «Русский городок Царского Села — Китеж XX века»


Благодарим генерального директора архитектурно-художественной мастерской ТИТОВА Алексея Леонидовича Титова и руководителя паломнической службы Царскосельского благочиния Дмитрия Олеговича Бохонского за содействие в подготовке публикации.

©  КСЕНИЯ САМАРИНА
 

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ

Окраины Царского Села. Фёдоровский городок, Ратная палата, Пенсионерские конюшни, Ферма

Ранним субботним утром мы отправились на прогулку по историческим окраинам Царского Села.

Фёдоровский городок в Царском селе

Первым на нашем пути оказался Фёдоровский (Феодоровский) городок.
На первый взгляд, создаётся ощущение, что здания и постройки Фёдоровского городка имеют многовековую историю. Однако это не так…

Строительство Фёдоровского городка началось только в 1913 году и продолжалось вплоть до 1917 -1918 г.г. Что интересно, первые эскизы зданий утверждал лично Николай II. Последний русский император видел в такой “древнерусской” архитектуре посыл к возрождению русской культуры. С утилитарной точки зрения Фёдоровский городок в Царском селе предназначался для жития служащих Феодоровского собора находящегося поблизости.

Белокаменные ворота Фёдоровского городка

Белокаменные ворота-неофициальная визитная карточка Фёдоровского городка.  Ворота сделаны из старицкого известнякового камня. Благодаря искусной резьбе Белокаменные ворота удивляют своей нарядностью и красотой. Ворота являются излюбленным местом для проведения фотосессий.

Крупный план “древнерусского” декора. Изящная работа русских умельцев.

Дом священников в Фёдоровском городке

Обезглавленный Дом священников (Белокаменная палата). В здании находились четыре 5-комнатные квартиры для жития священников и настоятеля Феодоровского собора.

Фасад здания, также как и Белокаменные ворота, богато украшен резьбой по старицкому камню. В годы Первой мировой войны в здании распологался офицерский лазарет.

Главные ворота Фёдоровского городка. Вызывает недоумение натянутая над воротами колючая проволока, особенно беря в расчёт что с 1994 года Фёдоровский городок был передан Русской православной церкви. С какой целью богоугодные люди решили оградиться от мирян колючей проволокой?

Трапезная палата Фёдоровского городка

Здание Трапезная палаты предназначалось для собраний духовенства. Однако, помимо главного зала на 200 человек, в здании находились церковь Сергия Радонежского, библиотека и, что самое интересное, бильярдная. Батюшки оказывается тоже любили “шары покатать”. Кстати, от Белокаменной палаты  по проходу над главными воротами можно было добраться до Трапезной палаты, что очень удобно особенно в ненастную погоду.

Трапезная палата со стороны Александровского дворца. Шпиль Трапезной палаты украшен сверкающим на солнце Георгием-Победоносцем. К сожалению, нижняя часть здания “сверкает” только оцинкованным железом, которым толи “отреставрировали”, толи “законсервировали” осыпающееся здание.

Георгий-Победоносец на защите Фёдоровского городка. Однако враг, в лице чёрного ворона, не дремлет!

Кремлёвские стены в Царском селе.

Сторожевая башенка органично вписалась в окружающую природу.

А вот в этой сторожевой башенке, местные предприниматели устроили заведение общепита. Теперь, бойницу башни “украшает” вентиляционный воздуховод. Интересно, у пушкинских рестораторов получено согласование этого воздуховода?

Жёлтая палата Фёдоровского городка

Дом причетников (Жёлтая палата) также как и все здания Фёдоровского городка выполнен в древнерусском стиле. Здание предназначалось для размещения священнослужителей, однако по приказу коменданта Царского села в сентябре 1914 г. в здании разместился лазарет для солдат получивших ранения в сражениях 1-ой мировой войны.

Дом дьякона. Подойти поближе к дому нет никакой возможности. Проход закрыт решётчатыми воротами, а территория городка охраняется собаками. Фотография делалась через прутья решётки. Кстати, справа от Дома дьякона находится будка для сторожевого пса.

Внутренний двор представляет собой унылое зрелище. Непонятно, зачем РПЦ взяла себе эти земли, если нет средств или желания привести исторические здания в надлежащий вид. Вспоминается сказка Толстого “Собака на сене”.  Закрыть вход на территорию, натянуть колючую проволоку, посадить собаку… и смотреть, как памятники архитектуры постепенно разрушаются….

Белая палата Фёдоровского городка

О, хоть на реставрацию здания бани и прачечной (Белая палата) деньги нашлись!

Сергей Есенин. Памятная доска.

Современные энергосберегающие технологии.

Помещение для карет, надеемся тоже скоро порадует нас отреставрированным фасадом.

Дом для низших чинов. Без слёз на “это” нельзя смотреть.

Новое слово в закладках оконных проёмов на памятниках истории и культуры федерального значения..

Ещё одна сторожевая башенка.

Работа кирпичных дел мастеров.

Фёдоровский собор

После Фёдоровского городка мы отправились на прогулку по Фермскому парку. И конечно же, не смогли не запечатлеть, эту благолепную картину. Поклонный крест на фоне купола Феодоровского собора.

Совершенно случайно мы увидели деревянные кресты. Как оказалось, в 10 метрах от Фёдоровского городка и в 20 метрах от отдыхающих на берегу пруда “шашлычников”, находится воинское захоронение погибших в годы 1-ой мировой войны.

Таинственное строение из красного кирпича, по одной из версий, является звонницей, по другой-фонарём.

Как органично смотрится Феодоровский собор в окружающем ландшафте. Красота.

Пруд с названием “Ковш” на фоне построек Фёдоровского городка.

Ещё один, недавноустановленный, поклонный крест.

Икона на стенах Феодоровского собора.

Ратная палата в Царском селе

В нескольких минутах хотьбы от Фёдоровского городка располагается свеже отреставрированный музейный комплекс Ратная палата. Изначально Ратная палата создавалась как хранилище трофеев добытых на полях сражений русскими войнами. Также в стенах Ратной палаты планировалось разместить портреты солдат и офицеров отличившихся в русских воинах..

В советское время в зданиях Ратной палаты располагались ректорат, канцелярия и клуб Агрономического института…. Имперский барильеф и агрономы… По счастью, с 2008 г. комплекс зданий перешёл под управление ГМЗ “Царское Село”, что позволило получить финансирование на реставрационные работы.

Сверкающий двухглавый орёл.

Стоило только показаться небольшой тучке, как символ российской империи принял жутковатый вид.

Пенсионерские конюшни в Александровском парке

После Ратной палаты дорожка вывела нас на окраину Александровского парка, где  мы обнаружили средневековую готическую крепость…

Как оказалось, это Пенсионерские конюшни. На первом этаже здания размещались стойла для 8 лошадей, удостоенных пожизненного пансиона. Некоторые из лошадей содержащихся в Пенсионерских конюшнях проявили отвагу в сражениях против Наполеона, другие были просто из царских конюшен и в силу своего возраста не могли дальше служить своим хозяевам. Здание конюшен было построено в 1829 г.  В непосредственной близости от конюшен находится мемориальное кладбище императорских лошадей.

Когда-то на этом лугу, близ Пенсионерских конюшен, отдыхали, уставшие от прожитых лет, кобылы императорского двора.

Императорская ферма в Царском селе

По соседству с Александровским парком  и недалеко от Ратной палаты расположился комплекс зданий императорской фермы. Как видно, в настоящее время, идёт активная реставрация построек фермы.

Художественное оформление фасада дома смотрителя фермы.

На оштукатуренной стене здания фермы видны, проведённые реставраторами, предварительные выкрасы.

И напоследок, великолепный ландшафтный вид Фермского парка…

…и ещё один…

Музей-заповедник Царское Село

История

Что посмотреть

Екатерининский дворец

Екатерининский парк

Александровский парк

Баболовский парк

Царское Село Цеум

Дача Александра Пушкина

Палата Ратна

Арсенал

г. Федоровский

Коллекции

Интересные факты

Правила посещения

Время работы, стоимость билетов

Экскурсии

Музей-заповедник Царское Село на карте

Путешествие в Санкт-Петербург определяется желанием увидеть его достопримечательности, пройтись по Невскому проспекту, посмотреть на Неву, укрощенную надежными набережными, полюбоваться мостами и прогуляться по ночному городу. Среди популярных и важных мест музей-заповедник Царское Село.

Каждая из царских особ оставила свой след в облике Царского Села. Среди великолепных дворцов парки черпали вдохновение у Великого Пушкина. Здесь он завершил работу «Евгений Онегин».

История

Первое упоминание о Царском Селе относится к 1502 году (под названием Сарица). При переходе территории к России местность называлась Сарской усадьбой, а с 1711 года, после провозглашения Екатерины «Истинной императрицей» России, здесь образовалась резиденция дворцового типа. Самые августейшие имена любили развлечения.

Богатые фантазии увлекли их в сказочный мир Востока, древние города Европы, и других уголков планеты.Появились здания с экзотическими названиями: Китайская или Скрипучая беседка, Готические ворота, Пирамида, Турецкие бани, Висячие сады, Мраморный мост , шедевры стилей барокко и классицизма.

Центром экспозиционного разнообразия парка является Екатерининский дворец со знаменитой Янтарной комнатой, «Золотой анфиладой» роскошных залов. В музее хранится 36505 предметов, объединенных в интересные коллекции.

Среди них по специальной цене следующие коллекции:

Что посмотреть

Каждый год Царское Село посещает огромное количество туристов. Разработаны оптимальные маршруты экскурсий, охватывающие большое количество интересных мест музея. Фотосъемка разрешена на территории музея (кроме Янтарной комнаты). Начало увлекательного путешествия в прошлое нашей Родины начинается с Екатерининского дворца.

Екатерининский дворец

Историю жизни трех великих цариц (Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II) хранят архитектурные шедевры памятника всемирного наследия, созданные лучшими мастерами трех эпох из жизни Российского государства.

В период с 1744 года по настоящее время во дворце происходили реставрации и пристройки. В 2003 году Янтарная комната вернулась на прежнее место, восстановленная по сохранившимся образцам. Современный вид дворца сохранился в соответствии с видом во времена правления Елизаветы Петровны.

В момент открытия лазурный фасад дворца, белоснежные колонны пяти торжественных церковных куполов, шпиль с золотой звездой сверкали позолоченными украшениями. Для создания такой красоты было использовано 100 кг золота.

Внутренние покои, расположенные друг за другом в виде Парадной анфилады, были оборудованы знаменитым Растрелли. Фигуры атлантов, лепные украшения выполнены по идеям скульптора Дюнкера. Многие шкафы были изготовлены под руководством шотландского архитектора Кэмерона.

Во время последней капитальной реконструкции дворца (арх. Монигетти в 1863 г.) появилась мраморная лестница. Во время войны 53 зала дворца были разграблены. Отреставрировано 32 зала. Не счесть поток людей, идущих посмотреть Янтарную комнату. Его панно были восстановлены в Царскосельской янтарной мастерской после 20 лет кропотливой работы.

Екатерининский парк

Наряду с внешним видом здания дворца вокруг него была построена зеленая зона отдыха. Под руководством Растрелли появляются постройки «Зал на острове», расположенный в центре Большого пруда, «Грот», «Эрмитаж». Все тенденции садово-паркового искусства второй половины 18 века нашли отражение в оформлении пейзажного стиля парка. Вдоль Большого пруда высажены липовые аллеи. Такая аллея, получившая название Рамповая, выросла на холме над прудом, как продолжение русских горок.

В разных частях парка появились Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Малая расстрельная колонна и Башня-руина. Кухня «Эрмитаж», павильон «Великий каприз», Агатовые комнаты, Китайская беседка, Адмиралтейство, павильоны в стиле русского классицизма Верхние и нижние ванны. В парке установлена ​​статуя Геракла в образе Петра I, скульптуры известных персонажей из мифологии древности, высажены редкие деревья и растения. Все постройки гармонично составляли единый ансамбль.

Парк расположен на возвышенном месте, где в древности бушевали морские волны, а гораздо позже росли сосновые леса. Теперь можно прогуляться по территории регулярного Старого сада (созданный Розеном, Фохтом в 1720 г. по указу Петра I), английского пейзажного парка (появился в 1790 г. под руководством Ильина, Буша, Неелова).

Александровский парк

Александровский дворец считается лучшим образцом архитектуры классицизма. Рядом находится территория прекрасного парка, вошедшего в состав Государственного музея «Царское Село». В парк можно попасть со стороны Екатерининского дворца и через ворота Александровского дворца.

На площади около 200 га разделены две части парка: регулярная (Новая с правильной геометрической планировкой) и ландшафтная зона. Здесь прошли годы жизни последних Романовых. Оригинальные постройки расположены на площади парка.

Среди них предлагается к осмотру следующие здания:

  1. Павильон детский дом. Возведен для развлечения детей Николая I.
  2. Арсенал. Здание в готическом стиле возведено на месте павильона Монбижу. В нем находится музей.
  3. Белая Башня. Павильон выполнен в виде средневекового замка рыцарей, окруженного рвом. Полностью отреставрирован в 2012 году.
  4. Китайская деревня. В настоящее время красивые дома (12 единиц) занимают гостиницы.
  5. Часовня или молельня. Готическое здание находится на реставрации.
  6. Палата Ратна. Китайский театр и многие другие достопримечательности.

Баболовский парк

В 1785 году вместо деревянной усадьбы князя Потемкина был возведен каменный дворец с модными элементами готического стиля. Это была отдаленная зона царскосельских парков (по преданию, здесь встреча Александра I с Софьей Велью в 179 г.3-1940). Дворец сильно пострадал во время последней войны. Ведутся восстановительные работы. Первоначально вокруг здания был разбит английский сад, создан Большой (Бабаловский) пруд за счет вод реки Кузьминки.

Название парка происходит от финской деревни Бабалово (Пабола). Это самая большая по площади зеленая зона заповедника (около 270 га). По границам парка создана широкая прогулочная зона в виде кольцевой дороги.

На его территории много уютных прогулочных дорожек, площадок для прохода экипажей. Самые известные достопримечательности парка — каменная ванна (в 1825 году под руководством Стасова она была переделана в необычайно большую гранитную ванну) и Таицкий водовод.

Является крупнейшим в Европе памятником XVIII века среди строительных сооружений России. Бабаловскую баню изготовил известный петербургский каменщик С. Суханов. Первый водопровод в Царском Селе действовал со второй половины 18 века. Благодаря заботе Елизаветы I были открыты многочисленные родники, а позже построены каналы и водоводы для снабжения будущего города Пушкина. Следов первого акведука нет.

Царскосельский лицей

В июне 1817 года состоялся первый выпуск подготовленных учеников Царскосельского лицея. Александр основал его с целью воспитания дворянских детей. Здесь учились братья императора, великие князья российские. В учебную программу входили фехтование, верховая езда, рисование, танцы, плавание и обычные школьные дисциплины. Кстати, Пушкин, обучавшийся здесь с 1811 по 1817 год, был первым учеником в танцах и фехтовании.

В лицее учились дипломат Горчаков, декабристы Пущин, Кюхельбекер, поэт Дельвиг и др. Имена многих воспитанников лицея вошли в историю Российского государства. Сейчас в здании лицея располагается Мемориальный музей Пушкина. Он был открыт в 1949 году в честь 150-летия поэта.

Отреставрированы помещения, в которых жили лицеисты: Библиотека, Большой зал, Газетный зал. В библиотеке имеются оригинальные книги, учебники лицеистов. В певческом классе есть музыкальный инструмент времен Пушкина.

Интересная экспозиция содержит стихи, рисунки, написанные рукой поэта. Здесь же хранится памятный знак, подаренный императором при открытии лицея. В лицее сложилась необычная атмосфера, зародились традиции. Одним из них было «сломать колокольчик» после выпускного экзамена. Каждый выпускник получил фрагмент с символической памятной надписью.

Дача Александра Пушкина

С 1958 года в старом деревянном доме с балконом, верандой, антресолью Пушкин с 1831 года жил счастливой семейной жизнью. Гулял по окраинам Царского Села, любовался парками , много работал, общался со своими сокурсниками-лицейцами, которые выжили. Музей в сохранившемся доме был открыт в 1958, а в 1981 году в честь 150-летия поэта здесь были проведены реставрационные работы. Все помещения приведены в первоначальный вид.

Их интерьер создан на основе воспоминаний современников. Даже камин выполнен в стиле пушкинской эпохи. В дополнительных залах размещены музейные экспозиции, посвященные поэту и его друзьям: Жуковскому, Карамзину, молодому Гоголю, жизнь которого прошла в Царском Селе.

В этом доме написаны «Сказка о царе Берендее», «Сказка о царе Салтане», «Война мышей и лягушек», «Письмо Онегина к Татьяне». Скромный деревянный дом легко узнать по мраморной надписи «А.С. жил здесь. Пушкин в 1831 году».

Палата Ратна

С 2014 года после реставрации в здании располагается Музей Первой мировой войны (открыт в день 100-летия 4 августа 2014 года). Архитектурное сооружение расположено в северной части Александровского парка, недалеко от Федоровского городка.

Император Николай II присутствовал при закладке здания. За образец для строительства были взяты аналоги псковско-новгородских построек XIV-XVI веков. В это время территория Царского Села входила в состав новгородских владений.

Главным помещением Военной палаты был огромный зал (400 мест) для зрителей с хорами. На потолке были изображены гербы губерний России. В расписанном зале была сцена для лекций. Основная коллекция музея – собрание оружия, икон, картин, исторических документов о Первой мировой войне. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало. После передачи музею-заповеднику «Царское Село» Военная палата была полностью восстановлена.

Арсенал

Один из первых в России музеев, в котором хранятся элементы императорского оружия. Он расположен в красивом готическом здании в центральной части Александровского парка. Зубчатые башни величественно возвышаются над окрестностями.

Назначением такого здания был показ, хранение коллекций оружия Средневековья, Европы, стран Востока, которые Император Николай I начал собирать в роли Великого Князя. Раньше на месте арсенала располагался охотничий павильон «Монбижу или мой клад».

Причудливая постройка (стиль барокко) сменила направление в архитектуре, и появился английский готический замок, дополненный элементами романского стиля, придуманного архитектором Адамом Минеласом. Интерьер арсенала выполнен в готическом стиле. На первом этаже парадная лестница, комната императрицы, столовая, кабинет, прихожая, албанская картинная комната. Второй этаж занимают помещения Индо-Персидской, Индо-Мусульманской, Турецкой комнаты.

В центре восьмигранный «зал рыцарей» с круглым столом. Коллекции оружия, собранные в Арсенале, представлены многочисленными образцами из разных стран. Свыше 5 тысяч образцов постоянно пополнялись изделиями лучших оружейников. С августа 2016 года после реставрации в здании открыта постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал» с богатой коллекцией оружия, памятных вещей императора.

город Федоровский

При строительстве Феодоровского собора было решено построить несколько домов для священников, дьяков, дьякона, лазарет, трапезную и др. Прототипом комплекса зданий послужил облик Царского дворца в село Коломенское.

По типу древних монастырей, где в общем ансамбле находились монастырские, боярские усадьбы, обнесенные декоративной крепостной стеной. Строительство на частные пожертвования началось в 1913 и летом 1914 года все запланированные дома были достроены.

Комплекс был окружен стеной со сторожевыми башнями, бойницами, резными каменными воротами. Основных построек было пять: Белокаменная палата (дом священников), Желтая палата (дом писарей). Трапезная, дом дьякона, канцелярия. В трапезной палате надстроен третий этаж с водолечебницей. К 1918 году в ансамбль вошло здание бани с прачечной. Напротив Трапезной (по предложению Н.К. Рериха) высажено 100 саженцев кедра, привезенных из Верхотурья.

В наше время сохранилось 10 деревьев. С 1994 года комплекс стал собственностью Русской Православной Церкви Северо-Западного региона. Это известный образовательный центр с иконописными мастерскими, гостиницей, местом посещения многочисленных паломников. Сейчас далеко не все здания Федоровского городка полностью отреставрированы. Ведутся работы по восстановлению их первоначального вида.

Коллекции

Здания музея-заповедника «Царское Село» содержат 36 505 единиц хранения (из них 3 224 предмета основного фонда). Из них подготовлены постоянные, тематические, временные экспозиции. Даже сейчас, когда со времен правления императоров России прошло немало времени, открываются новые факты их биографии, появляются документы и вещи, пополняющие фонды музея.

Например, музей купил на аукционе в Монако письмо Александра II к его возлюбленной (ставшей женой после смерти Марии Александровны и «светлейшей княжне Юрьевской») Екатерине Долгорукой.

Всего было написано друг другу 6000 писем. Кокошник княгини Ольги Романовой, купленный в Нью-Йорке за 15 тысяч долларов, вернулся в коллекцию музея. Настоящее произведение искусства вышивки драгоценными камнями, выполненное в виде короны. Кокошники, принадлежавшие княгиням Татьяне и Анастасии, долгое время находились в этом музее.

14 новых модификаций вееров пополнили коллекцию русских и зарубежных мастеров 18-20 веков. Среди них появился веер из Франции (изготовлен из роговых пластин, кружевная резьба). На нем есть разные фрагменты, и на одном из них выполнено изображение французского героя Опеншинеля. В коллекции есть экземпляры, с которыми императрица присутствовала на балу. По музею можно долго ходить и любоваться его интересными коллекциями.

Интересные факты

В течение 200 лет Царское Село было летней резиденцией императорских семей. Полученная в качестве трофея после Северной войны Саарская усадьба (подаренная будущей Екатерине Алексеевне) овеяна многочисленными интересными событиями, спрятанными среди каменных палат, залов роскошных дворцов.

Среди них следующие факты:

Правила посещения

Музей является ценным памятником культурного наследия разных народов и времен. Все объекты находятся под охраной государства в соответствии со специальным указом Президента РФ от 2 апреля 19 г. 94.

Разработаны, утверждены и неукоснительно соблюдаются правила посещения и поведения на территории заповедника. Они разрабатываются на основании большого перечня нормативных документов. Утвержден режим посещения всех павильонов, парков и проход (после предъявления билета) в них прекращается за 1 час до окончания работы.

Запрещается приходить на все экспозиции, выставки с оружием, в верхней одежде, с зонтом, без бахил, с едой, животными. Лица в состоянии алкогольного опьянения закрыты. Курение на территории заповедника запрещено.

Во время прогулки нельзя заходить за заборы, трогать экспонаты руками, сидеть на музейной мебели, включать мобильные телефоны, фотографировать, снимать фильмы. В любом спорном случае администрация Музея ознакомит вас с полным перечнем правил поведения и даст важный совет.

Режим работы, стоимость билетов

В музей-заповедник «Царское Село» можно приехать на автомобиле по Пулковскому и Петербургскому шоссе, поездом с Витебского вокзала до одноименной станции. Далее до городского автовокзала маршруткой №382, рейсовым автобусом до остановки «Музей-заповедник». Ходят автобусы, маршрутки от метро “Московская”, “Звездная”, “Купчино”.

Музей открыт с 10:00 до 18:00. Закрыто по вторникам и в последний понедельник каждого месяца. Дети до 16 лет проходят без билета. Студенты, школьники, пенсионеры платят 350 руб. Стоимость билета для взрослых 700 руб. Оплата аудиогида 150 руб. В кассах действуют карты следующих типов: Visa, MasterCard, UnionPlay, Maestro.

Экскурсии

Увидеть одно из красивейших мест нашей страны можно вместе с разнообразными экскурсиями на выходных или на более длительный срок (что гораздо интереснее).

Предлагаются следующие варианты:

Перед поездкой в ​​прекрасный город Санкт-Петербург необходимо заранее определиться с экскурсиями и днями их проведения.

Музей-Заповедник Царское Село на карте

Феодоровский Императорский Собор – Блог и Александровский Дворец Машина Времени

В 1881 году после убийства царя Александра II Александр III, его преемник, отдал приказ об организации особого Императорского Сводного пехотного полка Полк Придворных Войск для охраны царской семьи. Термин «составной» означал, что он собирался из гвардейских полков и армейских воинских частей со всех концов Российской империи. За 20 лет до этого, в 1861 году, 1-й и 2-й Кубанские эскадроны Придворных казачьих войск и 3-й и 4-й Терские казачьи эскадроны были объединены в особую воинскую часть под названием «Личный конвой Его Величества». Этот Эскорт следовал за Императором внутри и за пределами России и вместе со сводным полком нес ответственность за охрану и защиту царской семьи. Полк и Конвоир были расквартированы недалеко от Египетских ворот в Царском Селе.

После формирования нового сводного полка командиру полка и его помощникам альтернатива либо построить полковую церковь возле казармы, либо остаться в составе Царскосельского прихода поближе к своим казармам. В царствование Николая II в Царском Селе появились два новых полковых храма – Свято-Юлианского Его Величества полка и храм в честь 100-летия Романовых Четвертого пехотного полка Императорской семьи. Церковь Святого Юлиана была построена в 189 г. 9 в память о свадьбе Николая II и Александры. Краеугольный камень храма 4-го пехотного полка был заложен 2 мая 1913 года. Этот храм продолжал строиться в течение всего периода Первой мировой войны как храм-памятник воинам, погибшим в годы войны. Имена всех этих людей были выгравированы на стенах церкви. В настоящее время на месте разрушенной в советское время церкви стоит трансформаторная будка.

Между тем, Сводной пехотный полк Придворных войск и Личный конвоир Его Величества также ходатайствовали о разрешении и финансовой поддержке на строительство собственной церкви на основании того факта и аргументировали необходимость тем, что все остальные полки имели свои церкви, а они не. Их просьбы не удовлетворялись до зимы 1908. Место для строительства церкви выбрал сам царь – большая поляна возле парка недалеко от Александровского дворца. Александра Федоровна просила устроить временную церковь на время строительства. Он был установлен в соседнем доме учебного батальона Императорского Сводного пехотного полка. В январе 1909 г. был привезен и установлен во временной часовне походный лагерный иконостас Преображенского полка хозяйственных войск 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Дальнейшим обустройством и внутренним убранством временной церкви руководил капитан Павловского полка Придворных Войск Ломан. 6 февраля 1909 состоялась первая служба, а 25 апреля ее посетил царь Николай.

В мае того же года, когда Личный Эскорт был переведен в Петергоф, церковь была закрыта, но работа внутри продолжалась. Был разработан проект нового иконостаса, который был построен в июне-декабре 1909 года в старорусском церковном стиле под руководством архитектора Покровского.

Этот временный храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому. Первые дары церковной утвари и богослужебных облачений поступили из Москвы. Вслед за этим даром матушка Серафима из Серафимо-Дивиевского монастыря подарила икону преподобного Серафима, которую написала сама. Икона была освящена возле мощей с телом святого в год его прославления.

Игуменья Нектария Серафимо-Понетаевского женского монастыря передала в дар точную копию чудотворной иконы Понетаевской Божией Матери. Все иконы для церкви выполнил московский иконописец Емельянов. Работа была сложной, и результаты были оценены по достоинству. Иконы временной церкви написаны в стиле XVII века.

Архитектор Покровский отвечал за создание Серафимовской церкви. Он решил украсить временную церковь иконами и церковной утварью, скопированной по древнерусским образцам, без реконструкции самого сооружения. Это имело смысл, поскольку церковь должна была быть временной. Стены он решил покрыть красным полотном с чеканными орлами в стиле царствования царя Алексея Михайловича. Для новой церкви у известных российских коллекционеров была приобретена большая коллекция старинных предметов русского богослужебного искусства высокой художественной ценности. В храм также были добавлены некоторые святыни, в том числе фрагмент святой Анны Каширской, подаренный храму митрополитом Московским Владимиром.

В декабре 1910 года из закрытой церкви Шлиссельбургской крепости привезли массивный напрестольный крест 1700 года, в котором находились 12 фрагментов этого святого и Евангелие, напечатанное в 1677 году. Это Евангелие было подарено Михаило-Архангельскому собору царем Федором Алексеевичем в 1681 году. Внешний вид Серафимовской церкви с ее древнерусским внутренним убранством оказал значительное влияние на будущую постройку и отделку постоянного храма. запланировано. Позже, когда был построен новый храм, содержимое всей Серафимовской церкви было перенесено в Федоровский собор и стало частью усыпальницы.

Федоровский собор строился одновременно с устройством временной церкви в батальонном доме. 20 августа 1909 года краеугольный камень собора был заложен царем Николаем на торжественной службе, совершенной Феофаном, епископом Ямбургским, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Строительством собора руководил специальный Строительный комитет во главе с генералом Комаровым. Он был командиром сводного полка. Другими членами Комитета были полковник Перепеловский, капитан Шереховский, капитан Ломан, младший ротмистр Андреев, младший казачий ротмистр Тускаев, писарь Мельков. Первоначальный проект собора выполнил профессор архитектуры Померанцев.

Однако вскоре после начала строительства фундамента первоначальный проект здания архитектора Померанцева подвергся критике и обсуждению новых идей относительно архитектуры и расположения храма. Было решено, что более уместно, чтобы новый собор в царской резиденции подражал стилю Благовещенской церкви в Москве на территории Кремля, которая была личным домовым храмом первых Романовых. Контракт с Померанцевым был расторгнут, и архитектору Покровскому было поручено создать новый проект. Работая над деталями проекта, Покровский следовал указаниям царя и использовал в качестве модели Благовещенскую церковь в Москве в том виде, в каком она выглядела в 1484 году. -притворы, часовни, входы, ризница и т. д. на ней, так как по проекту Покровского сама церковь занимала меньше места.

Несмотря на то, что за основу был взят более ранний образец, проект Покровского был оригинальным произведением искусства, свидетельствующим о его глубоком знании истории функционирования средневековой русской архитектуры. Покровский был известен своими постройками в этом стиле.

Его проект был утвержден 1 августа 1910 года, и Покровский был назначен руководителем и руководителем строительства. Верхний храм был закончен к концу лета 1912 года и освящен 20 августа. Строительство заняло три года. На церемонии открытия присутствовали священнослужители всех самых известных монастырей России со всей семьей Романовых и императорским двором. Продолжались работы над другими частями храма, а склеп был построен под руководством Максимова, помощника Покровского, и был завершен вскоре после этого, в ноябре 19 г.12.

Верхний храм был посвящен иконе Федоровской Божией Матери , а также имел придел во имя святителя митрополита Московского святителя Алексия. Посвящение иконе Федоровской Божией Матери выбрано потому, что перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благословлен на престол первый царь Романов Михаил. Когда царская семья находилась в Царском Селе, собор был их приходом, и они неизменно посещали его по воскресеньям и на всех других особых церковных службах в течение недели. Верхняя церковь была открыта для публики, но публика допускалась в нижнюю церковь только по специальному запросу.

Когда в 1912 году было завершено строительство собора, в скором времени по проекту Покровского была начата отделка внутренних помещений. По приказу Николая II внутреннее убранство должно было быть скопировано с церкви Ивана Крестителя в Ярославле и Воскресенской церкви в Ростовском кремле. Поэтому большое количество цветных фотографий, копий картин и т. д. этих церквей вместе с эскизами интерьера собора было отправлено царю для изучения. Он одобрил их все без изменений. Роспись усыпальницы выполняли живописцы Щербаков, Пашков и Васнецов, автор эскизов церковных облачений. Художник Емельянов начал отделку верхнего храма, но работы пришлось остановить, так как стены были еще сырыми от строительства, а Первая мировая война только началась.

Верхний и нижний храмы продемонстрировали два совершенно разных подхода к возрождению древних художественных традиций русского православия. В верхнем храме иконы и убранство были новыми, выполненными по старинным образцам, а усыпальница была создана прежде всего из старинных предметов великой красоты и святости.

Собор имел несколько входов, расположенных с разных сторон здания. Каждый из них предназначался для посетителей в соответствии с их рангом. Западный парадный вход был украшен большим мозаичным панно с изображением Федоровской Божией Матери и множества святых в разноцветных облачениях. Этим входом пользовались редко, только по большим религиозным праздникам. Обычным входом прихожан была боковая дверь в южном крыле главного корпуса. Для царской семьи было два входа – вход в Верхнюю церковь располагался в юго-западном углу здания. В нем была каменная лестница с шатром, увенчанным золотым орлом. Рядом с этим входом, но с южной стороны, был отдельный вход в подвал, где находилась усыпальница. Оба входа были украшены мозаичными панно.

С южной стороны был вход для Имперской Гвардии и других офицеров. Он был выполнен в виде трехступенчатой ​​арки и украшен мозаичным панно с изображением святого Георгия Победоносца.

Центральная часть собора, прямоугольная в плане, имеет четыре большие колонны, поддерживающие барабан и купол. Верхний храм имел четырехъярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского (его можно увидеть в 5-м номере «Ежегодника Общества архитекторов и художников», 1910). Эффектный серебряный иконостас был более 33 футов в высоту. В 1934 году, когда коммунистическое правительство приказало закрыть собор, иконы были отправлены в Русский музей в Ленинграде, а серебро переплавлено на деньги. Его можно было просто уничтожить, но обстановка и иконы верхнего храма считались такими великолепными произведениями искусства, что правительство приказало их сохранить. Каждый предмет в церкви являлся составной частью целостной декоративной схемы в стиле XVII века и считался уникальным ансамблем большого художественного достоинства.

Архитектурный проект верхней церкви был массивным и ярко освещенным. Совсем другое впечатление производила нижняя усыпальница. Он был расположен в подвале здания с низким потолком около десяти футов. В нем не было окон и естественного освещения, а низкие своды были украшены фресками. Отсутствие естественного света, низкий пещерный потолок и богатое средневековое убранство придавали часовне неземной вид.

В усыпальнице храма находилась усыпальница с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Слева от входа находилась икона Серафима работы иконописца Гурьянова, справа репродукция иконы Божией Матери «Умиление», дублирующая икону в келье преподобного Серафима. Рядом находилась и икона Божией Матери Понетаевской.

Нижняя церковь включала в себя и личную часовню Александры Федоровны, длинную и узкую. В ее часовне находились икона Серафима, икона Божией Матери Понетаевской, обломок дерева из кельи Серафима, картина, изображающая святого, кормящего медведя, и другие картины, иллюстрирующие его житие. Потолок был украшен старинными русскими мотивами, а в стенах были ниши, заполненные старинными иконами. Среди них икона Спасителя XVI века, список Владимирской иконы Божией Матери XVI века, Казанский образ Богородицы в серебряном окладе древней эмали, икона свв. Бориса и Глеба, икону Божией Матери Умиление (Богоматерь Елеуса), картину с изображением Воскресения, старинную икону Николая Чудотворца и новую икону Божией Матери Царскосельской.

Стены нижней церкви были обтянуты тёмными тканями; в святилище они были покрыты золотой парчой. Потолок был покрыт фресковым орнаментом, напоминающим прославленную церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Пол был покрыт темно-красными коврами с широкой зеленой полосой. Иконостас был специально рассчитан на тесную высоту храма и состоял из одного яруса, собранного из древних икон.

Склеп блестел в мягко потрескивающем свете свечей, отражавшемся от икон в серебряных окладах, обмазанных драгоценными камнями. Масса священных росписей в сочетании с великолепным убранством и десятками драгоценных подвесных лампад создавали целый ансамбль художественной и материальной роскоши, производивший глубокое впечатление на посетителя. Самыми ценными иконами в иконостасе были иконы Господа и Божией Матери Тихвинские, написанные в Москве, и икона святителя Николая. Также интересны икона Благовещения, выполненная мастерами из Устюга, икона Святой Троицы XVII века и редкий образ Федоровской Божией Матери.

В усыпальнице все иконы висели на специальных шелковых листах, вышитых золотыми и разноцветными шелковыми нитями – темно-малиновыми, алыми и темно-коричневыми. Все эти вышивки были подарены церкви семьями из старинных русских городов, где они хранились сотни лет.

Монахи-резчики по дереву Троице-Сергиевского монастыря под Москвой изготовили изысканную мебель для верхнего и нижнего храмов в средневековом русском стиле.

Частная часовня царской семьи располагалась в южной части нижнего храма. Комната была покрыта от пола до потолка трехцветной темно-синей тканью с красными и алыми цветами. Потолок соответствовал остальной части церкви и был украшен средневековыми фресками. В личной часовне царя было 50 икон. Среди них были икона Николая Чудотворца из древнего Новгорода, резная икона святителя Николая XVII века, икона Успения Богородицы XVII века, икона Воскресения и икона святого Алексия.

После революции 1930-х годов собор был закрыт. Святилище верхнего храма было отгорожено стеной и занято складом киностудии “Ленфильм”. Остальная часть церкви также использовалась как склад и гараж.

Части убранства собора, иконостас, иконы, а также некоторые прекрасные церковные убранства и облачения можно найти в различных музеях окраины Санкт-Петербурга. Сейчас они находятся в Русском музее, в Казанском соборе, в Екатерининском дворце, в Павловском дворце и в других местах. Однако многое было потеряно, продано за границу за иностранную валюту или намеренно уничтожено коммунистическим правительством.

Федоровский собор очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, подвергался интенсивным бомбежкам и обстрелам. Частично разрушены стены северного фасада и правого крыла западной стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *