Элементы готики: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Элементы готики в архитектуре России XVIII-начала XIX вв.

29 апреля 2016 г.

Готические элементы появились на территории России задолго до XVIII в., мы находим их как в светских строениях (средневековых палатах), так и в культовом зодчестве. Как правило, появление романских и готических деталей в архитектуре Руси было обусловлено не просто влиянием западной культуры, но и наличием иноземных мастеров. Эта традиция «Россики» находит яркое продолжение после петровских реформ и невероятно усиливается при Екатерине II. Впервые готическим постройкам в России начинают сознательно подражать именно в эпоху «театрализованного быта», при Екатерине II, когда и русские архитекторы начинают заимствовать из средневековых европейских сооружений отдельные элементы или приёмы. Как пишет Баранова: «сентиментализм и романтизм в России были причиной возникновения в конце XVIII в. первого оппозиционного течения в искусстве — стиля псевдоготики».

В литературе этот период называют по-разному: часто как «ложную готику» (Н.

А.Кожин, Е.А.Борисова) или «псевдоготику» (Н.А.Евсина, В.В.Кириллов и др.), однако в современном искусствоведении принято отождествлять это время с первым периодом общеевропейской «неоготики» (С.В. Хачатуров), принявшей в России своеобразный колорит.

Интерес к «готическому» начинался как очередной «писк» рокайльной моды XVIII века, который по своей условности мало чем отличался от экзотической моды на «китайское» или «турецкое». Эта «готика» выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха их владельцев, что было связано с распространившейся в кругу посвящённой аристократии театрализацией жизни. Несмотря на «бутафорский» характер новой «готической» архитектуры, поэты и художники нашли за её «ширмами» отдохновение своим высоким романтико-философским изысканиям. 

Особой спецификой «русской готики» конца XVIII века является легкое совмещение западноевропейских средневековых элементов с элементами архитекторы Руси (раковинами, окнами с гирьками, филенками и проч.

), при этом зачастую они своеобразно сочетаются также и с классицистической ордерной системой. В таких постройках, как, например, павильоны и мосты усадьбы Царицыно арх. В.И. Баженова, нередко встречаются народные орнаменты, и даже символы, восходящие ещё к языческим славянским временам. Ещё одной своеобразной чертой является довольно частое сочетание красного кирпича и белого камня (хотя кирпичная готика есть, например, в Северной Германии, там она не имеет столь явных белых акцентов), характерное, в частности, для многих «готических» построек В.И.Баженова и М.В.Казакова (Усадьба Царицыно, Петровский путевой дворец и множество храмов, которые часто приписываются этим архитекторам). 

Усадьба Царицыно

Петровский путевой дворец 

Такое вольное понимание архитектурного наследия Европы продолжается и в начале XIX в., что хорошо заметно в архитектуре перестроенной в 1805—1806 годы Никольской башни московского Кремля и наружном декоре здания Московской Синодальной типографии, расположенном на отходящей от неоготической башни Никольской улице.

Наличие в московском кремле неоготических элементов обусловлено историческими особенностями. Архитекторы XVIII–начала XIX века при реконструкции исторических памятников не редко проявляли большую вольность. Так пострадавшая в пожаре 1737 года Никольская башня после восстановления приобрела барочный декор, а в 1805—1806 годах была капитально перестроена архитектором А. И. Руска, совместно с учеником Баженова Алексеем Никитичем Бакаревым (1766—1817): прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Это нововведение должно было подчеркнуть средневековое происхождение самого Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года Никольская башня пострадала при взрыве и была восстановлена О. И. Бове в 1816—1819 годы. 

Никольская башня, 1883 год

Что же касается Синодальной типографии, это необычное здание было возведено в 1814 году всё тем же Бакаревым совместно с Иваном Львовичем Мироновским (1774–1860). Оба архитектора не раз использовали мотивы готики в своих архитектурных проектах, однако Синодальная типография, пожалуй, самый яркий пример такой архитектуры. Здание было возведено на месте сгоревшей в пожаре 1812 года старой постройки Шарутина, в которой располагался Московский Печатный двор. 

Вероятно именно то, что архитекторам, по сути, было поручено «восстановить» палаты XVII века, повлияло на специфику архитектурного декора нового здания. Как известно, в XVIII в. «готикой» в России часто называли, в том числе, и русскую архитектуру XVI–XVII веков. Исходя из этого, логично предположить, что архитекторы взяли за образец уже привычную в то время европейскую готику, построив весь фасад при этом по законам классицизма. 

В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укрепленные над порталами здания), эмблема печатного двора – рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне).  

Всё здание было щедро украшено лепниной: причём если изящные неоготические вставки вокруг стрельчатых окон (в крыльях здания) лишь добавляют толстым стенам легкости, тяжелый декор ордерных полуколонн и трехчастного стрельчатого же окна над аркой портала (в центральной части) привносят репрезентативность и торжественность. 

К счастью, за два столетия внешний вид здания почти не изменился (если не считать «серпа и молота с 15-тью лентами», сменившими двуглавого орла). 

Вместе с неоготической Никольской башней, здание типографии стало первыми «историзированными» зданиями старой столицы, которые сегодня задают тон всей застройке вокруг Кремля. 

Текст: Латош Владислав

Элементы готики в интерьере

Упоминание о готическом стиле неизменно вызывает ассоциации с эпохой европейского средневековья и характерной торжественностью, таинственностью и мистицизмом. Несмотря на обилие новых модных, ультрасовременных стилевых направлений в оформлении интерьеров, готический стиль не утрачивает позиций и неизменно находит своих поклонников.

Зарождение и развитие стиля

Как самостоятельное и полноценное направление, величественная готика зародилась в средневековье. Постепенно вытесняя романский стиль, она вскоре заняла главенствующее место во всех областях европейского искусства, включая не только архитектуру, но и живопись, витраж, костюмную моду и, конечно, мебель, предметы обстановки и декора.

Принято считать, что свое шествие по странам Европы новый стиль начал в 12 в и постепенно утратил популярность в 16в. Зародилось готическое направление на территории Франции, постепенно распространяя свое влияние на Австрию, Чехию, Германию, Англию и Испанию. Восточная Европа открыла для себя этот помпезный и величественный стиль несколько позднее.

Стоит отметить, что изначально под готикой понимали нечто варварское, чуждое и непривычное. Однако со временем этот стиль стал олицетворять божественное величие и христианское восприятие мира.

Именно готика стала причиной того, что в городах строились величественные соборы с остроконечными шпилями, здания с торжественными арочными перекрытиями и бесконечно высокими потолками. Благодаря готике новый толчок получило и витражное искусство, основные орнаменты которого не утратили своей привлекательности и в наши дни. Не обошел этот узнаваемый стиль и мебельное производство. Именно в этот период мебельщики начинают выпускать прототипы основных предметов меблировки, таких, как шкафы, кровати, кресла.

С течением времени на смену готике пришла эпоха Возрождения и расцвет стиля барокко. Несмотря на то, что еще в 17 в. готику называли грубой и чрезмерно искусственной и неестественной, уже в 19 в. появилось понятие готической эстетики, которое воспринимало стиль в ореоле таинственной романтики.

Готическая мебель и интерьер

Массивность в сочетании с изяществом – именно эти две характеристики можно назвать основными для мебели в готическом стиле. Традиционно для изготовления такой мебели выбирались древесные породы темного цвета.

Кровати с высокими резными изголовьями и балдахинами, массивные сундуки с металлическими функциональными и декоративными элементами, шкафы и комоды, украшенные затейливой резьбой, столы на высоких ножках, кресла и стулья с подлокотниками, зеркала в крупных, объемных рамах были характерны для интерьеров того времени. Естественно, что особый колорит обстановке придавали стильные витражные композиции, популярность которых била все рекорды.

Цветовая гамма готического интерьера традиционно очень насыщенная, но не пестрая. Вопреки существующему заблуждению, интерьер в стиле готика – это не обилие черного и красного. Вполне приемлем и белый цвет, подчеркнутый контрастными акцентами пурпурных, серебряных и золотых, синих, изумрудных тонов.

В качестве декоративных элементов можно использовать старинное оружие, развешенное на стенах, плиточную мозаику, фигурную лепнину, металлические декоративные элементы и фурнитуру.

В заключение хочется сказать, что воссоздать готический стиль в интерьере довольно хлопотно и сложно, однако результат будет стоить потраченных усилий.

Назад

Франкенштейн как готический роман

 

Франкенштейн — далеко не первый готический роман. Вместо этого этот роман представляет собой компиляцию романтических и готических элементов, объединенных в уникальное произведение с незабываемой историей.

Готический роман уникален тем, что к тому времени, когда Мэри Шелли написала Франкенштейн , , появилось несколько романов с использованием готических тем, но этот жанр появился только с 1754 года.

Первый готический роман ужасов был Замок Отранто Горация Уолпола, опубликованный в 1754 году. Возможно, последним типом романа в этом стиле был роман Эмили Бронте « Грозовой перевал », опубликованный в 1847 году. Между 1754 и 1847 годами появилось несколько других романов, использующих готический рассказ ужасов. в качестве центрального средства повествования, Тайны Удольфо (1794 г.) и Итальянец (1794 г.) Энн Рэдклифф, Монах (1796 г.) Мэтью Г. Льюиса и Мельмут Странник (1820 г.) Чарльз Мэтьюрин.

готических романа сосредоточены на таинственном и сверхъестественном. В

Франкенштейн Шелли использует довольно загадочные обстоятельства, чтобы заставить Виктора Франкенштейна создать монстра: неясные обстоятельства, при которых Виктор собирает части тела для своих экспериментов, и использование малоизвестных современных технологий в противоестественных целях. Шелли использует сверхъестественные элементы воскрешения мертвых и жутких исследований в неисследованных областях науки, неизвестных большинству читателей. Она также заставляет нас усомниться в наших взглядах на использование Виктором мертвых для научных экспериментов. Говорят, что, впервые услышав эту историю, лорд Байрон с криком выбежал из комнаты, поэтому Мэри Шелли добилась желаемого эффекта.

Готические романы также происходят в мрачных местах, таких как старые здания (особенно замки или комнаты с секретными проходами), подземелья или башни, которые служат фоном для таинственных обстоятельств. Знакомый тип готической истории — это, конечно же, история о привидениях. Кроме того, отдаленные места, которые кажутся читателям загадочными, функционируют как часть сеттинга готического романа. Действие

Frankenstein происходит в континентальной Европе, в частности в Швейцарии и Германии, где многие читатели Шелли не были. Кроме того, включение сцен погони в арктических регионах уводит нас еще дальше от Англии в регионы, неизведанные большинством читателей. Аналогично, 9Действие 0005 Dracula происходит в Трансильвании, регионе Румынии недалеко от венгерской границы. Лаборатория Виктора — идеальное место для создания нового типа человека. Лаборатории и научные эксперименты были неизвестны рядовому читателю, что добавляло элемент загадочности и мрачности.

Сама мысль о воскрешении мертвых уже достаточно ужасна. Шелли в полной мере использует этот литературный прием, чтобы усилить странные чувства, которые «

Франкенштейн » вызывает у читателей. Мысль о воскрешении мертвых заставила бы обычного читателя содрогнуться от недоверия и ужаса. Представление Виктора, блуждающего по улицам Ингольштадта или Оркнейских островов после наступления темноты в поисках частей тела, усиливает чувство отвращения, намеренно призванное вызвать у читателя чувство страха перед персонажами, вовлеченными в историю.

В готическом романе кажется, что персонажи соединяют мир смертных и сверхъестественный мир. Дракула живет и как обычный человек, и как нежить, легко перемещаясь между обоими мирами для достижения своих целей. Точно так же монстр Франкенштейна, кажется, имеет какую-то связь между собой и своим создателем, потому что монстр появляется везде, куда идет Виктор. Монстр также движется с удивительной сверхчеловеческой скоростью, и Виктор соответствует ему в погоне за Северным полюсом. Таким образом, Мэри Шелли объединяет несколько ингредиентов, чтобы создать запоминающийся роман в готических традициях.

Элементы готики в романе Ширли Джексон «Мы всегда жили в замке»

Содержание страницы

Готическая литература включает в себя такие характеристики, как магия, тайна, рыцарство, ужас, лязг цепей, призраки и темные замки для создания жуткой атмосферы. с предчувствием и возможностью. Со временем акцент готики изменился с опоры на эти внешние атрибуты ради самих себя на акцент на внутренней работе человеческой психики, которую представляет готическая атмосфера. Восхитительно жуткие 19 Ширли Джексон62 Роман « Мы всегда жили в замке » демонстрирует силу готики в руках мастера.

Краткая история готической литературы

Первым готическим романом был Гораций Уолпол Замок Отранто (1764), действие которого происходит в средневековом замке с темными лестницами, таинственными комнатами, люками и подземными ходами. Между 1789 и 1797 годами Энн Рэдклифф написала пять романсов, самым известным из которых был « Тайны Удольфо» , которые помогли сделать эту форму популярной. Рэдклифф делал акцент на сеттинге и сюжете, а не на характере.

По мере того, как готический роман распространялся по Европе, он стал фоном, на котором авторы исследовали отношения между людьми и сверхъестественным, и, пожалуй, самым известным примером является « Франкенштейн » (1818) Мэри Уоллстонкрафт Шелли. Готизм также повлиял на другие литературные формы, особенно на поэзию романтического периода в произведениях Кольриджа, Вордсворта, Байрона и Китса. В Соединенных Штатах Чарльз Брокден Браун принял форму готического романа с Wieland 9.0006 (1798) и пять последующих романсов.

Ранние готические романы были сосредоточены на создании жуткой обстановки, подходящей для истории ожидания, ужаса, предчувствия и, наконец, ужаса. По мере развития готики он включал в себя элементы психологии, которые позволяли сосредоточиться как на персонаже, так и на обстановке, как это видно в работах Натаниэля Хоторна и Эдгара Аллана По. Еще более поздние работы, такие как « Джейн Эйр » Шарлотты Бронте (1847 г.) и « Ребекка 9» Дафны дю Морье.0006 (1938) используют литературные приемы, заимствованные из готического романа.

Британская библиотека в настоящее время представляет выставку под названием «Ужас и чудо: готическое воображение:

Начиная с книги Горация Уолпола Замок Отранто , готическая литература бросила вызов моральным убеждениям 18-го века. Исследуя темную романтику средневекового прошлого с его замками и аббатствами, его дикими пейзажами и очарованием сверхъестественным, готические писатели твердо поставили воображение в основу своего творчества и нашей культуры.

В журнальной статье о выставке:

Ведущий куратор выставки Тим Пай говорит: «Готика — один из самых популярных и влиятельных жанров литературы, и я рад, что Террор и Чудо отмечают свое богатое 250-летняя история. На выставке представлен удивительно широкий спектр материалов, от потрясающе красивых средневековых артефактов до виниловых пластинок ранней готической музыкальной сцены, так что каждый найдет что-то для себя».

Мы всегда жили в замке

Джексон, Ширли. Мы всегда жили в замке
Penguin Books, 1962

Мэри Кэтрин, известная как Меррикат, Блэквуд — рассказчик от первого лица. В первом абзаце она сообщает нам, что ей 18 лет и что она живет со своей сестрой Констанцией: «Мне нравится моя сестра Констанция, и Ричард Плантагенет, и Amanita phalloides , гриб бледная чаша. Все остальные члены моей семьи мертвы» (стр. 1).

Это последнее предложение вступительного абзаца сигнализирует о готическом акценте истории. Хотя Ричард Плантагенет мог быть любым из нескольких английских дворян, контекст предполагает, что Меррикат имеет в виду английского короля Ричарда III (1452–1485), который, как известно, приказал убить двух своих молодых племянников в лондонском Тауэре. Темы убийства и семейной борьбы за власть возникают из этой ссылки. Эти темы и признанная любовь Мерриката к смертельным грибам обостряют наши ожидания и предвещают остальную часть истории.

Постепенно всплывает предыстория: Шесть лет назад остальные члены семьи Блэквуд умерли от отравления мышьяком во время семейного ужина. Среди погибших были мистер и миссис Блэквуд (родители Констанс и Меррикэт), 10-летний младший брат девочек и их тетя, чей муж, дядя Джулиан, брат их отца, тяжело заболел, но выздоровел. Дядя Джулиан был поврежден как физически, так и морально из-за столкновения со смертью. Теперь он прикован к инвалидной коляске, он живет с Меррикат и Констанс и полностью зависит от Констанс, которая заботится о нем, а ее сестра в основном наблюдает.

Меррикат не было за обеденным столом в ту роковую ночь, потому что она была наказана тем, что провела ночь в своей комнате без ужина. В этот ужин входили ягоды, которые посетители посыпали сахаром с примесью мышьяка. Подозрение пало на Констанцию, которая ягод не ела и поэтому не болела. Ее судили и оправдали в убийствах.

Этот краткий очерк предыстории иллюстрирует использование Джексоном готических элементов. В дополнение к акценту на смерти и чувству предчувствия и дальнейшей надвигающейся гибели, в характеристике Мерриката есть также готический подтекст. Она ходит в деревню два раза в неделю за припасами, в основном за едой и библиотечными книгами, потому что у Констанс агорафобия. Но Меррикат должна превратить путешествие в игру с правилами о том, куда она должна идти и как она должна действовать: «Я заставила свои руки быть неподвижными и установила для себя правило: всякий раз, когда я вижу крошечный клочок бумаги, я должен помнить быть добрее к дяде Джулиану» (стр. 16). В дополнение ко всем своим правилам для себя Меррикат также закапывает вещи вокруг семейного имущества на удачу и даже прикрепляет книгу к дереву в качестве защитного талисмана. Такие действия — примеры магического мышления, веры в то, что думать — это то же самое, что делать. Магическое мышление нормально для маленьких детей, которые верят, что их мысли и желания вызывают события, происходящие вокруг них. Но постоянство магического мышления у 18-летнего Мерриката предполагает ненормальный ум, еще один общий элемент готики.

Меррикат также придерживается убеждения, которое, по-видимому, она узнала от своих родителей, что Блэквуды лучше, чем жители деревни, и должны держаться на расстоянии, чтобы избежать заражения со стороны менее достойных:

Вся деревня была частью, временем, и стиль; как будто люди нуждались в уродстве села и кормились им… . все, что планировалось быть красочным, быстро потеряло свое сердце в деревне. Упадок в деревне никогда не исходил от Блэквудов; деревни принадлежали здесь, и деревня была для них единственным подходящим местом. (стр. 8)

Мистер Блэквуд поставил вокруг дома забор и запер его на замок. Меррикат проводит ритуал, открывая и перемещая ворота, когда она выходит из дома и когда возвращается из деревни. Географическая изоляция Блэквудов отражает их чувство превосходства и страх перед массами:

Когда дети подходили близко, я всегда стоял совершенно прямо и неподвижно, потому что боялся их. Я боялся, что они могут тронуть меня и матери набросятся на меня, как стая когтистых ястребов; эта картина всегда была у меня в голове — птицы летят вниз, бьют, пронзают острыми как бритва когтями. (стр. 10)

Рассказ Меррикат об изоляции ее семьи от деревень перетекает в другой готический элемент истории, в ее сеттинг. Уединенность большого дома Блэквуд, отгороженного от повседневного мира и укрепленного магией Мерриката, как нельзя лучше вписывается в готическую картину. Джексон также использует обстановку, чтобы вызвать еще одно произведение поздней готической литературы:

Дом в Рочестере был самым красивым в городе, в нем когда-то была библиотека, отделанная ореховыми панелями, бальный зал на втором этаже и множество роз вдоль веранды; там родилась наша мать, и по праву она должна была принадлежать Констанции. (стр. 4)

Дом в Рочестере намекает на огромный дом мистера Рочестера, где наверху спряталась его сумасшедшая жена, в романе Шарлотты Бронте 1847 года « Джейн Эйр ».

Готические элементы продолжаются по мере развития сюжета We Have Always Live in the Castle . Ускоряющий кризис книги происходит, когда двоюродный брат Констанс и Меррикэт, Чарльз Блэквуд, сын брата их отца, прибывает, чтобы нарушить статус-кво их существования. Как единственный оставшийся наследник мужского пола, он намеревается завладеть семейным особняком и семейным состоянием. Меррикат усиливает свою магию, чтобы защитить свое существование. Когда в доме вспыхивает пожар, пожарные-добровольцы прибывают, чтобы попытаться его потушить. В конце концов, это их работа, даже если они не любят Блэквудов, настаивает начальник пожарной охраны. Поистине жуткая сцена, наводящая на размышления о сатанинском ритуале, развивается, когда горожане умоляют пожарных позволить дому сгореть, а затем начинают крушить и грабить все, что не уничтожит пламя.

Огонь уничтожил верхний этаж дома. После этого Констанс и Меррикат продолжают жить в маленькой кухне, а виноградные лозы зарастают сверху. Если раньше Меррикат говорила об их доме как о доме, то теперь она описывает его так: «Наш дом был замком с башенками и открытым небом» (с. 177). Наконец, история завершает круг, когда дом превращается в изолированный, жуткий замок, характерный для готической литературы, и все предчувствие надвигающейся гибели, предсказанное в начале, сбывается.

 

© Мэри Дэниэлс Браун, 2014 г. Imagination) и связанный сезон BBC Gothic. Это единственный роман Горация Уолпола, который вы видите при входе на выставку и с которого началась серия BBC4 Эндрю Грэма-Диксона «Искусство готики: британский полуночный час» (которая заканчивается 3 ноября).

Еще одна 250-я годовщина со дня рождения Энн Рэдклифф не упоминается, упущение, отражающее ее любопытную маргинализацию на обоих празднованиях — «великая волшебница», как назвал ее Томас Де Куинси, действительно фигурирует, но в основном как незадачливая писательница (бессодержательная и дрянная, вы делаете вывод) отправили в Нортенгерское аббатство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *