ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР | Энциклопедия Кругосвет
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.
В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).
Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.
Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н. э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»
В какой стране находятся пирамиды Солнца и Луны?
Пройти тест
Дорический ордер • Дизайн, архитектура, декоративное искусство
Появление древнегреческой ордерной системы ознаменовало переход архитектуры на новый уровень. В своем трактате, посвященном изучению истории изобразительных искусств, Виппер Б.Р. говорит о значительной роли греческих архитекторов, которые «создали три главные системы конструктивных отношений, получившие у теоретиков архитектуры название Ордеров…».
Отличительные особенности дорического ордера
Самым древним и массивным является дорический ордер, который благодаря строгим монументально-торжественным чертам в трудах некоторых историков искусства был прозван «мужским» ордером.
Его мощные колонны не имеют базы, вырастая в виде сужающихся кверху стволов прямо из каменного стилобата. Вся поверхность колонны изборождена вертикальными желобами – каннелюрами. Обычно дорический ордер имеет около двадцати близко расположенных друг к другу каннелюр, которые благодаря острым углам образуют необыкновенную игру света и тени, увеличивая силу вертикального стремления древнегреческого храма к небу. Достижение подобного эффекта, подчеркивающего активность колонн, преодолевающих тяжесть каменных конструкций, с самого начала интересовало архитекторов Древней Греции. Изготовление каждой отдельной колонны было довольно трудоемким процессом, в котором использовались знания перспективы и модульной системы.
По поводу наличия сильного сужения колонны дорического ордера снизу вверх существует несколько мнений. Некоторые историки искусства считают, что это явление было вызвано подражанием прототипу греческой каменной колонны (в микенской культуре, предшествующей возникновению ордерной системы, колонны изготавливались из дерева). Виппер Б.Р. с уверенностью отвергает данную версию, говоря о том, что причина сужения в данном случае не более чем стилистический прием. Равно как и энтазис, который греческие архитекторы очень умело применили, расширив дорическую колонну примерно на уровне человеческого глаза, придав ей, таким образом, еще больше динамики и активности. Греческие мастера принципиально избегали простых прямых форм не только в ордерах, но и в остальных конструктивных и декоративных частях храма. Из этого следует, что для зодчих того времени стремление к оптической экспрессии было одной из главных архитектурных задач.
Верхней частью дорической колонны является массивный антаблемент, состоящий из трех больших частей: архитрава, фриза и карниза. Под антаблементом располагается капитель, по структуре которой обычно легче всего определить ордерную принадлежность храма. Например, в дорической колонне она состоит из эхина в виде расширяющейся кверху подушки и каменной прямоугольной абаки. На протяжении нескольких веков эхин и абака неустанно видоизменялись по форме, размерам и количеству декоративных элементов. Капитель в древнегреческом храме, прежде всего, выполняла функцию главной опоры для антаблемента, поскольку арки и своды зодчими той эпохи практически не применялись.
Нижней частью антаблемента является архитрав, состоящий из мощных балок, которые никогда не украшались и несли в себе лишь конструктивные функции. На нем располагается фриз, состоящий из триглифов и метоп, обычно скрытых за рельефными композициями. А замыкает антаблемент дорического ордера карниз.
Несмотря на одинаковые приемы и методы строительства, дорический храм мог одновременно выглядеть грузно и мощно, как храм Посейдона или изящно и легко, как знаменитый Парфенон.
Падение популярности дорического ордера было связано с появлением новых ордеров, таких как ионический ордер и коринфский. Со временем идеи старых мастеров перерождались, и дорический ордер нашел свое отражение спустя несколько веков в архитектуре Древнего Рима.
Римско-дорические колонны имели ряд существенных отличий в деталях. Например, в них чаще всего отсутствовали каннелюры и при этом они опирались на прочные каменные базы. Они не имели высокого антаблемента, а их стволы были пропорционально стройнее.
Развитие дорического ордера в эпоху Возрождения
Резкий спад популярности на архитектуру древнегреческих и древнеримских мастеров был связан с потребностью в качественно новых стилях, в связи с чем дорический и другие ордеры в течение нескольких веков не применялись в строительстве оказавшись под строжайшим запретом. В это время теоретики различных эпох пытались рассчитать правильное соотношение всех компонентов дорического ордера, прикладывая чертежи к своим бесценным трактатам.
Тем не менее, зодчие хоть и ориентировались на данные чертежи, но все же старались привнести в архитектуру что-то новое, что впоследствии привело к появлению пилястр (условных колонн, выступающих из стены сооружения и повторяющих при этом пропорции и основные элементы ордера). Также ордеры в архитектуре стали применяться для горизонтального членения здания, а потому на разных этажах мастера стремились располагать разные виды колонн.
Дорический ордер претерпел множество изменений под давлением и требованиями новых архитектурных канонов и школ, но его строгость и ясность композиции, упорядоченность и архаичная монументальность получили свое отражение в архитектуре величайших зодчих всех времен, став навеки классической основой европейского и русского зодчества.
Дорический орден | архитектура | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Каковы определяющие характеристики дорической греческой архитектуры?
В средневековой архитектуре есть что-то уникальное, что заставляет задуматься: «Как им удалось этого добиться?» Представьте, если бы у них была современная строительная техника, все было бы иначе. Римские, греческие, ацтекские и индийские архитектурные произведения очаровывают нас всякий раз, когда мы смотрим на них.
Проще говоря, архитектуру можно описать как метод или способ строительства зданий и других сооружений. Кто-то считает архитектуру искусством, а кто-то считает ее подразделом инженерии. Ну, он включает в себя оба.
Греки были очень изобретательны, когда дело доходило до экспериментов с различными стилями и методами архитектурного строительства. Слово «дорический» происходит от слова «дорийский», что означает кого-то из дорийской расы или что-то, что принадлежит к региону Дорис.
Дорическая греческая архитектура была первым порядком каменной архитектуры в Древней Греции. До дорического ордера греки полагались на основные деревянные конструкции. Этот архитектурный стиль заложил основу для будущих порядков греческой архитектуры. Дорический ордер отличается от других греческих орденов наличием выдающихся колонн и антаблементов. Вся конструкция опиралась на эти колонны и антаблементы для прочности и целостности.
Отличительные черты дорической греческой архитектуры Здания и сооружения дорического ордера легко узнать по их колоннам. Колонны придавали конструкции прочность и позволяли строить другие постройки рядом с ней. Тем не менее, мы рассмотрим более подробно в этой статье. Ниже приведены некоторые характерные особенности строений дорического ордера:
В отличие от других греческих архитектурных ордеров, не было основания, на которое могли бы опираться валы колонн. Поэтому колонны ставились непосредственно на храмовую мостовую, называемую стилобатом.
Некоторые последующие формы ордена имели основание под колоннами. Основание, используемое в этих версиях, представляло собой обычное основание с цоколем и тором, обычно используемое для размещения пьедесталов, статуй или других конструкций.
2. Рифленые колонны Здание дорического ордера имело общие рифленые колонны, что косвенно означало наличие в них почти 20 желобков. Это придало уникальной эстетике и позволило разместить колонны более расчетливо, поскольку их нужно было точно сбалансировать, чтобы поддерживать архитрав.
Валы были шире внизу и сужались по мере продвижения вверх. Таким образом, радиус столбца уменьшался по мере увеличения высоты столбца. Сужение шахт играло своего рода оптическую иллюзию, поскольку делало здание выше, чем оно было на самом деле. Это помогло сбалансировать их, а также стабилизировать структуру наверху.
4. Простая капительКапитель состоял из шейки, эхина и счетов. Вырез был очень простым, без украшений. Эхин имел выпуклую симметрию и распространялся наружу. Наконец, на вершине эхина появились квадратные счеты, чтобы завершить капитель. Столица была достаточно прочной, чтобы выдержать вес конструкции, расположенной на ней.
5. Антаблемент Антаблемент представлял собой конструкцию, опиравшуюся на колонны. Антаблемент состоял из нескольких частей. Антаблемент дорического ордера был уникален и прост. Он отличался от других ордеров тем, что его составные части — архитрав и фриз — отличались декоративными элементами.
Архитрав был частью, с которой начинался антаблемент. Он располагался прямо над столицей. В дорическом ордере архитрав был простым, т. е. не украшенным.
7. Отличительная часть фризаНаиболее отличительной чертой греческой дорической архитектуры был фриз в антаблементе. Уникальность сооружения заключалась в том, что оно состояло из двух частей: триглифов и метоп.
Триглиф
Триглифы представляли собой каменные блоки с тремя полосами внутри. Полосы имели вертикальную ориентацию и были разделены канавками. Триглифы должны были напоминать концы деревянных балок, которые использовались в деревянных храмах. Таким образом, элементы прежних деревянных храмов были сохранены и отображены в новых каменных.
Метопа
Метопы представляли собой отступающие квадратные панели, которые располагались после триглифа. Панели метопе можно было разместить так, как они есть, или на них также могли быть вырезаны скульптурные рельефы, чтобы увеличить красоту произведения.
Эти триглифы и метопы были наиболее отличительной чертой дорического ордера. Различие произошло из-за чередования этих триглифов и метоп. Один следовал за другим, и эта чередующаяся картина продолжалась по всему зданию.
8. КарнизПоверх фриза уложить карниз. Эта часть непосредственно поддерживала структуру сверху, которая была потолком.
Размещение триглифовРазмещение триглифов было специально учтено. Чтобы сохранить симметрию, прямо посередине и сверху каждой колонны был помещен один триглиф. И один триглиф был помещен между колоннами. Остальные пространства были заполнены метопами.
Возникшие проблемы Дорический ордер был первым случаем, когда греческие архитекторы имели дело с камнем. Они должны были учитывать вес камня при расчете размеров каждой секции здания. Греки хотели, чтобы их храмы выглядели максимально эстетически уравновешенными и симметричными, не теряя структурной целостности. Таким образом, возник конфликт, известный как конфликт дорического угла.
Хотя расположение триглифов уже было указано выше, оно оказалось не таким простым, как кажется. При этом возникли некоторые проблемы. Они были размещены так же, как описано выше, но проблема была с триглифом, который должен был быть поверх последнего столбца.
Блок архитрава в этот момент нуждался в полной поддержке. Чтобы обеспечить эту поддержку в первых нескольких храмах, триглифы были перемещены в углы. Но перемещение его сместило его от центра, что нарушило симметрию. Греки предлагали и применяли множество уловок для решения этой проблемы, но классическим решением было уменьшение расстояния между двумя последними колоннами. Это называется сужением углов, которое зрительно сжимало углы и помогало сохранить правильный порядок триглифов и метоп.
Заключение В заключение можно сказать, что наиболее характерными деталями дорического ордера были обычная, неукрашенная капитель и колонна, не имевшая базы и опиравшаяся непосредственно на стилобат храма.