Дорический ордер | это… Что такое Дорический ордер?
Греко-дорический ордер. Парфенон. Римско-дорический (тосканский) ордер. Театр Марцелла.Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).
Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Содержание
|
Характерные черты
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.
Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.
Пропорции
Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам – 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.
Закономерности построения
За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).
Карниз антаблемента модульонного ордера
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 1 парта | 34 парты |
Гусёк | 3 парты | 34-31 парта |
Полочка | 0,5 парты | 31 парта |
Каблучок | 1 парта | 30,75-30,25 парты |
Слезник | 3,5 парты | 30 парт |
Каблучок | 1 парт | 29,5-28,75 парт |
Модульон | 3 парты | 28,5 парт |
Капельки модульона | 0,5 парты | 26-14 парт |
Четвертной вал | 2 парты | 13,5 парт |
Полочка | 0,5 парты | 11,5 парты |
Капитель триглифа или ровная полоска | 2 парты | 11 парт |
Архитрав
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 2 парты | 12 парт |
Узкая полочка | 0,5 парты | 11,5 парт |
Капельки | 1,5 парты | 11-11,5 парт |
Пояс | 8 парт | 10 парт |
Капитель зубчатого ордера
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 15,5 парты |
Каблук | 1 парта | 15,5-14,5 парт |
Абак | 2,5 парты | 14 парт |
Четвертной вал | 2,5 парты | 13,75-11,5 парты |
Верхняя полочка | 0,5 парты | 11,5 парты |
Средняя полочка | 0,5 парты | 11 парт |
Нижняя полочка | 0,5 парты | 10,25 парты |
Шейка | 4 парты | 10 парт |
Стержень колонны
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Валик | 12 парт | |
Полочка | 0,5 парты | 11,25-10 парт |
Выкружка | 1,5 парта | 11,25-10 парт |
Стержень колонны | 13 модулей, 7 парт | 12 парт |
Выкружка | 2 парты | 12-13,5 парты |
База колонны
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 1 парта | 13,5 парт |
Валик | 1 парта | 14,5 парты |
Вал | 4 парты | 17 парт |
Плинт | 6 парт | 17 парт |
Карниз пьедестала
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 23 парты |
Четвертной вал | 1 парта | 22,5-21,5 парт |
Полочка | 0,5 парты | 21,5 парты |
Слезник — широкая полка | 2,5 парты | 21 парта |
Каблук | 1,5 парты | 18,5-17,5 парт |
Стул
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Стул | 47 парт | 17 парт |
Выкружка | 1 парта | 17 — 18,5 парты |
База пьедестала
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 18,5 парты |
Валик | 1 парта | 19 парт |
Каблук | 2 парты | 19-20,5 парты |
Плинт | 2,5 парты | 21 парта |
Цоколь | 4 парты | 21,5 парты |
Галерея
Литература
- Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
Страница не найдена — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Breaking News
Пен Варлен (1916 – 1990): две Родины, одна судьба
О Концептуальном Символизме и старых граблях
Мозаика Базилики Сан Витале
Символы эпохи – в собрании фонда Art Russe
Описание и анализ картины Джорджоне «Юдифь». Ок. 1504, Государственный Эрмитаж
Магнум Chateau La Grace Dieu des Prieurs стал обладателем престижнейшей награды в сфере дизайна
Описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. 1784, Лувр, Париж
Карло Кривелли. «Благовещение со Святым Эмигдием (Эмидием)» 1486 г.
Творчество Л.Б. Альберти и итальянская архитектура эпохи Кватроченто
В. А. Серов. Девочка с персиками. 1887 г. Москва, ГТГ
Архитектурный ансамбль Акрополя в контексте эволюции древнегреческого зодчества V века
Жан-Батист Симеон Шарден.
Натюрморт с атрибутами искусства. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1766 г.Экспрессионизм в европейском искусстве ХХ века : характерные черты и ведущие мастера
Художественный образ и особенности архитектуры мавзолея Тадж-Махал в Агре (1632 – 1650)
Ювелирное искусство эпохи Барокко
Развитие типа центрально-купольного сооружения в странах Арабского Востока и Ирана. От мечети Куббат-ас-Сахр («Купол Скалы») в Иерусалиме (687 – 691) до мавзолея султана Олджейту (1307 – 1313)
Живопись Викторианской эпохи
Ювелирное искусство Ренессанса
Искусство династии Ахеменидов (VI – IV вв. до н.э.). Архитектурно-скульптурный ансамбль в Пасаргадах (546 – 530 гг. до н.э.). Персеполь (VI в. до н.э.): метафизика городов — храмов
Ювелирное искусство готики
Мотив шествия в рельефах Пересполя и Сузов
Классицизм в искусстве Западной Европы XVII века
Искусство Китая
Творчество выдающегося турецкого архитектора Мимара Синана (1489-1588)
Искусство Японии
Ювелирное искусство романской Европы
Диего Веласкес. «Менины», 1656г. Музей Прадо
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.
К.А. Петров-Водкин и русская живопись 1910-х – 1930-х гг.
Готический витраж в европейском искусстве: особенности технической и стилистической эволюции
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1893 г.
Творчество П. Пикассо: проблема эволюции художественного языка
Джотто и итальянская живопись эпохи Проторенессанса
Ювелирное искусство дороманской Европы
Реза Абасси (ок. 1575- 1635) — глава исфаганской школы книжной миниатюры
Ювелирное искусство Византии
Творчество Султана Мухаммеда (1470-е— 1555 гг.) и тебризская школа миниатюры
Ювелирное искусство Доколумбовой Америки
Декоративно-прикладное искусство времени династий Аббасидов, Ильханидов, Мамлюков
Эволюция минаретов в искусстве стран Арабского Востока и Ирана
Декоративно-прикладное искусство эпохи Сасанидов: художественные ткани, торевтика. Мотивы и художественные образы
Антуан Бурдель и французская скульптура начала ХХ века
Ювелирное искусство Древнего Рима
“Dixit” в мире искусства
Ювелирное искусство этрусков
Ювелирное искусство Древней Греции
Творчество Хокусая и японская гравюра школы «Укиё-э»
Эгейское ювелирное искусство
Ювелирное искусство Месопотамии
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773 г. Санкт-Петербург, ГРМ.
Про искусство
Main Menu
It looks like nothing was found at this location. Maybe try one of the links below or a search?
Галереи
Сравнительные дорические ордера – Классическая архитектура
Последнее обновление вторник, 03 января 2023 г. | Классическая архитектура
Витрувий задает общий образец капители и антаблемента дорического ордера. Он начинает с рассмотрения проблем расположения триглифов и метоп, которые, как я уже упоминал, препятствуют развитию греко-дорического ордера. Похоже, что ранние дорические работы республиканской эпохи в Риме следовали греческому прецеденту в планировке фриза храма в Кори, датируемого первым веком до нашей эры. быть примером. Ко времени Витрувия римские архитекторы научились решать эту проблему, просто выравнивая триглифы по центру их колонн и допуская часть метопы по углам фриза. Эту практику Витрувий одобряет и подробно описывает, вплоть до профиля вертикальных канавок в триглифах, «вырезанных так, чтобы соответствовать кончику плотницкого угольника».0003
В двух отношениях пропорции, которые он устанавливает, не соблюдаются писателями эпохи Возрождения. Во-первых, он ограничивает высоту колонны семью диаметрами, создавая довольно громоздкую форму, а во-вторых, предположительно следуя греческой практике, он не предлагает размеров лепного основания, так что витрувианская колонна резко возвышается над стилобатом. Особенностью греческого дорического стиля, принятого Витрувием, является нисходящий наклон софита короны, впоследствии отвергнутый Чемберсом как создающий неустойчивый вид.Серлио довольно подробно обсуждает отсутствие подставок в витрувианском дорическом стиле и приходит к выводу, что аттическая подставка, на которую ссылается Витрувий, является подходящей основой для дорического.
Эта основа, которая с некоторыми украшениями применима также к ионическому, коринфскому и составному ордерам, включает в себя два тора, разделенных скотией. Серлио также иллюстрирует альтернативную форму, в которой между торами вводятся астрагалы, названные Витрувием ионической базой. Он принимает для колонны высоту 7 диаметров, но критикует отсутствие проекции капители Витрувия. Он показывает различные альтернативные капители, в том числе некоторые с тремя выступами, выходящими из-под эхина, которые могут быть обогащены, и одну с розетками на шее. Он включает в себя энергичные рисунки боссов и букранских масок, украшающих метопы фриза, а также ромбовидные и другие украшения на панелях между мутулами. На пластине изображен один из множества антаблементов Серлио, в котором мутулы либо опущены в пользу обшитого панелями софита короны, либо скрыты за его выступающим лицом.
Виньола предпочитает столбик высотой 8 диаметров и чередует розетки с шелухой в шейке столбика. Он и все последующие авторитеты показывают аттическое основание, и он устанавливает пропорции и молдинги антаблемента, за которыми следуют, с небольшими вариациями,
Гиббса и Чемберса. В этом порядке высота колонны и антаблемента Перро на этот раз соответствует большинству, но его карниз обогащен дополнительными лепными украшениями над короной. И Палладио, и Скамоцци превышают общепринятую высоту с высотой столбца 8% и диаметром соответственно. Капитель и база Палладио в значительной степени традиционны, но он привносит в эту и последующие базы любопытную вогнутую выветривание, которая сливает цоколь с верхней частью карниза пьедестала. И Палладио, и Скамоцци делят фриз на две стороны, а Скамоцци вставляет зубчатую полосу в карниз, чтобы создать самый высокий из всех дорических антаблементов с несколько гибридным внешним видом.
Дорик Чемберса в целом похож на Виньолу и не указан на тарелке. Однако в сопроводительных примечаниях он делает несколько интересных замечаний, в частности, в отношении ограничения расстояния между колоннами, налагаемого ритмом метопы и триглифа (см. табл. 36), и неуклюжести мутулярной формы карниза. Камеры допускают некоторое отклонение по высоте дорической колонны в зависимости от ее расположения.13
Продолжить чтение здесь: Сравнительные коринфские ордера
Была ли эта статья полезной?
Дорический ордер Факты для детей
Детская энциклопедия Факты
Храм дорического ордера, Парфенон, Греция Дорические чертыДорический ордер был одним из трех архитектурных ордеров Древней Греции; двумя другими ордерами были коринфский ордер и ионический ордер. Орден был назван в честь стиля колонн, используемых в зданиях. Он включал в себя основание, вал, навершие (капитель) и часть, опирающуюся на навершие; архитрав, фриз и карниз. Каждый заказ имеет свой стиль.
Дорический стиль был самым ранним и использовался греками для большинства своих зданий и храмов, включая Парфенон. Считается, что стиль был впервые создан с использованием дерева. В стиле представлены тяжелые колонны, капитель в форме блюдца наверху и отсутствие основания.
Дорический стиль
Цифры относятся к рисунку справа
Колонны (17) рифленые (18), что означает, что в них прорезано около 20 канавок. Вершина колонны, капитель (14), состоит из группы колец. Кусок в форме блюдца называется эхин (16). Над ним находится квадратный кусок камня, называемый счетами (15). Это поддерживает антаблемент, который составляет около одной трети высоты колонны. Он состоит из простого наличника (13) и фриза с триглифами (8). Между триглифами находятся квадратные промежутки, называемые метопами (9), который можно использовать для скульптур. Над ним находится карниз с большими блоками, называемыми мутулами (5), которые нависают над фризом. Нижняя поверхность этих блоков называется софитом. Выше этого каменный блок имеет плоскую вертикальную поверхность, называемую короной. Он закончен сверху с большим количеством украшений.
Части фризовых скульптур Парфенона были сняты в 1800-х годах и доставлены в Британский музей. Они известны как мраморы Элгина.
Картинки для детей
Дорический ордер Парфенона. Триглифы с пометкой «а», метопы «б», гутты «с» и мутул под софитом «д».
Два греческих храма раннего архаического дорического ордера в Пестуме (Италия) с гораздо более широкими капителями, чем позже
Вход в библиотеку Мазарини (Париж) с четырьмя дорическими колоннами на этом фото.
Храм Делосцев, Делос; Рисунок XIX века пером
Конфликт дорического угла
Римско-дорический ордер из театра Марцелла: триглифы в центре концевой колонны
The Grange (недалеко от Нортингтона, Англия), 1804 г., первый дом в Европе, спроектированный со всеми внешними деталями греческого храма
Оригинальная дорическая полихромия
Верхние части с маркировкой
Три греческие дорические колонны
Пять Орденов, первоначально иллюстрированные Джакомо Бароцци да Виньола, 1640
Руины храма Посейдона из Суниона (Греция), 444–440 гг. до н.э.
Внешний вид Великой гробницы Лефкадии, около 300 г. до н.э.
Столица Парфенона из Афин
Храм Венеры на вилле Адриана в Тиволи (Италия), фрагмент крыши
Фрагмент древнеримского дорического фриза в Палестрине (Италия)
Храм Афины, Ассос в Турции
Мраморное обрамление алтаря эпохи Возрождения, около 1530–1550 гг., Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Гравюра дорического антаблемента из Speculum Romanae Magnificentiae , 1536, в Метрополитен-музее
Гравюра дорической капители из Speculum Romanae Magnificentiae , около 1537 г., в Метрополитен-музее
Монументальный камин в бальном зале дворца Фонтенбло (Франция) с дорическим фризом на нем
Дверь между парой дорических пилястр в Монпелье (Франция)
Дверь между парой дорических пилястр в Энкхейзене (Нидерланды)
Капитель дорической пилястры из Львова (Украина)
Die Sünde , работы Франца Штука, 1893 г.