Дом музей шаляпина в санкт петербурге: Дом-музей Ф. И. Шаляпина

Дом-музей Ф. И. Шаляпина

Ко дню рождения Дома-музея Ф. И. Шаляпина мы подготовили виртуальный тур по экспозиции, с помощью которого можно прогуляться по залам, в подробностях рассмотреть обстановку, увидеть наиболее интересные экспонаты и хотя бы онлайн, но почувствовать себя гостем одного из самых знаменитых певцов ХХ века.


Виртуальный тур по музею

 

Музей Ф. И. Шаляпина был открыт 11 апреля 1975 г. в последней петербургской квартире певца. Здесь, на Аптекарском острове, в доме 2-Б по Пермской улице (ныне ул. Графтио), великий певец прожил с 1915 по 1922 г., отсюда же он навсегда уехал за границу.

К 125-й годовщине со дня рождения Ф. И. Шаляпина были восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные, а также воссоздан уголок грим-уборной артиста в Мариинском театре. Главные события жизни и творчества Шаляпина представлены в экспозиции письмами, фотографиями, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых играл Шаляпин. Также в музее хранится коллекционное оружие, подаренное певцу Максимом Горьким.


Экспозиция Дома-музея Ф.И. Шаляпина


Особый интерес представляют живописные работы выдающихся художников А. Головина, К. Коровина, А. Яковлева, изображающие Шаляпина в жизни и на сцене. Знаменитый портрет кисти Б. Кустодиева (1921) также находится в экспозиции. Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 г. дочери певца Марфа и Марина передали портрет в дар Театральному музею.

В специально оборудованных Открытых фондах Дома-музея Ф. И. Шаляпина хранится собрание Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, переданное в дар музею Фондом «Константиновский». Основание этой коллекции было положено в самом конце 1950-х. За эти годы она стала крупнейшим на Западе собранием театральной живописи конца XIX – начала XX века. Интерес коллекционеров к этому периоду понятен: в конце XIX в. в русский театр пришли знаменитые художники: М. А. Врубель и К. А. Коровин, А. Я. Головин и В. Д. Поленов, А. Н. Бенуа и Л. С. Бакст, Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин. Они способствовали подъему декорационного искусства на небывалый художественный уровень, а «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Европе заставили говорить об этих художниках во всем мире.

 

Режим работы:

Экспозиция Дома-музея Ф. И. Шаляпина закрыта для посещения до 2024 года в связи с ремонтными работами. Приносим извинения за неудобства!

Адрес: 

Ул. Графтио, 2-Б: Google.Карты | Яндекс.Карты

Контакты:

8 (812) 234-10-56
[email protected]

Вконтакте
Telegram-канал «Шаляпин Daily»
TripAdvisor Россия

Мы используем сookie

Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробнее.

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.

РФ

Музей Ф.И. Шаляпина был открыт 11 апреля 1975 г. в последней петербургской квартире певца. Здесь, на Аптекарском острове, в доме 2Б по Пермской улице (ныне ул. Графтио), великий певец прожил с 1915 по 1922 год, отсюда же он навсегда уехал за границу. Квартира и имущество были оставлены на попечение секретаря и верного друга И.Г. Дворищина.

В 1927 году советское правительство обвинило артиста в помощи белоэмигрантам, лишило звания «Народного артиста республики» и запретило въезд в Россию. Квартиру на Пермской начали уплотнять, а оставшиеся вещи отошли новым жильцам. К счастью, большую часть имущества Дворищин собрал в своих комнатах, прежде служивших Шаляпину будуаром и спальней. В начале Великой Отечественной войны жильцы квартиры, в том числе и семья Дворищина, были эвакуированы, но сам Исай Григорьевич остался. Зимой 1942 он умер от голода. Ценой его жизни была сохранена большая часть личных вещей Шаляпина. Сотрудники Театрального музея вывезли архивные материалы и небольшие предметы в музей, а остальное опечатали. Уже после войны наследники Дворищина передали музею мебель, картины, предметы декоративно-прикладного искусства.

Дальнейшая судьба шаляпинской квартиры драматична. Как и большинство перенаселенных петербургских коммуналок, она являла собой удручающее зрелище: закопченные потолки, прожженные буржуйками паркетные полы, отстающие от стен грязные обои, вереницы электрических счетчиков.

В 1960-х было принято решение о создании музея Ф.И. Шаляпина. Музейщики, настоящие энтузиасты своего дела, взялись за работу. Были воссозданы интерьеры и декоративное убранство квартиры. Слуги Шаляпина, домоправительница Полина Ивановна Хвостова и ее муж Николай Николаевич, повар, которые в деталях помнили «как было», помогли с расстановкой мебели, развеской картин и прочим. Фонд музея быстро пополнялся. Дети Федора Ивановича передали хранителям письма, фотографии, личные вещи артиста, некоторые картины, а ленинградские театры предоставили костюмы, афиши и предметы обстановки шаляпинской грим-уборной. В 1975 году экспозиция была открыта для посетителей. Однако при Советской власти имя Шаляпина не фигурировало в названии, официально музей именовался отделом «Русский оперный театр». На вывеске имя Шаляпина появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Максимовны Горбачевой.

В феврале 1998 года, к 125-й годовщине со дня рождения Ф.И. Шаляпина, после семилетнего капитального ремонта и реставрации, музей вновь стал доступен для широкой публики. Были восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные, а также воссоздан уголок грим-уборной артиста в Мариинском театре. Главные события жизни и творчества Шаляпина отражены в экспозиции письмами и фотографиями, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых играл Шаляпин. Также в музее хранится коллекционное оружие, подаренное певцу Максимом Горьким.

Особый интерес представляют живописные работы выдающихся художников А. Головина, К. Коровина, А. Яковлева, изображающие Шаляпина в жизни и на сцене. Знаменитый портрет кисти Б. Кустодиева (1921 г.) также находится в экспозиции. Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 году дочери певца Марфа и Марина передали портрет в дар Театральному музею.

петербургских даней уважения великим художникам России | Россия

Пожилая женщина, медленно бредущая вверх и вниз по обветшалой лестнице когда-то великолепного особняка, – единственное оставшееся препятствие на пути создания в этом городе новейшего литературного музея. Если друзья и почитатели поэта-диссидента Иосифа Бродского найдут способ выкупить небольшую площадь, которую она до сих пор арендует в бывшей коммуналке в роскошном здании, они надеются открыть музей, посвященный изгнанному писателю. Советского Союза в 1972 года и умер в 1996 году в Нью-Йорке.

Музей Бродского объединится с десятками других небольших квартир, квартир и домов, увековечивающих память о корифеях петербургской культуры, включая Достоевского, Пушкина, Набокова и Римского-Корсакова. На данный момент он остается в подвешенном состоянии, несколько небольших комнат, богатых орнаментом и деталями, но навязчиво пустых, ожидающих возрождения в качестве места для завидного, но сбивающего с толку поклонения героям, которое русские воздают своим любимым художникам.

Музеи-квартиры разбросаны по петербургским каналам и дворцам в пастельных тонах, и существует настойчивая агитация за их создание. Отчаявшись защитить историческое здание, в котором когда-то располагалась квартира бабушки поэта и писателя Михаила Лермонтова, активисты в мае агитировали за новый музей Лермонтова. Перед тем, как в 2007 году умер бывший директор Национального симфонического оркестра Мстислав Ростропович, он скупил комнаты, в которых когда-то жил молодой Дмитрий Шостакович. Вместе со своей женой, легендарной сопрано Галиной Вишневской, Ростропович создал музей Шостаковича и попытался передать его городу Санкт-Петербургу. Есть также квартира Модеста Мусоргского, наполненная старинной мебелью и памятными вещами, также созданными Ростроповичем, которая когда-нибудь может стать музеем.

Хотя эти музеи в основном условны, они говорят о страсти к мемориализации в российском обществе, в котором культура часто воспринимается как потеря, художники как мученики, литература как живая травма. В отличие от Соединенных Штатов, где дома-музеи изо всех сил пытаются найти нишу в культурной экономике, старомодный, низкотехнологичный, дом старой охраны или музей-квартира жив и здоров в городе поэтов, художников и музыкантов. Он выполняет множество функций: способ сохранить старую архитектуру, реакция на вульгарную коммерческую элиту и путинизацию России, а также защита от культурной амнезии. Но русский дом-музей — это еще и святыня, и хотя многие культуры создают святыни своим иконам, у маленького русского музея есть свой особый колорит и страсть.

В начале была квартира Пушкина, посвященная гениальному поэту, поссорившемуся с царем, написавшему такие шедевры, как «Евгений Онегин» и «Борис Годунов», и погибшему в 37 лет на жалкой дуэли 1837 года. По данным переписи 1993 года, квартира Пушкина, расположенная недалеко от элегантного Невского проспекта города, является одним из почти 300 памятников Пушкину, малых и больших (от скромных мемориальных досок до полноразмерных поместий) в России. Это также почтенный прототип для многих менее известных петербургских музеев-квартир. Его план, драматическое зрелище жизни и смерти, которое он представляет посетителю, помогли установить основные Крестные станции для литературного музейного богослужения в Санкт-Петербурге.

«Это настоящие ступени, по которым несли Пушкина после дуэли», — говорит директор музея Галина Седова, ведя посетителя по ярко освещенной лестнице, соединяющей первый этаж (с гардеробом, входной кабиной и небольшой музейной экспозицией) с шикарная 11-комнатная квартира, в которой когда-то жил Пушкин с семьей. Музей был создан в середине 1920-х годов, в первые годы существования Советского Союза, отчасти потому, что антибольшевики, бежавшие из страны, пристыдили российских культурных деятелей и заставили почтить память поэта. С тех пор дизайн и направленность музея тесно связаны с российской культурной политикой.

В первые годы, по словам Седовой, в музее было всего семь подлинных пушкинских комнат. «Было неполитично подчеркивать величие образа жизни Пушкина в советское время, — говорит она.

Пушкин советской эпохи представлялся великим русским архетипом, а не элитной романтической фигурой, вышедшей из дворянства и высмеивающей ее. Сексуальная интрига, которая привела к его роковой встрече с мужчиной, который, как утверждается, был любовником его жены, была преуменьшена. «Его смерть стала вопросом социальных условий, а не эротической дуэли», — говорит Седова. Мало внимания уделялось личным вещам, убранству, историческим деталям квартиры, реконструированной по письмам и свидетельствам современников пушкинского времени.

Времена меняются, и особенно после распада Советского Союза в квартире больше внимания уделялось воссозданию атмосферы пушкинского дома. Но он остается решительно мемориалом, в центре которого смерть. Диван, на котором якобы умер поэт, проверили на кровь, и в 2010 году — с большой помпой — российские газеты объявили, что это пушкинский.

Посещение квартиры начинается с прихожей, в которой покоился гроб Пушкина, и заканчивается кабинетом, в котором он умер. Кабинет, наполненный предметами, которые художник держал в руках, является святая святых большинства музеев-квартир.

«Суть при создании мемориальной квартиры в том, чтобы кабинет не заслоняла ни одна из других комнат, — говорит Седова. Таким образом, кабинет наиболее богат предметами и памятными вещами: письменный стол, за которым он сидел, чернильница, нож для открывания писем, который он часто жевал, книги и диван. . В музее, посвященном Александру Блоку (поэту «серебряного века», умершему в 1921 году), на месте смертного одра Блока стоит витрина с посмертной маской и иконой, а перед ней время от времени освежается ваза с цветами. Даже если художник умер не в той квартире, которая его чтит, потеря и отсутствие часто выходят на первый план. Посещение квартиры Федора Шаляпина, всемирно известного оперного певца, покинувшего Россию в начале 19 века.20-х годов, на картине с изображением певца, предположительно получившей трещину, обнаруженной дочерью Шаляпина в момент смерти певца в Париже в 1938 году. Слышно пение Шаляпина, острое напоминание о добровольной ссылке певца в годы советских репрессий.

«Мы пытаемся возместить Шаляпину то, что ему пришлось пережить, — говорит директор музея Зинаида Гетман. На другом берегу Невы, в густонаселенной и ветхой части города, в квартире Достоевского есть театр и выставочное пространство, посвященное жизни и литературным достижениям автора, что является частью усилий по превращению музея в культурный центр, актуальный для юной аудитории. Как и во многих музеях-квартирах, выставка представляет собой не столько подлинные артефакты, связанные с автором (директор музея Вера Бирон сетует, что «у нас мало подлинников»), сколько набор подсказок экскурсоводу. тур. Этикетки на английском языке мало что дают в контексте того, что выставлено на обозрение — фотографии, репродукции важных документов, копия посмертной маски. Вместо этого гиды знакомят посетителя с безупречным изложением карьеры автора, его ареста, печально известной фальшивой казни, которую он пережил перед изгнанием, его путешествий по Европе и его литературного успеха. Объекты используются скорее как иллюстрации в тексте, чем как настоящие сокровища.

Но смерть возвращается в центр внимания, когда посетители сталкиваются с кабинетом автора, с его аккуратным письменным столом, небольшим книжным шкафом, иконой в углу у окна и большими настольными часами, стрелки которых остановились в час смерти Достоевского.

Хотя многие маленькие квартирные музеи в России кажутся вечно пустыми, Бирон изо всех сил пытался сделать квартиру Достоевского центром вечного и пылкого энтузиазма по отношению к автору, который воодушевляет россиян. Но она расстроена недостаточным финансированием, ветхим театром и периодическими утечками из близлежащих квартир — опасность, обычная для многих музеев в зданиях, которые по-прежнему преимущественно жилые.

«В доме живут пьяницы», — говорит один хранитель музея Достоевского. Есть что-то уместное в том, что музей делит пространство в здании, все еще населенном ущербным человечеством, о котором писал автор, а вид из углового окна охватывает и секс-шоп, и церковь. Но, как и многие музеи-квартиры в Петербурге, музей Достоевского страдает от того, что является частью жилого ландшафта.

Это главное препятствие для открытия музея Шостаковича, по словам Ларисы Чирковой, управляющей пространством. Музей был задуман Ростроповичем в честь своего друга и величайшего композитора Советского Союза, написавшего два концерта для талантливого виолончелиста. В 2002 году Ростропович услышал, что коммунальщики квартиры, в которой жил Шостакович в молодости, могут захотеть продать. После долгих переговоров ему удалось приобрести все, кроме двух спален, кухни и некоторых служебных помещений, которые остаются в частных руках. Квартира наполнена памятными вещами, репродукциями партитур, фортепиано и репродукцией 1936 газетная статья «Сумбур вместо музыки», которая открыла сокрушительную атаку Сталина на модернистские музыкальные наклонности Шостаковича.

Но, несмотря на предпринятые в 2006 году попытки передать квартиру в собственность городу Санкт-Петербургу и открыть ее для публики, новые правила, требующие наличия отдельного входа от жилых помещений, застопорили этот процесс.

«Это стало совершенно невозможно, потому что квартира находится на пятом этаже», — говорит Чиркова, которая по-прежнему надеется, что союз с более крупным музеем, таким как Дом Глинки в Москве, может сгладить ситуацию.

Но постановление подчеркивает, как растущая озабоченность по поводу прав частной собственности изменила свободный мир, в котором когда-то можно было создать музей, используя лишь страсть, поддержку семьи и некоторое дерганье за ​​ниточки.

«Речь идет о безопасности и тихом месте для жителей», — говорит Яна Седельникова, работающая в Комитете по культуре Санкт-Петербурга, который финансирует многие небольшие городские музеи. Седельникова говорит, что комитет поддерживает городские музеи-квартиры и хочет повысить их узнаваемость и посещаемость, но правила есть правила.

«Таковы правила, — говорит она. «Никому не нужен магазин, ресторан или музей над головой. В предыдущие годы не было частной собственности, поэтому не было таких правил. Так что музею Шостаковича просто не повезло».

Городской комитет по культуре с бюджетом в 254 миллиона долларов (на 100 миллионов долларов больше, чем весь бюджет Национального фонда искусств США) относительно богат. А некоторые музеи, например Пушкинский, получают государственное финансирование. Но некоторые директора музеев жалуются на систему финансирования, которая «убивает инициативу». В то время как некоторые небольшие музеи, такие как квартира Блока, относятся к более крупным учреждениям (Государственный исторический музей Санкт-Петербурга), большинство небольших музеев должны конкурировать за долю примерно в 28 миллионов долларов в музейном бюджете комитета по культуре. И процесс подачи заявки на получение денег может быть сложным и обескураживающим для музеев, которые хотят двигаться быстро и внедрять инновации (стандартная музейная презентация в большинстве жилых помещений отстает от дизайна и интеграции технологий на десятилетия).

По американским меркам бюджет комитета по культуре выглядит нирваной. Например, Национальный фонд сохранения исторического наследия США недавно запустил программу «Переосмысление исторических домов-музеев» в ответ на то, что один лидер отрасли назвал «серьезными проблемами», с которыми сталкиваются небольшие музеи в Соединенных Штатах. Но американский дом-музей и русский музей-квартира — из разных миров. Частью очарования последнего является его чистая сонливость — пустые комнаты, старомодные или несуществующие лейблы, странное равнодушие к подлинности.

Российские музеи-квартиры иногда могут выглядеть как американские дома-музеи, но это внешнее сходство. По сути, американские музеи занимаются коррекционным образованием и преобразованием, знакомят новую аудиторию с культурой и вызывают эмоциональный отклик. Отсутствие государственного финансирования, от которого страдает большинство из них, также является их главной силой, вынуждая их постоянно искать новую аудиторию и новые источники поддержки. Русский музей посвящен поклонению, часто культовому и замкнутому. Разница в том, как используются эти пространства, так же велика, как разница между мегацерковью и святыней.

Предлагаемый музей Бродского будет интересным экспериментом, потому что Бродский уехал из Советского Союза, чтобы стать частью американской интеллигенции. В 1985 году Бродский опубликовал захватывающее эссе «В полутора комнатах», в котором исследовал боль изгнания, человеческие жертвы советской жестокости, потерю родителей через неумолимое расстояние и, наконец, смерть. Название очерка отсылает к комнатам, в которых Бродский жил с родителями, тем самым пустым комнатам, которые когда-нибудь могут стать ядром музея Бродского.

Бродский как-то сказал, что он «поменял империю», и в своем эссе он передал символическое право собственности на свою «полторы комнаты» всему миру. Даже после распада Советского Союза Бродский отказался вернуться в Россию, в Петербург, в прославленные им залы. Полное изложение его истории бросит вызов базовому российскому музейному мышлению. Если все сделано правильно, организаторы запустят многоязычную экспозицию, будут активно искать посетителей среди множества людей, стекающихся в Эрмитаж и другие великие объекты, и наладят отношения с музеями и культурными учреждениями за пределами литературного квартала, в котором жил Бродский. Но сначала пожилая женщина, которая, по словам организаторов музея, требует 450 000 долларов. Любопытно, как много многоквартирных музеев начинаются с смещения, перемещая старое, чтобы можно было заново прославить еще более старое. По словам Чирковой из музея Шостаковича, для создания музея Мусоргского Ростропович пришел однажды в комнаты коммуналки и уговорил жильцов продать бутылку-другую водки.

Одна из причин, по которой существует так много возможных музеев-квартир, так много табличек на стенах по всему городу, заключается в том, что большинство художников в Санкт-Петербурге были городскими кочевниками, переезжая с места на место. Достоевский жил примерно в 20 разных квартирах. Таким образом, в отличие от американского дома-музея, который, как ожидается, будет усадьбой, выражающей постоянные инвестиции и участие владельца, музей-квартира является одновременно священным и эфемерным.

Женщина, которая поднимается по лестничной клетке предполагаемого музея Бродского, более чем доставляет неудобства. Она — часть ландшафта, вечно изменчивой, израненной, хаотичной социальной реальности, которая составляет древнюю почву русской культуры.

Эта статья опубликована в Guardian Weekly , которая включает материалы Washington Post

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства города, расположен в здании, входящем в один из красивейших архитектурных ансамблей города – Александринский театр-ансамбль. Этот архитектурный шедевр с улицей теперь носит его имя, он был построен великим Карлом Росси.

 

С 1840 года в одном из зданий, окружающих театральное управление, находились императорские театры. Здесь вершили судьбы русского театра, заключали контракты с актерами, сюда привозили свои предназначенные для сцены произведения Мусоргский, Чайковский, А. Островский, Чехов и другие великие деятели отечественного театра.

 

В 1918 году произошла реорганизация Дирекции, и в этом здании было решено открыть свой первый театр в Петроградском музее. Положение о Музее наркома просвещения утвердил А. Луначарский. Однако истинная дата основания Театрального музея приходится на 19 год.08 г., когда в Санкт-Петербурге в помещении театра Панаева была открыта «Первая русская театральная выставка», материалы которой впервые были показаны публике, впоследствии легшие в основу Музея.

 

Постепенно коллекция пополнялась материалами частных коллекций Ю.Ф. Горбунова, М.Г. Савина и А.Е. Молчанов, В.В. Протопопов, С.В. Светлов, Л.И. Жевержеева, Г.М. Левитина и архивов Дирекции Императорских театров.

 

Первая выставка открыта для посетителей 16, 19 мая21. В 1970 году был создан первый филиал – Мемориальный музей Римского-Корсакова (Летний пр., 28), где прошли последние 15 лет жизни великого композитора. В 1975 году открыл мемориальный музей в доме Федора Шаляпина (ул. Графтио, 2б). В 1985 году коллекция пополнилась Государственной коллекцией музыкальных инструментов. В 1990 году музей получил еще одно здание – Дворец графов Шереметевых, знаменитый Фонтанный дом, построенный в XVIII веке (набережная Фонтанки, 34). С перемещением коллекции музыкальных инструментов в Шереметевский дворец филиал получает название Музея музыки в Шереметевском дворце. В 19В 94 году открылся еще один филиал – Мемориальная квартира семьи Самойловых (ул. Стремянная, 8).

 

Первые два года были периодом интенсивного музейного собирательства. В дальнейшем музей сосредоточился на сборе и экспонировании материалов, относящихся прежде всего к истории отечественного драматического театра. С открытием новых музыкальных отделений (музеи Римского-Корсакова и Шаляпина) и получением коллекции музыкальных инструментов важным направлением деятельности музея становится история музыки и музыкального театра.

 

В музее и его филиалах проводятся экскурсии и лекции по истории театра для детей и взрослых, концерты, записи, вечера памяти, встречи с известными актерами, художниками, музыкантами, показы самостоятельных актерских и режиссерских работ, моноспектакли, камерные концерты. Музей как научный, культурный и образовательный центр посещают более 140 тысяч человек в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *