Дом модерн: готовые и типовые. Каталог содержит планировки, планы и чертежи

Содержание

Архитектура Казани в стиле модерн: дома Ушковой, Мюфке, Дружининой, Чернояровский пассаж

Алмаз
Загрутдинов

На каких фасадах искать фламинго, орлов и химер


«Инде» продолжает составлять альтернативные маршруты для прогулок по городу: вслед за путеводителем по историческим мечетям предлагаем краткий гид по казанским зданиям в стиле модерн.

Степан Новиков

архитектор-реставратор

Архитектура в стиле модерн пришла в Казань на смену эклектике в начале ХХ века. Объектов в этом стиле в Казани построено не так много, как в Москве и Санкт-Петербурге — любое новое направление в архитектуре проникало в губернии с опозданием, а революция 1917 года и вовсе приостановило его развитие. Проводником новых стилей становятся либо архитекторы (в Казани таким пионером модерна стал Константин Олешкевич), либо богатые заказчики, стремившиеся показать свой утонченный вкус. Модерн пришел на смену эклектике, но в Казани практически нет домов, выполненных в «чистом» модерне, — все те здания, которые мы относим к этому стилю, правильнее называть эклектикой с элементами модерна. В Казани также заметно и влияние татарского романтизма (например дом Кекина, дом Шамиля, номера «Амур»). Однако в каждом конкретном случае соотношение стилей различно — это в конечном счете и определяет своеобразие казанской архитектуры того времени. К примеру, дом Ушковой (здание Национальной библиотеки РТ) из-за богатства разностилевого декора относят к эклектике, однако мы не можем игнорировать то, что в основе своей это модерновый дом. Что это значит: для модерна характерны отказ от классической ордерной системы, обилие изогнутых линий, асимметрия фасада и элементов (к примеру, окна дома могут иметь различную величину), тенденция к объединению внутреннего и внешнего пространства (для домов в стиле модерн характерны большие оконные и дверные проемы), сложная пластика фасада (множество мелких лепных деталей, барельефы растений и животных). При этом наряду с «богатым» модерном, в котором строились купеческие особняки, существует так называемый рациональный модерн, которому свойственно практически полное отсутствие отделки. Он был характерен для общественных городских сооружений и доходных домов.

Номера «Амур»

Адрес:

ул. Московская, 70

Дата постройки:

1864 год

Архитектор:

Петр Аникин

Архитектурные особенности:

«Своеобразный памятник архитектуры в стиле модерн, в котором нашли отражение мотивы готики», — так пишет об «Амуре» сайт Минкульта РТ. Здание в плане имеет форму параллелограмма с внутренним двором-колодцем: на втором и третьем этажах находились жилые помещения, первый этаж — торговые площади. В оформлении фасада здания использованы приемы татарской архитектуры: счетверенные оконные проемы третьего этажа, объединенные поверху кирпичным пояском, напоминающие окна Усмановской мечети; аркатура — ряд фальшивых арок — под карнизом, распространенная в зодчестве казанских татар; подковообразные арочные завершения дверных проемов первого этажа. Сейчас дом пустует.

Интересный факт:

«Амур» был одной из немногих благоустроенных гостиниц в дореволюционной России. С декабря 1912-го по февраль 1913 года в гостинице останавливался Габдулла Тукай, основоположник национального театра, а с ним и актеры первой татарской профессиональной труппы «Сайяр» Габдулла Кариев и Сахибжамал Гизатуллина-Волжская. В 1912−1913 годах здесь жил писатель и публицист Фатих Амирхан.

Доходный дом Н. Киселева

Адрес:

ул. Муштари, 20

Дата постройки:

1910 год

Архитектор:

Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Дом был построен по заказу известного ветеринарного врача и в то же время владельца химических производств и торговца химическими товарами Николая Киселева. Фасад пышно декорирован лепкой, фриз облицован керамической плиткой петербургского завода Овсяного. Любопытно наличие псевдоампирных венков и меандров, добавляющих эклектики дому. Центр фасада выделен арками проезда и входа, балконами и мощным аттиком, который некогда заканчивался двумя ша­рами и стилизованной скульптурой птицы. Сейчас здание пустует.

Интересный факт:

Об этом здании вспоминает писатель Василий Аксенов, детство которого прошло в Казани: «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком. Окошками наш дом смотрел в Лядской сад. <…> Наш скромный дом соседствовал с шикарнейшим модерном в три этажа. Там на фронтоне зиждилась скульптура, ошеломлявшая дитя, когда бы ни взглянул. Скульптура такова: стеклянный шар земной в широтах и меридианах, а на нем верхом орел, простерший два крыла отменной бронзы. Не понимая, что к чему, ребенок застывал перед фронтоном, и всякий раз при взгляде на орла ему хотелось пить».

Поликлиника Академии наук

Адрес:

ул. Муштари, 33

Дата постройки:

1906 год

Архитектор:

Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Двухэтажный кирпичный особняк принадлежал архитектору Константину Олешкевичу. В обработке фасада сочетаются кирпичная кладка и цветная цементная штукатурка. Фасад с двумя ри­залитами (выступами фасада во всю высоту здания. — Прим. «Инде»), асимметричный, над северным ризалитом — трехгранный эркер с завершением сложной формы, возвышающимся над кровлей. Низ эркера укра­шен стилизованной головой химеры. На противоположной стороне находится дверной проем изогнутой формы.

Интересный факт:

В советское время дом Олешкевича был конфискован, в нем находился детский дом. В 1923−1927 годах в доме жил писатель, общественный деятель, ученый Галимджан Ибрагимов (1887−1939), а в 1929−1942 годах в доме жил писатель Адель Кутуй (1903−1945).

Дом Юнусовых — Апанаевых

Адрес:

ул. Тукая, 67/14

Дата постройки:

начало XIX века (перестроен в стиле модерн в 1916 году)

Архитектор:

Михаил Литвинов

Архитектурные особенности:

Первоначально представлял собой Г-образное одноэтажное здание в классическом стиле. Неоднократно перестраивался — в 1848-м, 1861-м и в конце XIX века. В 1916 году приобрел современный вид. На главном фасаде большой угловой эркер. Фасад здания по улице Фатиха Карима прочленен крупными вертикальными элементами — ризалитами, увенчанными массивными кокошниками. Фасад украшен декоративными растительными элементами, присущими деревянной застройке Старо-Татарской слободы.

Интересный факт:

Первоначально дом принадлежал купеческой семье Юнусовых, однако был продан семье Апанаевых, которые и реконструировали здание. Они же открыли в этом доме бесплатные медицинские кабинеты для бедных горожан. Сегодня здание занимает поликлиника.

Первый дом Адольфа Пора

Адрес:

ул. Гоголя, 29

Дата постройки:

1904 год

Архитектор:

предположительно Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Трехэтажный жилой дом (здесь по-прежнему живут люди), оштукатуренный бетоном. Построен по проекту, утвержденному в 1904 году, вероятно, архитектором Олешкевичем. Имеет сложную конфигурацию с закругленным северо-западным углом. Планировка решена по анфиладной системе, соединяющей парадную и черную лестницы. Фасад симметричный, на центральной его части находятся два балкона разного размера (оригинальное ограждение утрачено). По бокам фасада находятся одинаковые ризалиты, увенчанные невысокими аттиками, в их основании — дверные проемы, вписанные в круг.

Интересный факт:

Дом принадлежал преподавателю французского языка Адольфу Ивановичу Пору. В Симбирске он был учителем молодого Владимира Ульянова. С 1889 года жил и работал в Казани. Похоронен на Арском кладбище.

Доходный дом Меркулова — Губайдуллина

Адрес:

ул. Островского, 53

Дата постройки:

1913 год

Архитектор:

неизвестен

Архитектурные особенности:

Доходный дом Меркулова — Губайдуллина — образец рационального модерна. Здание построено из красного кирпича, фасад симметричный, однако окна первого этажа имеют разный размер. В здании сохранились оригинальная рама витрины на первом этаже и кованые ворота в арке. Предположительно построен по типовому столичному проекту доходного дома.

Интересный факт:

В дореволюционное время здесь находился публичный дом.

Дом Зинаиды Ушковой

Адрес:

ул. Кремлевская, 33

Дата постройки:

1908 год

Архитектор:

Карл Мюфке

Архитектурные особенности:

Двухэтажный особняк с полукруглым эркером на углу, окруженным балконом с ажурной решеткой. Стены пышно декорированы лепкой. Нижний этаж имеет глубокую горизонтальную рустовку (рельефная имитация каменной или кирпичной кладки. — Прим. «Инде»). Дом Ушковой — один из немногих казанских особняков, в которых сохранились оригинальные интерьеры: каждое помещение отделано в своем стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Интерьеры украшены бронзовыми и лепными драконами, птицами, животными и витражами на различные сюжеты. В доме имеется особая комната-грот, в виде искусственной пещеры, в которой располагался зимний сад. Сейчас здание целиком занимает Национальная библиотека.

Интересный факт:

Казанский промышленник Алексей Ушков заказал у Мюфке этот дом в качестве свадебного подарка своей жене Зинаиде.

Дом Карла Мюфке

Адрес:

ул. Х. Атласи, 28

Дата постройки:

1908 год

Архитектор:

Карл Мюфке

Архитектурные особенности:

Двухэтажный особняк в стиле эклектики, с преобладанием приемов модерна: лестничные клетки с овальными окнами, балкон на одной опоре, большой оконный портал на втором этаже, характерные перила ограждений. При этом в здании присутствуют мотивы китайской архитектуры и псевдоготического стиля.

Интересный факт:

Карл Мюфке построил собственный дом на гонорар за строительство дома Зинаиды Ушковой. Сегодня дом отведен детскому саду.

Дом Варвары Дружининой

Адрес:

ул. З. Космодемьянской, 2/5

Дата постройки:

1911 год

Архитектор:

Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Дом купеческой вдовы Варвары Александровны Дружининой был описан современниками так: «Угловой двухэтажный деревянный особняк имеет необычную объемно-пространственную композицию и фасады. Фасады украшены простыми террасами и балконами, ризалитами с щипцовыми завершениями, а также фризом с резным декором и массивным карнизом на выгнутых консолях». Единственный сохранившийся образец казанского деревянного модерна. Сейчас дом находится на реставрации.

Интересный факт:

Из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле казанцы прозвали его «чайным домиком».

Чернояровский пассаж

Адрес:

ул. Кремлевская, 21

Дата постройки:

1901 год

Архитектор:

Генрих Руш

Архитектурные особенности:

Здание строилось из уже стоящих на этом месте двух домов (этим объясняется несимметричность фасада). Перед главным входом была широкая лестница, а над входом — просторный металлический балкон. Лестница и балкон до наших дней не сохранились. Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой. Вестибюльная центральная часть с главного фасада выделена портиком из четырех полуколонн, завершенным массивным полуциркульным двухъярусным разорванным фронтоном барочного характера и обширным прямоугольным балконом над входом в вестибюль. Крайние членения над входом в магазин выделены полуколоннами, завершены барочными главками, поддерживаемыми перевернутыми металлическими волютами. Фасад украшен барельефным изображением фламинго (по другим версиям — это пеликаны или лебеди) и картушами (лепное украшение в виде полуразвернутого рулона бумаги, ленты, свитка или щита, на котором может помещаться герб, эмблема или вензель. — Прим. «Инде») по третьему этажу. Стены первого этажа были облицованы зеленой плиткой, сейчас она закрашена, а сам этаж занял разнообразный общепит — «Тюбетей», DOM (не так давно закрывшийся) и другие заведения.

Интересный факт:

Генрих Руш также автор Александровского пассажа (Кремлевская, 17/22). Он хотел объединить оба пассажа в одно здание, но городские власти не смогли выкупить у купца Николая Унженина двухэтажный особняк (Кремлевская, 19), находящийся между ними.

Типография Харитонова

Адрес:

ул. Миславского, 4

Дата постройки:

Первая половина XIX века, обрел современный вид в 1908 году

Архитектор:

неизвестен

Архитектурные особенности:

Дом принадлежал купцу и промышленнику А. Кремлеву. Типография была основана в 1896 году, поначалу размещалась в пассаже, а с 1908 года — в доме на углу Воскресенской (Кремлевской) и Малой Казанской (Миславского). Дом после покупки был приспособлен под типографию с изменением фасада в духе модерна: появились балкон, большой оконный проем на втором этаже, ряд маленьких вертикальных окон в арке на третьем этаже, в отделке использовалась красная плитка. Над домом возвышался барельеф с типографским сюжетом. Сейчас на этом месте современная барельефная надпись «Типография Харитонова», а само здание заняло управление жилищной политики Казани.

Интересный факт:

В этой типографии впервые в Казани начали выпускать книги и карты в цвете и с фотоиллюстрациями.

Дом Воронкова — Калягина

Адрес:

ул. Баумана, 52/7

Дата постройки:

конец XIX — начало XX века

Архитектор:

неизвестен

Архитектурные особенности:

Доходный дом построен в первой половине XIX века купцом К.Е. Подуруевым. В конце XIX века крестьянин Е.Г. Воронков построил второй этаж. В 1913−1915 годах А.В. Калягин возвел третий этаж и расширил дом до улицы Наджми. Крылья уличных фасадов отмечены мощными ризалитами с парадными входами, повышенными карнизами и аттиками. Стены первого этажа — с крупной рустовкой, большими витринными проемами. Второй и третий этажи объединены стилизованными пилястрами в простенках между ризалитами. Панели между проемами заполнены кафельной облицовкой в сочетании с лепниной в модерновом стиле «удар бича» (орнамент в виде многократно изогнутой линии. — Прим. «Инде»). На боковом фасаде — оконный проем на всю высоту здания. Внутренние дворовые фасады лишены декора, над входом в подвал сохранился навес на металлических колоннах. В интерьерах частично сохранилась стилистика модерна: лепнина потолка, ограды лестничных маршей.

Интересный факт:

В 1940 году в доме Воронкова — Калягина открылся ТУМ (Татарский универсальный магазин), ставший впоследствии ЦУМом.


Фото: Регина Уразаева

Места

Новое место. Семейное кафе от ИКЕА и обновленный «Зимний бульвар» у «Меги»

Потенциально главные зимние инстаспоты в Азино

20.12

Места

Планы на неделю. Эскизы пьес финалистов конкурса «PRO/Движение», лекторий Московского музея современного искусства, Дни болгарского кино

Чем заняться в Казани с 27-го по 30 ноября

21.11

Места

Планы на неделю. «Апокалипсис сегодня» в «Каро», «Казускома» в «Норе» и две лекции в «Смене»

Чем заняться в Казани с 8-го по 11 апреля

01.03

Места

Отдел кадров. Казань конца 1980-х глазами фотографа Наиля Хадеева

Гулянья на Булаке, проезжая Баумана и Музуровские номера на площади Тукая

22. 04

Популярное

Архитектура Казани: модерн, конструктивизм, советский и сталинский стиль, типовые серии жилых домов

Редакция
«Инде»

Что такое сграффито, почему совмод заслуживает внимания и где в городе искать химер


Почти год «Инде» пишет о казанских зданиях разных эпох, помогая читателям лучше узнать свой город. В подборке материалов из рубрики «Архитектурный ликбез» — семь кратких и понятных гидов по домам в стилях модерн, конструктивизм, сталинский ампир, советский модернизм и других.


Доходный дом Н. Киселева, поликлиника Академии наук и дом Юнусовых — Апанаевых

«Модерн пришел на смену эклектике, но в Казани практически нет домов, выполненных в „чистом“ модерне, — здания, которые мы относим к этому стилю, правильнее называть эклектикой с элементами модерна»

Дом печати, пожарное депо завода обозных деталей и здание бани № 3

«Архитекторы конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на анализе особенностей предназначения зданий. По их мнению, форма должна соответствовать функции, а не наоборот»

Главное здание КНИТУ-КХТИ, театр оперы и балета имени Мусы Джалиля и старый аэропорт

«Сталинский слоган „Искусство должно быть национальным по форме, но социалистическим по содержанию“ позволил развивать в регионах национальные мотивы. Никто не знал, что значит „социалистическое содержание“, но упоминание национальной формы архитекторы восприняли как призыв к действию»

Цирк, театр Камала, НКЦ «Казань» и высотки КФУ

«Совмод — это лаконичный внешний облик и отсутствие декора, работа с крупными геометрическими объемами и стремление к максимальной прозрачности зданий, проницаемости среды»

«Чаепитие по-татарски» в ресторане гостиницы «Татарстан», дельфин в бассейне Молодежного центра и национальные узоры на «Тюбетейке» у Московского рынка

«Одна из основных проблем советского мозаичного искусства — атрибуция: установление авторства, времени и места создания. Назвать создателей некоторых панно очень сложно — во многом потому, что все работали на благо советской власти и не стремились засвидетельствовать авторство»

«Победа коммунизма неизбежна» в сквере на улице Гагарина, спортсмены на стене КЦ «Московский» и «Наука» на здании Казанского филиала РАНХиГС

«Стилистика cграффито, отражающая символически обобщенный и предельно лаконичный язык пластической формы, была связана с развитием „сурового стиля“ в живописи, пришедшего на смену сталинской эпохе с ее соцреализмом»

Хрущевки, ленинградки, гостинки, малосемейки, цековки и улучшенки

«Типовая застройка решила социальные проблемы, но изуродовала внешний облик городов. Погоня за экономической выгодой задвинула эстетику на дальний план»

Места

Тест: узнаете ли вы казанские улицы и здания с высоты птичьего полета?

Смотрим на город с непривычной стороны

18.10

Архитектура

Сколько копий у дома Ушковой. Десять малоизвестных фактов о Карле Мюфке и его зданиях

Падения с лесов, критика здания бывшей художественной школы, несуществующие корпуса КФУ и смерть от голода

02.06

Что происходит

«Когда мы приехали в Муслюмово, я записал в блокноте: „Сказка есть”». Что происходит с общественными пространствами в малых городах России

Рассказывают жители Южи, Тотьмы и Каргополя

27.09

Что происходит

«Эра промышленных зон прошла, а после нее остались руины». Как участники Второй Российской молодежной архитектурной биеннале представляют будущее казанских промзон

Набережная у портового элеватора и жилой квартал на территории «Сантехприбора»

28.10

Популярное

Журнал «Современный дом» | Вдохновение для современной жизни

The Modern House Journal | Вдохновение для современной жизни

Кухонные истории

Сайфин Мур, основатель ресторана Rosa’s Thai, готовит суп с лапшой в Уаппинге

Читать дальше
  • Список за неделю

Бетонная квартира с документами на Риджентс-канал, север Лондона


  • Справочники жителей

Наш путеводитель по Форест-Гейт: дух сообщества и малый бизнес в восточном Лондоне


  • My Modern House

Food system researchers Alon Schwabe and Daniel Fernández Pascual on their explorative approach to a brutalist flat in south London


  • Thoughtful Living

Как улучшить дизайн вашей ванной комнаты для светлого будущего?0011


  • Partnerships

Le Creuset’s new Azure collection finds a perfect home in Ella Jones’ expressive interior


  • The TMH Edit

Five uplifting things to do этот февраль


  • Мой современный дом

Внутри летнего дома 1950-х годов галериста Петера Ибсена в Рёрвиге, сельская Дания


  • Семь чудес

Оскар Пикколо на интригующих объектах в своем доме в Хакни Вике


  • Список недели

Волшебство по жизни во многих посадке в Lane в Sheppert, в Sheppert, в Sheppert, в Sheppert, в Shepport, в Sheppert, в Shepport, в Shepport, в Sheppert,

.

Surrey

THE MODERN HOUSE FILMS

Джилл Макнейр на тихом озере, которое вдохновило ее дом в Шотландском нагорье опять же, она и ее муж не ожидали, что влюбятся в мирное озеро в Шотландском нагорье. «Мы проехали мимо и были поражены тем, насколько это красиво», — говорит она. Шесть лет спустя участок земли с видом на то самое озеро был выставлен на продажу, и, хотя это было не что иное, как обширное поле в месте, определяемом экстремальной погодой, пара подумала: «Мы собираемся это сделать».

Подробнее

Список за неделю

Бетонная квартира с удостоверением личности у Риджентс-канала, север Лондона.

10 февраля 2023 г.

Список за неделю

Сила послевоенного дизайна в Риджентс-парке на северо-западе Лондона

3 февраля 2023 г.

Объявления недели

Магия жизни в поместье Манигейт-Лейн в Шеппертоне, графство Суррей.

27 января 2023 г.

Объявления недели

Гибкий семейный дом с колоритом в Клэптоне

20 января 2023 г.

Список за неделю

Скромная жизнь сочетается с модернистским дизайном в здании Isokon Building в Хэмпстеде.

13 января 2023 г.

Список за неделю

Почему этот безмятежный дом Хакни задает правильный тон в новом году

6 января 2023 г.

Объявления недели

Красота этого отремонтированного семейного дома в Брикстоне, на юго-западе Лондона.

16 декабря 2022 г.

Объявления недели

Низко лежащий длинный дом в сельской местности Шотландии

9 декабря 2022 г.

Объявления недели

Современный вариант мезонета недалеко от Ноттинг-Хилла, западный Лондон.

2 декабря 2022 г.

Список за неделю

Почему эта квартира середины века в Хрустальном дворце получает высшие оценки

25 ноября 2022 г.

Объявления недели

Привлекательный переоборудованный каретный сарай в Стритэме, юго-запад Лондона.

18 ноября 2022 г.

Объявления недели

Светлое будущее в этом доме в Бедзеде, первом в Великобритании районе с нейтральным выбросом углерода

11 ноября 2022 г.

Объявления недели

Почему этот дом 1960-х годов в Уимблдоне — произведение модернистского искусства

4 ноября 2022 г.

Объявления недели

Это семейное дело в этом бетонном доме в Брокли, на юго-востоке Лондона.

27 октября 2022 г.

Объявления недели

Как этот отмеченный наградами дом максимально использует свой скромный участок в Форест-Гейт, Восточный Лондон

21 октября 2022 г.

Объявления недели

Замечательная реконструкция дома во дворе 1960-х годов в Джипси-Хилл, на юго-востоке Лондона.

14 октября 2022 г.

Объявления недели

Мастер-класс уютного минимализма в квартире у Темзы в Твикенхэме

7 октября 2022 г.

Объявления недели

Великолепный естественный свет и нейтральные тона дома в парке Финсбери на севере Лондона.

30 сентября 2022 г.

Объявления недели

Величественные материалы квартиры 1930-х годов в Боро на юго-востоке Лондона.

9 сентября 2022 г.

Объявления недели

Духовный дом в здании старой школьной школы в Льюишеме, юго-восток Лондона.

2 сентября 2022 г.

СЕМЬ ЧУДЕС

Дом Фахада Малика — радикальное многофункциональное здание, которое разрывает свод правил

High Street House — это проект в западной части Лондона, разработанный Teatum + Teatum и разработанный Noiascape, который предлагает новый подход к городской жизни.

Фахад Малик, архитектор, участвовавший в проекте, теперь живет и работает в многофункциональном здании, управляя своей практикой Wadhal из космоса.

Читать дальше

Современный вариант мезонета недалеко от Ноттинг-Хилла, западный Лондон | Журнал

  • Предыдущая статья
    • The TMH Edit

    The TMH Edit: пять прекрасных способов заполнить 9 декабря0011


  • Следующая история
    • The Modern House Films

    Коллекционер искусств Роуз Нокс-Пилблс бетонный дом в Восточном Суссексе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *