4. Искусство готического периода. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Миниатюра. Витраж.
Готика
характеризует третий, заключительный
этап развития средневекового искусства
Западной Европы. Готика — более зрелый
стиль искусства средневековья, чем
романский. Религиозное по форме готическое
искусство более чутко, чем романское,
к жизни, природе и человеку. Оно включает
в свой круг всю сумму средневековых
знаний, сложных и противоречивых
представлений и переживаний. В
мечтательности и взволнованности
образов готики, в патетическом взлете
духовных порывов, в неутомимых исканиях
ее мастеров ощущаются новые веяния —
пробуждение разума и чувств, страстные
стремления к прекрасному. Повышенная
одухотворенность готического искусства,
нарастающий интерес к человеческим
чувствам, к остроиндивидуальному, к
красоте реального мира подготовили
расцвет искусства Возрождения. Для
Готики характерны символико-аллегорический
тип мышления и условность художественного
языка. Родина готики — Франция, королевская
область Иль-де-Франс, откуда она
распространилась как знак королевской
власти по Франции, в конце XII в.
Готическая
конструкция здания предусматривала
выделение строительного каркаса: опоры
несли составлявшие основу свода
стрельчатые арки (нервюры) с облегченными
распалубками, распор которых погашался
за счет вынесенных наружу контрфорсов
и передающих распор соединительных
арок — аркбутанов. Стена поэтому не
играла в готике конструктивной роли,
ее заменяли широкие проемы окон, порталов,
облегченное здание неукротимо росло
вверх, устремляясь к небу высокими
шатрами башен, шпилей, пинаклей и флеронов
(украшений в виде цветка), рождая мысль
о гармонии и многообразии божественного
универсума. Пронизанное светом внутреннее
пространство храмов обрело единство.
Собор
как центральное явление готического
стиля был средоточием всех видов
художественной деятельности в их
совокупном проявлении: архитектуры,
живописи (витражи и роспись), музыки и
литературы (литургия и проповедь). Также
собор был важнейшим центром жизни
европейского города, кроме церковной
службы в нем устраивались университетские
лекции, театральные представления,
иногда заседал городской совет и
королевский парламент.
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/dc/b9/6c/dcb96ccc25e091308e2495016d85c314.jpg)
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/54/d3/3c/54d33c2ee9f93dbe908e8ddf6828905a.jpg)
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/80/c5/97/80c59750b64c29662aac0041126bf67d.png)
![](/800/600/http/ka-ap.ru/wp-content/uploads/d/8/8/d885b84574192d3d3083561b5aa5728d.jpeg)
Высокого
расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв.
искусство книжной миниатюры, в которой
проявляется светское начало. В готической
рукописи изменился вид страницы. В
иллюстрации, звучные по чистым краскам,
включаются реалистические детали,
наряду с растительной орнаментикой —
религиозные и бытовые сцены. Употребление
остроугольного письма, полностью
сформировавшегося к концу XII века,
придало тексту вид ажурного узора, в
который были вкраплены различные по
виду и величине инициалы. Лист готической
рукописи с рассыпаннымим сюжетными
инициалами и малыми буквицами, имевшими
орнаментальные ответвления в виде
усиков, производил впечатление филиграни
со вставками из драгоценных камней и
эмалей. В рукописях второй половины
XIII века характерной чертой стал бордюр,
обрамлявший поле листа. На завитках
орнамента, вынесенного на поля, а также
на горизонтальных линиях обрамления
художники помещали небольшие фигурки
и сцены назидательного, комического
или жанрового характера. Они не всегда
были связаны с содержанием рукописи,
возникали как порождение фантазии
миниатюриста и получили название
“дролери” – забавы. Свободные от
условностей иконографического канона,
эти фигурки начали стремительно двигаться
и оживлённо жестикулировать. Щедрой
фантазией отличаются дролери в рукописях,
дан оформлением которых работал парижский
мастер Жан Пюссель (вт.
Замена
в готических соборах глухих стен
огромными окнами привела к почти
повсеместному исчезновению монументальных
росписей, игравших столь крупную роль
в романском искусстве XI и XII вв. Фреску
заменил витраж — своеобразный вид
живописи, в котором изображение
составляется из кусков цветных расписанных
стекол, соединенных между собой узкими
свинцовыми полосами и охваченных
железной арматурой. Возникли витражи,
по-видимому, в каролингскую эпоху, но
полное развитие и распространение они
получили лишь при переходе от романского
к готическому искусству. Огромные
поверхности окон заполняли витражные
композиции, которые воспроизводили
традиционные религиозные сюжеты,
исторические события, сцены труда,
литературные сюжеты. Каждое окно состояло
из серии фигурных композиций, заключенных
в медальоны. Техника витража, позволяющая
сочетать цветовое и световое начала
живописи, сообщала этим композициям
особую эмоциональность. Алые, желтые,
зеленые, голубые стекла, вырезанные
соответственно контуру рисунка, горели
как драгоценные самоцветы, преображая
весь интерьер храма. Готическое цветовое
стекло создало новые эстетические
ценности — дало краске наивысшую
звучность чистого цвета. Создавая
атмосферу окрашенной воздушной среды,
витраж воспринимался как источник
света. Витражи, помещенные в оконных
проемах, наполняли внутреннее пространство
собора светом, окрашенным в мягкие и
звучные цвета, что создавало необычайный
художественный эффект.
Украшающие
алтарь и алтарные обходы живописные
композиции поздней готики, выполненные
в технике темперы, или цветные рельефы
также отличались яркостью красок. В
середине XIII в. в красочную гамму вводят
сложные цвета, которые образуются путем
дублирования стекол (Сент Шапель, 1250).
Контуры рисунка по стеклу наносились
коричневой эмалевой краской, формы
носили плоскостной характер.
Урок истории по теме “Время соборов”. 6-й класс
Цели:
- формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры XI-XIII веков;
- показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;
- развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
Оборудование:
- Gроектор и презентация.
- Приложение 1. Кроссворд для каждой группы.
- Приложение 2. Раздаточный материал: элементы готического и романского стиля.
- Приложение 3. Раздаточный материал с рисунками храмов в готическом и романском стиле
- Приложение 4. Тест: Романский и готический стиль
- Схемы романского и готического соборов
- Карточки с названиями стилей, элементами готического и романского стиля.
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Слайд 2 (Кроссворд)
Вопросы к кроссворду:
- Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
- Ученый XIII в., монах. Самая знаменитая его книга –
“Сумма богословия”, в которой он создал картину
всей христианской Вселенной.
Его называли “ангельский доктор”.
- Известный философ-схоласт XII в.. Преподавал в Парижской соборной школе. Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума – “Нужно понимать, чтобы верить”.
- Английский монах, преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Утверждал, что только с помощью опыта и наблюдений можно проверить, верны ли наши знания.
- Провансальские поэты – певцы.
Прочитайте ответы на вопросы кроссворда.
Слайд 3 (кроссворд с ответами)
- Какое ключевое слово получилось? (собор)
Слайд 4 (Тема урока)
3. Объяснение нового материала
Тема урока: “Время соборов”. Сегодня мы узнаем с вами об архитектурных особенностях XI – XV вв.
Тетрадь: запись числа и темы.
Слайд 5
Церковь в период Средневековья пользовалась
огромным влиянием. Оно отражалось не только на
политике государств, но и в искусстве, в
частности в архитектуре. С XI века в Западной
Европе началось большое строительство. Церковь
расширяла число и величину храмов, перестраивала
старые сооружения.
Строители раннего средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян. И поэтому стиль, господствовавший в архитектуре XI и даже XII веков называют романским ( от латинского “Рома”-Рим) . Это первый общеевропейский стиль.
Слайд 6.(Карта)
Мы отправляемся с вами в путешествие по Западной Европе. А вот и первая наша остановка - Германия.
Слайд 7, 8 (видеофрагмент о церкви монастыря Мария Лаах, ученица рассказывает о церкви)
Сообщение ученика: Мы с вами оказались рядом
с церковью монастыря Мария Лаах. Название
монастыря происходит от лат. слова “лакус” -
озеро. Это озеро располагается в горах над
Рейном. Основано аббатство в 1093 г. графом
Генрихом II. Граф хотел разместить в монастыре
свою усыпальницу. В 1156 г. церковь была освещена,
хотя ее еще продолжали строить.
Церковь считается классическим зданием немецкой романики. Храм представлял собой удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами.
Церковь состоит из трех нефов: центральный неф сильно поднят над боковыми. Продольное помещение пересекалось поперечным залом: он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, в плане церковь имеет вид креста, в центре высится не купол, а башня, завершающаяся пирамидой.
По бокам, чуть впереди еще две башни. Восточная
часть завершалась полукруглой апсидой. В
западном конце церкви находятся еще три башни: по
бокам две круглые, а посередине многоярусная
башня. Западный хор далеко выступал вперед. Всюду
повторяются очертания полукруглой арки – во
входах в храм, в оконных проемах и при оформлении
его фасадов.
А теперь зайдем в храм и рассмотрим интерьер. Внутри храма – своды, промежутки между колоннами венчались полукруглыми арками. Внутренняя часть храма разделена на три нефа рядами колонн. Свет поступает в центральный неф сверху, из окон. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими похожими на бойницы. Поэтому внутри храма царил полумрак.
Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Верующие в этом храме чувствовали собственную незначительность. Храм украшали фрески и рельефы. Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии. Не случайно средневековые храмы часто называют “Библией в камне”.
Другие достопримечательности внутреннего убранства церкви – главный алтарь под балдахином и усыпальница основателя церкви. На постройку церкви ушло более 120 лет.
Слайд 9
- Что нам напоминает церковь монастыря Мария - Лаах? (крепость)
А теперь используя ключевые слова, объясните
почему церковь монастыря Мария Лаах напоминает
крепость? (толстые стены, маленькие окна, они
высоко над землей, по углам- мощные башни, окна
похожи на бойницы и т. д.)
Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.
Запись на доске: Романский стиль – XI – XII вв.
- Мощные башни
- Толстые стены
- Небольшое количество скульптур
- Маленькие окна
- Много полукруглых арок
- Мощные колонны
Запись в тетрадь.
Да, действительно, многие церкви и монастыри нередко служили убежищем для населения округи.
- Что являлось украшением храма, построенного в романском стиле? (фрески и рельефы)
Слайд 10
- Что такое фрески? (живопись на сырой штукатурке)
Запись в тетрадь.
- Какие сюжеты изображались на них? (сюжеты из Библии)
- Как называли средневековый храм? (Библия в камне)
- Почему? (Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии)
Слайд 11
Мы продолжаем путешествовать по Германии и
отправляемся в город Кельн. Именно здесь в одном
городе находятся 12 романских церквей. Рассмотрим
некоторые из них.
- Докажите, что это храм построен в романском стиле.
Слайд 12, 13 (иллюстрации: Церковь Св. Марии на Капитолии, Церковь Св. Апостолов)
Но время идет и все изменяется.
Слайд 14 (Внешний собора в готическом стиле)
К середине 12 в. романский стиль постепенно уступает место новому – готическому. Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов “маниера готика” — “готская манера” (от названия германского племени готов), именно в эпоху Возрождения ученые-гуманисты дали этому стилю такое название. Так они хотели подчеркнуть, что он не имеет ничего общего с классической культурой. Готика появилась на свет, когда закончились войны между феодалами.
Сайд 15 (Миниатюра “Борьба городов с сеньорами”)
Многие города освободились от власти сеньора.
Теперь не надо было строить собор в виде
замка-крепости.
Сайд 16 (Внешний собора в готическом стиле)
В каждом городе рядом с рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров.
- Ребята, вспомните, что такое город? (центр ремесла и торговли)
А так как города – это большие торговые и ремесленные центры – существовали в каждом государстве, то и готический стиль очень быстро стал повсеместным там, где была распространена католическая вера.
Мы с вами находимся в Кельне, одном из старых городов Германии, основан в 38 г. до н. э. Во времена средневековья этот город еще больше вырос.
Сайд 17 (иллюстрация “Улица средневекового города”)
Представьте себе, что мы оказались с вами в
средневековом Кельне, мы идем с вами по узким
улочкам города. А направляемся мы с вами к
главной площади Кельна.
Сайд 18 (иллюстрация “Жонглеры”, звучит средневековая музыка “Пастурелла”)
По пути нам встречаются жонглеры. Сегодня праздничный день – в городе ярмарка.
Сайд 19 (иллюстрация “Рыночная площадь”)
Бойко идет торговля. Много купцов из других городов приехали сюда. Но нас интересует совсем другое. Украшением всего города был собор, построенный в готическом стиле.
Сайд 20 (иллюстрация “Строительство собора в готическом стиле”)
Этот собор – дитя города. Весь город принимал посильное участие в его строительстве.
Сайд 21 (фотография Кельнского собора)
Ученик:
В нем витражи горят, как пламя,
Ряды колонн – как будто темный лес,
Одеты стены в кружево из камня,
Венчают кровлю шпили до небес.![]()
Пойдет сейчас наш разговор
Про сердце города – готический собор.
Сайд 22 (видеофрагмент о Кельнском соборе, ученик рассказывает о церкви)
Сообщение ученика: В те времена епископ и бюргеры Германии спорили о том, какой из городов к северу от Альп богаче и крупнее. И Кельнский собор должен был стать самой большой церковью германского мира. Первый камень этого собора заложен в 1248 г.
Новому собору предстояло стать пристанищем для мощей трех библейских волхвов. Они были привезены из Милана. Строительство собора началось со строительства капелл в его восточной части. Первый архитектор собора известен как мастер Йоханес. Он взял за основу план французского собора в Амьене, но внес существенные дополнения.
Возводился собор более чем 600 лет. В 1560 г. работы
были прекращены. Три века не было строительства,
т.к. строители столкнулись с серьезной проблемой:
никто не знал, по какому именно плану следует
достраивать собор. Наконец, в 1824 г. был найден
чертеж. И лишь в 1880 г. строительство собора было
завершено. Благодаря таланту архитектора Эрнста
Цвирнера готический дух собора был полностью
сохранен – за столетия возведения собора
строители не отступили от первоначального плана.
Весь фасад собора словно соткан из каменного кружева. Собор украшает огромное количество декоративных деталей – ажурные фронтоны, башенки, завитки.
Устремление собора ввысь подчеркнуто высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами.
На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Высота башен – 157 м, а длина собора – 144 м.
Внутри собор имеет легкий высокий стрельчатый свод. Он опирается на пучки узких и высоких колонн. Своды были украшены некогда золотыми звездами.
Пол в соборе выложен мозаикой. Иногда, кажется,
что стены готического собора сплошь состоят из
огромных цветных окон – витражей. На этих
витражах художники изображали сцены из Библии. В
одной капелле находится древнейшее Распятие.
В соборе до сих пор что-то исправляют. Он не будет завершен никогда, и это хорошо. Как издавна говорят в Кельне, когда собор будет готов окончательно, рухнет мир. А пока люди приходят в храм с надеждой на спасение.
Сайд 23 (фотография Кельнского собора)
Но родина готического стиля – Франция. Отправляемся в эту страну.
Сайд 24 (карта Европы)
Реймс город в Шампани.
Сайд 25 (видеофрагмент о Реймском соборе, ученик рассказывает о церкви)
Сообщение ученика: В 1210 г. сгорел старый
собор, но уже в следующем году был заложен новый.
Ему было суждено стать одним из величайших и
прекраснейших соборов в христианском мире.
Строительство началось с восточной части – с
капелл. С самого начала строители ввели элемент,
который открыл новую эпоху в архитектурном
декоре. Окна состоят из стрельчатых арок с
шестилистным клевером. Подобные окна можно
увидеть со всех сторон здания.
Главный фасад имеет три яруса и две мощные башни по краям.
Западный фасад собора снизу доверху покрыт каменной резьбой.
Прежде всего, поражает его высота, устремленность вверх. Над центральным входом имеется декоративный фронтон, а выше огромное вырезанное окно из камня в виде цветка. Окно заполнено витражом. Это окно – готическая роза.
Внутри мы везде видим вертикали: тонкие пучки изящных колонн. Они поддерживают стрельчатые арки различной величины. Здесь почти нет гладких поверхностей. Снаружи стены состоят из рядов колонн и окон. Окна заполнены витражами, но не все они сохранились.
Центральный неф возвышается почти на 40 м. Такая
конструкция слишком хрупка, чтобы поддерживать
своды, поэтому большую часть несущих конструкций
пришлось вынести наружу – контрфорсы и наружные
арки – аркбутаны. Они также украшены колоннами.
Снаружи собор украшают 2500 скульптур.
В 1235 г. справа от главного портала собора появилась известная на весь мир статуя архангела Гавриила. Впервые в средневековой скульптуре статуя выражает эмоции. Рядом позже появилась скульптурная группа – Встреча Марии и Елизаветы. Одежды мелкими и мягкими складками облегают фигуры. Позы изысканы и красивы, лица просветленные, улыбчивые и исполненные особой мягкости.
Многочисленные скульптуры были не просто декором, а частью общего замысла. Коронование Девы Марии Христом подсказывает нам о крещении и коронации французских королей. Именно в этом соборе происходила коронация всех французских королей. Даже во время Столетней войны, благодаря Жанне д, Арк, король Карл VII смог стать законным королем.
Собор освещен лишь спустя 100 лет.
Сайд 26 (фотографии собора в Реймсе)
Во Франции было построено много соборов в
готическом стиле. Сейчас мы оправляемся в
столицу Франции.
Сайд 27 (фотографии собора в Париже)
- Назовите столицу Франции. (Париж)
В этом городе находится прекраснейший собор Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.
А теперь используя ключевые слова, объясните, почему этот собор относится к готическому стилю?
Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.
Запись на доске: Готический стиль – XII – XV вв.
- Легкие стены
- Много скульптурных украшений
- Огромные окна с витражами (окно-роза)
- Башни, башенки, шпили
- Пучки тонких изящных колонн
- Стрельчатые арки
Запись в тетрадь.
Сайд 28 (фотографии мозаики и витржа)
- Что такое витраж? (композиции из цветного стекла в оправе)
- Что еще являлось украшением собора? (мозаика)
- Что такое мозаика? (узор, выполненный из цветных камней)
Запись в тетрадь словарных слов.
И по сей день готические соборы остаются украшением и гордостью многих европейских городов.
Сайд 29 (фотографии Виктора Гюго и Максимилиана Волошина)
Многие поэты и писатели воспели красоту этих соборов. Например, Виктор Гюго написал знаменитый роман “Собор Парижской богоматери”, Максимилиан Волошин – русский поэт не остался равнодушным к красоте готического собора. В своем стихотворении “Письмо” он пишет:
Сайд 30 (фотографии особенностей собора в готическом стиле)
Учитель читает стихотворение М. Волошина “Письмо”, 1904 г.:
Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей…
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.
4. Закрепление.
- О каких стилях архитектуры мы сегодня говорили?
- Когда появился романский стиль и почему он так называется?
- Когда появился готический стиль и почему он так называется?
Работа в парах:
Задание 1.
- Распределите архитектурные элементы на готический и романский стиль.
Задание 2.
- Распределите соборы по архитектурным стилям.
Задание 3.
- Тест. Определите черты романского и готического стиля.
5. Домашнее задание: параграф 28 п. 4, 5, 6 пересказ, р.т.
Литература.
- О. В. Давыдова. Тематическое и поурочное
планирование по истории Средних веков: 6 класс: к
учебнику В.
А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
- О. В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.
- О. В. Давыдова. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
- М. В. Короткова. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2004 г.
- Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. – Аванта+, 1996 г.
Иллюстрации.
- http://ru.wikipedia.org
Видеоматериал.
- Отрывки фильмов из документального сериала “Камень на камне”, режиссер: Рейнальд Раабе
- 05-я серия. “Церковь бенедиктинского аббатства Марии-Лаах”
- 08-я серия. “Реймский собор”
- 09-я серия. “Кёльнский собор”
Украшения в готическом стиле — ответы на кроссворды
Разгадка кроссворда Готическая архитектура . с 5 буквами в последний раз видели 01 января 2000 года. Мы нашли 20 возможных решений для этой подсказки. Ниже приведены все возможные ответы на эту подсказку, упорядоченные по рангу. Вы можете легко улучшить поиск, указав количество букв в ответе.
Ранг | Ворд | Подсказка |
---|---|---|
94% | Фронтон | украшение готической архитектуры |
2% | КИСТОЧКА | Украшение нитками или кусками ткани, связанными между собой |
2% | РЕЖИМ | Стиль оформления отражает глухой декаданс |
2% | НАКЛЕЙКА | Оформление окон автомобиля |
2% | БИНДИ | Украшение на лбу, представляющее третий глаз |
2% | ХНА | Краска, используемая в украшении мехенди |
2% | ЛЕД | Улучшенные торты, изначально улучшающие оформление |
2% | МЕДАЛЬ | Украшение как-то получилось большим |
2% | ВКЛАДКА | Деревообрабатывающее украшение |
2% | ВЕНОК | Новогоднее украшение в виде кольца |
2% | ТИАРА | украшение храма? |
2% | МИШУРА | Сезонное украшение |
2% | РОЗЕТКА | Цветочное оформление |
2% | БЛЕСК | Блестящее украшение |
2% | ГОРГУЛЬИ | Резные фигуры в готической архитектуре |
2% | ОГЕИСХОД | Особенность готической архитектуры |
2% | ОГЭЭ | Арка в готической архитектуре |
2% | ОГЭЭС | Особенности готической архитектуры |
2% | ШПИЛЬ | Основа готической архитектуры |
2% | АКСЕССУАРЫ | Готическое оформление окон |
Уточните результаты поиска, указав количество букв. Если какие-то буквы уже известны, вы можете предоставить их в виде шаблона: “CA????”.
Последние улики
- Мария, написавшая кроссворд «Персидский мальчик»
- Фарфалле и Лингвини, EG Кроссворд
- Держатели для напитков Beach Day Кроссворд
- Потяните вниз мышцу, Кратко кроссворд
- Змея, у которой средняя буква – змеиная подсказка кроссворда
- Иметь долги Кроссворд Clive
- Лил Кроссворд Подсказка
- Кроссворд типа виски
- Неопределенные факторы Кроссворд
- Кроссворд Венской государственной оперы в стиле кантри
- Что делать, когда времени мало? Кроссворд
- Игровая консоль Bygone Sony: ответ на кроссворд Abbr
- Лист кроссворда аниматора
- Пожарная машина Wailer Кроссворд Clue
- Кроссворд на цветочном языке
- Кроссворд французского соглашения
- Fish In Some Melts Кроссворд
- Кроссворд в аэропорту Джорджии
- Грандиозное закрытие? Кроссворд
- Кроссворд
- Скотти, EG Кроссворд
- Подсказка к эпическому кроссворду Гомера
- Нужен рывок, может быть, разгадка кроссворда
- Он может быть сделан из риса или гвоздей.
- Его варят, чтобы приготовить кленовый сироп, разгадываю кроссворд
- Разгадка кроссворда Острое суждение
- Альтернативный кроссворд Lager
- Оставьте Slack Jawed Подсказка для кроссворда
- Кроссворд Like Skin Creams
- Уступает дорогу на шоссе Кроссворд
- Кроссворд «Много утреннего якоря»
- Житель Солт-Лейк-Сити Кроссворд
- Мил. Филиал с кроссвордом Академии Колорадо-Спрингс
- Кроссворд штата Миннесота о птицах
- Кроссворд с добавлением молочного коктейля
- Кроссворд Must TV
- Кроссворд Napes
- Псевдоним, из которого выпадает ключ кроссворда «Ан»
- Кроссворд отца-ситариста Норы
- Один развивается со своей скоростью, или Намек на последние несколько букв из числа 18, 31 или 50 в кроссворде
- Место для разделочных досок? Кроссворд
- Исчезновение из существования Кроссворд
- Симу, сыгравший Шан Чи Кроссворд
- Снежок в «Стюарте Литтле» для разгадки кроссворда
- Некоторые причудливые камеры, короче говоря, кроссворд
- Поиск новых талантов Кроссворд
- Суффикс с подсказкой кроссворда «Марионетка»
- Tach Чтение Кроссворда Подсказка
- “Та Та!” Текстера Кроссворд
- Кроссворд “Эта женщина”
Найдено 1 решений для Готическая архитектура Декор . Лучшие решения определяются по популярности, рейтингу и частоте поиска. Наиболее вероятный ответ на подсказку: GABLE .
С crossword-solver.io вы найдете 1 решения. Мы используем исторические головоломки, чтобы найти наилучшие ответы на ваш вопрос. Мы добавляем много новых подсказок на ежедневной основе.
С помощью нашей поисковой системы для решения кроссвордов у вас есть доступ к более чем 7 миллионам подсказок. Вы можете сузить возможные ответы, указав количество букв, которые он содержит. Мы нашли более 1 ответов для украшения готической архитектуры.
Актуальные подсказки
- Мария, рисовавшая в Париже Кроссворд
- Сосед Замбии Кроссворд
- Товарищ по игре Кроссворд
- Веселый динамичный фильм Кроссворд
- Барак Израильский Кроссворд
- Местонахождение Ромео и Джульетты Кроссворд
- Цветочный язык Кроссворд
- Торт из кукурузной муки с начинкой Кроссворд
- Разъемы для ПК Кроссворд Clue
- Разгаданный кроссворд
- Более инклюзивный кроссворд
- Основное блюдо Кроссворд
- Мистер ___ (босс Фреда Флинтстоуна) Кроссворд
- Возможность, образно говоря, кроссворд
- Высокая египетская достопримечательность Кроссворд
- Мария, написавшая кроссворд «Персидский мальчик».
- Разгадка кроссворда «Отсюда и во веки веков»
- Кроссворд Мартинеса из бейсбола
- Оригинальная подсказка кроссворда Битла Сатклиффа
- Жена принца Валианта Кроссворд
- Смешанные напитки в пляжном баре Crossword Clue
- Художественная штукатурка Кроссворд
- Обветшалый отель Кроссворд
- Хорват из “Кольца власти” Кроссворд
- Злой Кермит или Разгадка кроссворда «Кулак Артура»
- Кофейный торт. Кроссворд
- Отсутствие стиля Кроссворд
- Кроссворд певца Аполлона
- Двуногие существа Кроссворд
- Ткань. Кроссворд
- Кроссворд престижного университета Атланты
- Большая фотография? (сокр.) Кроссворд
- Мария, которая пела с Петром и Павлом Кроссворд
- Пятна на коже Кроссворд
- Детекторы умами Кроссворд Подсказка
- Кроссворд математика Тьюринга
- Метафора чего-то, что нельзя изменить, и что встречается в этой головоломке пять раз? Кроссворд
- Крик судьи.
Кроссворд
- Миланский оперный театр Кроссворд
- Раздражающий парень Кроссворд
- Лилия, дева из Астолата, разгадка кроссворда
- Кроссворд на грани
- Балетный танец Кроссворд
- Кроссворд с тегами
- Будь надежнее кроссворда
- Разнообразие очков Кроссворд Clue
- Лунное ремесло Кроссворд
- Андский зверь Кроссворд
- Событие “Спасти рядового Райана” Кроссворд
- Кроссворд Сыщика Вулфа
Вечнозеленые подсказки
- Успокаивающий кроссворд
- Запомни, как линии Кроссворд
- Кроссворд границ
- Колебание Кроссворд Подсказка
- Определенный камерный ансамбль Кроссворд
- Колебания.
Кроссворд
- Дешевый выбор пива, для краткого кроссворда
- Подсказка для кроссворда Concurs
- Не согласен Кроссворд
- Кроссворд «Защита всадника»
- Подсказка кроссворда гендерного преступника
- Разгадка кроссворда
- Разгадка кроссворда позвоночника
- Картины художника Франциско Кроссворд
- 1944 Поворотный момент Кроссворд Подсказка
- Паб на колесах Кроссворд
- Порода собак из Японии Кроссворд
- Решительный кроссворд
- Автопроизводитель из Японии Кроссворд
- Кроссворд Terra Firma
- Начать набор кроссвордов
- Кроссворд Ливерпуль Поки
- Кроссворд с водной горкой
- Кроссворд о манерах
- Разгадка кроссворда
- Кроссворд Парижского дворца
- Вспышка света Кроссворд
- Кроссворд “Друг Фифи”
- Кроссворд странника
- Идеально подходит для разгадывания кроссворда
- Хорошо охраняемая территория в спорткомплексе? Кроссворд
- Покажи признаки напряжения Кроссворд
- Взгляд на кроссворд
- Кроссворд Схемы Понци
- Графиня , 1815 52, дочь лорда Байрона Кроссворд
- Подсказка кроссворда юноши
- Atelier Item Кроссворд Подсказка
- Времена давно прошли? Кроссворд
- Больше, чем обычный кроссворд
- Сьюзен, сыгравшая Белль на бродвейском кроссворде
- Принадлежит тебе Кроссворд
- Экстремальный кроссворд
- Слайер.
Кроссворд
- U 235 – одна из подсказок кроссворда
- Серьезно застрявшая подсказка кроссворда
- Разгадка кроссворда роя
- Листья Кроссворд
- Ушел с кроссвордом
- Титул Ганди. Кроссворд
- Кроссворд на берегу
Введение в архитектуру готических соборов Европы
Вершина религиозного ликования в Европе, собор является свидетельством человеческой изобретательности и преданности. Соборы являются самыми большими и величественными церквями христианской веры. Они традиционно использовались в качестве резиденции местного епископа и предназначались для прославления Божьей славы. Соборы были широко распространены по всей Европе и сыграли важную роль в укреплении церковной власти и урбанизации. В Англии закон гласил, что в деревне нельзя строить собор, поэтому любое поселение, в котором был построен собор, немедленно повышалось до статуса города, независимо от его размера. Помимо работы в качестве религиозных центров своих территорий и окружающих церквей, соборы также служили центром для местных и региональных обществ, устраивая фестивали, религиозные службы, свадьбы и похороны. Они были одними из первых и наиболее важных источников образования в средние века. В соборах, а также в меньших церквях размещались монастыри, в которых монахов обучали читать, писать и иллюстрировать тексты. В в значительной степени неграмотной и неспокойной Европе соборы служили стабильными хранилищами огромных запасов знаний.
Архитектурный стиль претерпел несколько вариаций. Однако вершиной ошеломляющего развития соборов в средние века был готический стиль примерно с середины 12 по 16 век. В то время как Ренессанс в конечном итоге пришел на смену готической архитектуре, она останется одной из вершин европейского дизайна. Достижения в области инженерии и математики (а также изобретение остроконечной крыши, вероятно, заимствованной из исламской архитектуры) позволили собору похвастаться высокими потолками, подвешенными на тонких колоннах и инкрустированными сказочными витражами. Франция господствовала в разгар готического периода в 1250 году.0005
Соборы обычно строились в форме креста на оси восток-запад. Внешнее украшение было сосредоточено на западной части, которая обычно служила главным входом и вмещала фасад. Фасад состоял из феноменально украшенных каменных стен с впечатляющим окном или структурной группой в качестве центрального элемента над дверью. Общей чертой были соответствующие башни, в которых размещались некоторые церковные колокола, которые призывали верующих к мессе или действовали как своего рода система общественного оповещения для города. Вертикальный акцент был важным аспектом традиционной готической архитектуры, поскольку он резко контрастировал с толстыми приземистыми соборами романского периода и создавал впечатление наполненных светом, воздушных пространств через потолок, достигающий небес.
Восточная часть была обращена к восходящему солнцу и использовала внутреннюю отделку, чтобы извлечь выгоду из утреннего света. Кроме того, это была основная зона обслуживания, чтобы собрание смотрело в сторону пришествия Христа. [7] Структура восточной части показывает наибольшую архитектурную изменчивость между странами и культурами. Английские церкви имели склонность к крутому, похожему на скалу фасаду, в то время как русские и французские соборы предпочитали закругленные амбулаторные фасады, иногда украшенные контрфорсами.
Неф был проходом, ведущим от главного входа к оси, и он служил основной зоной, где собирались прихожане. Трансепт находился там, где северно-южные ветви креста пересекали восточно-западный зал; иногда их украшал небольшой шпиль или купол. Для исполнения религиозной музыки мальчики или духовенство составляли церковный хор и обычно размещались за трансептом, но перед алтарем и епископским престолом. Остальное духовенство и другие официальные лица сидели между хорами и трансептом. Алтарь и епископский трон располагались в восточной части.
Церковный орган располагался либо на чердаке в западной части, либо на галерее над хором. Купель представляла собой таз со святой водой, что способствовало христианской традиции крещения; обычно он располагался недалеко от западной части. На кафедре, расположенной перед нефом, читалось Священное Писание. Кафедра, сделанная из искусно украшенного дерева или богато украшенного камня, представляла собой возвышенную платформу, с которой читалась проповедь.[8]
На протяжении столетий перед архитекторами стояла мучительная проблема: как построить высокую церковь, чтобы потолок не обвалился из-за веса камня. Своды, использовавшиеся в то время, оказывали огромное давление вниз и наружу на опорные стены, которые рухнули бы, если бы они не были смехотворно толстыми. В прошлом решение было приземистым зданием с толстыми, усиленными стенами и непривлекательными барабанными колоннами, которые допускали только самые маленькие окна.
Три изобретения сделали возможными колоссальные и стройные готические церкви. Ребристый свод изменил уравнение, заменив толстую плитную крышу тонкой черепицей, что значительно уменьшило вес, который должны были выдерживать стены. Вместо того, чтобы нести вес вдоль всей стены, архитекторы разместили тонкие своды в стратегических точках и усилили их, чтобы обеспечить массивные сводчатые потолки и изящные тонкие стены. Это новшество было объединено с готической аркой, которая перенаправляла силу потолка вниз в ребра, а не наружу.
Единственная проблема заключалась в том, что на стены по-прежнему действовала значительная внешняя сила. Архитекторы могли построить невыносимо толстые стены, чтобы выдержать новое распределение веса, но вместо этого они решили поддержать стены контрфорсом. Это часть внешней архитектуры, которая укрепляет стены в ключевых точках и распределяет нагрузку на землю. Это позволило построить необычайно высокие здания с исключительно тонкими стенами, которые были настолько устойчивыми, что огромные участки стены можно было отвести под витражи и другие украшения.
Соборы строились под руководством мастера-каменщика, который мог состоять или не состоять в гильдии. С помощью циркуля, угольника и размеченной палки каменщики могли строить высокие памятники, используя только элементарное понимание пропорций и геометрии.
Мастер-каменщик также отвечал за обучение каменщиков-подмастерьев; младшим разрешили вырезать строительные блоки, а старшим ученикам поручили проработать детали фасада и другие важные элементы дизайна. Каменные блоки вырезались на земле, а затем доставлялись на строительную площадку по воде или на повозке, запряженной быками; по прибытии краны подняли блоки на деревянные опорные рамы, которые удерживали их на месте, прежде чем был установлен замковый камень, чтобы закрепить всю сборку.
Строительство обычно велось в весенние и летние месяцы, а осенью готовились к зиме и давали время высохнуть раствору и осесть камням. Зимой, как правило, вырезали новые строительные блоки, которые можно было использовать в следующем строительном сезоне.
В этом видео показано, как современные каменщики создают блоки для последующего использования в здании.[19]
В этом видео рассказывается о различных методах и идеях, помогающих поддерживать соборы в целости.[21]
Элементы фасада были стратегически расположены для усиления несущих секций. Духовенство оплачивало содержание фасада, на котором часто изображали мелких животных или сцены с натуры. Некоторые представители духовенства платили за гротескные фигуры, изображающие грех и порок и служившие поучительным рассказом.[22]
Внутреннее убранство часто продолжало тему фасада в западной части, обычно с изображением религиозных фигур и сцен. Некоторые из них очевидны, а другие мелкие и сложные.
В этом видео показан современный художник, работающий с камнем для создания детализированного бюста.[24]
На этом видео показана работа каменщика, восстанавливающего фасад собора Святого Павла.[26]
Горгульи были наиболее известны в средневековой Франции и были созданы, чтобы отпугивать демонов своим чудовищным видом. Они также служили архитектурным целям в качестве водостоков, собирая и сливая дождевую воду во время проливных дождей.
Время сборки существовало в континууме; он мог длиться от сорока пяти лет (как в случае с Шартрским собором) или до восьмисот лет (как в случае с Кельнским собором)[30]. Время строительства определялось последовательной финансовой поддержкой, местной и региональной стабильностью и сменяющими друг друга поколениями строительного персонала. Высшее духовенство обычно обеспечивало финансирование, и из-за огромного престижа и инвестиций, которые представлял собор, епископы обычно жертвовали часть своего значительного состояния. Финансирование поддерживалось за счет пожертвований от собрания, введения платы за проступки духовенства, такие как опоздание или грех, или отправки реликвий в турне, что могло оказаться чрезвычайно прибыльным. Начиная с середины двенадцатого века церковь начала предлагать индульгенции, которые прощали грехи, если они работали в соборе. Это заменило крестовые походы как самый популярный способ получить отпущение грехов.
Из-за того, что строительство собора происходит из поколения в поколение, большинство людей, начавших проект, никогда не доживут до его завершения.
Это видео дает представление о том, какая вера требуется для того, чтобы всю жизнь строить то, что вы никогда не увидите завершенным.[34]
Собор Шартрской Богоматери, Шартр, Франция
В Шартре, Франция, находится Шартрский собор, также называемый Собором Шартрской Богоматери. Это один из первых соборов в истинно готическом стиле, и он служит одним из наиболее хорошо сохранившихся и чистейших образцов религиозной архитектуры 13 века. Он считался образцом даже в свое время благодаря своим математически совершенным пропорциям и блестящему использованию новых архитектурных моделей и дизайнов; он вдохновил на строительство соборов по всей Европе в течение следующих трехсот лет. Несмотря на то, что в каждую эпоху смены стилей вносились дополнения, общая готическая структура пережила сотни лет и продолжает служить свидетельством изобретательности и инноваций.
Нотр-Дам де Пари, Париж Франция
Нотр-Дам де Пари — один из самых известных соборов в мире. Строительство началось в 1163 году под командованием короля Франции Людовика VII и папы Александра III. После нескольких изменений в середине строительства и внедрения новых технологий он был окончательно завершен в 1345 году. С тех пор он вдохновил «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, стал домом для культа разума во время Французской революции и стал свидетелем коронации императора Наполеона в 1803 году.]
Собор является абсолютным триумфом французского упорства и богатства. Знаменитые окна с тремя розами — это огромные чудеса терпения и планирования. Южная роза состоит из восьмидесяти четырех панелей, изображающих жизнь Христа и выдающихся библейских деятелей. Фасад церкви отличается геометрической простотой и чистотой, а арки, ведущие к дверям, украшены потрясающими деталями.
Кентерберийский собор, Кентербери, Англия
Кентерберийский собор в Англии — прекрасный образец английской соборной архитектуры. Большая часть романской постройки была уничтожена пожаром 1174 года, в результате чего церковь была перестроена в готическом стиле. В 1170 году Томас Бекет, самый известный архиепископ собора, был убит, возможно, по приказу короля Генриха II. В 1540 году монастырь был закрыт по приказу короля Генриха VIII во время учреждения англиканской церкви, а его содержание взял на себя капитул Кентерберийский. Церковь была повреждена во время гражданской войны в Англии в 1640 году и снова во время Второй мировой войны, когда нацистские люфтваффе сбросили зажигательные бомбы, уничтожившие библиотеку собора. Сегодня собор представляет собой молитвенный дом, в котором ежедневно возносят молитвы на протяжении более четырнадцати столетий.
Витражи способны вызывать благоговение и благоговение у зрителя. В то время как в исламских мечетях также есть потрясающие образцы витражей, такие как мечеть Насир-ол-Молк в Ширазе, Иран, в Европе, искусство изготовления витражей достигло своего апогея в период высокой готики, когда массивные работы были сделаны на заказ для огромного собора. окна. Это стало возможным только благодаря новому распределению веса готических архитектурных новшеств. Один из немногих первоисточников, подробно описывающих этот процесс, был написан немецким монахом по имени Феофил, который записал свои наблюдения, изучая стекольщиков и ремесленников. В своей книге «О разнообразных искусствах» он описывает, как производители смешивали песок и древесную золу, плавили их в жидкость, а затем смешивали с молотым металлом, чтобы добавить цвет. Как только жидкость остыла, она стала стеклом, которое было помещено между полосами свинца в узор, который хотел художник. Когда панель была готова, художник наложил замазку для гидроизоляции стекла, а затем установил железную раму для устойчивости; затем было установлено окно. Если требовались мелкие детали, то художник дорисовывал их уже после установки окна.[46]
В этом видео показано, как изготавливаются витражи в современном стиле, вдохновленном средневековыми технологиями.[47]
youtube.com/embed/W5NOrG888CI” frameborder=”0″ scrolling=”no” allowfullscreen=””>«Древние мегаструктуры». National Geographic — видео, телешоу и фото — Канада. По состоянию на 14 октября 2018 г. http://natgeotv.com/ca/ancient-megastructures
Arriqui. Detalle Del Portico de La Puerta Principal de La Catedral de Amiens Que Repressenta El Juicio Final . 11 июня 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catedral_amiens_detalle_portico.JPG
автор, Неизвестно Неизвестно. Курс философии в Париже . конец XIV века. Кастр, муниципальная библиотека. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Philo_mediev.jpg
«BBC — History — Глубинная британская история: средневековый каменщик». По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.bbc.co.uk/history/british/middle_ages/architecture_medmason_01.shtml
«Cathedral — New World Encyclopedia». По состоянию на 13 октября 2018 г. http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Cathedral.
«Здание собора в средние века — объект всемирного наследия Дарема». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.durhamworldheritagesite.com/architecture/cathedral/construction
Centre, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Шартрский собор». Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. По состоянию на 14 октября 2018 г. https://whc.unesco.org/en/list/81/
Chriskaridis. Русский: Подробный обзор деталей тимпана Страшного Суда . 3 января 2016. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Close_look_of_the_details_on_the_Tympanum_of_the_Last_Judgment.jpg
Монастыри, Автор: Департамент средневекового искусства и The. «Витражи в средневековой Европе | Эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей». Хейльбруннская хронология истории искусств Метрополитена. По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.metmuseum.org/toah/hd/glas/hd_glas.htm
Колин. Русский: 12 горгулий аббатства Пейсли, которые были заменены в 1991 году. В набор входят «Не вижу зла», «Не говорю зла», «Не слышу зла» и «Чужой». 14 октября 2013 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paisley_Abbey_New_Gargoyles.jpg
DXR. Русский: Интерьер Сент-Шапель-де-Венсен, встроенный в здания Венсенского замка . 8 марта 2014. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Interior_of_Sainte_Chapelle,_Vincennes_140308_1.jpg
———. Русский: Розовое окно Сент-Шапель-де-Венсен, вид изнутри капеллы. 8 марта 2014 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rose_Window_of_Sainte-Chapelle_de_Vincennes,_Interior_View_140308_1.jpg
«Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре». My Modern Met (блог), 8 апреля 2018 г. https://mymodernmet.com/what-is-a-gargoyle/
«Файл: Catedral Amiens Detalle 1.JPG — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catedral_amiens_detalle_1. JPG
«File:Chartres 1.Jpg — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chartres_1.jpg
«File:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Coupe.nef.cathedrale.Amiens.png
«Файл: Реконструкция Иерусалимского храма.Jpg — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Reconstruction_of_the_temple_of_Jerusalem.jpg
Флетчер, Банистер и Банистер Флетчер. История архитектуры по сравнительному методу . США: Nabu Press, 2012.
«Готическая архитектура». Британская энциклопедия. По состоянию на 13 октября 2018 г. https://www.britannica.com/art/Gothic-architecture
«Готическое искусство — Britannica Academic». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://academic-eb-com.proxy.library.vcu.edu/levels/collegiate/article/Gothic-art/37489
Great Big Story. Одинокий человек, строящий собор вручную . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=pRy3S_tmJj4
House, Кентерберийский собор и 11 The Precincts Canterbury. «1400 лет истории». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.canterbury-cathedral.org/heritage/history/cathedral-history-in-a-nutshell
Как это сделано. Как это сделано – 166 Витражи . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=ABBDgCNmPvk
i, P. e z. Русский: Собор Парижской Богоматери, вид на запад, Париж, Франция . 24 июля 2013 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Notre_Dame_de_Paris_DSC_0846w.jpg
История международной школы. Как построить собор – метод . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=BHqciHh8xb4.
Лекс Уилкинсон. Соборные каменщики . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=Omjvxf8VBcQ.
Математический рыцарь. Русский: Собор Нотр-Дам де Шартр, Высокая готика, Шартр, Франция . 15 февраля 2016 г. Собственная работа на основе следующих изображений: http://de.wikipedia.org/wiki/Benutzer:Honge Пользователь:Robin Poitou; Пользователь: Марианна Казаманс; Пользователь: MMensler; Пользователь: Марианна Казаманс. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chartres-Cathedral-0006.jpg
«Средневековое образование и роль церкви | Энциклопедия.Ком». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.encyclopedia.com/humanities/culture-magazines/medieval-education-and-role-church
National Geographic. Наблюдайте, как шедевр возникает из цельного каменного блока | Демонстрация короткометражных фильмов . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=2q5IVRkXJtk
«Нотр-Дам де Пари». Богоматерь Парижская. По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.notredamedeparis.fr/en/
Олдманисолд. Русский: Интерьерный витраж Сент-Шапель . 27 апреля 2018. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sainte_Chapelle_Interior_Stained_Glass. jpg
PHGCOM. Дьявол, Центральные ворота Нотр-Дам Париж . 2007. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:DevilCentralGateNotreDameParis.jpg
«Роза Суд». Нотр-Дам де Пари (блог). По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.notredamedeparis.fr/la-cathedrale/linterieur/vitraux/rose-sud/
seul, Apsis svg: de:Benutzer:Leonce49Схематический план собора PNG: Lusitania, с изменениями TTaylorderivative work: Nemoi n’aime pas parler tout. Français : Plan d’une Basilique Au Sol ; Base Sur Apsis.Svg Licenciée Sous GFDL Par Leonce49 et Inspiré de l’image Cathedral Schematic Plan.PNG Également Place En GFDL Par Lusitania et TTaylor. 29 января 2010 г. Apsis.svg Схематический план собора.PNG. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cathedral_schematic_plan_en_vectorial.svg
Сент-Полс, Лондон. Работа каменщика в соборе Святого Павла . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=_iTAKttcc-8
Тербоч, Аттила. Мадьяр: Санта-Мария в Космедин-Темплом Бельсо Тере . Октябрь 2006 г. Производитель Pasztilla. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Santa_Maria_in_Cosmedin-templom_belso.jpg
Великобритания, Джулс и Дженни из Линкольна. В Южном Окулусе сохранились четырнадцать оригинальных декоративных панелей, остальные представляют собой реконструкцию иконографической схемы Джорджа Остина-младшего на основе оставшегося стекла в противоположном окне. 906:30 11 января 2014 года. Кентерберийский собор, южный Окулус. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canterbury_Cathedral, south_Oculus (37582928966).jpg
Пользователь: Лузитана. Русский: Витраж (фрагмент) в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_3.jpg
———. Русский: Витраж (фрагмент) в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_4.jpg
———. Русский: Витраж в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_2.JPG
Виолле-ле-Дюк, Эжен. Deutsch: Der Ursprüngliche Grundriss Der Kathedrale von Amiens Mit Quadratischen Türmen, Später Verkürzt Entlang Der Linie EF, Und Ohne Die Später Angefügten Kapellen Am Langhaus. Французский : Plan de La Cathédrale d’Amiens Selon Le Plan Original Aux Tours Carrées, Puis Réduit Le Long de La Ligne E-F, et sans Les Chapelles Latérales de La Nef. 1854. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Plan.cathedrale.Amiens.png
Рабочий, Заки Эвенор на основе файла: Северное розовое окно Нотр-Дам де Пари, август 2010 г. jpg Джули Энн. Русский: Искусственное готическое окно-роза (северный трансепт), Собор Парижской Богоматери . 22 августа 2010 г. Flickr: https://www.flickr.com/photos/zachievenor/34705711854, на основе файла: Северная роза окна Нотр-Дам де Пари, август 2010 г. .jpg. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gothic-Rayonnant_Rose-6.jpg
WyrdLight.com, Энтони МакКаллум: автор, фотограф, полноправный владелец авторских прав и правообладатель. Русский: Кентерберийский собор, Великобритания с юго-запада . 2006. http://www.wyrdlight.com Автор: Энтони МакКаллум. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canterbury-cathedral-wyrdlight.jpg
Oldmanisold, English .
«Собор – Энциклопедия Нового Света».
«Средневековое образование и роль церкви | Энциклопедия.Ком».
автора, Cours de Philosophie à Paris .
«Готическая архитектура».
«Файл:Chartres 1.Jpg — Wikimedia Commons».
Флетчер и Флетчер, История архитектуры по сравнительному методу .
Флетчер и Флетчер.
Seul, Français .
«Готическое искусство — Britannica Academic».
Тербоч, Мадьяр .
DXR, English , 8 марта 2014 г.
«Готическое искусство — Britannica Academic».
«Файл:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons».
«Готическое искусство — Britannica Academic».
«Файл:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
Лекс Уилкинсон, Каменщики собора .
Виолле-ле-Дюк, Немецкий .
История международной школы, Как построить собор – метод .
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
PHGCOM, Devil, Центральные ворота Нотр-Дам Париж .
National Geographic, Посмотрите, как шедевр возникает из цельного каменного блока | Демонстрация короткометражных фильмов .
Аррики, Detalle Del Portico de La Puerta Principal de La Catedral de Amiens Que Repressenta El Juicio Final .
StPaulsLondon, Работа каменщика в соборе Святого Павла .
«Файл: Catedral Amiens Detalle 1.JPG — Wikimedia Commons».
«Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре».
Колин, английский .
«Древние мегаструктуры».
«Здание собора в средние века — Дарем, объект всемирного наследия».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
«Файл:Реконструкция Иерусалимского храма.Jpg — Wikimedia Commons».
Большая большая история, Одинокий человек, строящий собор вручную .
Центр, «Шартрский собор».
Центр.
MathKnight, Английский .
«Нотр-Дам де Пари».
«Нотр-Дам де Пари».
«Роза Суд».
i, Английский .
Крискаридис, Английский .
Дом и Кентербери, «1400 лет истории».
Дом и Кентербери.
WyrdLight.com, английский .
Монастыри, «Витражи в средневековой Европе | Эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей».
Как это сделано, Как это сделано – 166 Витраж .
Рабочий, Английский .
DXR, английский , 8 марта 2014 г.
Oldmanisold, английский .
UK, В Южном Окулусе сохранились четырнадцать оригинальных декоративных панелей, остальные представляют собой реконструкцию иконографической схемы Джорджа Остина-младшего на основе оставшегося стекла в противоположном окне.
Пользователь: Лузитана, Английский , 30 апреля 2006 г.