Что такое готический стиль в архитектуре: описание и фото-примеры – Rehouz

Готический стиль в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве — ЧАСТЬ 1

Готический стиль в архитектуре и изобразительном искусстве главенствовал в Европейских странах в средневековье, став вершиной культовой, рыцарской и буржуазной культуры. В готическом стиле строились многочисленные сакральные сооружения, замки, ратуши, оборонительные сооружения. Элементы готики воплощались в камне, кирпиче, гипсе, металле. В интерьере готику часто используют и современные дизайнеры.

Чем же интересен готический стиль? Откуда он пришел, что означает? Как отличить готику от других архитектурных направлений?

Что такое готика?

Готика — известный термин, который многие ассоциируют со средневековьем, рыцарями, чем-то темным, загадочным и мистическим. Действительно, на первый взгляд кажется, что некоторые элементы, свойственные отделке в готическом стиле, выглядят странно и даже угрожающее. Например, существа — горгульи или библейские сюжеты, изображающие адские мучения.  

На самом деле готика — органичный и самодостаточный средневековый стиль, охватывающий культуру и искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру. И такие элементы не должны пугать современного зрителя, ведь их цель — стремление к духовности.

Готика развивалась в несколько этапов, заявив о себе с середины XII века. Итоговой точкой расцвета этого стиля стал конец XV века, но увлечение готикой продлилось ещё почти целый век. Лучше всех о готическом стиле сказал искусствовед Р. Дом, считавший, что архитектура этой эпохи — мост и посредник между родственными романским и ренессансным стилями.

Готический стиль также называли огивальным (оживальным). Но этот термин противоречив. Огивальные (острые) арки встречались не только в готической архитектуре. Их строили уже в дороманский период и использовали в древней архитектуре ислама, о чем говорят многочисленные находки археологов. И арки — не единственный яркий элемент, выдающий руку мастеров той эпохи.

По словам историков, готический стиль был прежде всего сакральным стилем, основанным на системе религиозной мысли, связанной со схоластикой, ее принципе единства и подчинения в трактовке мира как творения Бога. Поэтому одна из основных черт этого стиля — универсализм, реализованный художественным языком с использованием символов, аллегории, схем и иконографии.

Огромная, устремляющаяся вверх готическая церковь — вечный символ времен, когда религиозность была слишком ярой, противоречивой и порой жесткой, сочетая Крестовые походы и истовое стремление вознестись к Богу.

Характерная черта готического стиля — вертикальные направления. Высота, изящность, повторяемость, тонкая отделка придают зданиям выразительность и легкость. Многоцветность, проникающая в интерьер через высокие, искусно и ярко выполненные витражи, придают готическим постройкам одухотворенность, а повторяющиеся вертикальные линии в интерьере и бесконечная высота до свода заставляют любого человека, столкнувшегося с готической архитектурой, устремлять взгляд вверх, забывая о земном.

Готический стиль — покорение Европы

Готический стиль зародился около 1140 года во Франции в регионе Иль-де-Франс. К XIII веку мода на готику захватила Западную, Центральную, Северную Европу, северную Англию и южную часть Скандинавии. Со временем элементы готики появились на Кипре и Ближнем Востоке. 

Не захотели принять его лишь итальянские мастера, но и те со временем сдались, переняв самые интересные архитектурные элементы.

Фото: источник

Почему Италия отвергала готический стиль

Италия никогда не принимала европейскую готику полностью. Просматривая итальянскую архитектуру этого периода, мы найдем минимум французского влияния. Итальянцы обычно выбирали между романизмом и ренессансом, игнорируя готические веяния. Отношение итальянцев к готике было связано с распространенным заблуждением по поводу происхождения стиля. 

Готика — презрительное название, вошедшее в оборот благодаря итальянским архитекторам эпохи Возрождения в XVI веке. Считается, что этот термин впервые был озвучен в трудах итальянского историка искусства и скульптора Лоренцо Гиберти как отрицательный термин, характеризующий эпоху между романским стилем и ренессансом. Эта же версия повторялась и в работах других известных итальянских искусствоведов, ошибочно считающих готику примитивным стилем варварского германского племени готов, вторгшегося в Италию V и VI веках и разрушившего Рим. Готы считались противниками традиций античности. 

На самом деле готическая архитектура и готический стиль в общем не имеют исторической связи с племенем готов.

Периоды развития готического стиля

Историки выделяют три фазы развития готики:

  • Ранняя готика. Франция — 1150-1200 гг., ранний английский этап — 1175-1270 гг., Германия — 1230-1300 гг. Стиль утвердился во Франции в середине XII века, затем в Англии (примерно через 25 лет), в Германии в начале XIII века. Это момент, когда романизм канул в историю.
  • Зрелая готика. Франция — 1200-1250 гг., Англия — 1270-1350 гг., Германия — 1300-1350 гг. На стиль повлияли политические и общественные изменения. В этот период Франция занимает одну из лидирующих позиций в Европе, значительную роль начинает играть буржуазия. Все это означает, что мир ожидают новые перспективы. Это хорошо заметно в архитектуре, строительстве и отделке соборов тринадцатого и четырнадцатого веков постройки. Французские соборы имели очень прочный фундамент, что сделало их чрезвычайно популярными во всей Европе. Сакральные постройки в большинстве стран имели схожий характер, что привело к сильной унификации зданий.
  • Поздняя готика. Французский эпатажный стиль, английский перпендикулярный стиль, немецкий стиль XV/XVI века. Четырнадцатый век был полон эпидемий, вооруженных конфликтов и нищеты. В духовенстве преобладал мистицизм — религиозно-философское течение, признающее возможность экстрасенсорного (прямого) контакта с Богом. В обществе буржуазия занимает главенствующие позиции, тогда как на протяжении последних нескольких столетий главными были представители духовенства.

Изменения, которые претерпевал готический стиль, в первую очередь были связаны с огромными переменами, происходящими во всей Европе. Во Франции религиозные ордена расширили поле деятельности, изучая и практикуя сельское хозяйство. В Германии церкви начали вмешиваться в светские вопросы. Огромное влияние на все происходящее оказали Крестовые походы, следствием которых стал активный обмен культурами между европейскими странами.

Фото: источник

Совсем другая ситуация складывалась вокруг простых людей, которых было большинство. Царящий хаос, сложные и непонятные перемены, неизвестность приводили к потерянности, многие чувствовали себя несчастными и искали поддержки в религии. Храмы, строящиеся в то время, становились лучшим убежищем для смертных, являлись одновременно ярким выражением новой реальности.

Стены делались все более и более парящими, чтобы создать ощущение близости к Богу, вертикализм был отражением благочестия людей, идущих к вере.

Франция — родина готики

Первое готическое здание во Франции парижская церковь Сен-Дени, построенная в 1140 г. Затем появились грандиозные соборы в Сенс, Нойоне, Париже, Лане, Шартре, Амьене, Бове. 

Европа переняла готический стиль, застраиваясь по образцу архитектуры Франции, хотя местные мастера вносили и свои коррективы. Например, в Англии доминировали горизонтализм и большая длина зданий, двойные трансепты, разнообразные своды и большие застекленные плоскости. Грандиозные соборы были построены в Кентербери, Уэльсе, Солсбери. 

Консервативная Италия не приняла готическую архитектуру полностью, но заимствовала отдельные элементы, например, реберный свод. Концепция готического пространства была реализована в церкви Святого Франциска в Ассизи. Во Флоренции готика, напротив, прижилась. Великолепный пример церковь Санта-Кроче (Святого Креста).

В Германии существовало большое разнообразие направлений, готический стиль особенно проявился в области оборонительной архитектуры.

Строительство готических сооружений шло полным ходом. Новые принципы строительства в сакральной архитектуре активно популяризировали цистерцианцы (белые монахи). Францисканцы и доминиканцы пропагандировали готику среди горожан. Рыцарскими орденами возводились готические храмы и замки.

источник обложки

Готический стиль в архитектуре

Опубликовано От admin

Поворот от романского стиля к готике начался с архитектуры, а потом распространился на скульптуру и живопись. Однако именно архитектуре все же оставалась основой средневекового синтеза искусств. Типичная скульптура готического стиля характеризуется сдержанной легкостью.

Экстерьер готического собора часто имеет несимметричный характер. Каждый из его фасадов со своими порталами характеризуется индивидуальным обликом. Готический собор очень высокий и стройный, и при этом часто растянут в длину.

 

 

Шартрский собор в длину достигает 130 метров, а в трансепте = 4 метра. Постройка представляет собой каркас из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. На месте стен — сквозные галереи, аркады и огромные окна, то узкие и высокие, то круглые, украшенные витражами, которые называли » готическими розами».

 

 

Аркбутан — это наружная каменная подпорная арка или полуарка, которая передает горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объема зданий.

Подобные арки являлись одной из самых характерных деталей готической архитектуры, и поэтому их можно встретить во многих средневековых постройках.

 

Контрфорс представляет собой вертикальную конструкцию в виде выступающей стены, вертикального ребра или отдельно стоящей опоры, которая связана со стеной аркбутаном.

Готический собор вобрал в себя черты средневекового города и стал центром общественной  жизни. Возле собора размещались торговые ряды, а на паперти разыгрывались мистерии. Внутреннее пространство собора свободное и просторное, между священнослужителями и посетителями нет четко очерченной границы.

Во внутреннем оформлении интерьера можно видеть огромное количество скульптур. Так, в Шартрском соборе насчитывается всего около девяти тысяч скульптур. Окна использовались для монументальной живописи — из цветного стекла создавались удивительно красивые витражи. Живописцы Средневековья любили чистые, звучные цвета.

 

 

Первым и одним из самых замечательных сооружений готического стиля стал прекрасный и величественный Собор Парижской Богоматери, который был построен в Париже в 1163 — 1182 годах. Практически все соборы и ратуши возводились по заказу городских общин.

 

 

Изобразительное оформление готических соборов выступало в качестве своеобразной энциклопедии средневековых знаний, подчиняемых богословию. Подобным примером может служить широкопанорамная символическая картина мира небесного и земного, воспроизведенная в Шартрском соборе.

 

 

Однако в оформлении храмов также зачастую можно было встретить и сатиру на монахов и священнослужителей. Ярким примером служит рельефное изображение на капители Собора Нотр — Дам в Париже.

 

 

В глубинах готического искусства можно проследить образ страдающего, глубоко несчастного человека. Да и сами соборы своими величественными формами и строгим, несколько мрачноватым оформлением интерьера должны были всячески подчеркивать ничтожество человека перед этой неземной красотой, олицетворяющей божественную власть на земле.

Одним из лучших творений высокой готики являются статуи Реймского собора, построенного во Франции. Все скульптуры характеризуются покоем и гармонией — это молодая Мария с Елизаветой, а также многочисленные картины Страшного суда. На примере реймской скульптуры становятся понятными ценности, которые готика внесла в художественное осмысление образа человека.

 

 

В городах — республиках Италии готический стиль характеризуется более нарядными, богатыми и разнообразными формами. Это и Миланский собор, построенный в 1386 года, и Дворец дожей в Венеции ( 1309 — 1343 годы). Расцвет готической стилистики архитектуры приходится на XII — XIII столетия.

 

 

Опубликовано в рубрике Стили архитектуры

Возрождение готики | Вальпараисо, IN

Ответ на романтические чувства
Возрождение готики было популярно в внутренней архитектуре Индианы с 1840-х по 1860-е годы и в церковной архитектуре с 1840-х годов до двадцатого века. Для этого стиля большая часть вдохновения возвращается в Британию, хотя американское выражение на самом деле совсем другое и появилось на поколение или больше позже.

Усиление индустриализации, свидетельства политической коррупции и различные другие вызывающие тревогу факторы середины 19-го века.ХХ век вызвал стремление к более простому и чистому образу жизни. Это нашло отражение во всех областях культуры – живописи, музыке и особенно в литературе. Например, произведения Вальтера Скотта, в которых средневековая эпоха изображалась в ярких красках, пользовались огромной популярностью в этой стране. Архитектура также откликнулась на романтические настроения середины 19 века, и готические формы, основанные на образцах 12—15 веков, были включены в проекты зданий.

Готический стиль
Готический стиль чаще всего считается церковным по своей природе; это эмоциональный, устремленный ввысь стиль, обычно ассоциирующийся с великими каменными соборами Западной Европы. Американские строители, используя местные материалы, такие как дерево и кирпич (камень был зарезервирован для самых дорогих зданий), перевели элементы готического стиля в чисто американское выражение, которое было наиболее очаровательно в отечественной архитектуре.

Элементы готики
Наиболее характерным элементом готики является стрельчатая арка. Используемая средневековыми строителями для увеличения ширины и увеличения высоты, стрельчатая арка в руках американских строителей стала главным образом декоративным приемом, слабо повторяющим свое структурное происхождение. Еще одним преобразованным компонентом готического стиля является богато украшенный узор, который американские строители выполнили из дерева с помощью недавно изобретенной паровой пилы. Этот узор был нанесен на карнизы на концах фронтонов и появился на богато украшенных крыльцах.

Крутые двускатные крыши, часто с наконечниками на вершине, выражали готическую вертикальность и привели к тому, что готическое возрождение в девятнадцатом веке окрестили «остроконечным стилем». Над дверями и окнами помещались ушастые капельницы, а в некоторых зданиях эпохи готического возрождения есть средневековые парапеты, напоминающие не соборы, а средневековые крепости. Предпочтительным материалом фасада был дощато-вагонный сайдинг, который усиливал вертикальность выразительности. Также использовались кирпич и вагонка.

Поздние готические сооружения
По своей сути религиозный стиль готического возрождения оставался популярным в церковных и погребальных сооружениях примерно до 1930 года. Готические церкви, надгробия и мавзолеи появлялись на различных уровнях сложности, и к двадцатому веку возникла большая забота о точности. в отображении готических элементов. Более поздние постройки в готическом стиле более точно называются викторианской и готикой 20-го века, но они в некоторой степени являются результатом и продолжающейся трансформацией своих предшественников готического возрождения.

Готика: Эпоха и архитектура | SchoolWorkHelper

В течение почти четырехсот лет готический стиль доминировал в архитектуре Западной Европы. Он возник в северной Франции в двенадцатом веке и быстро распространился по Англии и континенту, вторгшись в старую империю викингов в Скандинавии. Он противостоял византийским провинциям Центральной Европы и даже появлялся на Ближнем Востоке и в Америке.

Готические архитекторы проектировали ратуши, королевские дворцы, здания суда и больницы.

Они укрепляли города и замки для защиты земель от вторжений. Но именно на службе у церкви, самого плодовитого строителя средневековья, готический стиль получил свое наиболее осмысленное выражение, дав широчайший простор для развития архитектурных идей.

Хотя к 1400 году готика стала универсальным стилем строительства в западном мире, ее творческий центр находился на севере Франции, на территории, простирающейся от королевских владений вокруг Парижа, включая Сен-Дени и Шартр, до региона Шампань в на восток и на юг до Буржа. На этой ограниченной территории, в серии соборов, построенных в течение 12 и 13 веков, произошли основные нововведения готической архитектуры.

Сверхъестественный характер средневековой религиозной архитектуры получил особую форму в готической церкви. «Средневековый человек считал себя лишь несовершенным преломлением Божественного Света Бога, Храм Которого, стоявший на земле, согласно тексту обряда посвящения, обозначал Небесный Град Иерусалим».

Готическая интерпретация этой точки зрения была собором настолько величественным, что, кажется, принижает человека, входящего в него, поскольку пространство, свет, структура и пластические эффекты каменной кладки созданы для создания визионерского масштаба. Результатом готического стиля является искажение, поскольку в частях отсутствует фиксированный набор пропорций.

Такая архитектура выражала не только физические и духовные потребности Церкви, но и общее настроение людей того времени. Готика была не темной, массивной и сдержанной, как старый романский стиль, а светлой, открытой и воздушной, и ее появление во всех частях Европы оказало неизгладимое влияние на мировоззрение последующих поколений.

Готическая архитектура возникла во время глубоких социальных и экономических изменений в Западной Европе. В конце XI и XII веках возродились торговля и промышленность, особенно в северной Италии и Фландрии, а оживленная торговля способствовала улучшению сообщения не только между соседними городами, но и между отдаленными регионами.

В политическом плане двенадцатый век был также временем расширения и укрепления государства. Наряду с политическими и экономическими событиями возникло новое мощное интеллектуальное движение, стимулированное переводом древних авторов с греческого и арабского на латынь, и возникла новая литература. Готическая архитектура как способствовала этим изменениям, так и находилась под их влиянием.

Готический стиль был преимущественно городским. Разумеется, все соборы располагались в городах, и большинство монастырей к XII веку стали центрами общин, выполнявших многие функции гражданской жизни. Собор или церковь аббатства были зданием, в котором люди собирались в большие праздники. Здесь начинались и заканчивались пышные и красочные церемонии, и здесь проходили самые ранние драматические представления.

Аббатство традиционно состояло из монастыря, общежития и трапезной для монахов. Но вокруг собора был также комплекс зданий, дворец епископа, монастырь и дом каноников, школа, тюрьма и больница. Тем не менее, собор доминировал над всеми, возвышаясь над городом, как маркер, который будет виден издалека.

Архитектурные потребности Церкви были выражены как в физическом, так и в иконографическом плане. Как и его романский предшественник, готический собор был в высшей степени адаптируемым. Его можно было спланировать больше или меньше, длиннее или короче, с трансептами и амбулаториями или без них, в соответствии с традициями и желаниями каждого сообщества.

В нем не было заданных пропорций или количества частей, как в римском храме или центрально спланированной церкви эпохи Возрождения. Его социальные и литургические обязанности требовали главного алтаря в конце хора, где должны были сидеть капитул и различные высокопоставленные лица, ряда второстепенных алтарей и места для процессий внутри здания.

В богослужении редко участвовало более двухсот человек, хотя самый маленький готический собор легко мог вместить это число. Остальная часть здания просто дополняла это ядро ​​и предоставляла место для мирян, которым не разрешалось входить на хор или в святилище.

Тем не менее, после середины двенадцатого века хор обычно был изолирован монументальной ширмой, которая фактически не позволяла мирянам даже видеть службу, и стали использоваться специальные религиозные книги, чтобы предоставить прихожанам подходящие темы для медитации во время мессы.

Программа готической церкви отвечала как иконографическим, так и социальным требованиям. Интеллектуальные центры Средневековья долгое время были связаны с церковью, а традиции обучения, сохранившиеся в монастырских и соборных школах, породили такие университеты, как Париж и Оксфорд в конце двенадцатого и тринадцатом веках.

Такая ассоциация, очевидно, оказала влияние на искусство, которое по-прежнему носило в основном религиозный характер. Ученые священнослужители, например, были назначены для составления сложных богословских программ для скульптуры и витражей, украшавших церковь.

Некоторые историки считают, что эта связь была еще более тесной, поскольку схоластическое мышление впервые оформилось в Париже в начале XII века, в то самое время, когда там зародилась готическая архитектура.

Возможно, что архитекторы, которые сами по себе были «абстрактными» мыслителями, могли время от времени усваивать некоторые мыслительные привычки философов. Однако в отсутствие письменных документов невозможно доказать, последовательно ли эти обычаи воплощались в конструкции зданий.

Эпоха готики, как часто отмечалось, была эпохой видения. Сверхъестественное проявлялось в чувствах. В религиозной жизни двенадцатого и тринадцатого веков стремление созерцать сакральную реальность телесными очами выступало доминирующей темой. Архитектура была спроектирована и испытана как представление высшей реальности.

Готический собор возник из религиозного опыта, политических и даже физических реалий Франции двенадцатого века. Это было описано как иллюзорный образ Небесного Города, вызванный в Книге Откровения. Сущность готического стиля наиболее полно проявилась в его завоевании пространства и создании потрясающего, дальновидного масштаба в соборах двенадцатого века.

Библиография

Браннер, Роберт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *