Что такое барокко в архитектуре: «Барóкко» — происхождение и значение слова

Барокко в архитектуре

В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.



_

Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.

Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление.

Возникнув в конце XVI, в течение двух веков – с XVII по XVIII – барокко в архитектуре захватил добрую половину мира.



_

Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.

Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.

Барокко в ландшафтном дизайне

Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.

Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.

Разновидности стиля барокко

В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.



_

С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.

В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.

В ЭТНОМИРе на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Помимо этнодворов, музеев, мастерских и других культурных объектов вы найдёте в парке развитую инфраструктуру и сервис. К услугам посетителей 11 уникальных этнических отелей – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.

Понравилась статья – поделись с друзьями!

Основные признаки барокко / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Основными признаками барокко считается повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами. Стремясь создать впечатление монументальности, репрезентативности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).

В барокко отмечались:

  • усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм,
  • преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений,
  • чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей
  • активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;
  • неравномерное распределение архитектурных средств;
  • создание богатой игры светотени, цветовых контрастов
  • динамичность архитектурных масс.

На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения.

Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части — разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

Иллюзия движения пространства и формы, так называемый динамический принцип, является главным признаком радикального направления в барокко. Одновременно с ним большое развитие получает и барокко классического направления. Классическое направление исходит из традиций ренессанса, идеи которого развиваются теоретически и практически. Несмотря на различия, оба направления едины в стремлении создавать огромные пространства, оказывающие сильное воздействие на человеческие чувства и эмоции. В течение XVII и XVIII вв. оба направления существуют параллельно, с некоторым преобладанием того или иного в отдельных странах.

В определяющих сооружениях XVII — первой половины XVIII века особое развитие и разнообразие приобретают монументальная скульптура и монументальная живопись, а также различные виды прикладного искусства. В живописи и скульптуре верх берут начала декоративные, преобладают многоплановые композиции с чертами сильно выраженной динамики, с усложненными генерализирующими линиями, ритмами. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Синтез искусств в барокко носил иной, чем раньше, в эпоху Ренессанса, характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определенные места — часть стены, плафон и т.

д. Произведения искусства, ограничиваясь отведенным им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая ее. В сооружениях барокко живопись и скульптура «не укладываются» в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре и стремятся как бы «перекричать» ее. Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.

Читайте также:

  • Архитектура барокко
  • План храма и его вариации
  • Новые типы жилища
  • Ордер в стиле барокко
  • Декоративные приемы барокко. Гротески
  • Слияние архитектуры, живописи, скульптуры
  • Чудеса света
  • Наложение куполов
Источники



Архитектура барокко – 6 лучших зданий и конструкций в стиле барокко

Что такое архитектура барокко и когда был период барокко?

Архитектура барокко – это стиль архитектурного драматизма, зародившийся в начале 17 -го -го века в Италии. Период барокко был временем между 1600-1700 годами в Западной Европе с особым стилем искусства, музыки, архитектуры и дизайна.

Архитектура барокко характеризуется грандиозностью, чрезвычайно театральными и декоративными решениями. Это было достигнуто за счет контраста — особенно в освещении — головокружительных, размашистых форм, ярких цветов и сложных картин, иллюзорных эффектов и позолоченных украшений.

Что означает барокко?

Архитектура барокко кричащая и торжествующая, с орнаментом и деталями, говорящими о ее историческом происхождении. Его характеристики декоративного максимализма и неправильности часто характеризовались как причудливые, асимметричные или буйные.

Это отразилось и в искусстве и музыке эпохи барокко, которая получила название «барокко» как производное от португальского слова barroco или «странная жемчужина».

Развитие архитектуры барокко

Происхождение архитектуры барокко неразрывно связано с католической церковью. Первое появление архитектуры барокко можно проследить до конца 16 -го -го и начала 17 -го -го века в Риме, где оно возникло как реакция на жесткость более ранней религиозной архитектуры во время протестантской Реформации. Он был быстро принят новыми религиозными орденами и стал характерным для театинцев и иезуитов в стратегии, направленной на то, чтобы внушить простым людям благоговение перед их религиозной силой. Архитектура барокко вошла в моду немного позже эпохи Возрождения.

Карло Мадерно — один из первых знаменитых архитекторов эпохи барокко, который впервые применил пространство и перспективу в дизайне наружных фасадов. Его редизайн фасада и колоннад базилики Святого Петра прямо противоречил ранее построенному художником Микеланджело куполу, создавая головокружительный контраст между порядком и энтропией.

Архитектура барокко неразрывно связана с распространением колониализма по всему миру. Возникновение барочного дизайна совпало с расширением европейской империи. Хотя он возник в Италии, стиль барокко распространился на все районы Западной Европы и, в конечном итоге, на их колонизированные территории. Отчасти поэтому Испания является таким важным культурным центром архитектуры барокко, потому что в период барокко Испания была одним из основных держателей колониального богатства.

Популярность

Архитектурное движение в стиле барокко остановилось примерно в 1720 году, сменившись еще более экстравагантным стилем рококо во Франции, а затем и в остальной Европе. Архитектура барокко просуществовала еще много лет в некоторых регионах, удерживая прочную цитадель в Германии и колониальной Южной Америке вплоть до 18 го века.

Однако, как и многие другие архитектурные стили, барокко несколько раз возрождался после своего упадка. Архитектура необарокко возникла в конце 19 в.-й век как движение возрождения, которое стремилось сохранить нетронутыми основные характеристики архитектуры барокко, такие как элегантность, причудливость и непредсказуемость, но включить современные дизайны и материалы.

Еще более современным возрождением является строительство новых зданий в стиле барокко в 21 ст веке. Во многих местах архитектура демонстрирует тонкое влияние ценностей дизайна в стиле барокко, когда здания снова становятся драматичными и сложными, а не индустриальным шиком, который преобладал в течение многих лет.

Чтобы узнать больше о зданиях в стиле барокко (как исторических, так и необарокко), просмотрите список ниже.

Шесть лучших образцов зданий в стиле барокко по всему миру на сегодняшний день

6. Национальный музей Австралии

Национальный музей Австралии (NMA) расположен в Актоне, Канберра, и остается одним из лучших современных образцов архитектуры необарокко. Он был завершен 11 го марта 2001 года по проекту архитектора Говарда Рэггатта.

Хотя NMA также демонстрирует элементы деконструктивизма в дизайне, есть много черт, которые, несомненно, относятся к барокко по происхождению. С одной стороны, смелый и красочный внешний вид привлекает внимание, как и многие традиционные здания в стиле барокко. Во-вторых, NMA использует иллюзорные архитектурные мотивы с изобретательными формами и дизайном, оставаясь верным причудливой природе периода барокко. Подробнее о Национальном музее Австралии читайте здесь.

5. Королевский дворец в Мадриде

Королевскому дворцу в Мадриде, построенному 7 апреля 1735 года, исполнилось 287 лет. На это ушло 16 лет. Его первым жителем был Карл III, которого в просторечии называли «мэром Мадрида» из-за большого количества реформ, которые он инициировал.

Первоначальный архитектор Филиппо Юварра, который находился под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини, у которого был сильный флорентийский стиль. Геометрическая строгость и квадратная планировка чрезвычайно типичны для стиля испанского барокко.

4. Церковь Святого Карла

Церковь Святого Карла, также известная как Карлскирхе, является самым знаковым образцом архитектуры барокко в Вене. Строительство было завершено в 1737 году, то есть церкви Карлскирхе исполнилось 285 лет. Церковь была построена в честь знаменитого целителя Святого Карла Борромео, который работал над облегчением страданий больных чумой.

3. Королевский дворец в Казерте

Королевский дворец в Казерте, пожалуй, самое сложное здание в Южной Италии, является крупнейшей королевской резиденцией в мире, его площадь составляет более 2 миллионов кубических метров, а площадь – 47 000 квадратных метров.

Королевский дворец в Казерте был построен в 1752 году архитектором Луиджи Ванвителли для короля Карла Бурбонского. Строительство заняло более пятидесяти лет, и стоимость проекта сегодня эквивалентна 330 миллиардам евро.

2. Собор Святого Павла

Собор Святого Павла — один из самых ионизированных соборов Лондона, в котором с момента его постройки в 1675 году произошло множество исторических событий. От огромных масштабов до тщательно продуманной мебели собор объявляет о своем барочном наследии с каждым квадратным футом.

1. Версальский дворец

Версальский дворец, без сомнения, является наиболее выдающимся произведением традиционной архитектуры барокко. Первоначально здание начиналось как простой охотничий домик, а затем в 1630-х годах его заменил небольшой замок, а затем перестроили в грандиозный образец архитектуры в стиле барокко, открытый для посещения сегодня.

Версальский дворец внесен в список Всемирного наследия и удерживает это звание на протяжении 40 лет. Это была основная резиденция большинства французских королевских особ с эпохи Людовика XIV до Людовика XVI. Дворец стоит сегодня как символ великой власти, вдохновляющей королевской власти, и практически безграничного потенциала декадентской архитектуры.

Архитектура барокко | Real Virtual

Европейская архитектура XVII века, именуемая барокко, характеризуется великолепием, величием и богатством изобретательности, замысла и, как правило, масштабностью.

Папство в Риме оставалось главной движущей силой, а главнокомандующие папы продолжали поддерживать важные архитектурные заказы. Но политические события в Европе в предшествующем столетии, особенно стремление к государственному строительству и централизованной власти, породили новый ряд могущественных королевских покровителей, которые использовали архитектуру и городское планирование как средство демонстрации верховенства государства. Новаторские архитектурные идеи начались с классических принципов, которые доминировали в эпоху Возрождения, а затем стимулировались часто умными и удивительными зданиями середины и конца 16 века. Строгость и интеллектуальная строгость Лаврентьевской библиотеки Микеланджело во Флоренции, например, уступает богатству и интеллектуальной сложности церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Борромини в Риме. В этот период экспансионистских целей архитектура стала включать скульптуру и живопись как неотъемлемые компоненты общего дизайна, отражающие концептуальную сплоченность, которой часто не хватало в более ранних зданиях.
Великолепное убранство, включающее как циклы фресок, так и запрестольные образы, было объединено за счет более сложного использования света и цвета для увеличения архитектурного пространства. Частично это отражает усилия по строительству больших сложных зданий заново, мотивированные политическими и религиозными целями того периода и подкрепляемые полной казной, а не надстройку существующих зданий по частям, как это часто имело место во времена Великой Отечественной войны. Средние века и Возрождение. Здания того периода часто описываются как драматические, но, возможно, термин «эффектный» в смысле создания зрелища театрального величия с большей точностью отражает архитектуру того периода.

Архитектура в стиле барокко впервые возникает в Италии, стране, которая славится завидным слиянием сил, веками способствовавших культурному обновлению и переосмыслению. И если Флоренция — идеальный город эпохи Возрождения, то Рим — идеальный город эпохи барокко, в данном случае привилегированный благодаря сближению честолюбивых пап и художника с мировым именем Джанлоренцо Бернини, наследника Браманте, Микеланджело и Рафаэля. как следующее поколение архитекторов, работавших во второй половине 16 века в Риме. Воодушевленные Тридентским собором, папы стремились завершить затянувшуюся перестройку базилики Святого Петра, которая с начала 16 века по сути была строительной площадкой. От монументального балдахина из позолоченной бронзы, возведенного армией мастеров в 1620-х годах под куполом Микеланджело, до обширной площади с колоннадой 1650-х годов, Бернини определил характер Рима 17 века. Непревзойденный художник своей эпохи, Бернини представляет одно из основополагающих направлений в архитектуре того периода. Франческо Борромини, бывший член мастерской Бернини, появился в 1630-х годах с заметно иным подходом к архитектуре. Сравнение двух небольших церквей, Сан-Андреа-аль-Квиринале Бернини и Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Борромини, расположенных менее чем в миле друг от друга в Риме, кратко суммирует то, что было общего у этих двух мастеров и как они расходились. Ни в одном другом здании того периода простая геометрическая форма овала не развивалась с большей изобретательностью, сложностью и эффектностью.

Несмотря на сохраняющееся господство в Италии, падение авторитета папства и престижных итальянских семей в его орбите можно сравнить с подъемом других европейских держав, особенно королей Франции и процветающей французской аристократии. В Италии церковная архитектура была в центре стилистической эволюции 17 века, но во Франции на первый план выходят светская архитектура и городское планирование. В 1657 году Николя Фуке, суринтендант финансов, поручил Луи Лево построить величественный замок в Во-ле-Виконт, который вместе с регулярными садами, разбитыми Ле Нотром, представляет собой величайший образец французской жилой архитектуры, за исключением дворца в Версале. Французская церковная архитектура достигает своего апогея в Ж.Х. Мансартовская церковь Дома Инвалидов, начатая в 1679 г.под покровительством Людовика XIV. От классической строгости фасада, завершающейся куполом, вдохновленным собором Святого Петра в Риме, до богатого, но сдержанного интерьера, Дом Инвалидов олицетворяет французскую интерпретацию эстетических принципов эпохи. Купол с двойной оболочкой, заполненный фресками с изображением небесной славы, дополняется главным алтарем, спроектированным как тщательная адаптация балдахина в образе Святого Петра, создающего впечатление, которое сам Бернини признал бы великолепием барокко.

В эпоху национального прогресса и экспансии Англии было не отстать. Дворец Бленхейм, начатый в 1705 году Джоном Ванбру как резиденция герцога Мальборо, сочетает в себе элементы, узнаваемые по Пьяцца Сан-Пьетро Бернини, Дворцу в Версале и даже

элементы, напоминающие средневековые крепости, отмечены тщательным использованием классического орнамента для создания английской интерпретации внушительной и массивной архитектуры барокко. В церковной архитектуре Кристофер Рен привнес в собор Святого Павла полностью континентальный дизайн, перестроенный после разрушительного пожара 1666 года, уничтожившего большую часть средневекового и ренессансного Лондона. Но английские церковные постройки 17 и 18 веков изобрели новые решения, основанные на местных религиозных церемониях и новой эстетике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *