Барокко в архитектуре
В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.
_
Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.
Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление.
_
Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.
Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.
Барокко в ландшафтном дизайне
Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.
Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.
Разновидности стиля барокко
В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.
_
С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.
В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.
В ЭТНОМИРе на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Помимо этнодворов, музеев, мастерских и других культурных объектов вы найдёте в парке развитую инфраструктуру и сервис. К услугам посетителей 11 уникальных этнических отелей – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.
Понравилась статья – поделись с друзьями!
Основные признаки барокко / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Основными признаками барокко считается повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность,
которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами.
Стремясь создать впечатление монументальности, репрезентативности, живописности, динамики форм, вызвать
ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходят прежде всего из внешнего
пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).
В барокко отмечались:
- усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм,
- преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений,
- чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей
- активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;
- неравномерное распределение архитектурных средств;
- создание богатой игры светотени, цветовых контрастов
- динамичность архитектурных масс.
На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное
начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала
над началом тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они
зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и
внутренней структурой сооружения.
Иллюзия движения пространства и формы, так называемый динамический принцип, является главным признаком
радикального направления в барокко. Одновременно с ним большое развитие получает и барокко
классического направления.
Классическое направление исходит из традиций ренессанса, идеи которого развиваются теоретически и
практически. Несмотря на различия, оба направления едины в стремлении создавать огромные пространства,
оказывающие сильное воздействие на человеческие чувства и эмоции. В течение XVII и XVIII вв. оба направления
существуют параллельно, с некоторым преобладанием того или иного в отдельных странах.
В определяющих сооружениях XVII — первой половины XVIII века особое развитие и разнообразие приобретают
монументальная скульптура и монументальная живопись, а также различные виды прикладного искусства. В
живописи и скульптуре верх берут начала декоративные, преобладают многоплановые композиции с чертами сильно
выраженной динамики, с усложненными генерализирующими линиями, ритмами. При изображении человека
предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Синтез искусств в барокко носил
иной, чем раньше, в эпоху Ренессанса, характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и
скульптуры отводились определенные места — часть стены, плафон и т.
Читайте также:
- Архитектура барокко
- План храма и его вариации
- Новые типы жилища
- Ордер в стиле барокко
- Декоративные приемы барокко. Гротески
- Слияние архитектуры, живописи, скульптуры
- Чудеса света
- Наложение куполов
Источники
Архитектура барокко – 6 лучших зданий и конструкций в стиле барокко
Что такое архитектура барокко и когда был период барокко?
Архитектура барокко – это стиль архитектурного драматизма, зародившийся в начале 17 -го -го века в Италии. Период барокко был временем между 1600-1700 годами в Западной Европе с особым стилем искусства, музыки, архитектуры и дизайна.
Архитектура барокко характеризуется грандиозностью, чрезвычайно театральными и декоративными решениями. Это было достигнуто за счет контраста — особенно в освещении — головокружительных, размашистых форм, ярких цветов и сложных картин, иллюзорных эффектов и позолоченных украшений.
Что означает барокко?
Архитектура барокко кричащая и торжествующая, с орнаментом и деталями, говорящими о ее историческом происхождении. Его характеристики декоративного максимализма и неправильности часто характеризовались как причудливые, асимметричные или буйные.
Это отразилось и в искусстве и музыке эпохи барокко, которая получила название «барокко» как производное от португальского слова barroco или «странная жемчужина».
Развитие архитектуры барокко
Происхождение архитектуры барокко неразрывно связано с католической церковью. Первое появление архитектуры барокко можно проследить до конца 16 -го -го и начала 17 -го -го века в Риме, где оно возникло как реакция на жесткость более ранней религиозной архитектуры во время протестантской Реформации. Он был быстро принят новыми религиозными орденами и стал характерным для театинцев и иезуитов в стратегии, направленной на то, чтобы внушить простым людям благоговение перед их религиозной силой. Архитектура барокко вошла в моду немного позже эпохи Возрождения.
Карло Мадерно — один из первых знаменитых архитекторов эпохи барокко, который впервые применил пространство и перспективу в дизайне наружных фасадов. Его редизайн фасада и колоннад базилики Святого Петра прямо противоречил ранее построенному художником Микеланджело куполу, создавая головокружительный контраст между порядком и энтропией.
Архитектура барокко неразрывно связана с распространением колониализма по всему миру. Возникновение барочного дизайна совпало с расширением европейской империи. Хотя он возник в Италии, стиль барокко распространился на все районы Западной Европы и, в конечном итоге, на их колонизированные территории. Отчасти поэтому Испания является таким важным культурным центром архитектуры барокко, потому что в период барокко Испания была одним из основных держателей колониального богатства.
Популярность
Архитектурное движение в стиле барокко остановилось примерно в 1720 году, сменившись еще более экстравагантным стилем рококо во Франции, а затем и в остальной Европе. Архитектура барокко просуществовала еще много лет в некоторых регионах, удерживая прочную цитадель в Германии и колониальной Южной Америке вплоть до 18 го века.
Однако, как и многие другие архитектурные стили, барокко несколько раз возрождался после своего упадка. Архитектура необарокко возникла в конце 19 в.-й -й век как движение возрождения, которое стремилось сохранить нетронутыми основные характеристики архитектуры барокко, такие как элегантность, причудливость и непредсказуемость, но включить современные дизайны и материалы.
Еще более современным возрождением является строительство новых зданий в стиле барокко в 21 ст веке. Во многих местах архитектура демонстрирует тонкое влияние ценностей дизайна в стиле барокко, когда здания снова становятся драматичными и сложными, а не индустриальным шиком, который преобладал в течение многих лет.
Чтобы узнать больше о зданиях в стиле барокко (как исторических, так и необарокко), просмотрите список ниже.
Шесть лучших образцов зданий в стиле барокко по всему миру на сегодняшний день6. Национальный музей Австралии
Национальный музей Австралии (NMA) расположен в Актоне, Канберра, и остается одним из лучших современных образцов архитектуры необарокко. Он был завершен 11 го марта 2001 года по проекту архитектора Говарда Рэггатта.
Хотя NMA также демонстрирует элементы деконструктивизма в дизайне, есть много черт, которые, несомненно, относятся к барокко по происхождению. С одной стороны, смелый и красочный внешний вид привлекает внимание, как и многие традиционные здания в стиле барокко. Во-вторых, NMA использует иллюзорные архитектурные мотивы с изобретательными формами и дизайном, оставаясь верным причудливой природе периода барокко. Подробнее о Национальном музее Австралии читайте здесь.
5. Королевский дворец в Мадриде
Королевскому дворцу в Мадриде, построенному 7 апреля 1735 года, исполнилось 287 лет. На это ушло 16 лет. Его первым жителем был Карл III, которого в просторечии называли «мэром Мадрида» из-за большого количества реформ, которые он инициировал.
Первоначальный архитектор Филиппо Юварра, который находился под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини, у которого был сильный флорентийский стиль. Геометрическая строгость и квадратная планировка чрезвычайно типичны для стиля испанского барокко.
4. Церковь Святого Карла
Церковь Святого Карла, также известная как Карлскирхе, является самым знаковым образцом архитектуры барокко в Вене. Строительство было завершено в 1737 году, то есть церкви Карлскирхе исполнилось 285 лет. Церковь была построена в честь знаменитого целителя Святого Карла Борромео, который работал над облегчением страданий больных чумой.
3. Королевский дворец в Казерте
Королевский дворец в Казерте, пожалуй, самое сложное здание в Южной Италии, является крупнейшей королевской резиденцией в мире, его площадь составляет более 2 миллионов кубических метров, а площадь – 47 000 квадратных метров.
Королевский дворец в Казерте был построен в 1752 году архитектором Луиджи Ванвителли для короля Карла Бурбонского. Строительство заняло более пятидесяти лет, и стоимость проекта сегодня эквивалентна 330 миллиардам евро.
2. Собор Святого Павла
Собор Святого Павла — один из самых ионизированных соборов Лондона, в котором с момента его постройки в 1675 году произошло множество исторических событий. От огромных масштабов до тщательно продуманной мебели собор объявляет о своем барочном наследии с каждым квадратным футом.
1. Версальский дворец
Версальский дворец, без сомнения, является наиболее выдающимся произведением традиционной архитектуры барокко. Первоначально здание начиналось как простой охотничий домик, а затем в 1630-х годах его заменил небольшой замок, а затем перестроили в грандиозный образец архитектуры в стиле барокко, открытый для посещения сегодня.
Версальский дворец внесен в список Всемирного наследия и удерживает это звание на протяжении 40 лет. Это была основная резиденция большинства французских королевских особ с эпохи Людовика XIV до Людовика XVI. Дворец стоит сегодня как символ великой власти, вдохновляющей королевской власти, и практически безграничного потенциала декадентской архитектуры.
Архитектура барокко | Real Virtual
Европейская архитектура XVII века, именуемая барокко, характеризуется великолепием, величием и богатством изобретательности, замысла и, как правило, масштабностью. ![]() Архитектура в стиле барокко впервые возникает в Италии, стране, которая славится завидным слиянием сил, веками способствовавших культурному обновлению и переосмыслению. И если Флоренция — идеальный город эпохи Возрождения, то Рим — идеальный город эпохи барокко, в данном случае привилегированный благодаря сближению честолюбивых пап и художника с мировым именем Джанлоренцо Бернини, наследника Браманте, Микеланджело и Рафаэля. | Несмотря на сохраняющееся господство в Италии, падение авторитета папства и престижных итальянских семей в его орбите можно сравнить с подъемом других европейских держав, особенно королей Франции и процветающей французской аристократии. В Италии церковная архитектура была в центре стилистической эволюции 17 века, но во Франции на первый план выходят светская архитектура и городское планирование. В 1657 году Николя Фуке, суринтендант финансов, поручил Луи Лево построить величественный замок в Во-ле-Виконт, который вместе с регулярными садами, разбитыми Ле Нотром, представляет собой величайший образец французской жилой архитектуры, за исключением дворца в Версале. Французская церковная архитектура достигает своего апогея в Ж.Х. Мансартовская церковь Дома Инвалидов, начатая в 1679 г.под покровительством Людовика XIV. От классической строгости фасада, завершающейся куполом, вдохновленным собором Святого Петра в Риме, до богатого, но сдержанного интерьера, Дом Инвалидов олицетворяет французскую интерпретацию эстетических принципов эпохи. В эпоху национального прогресса и экспансии Англии было не отстать. Дворец Бленхейм, начатый в 1705 году Джоном Ванбру как резиденция герцога Мальборо, сочетает в себе элементы, узнаваемые по Пьяцца Сан-Пьетро Бернини, Дворцу в Версале и даже | элементы, напоминающие средневековые крепости, отмечены тщательным использованием классического орнамента для создания английской интерпретации внушительной и массивной архитектуры барокко. В церковной архитектуре Кристофер Рен привнес в собор Святого Павла полностью континентальный дизайн, перестроенный после разрушительного пожара 1666 года, уничтожившего большую часть средневекового и ренессансного Лондона. Но английские церковные постройки 17 и 18 веков изобрели новые решения, основанные на местных религиозных церемониях и новой эстетике. |