Церковь святой Екатерины на Васильевском, краткая история, фотографии, где находится, как добраться
Традиционная для архитектуры Санкт-Петербурга церковь находится на половине пути от Среднего проспекта Васильевского острова к Тучкову мосту.
Долгое время она стояла в запустении, но недавно на нее одели леса и реставрационные работы начались полным ходом.
В 1755 году, Екатерининскую церковь на Кадетской линии (переименованая Съездовская линия) Васильевского острова, причислили к оспенным.
Это означало, что посещать ее могли только прихожане, больные оспой, либо корью. Зараженные могли общаться только со служителями оспенных церквей. Те, в свою очередь, не имели права входить в дома, где не было заболевших этими страшными болезнями.
В 1809 году, в Рождество, Екатерининская церковь сгорела дотла. Чудесным образом уцелела только икона Святой Великомученицы Екатерины. От всего остального осталось только несколько пудов железа, которое продали за 4 рубля 50 копеек.
Объявили сбор денег и начались работы по восстановлению. Проект нового здания был разработан Михайловым, одним из создателей Исаакиевского собора.
За дело взялись 14 мая 1811 года, но с началом отечественной войны 1812 года, очень сильно сократилось число пожертвований и работы пришлось прекратить. Вскоре строительство продолжили, но велось оно очень медленно и закончилось лишь в 1823 году. Тогда же, в конце ноября, новый храм был освящен во имя Святой Великомученицы Екатерины.
Рядом устроили деревянную звонницу, состоящую из четырех столбов и перекладин, на которых размещались колокола. К 1863 году на ее месте возвели колокольню.
Само здание было выстроено из обожженного кирпича на гранитном фундаменте, и венчалось одним куполом, покрытом белым листовым железом. Наверху стоял деревянный, обитый свинцом, Ангел, который держал в руках медный золоченый крест.
Западный фасад украсили восемь кирпичных колонн.
Первоначально, предполагалось, что они будут гранитными. Но средств на них не хватило.
Позже, между колоннами устроили стеклянную галерею, из которой внутрь вели три входа.
В 1876 году при храме было открыто Приходское Благотворительное общество и устроена богадельня – приют на 19 человек.
В 1906 году на пожертвования Общество смогло приобрести участок земли и построить на нем дом. Один из этажей отдали под богадельню.
После революции храм был закрыт и разграблен, а его настоятель отправлен в лагерь.
Между различными организациями города началась борьба за здание бывшей церкви. Наконец, победил Гидрологический институт. Теперь сюда заехали лаборатории.
Ангела на куполе изуродовали, вырвав крест из его рук.
Позднее очередным квартирантом стал Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт. Для нужд лаборатории надстроили четвертый этаж.
Во время Великой Отечественной войны снарядом была разрушена часовня, но церковь осталась цела.
В 1996 году здание было возвращено Православной епархии. О том, что здесь когда-то была церковь, говорила только великолепная акустика, позволяющая услышать голос чтеца из любого уголка.
Уже к декабрю 1996 года, небольшая часть была отреставрирована, что позволило начать регулярные богослужения.
В 2000 году был поднят крест. Ангел был скреплен скобами и обвит тросами. В мае 2003 года начались масштабные работы по подготовке к реставрации.
Храм Святой Великомученицы Екатерины был признан объектом федерального значения и на его восстановление Правительством были выделены значительные средства. Очистка от мусора, разборка лабораторных конструкций и подготовка к реставрации проводилась силами самих прихожан с помощью рабочих и специалистов.
В настоящий момент церковь находится в начальной стадии реставрационных работ и мало интересна для туристов.
Вряд ли что-то изменится и со временем, хотя внешне она выглядит красиво, но внутренние помещения сильно пострадали и шансов восстановить их исторический облик нет никаких.
Адрес:
Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 27-а
Официальный сайт
- cerkovekaterina.ru
Как добраться:
Из метро Василеостровкая по Среднему проспекту пойти направо, в сторону Стрелки В.О. В конце проспект упрется в Кадетскую линию, на которой повернуть налево.
Церковь Святой Великомученицы Екатерины – Прогулки по Петербургу
Церковь святой великомученицы Екатерины
На этом участке квартала между Кадетской линией и Тучковым переулком с 1740-х годов находилась деревянная Троицкая церковь Кабардинского полка. Позже здесь квартировались Астраханский драгунский и Кексгольмский полки. Для них на месте Троицкой церкви возвели Никольский храм, также деревянный. Особо почитаемой иконой этого храма у солдат и офицеров была икона Святой Екатерины. Церковь стали часто называть именно этим именем.
В 1773 году церковь переосвятили в честь Святой Екатерины. Она стала принадлежать Кексгольмскому полку. При императрице Екатерине II храм считался “оспенным”, то есть здесь молились только больные оспой. Здоровые люди старались обходить храм стороной, он опустел.
В 1809 году церковь Святой Великомученицы Екатерины сгорела. Погибла вся церковная утварь, но икону Святой Екатерины удалось спасти. По городу поползли слухи: пожар был не случаен, таким образом очистилось место.
Прихожане начали собирать деньги на новый храм. В 1811 году архитектором А. А. Михайловым 2-м был составлен проект каменного церковного здания. В этом же году 26 сентября оно было заложено. Строительство велось купцами И. Водовозовым, П. Ноговиковым и Д. Голубиным [1, с. 207]. Семье последнего принадлежали соседние дома №27 и 29 по Кадетской линии, которыми до Голубиных владели Ноговиковы. Эти здания составляют с церковью единый архитектурный ансамбль. Освящение храма состоялось 24 ноября 1823 года.
Это здание стало самой заметной работой архитектора Андрея Алексеевича Михайлова 2-го. Оно выделяется среди других построек Васильевского острова, купол церкви виден далеко за его пределами. Купол был украшен деревянной покрытой свинцом фигурой ангела с крестом. Со стороны Кадетской линии находился главный вход в церковь. Он был отмечен восьмиколонным портиком.
Закладка колокольни состоялась в 1861 году. При её сооружении был разобран находящийся здесь портик. Проект колокольни составили архитекторы Л. Л. Бонштедт и В. А. Болотов. Возведение колокольни было завершено в 1863 году. В процессе строительства по стенам пошли трещины, проект был переработан. При этом были спроектированы часовня, сторожка, трапезная и ограда с воротами. Они были построены архитектором Ф. И. Нестеровым за следующие четыре года [Там же]. Высота колокольни церкви Святой Великомученицы Екатерины составила 58 метров, она стала самым высоким архитектурным сооружением на Васильевском острове.
Центральный иконостас церкви Святой Великомученицы Екатерины выполнен по проекту А. А. Михайлова 2-го. Для него писали иконы К. Брюллов, Г. Угрюмов, Ф. Брюлло. Скульптурное убранство создавал В. Демут-Малиновский.
Церковь Святой Великомученицы Екатерины занимала важную роль в жизни василеостровцев. Основными прихожанами церкви Святой Великомученицы Екатерины были рабочие биржи и порта, располагавшийся рядом – на набережной Макарова у стрелки Васильевского острова. Её посещали купцы, торговые служащие, учёные, художники, чиновники, военные, ремесленники. В 1873 году здесь состоялось венчание адъюнкта Горного института А. П. Карпинского, будущего известного геолога и президента Академии наук СССР, с дочерью профессора Академии художеств Александрой Брусницыной [1, с. 208].
После 1917 года церковь была занята общиной одной из ветвей православного христианства – раскольниками-обновленцами. В 1936 году она была закрыта. Её здание заняли склады и производственные помещения завода “Станкоприбор”.
Деревянный ангел на куполе церкви в советское время обветшал и лишился своего креста. Фигура без креста среди петербуржцев стала именоваться “пионером”, за продолжающую взмывать вверх руку. Она была выкрашена в чёрный цвет, отчего её стали также называть “чёрным ангелом”.
В марте 1996 года часть здания была возвращена церкви. В декабре 2000 года на купол храма установили позолоченный крест.
Поделиться
Источники
1 Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д.: «Дома и люди Васильевского острова». Издательство «Центрполиграф», 2007 – 735 стр.
2 Жигало М. В., Тукиянен И. А.: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 – 285 стр.
Приходы – Подворье Св. Великомученицы Екатерины
Епархия: Ставропигиальные учреждения
Благочиние: Ставропигиальные часовни
Адрес
Большая Ордынка 60/2
Москва, 119017
Почтовый адрес:
119017, Москва
Большая Ордынка 60/2
Электронная почта:
Сайт: ocapodvorie.ru
офис: +7 926 252 7303
Контакты прихода
В. Преподобный Даниил Андреюк
Декан и представитель
.(JavaScript должен быть включен для просмотра этого адреса электронной почты)
Как проехать
Общий адрес
Проезд на станцию. Метро «Добрынинская», затем перейти на подземный переход Садового кольца и дойти до ул. Б. Ордынка, направо, к левому храму.
Расписание богослужений
17:00 Всенощное бдение.
Суббота, вечер
9:00 Божественная литургия.
Воскресенье, утро
Чтобы узнать о других временах службы, посетите веб-сайт Святой Екатерины.
История прихода
Замоскворечье («территория-за-Москвой-рекой») олицетворяет собой православную Москву, российскую столицу, прославившуюся до революции 1917 года своими «сорока сорока» церквями. Тихие дворики и барские дома XIX века, изредка прерываемые характерными луковичными куполами русских православных храмов, более, чем где бы то ни было в Москве, передают атмосферу патриархального быта, Москвы ее священников, колоколов, зовущих верующих. к вечерне или Божественной литургии, запаху ладана и звонкому пению старославянского.
Названия церквей указывают на купеческие гильдии, которые покровительствовали сначала их строительству, а затем содержанию: Воскресенская церковь бочковых мастеров, Никольская церковь кузнецов, Воскресенская церковь монетных чеканщиков… Если пройти пешком к югу от Кремля по важнейшему проспекту Замоскворечья, улице Большой Ордынке (до XVI в. шоссе на татарскую «Орду» или золотоордынскую ставку) встретишь один такой храм, не доезжая до конца улицы, церковь св. Екатерины» на Всполье», построенный в середине XVIII в. на территории краевой косметической гильдии.
Слобода торговцев косметикой была основана в XVI веке по приказу царицы Анастасии Романовны, а примыкающая к ней церковь во имя святой Екатерины была построена по приказу царицы Ирины Федоровны. Летописец XVII века сообщает нам, что в 1612 году, в Смутное время, когда русской династии угрожали польские и литовские авантюристы, это место стало полем битвы между русскими воинами и литовским гетманом Яном Карлом Хоткевичем. Потерпев однажды поражение от русских, грозный гетман зарылся со своими войсками в укрепление на территории Екатерининской волости. Во второй половине дня 24 августа 1612 г. русские атаковали и прогнали захватчиков: «кровопролитие было великое и страшное, — пишет современник-очевидец, — и от стыда неприятель бежал всю дорогу обратно в Литву».
Первоначальная церковь, которая была сделана из дерева и, возможно, пострадала во время битвы, позже имела придел, посвященный Святому Николаю, датируемый 1636 годом. К 1657 году церковь указана как каменная с дополнительным приделом. посвященный святому Феодору Стратилату (известен с 1625 г., позднее разобран). В 1696 г. церковь подверглась обновлению и храму был подарен новый антиминс (прямоугольное полотнище, на котором совершается Божественная литургия с изображением Христа во гробе и с вшитыми в него мощами святых).
В восемнадцатом веке приходская церковь св. Екатерины претерпела серьезные изменения и реконструкцию. Стиль больше не был похож на средневековые луковичные купола и сложные восточные низкие фронтоны. Нынче в архитектуре, унаследованной от вестернизации, которой царь Петр Великий подверг свою огромную империю, были европейское барокко и рококо, павильонные сады и аристократическая элегантность. Эту традицию продолжила императрица Екатерина II Великая, которая, хотя и была немкой по национальности, вышла замуж за представителя русской династии, приняла православную веру и унаследовала престол в 1762 году после дворцовых интриг. Екатерина никогда не высоко ценила Москву, осуждая ее как «место лени… полное символов фанатизма, церквей, чудотворных икон, попов и монастырей, соседствующих с ворами и разбойниками». Она посещала этот (по ее мнению) полуазиатский город всего несколько раз за свою жизнь, предпочитая яркую придворную жизнь северной столицы Санкт-Петербурга. Тем не менее, ее правление оставило свой след в городе, не в последнюю очередь благодаря новой церкви, посвященной ее святой покровительнице Екатерине Синайской и выполненной ее любимым архитектором Карлом Бланком.
В настоящее время приход св. Екатерины состоит из двух церквей, старшей летней («холодной», потому что в ней нет отопления) церкви в честь самой святой, и зимней («теплой», потому что в ней есть отопление) церковь, датируемая серединой девятнадцатого века. Строительство летней церкви по заказу императрицы и на средства государственной казны началось 25 мая 1766 г. и освящено 28 сентября 1767 г. В церкви сочетаются московское барокко с элементами рококо. Величественный барочный иконостас с серебряными Царскими вратами весом около 130 килограммов был возведен мастером по фамилии Блохин, жившим в окрестностях храма. Иконы в иконостасе написаны в несколько более позднее время художниками Д.Г. Левицкого и В.И. Василевский. Фрески, как и иконы, написаны Левицким в натуралистическом стиле, выдающем преобладающее западное влияние на русское церковное искусство. Позже Левицкий получил известность как художник, написавший фрески для первоначального Храма Христа Спасителя, монументального сооружения, построенного в память о поражении Наполеона в 1812 году и главного храма России. Некоторые работы Левицкого были обнаружены под более поздним слоем фресок, и их можно увидеть в северном трансепте церкви. Большая ротонда, чисто европейского происхождения, но увенчанная традиционным русским луковичным куполом и крестом, доминирует над внешним видом церкви. На внутренних стенах купола можно увидеть фрески девятнадцатого века, изображающие Сретение Господне в Храме. У западного входа церкви над архитектурным комплексом возвышалась звонница, возвышавшаяся над горизонтом Замоскворечья.
Особый интерес представляют наружные металлические ограждения территории храма, поставленные здесь под наблюдением Бланка в 1769 году. Эти богато украшенные ограждения являются уникальным образцом московской металлообработки XVIII века и разбиты каменными колоннами, увенчанными императорской государственный символ России, заимствованный из Византии, двуглавый орел. Двуглавые орлы также венчали главные металлические ворота церкви, но были сняты в 1920-х годах. До их установки у Екатерининского собора ограда ограждала Соборную площадь в Московском Кремле между Михаило-Архангельским собором и Патриаршим дворцом. Они были выкованы в царствование Петра I по проекту Х. Конрада, а затем перенесены в Екатерининский собор по приказу императрицы Екатерины, что делает их древнейшим из сохранившихся сооружений современного архитектурного ансамбля. Перила и колонны придают церкви вид элегантности, обеспечиваемой тогдашней имперской склонностью к подражанию английским павильонам, паркам и садам.
№В 1870-1872 гг. была устроена зимняя церковь с тремя престолами: главным в образ Спаса Нерукотворного (освящен 21 ноября 1872 г.) и двумя боковыми во имя святителя Николая Чудотворца. (освящен 24 ноября того же года) и св. Александра Невского (освящен 10 ноября того же года). Более поздняя церковь была выполнена по проекту архитектора П.П. Петрова, хотя в некоторых документах архитектором указан некто Д. Н. Чичагов. Колокольня также была расширена в этот период. Хотя в ней было мало утонченных черт ранней летней церкви, архитектор сознательно построил новую церковь в гармонии со стилем старой. В 1879 г.приход поручил архитектору Г. Иваницкому построить в юго-западной части своей территории двухэтажный дом престарелых для вдов статских советников взамен более раннего деревянного дома престарелых, построенного в 1750-х гг. В северо-западном углу церкви также был построен дом священника.
На рубеже веков Свято-Екатерининская церковь была одним из богатейших приходов в округе, с постройками вдоль Большой Ордынки и многочисленным приходским духовенством. Среди ее прихожан был русский богослов, философ, поэт и духовный деятель славянофильского движения Алексей Хомяков, крещенный здесь в 1804 году и родившийся в соседнем с приходом доме (сейчас на этом месте стоит посольство Израиля). В настоящее время это единственный в Москве приходской храм в честь великомученицы Екатерины и один из немногих русских православных храмов, посвященных святым женщинам. Существование храма до его закрытия в советский период увенчалось пастырскими посещениями и совершением Божественной литургии в Екатерининский день (24 ноября по старому стилю, 7 декабря по новому стилю) недавно избранным Патриархом Тихоном (Белавиным), канонизированным святитель Русской Православной Церкви в 1989, факт, который приобретет провиденциальное значение, когда церковь вновь откроется для богослужений после краха коммунистического режима в 1990-х годах.
Когда большевики захватили власть в России в 1917 году, церковь была главным объектом их ненависти. Страдания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви в эти годы воинствующего безбожия, не имели себе равных в истории. Епископы, священники и простые верующие, остатки старой «реакционной» имперской России, были объявлены большевиками врагами народа и расстреляны десятками тысяч. Были осквернены и взорваны церковные здания (в том числе упомянутый выше Храм Христа Спасителя), разграблены и уничтожены иконы, беспощадно расхищено церковное имущество. Церковь Святой Екатерины не избежала коммунистического террора. Можно предположить, что вместе с большей частью приходского духовенства в Москве священники св. Екатерины были судимы псевдолегальной комиссией ЧК и казнены без суда и следствия. Советские записи показывают, что 6 апреля 19Из церкви изъято 72 золотых и серебряных предмета весом около 200 килограммов. В 1931 году храм был полностью закрыт, а все иконы украдены, кроме престольной иконы святой Екатерины, которая была перенесена в соседний Воскресенский храм монетных чеканщиков. Когда эта церковь была закрыта, икона была перенесена в церковь св. Флора и Лавра, расположенные примерно в десяти минутах ходьбы от собора Святой Екатерины. Судьба иконы стала неизвестной после закрытия этой церкви. Колокольня собора Святой Екатерины была разобрана в 1931, а две оскверненные церкви использовались в богохульных целях.
После закрытия церковь использовалась под контору института машиностроения и до 1970-х годов использовалась как жилое помещение. Летняя церковь была разделена на три этажа коммунальными квартирами. После того, как церковь была вновь открыта для богослужений в 1994 году, люди нередко заходили и говорили, что раньше жили в церкви, часто указывая в окно на свою старую комнату. Действительно, один священник, проходивший мимо, зашел сказать, что он действительно там родился! В начале 19В 80-е годы храмовые постройки были переданы Государственному реставрационному центру имени Игоря Грабаря, который начал реставрацию храма – на вершине храма вновь появилась зеленая луковица с золотым крестом, а жилые помещения были вырваны, а часть фресок на стены были открыты.
Крах советского режима и конец коммунизма в России в начале 1990-х резко изменили судьбу Русской Православной Церкви. Церковь теперь была свободна требовать обратно свое утраченное имущество, и, естественно, церковь Святой Екатерины была одним из сотен мест отправления культа, официально возвращенных Русской Православной Церкви. Крах коммунизма принес Церкви наряду с другими свободами и не в последнюю очередь возможность установить более тесные связи с сестринскими Поместными Православными Церквами. Это было в 1992 о том, что первый представитель Православной Церкви в Америке (ПЦА) протоиерей Даниил Губиак прибыл в Москву для создания подворья (обычно обозначаемого греческим словом «метахион») Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Православие пришло на американский континент в 1794 году благодаря усилиям русских миссионеров на Аляске. Отрезанные от Матери-Церкви после революции 1917 года, православные Америки разделились по этническому признаку, при этом Русская Православная Церковь в Америке не имела подлинных контактов со своими братьями и сестрами в Советской России. Контакты были возобновлены в 1960-х годов и вылилось в дарование Томоса об автокефалии молодой Православной церкви в Америке в 1970 году. реализовать этот этап в росте ОСА.
Службы ПЦА первоначально проводились на английском языке в колокольне храма св. Симеона Столпника в Даниловом монастыре, пока ПЦА не смогла использовать подходящую церковь в России. Жребий выпал на церковь Святой Екатерины в Полях из-за ее центрального расположения и размеров. В День Святой Екатерины 1994 первый за более чем шестьдесят лет молебен в храме совершили совместно Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтона и митрополита всей Америки и Канады. о. Даниэль Хубиак был назначен настоятелем недавно возвращенной церкви.
Среди богомольцев по этому радостному случаю был Михаил Владимирович Пржевальский, внук известного русского мореплавателя. Г-н Пржевальский, ныне покойный, поделился с молодым поколением новых прихожан своими воспоминаниями о том, как он был прислужником в соборе св. Екатерины до его закрытия коммунистами. Наиболее яркими его воспоминаниями являются посещения прихода Святейшим Патриархом Тихоном, который до этого провел десять лет своей архиерейской карьеры на посту главы Русской Православной Церкви в США. Именно святитель Тихон благословил первые переводы богослужения с церковнославянского языка на английский язык и именно святитель Тихон впервые рассмотрел возможность автокефальной Американской Церкви. И вот настала очередь живого очевидца рассказать, как этот святой епископ проповедовал слово Божие в церкви, которая спустя семьдесят лет стала представлять интересы православных американцев в Москве.
Миссия ПЦА – служить англоязычным православным христианам в Москве. Среди постоянных прихожан были американцы, англичане, австралийцы, голландцы и бельгийцы, а также православные христиане из условно более традиционных православных стран, таких как Греция, Сербия и Румыния. Растущее сообщество, конечно же, в подавляющем большинстве состоит из русских всех возрастов и профессий. Представительство ПЦА в Москве дает им уникальное окно в мир православных, средство познания истины православного изречения о том, что вера, а не национальность, объединяет людей. Свято-Екатерининская церковь ПЦА стала в Москве олицетворением единства и всеобщности Святой Православной веры.
великомученица екатерина, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения великомученица екатерина
великомученица екатерина, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения великомученица екатерина| Depositphotos Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты Инструменты ПредприятиеЦены ФотоВойтиРегистрация
Краснодар, Россия – 06 апреля 2018 г.: Колокол Святой Екатерины в Центральном районе Краснодара. Памятник святой великомученице Екатерине у Царских ворот Краснодар, Россия – 30 августа 2017 г.: Памятник святой великомученице Екатерине крупным планом. Памятник покровительнице Краснодара на центральной аллее города. Краснодар, Россия – 06 апреля 2018 г.: Колокол Святой Екатерины в Центральном районе Краснодара. Памятник святой великомученице Екатерине у Царских воротКраснодар, Россия – 10 апреля 2019 г.: Колокол Святой Екатерины в Центральном районе Краснодара. Памятник святой великомученице Екатерине у Царских воротКраснодар, Россия – 27 августа 2020 г.: Александровский бульвар. Памятник святой великомученице Екатерине с фонтаном. Триумфальная арка. Вид с воздуха, Вид с воздухаХрам Великомученицы Екатерины Екатерининского женского монастыря в Твери, РоссияТверь. Церковь великомученицы Екатерины Екатерининского монастыря. Вид с реки. Красивые облака в небе. Церковь Рождества Христова. Церковь Святой Екатерины. Покровительница философии и юриспруденции. Вифлеем, Палестина. Вид с набережной церкви Святой Екатерины ВеликомученицыКРАСНОДАР, РОССИЯ – 29 ИЮЛЯ, 2016 г.: Памятник Святой Екатерине, КраснодарКРАСНОДАР, РОССИЯ – 29 июля 2016 г.: Памятник Святой Екатерине, КраснодарСанкт-Петербург, Россия – 18 ноября 2019 г.: Церковь Святой Екатерины Великомученицы Тверь, Россия – 07 мая 2017 г. . Слово Тверь на пирсе у речного вокзала Тверь, Россия – 07 мая 2017 года. Прогулочные суда и теплоходы на причале речного вокзала Тверь, Россия – 07 мая 2017 года.