Cad система: система – система автоматизированного проектирования, иначе САПР.

Содержание

Российская система управления проектными данными Vitro-CAD

Distek — Официальный дистрибьютор Vitro-CAD

сертификат

единая среда для организации инженерного документооборота и управления данными на сервере заказчика для проектных институтов, застройщиков и строительных компаний

входит в Российский реестр ПО и  Каталог импортозамещения АРПП «Отечественный Софт»

заказать демонстрацию скачать брошюру

хотите сэкономить на IT‑инфраструктуре?

подробнее о vitro‑cad online

облачное решение для организации электронного документооборота и оптимизации работы с BIM‑моделями в браузере

Преимущества продукта

Применение

теперь заказчики, проектные институты и строительные компании могут работать над проектированием и строительством промышленного объекта в единой среде данных Vitro‑CAD

Возможности системы

  1. хранение проектных данных

    • Структурированное хранение проектных данных
    • Управление структурами всех типов данных включая ссылки внутри файлов САПР
    • Поддержка стандартов зонирования по BS1192
    • Автоматическое управление версиями и статусами
    • Обслуживание связей между зонами размещения файлов (пример на схеме)
    • Каталог типовых элементов CDE

    1

  2. взаимодействие участников проекта

    • Управление доступом всех участников проекта
    • Авторизация и разделение прав
    • Совместная работа распределённых команд специалистов
    • Взаимодействие с заказчиками и подрядчиками
    • Система оповещений на электронную почту об изменениях и новых задачах

    2

  3. интеграция с CAD и BIM

    • Встроенная панель инструментов Vitro
    • Учёт специфики конкретных САПР
    • Автоматизированные выгрузки альбомов
    • Интеграция с AutoCAD и nanoCAD, AutoCAD Civil 3D, Autodesk Revit и Navisworks, Топоматик Robur, Компас‑3D

    3

  4. отчёты о работе

    • Отчёты о выполнении проектов
    • Аудит действий пользователей
    • Автоматизированные выгрузки альбомов
    • Отчёты о работе подразделений и сотрудников

    4

Примеры проектов

Компания «ПИК-Проект»

Благодаря Vitro‑CAD был организован электронный архив проектной и рабочей документации. Автоматизированы процессы согласования и подписания документов с помощью ЭЦП внутри СОД.

подробнее

Caspian Engineering & Research

Внедрение электронного документооборота в инжиниринговой компании из нефтегазового сектора Казахстана. Специалисты компании внедрили Vitro‑CAD самостоятельно при консалтинговой поддержке вендора Витро Софт.

подробнее

«Белэнергосетьпроект»

Компания использует СОД Vitro‑CAD для проектирования и строительства электросетевых объектов на территории Республики Беларусь с 2015 года.

подробнее

«Мостинжсервис»

В 2015 года был завершен проект по созданию единой системы управления технической, договорной и канцелярской документацией на базе СОД Vitro‑CAD.

подробнее

Научно-производственное предприятие «Симплекс»

Внедрение документооборота Vitro‑CAD в области проектирования на 80% cнизило время, необходимое на оформление текстовых документов и рабочих чертежей.

подробнее

«Мостинжсервис»

Компания была одной из первых, кто внедрил модуль Vitro Planner для планирования и контроля исполнения проектов. В 2017 году произведены работы по сокращению сроков выпуска ПСД с помощью Vitro‑CAD.

подробнее

«Гипротяжмаш»

В институте по генпроектированию предприятий тяжёлого и транспортного машиностроения АО «Гипротяжмаш» была внедрена система электронного документооборота на базе Vitro-CAD и организовано хранение проектно-сметной документации.

подробнее

«Гипросвязь»

Для оптимизации и стандартизации процессов проектирования была внедрена система технического документооборота Vitro‑CAD. Проект внедрения успешно завершен в 2017 году.

подробнее

Конфигурация

функционал системы Vitro‑CAD можно расширить с помощью дополнительных модулей

  1. VITRO-CAD PRO

    Модуль для просмотра и загрузки файлов через web-браузер и проводник Windows, включает надстройки для CAD‑ и BIM‑систем, а также интеграцию с MS Office. Автоматизирует получение отчетов, работу с замечаниями, выпуск документации и ее подписание с помощью КЭП

    узнать стоимость

  2. Vitro Planner

    Модуль для планивания и контроля изменений при разработке проектной документации, управления план‑графиками работ. Помогает вести учет трудозатрат и организовать переписку по задачам со всеми участниками проекта

    узнать стоимость видео

  3. Vitro Process Manager

    Модуль для управления и организации процессов согласования любой сложности

    узнать стоимость

  4. Vitro QR-coder

    Модуль для создания и установки QR‑кодов на PDF документацию и управления актуальностью QR‑кодов.

    узнать стоимость

  5. Vitro BIM Viewer

    Модуль для просмотра и сравнения версий загруженных в Vitro‑CAD BIM‑моделей (IFC и RVT‑файлов) через web‑браузер

    узнать стоимость

Подойдёт ли вам Vitro‑CAD? Да!

оставьте заявку на демонстрацию и оцените функционал среды общих данных на базе Vitro‑CAD в режиме реального времени

заказать демонстрацию

Лицензирование

  • Постоянная
  • Временная (1 год)
узнать стоимость

Требуется помощь?

возникли сложности с использованием иностранного ПО?

Наши специалисты помогут с подбором замещающего аналога и проведут консультацию в удобном для вас формате

быстрый переход на vitro-cadполучить консультацию

Полезные материалы

скачать все материалы

Вебинары

обучающие вебинары помогут развить компетенции в области организации эффективной среды общих данных на проекте

посмотреть всё

Vitro‑CAD vs BIM 360.

Преимущества перехода #Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

Опыт «Белэнергосетьпроект» по применению Vitro-CAD при проектировании ЛЭП

#Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

Vitro‑CAD – среда общих данных для проектирования промышленных объектов

#Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

Vitro-CAD. Среда общих данных российского производства

#Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

Vitro Planner. Управление задачами при проектировании и строительстве

#Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

Эксплуатационная модель объекта строительства на базе системы Vitro‑CAD

#Запись вебинара смотреть запись

#Запись вебинара

Конкурентные преимущества системы Vitro‑CAD

#Запись вебинара подробнее

#Запись вебинара

о разработчике

ООО «Витро Софт» – российский разработчик решений в области автоматизации систем управления проектными данными

www. vitrocad.ru

Российские разработчики создали полностью независимый программный стек САПР

29 декабря 2022 г.

Новая версия системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D v21 устойчиво работает в операционной системе «Альт Рабочая станция» 10. Совместимость решений обеспечена российским приложением WINE@Etersoft. Импортонезависимый программный стек служит для безопасного применения в промышленности и инженерном образовании. Все три продукта включены в Единый реестр российского ПО.

Совместимость ОС и САПР — результат технологического партнерства трех компаний. По мере выхода новых версий программных продуктов инженеры заново обеспечивают их стабильно воспроизводимую совместную работу. Предыдущая версия КОМПАС-3D также работала с операционными системами «Альт Рабочая станция», «Альт Сервер», «Альт Образование» и «Альт 8СП», поддержку их совместной работы тоже обеспечивал WINE@Etersoft.

В процессе тестирования КОМПАС-3D v21 в ОС «Альт» через приложение WINE@Etersoft проверялись наиболее часто используемые инженерами операции: создание документов и эскизов, создание вспомогательной геометрии, создание сборок, выпуск чертежей и спецификаций, а также использование библиотек стандартных изделий и материалов. В результате система показала полную функциональную работоспособность без изменения показателей производительности.

КОМПАС-3D — отечественная система проектирования, основанная на собственном геометрическом ядре C3D (разработка C3D Labs, дочерней компании АСКОН). Её современная версия обладает развитыми возможностями трехмерного моделирования, включая твердотельное, поверхностное и листовое моделирование, а также поддерживает прямое редактирование геометрии и обмен данными с другими CAD-системами.

«Альт Рабочая станция» — российская операционная система на ядре Linux. В комплект поставки входит большой набор прикладных программ для повседневной работы (редакторы текстов, презентаций, таблиц, графики, аудио и видео, Интернет-браузер, клиент электронной почты и др.). ОС работает на компьютерах с российскими и наиболее популярными импортными процессорами, совместима с широким спектром оборудования. «Альт Рабочая станция» включена в Единый реестр российского ПО.

WINE@Etersoft — программный продукт, обеспечивающий бесшовный запуск и устойчивую работу Windows-приложений в российских операционных системах на ядре Linux.

Продукт основан на коде свободного проекта Wine, доработкой которого компания Etersoft занимается с 2005. WINE@Etersoft включен в Единый реестр российского ПО (№538).

Игорь Волокитин, директор по продукту КОМПАС-3D:
«Подтверждение совместимости КОМПАС-3D и ОС «Альт» — результат успешной кооперации российских разработчиков, а также демонстрация все большего достижения технологической независимости. Мы стремимся не ограничивать пользователя одной системой, тестируем КОМПАС на разных отечественных операционных системах и успешно подтверждаем совместимость через WINE@Etersoft».

Сергей Трандин, генеральный директор «Базальт СПО»:
«Очень важно, что в экосистеме операционных систем «Альт» есть мощный инженерный пакет. В силу сложившихся обстоятельств промышленным предприятиям необходимо перейти на российское программное обеспечение. Программный стек, созданный «Базальт СПО», АСКОН и Etersoft, поможет сделать это быстро и без лишних затрат на интеграцию программных продуктов».

Константин Кондратюк, заместитель директора Etersoft:
В отличие от других решений, WINE@Etersoft не требует модификации запускаемого ПО, добавления слоя совместимости со стороны запускаемого Windows-приложения, отсюда следует, что изменение бинарных интерфейсов низкоуровневых библиотек ОС хоть и может потребовать пересборки нашего ПО, выполняющего роль «прослойки», но никак не отразится на работоспособности Windows-приложения».

«Базальт СПО»

 — разработчик отечественной программной платформы «Альт», включающей линейку операционных систем для рабочих станций, серверов и построения виртуальной инфраструктуры. Развитие платформы ведётся более 20 лет. ОС «Альт» включены в Единый реестр российского ПО и позволяют создавать информационные системы любого масштаба. Наличие собственной независимой инфраструктуры разработки обеспечивает развитие самостоятельных операционных систем, а не клонов зарубежных ОС. Все разработчики «Базальт СПО» являются членами ALT Linux Team. — международной команды разработчиков свободного программного обеспечения.

АСКОН — российский разработчик инженерного программного обеспечения, технологический партнер в создании информационных систем для промышленности и строительства.

Компания разрабатывает продукты и решения для 3D-проектирования, технологической подготовки производства, управления инженерными данными и жизненным циклом изделия, управления нормативно-справочной информацией, информационного моделирования и организации среды общих данных в строительстве. В них заложены собственные оригинальные технологии, в том числе геометрическое ядро — единственное коммерческое в России и одно из трех лидирующих в мире.

На основе собственных разработок АСКОН создает информационные системы масштаба предприятий и корпораций. Офисы компании работают в 30 промышленных центрах России, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.

Etersoft — российский разработчик программных решений на базе Linux и свободных программ для бизнеса, государственных организаций и частных пользователей. Продукты Etersoft призваны устранить препятствия и сложности, которые могут возникнуть при переходе на свободное программное обеспечение, чтобы как можно больше организаций уже сегодня могли успешно работать с российским ПО.

Что такое автоматизированное проектирование (САПР) и почему это важно

Когда большинство людей представляют рабочего-строителя, они видят человека на строительной площадке в каске и защитном жилете. Возможно, этот человек кладет гипсокартон, забивает гвозди, укладывает пол или даже обедает высоко над землей, напоминая культовую фотографию «Обед на вершине небоскреба». Хотя все это составляет часть работы, строительство во многом является технической работой. Так было всегда, но с появлением систем автоматизированного проектирования (САПР) роль технологий в отрасли и их влияние на работу выросли.

История САПР

Истоки САПР восходят к системам начала 1960-х годов Патрика Хэнрэтти и Ивана Сазерленда. Работая в General Electric, Ханратти разработал программу, которую он назвал DAC, первую систему, в которой использовалась интерактивная графика и система программирования с числовым управлением.

Всего два года спустя, в 1963 году, Иван Сазерленд разработал систему, которая «открыла новые горизонты в трехмерном компьютерном моделировании и визуальном моделировании, лежащих в основе САПР». Сазерленд назвал свою программу Sketchpad и объяснил, что она «позволяет дизайнерам использовать световое перо для создания инженерных чертежей непосредственно на ЭЛТ».

В 1971 году Ханратти разработал программу под названием ADAM. Он был описан как «первая коммерчески доступная интегрированная система интерактивного графического дизайна, черчения и производства». Примерно 9 из 10 программ САПР берут свое начало в ADAM.

Компания Hanratty со временем обновила ADAM, позволив ему работать на 16-разрядных, а затем и на 32-разрядных компьютерах. С изменением названия на AD-2000 и расширением возможностей обработки и наплавки программа становилась все более и более успешной.

 

Назначение САПР 

Используемые инженерами, архитекторами и руководителями строительных работ, САПР во многих местах заменили ручное черчение. Это помогает пользователям создавать проекты как в 2D, так и в 3D, чтобы лучше визуализировать строительство.

CAD позволяет разрабатывать, модифицировать и оптимизировать процесс проектирования.

CAD позволяет разрабатывать, модифицировать и оптимизировать процесс проектирования. Инженеры могут создавать более точные представления и легко модифицировать их для повышения качества проектирования. Программное обеспечение также учитывает, как взаимодействуют различные материалы: это особенно важно, поскольку субподрядчики добавляют в чертежи больше деталей.

Сегодня чертежи/планы можно хранить в облаке. Таким образом, подрядчики получили доступ к чертежам/планам на основе САПР на рабочем месте. Целые команды могут легко проверять изменения плана, включая генерального подрядчика и субподрядчиков. Таким образом, все соответствующие стороны могут осознать возможное влияние изменений на строительство и при необходимости адаптироваться и сообщить об этом.

Эффективное использование всей информации может помочь повысить производительность. САПР позволяет дизайнерам учитывать электричество, водопровод и другие элементы для создания более комплексного проекта. В конечном итоге это приводит к меньшему количеству изменений в работе и меньшему количеству сюрпризов во время строительства.

САПР на практике

Эрик Силвик — старший инженер по виртуальному строительству в Sundt Construction, генерального подрядчика с полным спектром услуг, которая является одной из крупнейших строительных компаний в США.

Силвик занимается виртуальным строительством и на протяжении всей своей карьеры занимался 3D-моделированием для строительства. В своей роли в Sundt Construction он поддерживает людей в строительном бизнесе, определяя, как технологии могут обеспечить предсказуемость, скорость и качество в их работе. Он также гарантирует, что технология работает правильно.

Силвик начал использовать САПР еще во времена учебы в Университете штата Аризона, где он специализировался в области дизайна. «Это был первый инструмент, который я использовал при создании 3D-последовательностей и анимации, — сказал он.

Возможность визуализировать что-либо в 3D дает команде дизайнеров и строителей представление о том, как должен выглядеть готовый проект.

– Эрик Силвик, старший инженер по виртуальному строительству, Sundt Construction

Сегодня Силвик регулярно использует «множество различных инструментов, связанных с САПР». С их помощью он может разработать точные модели того, что еще предстоит разработать. Он разрабатывает способы передачи файлов между ключевыми игроками и создает окончательный проектный замысел.

«Возможность визуализировать что-то в 3D дает команде дизайнеров и строителей представление о том, как должен выглядеть готовый проект», — сказал Силвик.

Когда Силвик работал в транспортной группе Сундта, он использовал данные САПР для определения высоты дорог, мостов и других поверхностей. Команда подключила CAD к оборудованию в полевых условиях, чтобы убедиться, что оборудование выполняет задачи в соответствии со спецификациями.

«Традиционно это было трудоемко, но теперь [CAD] полностью меняет процесс. Это экономит время; это повышает безопасность и снижает затраты».

Популярные программы САПР в строительстве

CAD Civil 3D

CAD Civil 3D используется для планирования, проектирования и управления проектами гражданского строительства. Проекты можно разделить на «три основные категории проектов землеустройства, водоснабжения и транспорта; и может включать в себя развитие строительной площадки, дорожное строительство, развитие рек, строительство портов, каналов, дамб, насыпей и многое другое. … [Он] используется для создания трехмерных (3D) моделей земли, воды или транспортных объектов при сохранении динамических отношений с исходными данными, такими как объекты профилирования, структурные линии, контуры и коридоры».

CAD Plant 3D

CAD Plant 3D предлагает современные решения 3D-проектирования для проектировщиков и инженеров. Программа помогает упростить моделирование компонентов установки, включая трубопроводы и опорные конструкции. Программное обеспечение предлагает ряд инструментов для решения типичных задач проектирования предприятий и процессов, таких как стандартизация и настройка деталей для конкретного проекта. Это также повышает точность, а также повышает производительность проектирования и проектирования, поскольку при построении модели решаются типичные проблемы.

CATIA

CATIA — это облачное программное обеспечение для проектирования, используемое для физического моделирования и используемое во многих отраслях. В строительстве облегчает проектирование зданий. Программное обеспечение также считается первоклассным инструментом для обработки поверхности (разработки формы объекта). Более того, CATIA поддерживает несколько этапов проектирования продукта и помогает при проектировании различных систем, таких как электронные системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

SkyCiv Structural 3D

SkyCiv Structural 3D — это облачная программа для проектирования конструкций, предназначенная для инженеров-строителей и инженеров-строителей. Полностью онлайн программа позволяет пользователям моделировать, анализировать и проектировать широкий спектр структур. Инженеры могут анализировать множество проблем, таких как изгиб, напряжение и коробление. Благодаря функциональности модели интеллектуального ремонта программа помогает пользователям выявлять и устранять проблемы.

SolidWorks Premium

SolidWorks Premium, работающая в Microsoft Windows, обладает мощными возможностями трехмерного проектирования. Хотя его можно использовать для создания 2D-проектов, инструменты, связанные с 3D, делают его таким ценным для инженеров-механиков и дизайнеров. SolidWorks «интегрирует мощные инструменты проектирования, в том числе лучшие в отрасли возможности создания деталей, сборок и чертежей со встроенными функциями моделирования, рендеринга, анимации, управления данными об изделии и оценки стоимости». Программа позволяет пользователям создавать 3D-модель из 2D-плоскости и наоборот.

Первая коммерческая CAD-система

Примечание автора: после получения степени магистра гражданского строительства в Массачусетском технологическом институте я был принят на работу в Charles W. Adams Associates и работал ведущим программистом над системой, описанной в этой главе, с июня 1961 г. Март 1962 г. После двух лет службы в армии США я вернулся в компанию и до июля 1969 г. участвовал в ряде других проектов, связанных с графикой.60 в применении компьютеров к задачам инженерного проектирования, эта работа мало связана с интерактивной графикой. Те исследовательские работы, которые велись, не велись с намерением производить коммерческие системы. Корни современной технологии САПР восходят к 1950-м годам и проекту SAGE ВВС США, описанному в главе 3. Система SAGE, разработанная Линкольнской лабораторией Массачусетского технологического института, породила несколько важных технологий, включая высокопроизводительные компьютеры, большие запоминающие устройства на магнитных сердечниках и интерактивную компьютерную графику. .

SAGE использовала ЭЛТ-дисплеи для отображения обработанных компьютером данных радара и другой информации, такой как расположение оборонительного вооружения. Используя световое орудие, оператор мог определить конкретную угрозу, а затем выбрать защитное оружие, такое как самолет-перехватчик или ракету, для назначения этой угрозе. В результате SAGE не только создала эффективную систему защиты, но и породила новое поколение технологических предприятий.

Кен Олсен, один из ключевых руководителей программы SAGE, уволился с работы в Lincoln Lab, чтобы основать Digital Equipment Corporation, Норм Тейлор перешел на работу в качестве старшего руководителя в Itek Corporation, производителя высококачественного оптического оборудования для оборонного предприятия, расположенного в Лексингтоне. , Массачусетс, и Джек Гилмор вместе с Чарльзом Адамсом, еще одним из первых партнеров Whirlwind, основали одну из первых консалтинговых фирм по программному обеспечению, Charles W. Adams Associates, которая располагалась в нескольких милях от Бедфорда. Весной 19 г.Когда мне исполнился 61 год, в моей карьере произошел важный поворот, когда я только что закончил аспирантуру и присоединился к Adams Associates, чтобы работать над тем, что должно было стать первой попыткой компьютерной индустрии создать коммерческую CAD-систему.

Большинство историй индустрии САПР приписывают Ивану Сазерленду разработку первой интерактивной графической системы для инженерного проектирования и черчения. Его проект, который также начался в 1961 году, назывался SKETCHPAD и стал предметом его докторской диссертации. диссертацию в Массачусетском технологическом институте (см. главы 3 и 4). Сазерленд использовал компьютер TX-2 в лаборатории Линкольна, огромную машину, которая была одной из самых быстрых систем, существовавших на тот момент. В то время как Тим Джонсон расширил работу Сазерленда по созданию трехмерных моделей данных и графических изображений, работа в Lincoln Lab никогда не предназначалась для коммерческого продукта. В 1968, однако несколько человек, работавших над последующими графическими проектами TX-2, покинули лабораторию, чтобы запустить Applicon, как обсуждалось в главе 7. система для инженерного проектирования Тейлору. Впоследствии в августе 1960 года Тейлор убедил руководство Itek профинансировать разработку интерактивной графической системы, аргументируя это тем, что ее можно использовать для помощи инженерам компании в разработке оптических систем и, в конечном итоге, это может привести к созданию коммерческого продукта, который будет продаваться другим компаниям за бесценок. инженерный проект и чертеж. Позже проект был назван Electronic Drawing Machine или EDM. [1]

Компания Olsen Digital Equipment Corporation была выбрана для поставки компьютерной системы Digital PDP-1, которая недавно была представлена ​​на рынке. Фактически машина, использовавшаяся для прототипа электроэрозионного станка, была всего лишь вторым PDP-1, поставленным коммерческому заказчику. Это была 18-битная машина с четырьмя тысячами слов памяти. У него не было оборудования с плавающей запятой, а ввод / вывод ограничивался перфолентой и пишущей машинкой. Производительность составила около 0,1 MIPS. ПК, который сегодня продается за 500 долларов, вероятно, в 20 000 раз быстрее. Не было операционной системы в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, только несколько служебных программ, которые помогали писать и отлаживать прикладное программное обеспечение.

Дисплеи с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) в начале 1960-х годов были почти всеми устройствами с обновлением штрихов. Изображение сохранялось в памяти в виде серии отрезков и управляющих кодов. Он был нарисован так же, как перьевой плоттер создает рисунок с нарастающими сегментами линий. При включенном луче ЭЛТ линия рисуется от одного координатного местоположения к другому, а затем к другому. Чтобы начать новую линию, луч выключается, перемещается в новую координатную позицию, а затем снова включается. Круги, дуги и буквенно-цифровые символы отображались в виде серии небольших отрезков линии. Этот процесс нужно было повторять 30 или более раз в секунду, чтобы создать изображение без мерцания.

Компания Itek создала специальный графический процессор для создания изображений на 25-дюймовом ЭЛТ, как показано на рис. 6.1. Большая часть работы по проектированию оборудования была выполнена Адамсом, Тейлором и Эрлом Пью, которые также ранее работали в лаборатории Линкольна. Изображение хранилось на периферийных или внешних дорожках производителя больших дисковых запоминающих устройств компанией Telex Corporation из Сент-Пола, Миннесота. Диск имел диаметр 36 дюймов и вращался со скоростью 1800 об/мин, обеспечивая 30 изображений без мерцания в секунду. Помимо использования в качестве памяти для обновления дисплея, на диске Telex хранилось около 500 000 18-битных слов данных.

Данные дисплея были сохранены в виде четырехбитных байтов, которые либо содержали управляющую информацию, такую ​​как «начать новую строку», либо «переключиться на отображение всех следующих элементов жирными линиями». Фактические сегменты линии были сохранены в виде приращений Delta X и Delta Y с максимальной длиной отображения по каждой оси 0,04 дюйма. Это разрешение было достаточно хорошим, чтобы можно было отображать относительно гладкие круги и дуги, а также текст. Устройство имело емкость 20 000 байт данных управления и отображения.

Вторым ключевым компонентом было световое перо, используемое либо для выбора отображаемых элементов, либо для указания местоположения на экране. Световое перо имело небольшой микропереключатель, который при нажатии позволял устройству воспринимать свет. При обнаружении света на компьютер отправлялось прерывание, и этот сигнал можно было использовать для идентификации конкретного отображаемого графического элемента. Дополнительное взаимодействие с оператором осуществлялось через панель из 15 кнопок управления.

Рисунок 6.1 – Конфигурация прототипа EDM

(Слева направо: на заднем плане — вентилятор для охлаждения компьютера, осциллограф Tektronix, компьютер Digital PDP-1, встроенная логика дисплея Itek и дисковод Telex. На переднем плане

— устройство чтения/перфорации бумажной ленты, компьютерная консоль, консоль пишущая машинка, кнопки управления, ЭЛТ-дисплей, световое перо и плоттер CalComp.)

В значительной степени мы все изучали эту новую технологию по ходу дела. Один инцидент был связан с дисководом. Этот блок находился в шкафу из плексигласа. Либо Пью, либо один из его техников однажды прочистили дисковод спиртовым раствором. Мало кто знал, что клей, скрепляющий записывающую головку, растворялся в спирте. Когда диск был перезапущен, мы вскоре увидели облако коричневой пыли в плексигласовом корпусе. Перекодирующая головка развалилась, и ее части разбились о диск и царапнули поверхность. Потребовалось несколько недель, чтобы оправиться от этого фиаско.

Программирование EDM

Компания Itek наняла компанию Adams Associates для разработки программного обеспечения, используемого для управления EDM. Гилмор работал с Тейлором и Олсеном в лаборатории Линкольна и занимался разработкой графики для компьютера Whirlwind Массачусетского технологического института, TX-0 и TX-2, как описано в главе 3. В период с середины 1960 по июнь 1961 года было собрано основное оборудование, сначала на предприятии Digital в Мейнарде, а затем в ITEK.

В июне того года, когда я присоединился к Adams Associates, программированием практически не занимались. Хотя Гилмор, Адамс и Тейлор составили общую структуру программного обеспечения, они еще не приступили к написанию кода, за исключением тестирования некоторых аппаратных средств. У них обоих были другие обязанности в Adams Associates и Itek, а мне поручили ежедневно управлять разработкой программного обеспечения. Аппаратное обеспечение все еще проверялось, и программное обеспечение EDM требовалось для подтверждения того, что аппаратное обеспечение, особенно специально разработанный процессор дисплея, работает правильно.

Как упоминалось ранее, PDP-1 поставлялся без операционной системы. По сути, мы создали исполнительную процедуру для конкретного приложения, которая обрабатывала системные функции, включая управление прерываниями, которые сегодня обрабатываются такими операционными системами, как UNIX и Windows. Нам также пришлось запрограммировать множество основных графических процедур, включая обрезку изображений, чтобы они соответствовали области отображения, и отображение основных геометрических объектов. На самом деле нам даже приходилось программировать собственные тригонометрические функции, а также многие инструменты, необходимые для отладки наших программ. Под руководством Гилмора была реализована очень систематическая методология программирования EDM. Это было за несколько лет до того, как в моду вошел термин «структурированное программирование».

Одним из старших инженеров по цифровым технологиям был Бен Герли, который работал с Гилмором в лаборатории Линкольна. Однажды в воскресенье, когда я пытался проверить какое-то новое программное обеспечение, у меня возникли проблемы с устройством чтения бумажной ленты PDP-1. Это было задолго до круглосуточного обслуживания, поэтому я позвонил Гилмору домой. Он позвонил Герли, который приехал в Итек. Не имея при себе никаких инструментов, он умудрился закрепить ридер куском скотча. Остаток дня он работал достаточно хорошо, так что я смог отладить некоторые программы. К сожалению, Герли был убит в 1964 психически больным бывшим техником по имени Дэвид Блюменталь.

Все программирование PDP-1 в этом проекте было выполнено на языке ассемблера – инструкция за инструкцией. Программы были написаны от руки, а затем преобразованы в перфоленту с помощью машины, похожей на пишущую машинку, называемой флексорайтером. Затем эти программы были собраны (преобразованы в машинный язык) с использованием программы сборки, написанной Эдом Фредкиным из Bolt Beranek и Newman, гордыми владельцами единственного другого PDP-1, существовавшего на тот момент. (Впоследствии BBN прославилась тем, что выполнила большую часть программирования для ARPANET, предшественницы современного Интернета.) Отладка выполнялась с использованием комбинации консольных переключателей и консольной пишущей машинки.

Пользовательские интерфейсы были другими

В дополнение к общему управлению усилиями по разработке программного обеспечения я лично запрограммировал начальные исполнительные процедуры и большинство первых функций отображения. Создание геометрии было выполнено доктором Мюрреем Шерри, чей реальный опыт заключался в компьютерном переводе языка, в то время как Гилмор занимался самой сложной частью программного обеспечения — как отслеживать световое перо по пустому дисплею, чтобы указать новое местоположение. Эта последняя задача выполнялась путем отображения на экране небольшого узора из точек. Когда оператор двигал световое перо, компьютер определял, какая комбинация точек распознается, и затем перемещал узор в этом направлении. Этот процесс быстро повторялся до тех пор, пока оператор не отпускал маленький переключатель на световом перо, показывая, что в этой точке должен начаться новый геометрический элемент. Гилмор также разработал и запрограммировал множество других аспектов пользовательского интерфейса.

Одна из исполнительных процедур, за которую я отвечал, определяла, когда световое перо распознает свет, вызванный отображением существующего элемента. Сравнив время обнаружения света с данными на дорожках дисплея большого дисковода, описанного выше, можно было определить конкретный элемент, на который указывал оператор. Процесс должен был быть сделан очень быстро. Просматривая списки программ, которые у меня все еще есть 45 лет спустя, я вижу, где я изо всех сил пытался уменьшить ключевой программный цикл для выполнения этого с пяти инструкций до четырех из-за этих ограничений по времени.

Создание чертежей с помощью EDM

Ввод команд осуществлялся с помощью комбинации кнопок и световых кнопок. Последнее включало отображение узора из точек в нижней части ЭЛТ. Шаблон с отверстиями, соответствующими отображаемым точкам, располагался над этой частью экрана, и функции запускались путем выбора одной из этих точек световым пером. Ранняя версия наложения показана на рис. 6.2. Оператор может использовать этот шаблон для выбора определенных операций, ввода данных, таких как значения координат, выбора типа создаваемого элемента, ввода длины линии или поворота выбранного объекта. По сути, это был фиксированный список пунктов меню, хотя Гилмор и Тейлор предположили, что производственная версия EDM может иметь несколько панелей с боковой подсветкой и разными функциями для каждой панели. Десять лет спустя в ряде систем для выполнения аналогичных задач использовались несколько наложенных меню на планшетах и ​​дигитайзерах.

Рис. 6.2. Наложение меню световой кнопки EDM

Программное обеспечение светового пера иногда действовало неожиданным образом. Перед первой крупной демонстрацией для нескольких старших руководителей Itek мы с Гилмором работали всю ночь, исправляя последние ошибки программного обеспечения. Он говорил, пока я играл в оператора. Наверное, то ли из-за нервозности, то ли из-за недосыпания я начал постукивать световым пером по клавиатуре. Вскоре система перестала выполнять все типы незапрошенных операций, и мы были сбиты с толку, поскольку она работала так хорошо как раз перед тем, как появились посетители.

Оказалось, что каждый раз, когда я постукивал световым пером, он отправлял прерывание на компьютер, который, в свою очередь, пытался интерпретировать это прерывание как запрос на операцию. Программное обеспечение полностью запуталось, и я считаю, что нам пришлось перезагрузить систему, чтобы она работала правильно.

Система EDM позволяла рисовать прямые линии, которые можно было ограничить горизонтальными или вертикальными линиями, или линии можно было вставлять под любым желаемым углом. Углы могут быть определены в числовом виде, или пользователь может выбрать две точки на дисплее для определения угла.

Точки можно установить, введя значения координат, указав местоположение на экране с помощью светового пера или выбрав конец существующей линии. Система также обрабатывала круги, дуги, многоугольники, линии произвольной формы и текст, используя то, что было одной из первых реализаций таблицы сущностей.

Объекты можно перемещать, копировать, вращать или отражать. Изначально ЭДМ был настроен на работу с чертежами размеров А, С и Е с жестким методом отображения одного из четырех квадрантов чертежа. Как кнопки управления, так и макет панели световых кнопок неоднократно менялись во время разработки программного обеспечения EDM, когда мы узнавали, что можно и что нельзя делать.

Осенью 1961 года я присутствовал на первом собрании Общества пользователей компьютеров с цифровым оборудованием (DECUS) в отеле в Лексингтоне, штат Массачусетс. Там было от десятка до 20 человек. Я очень хорошо помню тот день, потому что ураган обрушился на побережье Новой Англии, и ветер ревел весь день, пока мы встречались и обсуждали программирование PDP-1. В конечном итоге DECUS стала одной из крупнейших таких отраслевых групп пользователей, насчитывающей к 1991 году более 100 000 членов. Digital произвела 50 PDP-1, которые были проданы примерно по 120 000 долларов каждая.

Маркетинг EDM

В марте 1962 года я отправился на действительную службу в армию, чтобы выполнить обязательство ROTC, которое больше нельзя было откладывать. Фрэнк Грейторекс присоединился к проекту несколькими месяцами ранее и взял на себя большую часть работы, которую выполнял я. К тому времени мы уже могли создавать, отображать и редактировать простые диаграммы, как показано на рис. 6.3. Двадцать лет спустя Autodesk находился примерно на том же этапе, что и прототип AutoCAD. (См. стр. 63 файла Autodesk .)

Рисунок 6.3 – Ранний чертеж электроэрозионного станка

В начале 1962 года компания Itek начала активно продвигать электроэрозионный станок, а Эд Фитцджеральд возглавил эту работу. Компания подготовила рекламную брошюру для EDM, которая, оглядываясь назад, была чрезмерно оптимистичной в отношении возможностей системы. Однако в одном утверждении четко прогнозируется, к чему может привести эта технология.

«Способность решать ключевые проектные проблемы за часы, а не за дни или недели с помощью коммуникационной сети, с помощью которой можно проводить конференции по проектированию в удаленных друг от друга местах и ​​по окончании которых можно мгновенно предоставлять идентичные чертежи, воплощающие согласованные изменения. по всем пунктам». [2]

Это очень похоже на инструменты для совместного проектирования, которые наконец-то были представлены более 30 лет спустя.

Рыночное позиционирование Itek для EDM заключалось в том, что он преодолел языковой барьер между пользователем и компьютером. По их терминологии, раньше программист должен был свести инженерную задачу к точке, где ее мог решить компьютер. Теперь пользователь мог общаться с компьютером через графический интерфейс без необходимости владеть программированием.

Несколько статей использовали эту аналогию при описании EDM для широкой публики.

Журнал Time процитировал Чарльтона Уокера, ученого из близлежащей Кембриджской исследовательской лаборатории ВВС (AFCRL), заявившего: «Компьютеры не любят иметь дело с людьми… Они просто не понимают наш язык». Далее в статье говорилось: «С помощью фотоэлектрического светового пера оператор электроэрозионного станка может графически формулировать инженерные задачи (вместо этого или сводя их к уравнениям) на консоли, которая выглядит как плоский немерцающий экран телевизора». [3] Статья Time включала фотографию Гилмора, работающего с EDM, на которой четко видна пластиковая накладка, расположенная над контрольными индикаторами, отображаемыми в нижней части экрана. наложение светового пера и кнопки управления [4]

Похожая статья появилась в выпуске The Boston Sunday Herald от 30 декабря 1962 года, в котором также использовалась тема компьютерного языкового барьера Itek. Эта статья была более технической, чем предыдущая Time в том, что в нем достаточно подробно описан метод отслеживания световым пером, реализованный Гилмором. В статье также акцентировалось внимание на сокращении объема бумажной документации.

«Это также сделало возможным сокращение буквально тонн проектных чертежей, которые обычно необходимы для создания оборудования космической эры, до нескольких катушек магнитной ленты, которые делают любой из тысяч отдельных проектов мгновенно доступным. ” [5]

Ясно, что Гилмор, Тейлор и Фицджеральд хорошо понимали, на что способна эта технология. Одна из проблем заключалась в том, что описанная выше система стоила около 500 000 долларов. В 1962 году это были большие деньги.

Itek продает технологию EDM компании Control Data

В конце 1962 года Itek стало ясно, что как военному подрядчику ей будет трудно коммерциализировать EDM. Тейлор заключил сделку с Control Data Corporation о приобретении технологии EDM и связанных с ней патентов у ITEK. [6] До этого компания Itek продала одну систему Уокеру в AFCRL. Эта установка называлась системой DX-1, а программное обеспечение – программой отображения Digigraphics. Общая конфигурация была аналогична прототипу EDM, за исключением того, что диск Telex был заменен памятью на магнитном барабане Bryant. Также были добавлены две ножные педали для дополнительного взаимодействия с оператором. Данные дисплея, хранящиеся на барабане, использовали шестибитные байты по сравнению с четырехбитными байтами, используемыми в прототипе EDM. Это позволило DX-1 отображать примерно 2000 линейных дюймов рисунка по сравнению с примерно 800 дюймами на более раннем EDM.

Программное обеспечение Digigraphics было похоже на то, что было реализовано на EDM, но с некоторыми важными расширениями. В частности, теперь стало намного проще отображать любую выделенную область чертежа в самых разных масштабах. Система DX-1 включала в себя интерфейс для второго компьютера PDP-1 с цветным дисплеем. Руководителем проекта программного обеспечения Digigraphics для Adams Associates был Дэвид Айзенберг, а его цифровым коллегой был Эд ДеКастро, который несколько лет спустя основал Data General.

После того, как CDC приобрела технологию EDM у Itek, она учредила поблизости новую бизнес-структуру под названием CDC Digigraphics Division. Компания Adams Associates была нанята для преобразования программного обеспечения Digital PDP-1 в существенно более мощную компьютерную систему CDC 3200. Одним из ключевых сотрудников CDC, участвовавших в этой деятельности, был Тербер Моффет. Компания разработала собственную рабочую станцию ​​Digigraphics, графическую консоль CDC 274, которая могла отображать 2000 погонных дюймов графики или 1800 текстовых символов.

CDC изо всех сил пытались сделать эту технологию коммерчески жизнеспособной, но это было вином, опередившим свое время. Функциональность была меньше, чем требовалось для выполнения большинства реальных задач проектирования и черчения, а использование графики обновления штрихов привело к тому, что системы были слишком дорогими. Несколько систем были проданы аэрокосмическим компаниям, включая Lockheed и Martin Marietta (впоследствии объединенные в то, что сегодня называется Lockheed Martin).

Компания также получила несколько исследовательских контрактов от ВМС США для решения проблем проектирования подводных лодок, особенно связанных с корабельными трубопроводами. Военно-морской флот хотел иметь возможность разрезать подводную лодку и посмотреть, подходят ли все воздуховоды, трубы и шланги. Одна из проблем с заказчиками из аэрокосмической отрасли заключалась в том, что, хотя CDC все еще пытался усовершенствовать автоматизированное черчение, они хотели сосредоточиться на базовом дизайне.

Некоторые системы также были проданы производителям полупроводников, поскольку они могли работать с простой графикой, которую могли производить системы Digigraphics. Через несколько лет CDC пришел к выводу, что этот бизнес убыточен, и закрыл деятельность Digigraphics. [7]

Возможно, лучшим описанием значения EDM было наблюдение Джека Гилмора в 1990 году: «… я хочу сказать, что нам пришлось ждать почти 15 лет, пока аппаратное обеспечение догонит нас, чтобы мы у нас была приличная рабочая станция, на которую мы могли поместить часть этой крутой графики». [8]

В середине 1960-х годов работа над EDM и Digigraphics привела к тому, что компания Adams Associates (впоследствии известная как Keydata Corporation) была нанята Largo Oil and Transport (дочерняя компания ExxonMobile на Арубе) для внедрения графики. на базе нефтеперерабатывающего завода и системы управления. Оператор может указать световым пером на ряд резервуаров, клапанов, насосов и трубопроводов и указать системе переместить определенное количество материала из одной группы резервуаров в другую группу, используя выбранный маршрут. Я провел большую часть четырех лет, управляя программными аспектами этого проекта, который включал системы отображения, предоставленные Information Displays Incorporated, компанией, исполнительным вице-президентом которой в то время был Карл Маховер.

Джек Гилмор стал президентом Keydata в конце 1960-х годов и несколько лет руководил этой компанией, прежде чем в 1974 году перешел на работу в Digital, где до выхода на пенсию играл важную роль в бизнес-деятельности компании по автоматизации офисов. В конце концов Itek Corporation была продана Litton Industries Incorporated, а затем приобретена Hughes Electronics Corporation в 1997 году. Интересно отметить, что в конце 1960-х годов всего в нескольких милях от того места, где была Digigraphics, были основаны два крупных поставщика САПР, подробно описанные в этой книге. находится – Applicon и Computervision.

[1] Ряд приведенных здесь подробностей взят из стенограммы панельной дискуссии, состоявшейся в корпорации Digital Equipment Corporation 5 июня 1990 г., в которой участвовали Джек Гилмор и Норм Тейлор, а также несколько других лиц, упомянутых в этой главе.

[2] Рекламная брошюра Itek

[3] Преодоление языкового барьера, Time , 2 марта 1962 г., стр. 74

[4] Преодоление языкового барьера, , время , 2 марта 1962 г., стр. 75

[5] Лиланд, Тимоти, «Языковой барьер компьютера преодолен», The Boston Sunday Herald , 30 декабря 1962 г., стр. 46

[6] Тейлор впоследствии работал в CDC в качестве технического помощника Чака Норриса, генерального директора компании, до конца 1960-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *