Большой екатерининский дворец архитектор: Екатерининский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Екатерининский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Архитектура

Архитектурный каталог

Архитектура Ленинградской области

Архитектура Пушкина

г. Пушкин, ул. Садовая, 7

vma.muar.ru

Первый каменный дворец на Сарской мызе (так называлось Царское Село в начале XVIII века) был построен по проекту Иоганна Браунштейна как летняя загородная резиденция Екатерины I. В конце 1742 — начале 1743 года начались масштабные работы по расширению и перестройке дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Работами руководили известнейшие русские зодчие: Михаил Земцов, Андрей Квасов, Савва Чевакинский. С 1748 года строительство дворца возглавил Франческо Бартоломео Растрелли. Работы были завершены в 1756 году.

Дворец поражает своими размерами: длина фасада более трехсот метров. Лазоревые стены в сочетании с белыми колоннами и золочеными украшениями создают приподнятое праздничное настроение, столь соответствующее личности «веселой царицы» Елизаветы. Фасады украшены фигурами атлантов, львиными масками и другими скульптурными изображениями. В комплекс дворца с северной стороны включена придворная церковь, акцентированная пятью миниатюрными главками, которой отвечал купол над парадным крыльцом в южной стороне дворца. Перед фасадом был устроен плац, огражденный флигелями и циркумференциями (полукруглыми служебными корпусами).

С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. Растрелли создал Парадную анфиладу, проходившую по всей длине здания от главной лестницы до придворной церкви. На золочение всех внутренних и внешних украшений ушло около 100 килограммов золота. Подлинной жемчужиной в убранстве дворцовых залов стала знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем и собранная во дворце по приказу Елизаветы Петровны в 1755 году. Среди других интерьеров елизаветинского времени выделялись роскошью Большой зал и дворцовая церковь.

Во 2-й половине XVIII–XIX веках часть залов была перестроена в иных архитектурных стилях, парадная лестница перенесена на новое место. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Восстановительные и реставрационные работы во дворце продолжаются по сей день.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: Екатерининский дворец (Большой)

Регистрационный номер: 781520388740176

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует

Фото и видео

Статьи с упоминанием этого места

Публикация

От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России

Барокко

Елизаветинское барокко

Смотрите также

Архитектура

Термы Камерона в Царском селе

Пушкин

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Екатерининский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Екатерининский дворец, вид со стороны Золотых ворот

Янтарная комната

Большой зал

Золотая анфилада (Комната парадных залов)

Лайонс-холл (акварель Луиджи Премацци, 1878 г. )

Арабесковый зал

Спальня Алексанера I (акварель Луиджи Премацци, 1855 г.)

Парадная лестница

Азиатская комната (фотография Андрея Зееста, 1917 г.)

Большой Царскосельский дворец, 1755-1761 (гравюра по рисунку Михаила Махаева)

Большой зал ночью

Экспозиция Екатерининского дворца (известного до 1910 года как Большой Царскосельский дворец) охватывает 300-летнюю историю этого выдающегося здания и представляет работу архитекторов, участвовавших в его строительстве и отделке в XVIII-XIX вв., а также с достижениями реставраторов, вернувших дворец к жизни после Второй мировой войны. Из 58 разрушенных за годы войны залов воссоздано 32.

В 1717 году, когда Санкт-Петербург создавался на берегу Невы, архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал руководить строительством первой каменной царской резиденции в Царском Селе, вошедшей в историю как «каменные палаты» Екатерины. I. В царствование императрицы Елизаветы (дочери Петра Великого и Екатерины I) в конце 1742 или начале 1743 года было принято решение о расширении здания. С конца 1748 по 1756 год строительством Царскосельской резиденции руководил Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), главный архитектор императорского двора. 10 мая 1752 года императрица Елизавета подписала указ о полной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Растрелли уже представлял свое новое творение венценосной фаворитке и иностранным послам.

Следующий этап в украшении парадных и жилых помещений приходится на 1770-е годы. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, была очарована искусством Древнего мира и хотела, чтобы ее апартаменты были отделаны в соответствии с современными вкусами. Она поручила эту задачу шотландскому архитектору Чарльзу Камерону (1743–1812), знатоку древней архитектуры. Интерьеры, созданные им в Зубовом флигеле и северной части дворца, отличаются утонченной красотой, строгим убранством и особенно изысканной отделкой.

В 1817 году по приказу императора Александра I архитектор Василий Стасов (1769 г.–1848) создал Государственный кабинет и несколько примыкающих к нему комнат, отделанных в стиле коммуны, – все эти комнаты были посвящены восхвалению блестящих побед, одержанных русской армией над Наполеоном в 1812 году и впоследствии.

Последнюю ноту в симфонии дворцовых парадных залов произвела новая Парадная лестница, созданная в 1860–63 годах Ипполито Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Екатерининский дворец, Царское Село, Санкт-Петербург

Екатерининский дворец назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого, правившей Россией два года после смерти мужа. Первоначально скромное двухэтажное здание, построенное по заказу Петра для Екатерины в 1717 году, Екатерининский дворец обязан своим удивительным величием их дочери, императрице Елизавете, которая выбрала Царское Село в качестве своей главной летней резиденции. Начиная с 1743 года, здание было реконструировано четырьмя разными архитекторами, прежде чем Бартоломео Растрелли, главному архитектору императорского двора, было поручено полностью перепроектировать здание в масштабе, сопоставимом с Версалем.

  • Екатерининский дворец в Царском Селе

  • Вид с воздуха на Екатерининский дворец в Царском Селе

  • Главный вход в Екатерининский дворец

  • Оформление фасада Екатерининского дворца в Царском Селе

  • jpg”>

    Золотые ворота двора Екатерининского дворца

Получившийся в результате дворец, завершенный в 1756 году, имеет почти 1 км в окружности, с искусно украшенными сине-белыми фасадами с позолоченными атлантами, кариатидами и пилястрами, спроектированными немецким скульптором Иоганном Францем Дункером, который также работал с Растрелли над оригинальными интерьерами дворца. . В царствование Елизаветы для украшения экстерьера дворца требовалось более 100 кг золота, избыток, о котором сожалела Екатерина Великая, когда она обнаружила, что на строительство были потрачены государственные и частные средства.

Интерьеры Екатерининского дворца не менее эффектны. Так называемая Золотая анфилада парадных залов, спроектированная Растрелли, особенно известна и является центром экскурсии по дворцу. Гости входят по Парадной лестнице, которая, хотя и органично вписывается в великолепие рококо интерьеров Растрелли, на самом деле датируется 1860-ми годами. С его богато украшенными перилами и лежащими мраморными амурами он дает представление о том, что грядет. Большой зал, также известный как Зал Света, имеет площадь около 1000 квадратных метров и занимает всю ширину дворца, так что с обеих сторон открывается великолепный вид. Большие арочные окна дают достаточно света, чтобы облегчить огромное количество позолоченной лепнины, украшающей стены, а весь потолок покрыт монументальной фреской под названием «Триумф России». Белая столовая, использующая те же приемы, но в меньшем масштабе, столь же роскошна, но, как и многие комнаты дворца, ее величие смягчается наличием в углу красивой традиционной бело-голубой изразцовой печи.

Другие достопримечательности Большой анфилады включают в себя Портретный зал, в котором находятся удивительно хорошие портреты Екатерины и Елизаветы, Картинную галерею, в которой почти каждый дюйм стены покрыт панелями, состоящими из 17 th и 18 th . полотна века и, конечно же, легендарная Янтарная комната.

Для создания этой необычной комнаты Растрелли использовал панели янтарной мозаики, изначально предназначенные для Янтарного кабинета в Кенигсбергском замке и подаренные Петру Великому Фридрихом-Вильгельмом I Прусским, и окружил их позолоченной резьбой, зеркалами, панелями из янтаря. созданные флорентийскими и русскими мастерами (всего 450 кг янтаря), а также мозаики из уральских и кавказских драгоценных камней. Комната была завершена в 1770 году. Из-за хрупкости использованных материалов для обслуживания и ремонта украшений постоянно нанимался смотритель, а капитальная реставрация проводилась трижды в 19 веке.

-й -й век. Комната использовалась для размещения значительной коллекции изделий из янтаря и китайского фарфора. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Царское Село, Янтарная комната была демонтирована за 36 часов и отправлена ​​в Кенигсберг под безвкусным предлогом исторической достоверности. Когда нацистская военная машина рухнула, панели были упакованы в ящики и вывезены из опасности, но их окончательная судьба неизвестна.

В 1982 году был отдан приказ начать воссоздание Янтарной комнаты, процесс, который занял более 20 лет и стоил более 12 миллионов долларов. Отреставрированная Янтарная комната, открытая в 2003 году президентом Владимиром Путиным и канцлером Герхардом Шредером, является поистине уникальным памятником и свидетельством кропотливой заботы мастеров, работавших над ней.

  • Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе

  • Деталь украшения Большого зала Екатерининского дворца

  • Зеленая столовая Екатерининского дворца

  • Интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе

  • Копия бального платья императрицы Елизаветы Петровны выставлена ​​в Екатерининском дворце.

  • Янтарная комната в Екатерининском дворце

Далее в Екатерининском дворце наиболее примечательны интерьеры так называемых Камероновских комнат, анфилады, украшенные в царствование Екатерины Великой ее любимым архитектором Чарльзом Камероном. Его склонность к классической симметрии и его превосходный вкус к цвету очевидны в очаровательной Зеленой столовой, первоначально приспособленной для сына Екатерины Павла, и восхитительной Голубой гостиной с бело-голубыми шелковыми обоями и великолепным расписным потолком. Более яркая, но не менее очаровательная, Китайская голубая гостиная также может похвастаться изысканными расписными шелковыми обоями с замысловатыми китайскими пейзажами.

Прежде всего благодаря Янтарной комнате Екатерининский дворец является одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга, и очереди в летние месяцы могут быть пугающими. Все посетители обязаны пройти экскурсию с гидом, которая проводится на русском языке, если иное не оговорено заранее.

Часы работы: Май и сентябрь: со среды по воскресенье с 12:00 до 17:00.
июнь – август: ср-вс 12.00-19.00; Понедельник: 12.00-20.00. Закрыто: вторник.
С октября по конец апреля Часы приема: с 10:00 до 17:00 со среды по воскресенье, с 10:00 до 20:00 в рабочие понедельники. Закрыто по вторникам и в последний понедельник каждого месяца.
Время входа для индивидуальных посетителей во время государственных и школьных каникул: 12.00-17.00 (12.00-20.00 по понедельникам). Все остальное время зарезервировано для организованных групп.
Билеты во Дворец включают плату за вход в Екатерининский парк и продаются с 10.00 только у двух входов в Екатерининский парк (Главный вход возле Лицея и Эрмитажная кухня). Ежедневное количество билетов ограничено.
Вход: 13.00-16.00: взрослые – 720 руб.; Студенты (с удостоверением личности), Школьники старше 16 лет – 360 руб.; Посетители до 16 лет – бесплатно. 12.00-12.40 и 16.20-18.40 (понедельник 16.20-19.40): взрослые – 520 руб.; Студенты (с удостоверением личности), Школьники старше 16 лет – 260 руб.; Посетители до 16 лет – бесплатно.
Аудиогид (английский, французский, немецкий, китайский): 150,00 руб.
Индивидуальная экскурсия с гидом – 5000 руб.: входной билет включает плату за парк, сопровождение во дворец через VIP-зал, экскурсию на английском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *